Научная статья на тему 'О субъектности младших подростков в образовательном процессе'

О субъектности младших подростков в образовательном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ПОДРОСТКА / THE PERSONALITY OF THE YOUNGER TEENAGER / СУБЪЕКТНОСТЬ / SUBJECTIVITY / СУБЪЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SUBJECT OF ACTIVITY / ПОЗНАНИЕ / COGNITION / ЯЗЫК / LANGUAGE / УЧЕБНАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ / ACADEMIC SUBJECTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусакова Мария Анатольевна

В статье отражена сущность понятия субъектность, а также представлен младший подростковый возраст с его новообразованиями личности в процессе обучения. Большую актуальность в развитии личности приобретает подростковый возраст, переходный этап на стыке младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Становление и развитие личности младшего подростка сопровождается большим количеством трудностей (физиологические, психологические, социальные). Отметим, что переходный этап развития личности подростка ведет к возникновению и формированию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ; внутренний план действия, т.е. изменяется сознание и мышление личности. У младших подростков важнейшие новообразования преобразуются интеллект, социальные отношения, а также субъектность личности. Важно отметить, что субъектность, как интегративное качество личности складывается из ряда компонентов (социальный, адаптация, творческая, активность, самостоятельность, мотивация, чувство собственного достоинства).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SUBJECT OF YOUNGER ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

The article reflects the essence of the concept of subjectivity and presented to the younger Teens with its growths of the individual in the learning process. Greater urgency in the development of personality takes on adolescence, the transitional phase at the intersection of primary school and Junior teen ages. The formation and development of personality of the younger teenager is accompanied by many challenges (physiological, psychological, social). Note that the transitional stage in the development of adolescent's personality leads to the emergence and formation of such new qualitative entities, such as reflection, analysis; internal plan of action, i.e., changing the consciousness and thinking of the individual. The younger adolescents the most important neoplasms are converted to intelligence, social relations, and subjectivity. It is important to note that subjectivity, as an integrative quality of the person consists of several components (social intelligence, adaptation, creativity, autonomy, motivation, self-esteem).

Текст научной работы на тему «О субъектности младших подростков в образовательном процессе»

(JT, СибАК

www.sibac.info

РУБРИКА «ПЕДАГОГИКА»

О СУБЪЕКТНОСТИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Гусакова Мария Анатольевна

аспирант кафедры ИП и ПД, Уральского государственного педагогического университета,

РФ, г. Екатеринбург, E-mail: [email protected]

ON THE SUBJECT OF YOUNGER ADOLESCENTS IN THE EDUCATIONAL PROCESS

Maria Gusakova

рostgraduate student of the Department PI and PD, the Ural state pedagogical University,

Russia, Ekaterinburg

АННОТАЦИЯ

В статье отражена сущность понятия субъектность, а также представлен младший подростковый возраст с его новообразованиями личности в процессе обучения. Большую актуальность в развитии личности приобретает подростковый возраст, переходный этап на стыке младшего школьного и младшего подросткового возрастов. Становление и развитие личности младшего подростка сопровождается большим количеством трудностей (физиологические, психологические, социальные). Отметим, что переходный этап развития личности подростка ведет к возникновению и формированию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ; внутренний план действия, т.е. изменяется сознание и мышление личности. У младших подростков важнейшие новообразования преобразуются интеллект, социальные отношения, а также субъектность личности. Важно отметить, что субъектность, как интегративное качество личности складывается из ряда компонентов (социальный, адаптация, творческая, активность, самостоятельность, мотивация, чувство собственного достоинства).

ABSTRACT

The article reflects the essence of the concept of subjectivity and presented to the younger Teens with its growths of the individual in the learning process. Greater urgency in the development of personality takes on adolescence, the transitional phase at the intersection of primary school and Junior teen ages. The formation and development of personality of the younger teenager is accompanied by many challenges (physiological, psychological, social). Note that the transitional stage in the development of adolescent's personality leads to the emergence and formation of such new qualitative entities, such as reflection, analysis; internal plan of action, i.e., changing the consciousness and thinking of the individual. The younger adolescents the most important neoplasms are converted to intelligence, social relations, and subjectivity. It is important to note that subjectivity, as an integrative quality of the person consists of several components (social intelligence, adaptation, creativity, autonomy, motivation, self-esteem).

Ключевые слова: личность младшего подростка, субъектность, субъект деятельности, познание, язык, учебная субъектность.

Keywords: the personality of the younger teenager, subjectivity, the subject of activity, cognition, language, academic subjectivity.

В условиях качественно новой образовательной ситуации, где активным деятелем становится ученик, а педагог является наставником процесса обучения. Учащийся становится субъектом деятельности, формирует себя как личность многогранную, поэтому проблема развития личности остается одной из главных в образования. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет особые требования к личности учащихся. Личность учащегося школы должна быть всесторонне развита и способна показать сформированную мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной дея-

тельности; а также систему социальных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные позиции в деятельности [4,с.95].Важно еще и то, что современная личность должна обладать таким качествами как: активность, самостоятельность, рефлексия, и др. Эти качества являются элементами понятия субъектность. Субъектность взаимосвязана с понятием субъекта личности. Все чему научится школьник и является по существу свойствами субъекта личности. Поэтому остается актуальным формирование субъектности. Следовательно, каждому субъекту необходимо формировать

(^Г, СибАК

www.sibac.info

субъектность. В настоящее время понятие субъект-ности не имеет единого определения в категориальном аппарате психологии и педагогики. Например, В.И. Слободчиков полагает, что субъектность - это социальный, деятельностно - преобразующий способ бытия человека [2,с.249]. Также необходимо заметить, что субъектность существует как внутренняя сторона личности, которая проявляется во внешних обстоятельствах жизнедеятельности человека. Субъектность не только определяет отношение личности к выполняемой деятельности, она также формирует его личностную позицию в деятельности: активность в исполнении деятельности, стремление стать субъектом деятельности и определение путей достижения. Таким образом, если развивая субъектность, как личностное качество, то в результате будет личность высокого уровня развития, готового к продуктивному исполнению профессиональной деятельности - специалиста. Отметим, что в процессе обучения учебная деятельность приобретает качество субъектности, что выражается в целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью. Субъектность развивается на всех возрастных этапах личности учащегося. Рассмотрим, как формируется субъектность на примере младшего подросткового возраста. Младший подростковый возраст является знаковым периодом, определяющим формирование идентичности и личного потенциала школьника. «Каждый ребёнок может стать человеком, если его не портить», -писал Я. А. Каменский. Человек от рождения существо социальное, то есть «заряжен» на добро, мир, сотрудничество. Но учащийся от рождения неразвит, беспомощен, поэтому ему объективно нужен взрослый [1,с.38 -45].Отметим, что при смене образовательной деятельности, которая происходит с младшими подростками, при переходе из начального звена в основное, т.е. в 5-х классах, развитие в процессе общения перестраивает не только познавательную, но и мыслительную область подростка. Исследователь В.А.Петровский определяет термин субъект-ность через энергичность личности подростка в следующих областях: эмоциональной, предметной, коммуникативной, мыслительной. Важно и то, что ученый выделяет формы субъектности: эмоционального отношения к окружающему миру; предметного отношения, общения; самосознания [3,с.67]. Развитие субъектности подростков основывается на взаимодействии друг с другом субъектов обучения. Это взаимодействие включает в себя требование особой, субъектно - ориентированной организации образовательного процесса и конструирования формы и содержания учебного материала. Учитывая все эти моменты, учителю необходимо строить образовательный процесс, останавливаясь на свойствах субъектности. Специфика субъектно-сти состоит в том, что субъектность младших подростков является развивающимся качеством. Субъ-ектность личности проявляется в ее качествах, следовательно, процесс образования должен быть направлен на создание условий возникновения ка-

честв личности, позволяющих ей успешно разрешать все возникающие проблемы: если каждый решит свои проблемы, то и общественные проблемы будут решены. В образовательном процессе обучение приобретает такие характеристики как инициативность, свободность, уникальность, что формирует индивидуальные потребности учащихся, иногда не связанные со школьной программой, но актуальные для жизнедеятельности личности. Получение знаний для части подростков становится субъективно необходимым и важным для настоящего и подготовки к будущему. «Стремление хорошо учиться -как утверждал В.А. Сухомлинский, - приходит только вместе с успехом в учении. Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями» [4,с.78]. Новообразованием младшего подросткового возраста становится формирование и построения образа - «Я» подростка. Подросток изучает собственную личность, определяет, какой я есть, как воспринимают меня окружающие именно в деятельности. В образовательной деятельности учебная субъектность является частью более сложного образования - общей субъектности человека, развивающейся на протяжении всей его жизни. Эта субъект-ность может быть сформирована как индивидуальная способность только в контексте жизненной перспективы школьника. Учебная субъектность имеет сложную структуру, состоящую из ценностно -смысловой саморегуляции, контрольно -действенной саморегуляции и учебной инициативности. Структуру учебной субъектности «пронизывает» определяющая рефлексия как способность выявлять и оценивать границы своих возможностей. Необходимым условием формирования учебной субъектности в подростковом возрасте становится создание атмосферы экспериментирования с образом «Я - ученик», его деятельностная реконструкция. Эта реконструкция образа «Я - ученик» проходит два этапа. Первый этап связан с перестройкой ценностно- смысловой составляющей в процессе прояснения временной перспективы будущего, результатом которого становится стремление подростка к достижениям в учении. Второй этап связан с реконструкцией контрольно-действенной составляющей учебной субъектности и представляет собой деформирование и оптимизацию способов действия в учебной ситуации. Для развития учебной субъект-ности в подростковом возрасте необходима организация особого вида учебного сотрудничества, содержанием которого является не система теоретических знаний из различных областей наук, а всесторонний анализ учебной деятельности как специфического вида деятельности: ее осмысление, поиск и освоение различных способов действия в учебной ситуации, выработка индивидуального стиля учебной деятельности. В условиях развития российского общества образование формирует основы для продолжения образования и саморазвития личности. Это возможно в учебной деятельности, где учащиеся выступают ее активными субъектами. Развитие субъектности ребенка в процессе обучения это про-

СибАК

www.sibac.info_

тиворечивый процесс. Чтобы его осуществить, учителю необходимо менять традиционные методы обучения. Субъектность у каждого школьника-подростка является тем стержнем, дающим возможности для совершенствования в собственной жизнедеятельности, в стремлении стать настоящей лично-

стью. В итоге отметим, что субъектность является свойством личности, которое раскрывает сущность человека. Это свойство заключается в осознанном отношении к миру и себя в нем, способности развиваться и совершенствоваться в мире.

Список литературы:

1. Каменский Я.А. «Великая дидактика». - Избр. пед. соч. М., Учпедгиз, 1955.

2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов. - М.: Школьная Пресса, 2000. С 212 - 385.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В Сухомлинская. - М.: Педагогика, 1990. - 288 с.

4. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности / В.А. Петровский - Ростов - на -Дону: Феникс, 1996. 512 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. M. : Просвещение, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.