нения ценностных ориентаций руководителей; мотивация должностного роста; образ будущего управленческого пути. Детерминантами развития личности руководителя являются: стартовые условия развития; основные факторы управленческого развития; личностная ориентация на источники управленческого развития.
Таким образом, к движущим силам развития личности руководителя относятся: потребности развития; изменения ценностных ориентаций руководителей; мотивация должностного роста; образ будущего управленческого пути. Детерминантами развития личности руководителя являются: стартовые условия развития; основные факторы управленческого развития; личностная ориентация на источники управленческого развития. Управление развитием личности руководителя состоит в: программно-целевом планировании управленческого пути; использовании консультирования; в наличии системы формирования управленческих кадров.
Литература
[1]. Бирюкова, А. А. Самоидентификация личности и профессиональный имидж менеджера-предпринимателя малого бизнеса - Автореферат на соиск.уч.ст. кандидата психологических наук - Москва, 2004.
[2]. Дж.Т.Бойет путеводитель по царству мудрости: лучшие идеи мастеров управления - М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2001 - 416 с.
[3]. Гнедина, Т.Г. Динамика карьерных ориентаций личности руководителя:На примере Забайкальской железной дороги - Авторефенрат на соиск.уч.ст.кандидат психологических наук - Хабаровск, 2006
[4]. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЕК», 2004. - 752 с.
[5]. Деркач А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию госслужащих. - М.: РАГС, 2002. - С. 3-40.
[6]. Деркач А.А. Формирование образовательной акмеологической среды для достижения профессионального успеха - М.: Изд-во РАГС, 2007 - 80 с.
[7]. Дергалева, И.Ю. Развитие профессионального потенциала менеджеров в системе бизнес-образования - Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук - Челябинск, 2009.
[8]. Корнев К.И. Личностные детерминанты, стратегии копинга и типы руководителей высшего и среднего звена в условиях профессиональных стрессовых ситуаций -Автореферат на соиск.уч.степени канд.психол.наук - Краснодар, 2008.
[9]. Молл Е.Г. Планирование своей карьеры руководителем // Вопросы психологии. 1998. №3. С. 85-91
[10]. Пискуровская Л.Г. Социально-психологический мониторинг отбора руководителей высшего звена - Автореферат на соискание уч. степени канд. психол.наук -Самара, 2006.
Булимова Е.А.
О СУЩНОСТИ РЕФЛЕКСИВНОЙ САМООРГАНИЗАЦИИ
Актуальность данной темы определяется тем, что в нынешнее время нестабильности возрастает роль аналитического сервиса в разработке и принятии государственных решений, соответственно появляется необходимость специальной подготовки к аналитической деятельности. Важной характеристикой управления является рефлексивное отношение к объекту управления. В управлении реализуются функции исследования, критики и нормирования исполнительской деятельности. Для управленцев, столкнувшихся с ситуацией, где предшествующая норма не действует, либо не эффективна, характерна произвольность в коррекции содержания норм, неосознанность выбора иной версии, что обуславливается чаще индивидуальностью их мышления. Преодоление подобных явлений возможно за счет приобретения способностей к авторефлексии, коррекции индивидуальных процессов рефлексии, иначе говоря, способностей к рефлексивной самоорганизации управленцев в процессе принятия решений.
Рефлексивная самоорганизация - одно из важнейших понятий, используемых в совершенствовании управленческих способностей. Но конкретных определений к данному понятию не так много. Поэтому обратимся к поиску возможно более простому, взгляду как условию раскрытия этого явления. Начнем с разбора понятия «самоорганизация». В разных толковых пособиях использованы следующие утверждения:
Самоорганизация (Декарт) - процесс упорядочения элементов в системе за счет внутренних факторов, без внешнего специфического воздействия.[9]
Самоорганизация (А.А.Богданов) - процесс изменения состояния системы, который происходит под заранее намеченную цель. [11]
Самоорганизация (Г.Хакен и И.Пригожин в русле синергетического подхода) -спонтанное образование высокоупорядоченных структур из хаоса, спонтанный переход от неупорядоченного состояния к упорядоченному, за счет совместного кооперативного действия многих подсистем.[ 10]
Самоорганизация (акмеологический словарь) - способность к интегральной регуляции природных, психических, личностных состояний, качеств, свойств, осуществляемая сознанием, волевыми и интеллектуальными механизмами, проявляющаяся в мотивах поведения и реализуемая в упорядоченности деятельности и поведения. С. - упорядочивание личностной и психической системы. Для самоорганизации характерны целеустремленность, осознанность и контролируемость. [1,с.114]
Самоорганизация (Анисимов О.С.) - процесс введения нормы поведения и деятельности за счет рефлексивного механизма и следование требованиям этой нормы при отсутствии внешних факторов, стимулирующих организацию поведения и деятельности.
Здесь разночтения налицо. При построении понятия «рефлексивная самоорганизация», мы воспользуемся понятиями «самоорганизация» и «рефлексия», стремясь выводить, а не декларировать свою версию, переходя от одного тезиса к другому, используя средства языка схематических изображений, заимствованные у О.С.Анисимова, а также мыслительные формы выведения понятий, характерные для его методологической школы.
В вышеуказанных определениях отметим самоорганизацию, как процесс. Процесс -
1) последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь;
2) Совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата
(например, производственный процесс);
Процесс - переходимость нечто из одного состояния в другое (Анисимов О.С.).
Введем схему, выражающую основное содержание (сх.1).
В этом случае отражается только один из типов процесса, при котором форма объекта не меняется, но меняется его внутренняя структура. Акцент на содержании процесса (что меняется?) нужно дополнить акцентом на форму процесса (как меняется?). Для нашего анализа следует различать: естественные процессы и процессы искусственные (их важнейшая характеристика - целенаправленность).
В вышеуказанных определениях «самоорганизации» мы видим, что в качестве объекта представлена система. Что есть понятие «система»?
Система (словарь иностранных слов) - множество закономерно связанных друг с другом элементов, представляющие собой определенное целостное образование, единство.
Представим систему, как совокупность элементов, находящихся во взаимодействии в схематическом изображении (сх.2):
[2,с.145]
Объект в исходном состоянии
Объект е конечном (измененном) состоянии («результат процесса»)
Сх.1. «Процесс как переход объекта из одного состояния в другое»
Сх. 2. «Совокупность элементов, находящихся во взаимодействии»
И, действительно, наша схема изображает скорее «структуру», но не «систему». Для того, чтобы «структура» приобрела системность, используем утверждение о том, что «целостность больше суммы ее частей». [3] Наше схематическое изображение несколько видоизменится (сх.З).
Возникает вопрос: при каких условиях целое может быть больше суммы своих частей? Например, при условии, что все части функционируют как единое целое. Менее очевидно утверждение, что целостность существует при условии, что каждый ее элемент отвечает своему предназначению - в рамках единого замысла.
Наличие замысла целого и подчинение частей общему замыслу целого - обязательное условие существования системы, и важнейшее для понимания природы систем обстоятельство. Если значимый элемент системы перестает соответствовать предписанным ему требованиям, то этот элемент необходимо заменить, иначе распад системы со временем становится неизбежным. Существует и другая возможная причина гибели систем. Как только у наблюдателя возникает гипотеза, что элементы в структуре существуют сами по себе, даже если наблюдается какое-то их взаимодействие, то мы можем реализовать гипотезу, привести к распаду целого как системы (по А.А. Богданову, к «дезорганизации»)[12]. Тем самым, мы получим следующее определение: Системой называется совокупность взаимосвязанных элементов, структурированных в подчинении общему замыслу целого [7].
Если процесс, в котором участвует система, обладает «искусственностью», имеет характеристику целенаправленности, то мысль о спонтанном переходе системы из одного состояния в другое (по Г.Хакена и Пригожина) станет неприемлемой.
Итак, есть целое (система), устроенное под замысел, в коем взаимосвязанные элементы реализуют замысел и даже свое предназначение. Возникает вопрос: «А откуда исходит этот замысел: извне или изнутри?». Характеризуя замысел, как внешний или как внутренний фактор, мы обращаемся к типологии реагирования целого на воздействующие силы [4]
Сх.4. «Типология реагирования системы: а) активация системы в виду внешнего воздействия; в) активация системы в виду внутреннего воздействия»
С точки зрения акмеологии нас интересует тот случай, когда активность системы предопределена внутренними факторами, а в нашем контексте «замыслом», следовательно, мыслителем (сх.5). Замысел мы можем локализовать в цели или норме.
Сх.3. «Совокупность взаимодействующих элементов, образующих целостность»
(сх.4).
Сх.5. «Замысел, цель, норма - в сознании, и процесс и результат - в реальности»
Человек ответственен за то, чтобы его замыслу соответствовал результат и процесс создания этого результата. Нас же интересует замысел, который касается не организации процесса получения отчужденного продукта, а процесса самоорганизации.
Обратим внимание на определения «самоорганизации», данные Анисимовым О.С. и акмеологическим словарем. Понятие самоорганизации неразрывно связано с пониманием рефлексивного и психического механизмов.
В процессе преобразования себя самого могут возникать препятствия, которые фиксируются в рефлексии, как несоответствие реально происходящего процесса замыслу процесса. Возникает риск незавершения процесса - затруднение. Тогда запускается рефлексия. Конечный результат рефлексии - измененный проект действия, в котором преодолевается затруднение. В рефлексии выделяется три функции: исследование, критика и перепроектирование (перенормирование). Исследование - реконструкция ситуации затруднения, построение представления о том, что произошло. Критика - выявление причины затруднения и ее проявление во времени. Перепроектирование - такая коррекция способа действия, чтобы новое действие достигло намеченной цели. В рефлексивной самоорганизации выделяется следующая последовательность процессов: осуществление деятельности, фиксация затруднения в деятельности, выход из деятельности в пространство рефлексии, реконструкция ситуации, определение причины затруднения, перепроектирование действия, выход из рефлексии в деятельность, осуществление деятельности. Само понятие «рефлексия» мы можем четко увидеть на схематическом изображении (сх.6) [8].
Затрудненнев
действия
Сх. 6. «Человек, рефлектирующий свои действия»
При осуществлении «рефлексивной самоорганизации» происходит работа с самим собой. В зоне внимания выступают «твои» мысли, чувства и действия, «твоя» субъективность. По Аристотелю содержанием внутреннего может быть как «тело», так и «душа» [6]. Душа предстает «капитаном» для тела, как «корабля», которым управляет «капитан». Душа имеет три типа механизмов - интеллектуальный, мотивационно-чувственный и самокор-рекционный (волевой), а в основе ее роста, совершенствования лежит четвертый - рефлексивный. А результат рефлексии, как норма (замысел, цель и т.п.), нужно понять, принять и быть готовым к реализации (сх.7).
Сх. 7. «Самоопределение к норме»
Не всегда самоорганизующийся прибегает к рефлексии. Но рефлексией можно пользоваться и по ходу действия, т.н. сопровождающая рефлексия. Она предупреждает ошибки в действии, причины выявляются быстрее и меньше вероятность неуспеха в достижении
результата (сх.8).
Сх.8. «Сопровождающая рефлексия»
Человек, действующий и осуществляющий сопровождающую рефлексию - это самоорганизованный человек. Он четко разделяет действие и рефлексию и способен в своем анализе выделить значимость либо действия, либо рефлексии по ситуации и в пределах объема времени (сх.9) [2, с.138].
Итак, мы видим, что в рефлексивной самоорганизации особую роль имеет фокусировка внимания управленца на свои способности к реализации фиксированных требований, целостности требований профессиональной деятельности. В рамках такой акцентации появляется возможность самоизменения и саморазвития. Появляются реконструктивные, прогностические и проектные представления о ходе изменения профессиональных способностей в контексте линии изменений себя как субъекта и личности. Чем тщательнее такой рефлексивный анализ, тем точнее проекты самоизменения, саморазвития и тем точнее постановка основных задач в управлении в контексте реалистичного взгляда на свои собственные возможности [5].
Литература
[1] Акмеологический словарь / Под ред. А.А. Деркача. 2-ое издание. - М.: Изд-во РАГС,
2005
[2] Анисимов О.С. Методологический словарь для стратегов. Т.2 - М.: Энциклопедия
управленческих знаний, 2004. С.320-348,
[3] Анисимов О.С. «Тектология» А.А.Богданова: основные различения. - URL: http://www.acmegroup.ru/node/333
[4] Анисимов О.С. «И-Цзин Чжоу И» как шедевр акмеологической мысли. - М.: Энцик-
лопедия стратегических знаний. 2006. С. 101
[5] Анисимов О.С. Принятие управленческих решений. Методология и технология.
- URL:
http://www.docme.ru/doc/20419/anisimov-o.s.—prinyatie-upravlencheskih-reshenij
[6] Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т.1.,-М.,1976
[7] Верхоглазенко В.Н., Остапович А.О. К понятию функции. - URL: http ://www. acme group. ru/node/3 6 9
[8] Рефлексия в деятельности (определение). Бизнес-обучение «Акме» - URL: http://acmegroup.ru/node/126
[9] Самоорганизация. Виртуальная лаборатория. - URL: http://ru.vlab.wikia.com/wiki/
[10] Самоорганизация. Философская энциклопедия.
- URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc philosophy/1061/
[11] Самоорганизация. - URL:
http://library.tuit.uz/skanir knigi/book/teoriya or/teoriya organ 3.htm
[12] Тектология А.А.Богданова и современность. - URL: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/24 3 97.htm
Круглов О.А.
ПРЕДПОСЫЛКИ РЕГУЛЯЦИИ АУТОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ АКМЕ-ФУНКЦИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ РЕАКЦИЙ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ
Предпосылки регуляции аутопсихологических акме-функций преодоления реакций в стрессовых ситуациях строятся нами на основе компетенций самих механизмов психологических реакций. Исследование потребовало анализа состояние психики специалиста в оперативно-стрессовой ситуации, факторы которой влияют на совокупную реакцию психики (направленности личности, познавательную, волевую, мотивационную, темпераменталь-ную, эмоционально-чувственную). Такую многоуровневую совокупность и сложные ее задачи в формате состояния акме-функций предопределяют использование их различным способом в стратегии поведения в нестандартных стрессовых ситуациях, к которым можно отнести воздействие стрессогенных факторов боевой обстановки6.
При этом, в объяснении механизмов психических реакций мы ориентируемся на понятия образно-концептуальных моделей Ю.П. Зинченко (1973) и показали аутопсихологи-ческие единицы акме-функции в подготовке к стрессам, как нечто, воспринятое субъектом из внешнего и внутреннего планов противодействия и преобразованное с помощью различных умственных действий по Л.С. Выготскомуу (1982)7.
6 Это касается практически всех структур психики, считает Д.А. Ошанин, когда проблема касается оперативного образа, способствующего активизации исследования роли образного отражения в регулировании служебной деятельности.
7 Этим действиям свойственно автоматизация и формирование навыка в разных направлениях психологического знания - это нечто обозначаемое через такие научные представления и конструкции, как «ядро личности», «Я-концепция», личностные схемы акме-функций.