Научная статья на тему 'О сущностных характеристиках понятий «Компетентность» и «Компетенция»'

О сущностных характеристиках понятий «Компетентность» и «Компетенция» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / COMPETENCE APPROACH / OF COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загревская А. И., Загревский О. И.

Рассматриваются различные определения понятий «компетенция», «компетентность» и их компонентный состав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE ESSENTIAL CHARACTERISTICAL OF THE CONCEPTS OF «COMPETENCE» AND «COMPETENCE»

This article discusses the various definitions of «competence» and their component composition

Текст научной работы на тему «О сущностных характеристиках понятий «Компетентность» и «Компетенция»»

УДК 378

A.И. Загревская, A.I. Zagrevskaya, e-mail: A. [email protected] О.И. Загревский, O.I. Zagrevsky, e-mail: O. [email protected] Томский государственный университет, г. Томск, Россия

Tomsk state university, Tomsk, Russia

О СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ ПОНЯТИЙ «КОМПЕТЕНТНОСТЬ» И «КОМПЕТЕНЦИЯ»

ABOUT THE ESSENTIAL CHARACTERISTICAL OF THE CONCEPTS OF «COMPETENCE» AND «COMPETENCE»

Рассматриваются различные определения понятий «компетенция», «компетентность» и их компонентный состав.

This article discusses the various definitions of «competence» and their component composition

Ключевые слова: компетентность, компетенция, компетентностный подход

Keywords: competence, of competence, competence approach

Первоочередная задача спортивной науки - поиск наиболее эффективных путей, форм, средств, методов, методик физического воспитания детей, подростков, студенческой молодежи, в том числе в системе высшего образования. При этом модернизацию физкультурно-спортивного образования в высшей школе необходимо осуществлять в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения, т.е. на основе компетентностного подхода.

Компетентностный подход как некая системная концепция описания образованности человека стал интенсивно развиваться в конце 90-х годов ХХ-го века и в первые годы XXI-го века под воздействием влияния моделей образования в Западной Европе и США, в том числе, развернувшегося в конце 90-х годов ХХ-го века Болонского процесса. Авторитетные исследователи изменений российской системы образования указывают на сложность в трактовке понятий «компетентность» и «компетенция» (лат. competens, competentis - компетентный, надлежащий, способный, знающий, сведущий в определенной области), которые содержательно до сих пор не определены (Г. А. Лукичев, 2002, 2005;

B.И. Байденко, 2003, 2004; И.А. Зимняя, 2003). В исследованиях авторов эти понятия либо отождествляются, либо дифференцируются.

Если эти два понятия отождествляются, то компетенция (так же и компетентность) определяется как:

- способность делать что-либо хорошо или эффективно;

- соответствие требованиям, предъявляемым при устройстве на работу;

- способность выполнять особые трудовые функции (Глоссарий терминов рынка труда,

1997).

Отождествляя эти понятия, исследователи подчеркивают именно практическую направленность компетенций: «Компетенция является, таким образом, сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике» (В.С. Леднев, Н.Д. Никандров, М.В. Рыжаков, 2002, с. 59), а «Компетентностный подход предполагает значительное усиление практической направленности образования» (В.А. Болотов, В.В. Сериков, 2003, с. 24). По мнению И.А. Зимней (2006), эта же позиция неразграничения понятий «компетенция» и «компетентность» характерна и для большинства зарубежных исследователей этой проблемы.

Однако большинство специалистов рассматривает эти понятия как самостоятельные категории.

По нашему мнению под компетенцией понимается способность человека применять имеющиеся знания на практике в нестандартной ситуации, акцентируя внимание на деятельностном ее аспекте. Любая компетенция интегративна по своей сути, поскольку её наличие определяется не объемом усвоенной информации, а системой освоенных, и опробованных в действии методов поиска недостающих знаний на основе интеграции имеющихся. Она определяет способность человека продуктивно действовать в ситуации отсутствия конкретного умения. Тогда компетенция проявляется как возможность создания новых способов действия. Компетенции являются основным содержанием компетентности. Они базируются на отдельных сторонах личности человека, выработанной готовности к конкретному действию, на сформированной ценностной ориентации. Компетентность - это ин-тегративная личностная характеристика специалиста, которая складывается из системы взаимосвязанных и взаимообусловленных компетенций.

Анализ сущностных характеристик компетенции и их компонентного состава показывает, что в самом общем виде любая компетенция складывается из трех основных компонентов:

- когнитивного, связанного со знаниями и способами их получения;

- интегративно-деятельностного, определяющего процесс становления умений на основе полученных знаний и способов реализации этих умений, а также обеспечивающего «перевод», имеющихся знаний и умений в другие знаковые системы, что позволяет адаптировать их к новым условиям и профессионально действовать в новых ситуациях;

- личностного, представляющего собой мотивы и ценностные установки личности, проявляющиеся в процессе реализации компетенции.

Определяющим, системообразующим компонентом любой компетенции выступает личностный, выражающийся, прежде всего, в отношении к осуществляемой деятельности. Именно он оказывает существенное влияние на динамику развития компетенций (И.Н. Елисеев, 2010).

В.И. Байденко, Б. Оскарссон (2002) отмечают, что во всех определениях компетенций и компетентности отражается (предчувствуется) спонтанно происходящий общесистемный (парадигмаль-ный) сдвиг образования от содержательно-знаниево-предметной (дисциплинарной) парадигмы к новой ориентации на вооружение личности готовностью и способностью к эффективной жизнедеятельности в широком поле различных контекстов. Компетентностный подход в образовании есть приведение последнего в соответствие с новыми условиями и перспективами - это возникновение стратегической установки образования, включая высшее, на адекватность.

Возвращаясь к определениям понятий «компетенция» и «компетентность» отметим, что понятие компетентности включает не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки. Компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции. По мнению И.А. Зимней (2006), основанный на компетентности подход (а не на компетенции) характеризуется как усилением собственно прагматической, так и гуманистической направленности образовательного процесса и не противоречит формированию общей культуры личности в системе образования. В то же время автор отмечает, что компетентностный

подход имеет статус «рамочной конструкции», реализующей формализацию движения от «цели» к «результату» в образовании, причем от «цели» к «результату» в достаточно формально-операциональном виде, т.е. в таком виде, который можно измерить на аттестационных испытаниях.

Ориентация на результаты обучения означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завершится образовательный процесс для каждого студента. Очевидно, что подобная постановка вопроса переносит акцент с намерений и задач преподавателя на реальные достижения обучающихся.

В заключении можно отметить следующее. Внутри компетентностного подхода, реализуемого в системе образования, выделяются два базовых понятия: компетенция и компетентность. При этом компетенция рассматривается как отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере, а компетентность соотносится с владением, обладанием человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетентностный подход в системе высшего образования при определении его результатов ориентирован на:

- практику применения знаний, выработку операциональной, технологической составляющих, а не только на сами знания (не только «что», но и «как»);

- сложную, интегративную (когнитивно-эмоциональную, ценностно-мотивационную, регулятивную) природу результата образования;

- формируемость личностного качества как сложного новообразования.

Компетентностный подход по своей функции дополняет системодеятельностный, знаниецен-тричный, культуроцентричный подходы к раскрытию качества высшего образования и не противоречит формированию общей культуры личности.

Библиографический список

1. Байденко, В. И. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса / В. И. Байденко, Б. Оскарссон // Профессиональное образование и формирование личности специалистов : научно-методический сборник. - М., 2002. - 176 с.

2. Байденко, В. И. Болонские реформы: некоторые уроки Европы / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. - 2004. - № 2. - С. 14-19.

3. Байденко, В. И. Болонский процесс и высшая школа России: время выбора / В. И. Байденко // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 1. - С. 2-7.

4. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

5. Глоссарий терминов рынка труда, разработки стандартов образовательных программ и учебных планов. Европейский фонд образования. - ЕФО, 1997. - 263 с.

6. Елисеев, И. Н. Методы, алгоритмы и программные комплексы для расчёта характеристик диагностических средств независимой оценки качества образования : монография / И. Н. Елисеев. -Новочеркасск : Лик, 2010. - 316 с.

7. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции новая парадигма результата образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

8. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования?: теоретико-методол. аспект / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня: реформы, нововведения, опыт. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

9. Леднев, В. С. Государственные образовательные стандарты в системе общего образования: теория и практика / В. С. Леднев, Н. Д. Никифоров, М. В. Рыжаков. - М., 2002. - 384 с.

10. Лукичев, Г. А. Высшее образование и рынок труда: новая парадигма взаимодействия/ Г. А. Лукичев // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 6. - С. 30-33.

11. Лукичев, Г. А. Динамика Болонского процесса / Г. А. Лукичев // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 3.- С. 32-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.