Научная статья на тему 'О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
профессиональная компетентность / компетенция / полицейский / компетентностный подход / сущность компетентности / компетентность полицейского. / professional competence / competence / police officer / competence approach / essence of competence / competence of a police officer.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кулешов Антон Александрович

В статье рассмотрены основные подходы к исследованию сущности профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, проанализированы определения как общих понятий «компетентность» и «компетенция», так и специальных – раскрывающих данные дефиниции применительно к профессии сотрудника органов внутренних дел. На основе анализа научной литературы, а также содержания Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования определена структура профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кулешов Антон Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article considers the main approaches to the study of the essence of professional competence of employees of internal affairs bodies, analyzes the definitions of both the general concepts of “competence” and “competence”, and special – revealing these definitions in relation to the profession of an employee of internal affairs bodies. Based on the analysis of scientific literature, as well as the content of Federal State educational standards of higher.

Текст научной работы на тему «О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

КУЛЕШОВ Антон Александрович,

преподаватель кафедры уголовного права и криминологии Воронежского института МВД России, e-mail: [email protected]

О СУЩНОСТИ И СТРУКТУРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Аннотация. В статье рассмотрены основные подходы к исследованию сущности профессиональной компетентности сотрудников органов внутренних дел, проанализированы определения как общих понятий «компетентность» и «компетенция», так и специальных - раскрывающих данные дефиниции применительно к профессии сотрудника органов внутренних дел. На основе анализа научной литературы, а также содержания Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования определена структура профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел.

Ключевые слова: профессиональная компетентность, компетенция, полицейский, компетентностный подход, сущность компетентности, компетентность полицейского.

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-10-164-168 NIION: 2018-0076-10/23-783 MOSURED: 77/27-023-2023-10-783

KULESHOV Anton Alexandrovich,

Lecturer at the Department of Criminal Law and Criminology at the Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

ON THE ESSENCE AND STRUCTURE OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF EMPLOYEES OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

Annotation. The article considers the main approaches to the study of the essence of professional competence of employees of internal affairs bodies, analyzes the definitions of both the general concepts of "competence" and "competence", and special - revealing these definitions in relation to the profession of an employee of internal affairs bodies. Based on the analysis of scientific literature, as well as the content of Federal State educational standards of higher.

Key words: professional competence, competence, police officer, competence approach, essence of competence, competence of a police officer.

Положение «О Министерстве внутренних дел Российской Федерации» определяет довольно широкий круг задач, возложенных на служащих данного ведомства. Вместе с тем, деятельность сотрудников органов внутренних дел (далее - ОВД) тесно связана с различными ограничениями прав и свобод человека и гражданина, что обуславливает повышенное внимание общества к работе правоохранителей. Необходимость качественного исполнения сотрудниками ОВД своих должностных обязанностей в указанных условиях требует от них владения определенным набором знаний, умений, навыков и личностных качеств.

Подобные требования объясняют важность и актуальность исследования сущности и структуры профессиональной компетентности (далее - ПК) сотрудников ОВД для совершенствования системы подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД

РФ) в процессе освоения ими основных образовательных программ высшего образования. Прежде всего, следует обратиться непосредственно к определению понятия ПК. С внедрением в отечественную систему образования «компетентност-ного подхода» в научной литературе проблемы сущности, структуры и процесса формирования ПК освещались достаточно широко. Учеными неоднократно формулировались и уточнялись определения понятий «компетентности» и «компетенции» (причем как общего понятия, так и специального - в рамках конкретных профессий), однако к единому мнению научному сообществу прийти не удалось. Подобный плюрализм в рамках педагогики, с одной стороны, может пойти на пользу и привести к развитию научной мысли и совершенствованию уже существующих идей. Однако представляется, что неопределенность, возникающая вследствие не совсем однозначных трактовок сущности, а главное, результатов образовательного процесса может при определенных

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

обстоятельствах значительно снизить эффективность практического использования идей «компе-тентностного подхода». Вместе с тем, следует подчеркнуть отсутствие явных противоречий в трактовках понятия ПК и общую направленность мысли отечественных авторов, акцентирующих внимание в своих определениях на различных характеристиках и компонентах компетентности.

Большая часть исследований отечественных ученых базируются на идеях одного из основоположников «компетентностного подхода» А. В. Хуторского, который определял компетентность как «совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно значимой сфере». Вместе с тем, А. В. Хуторской предлагал разграничивать понятия «компетенция» и «компетентность» следующим образом: «компетенция» представляет собой определенное требование общества, социума, работодателя к образовательной подготовке специалиста, а «компетентность», в свою очередь, является личностным качеством обучаемого, характеризующее уровень его соответствия этому требованию [1, с. 10].

Близкое по смыслу определение ПК в своих трудах указывают В. А. Адольф и С. В. Широких, которые, под ПК понимают «интегративное качество личности, характеризующееся способностью и готовностью к самостоятельному применению профессиональных знаний, умений, навыков, практического опыта в реальных условиях профессиональной деятельности» [2, с. 51].

Однако встречаются и иные позиции авторов. Например, Р. М. Магомедова и Ш. И. Булуева отмечают, что ПК «необходимо воспринимать как систему взаимосвязанных специальных, общепрофессиональных, надпрофессиональных и общекультурных знаний, умений и навыков, объединенных мотивами и ценностно-смысловыми ориентирами» [3, с. 164]. Представляется, что подобные определения близки по своей сути к идеям традиционного «знаниевого подхода»: авторы рассматривают ПК как классическую совокупность «ЗУН» (знаний, умений, навыков), а не как уровень овладения «ЗУН». Аналогичны и подходы к пониманию «компетенции», которая помимо «ЗУН» включает также и способность применения этих «ЗУН» на практике. Компетенция в некотором смысле представляет собой взаимосвязь знаний и практической деятельности.

Также в научной литературе встречаются мнения, что ПК - это способность человека. По своей сути данный подход к пониманию ПК достаточно близок к позиции А. В. Хуторского, поскольку

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

способности - это индивидуальные особенности человека, которые являются условием успешного выполнения определенной деятельности [4, с. 570]. Так, например, А. А. Деркач с позиции акме-ологии предлагает понимать ПК как «интегральную профессиональную способность человека, означающую его подготовленность к решению определенного класса профессиональных задач» [5, с. 227]. Конечно, следует подчеркнуть, что способности еще не гарантируют эффективности профессиональной деятельности. Хороший студент, курсант, ученик может и не стать профессионалом или хорошим специалистом, поскольку профессиональная деятельность опосредуется рядом факторов субъективного и объективного характера.

Ряд ученых в своих трудах интегрировали позиции предыдущих направлений и предлагают понимать ПК и как качество человека, и как состояние, и как совокупность знаний и умений. Например, О. А. Козырева определяет компетентность (в контексте профессии педагога) как «сложную систему знаний и умений, внутренних психических состояний, свойств личности специалиста, его готовность к осуществлению коррекционно развивающей работы, проявляющаяся при решении возникающих на практике профессионально педагогических задач» [6, с. 35].

Также проводились исследования сущности и особенностей формирования ПК именно сотрудников ОВД. Так, А. Ю. Коровкин изучал ПК обучающихся учебных заведений МВД России, которую определял как «интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности профессиональных знаний, умений и личностных качеств, необходимых сотруднику органов внутренних дел; способность оказывать активное влияние на процессы, обеспечивая общение с гражданами, начальниками и подчиненными; реализации индивидуальных, личностных и лидерских качеств обучающегося в коллективе, способствующих предупреждению и устранению негативных проявлений в учебе и поведении» [7, с. 8].

Довольно подробно изучена проблема формирования ПК сотрудника ОВД в трудах О. В. Евтихова. В частности, под термином ПК (применительно к выпускникам образовательных организаций МВД России) О. В. Евтихов предлагает понимать «обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение специалистом сформированными компетенциями (включающими обладание необходимыми знаниями, умениями и способами деятельности), а также обладание развитыми профессионально важными личностными качествами и первоначальным профессионально-служебным опытом, обеспечиваю-

щими результативность самостоятельной профессиональной деятельности выпускника как сотрудника полиции с соответствующей подготовкой» [8, с. 18].

Для понимания сущности ПК и определения ее понятия необходимо также подробно исследовать и ее структуру. Стоит отметить, что рассмотренные нами дефиниции ПК преимущественно построены как раз на перечислении ее основных составляющих, что по аналогии позволяет нам сделать вывод об отсутствии единства в подходе к пониманию структуры ПК в отечественном научном сообществе - каждый автор определяет свои компоненты в зависимости от контекста конкретного исследования.

ПК представляет собой совокупность качеств личности специалиста, характеризующих уровень владения профессиональными компетенциями. Соответственно, структуру ПК можно определить, опираясь на группы профессиональных компетенций, объединенных между собой по различным основаниям.

В частности, А. В. Хуторской выделял типы компетенций: ключевые, универсальные, мета-предметные и предметные, а ключевые компетенции предлагал разделить на 7 групп: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-воспитательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и компетенции личностного самосовершенствования, отмечая при этом, что единого общепринятого в мировой педагогике перечня ключевых компетенций не существует [1, с .13].

Несколько иной позиции придерживалась И. Е. Барышникова, которая с позиции психологии, в свою очередь, выделяла в структуре ПК (применительно ко всем профессиям) эмоционально-волевой, мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный и креативно-деятельностный компоненты [9, с. 71].

Достойна внимания модель ПК, предложенная С. А. Хазовой, выделявшей в структуре ПК две больших группы компонентов:

1. Функционально-содержательные компоненты: общепрофессиональную, общеотраслевую и специальную компетентность.

2. Психологические характеристики: знания и умения, характеристики мышления, опыт общения, поведения и деятельности [10].

Концептуально схожую модель структуры ПК (применительно к выпускникам образовательных организаций МВД России) также предлагает и О. В. Евтихов, включая в нее два больших блока:

1. Блок профессиональных компетенций: общепрофессиональные, профессионально-дея-тельностные и профессионально-служебные (специализированные компетенции).

2. Блок профессионально-психологических характеристик: личностная и деятельностная составляющие [11, с. 28].

Современные Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (далее - ФГОС ВО), в соответствии с которыми образовательные организации МВД России осуществляют образовательную деятельность, содержат 3 вида компетенций, которыми должен владеть выпускник: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные (например, ФГОС ВО по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности). Первые две категории компетенций определены непосредственно в ФГОС ВО, а конкретные профессиональные компетенции определяются образовательной организацией самостоятельно.

Представляется, что предложенную законодателем классификацию компетенций следует использовать и при определении структуры ПК сотрудника ОВД, при этом дополнив ее личностным компонентом - совокупностью профессионально значимых личностных качеств.

Таким образом, структуру профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел составляют следующие компоненты:

1. Образовательный компонент, определяемый степенью сформированности универсальных компетенций, к числу которых относятся (здесь и в иных компонентах в качестве примера приведены группы компетенций для специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности) компетенции группы «коммуникация» (способность применять современные коммуникативные технологии для академического и профессионального взаимодействия), компетенции группы «экономическая культура и финансовая грамотность» (способность принимать обоснованные экономические решения), компетенции группы «системное и критическое мышление» (способность осуществлять критический анализ проблемных ситуаций, вырабатывать стратегию действий) и др.

2. Общепрофессиональный компонент, определяемый степенью сформированности общепрофессиональных компетенций, к числу которых относятся, например, компетенции группы «правотворческая деятельность» (способность разрабатывать нормативно-правовые акты и нормативные документы), компетенции группы «правоохранительная деятельность» (способность выполнять должностные обязанности по обеспечению законности и правопорядка), компетенции группы «правоприменительная деятельность» (способность применять нормы материального и процессуального права) и др.

3. Специально-профессиональный компонент, определяемый степенью сформированности

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

профессиональных компетенций, к числу которых относятся, например, способность законно и обоснованно применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие, способность принимать и проверять сообщения о преступлениях и правонарушениях, способность в установленном законом порядке проводить следственные и иные процессуальные действия и др.

4. Личностный компонент, определяемый степенью сформированности профессионально-значимых личностных качеств. К таковым можно отнести патриотизм, ответственность, дисциплинированность, нетерпимость к коррупции и др.

Образовательный, общепрофессиональный и специально-профессиональный компоненты заключаются не просто в сформированности соответствующих компетенций, но и в наличии первоначального опыта применения полученных знаний, умений, навыков, способностей и т.д. на практике, поскольку «... компетентность предполагает наличие минимального опыта ее применения» [1, с. 11].

Содержание же указанных компонентов зависит от специальностей и направлений подготовки, по которым обучаются будущие специалисты, поскольку спектр направлений профессиональной деятельности сотрудников ОВД достаточно широк: среди сотрудников ОВД есть не только участковые уполномоченные полиции, дознаватели, следователи, но и сотрудники тыловых подразделений, психологи, сотрудники отдела кадров и т.д.

В заключение следует отметить, что относительно понимания сущности профессиональной компетентности наиболее точной следует считать позицию, основанную на трудах А. В. Хуторского, в соответствии с которой в самом широком смысле под профессиональной компетентностью следует понимать совокупность личностных качеств специалиста, характеризующих уровень владения профессиональными компетенциями, представляющими собой требования социума к образовательной подготовке специалиста.

Вместе с тем, основываясь на вышеизложенном, считаем, что профессиональная компетентность сотрудника органов внутренних дел -это обобщенное личностное образование, заключающее в себе владение специалистом универсальными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями, а также обладание профессионально значимыми личностными качествами, обеспечивающими эффективность самостоятельной профессиональной деятельности сотрудника органов внутренних дел.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

Список литературы:

[1] Хуторской А. В. Модель компетентност-ного образования // Высшее образование сегодня.

2017. № 12. С. 9-16.

[2] Адольф В. А., Широких С. В. Правоприменительная компетентность будущего юриста: понятие, структура и состав // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2021. № 3 (57). С. 49-58.

[3] Магомедова Р. М., Булуева Ш. И. Сущность и структура профессиональной компетентности будущего юриста // Мир науки, культуры, образования. № 3 (76). 2019. С. 163-164.

[4] Зотова Т. Б., Снеткова М. В. Формирование способности к саморазвитию у курсантов в условиях образовательной среды военно-медицинского вуза // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. № 11 (201). 2021. С. 567-574.

[5] Акмеология / под ред. А.А. Деркача. М.: изд-во РАГС, 2002. 650 с.

[6] Козырева О. А. Концептуальные подходы к развитию профессиональной компетентности магистра // Гуманитарный научный журнал. № 2.

2014. С. 35-38.

[7] Коровкин А. Ю. Формирование профессиональной компетентности у курсантов учебных заведений МВД России: автореферат дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2011. 24 с.

[8] Евтихов О. В. Специфика формирования профессиональной компетентности курсантов в образовательной организации МВД России // Вопросы психологии экстремальных ситуаций.

2018. № 1. С. 17-21.

[9] Барышникова И. Е. Профессиональная компетентность: виды, структура и современные подходы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. № 5 (3). С. 69-80.

[10] Хазова С. А. Компетентность конкурентоспособного специалиста по физической культуре и спорту. М.: Академия Естествознания, 2010. 91 с.

[11] Евтихов О. В. Формирование профессиональной компетентности курсантов в образовательной среде вуза правоохранительных органов: автореферат дис. ... докт. пед. наук. Красноярск,

2015. 45 с.

Spisok literatury:

[1] Hutorskoj A. V. Model' kompetentnostnogo obrazovaniya // Vysshee obrazovanie segodnya. 2017. № 12. S. 9-16.

[2] Adol'f V. A., SHirokih S. V. Pravoprimeni-tel'naya kompetentnost' budushchego yurista: pon-yatie, struktura i sostav // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. P. Astaf'eva. 2021. № 3 (57). S. 49-58.

[3] Magomedova R. M., Bulueva SH. I. Sushch-nost' i struktura professional'noj kompetentnosti budushchego yurista // Mir nauki, kul'tury, obra-zovaniya. № 3 (76). 2019. S. 163-164.

[4] Zotova T. B., Snetkova M. V. Formirovanie sposobnosti k samorazvitiyu u kursantov v usloviyah obrazovatel'noj sredy voenno-medicinskogo vuza // Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta. № 11 (201). 2021. S. 567-574.

[5] Akmeologiya / pod red. A.A. Derkacha. M.: izd-vo RAGS, 2002. 650 s.

[6] Kozyreva O. A. Konceptual'nye podhody k razvitiyu professional'noj kompetentnosti magistra // Gumanitarnyj nauchnyj zhurnal. № 2. 2014. S. 35-38.

[7] Korovkin A. YU. Formirovanie professional'noj kompetentnosti u kursantov uchebnyh zave-

denij MVD Rossii: avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk. Moskva, 2011. 24 s.

[8] Evtihov O. V. Specifika formirovaniya professional'noj kompetentnosti kursantov v obrazovatel'noj organizacii MVD Rossii // Voprosy psihologii eks-tremal'nyh situacij. 2018. № 1. S. 17-21.

[9] Baryshnikova I. E. Professional'naya kom-petentnost': vidy, struktura i sovremennye podhody // Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. № 5 (3). S. 69-80.

[10] Hazova S. A. Kompetentnost' konkurentos-posobnogo specialista po fizicheskoj kul'ture i sportu. M.: Akademiya Estestvoznaniya, 2010. 91 s.

[11] Evtihov O. V. Formirovanie professional'noj kompetentnosti kursantov v obrazovatel'noj srede vuza pravoohranitel'nyh organov: avtoreferat dis. ... dokt. ped. nauk. Krasnoyarsk, 2015. 45 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 10 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.