ТЕЗИСЫ / SHORT MESSAGES
УДК 159.99
DOI: 10.22412/1993-7768-11-3-12
О сущностных характеристиках феномена одаренности
Ивлева Марина Левенбертовна*, доктор философских наук, кандидат психологических наук, профессор, заведующий
кафедрой социальной философии, [email protected]
*Российский университет дружбы народов, Москва, Российская Федерация
Аннотация. В статье ставится и решается актуальная для современного психологического знания задача общеметодологического характера - концептуального оформления понятия одаренности. Решение этой задачи позволит создать целостную систему исследования феномена одаренности, которая смогла бы адекватно отобразить его качественное своеобразие. Гипотеза исследования состояла в том, что поставленная задача может быть решена путем использования ряда познавательных процедур, в частности, таких как анализ понятийного аппарата, обозначение границ феномена одаренности и выделение основных подходов к его познанию. Избранная методология позволила установить, что понятие одаренности отражает, с одной стороны, не в полной мере теоретически отрефлексированное понимание сущностных характеристик одаренности, а с другой, устоявшиеся в психологии многочисленные и разнообразные представления об этом феномене. В силу наличия ряда смежных понятий границы анализируемого в статье понятия оказываются размытыми, что делает значимой задачу детального анализа смысловой структуры одаренности, которая складывается из предложенного автором перечня его определяющих характеристик. Данный подход обладает серьезным эвристическим потенциалом, позволяет выявить причины многообразия подходов к исследованию одаренности как целостной системы и таким образом существенно расширить возможности его познания. Выделенные в результате исследования подходы по-разному трактуют одаренность, ее природу и структуру. Этот факт подтвердил предположение о том, что наличие огромного числа теорий одаренности является следствием не только и не столько существующих многообразных проявлений феномена одаренности. Речь следует вести о различиях философских оснований этих подходов.
Ключевые слова: сущностные характеристики, феномен одаренности, подход, смысловая структура Для цитирования: Ивлева М.В. О сущностных характеристиках феномена одаренности // Сервис plus. Т. 11. 2017. № 3. С. 100-104.
Статья поступила в редакцию: 28.04.2017. Статья принята к публикации: 26.06.2017.
On the essential characteristics of the phenomenon of giftedness
Marina L. Ivleva*, Dr. Sci. (Philosophy), Cand. Sci. (Psychology), Prof., [email protected], *Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russian Federation
Abstract: The article poses and solves the problem of a general methodological character, topical for modern psychological knowledge - the conceptual design of the notion of giftedness. The solution of this problem will allow to create an integral system of investigation of the phenomenon of giftedness, which could adequately reflect its qualitative uniqueness.
The hypothesis of the research was that the task could be solved by using a number of cognitive procedures, in particular, such as analyzing the conceptual apparatus, identifying the boundaries of the phenomenon of giftedness, and highlighting the basic approaches to its cognition.
The chosen hybrid methodology that includes elements of logical and semantic analysis, made it possible to establish that the notion of giftedness reflects, on the one hand, not a fully theoretically reflected understanding of the essential characteristics of giftedness, and, on the other hand, established in the psychology numerous and diverse ideas about this phenomenon. Due to the existence of a number of related concepts, the boundaries of the concept analyzed in the article
appear to be blurred, which makes the task of detailed analysis of the semantic structure of giftedness significant, while giftedness itself consists of the list of defining characteristics proposed by the author.
This approach has a serious heuristic potential, allows us to identify the reasons for the diversity of approaches to the study of giftedness as an integrated system, and thus significantly expand the possibilities of its cognition. The approaches identified in the research result in different interpretations of giftedness, its nature and structure. This fact confirmed the assumption that the existence of a huge number of theories of giftedness is a consequence of not only diverse manifestations of the phenomenon of giftedness. We should talk about the differences between the philosophical foundations of these approaches.
Key words: essential characteristics, phenomenon of giftedness, approach, semantic structure
For citation: Ivleva M.L. On the essential characteristics of the phenomenon of giftedness. Service plus, vol. 11, no. 3, 2017, pp. 100-104.
Submitted: 2017/04/28.
Accepted: 2017/06/26.
Введение
Если рассматривать психологическое знание об одаренности как систему с присущими ей свойствами целостности и организованности, возникает следующая картина. Имеет место огромное разнообразие теорий одаренности, а само понятие одаренности концептуально не оформлено и не имеет четких параметров [1]. В подобной ситуации актуальной представляется задача философской рефлексии над понятием «одаренность» с тем, чтобы обозначить границы феномена одаренности и на этой основе выделить основные подходы отечественной и зарубежной психологии в его исследовании.
В психологической науке выработано более или менее четкое представление о феномене одаренности, хотя следует признать, что имеющиеся определения одаренности порой не согласуются между собой, поскольку в их основе лежат принципиально разные мировоззренческие и философские предпосылки. Причем эти предпосылки в большинстве случаев используются учеными неосознанно, стихийно. Кроме того, в большинстве из них ведется речь о внешних проявлениях одаренности. Если же вести речь о понимании сущностных характеристик одаренности, то ситуация такова: в социально-гуманитарных науках знание относительно его особенностей можно охарактеризовать как теоретически неотрефлексированное и неявное. На наш взгляд, одной из причин, обусловивших подобное положение дел, является наличие достаточно большого количества логически и содержательно связанных с понятием одаренности других понятий. Среди этих понятий наиболее близко стоят такие, как талант, способности, креативность, задатки, творчество, индивидуальность, развитость, интеллект, особенность. Ситуацию «нагружает» и присутствие в языке понятий, определяющих различные виды и типы одаренности, которые находятся в отношении подчинения к анализируемому понятию.
Теория и методы
На основе проведенного нами логического и семантического анализа употребления понятия «одаренность» в современной психологии была выделена смысловая структура этого понятия, что позволило не только уточнить данный термин, но и с некоторой долей условности отграничить анализируемое понятие от перечисленных выше смежных с ним понятий. Эта структура включает в себя совокупность ряда определяющих характеристик.
Предлагаемый нами перечень выделенных сущностных характеристик одаренности не является конечным и может быть расширен за счет включения и других ее структур, векторов, свойств и т.п., которые задают смысловое пространство понятия «одаренность». Хотелось бы подчеркнуть не использованный в полной мере эвристический потенциал приводимого ниже перечня в осмыслении анализируемого феномена, поскольку выделенные в результате проведенного концептуального анализа сущностные характеристики одаренности позволяют иначе взглянуть на смысловую структуру самого понятия одаренности. Она может быть представлена в виде некоторого ядра, включающего доминирующие субзначения концепта одаренности, которые присутствуют в научном сознании, и многообразной смысловой палитры связанных с концептом одаренности понятий, о которых речь шла выше.
Модель
Одним из возможных вариантов перечня сущностных характеристик одаренности может стать следующий:
1. Взаимосвязь врожденного и приобретенного, наследственного и средового факторов в развитии одаренности обусловливает его соотнесенность с понятиями задатки и способности. В структуре одаренности следует отметить важную роль анатомо-
101
физиологических задатков и сенсорно-перцептивных компонентов, характеризуемых повышенной чувствительностью.
2. Связь с формированием человека как личности и субъекта деятельности. Одаренность - это деятельное выражение субъектности, поскольку она является как предпосылкой для дальнейшего развития способностей и задатков, так и результатом их развития, а также может проявиться только в развитии.
3. Предметно-деятельностная специализация одаренности как результат тесной связи с деятельностью, выступающей исходной основой, определяющей ее развитие и функционирование в различных формах и, как следствие, выражающейся в различных видах одаренности ( артистическая, техническая, математическая и т.п.. ).
4. Связь одаренности с понятием «интеллект» обусловлена особой ролью в структуре одаренности интеллектуальных способностей как ее универсальной характеристики. Исследования подтвердили, что достижение высокого результата возможно благодаря таким начальным, структурным условиям, как интеллектуальные и мыслительные возможности, которые позволяют оценивать новые ситуации и решать новые проблемы; характеризуются пониманием сущности задач и проблемных, ситуаций; быстротой решений, оценок, прогнозов.
5. Следующая универсальная характеристика одаренности - творческий компонент, который проявляется через изобретательность, находчивость, многовариантность решений; связь с саморазвитием, самовыражением, самоактуализацией.
6. Еще одна сущностная характеристика одаренности, выступающая в качестве обязательного условия ее развития, - мотивационный компонент, выражающийся в доминировании интересов и мотивов к соответствующей деятельности; эмоциональная погруженность в деятельность, стремление заниматься ею.
7. Одаренность проявляется и через высокий уровень продуцирования новых образов, фантазию, воображение, что существенно повышает продуктивность деятельности, главным образом, инновационной деятельности.
8. Огромное значение в структуре одаренности отведено эмоционально-волевым структурам, предопределяющим длительные доминантные ориентации; ее искусственное поддерживание; удовольствие и эстетическую удовлетворенность как от самого процесса деятельности, так и от его результатов; волю к достижению успеха, перфекционизм.
9. Проявления одаренности представлены на всех уровнях психической организации человека, многообразны и комплексны. Саму одаренность можно рассматривать в качестве предпосылки формирования таких мак-
рохарактеристик человека, как личность и индивидуальность, в которых отражается его социальная сущность, и индивид и субъект, в которых отражаются его природно-биологическую сущность.
10. Наконец, еще одна важная характеристика одаренности - ее существенная роль в формировании как интегрирующих, объединяющих отношений человека с окружающей его во времени и пространстве биосоциальной средой как индивида и личности, так и в формировании дифференцирующих, отделяющих его от природной и социальной среды отношений, характеризующих человека как индивидуальность и субъект.
Полученные результаты
Как известно, на современном этапе развития психологической науки существует множество различных теоретических моделей одаренности, однако в большинстве из них практически все элементы смыслового пространства понятия «одаренность», соответствующие перечисленным выше сущностным характеристикам, в той или иной форме представлены. Отсутствие одного или нескольких из этих элементов может свидетельствовать о несформированности теории или теоретической модели одаренности. Таким образом, обозначенные в работе характеристики одаренности могут выступать в качестве самостоятельных критериев классификации, типологиза-ции и оценки многочисленных и разнообразных теорий одаренности.
Еще одним основанием для классификации подходов к одаренности следует признать характер связи между одаренностью и смежными с ней понятиями. По нашему мнению, среди исследователей, затрагивающих данную проблему, наиболее распространенными можно признать три точки зрения. Согласно первой, которая условно именуется нами монистической, связь носит жестко однозначный характер, понятия отождествляются, отрицается своеобразие одаренности как особого явления [2], [3]. Вторая точка зрения практически отрицает первую, придавая каждому из понятий исключительное значение, не пытаясь найти точки соприкосновения, взаимозависимости, переплетения. Думается, что ее можно назвать параллелизмом [4]. Что касается третьей, последней позиции, ее представители реализуют подход к определению одаренности на основе принципов взаимодействия, взаимовлияния и системности [5].
И еще один важный результат использования определяющих характеристик одаренности - возможность выделения на этой основе различных научных подходов, которые базируются на разных философских основаниях, отражая различные аспекты феномена одаренности (разные проявления его сущност-
102
ных характеристик). Соответственно эти подходы дают и разные ответы на вопросы о природе и структуре одаренности, и, как следствие, позволяют выстраивать разные стратегии обучения и развития одаренных [6]. Нам удалось выделить следующие группы подходов [7].
I. Подходы, основанные на трактовке одаренности как природной данности, онтологического феномена, представляющего собой сумму задатков. На этой основе происходит выделение задатков и дифференциация способностей, типов одаренности. Эти подходы опираются на «демокритовскую» линию развития философских оснований психологической концепции одаренности (Дж. Гилфорд [8], Б.М.Теплов [9], А.М.Матюшкин [10], Дж. Гал-лахер [11] и др.).
II. Подходы, в рамках которых одаренность рассматривается как генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии, то есть как потенциал, который может актуализироваться при определенных условиях, не зависящих от самого субъекта. Представителями этих подходов, продолжающих кросс-парадигмальную линию Аристотеля с его идеей актуализации потенциальных возможностей, являются С.Л. Выготский [12], Ю.Д. Бабаева [13], С.Каплан [14] и др.
III. Так называемые «трансценденталистские» подходы (А.А. Мелик-Пашаев [15], В.И.Панов [16] и др.), продолжающие «платоновскую» линию развития философ-
ских оснований. В качестве определяющего условия формирования и развития одаренности авторами этих подходов рассматривается творческая природа психики и одаренности, которая актуализируется во взаимодействии со средой, причем, в отличие от других подходов, допускается способность субъекта активно формировать среду.
Заключение
Причина многообразия подходов к исследованию одаренности и существования многочисленных теорий в психологии заключается, на наш взгляд, не только в многообразии проявлений феномена одаренности, но и в различии познавательных установок исследователей, неявно принимаемых ими онтологических пресуппозициях, гносеологических и социоантропологических предпосылках, ценностных установках, в основе которых, в свою очередь, лежит различие философских оснований этих подходов [17].
Подводя итоги, следует отметить, что использование предложенного в работе перечня сущностных характеристик одаренности открывает новые перспективы исследования взаимоотношений между одаренностью и смежными понятиями и существенно расширяет возможности истолкования сущности анализируемого феномена и тем самым его познания.
Литература
1. Баграмянц М.Л. Психология одаренности: теория, эксперимент, практика. Учебное пособие. М.: МГТУ «МАМИ», 2003.
2. Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York: McGrow-Hill. 1967.
3. Joyce VanTassel-Baska. Theories of Giftedness: Reflections on James Gallagher's Work // Journal for the Education of the Gifted. Vol. 38, Issue 1, February 10, 2015. P. 18-23.
4. Теплов Б. М Способности и одаренность // Избранные труды. М.: Издательство «Педагогика», 1985. Т.1. С. 1541.
5. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.
6. Majed M. AL-Khayat, Mosa A. AL-Hrout, Mizyed A. Hyassat. Academically Gifted Undergraduate Students: Their Preferred Teaching Strategies // International Education Studies. Vol. 10, No 7. 2017. P.155 - 164.
7. Ивлева М.Л. Формирование психологической концепции одаренности: теоретико - историческое исследование. М.: МГТУ «МАМИ», 2008.
8. Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York: McGrow-Hill. 1967.
9. Теплов Б. М Способности и одаренность // Избранные труды. М.: Издательство «Педагогика», 1985. Т.1. С. 1541.
10. Матюшкин A. M. Загадки одаренности. Проблемы практической диагностики. М: Школа-пресс. 1993.
11. Mary Ruth Coleman, Shelagh A. Gallagher. Dr. James Gallagher: Pragmatist, Pioneer, Visionary // Journal for the Education of the Gifted. Vol. 38. Issue 1. March 2015. P. 3-5.
12. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Азбука-Аттикус, Азбука, 2017.
13. Бабаева Ю. Д. Психологический тренинг для выявления одаренности / Под ред. В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.
103
www.philosoph.ru
14. Sandra N. Kaplan. Challenge vs. Differentiation. Why, What and How // Gifted Child Today. Vol. 39. Issue 2. March 16, 2016. P. 114-115.
15. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству // Вопросы Психологии. 1998. №1. С. 76-82.
16. Панов В.И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. М.: Наука, 2004.
17. Ивлева М.Л. Философские основания психологической концепции одаренности. Учебное пособие. М.: МГТУ «МАМИ», 2011.
References
1. Bagramyants M.L. Psychology of giftedness: theory, experiment, practice. Tutorial. Moscow: MSTU "MAMI", 2003 (In Russ).
2. Guilford J. P. The nature of human intelligence. New York: McGrow-Hill. 1967.
3. Joyce VanTassel-Baska. Theories of Giftedness: Reflections on James Gallagher's Work // Journal for the Education of the Gifted. Vol. 38, Issue 1, February 10, 2015. P. 18-23 (In Russ).
4. Teplov B. M Abilities and giftedness // Selected works. M .: Publishing House "Pedagogika", 1985. Vol.1. P. 15-41 (In Russ).
5. Panov V.I. Environmental psychology: Experience in building methodology. M .: Nauka, 2004 (In Russ).
6. Majed M. AL-Khayat, Mosa A. AL-Hrout, Mizyed A. Hyassat. Academically Gifted Undergraduate Students: Their Preferred Teaching Strategies // International Education Studies. Vol. 10, No 7. 2017. P.155 - 164 (In Russ).
7. Ivleva M.L. Formation of the psychological concept of giftedness: theoretical-historical research. Moscow: MSTU "MAMI", 2008 (In Russ).
8. Guilford, J. P. The nature of human intelligence. New York: McGrow-Hill. 1967.
9. Teplov B. M Abilities and giftedness // Selected works. M .: Publishing House "Pedagogika", 1985. Vol.1. Pp. 15-41 (In Russ).
10. Matyushkin, A. Mysteries of Endowments. Problems of practical diagnostics. M: School-press. 1993.
11. Mary Ruth Coleman, Shelagh A. Gallagher. Dr. James Gallagher: Pragmatist, Pioneer, Visionary // Journal for the Education of the Gifted. Vol. 38. Issue 1. March 2015. P. 3-5.
12. Vygotsky, L.S. Psychology of art. Moscow: Azbuka-Atticus, Azbuka, 2017 (In Russ).
13. Babaeva Yu. D. Psychological training for the identification of giftedness / Ed. VI Panova. - M .: Young Guard, 1997.
14. Sandra N. Kaplan. Challenge vs. Differentiation. Why, What and How // Gifted Child Today. Vol. 39. Issue 2. March 16, 2016. P. 114-115.
15. Melik-Pashaev AA On the source of a person's ability to art creativity //Questions of Psychology. 1998. №1. Pp. 7682.
16. Panov V.I. Environmental psychology: Experience in building methodology. M .: Nauka, 2004 (In Russ).
17. Ivleva M.L. Philosophical grounds for the psychological concept of giftedness. Tutorial. Moscow: MSTU "MAMI", 2011 (In Russ).
www.philosoph.ru