И. Г. Моисеев
О СТРУКТУРЕ ЯКОВИТСКИХ КООПТАЦИЙ В СОСТАВ РЫЦАРЕЙ ОРДЕНА ПОДВЯЗКИ
В данной работе описываются изменения в составе Ордена Подвязки в соответствии с идеями, которыми руководствовался Яков I при формировании всего своего ближайшего окружения. Опираясь на биографические данные членов Ордена Подвязки, будет показано, кто, когда и по какой причине был инкорпорирован в состав Ордена, и статистически обобщена получившаяся картина. Также будет рассмотрена политика Якова по отношению к Тайному Совету, который, подобно Ордену, существенно расширился и изменил свою роль в процессе принятия важных политических решений, после чего будет проведено сравнение этой политики с ее реализацией в формировании данных институтов.
Весьма интересным представляется рассмотрение данной темы в контексте анализа типов кооптаций, суть которых состоит в следующем. Кооптация (от латинского слова «cooptatю») означает введение в должность нового кандидата. Применительно к Ордену кооптация подразумевала присвоение нового титула. Существует несколько типов кооптаций, некоторые из которых будут рассмотрены в этой статье. Первый тип — это кооптация по праву предшественника. Чаще всего титул передавался от отца к сыну, и только в редких случаях — ближайшему родственнику. Данный вид кооптаций характерен для Якова I Стюарта в меньшей степени, чем, к примеру, для Елизаветы Тюдор, в годы правления которой большинство титулов передавалось по наследству. Второй тип — это кооптация по праву рекреации. Данный тип кооптации является восстановлением титула в рамках определенной семьи, к примеру, после того, как данный титул был объявлен выморочным. Для Якова такой вид кооптаций так же остается не столь характерным. Третий тип кооптаций —почетная инаугурация. Имеется в виду почетное присвоение титула, чаще всего иностранному монарху. При Якове, как и при других суверенах Ордена Подвязки, этот тип кооптаций был весьма популярен. И наконец, четвертый тип кооптаций — кооптация совершенно новых кандидатов, или собственно номинация. Для Якова такой тип кооптаций был наиболее практикуемым. В данной работе будут рассмотрены третий и четвертый типы кооптаций.
Кооптации новых кандидатов в Орден Подвязки в годы правления Якова I также можно классифицировать на несколько отличающихся друг от друга подгрупп: первая — это возведение в Орден Подвязки его родственников; вторая — возведение в титул его фаворитов и, наконец, третья — возведение в титул его соратников, с которыми монарха связывали личные отношения еще до принятия титула короля Англии.
Очевидно, что при смене правлений новый династ встает перед выбором, начать ли преобразования в правящей элите или сохранить ее в неизменном виде. Принципы, по которым формируется новая элита или же сохраняется старая, достаточно ясны. Во-первых, это лояльность новому режиму, которая выражается в подчинении воле нового монарха. Во-вторых, это потенциальная востребованность конкретного человека на занимаемой должности или в определенном локальном сообществе, но уже при новых об© И. Г. Моисеев, 2011
стоятельствах. В-третьих, это родственные связи с новым монархом. Факт родственной близости к новому монарху зачастую перекрывает все предыдущие факторы, влияющие на выбор монарха. И, наконец, в-четвертых, тот фактор, который актуален в первую очередь именно для Якова I Стюарта, —личные качества кандидата, которому были переданы соответствующие полномочия. Фаворитизм и протекционизм при Якове I Стюарте выступали одними из важнейших факторов в формировании его ближайшего окружения.
Переходя к списку инкорпорированных в Орден особ, необходимо оговорится, что из него будут исключены те лица, которые получили титул, наследуя его от предшественника. При этом в связи с отсутствием возможности привести полные биографические данные будут выделены лишь очевидные — обусловившие принятие в Орден той или иной персоны, и практически исключены факторы возможного внутригруппового влияния.
Инсталляция первого кандидата, Генриха Фредерика Стюарта, принца Уэльского, в состав Ордена состоялась 14 июня, и уже 9 июля 1603 г. он был инаугурирован. Генрих Фредерик Стюарт стал рыцарем Подвязки по праву наследника короля. Лодовик Стюарт, 2-й герцог Леннокс и 1-й герцог Ричмонд, был инсталлирован в Орден 25 июня 1603 г., его инаугурация состоялась 9 июля того же года. Лодовик Стюарт стал рыцарем Ордена Подвязки как раз из-за родственной близости с Яковом: во втором браке он был женат на правнучке Якова IV Шотландского. Известно, что конце 1583 г. он примкнул ко двору Якова VI Шотландского [1, p. 527].
Важно уточнить, в чем заключается различие между инсталляцией и инаугурацией в Орден. Сама процедура возведения кандидата в рыцари описана в Уставе Ордена Подвязки и состоит из двух частей. Первая часть — это церемония инсталляции кандидата в Орден. В ходе церемонии ему преподносится сама подвязка, которую он обязан носить на всех официальных и неофициальных мероприятиях, мантия рыцаря Ордена Подвязки, а также отводится особое место в часовне собора св. Георгия в Виндзоре, где происходят основные официальные мероприятия Ордена. После прохождения первого этапа этого процесса кандидат переходит в статус «собрата» Ордена1. Определенная дата, когда он должен быть принят в Орден, может отсутствовать, однако если он не будет инаугурирован в Орден в течение года и если у него не будет уважительных причин для суверена Ордена, то его инаугурация признается недействительной, а вся процедура повторяется сначала. Второй этап вхождения в Орден обычно назначался на ближайший крупный праздник, когда собирались все действующие рыцари Подвязки и «собрат» Ордена официально признавался рыцарем Подвязки. От процедуры принятия англичан (при Якове — еще и шотландцев) несколько отличалась процедура принятия в Орден иностранных кандидатов. Иностранному кандидату отправлялись сертификат, подтверждающий, что он номинирован в качестве кандидата в Орден Подвязки, сама подвязка, мантия и копия Устава Ордена. Ему отводилось четыре месяца на то, чтобы отреагировать на это послание, и после утвердительного ответа, означающего его согласие, он без труда переходил в статус собрата Ордена Подвязки. После этого у него было восемь месяцев, для того чтобы решить: самому ли участвовать в церемонии инаугурации в Орден, или выбрать кого-то в качестве своего полноправного представителя. После того, как он определялся с формой участия в инаугурации, назначалась дата мероприятия, когда
1 Fellow of the Order of the Garter.
иностранный подданный становился рыцарем Ордена Подвязки. Так происходило со всеми принятыми иностранными персонами во время правления Якова I.
Джон Эрскайн, 2-й граф Мар, был инсталлирован в 25 июня 1603 г., 9 июля состоялась его инаугурирация, после чего он стал рыцарем Ордена. Он получил место в орденской капелле, принадлежавшее прежде Генриху Герберту, 2-му графу Пемброку [2, р. 184]. Джон Эрскайн был приближенным Якова I еще со времен его бытия королем Шотландии, где Эрскайн входил в состав его Тайного Совета начиная с 1577 г. [3, р. 420]. Вслед за графом Эрскайном 25 июня 1603 г. в Орден был инсталлирован Уильям Герберт, 3-й граф Пемброк. Став рыцарем Подвязки 9 июля 1603 г., он получил титул также через кооптацию. Известно, что граф Пемброк был покровителем деятелей искусств. К примеру, Уильям Шекспир называл его «доблестным лордом» [4, р. 270-271]. Чуть позже Яков подпишет разрешение на создание графом Пемброк колледжа в Оксфорде, известного и по сей день [5, р. 1]. Следующим кандидатом, получившим титул рыцаря Ордена Подвязки за определенные заслуги, был Джордж Юм, 1-й граф Донбар. Юм был инаугурирован в Орден 23 апреля 1608 г. С ранних лет Юм находился при дворе Якова VI, в 1598 г. став членом его Тайного Совета [6, р. 280-289]. Он сопровождал Якова во время поездки в Данию за его будущей женой королевой Анной Датской.
Одновременно с Юмом в Орден был инсталлирован и инаугурирован Филипп Герберт, сын Генриха Герберта и брат Уильяма Герберта, 3-го графа Пемброка. Он был фаворитом Якова [7, р. 225] и патроном деятелей искусств, к примеру Антониса Ван Дейка [7, р. 236]. Карл Стюарт, герцог Йорк, второй сын Якова I, был инсталлирован в Орден 24 апреля 1611 г. и уже 13 мая, пройдя церемонию инаугурации, получил титул рыцаря Подвязки. Карл занял место Генриха IV, короля Франции [2, р. 185], который умер 14 мая 1610 г. Карл не сменил умершего в 1612 г. брата Генриха, поскольку к тому времени он еще не являлся принцем Уэльским, получив этот титул только 4 ноября 1616 г. [8, р. 88]. Следующим фаворитом Якова I, которого кооптировали в Орден, был Роберт Карр, 1-й граф Сомерсет. В 1607 г., упав с лошади и сломав ногу, он тем самым привлек внимание короля к своей персоне. Яков ухаживал за ним, и вскоре стало очевидно, что Карр станет новым фаворитом монарха [9, р. 270]. Незадолго до получения им титула графа Сомерсета (1613.) виконт Рочестер получил титул рыцаря Ордена Подвязки. Карр был инсталлирован 24 апреля 1611 г. и прошел инаугурацию 13 мая того же года. Томас Эрскайн, 1-й граф Келли, был следующим среди инсталлированных в Орден. В 1585 г. он стал королевским спальничьим, а в 1600 г. его уже считали королевским фаворитом [10, р. 565-566]. В 1600 г. он вошел в состав Тайного Совета. 24 апреля 1615 г. Эрскайн был инсталлирован в Орден и 23 мая того же года стал рыцарем Ордена. Джордж Вилльерс, 1-й герцог Бе-кингем, из числа последних фаворитов Якова, — был одной из самых запоминающихся личностей истории Англии того времени. Известно, что, став фаворитом короля, он тем самым вытеснил с этой позиции графа Сомерсет [11, р. 491], который к тому времени уже не устраивал Якова по многим причинам. Значимую роль в судьбе Карра сыграл исход расследования дела о заговоре и смерти сэра Томаса Овербери, в котором граф принял самое непосредственное участие [9, р. 272]. Бекингем добился очень высокого статуса не только за счет своей внешности, но и благодаря незаурядному уму. В 1615 г. молодой Вилльерс занял должность королевского спальника, а уже 24 апреля 1616 г. Вилльерс был инсталлирован в Орден, став рыцарем 7 июля того же года после прохождения церемонии инаугурации. Джеймс Гамилтон, 2-й маркиз Гамилтон, шотландский политический деятель, входивший в состав Тайного Совета Шотландии с 1613 г. [12, р. 838-839],
уже с 1617 г. был членом английского Тайного Совета. В 1623 г. он стал рыцарем Ордена Подвязки. Следующим кандидатом Ордена, кооптированным с состав Ордена, был Кристиан Юный, герцог Брауншвейг-Люнебург-Вольфебуттель. Кристиан был талантливым военачальником, участвовавшим в Тридцатилетней войне вместе с другими кавалерами Ордена Подвязки, о которых речь пойдет ниже: Морицеом Нассауским и Кристианом IV, королем Дании и Норвегии. Кристиан Юный получил воспитание при дворе Кристиана IV Датского [13, р. 237]. Путь к своей боевой славе начал с похода под флагом Морица Нассауского против Испании в 1621 г., и к 1623 г. он уже участвовал в битвах при Хехсте, Флерусе и Штадтлоне. Титул рыцаря Ордена он получил в конце 1624 г. Джеймс Хэй, 1-й граф Карлайл, последний принятый в Орден фаворит короля, граф Карлайл, получил должность члена Тайного Совета в 1603 г., после успешной дипломатической миссии во Францию. Никто точно не может утверждать [14, р. 1007], почему Яков выбрал Хэя в качестве фаворита. Очевидно, что Якову нравились красивые молодые люди, хорошо воспитанные, желательно на французский лад и с хорошими манерами. С Хэем все было иначе, современники описывали его как человека с «верблюжьим лицом» [15, р. 16]. Помимо этого Хэй на несколько порядков отличался от всех других молодых людей в окружении короля своим умом и рассудительностью, что не могло не сказаться на его положении. К концу правления Якова вторым по силе и влиянию из его людей был именно Хэй. Первым был герцог Бекингем. Яков Хэй был избран в Орден в конце 1624 г. Рыцарский титул Якова Хэя был последним из титулов, которые создавались заново, до выше означенных людей этим титулом не владел никто из их семей кроме братьев Герберт.
Итак, из 27 принятых персон в Орден во время правления Якова I Стюарта 13 получили титул впервые. Большинство из принятых в Орден находились рядом с королем еще до его восшествия на английский трон и составляли ближайший круг его советников. Очевидно, что именно они должны были войти в его окружение и в Англии. Похожая ситуация имела место и в Тайном Совете. Свою деятельность по перестроению состава Ордена Яков I начал почти одновременно с изменениями в Тайном Совете. Известно, что Тайный Совет при Якове количественно изменился: 10 мая 1603 г. было установлено ограничение на количество членов в него — 24 человека, но уже к 1623 г. их число выросло до 35 человек [16, р. 128-131]. Качественно Тайный Совет также подвергся изменениям: определенные направления в работе делились между комитетами, к примеру, были организованы Комитет по делам Ирландии, Комитет по делам торговли, Комитет по военным делам. Изначально было всего 12 различных комитетов, позднее их число сократилось [17, р. 678]. Очень большое влияние в Тайном Совете имели фавориты короля. Так, герцог Бекингем участвовал фактически в каждой дипломатической миссии. В 1623 г., например, он отбыл в Испанию с целью организации брачной партии между Карлом Стюартом и инфантой Марией. Цель работы Тайного Совета оставалась такой же, как и при Елизавете: координировать деятельность парламента и в особенности палаты общин, с той лишь разницей, что при Якове, благодаря комитетам, подход к осуществлению этих функции стал более комплексным. К сожалению, нет точной информации о том, кто и когда стал членом Тайного Совета в самом начале правления Якова I, в связи с тем, что Регистр Тайного Совета за этот период был уничтожен пожаром 1619 г. Однако благодаря достижениям современных ученых стало возможным установить конкретные даты принятия тех или иных номинантов в Тайный Совет. На основании этих данных можно утверждать, что основа Тайного Совета и Ордена Подвязки совпадали [18, р. 239242]. Доподлинно известно, что к 1607 г. в составе Тайного Совета было от 4 [19, р. 72] до
6 шотландцев [18, p. 239], и можно предположить, что это были, как минимум, герцог Леннокс и Джон Эрскайн, поскольку позже они вошли в состав экспедиции в Испанию. Представляется, что на раннем этапе формирования как Ордена Подвязки, так и Тайного Совета король ориентировался в первую очередь на своих людей из Шотландии, позже к ним присоединились и лояльные королю англичане. Из общего числа рыцарей Ордена большинство кооптированных входило в состав Тайного Совета, притом некоторые, особо выдающиеся, получили благодаря этому очень высокий статус.
Подводя итог, необходимо отметить, что политика по привлечению своих людей из Шотландии Яковом — людей, которых он давно знал и на которых мог положится, была оправданной. Эта же политика распространялась как на основные политические институты Англии, так и на менее выраженные. Орден Подвязки при Якове регулярно комплектовался людьми, приближенными к Якову, его фаворитами в том числе. Так же очевидно, что для современников при дворе важно было чаще быть рядом с королем. В этом смысле регулярные пафосные орденские мероприятия, расположение сидений в часовне и физическая близость к королю во время этих мероприятий были отличным фундаментом для роста статуса при дворе и увеличения благосостояния.
Источники и литература
1. Fourth report of the royal commission on historical manuscripts. Mrs. Erskine Murray / ed. by Royal Commission on Historical Manuscripts. London: Eyre and Spottiswoode, 1874. 856 p.
2. Beltz George. Memorials of the Most Noble Order of the Garter. London: William Pickering, 1841. 670 p.
3. The Complete Peerage of England, Scotland, Ireland, Great Britain and the United Kingdom, Extant, Extinct or Dormant / eds. Cokayne G. E., Gibbs Vicary, Doubleday H. A., White H. Geoffrey, Warrand Duncan, Lord Howard de Walden. Vol. VIII. Gloucester, U.K.: Alan Sutton Publishing, 2000. 2824 p.
4. Schoenbaum Samuel. William Shakespeare, a compact documentary life. New York: Oxford University Press. 416 p.
5. History of the Pembroke College. Oxford, 2009 // URL: http://www.pmb.ox.ac.uk/College/History/ index.php (дата обращения: 21.11.2010).
6. The Scots Peerage / ed. by Balfour Paul, Sir James. Vol. III. Edinburgh: D. Douglas, 1904. 662 p.
7. The Official Baronage of England: showing the succession, dignities, and offices of every peer from 1066 to 1885 / ed. by Doyle, James William Edmund. Vol. III. London: Longmans, Green & Co., 2007. 784 p.
8. The Historic Peerage of England / eds. Harris Nicolas, William Courthope. London: John Murray, 1857. 698 p.
9. Bellany Alastair. Robert Carr // Oxford Dictionary of National Biography / eds. H. C. G. Matthew, Brian Harroson. New York, 2004. Vol. 10. P. 268-273.
10. Stevenson David. Erskine Thomas // Oxford Dictionary of National Biography / eds. H. C. G. Matthew, Brian Harroson. Vol. 18. New York: Oxford University Press, 2004. P. 565-566.
11. Lockyer Roger. George Villiers // Oxford Dictionary of National Biography / eds. H. C. G. Matthew, Brian Harroson. Vol. 56. New York: Oxford University Press, 2004, P. 488-499.
12. Stevenson David. James Hamilton // Oxford Dictionary of National Biography / eds. H. C. G. Matthew, Brian Harroson. Vol. 24. New York: Oxford University Press, 2004. P. 838-839.
13. Christian // The New Encyclopedia Britannica. 15е ed. Vol. 17. Chicago: Encyclopedia Britannica Inc. Macropedia, 2007. 237 p.
14. Schreiber Roy E. James Hay // Oxford Dictionary of National Biography / eds. H. C. G. Matthew, Brian Harroson. Vol. 25. New York: Oxford University Press, 2004. 1040 p.
15. Schreiber Roy E. The First Carlisle Sir James Hay, First Earl of Carlisle as Courtier, Diplomat and Entrepreneur, 1580-1636 // Transactions of the American Philosophical Society New Series. 1984. Vol. 74, N 7. P. 1-202.
16. Tanner Joseph Robson. Constitutional documents of the reign of James I, Parts 1603-1625 // CUP Archive. 1930. 396 p.
17. Carlyle E. I. Committees of Council under the Earlier Stuarts // The English Historical Review. 1906. Vol. 21, N 84. P. 673-685.
18. Федоров С. Е. Раннестюартовская аристократия 1603-1629. СПб.: Алетейя, 2005. 525 с.
19. Turner E. R. The Privy Council of England, 1603-1784. Vol. 2. Baltimore: John Hopkins Press. 1927-28. 634 p.
Статья поступила в редакцию 23 декабря 2010 г.