Научная статья на тему 'Типологический анализ прикладных исследований одаренности'

Типологический анализ прикладных исследований одаренности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
349
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОДАРЕННОСТЬ / ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА / ТИПОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / GIFTEDNESS / APPLIED INVESTIGATIONS / DEVELOPMENTAL ENVIRONMENT / TYPOLOGICAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ивлева М. Л., Иноземцев В. А.

В статье осуществлен типологический анализ современных прикладных психологических исследований одаренности. Установлены противоречивые представлениями о феномене одаренности и закономерностях его развития. Выделены основные направления практической работы с одаренными. Определено значение развивающей среды в ходе этой работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TYPOLOGICAL ANALYSIS APPLIED RESEARCH TALENT

The article carries the typological analysis of modern applied psychological investigations of giftedness. The authors determine the controversial concepts of the phenomenon of giftedness and the regularities in its development. The main directions in practical work with the gifted are outlined. The notion of developmental environment was specified while dealing with the gifted.

Текст научной работы на тему «Типологический анализ прикладных исследований одаренности»

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm

Типологический анализ прикладных исследований одаренности1

д.ф.н. проф. Ивлева М.Л., к.ф.н. доц. Иноземцев В. А.

МГТУ «МАМИ» marinanonna@yandex.ru, inozem_63@mail.ru

Аннотация. В статье осуществлен типологический анализ современных прикладных психологических исследований одаренности. Установлены противоречивые представления о феномене одаренности и закономерностях его развития. Выделены основные направления практической работы с одаренными. Определено значение развивающей среды в ходе этой работы.

Ключевые слова: одаренность, прикладные исследования, развивающая среда, типологический анализ.

Одаренность - это не только психологическая характеристика личности. Это социокультурный феномен, форма и содержание которого имеют историческую обусловленность. Они определяются, с одной стороны, состоянием общественного сознания эпохи, условиями жизни людей, с другой стороны, содержанием тех философских представлений об одаренности (содержанием философского концепта одаренности), которое, со своей стороны, опосредованно отражает социокультурную парадигму эпохи.

В психологии одаренности сегодняшнего дня сложилась парадоксальная ситуация: практика обучения и развития одаренных далеко опередила и теорию, и исследования. Это соответствует, с одной стороны, реальности самой психологии, где сфера прав и обязанностей прикладных исследований одаренности значительно расширилась, а с другой стороны, реальности самой общественной жизни, в которой значимость одаренных стали не только осознавать, но и адекватно оценивать. Обозначившаяся тенденция еще совсем недавно казалась нереализуемой, что вызывало горечь и сожаление у специалистов. Так, еще в 1979 году К.Епштейн [Epstein 1979] констатировал, что высокий интеллект не рождает симпатий. Может быть, поэтому специалисты не спешат заняться разработкой специальных программ для одаренных. А заниматься одаренными детьми совершенно необходимо. В том же году в результате исследования, проведенного Р.Дженкинс [Jenkins 1979], было обнаружено лишь 5 программ для американских одаренных дошкольников. Три года спустя число таких программ достигло 18, а дальше пошло ускоренное количественное накопление [Баграмянц 2003].

Нынешнее состояние прикладных исследований можно охарактеризовать и как однозначную ориентацию на непосредственное решение практических задач, что в полной мере соответствует термину «прикладные исследования». Общепризнанно, что под этим термином понимается совокупность программ, проблем, методов, методик и решений, прямо направленных на удовлетворение общественных нужд. В рассматриваемой области эта характеристика актуализируется в еще большей степени. Круг проблем, методов и т. д. не остается одним и тем же на протяжении развития психологии одаренности, как не остаются одинаковыми степень и широта понимания психологами прагматических аспектов и задач своей науки.

Можно достаточно четко противопоставить традиционные и новые проблемы и решения прикладных исследований одаренности.

К числу традиционных относятся: раннее выявление одаренных с целью создания оптимальных условий их развития, оказание своевременной помощи одаренным, испытываю-

1 Работа выполнена при поддержке РГНФ (проект № 11-06-00889)

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования щим трудности в социальной адаптации, выявление психологических предпосылок, мешающих реализации способностей, выяснение роли обучения в развитии одаренности.

К числу новых проблем практических разработок могут быть причислены: развивающее общение и стимуляция одаренных, отбор и обучение педагогического персонала, развитие одаренных детей из разных социоэкономических слоев, особенно малоимущих, создание программ для одаренных детей младшего возраста, совместная творческая деятельность и ее роль в выявлении и развитии одаренности, одаренные из «групп риска», возможности институтов социализации в создании условий и барьеров для реализации одаренности. Появление новых проблем не означает, что перестали быть актуальными старые. Просто они приобретают новые повороты, что означает выведение этих проблем на новый уровень исследования в соответствии с современным состоянием науки и практическими нуждами людей.

Для современных программ обучения одаренных характерны широкое распространение, большое разнообразие форм и разновидностей. Бросается в глаза и разноречивость используемых в этих программах экспериментальных результатов и позиций, что вытекает из свойственного многим разработчикам смешения различных теоретических принципов в рамках одного и того же исследования. В частности, во всех программах для американских одаренных дошкольников используются положения из разных концептуальных моделей [Karnes & Associates 1978; Williams 1970]. Кстати, разработка концептуальных моделей, на основе которых создаются программы обучения одаренных детей, - еще одна существенная тенденция современных зарубежных прикладных исследований одаренности. Считается, что на этой основе можно предложить максимально индивидуализированную программу, более последовательно и хорошо организованную, чем традиционные. Использование теоретической основы, каковой выступает концептуальная модель, помогает и учителям подходить к своей работе более профессионально и ответственно, а родителям оценивать ребенка более реалистично. Несмотря на это, ряд программ продолжает страдать недостаточной концептуализацией, на что обращают внимание как отечественные, так и зарубежные исследователи.

Исторический анализ позволил установить, что наиболее популярные программы для одаренных испытали на себе воздействие целого ряда философских, социологических и психологических школ и направлений, вобрали в себя многие элементы не только из смежных наук, но и различных областей практики, некоторых сфер общественной жизни. Наиболее заметное влияние оказали такие области, как литература и искусство, в которых творческая одаренность является главным условием высоких достижений. Эта линия исследований наиболее интенсивно развивается в психологии искусства и эмпирической эстетики и через них оказывает влияние на другие области исследований одаренности. Свой вклад вносят и ученые-экспериментаторы, работающие над изучением различий в интеллектуальных, творческих и других способностях, в общей структуре личности одаренных детей и взрослых, их мотивационной сфере. Факты и выводы, полученные в этих исследованиях, имеют важное значение и для решения практических задач. Среди источников, питающих интересующую нас область прикладных исследований, следует назвать и такие области, как бизнес и управление, где в последние десятилетия усилилось внимание к роли личности, ее способностей и условий их реализации. Важную роль сыграли разработки, посвященные межличностным отношениям, в частности проблеме лидерства. В ситуации неудовлетворенной потребности в стабильности и предсказуемости лидерская одаренность может обеспечить прогнозируе-мость и предвосхищение поведения других людей. Еще одна область исследований - дети, одаренные в области спорта, их особенности и детерминанты развития. Наконец, в список источников входят и наработки, направленные на изучение особенностей гендерной социализации, влияние сексизма, создающего внешние и внутренние барьеры реализации одаренности. Много ценных и полезных результатов дали исследования из таких психологических областей, как психология мышления и творчества, в частности, посвященные изучению процесса решения задач, создания креативных продуктов, исследовательской активности. Сле-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования дует упомянуть и исследователей, которые в попытке создания обучающих технологий, имеющих тщательно разработанные теоретические основы и высокий КПД, совершенствовали сами активные методы, прежде всего, методы проблемного обучения, наряду с играми, моделированием, структурированными упражнениями и т.д. Важное значение имели и труды психологов, теоретические изыскания которых в области групповой динамики, группового принятия решений, оптимизации общения и др. нашли широкое применение в практике работы с одаренными детьми.

Все перечисленное свидетельствует о том, что научной общественностью была осознана необходимость активизации работы в интересующей нас области, в том числе и по причинам, не связанным с наукой. В частности, Ф. Баррон [Barron 1988] высказывает мысль, что таланты не растрачивались бы попусту, если бы их стали рассматривать как национальный продукт, невосполнимый ресурс.

С учетом сказанного охарактеризуем основные типы программ обучения и развития для одаренных.

Все имеющиеся программы можно разделить на превентивные, профилактические, предупреждающие возможные трудности, и учебные, реабилитационные, в которых ставится задача сформировать, обучить, а порой, и скорректировать ход развития одаренных детей и взрослых.

Анализ состояния прикладных исследований свидетельствует о неоднозначной оценке роли и значения специальной работы с одаренными детьми: от преувеличенно-восторженной и оптимистической до холодно-сдержанной и пессимистической. Это обусловлено, во-первых, противоречивыми представлениями о феномене одаренности и закономерностях развития. Крайним негативным вариантом этих представлений является утверждение «Талант сам пробьет себе дорогу». Во-вторых, отсутствует единая теория и методологический подход к данной проблеме. Следует отметить и пограничный характер области, расположившейся на пересечении самостоятельных отраслей, в том числе и внутри психологии. Тем не менее, еще в 1952 году М.Самптон, Д.Норрис и Л.Терман [Sumpton, Norris, Terman 1952] представили неопровержимые данные, доказывавшие необходимость развивать у одаренных детей креативные способности, интеллектуальную инициативу, критическое мышление, социальную ответственность, социальную адаптацию и лидерские качества. С тех пор важность разработки специальных программ обучения одаренных детей многократно подтверждалась.

Попытка выделить основные направления практической работы с одаренными привела к следующим результатам. К основным параметрам, позволяющим выделить и охарактеризовать основные направления, относятся: теоретическая основа, ее содержание, цели и задачи, методы отбора и обучения и методические материалы, роль педагога, особенности взаимодействия педагога с обучаемыми. В качестве дополнительных выступают использование учебного времени, помещений, система оценки эффективности программы. Эту классификацию можно выстроить и несколько иначе: по характеру содержания программы (цели и задачи, критерии и принципы отбора учеников и учебного материала, построения обучающих программ, концептуальной и практической модели), по процессу (пути и средства обучения, принципы их организации, оптимальные условия, приемы и методы, механизмы), по степени эффективности (эффект - результат, внедрение). Возможно и дальнейшее дробление названных оснований, например, с точки зрения философских, антропологических, социологических, психологических, социально-психологических, психолого-педагогических направлений. Однако, как представляется, с такой классификацией будет трудно работать из-за ее слишком высокой конкретности.

С точки зрения общеметодологических исходных предпосылок, основополагающих принципов психологической школы или течения, разделяемых представителями той или иной концепции, можно выделить в практике обучения одаренных следующие основные на-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования правления, на почве которых возникли другие формы, а именно: биотропное и социотроп-ное. Под первым подразумевается направленность на развитие одаренности в биологическом контексте с акцентом на организм и природную среду. Что касается второго, то в нем предпочтение отдается социальному контексту с вниманием к обществу и включениям в него личности.

Несколько отличается отечественная традиция обучения одаренных детей и взрослых, которая возникла как «продукт» диалога биологической и социальной мысли. Диадическая схема организм - среда уступает место триадической индивид - деятельность - среда, в которой биодетерминистская категория поведения сменяется социодетерминистской категорией деятельности, сохранив при этом сеченовскую модель целостности в духовных и телесных проявлениях человека. Взаимодействие индивида с социальным окружением понимается как исторически заданная практическая деятельность с реальными или идеализированными предметами. В основе развития лежит продуктивный процесс понимания одаренным ребенком себя и актуализации своих творческих возможностей, обеспечивающих открытие окружающего мира и самовыражение личности.

Если рассматривать имеющиеся программы для одаренных с точки зрения контекста и исследовательских задач сторонников того или иного направления, то все многообразие этих программ условно может быть сведено к следующему. Программы могут быть направлены на развитие интеллектуальной составляющей, креативного потенциала, социальной компетентности или мотивационно-личностных характеристик одаренности. При этом принимается во внимание специфический угол зрения, под которым рассматривается и конструируется объект исследований, а именно, какая из сторон, характеристик одаренности является исходным пунктом анализа и совершенствования.

Завершая анализ основных направлений, существующих в практике обучения и развития одаренных детей и взрослых, следует отметить их большой диапазон и разнообразие, ориентацию на нужды и запросы одаренных. Практика обучения одаренных значительно опережает теорию, хотя в последние годы и наметилось выравнивание темпов развития, что проявляется в отчетливой тенденции использования концептуальных моделей как теоретической основы программ для одаренных. Вместе с тем, ситуация в указанной области не является однозначной, на что указывают отмечаемые многими исследователями проблемы развития одаренных, реализации их способностей [Bricklin B& Bricklin 1967; Combs 1965; Fine 1967; Gallagher 1985; Pringle 1970; Whitmore 1980]. По их мнению, среди этих проблем выделяются несоответствие между конкретными достижениями детей и их потенциальными способностями, неправильное обращение с одаренными детьми, однообразное окружение. Причиной являются психологические предпосылки, коренящиеся в семье, а именно, неготовность родителей обеспечить развитие одаренных детей из-за отсутствия необходимых знаний и навыков, социальные факторы, не стимулирующие получение образования и развитие способностей одаренных, внимание, заботу и защиту этой категории людей, наконец, плохое преподавание и учебные программы, которые не отвечают запросам одаренных. Исправить ситуацию можно только в результате осуществления комплексного подхода.

Оценивая различные подходы к разработке стратегий и конкретных методик развития одаренности, нельзя не учитывать наиболее общие положения концепции среды. В частности, двумя взаимосвязанными типами социального взаимодействия, по-разному меняющими направление процесса познавательного и личностного развития одаренного ребенка, закономерности этого процесса, его структуру и результаты, являются помощь и противодействие. Соотношение этих двух фундаментальных типов отношений между ребенком и средой составляет суть процесса развития. Соответственно, они должны быть осмыслены и транслированы в программы для одаренных детей и взрослых с позиции поиска их конструктивных возможностей в плане развития.

При этом не следует забывать, что эти программы не должны строиться на абсолюти-

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования зации социального начала в одаренном ребенке, либо основываться на отдельно взятом аспекте развития. Необходим учет всех особенностей целостной биосоциальной природы человека и взаимовлияния этих уровней друг на друга. С этой целью программы для одаренных должны основываться и на достижениях естественных наук в решении вопроса о соотношении биологического и социального в природе человека, результатах интегративных биолого-гуманитарных исследований. Это и знания законов возрастной психофизиологии и природы индивидуальности, учет половых особенностей протекания высших психических функций. Внедрение этого подхода в практику обучения и воспитания одаренных поможет преодолеть тенденцию к усреднению взглядов на личность одаренного ребенка, создаст условия для адекватного развертывания заложенных в одаренном ребенке программ мозгового развития и формирования среды, подходящей для реализации индивидуальных его возможностей.

Возможны различные стратегии выстраивания отношений со средой. Наиболее распространены две: адаптация к среде и организация среды, ее воспроизведение. Первая стратегия предусматривает, что бремя приспособления полностью ложится на одаренного ребенка, оно не разделяется его микросредой. В основе второй стратегии лежит активность одаренного ребенка, направленная на создание, построение системы новых отношений, соответствующих сфер его жизнедеятельности и выявление условий, путей, возможностей дальнейшего развития. То есть усиливается активная роль одаренного ребенка за счет вхождения в число активно воздействующих на общую ситуацию развития новых групп людей. Расширяется разнообразие самодеятельного проявления одаренного ребенка на разных уровнях, в разных формах и видах представленного.

Исходя из понимания развивающей направленности среды не просто на содействие развитию другого, но и на саморазвитие (то есть среда становится развивающей в том случае, если она способствует взаимному развитию включенных в нее людей как субъектов этого процесса), мы делаем упор на термин «саморазвитие». Таким образом, подчеркивается собственная активная роль растущего одаренного ребенка как поначалу стихийного, а затем сознательного субъекта своей жизни. Вторая движущая сила развития личности одаренного ребенка - взрослые, выступающие не просто как условие личностного развития, а участники этого процесса, его субъекты, которые стимулируют или подавляют собственную активность ребенка. Совместная деятельность и деятельное общение взрослых и детей в реальных контактах друг с другом - вот та среда, в которой развиваются личности одаренного ребенка и взрослого.

Отношение ребенка к среде - важнейший аспект его развития. Обеспечить оптимальное психологическое и личностное развитие одаренного ребенка возможно через создание развивающей среды, изменение содержания деятельности всех ее субъектов, то есть людей, вступающих во взаимодействие с одаренными детьми: педагогов, родителей, других детей, семейных врачей или педиатров, библиотекарей, социальных работников.

Анализ программ развития одаренности позволил выявить преемственность с выделенными нами кросспарадигмальными линиями: Демокрита, Платона и Аристотеля. А именно, программы диагностики и развития разных видов одаренности с упором на выявление природных задатков обнаруживают явные соответствия с «демокритовской» линией развития философских оснований ПКО; программы, направленные на создание условий для развития определенных конкретных типов одаренности (в рамках спецклассов, спецшкол и т.п.) реализуют «аристотелевскую» линию; программы, направленные на создание развивающей среды, способствующей самораскрытию творческого начала психики, неизбежным результатом чего становится проявление одаренности, являются практической реализацией «платоновской» линии.

Большинство программ развития одаренности в своей основе имеют потенциалистские («аристотелевские») и трансценденталистские («платоновские») типы онтологии.

Раздел 5. Теоретические и прикладные аспекты высшего профессионального образования

Наиболее перспективным направлением разработки методического аппарата работы с одаренными детьми представляется направление, связанное с созданием развивающей среды. В основе этого направления лежат положения об одаренности как проявлении творческой природы психики; о существовании разных уровней актуализации одаренности; об обусловленности уровня актуализации одаренности наличием соответствующих природных и социальных условий, обеспечивающих проявление ее в форме природных задатков, склонностей и способностей. На этих положениях базируется практическая установка на создание условий для проявления одаренности как становящегося системного качества психики.

Литература

1. Баграмянц М.Л. Одаренность как теоретическая и практическая проблема психологии (научно-практическое пособие). М., Московский государственный технический университет «МАМИ». 2003.

2. Barron F. Putting creativity to work // R.Sternberg & T.Tardiff (Eds). The nature of creativity. Cambridge: Cambridge Press. 1988. P.76-98.

3. Bricklin B., Bricklin P. Bright child - poor grades: The psychology of underachievement. N.Y.: Delacorte Press. 1967.

4. Combs A. The professional education of teachers: A perceptual view of teacher preparation. Boston: Allyn & Bacon. 1965.

5. Epstein C. The gifted & talented: Programs that work. Arlington VA: National School Publishing Associations. 1979.

6. Fine B. Underachievers: How can they be helped? N.Y.: E.P.Dutton. 1967.

7. Gallagher J.J. Teaching the gifted child. Boston: Allynn & Bacon. 1985.

8. Jenkins R. A resource guide to preschool & primary programs of the gifted & talented. Mansfield CT: Creative learning Press. 1979.

9. Karnes M. & Associates. Factors associated with underachievement & overachievement of intellectually gifted children. Exceptional Children. 1961. 28. P. 167-175.

10. Pringle M. Able misfits. London: Longman Group. 1970.

11. Sumption M., Norris D. Terman L. Special education for the gifted child // S.Kirk (ed.). The education of the exceptional children. 49th yearbook of National Society for the Study of Education. Part II. Chicago: University of Chicago Press. 1952.

12. Williams F. Classroom ideas for encouraging thinking & feeling. Buffalo NY: DOK Publishers. 1970.

13. Whitmore J.R. Giftedness, conflict and underachievement. Boston: Allyn & Bacon. 1980.

Индивидуальный стиль педагогической деятельности при подготовке

конкурентноспособного инженера

к.т.н. доц. Крутина Е.В. МГТУ «МАМИ». (495) 223-05-23 доб. 13-93

Аннотация. В статье поднимается вопрос подготовки конкурентноспособного инженера. Разбираются особенности формирования у студентов необходимых качеств. Индивидуальный стиль деятельности преподавателя представляет собой динамическую и постоянно обновляющуюся систему способов педагогической деятельности, обеспечивающую оптимальное взаимодействие преподавателя и студента.

Ключевые слова: индивидуальный стиль преподавателя, методы подготовки конкурентноспособного инженера. Педагог имеет дело с высшей ценностью - личностью учащегося, который является

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.