ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2010. № 3
Е.В. Добренькова, докт. социол. наук, проф., зав. лабораторией социальных проблем современного общества социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова*,
С.О. Елишев, ст.н.с. кафедры истории и теории социологии социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова**
ОБЩЕСТВЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА
В настоящее время возникла острая необходимость в институционали-зации общественной конфессиональной молодежной политики. Общественная конфессиональная молодежная политика должна быть осмыслена как "новая", четвертая модель общественной молодежной политики, представляющая собой общественную молодежную политику различных типов религиозных организаций и объединений; как традиционных конфессий (православия, ислама, буддизма и иудаизма), так и новообразованных.
Ключевые слова: молодежная политика, общественная молодежная политика, модели общественной молодежной политики, общественная конфессиональная молодежная политика.
Now there was a severe need information "konfessional" the public youth policy. "Konfessional" the public youth policy should be comprehended as "the new", fourth model of a public youth policy representing the youth public policy of various types of the religious organisations and associations; as traditional faiths (Orthodoxy, Islam, the Buddhism and a Judaism), and new growths.
Key words: the youth policy, the public youth policy, models of a public youth policy, "konfessional" the public youth policy.
Понятие "молодежная политика"
Молодежная политика как важный фактор общественного развития и социальных изменений представляет собой сложную, многозначную и многообразную систему отношений, состоящую из различных элементов и направлений деятельности.
Само понятие молодежной политики возникло и оформилось не так давно (в 1980—1990-е г. XX в.), в силу чего у ряда ученых и общественных деятелей до сих пор существуют определенные сомнения в обоснованности и целесообразности выделения и обособления молодежной политики как отдельной отрасли из самой политики, выступающей по отношению к ней родовым понятием. И хотя само понятие молодежной политики теоретически было
* Добренькова Екатерина Владимировна, e-mail: [email protected]
** Елишев Сергей Олегович, e-mail: [email protected]
институционализировано не так давно, однако вся история развития мировой и отечественной социально-политической мысли свидетельствует о том, что она представляет собой естественно возникшее и постоянно трансформирующееся и развивающееся явление, достигающее новых качественных перемен и состояний. Молодежная политика, по сути, существовала всегда, выступая своеобразным средством воспроизводства и преемственности социальной структуры общества и доминирующей в обществе ценностно-нормативной системы путем социализации новых поколений.
В 60—70-е г. XX в., до введения в научный и публицистический оборот термина "молодежная политика", в отечественной социологии молодежи рассматривались и разрабатывались основные обобщающие понятия и методы изучения молодежной тематики. Были сформированы представления о молодежи как объекте и субъекте социально-экономической и политической жизни советского общества, ее роли в социальной структуре общества, мерах профессиональной и политической социализации молодежи (как автономной социальной группы) в рамках развития социалистического общества, о ее атеистическом и коммунистическом воспитании. В 1980-е гг. в СССР после начала процесса институциона-лизации молодежной политики она стала рассматриваться как 1) "система идей, теоретические положения и директивы действия относительно места и роли молодого поколения в социалистическом обществе"; 2) "практическая деятельность партии, нашего государства, общественных организаций и других социальных институтов по реализации этих идей, положений и директив в целях формирования и развития молодежи, реализации ее творческих потенций в интересах строительства нашего общества"1.
После краха тоталитарного режима теоретические положения, в том числе определение молодежной политики, были подкорректированы и доработаны. В настоящее время молодежная политика стала рассматриваться в двух значениях: 1) как "отношение общества, различных его групп, слоев, социальных институтов к молодежи как социальной группе, а также самой молодежи к другим социальным группам, социальным институтам, ценностям общества"; 2) как "особое направление деятельности государства, политических партий, общественных объединений и других субъектов общественных отношений, имеющее целью определенным образом воздействовать на социализацию и социальное развитие молодежи, а через это на будущее состояние общества"2. Первоочередной задачей молодежной политики является создание усло-
1 Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек. М., 2006. С. 377.
2 Социология молодежи: Энциклопедический словарь. М., 2008. С. 264.
вий для развития и реализации способностей молодого человека и поколения не только в собственных интересах, но и в интересах общества в целом. Поэтому для выполнения поставленных целей и задач она призвана включать в себя все основные направления системы образования, культуры, физкультуры и спорта, здравоохранения, средств массовой информации и т.д.
И.М. Ильинский и его последователи активно продолжили разработку теоретических основ осуществления молодежной политики, которые и взяты нами за основу в рамках данной работы. Молодежную политику в зависимости от субъекта деятельности можно разделить на две составляющие — общественную молодежную политику и государственную молодежную политику.
"Общественная молодежная политика — это система идей, взглядов по поводу молодежи и ее роли в общественном развитии, а также практических действий различных структур гражданского общества, направленных на претворение этих идей и взглядов в жизнь в целях достижения общественных перспектив, одобряемых большинством народа"3. Концепция общественной молодежной политики, основываясь на представлениях о возможных путях развития гражданского общества в России, была сформулирована И.М. Ильинским как противовес слабой государственной молодежной политике 1990-х г., как своеобразная реакция-альтернатива курсу либеральных "реформ" ельцинского режима. Но поскольку до настоящего времени в России еще не сформировалось гражданское общество как естественный гарант стабильности курса развития страны и процветания, говорить о существовании в России какой-то одной, единой, целостной сознательно проводимой общественной молодежной политики не представляется возможным.
Обратимся к понятию "государственная молодежная политика". В соответствии с действующим законодательством, а именно гл. 1 "Основных направлений государственной молодежной политики в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Верховного Совета РФ № 5090-1 от 3 июня 1993 г., под государственной молодежной политикой подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических, организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных движений и инициатив.
Государственная молодежная политика как одно из направлений деятельности государственных органов призвана выражать в отношении к молодому поколению стратегическую линию государства, направленную на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на форми-
3 Ильинский И.М. Указ. соч. С. 290.
рование у молодых граждан патриотизма и уважения к истории и культуре отечества, к другим народам, соблюдение прав человека. Она являет собой способ регулирования государством межпоко-ленческих отношений, управления процессом преемственности поколений, наращивания человеческого потенциала в интересах людей и развития общества. Естественно, государственная молодежная политика — это общее дело не только государства, но и иных институтов политической системы общества: политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, корпораций. Без развития и дополнения себя общественной молодежной политикой государственная молодежная политика быстро формализуется, приобретая черты, свойственные государственной бюрократии.
Объектом государственной молодежной политики в соответствии с действующим законодательством являются граждане РФ, включая лиц с двойным гражданством, иностранных граждан и лиц без гражданства, в возрастной категории от 14 до 30 лет; молодые семьи (семьи в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничений продолжительности брака) при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего возраста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста); молодежные объединения.
В правовом ракурсе субъектами государственной молодежной политики являются государственные органы власти и управления и их должностные лица; молодежные объединения, их ассоциации, а также сами молодые граждане (см. "Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации").
В теории молодежной политики выделяются три субъекта и модели государственной молодежной политики: федеральные, региональные и муниципальные, каждые из которых имеют соответствующую специфику реализации. Государственная молодежная политика как межотраслевая сфера государственного управления вбирает в себя такие жизненно важные отрасли, как экономика, образование, здравоохранение, культура, физкультура и спорт, отдых. Она направлена на социальное становление, социализацию молодежи, формирование ценностных ориентаций молодежи.
Общественная молодежная политика призвана дополнять государственную молодежную политику, которая является приоритетной. Этот посыл и условие сохраняются до тех пор, пока государственная молодежная политика отвечает интересам общества и большинства народа. Когда государство работает против интересов общества и нации, то общество должно изменить, скорректировать этот курс и политику в нужном направлении, а если не получится, то изменить государство и систему властвования.
В теории принято выделять три субъекта общественной молодежной политики, определяющие соответствующие модели и разновидности молодежной общественной политики. Это политические партии, общественные объединения (организации), крупные хозяйственные организации (корпорации). Каждая из этих общественных сил (субъектов общественной молодежной политики) обладает различными ресурсами и возможностями, в зависимости от которых они и выстраивают свою модель молодежной политики. Модели молодежной политики в значительной степени ограничены правовыми, организационными, финансовыми, кадровыми возможностями субъектов общественной молодежной политики. Все эти субъекты активно участвуют и в реализации государственной молодежной политики.
Молодежная политика политических партий направлена на реализацию программ партий, в которых формулируются цели и задачи работы с молодежью, некая идеальная модель (нормативный образ) молодого человека, самой молодежи, которую партия стремится представить всему обществу как своеобразный эталон поведения. Направленность действий политических партий в молодежной политике определяется ее идеологией. Молодежная политика общественных объединений и организаций также определяется их программами и уставными документами. Молодежная политика крупных хозяйственных организаций (корпораций), как правило, разрабатывается в отношении молодой части сотрудников и связана с кадровой политикой и формированием корпоративной культуры. Обычно она затрагивает вопросы обеспечения жильем, повышения квалификации сотрудников, поддержки молодых семей и т.д. и является частью программы или ряда социальных программ.
На наш взгляд, сегодня целесообразно выделять уже не три, а четыре субъекта и соответственно модели молодежной общественной политики. "Новой" моделью общественной молодежной политики, дополнительно к перечисленным моделям, является общественная молодежная конфессиональная политика, играющая заметную роль в формировании ценностных ориентаций молодежи. Это молодежная политика традиционных для России религиозных конфессий (организаций, объединений) — православия, ислама, буддизма и иудаизма. Выделение их в качестве отдельного субъекта общественной молодежной политики определяется не только спецификой, характером, задачами, целями и направлениями их деятельности в сравнении со спецификой, с характером, задачами, целями и направлениями деятельности других общественных организаций и объединений. Кроме того, религиозные конфессии
по своему статусу, положению, деятельности в обществе фактически являются крупными хозяйственными корпорациями, которые не замыкаются только на государственные или окологосударственные структуры.
Реалии современной общественной молодежной политики
Рассматривая деятельность различных субъектов общественной молодежной политики в современной России, можно констатировать, что, за исключением общественной конфессиональной молодежной политики, общественная молодежная политика политических партий, общественных объединений (организаций), крупных хозяйственных организаций (корпораций) развита и активна в недостаточной степени.
Несмотря на наличие в нашей стране большого количества молодежных объединений и организаций, в том числе и политической направленности, среди них крайне мало объединений, созданных самой молодежью для реализации собственных интересов. Молодежные отделения различных политических партий или молодежные движения/организации политической направленности, формально осуществляющие реализацию прописанных уставных положений, на самом деле были созданы "старшими товарищами" для достижения и осуществления определенных политических целей и задач, реализации проектов агитационно-пропагандистской, выборной и иной направленности. Поэтому неудивительно однозначно индифферентное отношение к ним молодежи.
По данным исследования, проведенного в марте—апреле 2007 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда им. Ф. Эберта в Российской Федерации, лишь 18% молодых россиян что-то знают или слышали о деятельности существующих в России молодежных организаций и движений, 51 — не знает о них ничего, а 30% затруднились с ответом. Более 50% опрошенных не смогли или не захотели выразить свои симпатии каким-либо из существующих молодежных организаций и движений; 19 — затруднились с ответом; 11,9 — заявили о своей симпатии "Молодой Гвардии" "Единой России"; 6,3 — движению "Наши"; 2,8% — молодежной организации ЛДПР ("Соколы Жириновского"). Чуть больше 3% выразили свои симпатии либеральным организациям; от 4 до 5% симпатизируют левым молодежным организациям и примерно столько же — национал-патриотическим организациям4.
4 Молодежь новой России: ценностные приоритеты: Аналитический доклад Института социологии РАН в сотрудничестве с представительством Фонда им. Ф. Эберта в РФ. М., 2007 (http://www.isras.ru/analytical_report_Youth).
15 ВМУ, социология и политология, № 3
225
Характерно, что на определение позиции (симпатии или антипатии) по отношению к деятельности той или иной молодежной организации степень адаптивности молодежи к окружающей реальности значительно не влияет. Удовлетворенные своим материальным положением молодые россияне выражали свои симпатии к проправительственным организациям ("Молодая Гвардия" "Единой России", "Наши") в процентном соотношении не намного больше, чем оппозиционным организациям и движениям, что указывает на то, что реальную мотивацию ответов, по-видимому, определяли иные факторы — эмоции, интерес к персоналиям, идеологии, символике и т.д.5
Сегодня молодежные и детские общественные объединения в основном проходят стадию становления, что обусловлено особенностями исторического развития России в XX в., а именно тем, что после прихода к власти большевиков исчезло все многообразие молодежных и детских союзов, существовавших в России до 1917 г.
В условиях тоталитарного режима была создана единая централизованная система социализации детей и молодежи в советском обществе, которая осуществлялась "приводными ремнями" коммунистической партии — пионерской организацией и комсомолом. До периода перестройки это были единственные организации, монопольно занимающиеся социализацией подрастающих поколений советской молодежи, выполнением и осуществлением задач партии и активной подготовкой ее кадрового резерва, а потому их роль была очень значительна. Однако после падения тоталитарного режима и формальной ликвидации этих организаций опустевшая ниша так никем и не была заполнена. В то же время на примере целого ряда государств нетоталитарного типа, в которых существуют массовые молодежные организации, занимающиеся активной социализацией молодежи, становится очевидно, что достигнуть такого уровня при определенном желании вполне возможно.
Общественные молодежные объединения и организации крайне ограничены в ресурсах, а значит, неминуема борьба за освоение выделяемых средств у государственной "кормушки". Еще одной негативной особенностью их деятельности (как и в случае с политическими партиями) является то, что формально они были созданы для достижения тех или иных благих для молодежи целей. Реально их деятельность направлена в совсем иное русло и далека от декларируемой. «Имеются организации, созданные коммерческими структурами, получающими вследствие этого определенные дивиденды от государства или "отмывающими" с их помощью финансовые средства, полученные незаконным путем. Для части этих ор-
5 Там же.
ганизаций приоритетной стала другая задача, а именно добывание финансирования от влиятельных зарубежных и отечественных фондов, участие в конкурсах на получение грантов. Для других — обслуживание сомнительных групповых и коммерческих интересов»6.
В 2002 г. в Российской Федерации действовало более 427 тыс. молодежных и детских общественных объединений, из которых официальный статус юридического лица имело всего лишь 13%7. В Федеральный реестр молодежных и детских организаций, пользующихся поддержкой государства, в 2002 г. было включено 56 общественных молодежных организаций. "По оценкам экспертов, общее количество членов молодежных и детских общественных организаций (без студенческих профсоюзов) составляет порядка 2—3% от числа молодых людей в возрасте 14—29 лет. Эксперты из числа лидеров молодежных организаций называют более оптимистичные данные — около 5%, но эта цифра представляется завышенной"8. "Реально же членами молодежных общественных объединений является 4% российской молодежи"9. Среди крупных молодежных организаций (если судить по заявленной ими самими численности) следует отметить Российский Союз Молодежи (РСМ), Федерацию детских организаций, Российскую ассоциацию профсоюзных организаций студентов (РАПОС), Национальную организацию скаутов и др. В.А. Луков отмечает, что, "в отличие от советского времени, организованными формами молодежного и детского движения охвачена незначительная часть российской молодежи, молодежные детские и общественные объединения в основном действуют в административных центрах регионов, крупных городах"10.
Крупные хозяйственные объединения и корпорации осуществляют свою молодежную политику, как правило, в рамках определенных социальных программ, в целом решают узкие тактические задачи, обусловленные их возможностями и ресурсами. В условиях мирового финансового кризиса их деятельность, и так не очень заметная, скорее всего, будет минимальна.
Интересна динамика степени доверия молодежи государственным и общественным институтам в постсоветский период11. Получен-
6 Молодое поколение России. Проект Доктрины. М., 2008. С. 47.
7 Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год. М., 2003. С. 120.
8 Манько Ю.В., Оганян К.М. Социология молодежи. СПб., 2008. С. 189.
9 Молодежные и детские общественные объединения: проблемы преемственности деятельности и исследований. М., 2002. С. 1.
10 Социология молодежи: Энциклопедический словарь. С. 266.
11 См.: Зубок Ю.А., Чупров В.И. Социальная регуляция в условиях неопределенности. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008. С. 110.
ные результаты (положительные и отрицательные оценки) указывают на общую тенденцию роста недоверия молодежи подавляющему большинству государственных и общественных институтов в постсоветский период. В период президентства Б.Н. Ельцина в молодежной среде преобладало и все нарастало крайне негативное отношение ко всем институтам государства, за исключением церкви и армии. С избранием Президентом В.В. Путина ситуация в корне изменилась: если в 1999 г. 78,1% не доверяли институту президентства, то уже в 2002 г. 37,1% доверяли президенту, а в 2006 г. таких было уже 49,2%. С 2002 по 2006 г., когда в стране была некоторая стабильность, налицо рост доверия молодежи ко всем без исключения государственным и общественным институтам (с -18,8% в 2002 г. до -7,1% в 2006 г.), институты президентства и церкви оцениваются уже в положительных показателях (с +4,8% в 1996, 1999 гг. до +22,4 в 2002 г. и +27,6% в 2006 г.). Оценка других институтов сохраняет отрицательные значения (политических партий (-46,1%), Государственной Думы (-24,6%), милиции (-29%), профсоюзов (-19,6), руководителей предприятий (-18,0%)).
Недоверие молодежи к большинству субъектов молодежной политики (за исключением церкви) может косвенным образом указывать на эффективность проводимой в России конфессиональной молодежной политики (которая, впрочем, не сводится исключительно к деятельности Русской православной церкви).
Институционализация конфессиональной
молодежной политики
Религия — "одна из жизненных функций общества", которая находится "в неразрывной связи со всеми остальными областями социальной жизни, со всей совокупностью жизненных функций того или иного общества в его конкретно-исторической обусловленности. Общество, сама способность людей вступать в общение и взаимодействовать, вести общие дела, воспринимать и сообщать действие невозможны без соединяющих их общих понятий и целей, без разделяемых всеми или большинством чувств, интересов, стремлений. Одной из связей, объединяющих людей в исторически разнотипные общества, является связь нравственная, сознание духовного единства, воспитываемое общей жизнью и совместной деятельностью, общностью исторических судеб народа и его инте-ресов"12.
Религия как значимый социальный институт, устанавливающий связь между обществом и содержанием культуры, выполняет четыре типа функций: 1) значения или смыслополагания существования;
12 Гараджа В.И. Социология религии. М., 2007. С. 14.
2) принадлежности к той или иной общности или культуре (относящиеся преимущественно к личности); 3) социальной интеграции и стабильности; 4) сакрализации культурных ценностей, главным образом этических (относящихся к социальным структурам и культурной системе)13.
По мнению В.И. Гараджи, с первой половины 1990-х гг. стало "интенсивно нарастать конфессиональное многообразие в религиозной панораме России. Количество религиозных направлений, исторически укорененных в российском обществе, возросло по отношению к настоящему времени от примерно 25 до почти 70. Однако традиционные для нашей страны религии сохраняют лидерство по числу последователей: как показывают исследования, исповедующие православие составляют, по разным данным, 58—61%, мусульмане — 5—7, католики и протестанты — 2%. Приверженцы неизвестных прежде в России религиозных течений (Новоапостольская церковь, мормоны, вера Бахаи и др.), а также религиозных новообразований (Церковь объединения Муна, АУМ Сенрике, Церковь Последнего завета, неоязычники и т.п.) при всей миссионерской активности их адептов составляют незначительное мень-шинство"14.
Выделение общественной конфессиональной молодежной политики в качестве отдельной модели общественной молодежной политики из модели общественной молодежной политики общественных организаций и объединений является, на наш взгляд, явлением естественным, поскольку институт церкви является не только самым древним институтом социализации молодежи. Он по своему значению, влиянию на жизнедеятельность и функционирование общества, культуры, нации, государства является институтом, ничем не уступающим институту государства, а по ряду категорий, например в сфере формирования ценностных ориента-ций молодежи, и преобладающим. По своему значению в процессе социализации молодежи конфессии как субъект общественной молодежной политики однозначно превосходят политические партии, движения, общественные объединения и организации, крупные хозяйственные организации (корпорации) и являются не только ведущим субъектом общественной молодежной политики, но и полноправным и равнозначным партнером государства в деле осуществления молодежной политики.
Общественная конфессиональная молодежная политика представляет собой молодежную общественную политику различных типов религиозных организаций и объединений — как традиционных конфессий, так и новообразований. Следует отметить, что
13 Там же. С. 197.
14 Там же. С. 327.
термин "конфессиональная" в обозначении этой модели общественной молодежной политики привнесен нами сознательно и целенаправленно, поскольку именно этот, на наш взгляд, "нейтральный" термин отображает всю внешнюю сторону многообразия религиозной жизни, которая сложилась в сложнейшую систему исторически традиционных религий и нетрадиционных вероучений. Использование этого термина позволит снять и преодолеть некоторые нестыковки в научной типологии и классификации религиозных организаций и объединений, а также выйти за рамки сухого и поверхностного законодательного определения понятия религиозных организаций и объединений (содержащегося в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях"15), не отображающего всех аспектов и многообразия религиозной жизни современного российского общества.
В настоящее время институт религии является единственным институтом социализации, который (в сравнении с другими) по-прежнему и даже со все более возрастающей активностью выполняет возложенные на него функции, особенно в области формирования ценностных ориентаций. Поскольку, как уже было сказано, в России пока не сложилось гражданское общество, а господствуют стандарты общества потребления, нет четко сформулированной национальной идеи, стратегии национального развития, государство и иные субъекты общественной молодежной политики (политические партии, общественные организации, объединения, хозяйственные организации (корпорации)) неспособны должным образом влиять на формирование ценностных ориентаций современной российской молодежи и отвечать на вызовы времени. И только религиозные организации оказываются способны на это. Государство, политические партии, общественные и хозяйственные организации демонстрируют потребительское отношение к молодежи, стремятся использовать ее для достижения своих узких целей. В остальное время они, как правило, редко вспоминают о ней. Активизация государственной молодежной политики началась лишь после осуществления "цветных" революций в сопредельных государствах, когда опасность пренебрежения интересами молодежи проявилась очень четко.
15 В соответствии со ст. 6 и 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях" религиозными объединениями и организациями признается "добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры" и (для религиозного объединения) "обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей", (для религиозной организации) "в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица".
Ради преодоления нравственного кризиса и духовного опустошения необходимо координировать усилия всех субъектов молодежной политики — конфессий, государства и общественных институтов. Размышляя о взаимоотношениях конфессий, государства и иных общественных институтов в условиях светского государства, было бы наивно надеяться на возвращение к исторически свойственной России концепции симфонии церкви и государства (конфессий и государства), ибо в современных условиях она невозможна. Однако государственным и общественным институтам не стоит забывать о ведущей роли традиционных конфессий в духовно-нравственной сфере и в процессе формирования ценностных ориентаций.
По мнению В.И. Добренькова, "без опоры на религию в современной России нельзя бороться с деморализацией и духовным опустошением. В сфере морали необходимо опираться на общечеловеческие нормы нравственности, провозглашенные ведущими конфессиями страны — православием, исламом, буддизмом и другими религиями. В первую очередь пропагандой духовно-нравственного возвышения должна быть охвачена молодежь и дети. Комплекс мер по духовно-нравственному оздоровлению предполагает кардинальное изменение политики средств массовой информации (и прежде всего телевидения), которые должны исключить демонстрацию сцен насилия, секса, проповеди аморализма и бездуховности. Следует также скорректировать образовательные программы в средней и высшей школе, построив их на наших традиционных ценностях"16.
Необходимо использовать богатый опыт традиционных конфессий в идейной консолидации нации, преодолении социальной диверсификации, в противостоянии чуждым деструктивным ценностям. "Светские" субъекты молодежной политики должны осуществлять свою деятельность по социализации молодежи и формированию ее ценностных ориентаций совместно с традиционными конфессиями. Это касается не только необходимости введения общественной цензуры за деятельностью СМИ, киноиндустрии и издательств (для пресечения пропаганды аморального образа жизни, безнравственности, господства антиценностей в сознании молодых россиян), но и активной пропаганды традиционных ценностей и устоев жизнедеятельности нашего общества. Совместными усилиями должна быть сформирована идеология, система философских, духовно-нравственных ценностей, которая определила бы стратегическую цель, идеал развития нашего общества, нации и государства, создала их идентичность и способствовала эффективности проведения молодежной политики.
16 Добренькое В.И. России необходима национальная идеология // Социология. 2006. № 3—4. С. 17.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Булкин А.Н. Социально-философские аспекты ценностного ориентирования молодежи: Автореф. дисс. ... канд. филос. Наук. Ставрополь, 1997.
Воробьев Г.Г. Молодежь в информационном обществе. М., 1992.
Гараджа В.И. Социология религии. М., 2007.
Глазунов И.В. Региональные особенности институционализации государственной молодежной политики в современной России: Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2007.
Добреньков В.И. России необходима национальная идеология // Социология. 2006. № 3—4.
Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. М., 2007.
Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001.
Ильинский И.М. Образование, молодежь, человек. М., 2006.
Казьмина О.Е. Конфессиональный состав населения России // Народы и религии мира (http://cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml).
Концепция молодежной политики в Российской Федерации: проект // Проблемы развития человеческого потенциала в деятельности Совета Федерации (наука, образование, культура): Аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ. 2001. № 10 (141).
Молодежь: будущее России. М., 1995.
Молодежь России: тенденции и перспективы. М., 2000.
Молодое поколение России. Проект Доктрины. М., 2008.
Политическая активность молодежи. Результаты социологического исследования. М., 2009.
Принципы и ценности молодежи — 05.08.2002. Опрос молодежи // http://bd.fom.ru/report/map/youth/d047702
Российская молодежь: проблемы и решения. М., 2005.
Социальный потенциал молодежи. М., 2009.
Таранцов М.А. Региональная молодежная политика. Взаимодействие государственных органов и общественных организаций в разработке и реализации региональной государственной молодежной политики: вторая половина 80-х — начало 90-х гг. XX в. М., 1996.
Ценности в современной России: итоги экспертного исследования // http://www. salvador-d.ru/files/cennosti.ppt
Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодежь в общественном производстве. М., 2000.