УДК 94 (4) «15/19» (045) Л.И. Ивонина
ШОТЛАНДСКИЙ ПЕРИОД ЖИЗНИ ЯКОВА I СТЮАРТА
Рассматривается формирование личности английского короля Якова I Стюарта, которое происходило в шотландский период его жизни. Анализируется его происхождение, ранние годы и трудности в управлении Шотландией, повлиявшие на его менталитет и политические решения. Автор приходит к выводу, что Джеймс I Стюарт был искусным и прагматичным правителем, верившим в божественное право королей и собственное высокое предопределение.
Ключевые слова: династия Стюартов, Шотландия, пресвитерианство, заговор, война, закон.
Сын, рожденный незадолго до кончины своего отца, Поднимется настолько высоко, что получит в управление более чем одно государство.
Слава его вызовет недовольство людей, боящихся его, Но дети его будут низложены.
Нострадамус (2, 11)
В научной литературе «Пророчества» Мишеля Нострадамуса (1503 - 1566) включены в общий контекст средневековой мистики и эсхатологии, но нельзя не признать, что в отношении первого Стюарта на английском троне - Якова I, являвшегося также шотландским королем Яковом VI, - они оказались точными. Его судьбу нередко именуют «жизнью между двумя плахами», но злой рок, как в древнегреческой трагедии, не ограничился одним представителем династии, заставив ее вскоре уйти с политической сцены. По большому счету, «рок» был обусловлен объективными причинами развития Англии и Европы того времени, но вместе с тем его можно было бы избежать. Острота политического противостояния и драма династии Стюартов были обусловлены шотландским менталитетом ее представителей. О шотландском периоде жизни Якова Стюарта и пойдет здесь речь.
Сегодня шотландцы считают себя самой эмоциональной нацией. Они чрезмерно горды, осмотрительны, замкнуты, а англичане их считают «колючими». К этому добавляется крайнее упрямство, даже взбалмошность. Говорят, что если шотландцу что-то взбрело в голову, то он на этом настоит, невзирая на здравый смысл. Шотландцы полагают, что Бог не обладает чувством юмора и потому в его присутствии лучше не шутить. Шотландия относится к пограничным территориям, ее общество всегда было традиционным, а жители - склонными к независимому мнению и поведению. К концу XVI в. в Шотландии сохранялась клановость, то есть родовые патриархальные общины. Шотландское общество было спаяно вертикальными связями, которые основывались на клиентельных обязательствах и патернализме [14. Р. 29]. Меньше всего шотландские короли могли положиться на тех своих подданных, кто был призван служить опорой трона - лордов и баронов, мрачное и суровое, алчное и воинственное, упрямое и своенравное племя рыцарей. Именно в таком окружении формировался генетический код Стюартов.
Легитимность династии имела огромное значение. По легенде, шотландские предки Стюартов вели свой род от Иосифа Аримафейского, а их бретонская ветвь восходила к Иисусу Христу. В действительности, родовое имя Стюартов произошло от названия высшего должностного лица королевства - стюард (сенешаль), наследственного титула династии. Позднее ее представители, взошедшие на шотландский престол в 1371 г., стали именовать себя на французский манер Стюартами.
В начале XII в., во время правления младшего сына Вильгельма Завоевателя короля Генриха I (1100-1135), в Англию прибыл рыцарь из Бретани, потомственный сенешаль Алан Фиц Флаальд. Генрих пожаловал ему земельные владения в Шропшире. Один из его сыновей, Уолтер Фиц Алан (ум. в 1177 г.), в период феодальной анархии в Англии сблизился с шотландским королем Дэвидом I,
2014. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
перебрался в Шотландию, где получил обширные владения в Ренфушире, пожизненное пэрство и наследственную должность верховного стюарда королевского двора. Эту должность он передал по наследству своему сыну, затем она стала фамилией. Уолтер также заведовал государственной казной, что привело к появлению на фамильном гербе Стюартов геральдической эмблемы в виде клетчатой щитовой планки, так как разлинованный в шахматную клетку стол использовался тогда для денежных расчетов.
Шестой лорд-стюард, тоже Уолтер, женился на дочери короля Роберта I Брюса Марджори. Их сын Роберт II в 1371 г. унаследовал шотландскую корону после смерти своего бездетного дяди короля Дэвида II Брюса; он был, пожалуй, единственным «несчастливым» из Стюартов, носивших корону. В целом удачливый полководец и способный политик, он растратил значительную часть государственной казны. При его преемниках - Роберте III, Якове I, Якове II, Якове III, Якове IV и Якове V -Шотландия на многие годы погружалась в смуты, вызванные войнами за независимость и королевское наследство. Двое из них - Яков I и Яков III - были умерщвлены, еще двое - Яков II и Яков IV -пали на поле боя. Двум их потомкам - Марии Стюарт и ее внуку Карлу I - судьба приготовила еще более страшную участь - эшафот. 9 декабря 1542 г., когда гонец принес умирающему в расцвете лет Якову V весть о том, что у него родилась дочь, тот произнес: «Женщина принесла нам корону, с женщиной мы ее утратим» [6. P. 5-6]. Последние слова короля оказались пророческими. Мария Стюарт (1542-1587 гг., фактически правила с 1561 г. по 1567 г.) оказалась последней «независимой» шотландской королевой.
Это было время сложного и противоречивого пути от средневековой цивилизации к буржуазной, насыщенного грандиозными событиями, переворачивающими традиционные представления о мире. Перемены начались еще в XVI в., когда в Европе начался долгий переход от «традиционалистской» средневековой жизни к новому обществу, основанному на гражданстве и рыночной экспансии. Важную роль здесь играла религия: она делала государство сакральным, перед тем как оно стало светским. Постепенно возникало общество с однородными формами поведения и мышления. Государства укреплялись, монополизировали военные ресурсы, финансы и церковь, а их вооруженное соперничество на континенте получало религиозное наполнение. Во второй половине XVI-первой половине XVII вв. характерной чертой жизни европейского общества стал конфессионализм, то есть принуждение к религиозному единообразию, что сейчас равноценно религиозному фундаментализму [11. P. 641-681; 12. P. 6-8]. Христианские церкви - католическая и протестантская - вступали в союзы с государствами раннего Нового времени, которое давало последним возможность управлять религиозными делами. Правда, результаты этих союзов часто расходились с целями.
Шотландцы приняли протестантизм в форме пресвитерианства (одного из течений кальвинизма), получая независимость как от Рима, так и от собственных католических правителей. Последнюю цель лелеяли, прежде всего, протестантские лорды-сепаратисты. У истоков организации местной церкви находился лидер шотландской Реформации, ученик Жана Кальвина, Джон Нокс, прибывший в Шотландию в 1559 г. Уже в 1560 г. Реформация одержала победу: шотландский парламент утвердил ликвидацию юрисдикции римского папы и протестантский символ веры. Однако истощаемая нескончаемыми войнами, окруженная морями страна на северной окраине Европы была нищей. Кальвинистская доктрина стала стимулом к предпринимательству в Шотландии лишь в следующем столетии, но особенно в XVIII в. [14. P. 48]. Алчность королей, лордов и солдат делали страну игрушкой в руках иностранных правителей. Боровшимся против короля и за протестантизм платил Лондон, боровшимся за католицизм и Стюартов платили Париж, Мадрид и Рим. В качестве ближайшей соседки Англии Шотландия была незаменимым партнером Франции в политической игре. Каждый раз, когда англичане вторгались в Нормандию, воинственные скотты по соглашению с Францией нарушали английскую границу. В мирное время шотландцы также являлись угрозой для Англии, которая стравливала их лордов и разжигала мятежи. Конечным решением проблемы стал союз двух корон, созданию которого способствовала не имевшая наследников английская королева Елизавета Тюдор (1558-1603). Однако сначала надо было решить проблему с королевой-соседкой и соперницей Марией Стюарт.
Трагическая судьба Марии, полная «литературных» поворотов, привлекала писателей-романтиков. Свидетелем королевской драмы чуть ли не в утробе матери стал ее сын Яков. Вероятно, история матери не могла не сказаться на характере первого английского Стюарта, совместив в нем твердую убежденность в собственной правоте с осторожностью и «миролюбием».
В 1559 г. в Шотландии вспыхнуло восстание протестантов против королевы-регентши, француженки Марии де Гиз, матери Марии Стюарт. Вначале Елизавета предоставила шотландским протестантам финансовую помощь, в 1560 г. ее Тайный Совет высказался за интервенцию. Сторонники Марии де Гиз были разгромлены, и в 1560 г. мирный договор в Эдинбурге закрепил эту победу. Мария де Гиз к этому времени уже умерла, и власть перешла к регентскому совету шотландских лордов-протестантов. Марии Стюарт, являвшейся тогда супругой французского короля Франциска II, было предложено навсегда отказаться от включения в свой герб герба Англии, то есть никогда не предъявлять претензий на английскую корону. Однако Мария не ратифицировала Эдинбургский договор, после чего и началась многолетняя вражда двух королев. В декабре 1560 г., незадолго до своего 17-летия, внезапно умер Франциск II. Перспектива прибытия королевы-католички заставила шотландских протестантов ускорить оформление новой государственной церкви. В следующем году в Эдинбурге юная вдова приняла корону Шотландии.
С легкой руки Ф. Шиллера, а затем С. Цвейга Марию и Елизавету часто противопоставляли друг другу: одна представала невинной жертвой, другая - кровавым деспотом. На самом деле все было не так однозначно. Елизавета Тюдор была законной королевой Англии, а Мария Стюарт являлась не единственной претенденткой на трон. В Акте о престолонаследии 1543 г. и в завещании Генриха VIII были упомянуты младшие дочери леди Френсис Грей - Екатерина и Мария, а юная шотландская королева, будучи внучатой племянницей Генриха, там не значилась совсем. Однако до конца своих дней она была уверена в своих правах на английскую корону, поскольку окружение внушало ей, что у нее их больше, чем у «бастардессы» Елизаветы. Многие католики в Англии и за ее пределами считали в противовес «еретичке» Елизавете законной правительницей именно Марию. Она же сама всячески подчеркивала свой приоритет и не отказывалась от своих притязаний, даже находясь под следствием.
Поддержка Марии со стороны многих шотландских аристократов также объяснялась новыми возможностями, которые открылись перед ними после создания королевского двора по французскому образцу в Холирудском дворце Марии в Эдинбурге. Молодая и красивая королева, любящая музыку, танцы, маскарады, охоту и гольф, не могла не привлекать к себе дворян, отвыкших от придворной жизни за время войн.
Мария Стюарт вышла замуж за лорда Генри Дарнли. Это был очень неудачный брак. Выросшая при французском дворе королева совсем не понимала Шотландию, находившуюся в разгаре борьбы за власть и раздираемую противоречиями между католиками и протестантами. Скоро она разочаровалась в неумном молодом и красивом аристократе. Через несколько месяцев после рождения их первенца Генри Дарнли был убит.
Однако вначале жестокая смерть настигла Дэвида Риччо - итальянца, прибывшего в 1561 г. ко двору в составе посольства герцога Савойского Эммануила-Филиберта. Он привлек внимание Марии своей внешностью и музыкальными талантами, став ее личным секретарем. После отставки опытных политиков, руководивших страной в начале самостоятельного правления Марии, графа Морея и Уильяма Мейтланда, королева потеряла поддержку значительной части шотландского дворянства и все более опиралась на иностранных советников, составлявших ее свиту. Королеву стали подозревать в любовной связи с католиком Риччо, возбуждавшим ненависть протестантов. Самые решительные из них во главе с графом Мортоном в 1566 г. составили заговор, к которому примкнул и муж королевы, раздраженный холодностью жены и отстранением его от власти. Заговорщики ворвались в покои беременной Марии, схватили на ее глазах Риччо и нанесли ему, по свидетельству современников, 57 ножевых ран [1. С. 37-45; 13. Р. 15-17]. Мария сделала вид, что примирилась с мужем и сумела расколоть заговорщиков. Возмущенный предательством Дарнли, граф Мортон переслал королеве документы, подтверждающие причастность лорда к убийству Риччо, но даже без них разрыв между супругами стал свершившимся фактом.
В этой драматической обстановке 19 июня 1566 г. в Эдинбургском замке родился их сын Джеймс, будущий Яков VI Шотландский и Яков I Английский. К этому моменту Дарнли уехал в Глазго, проигнорировав рождение сына, а неугомонная Мария влюбилась в мужественного и энергичного Джеймса Хепберна, графа Босуэлла. Поползли слухи о близящемся разводе Марии и Генри. Однако развод мог означать объявление их сына незаконным, а королева этого допустить не могла.
В ночь с 9 на 10 февраля 1567 г. взорвался начиненный пороховыми бочками дом в Керк-о'Фильде, где остановился Дарнли, накануне встречавшийся там с королевой. Тело лорда, возможно, убитого при попытке бегства из горящего дома, было найдено в прилегавшем саду. Какая из сложив-
2014. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
шихся к тому времени групп многочисленных заговорщиков организовала убийство Дарнли, неизвестно до сих пор. Впрочем, уже давно была высказана мысль, что взорвавшие здание, вероятно, не знали всех деталей заговора. В любом случае, после убийства молва указывала на Марию как участницу заговора, а последовавший брак королевы с Босуэллом укрепил эти предположения. Биографы Якова I и по сей день нередко называют его родителей по-шекспировски «Макбетами» [13. Р. 3; 2. С. 48-50]. Судебный процесс в Эдинбурге, полностью оправдавший Босуэлла, был проведен настолько пристрастно, что только подлил масла в огонь. Ситуация обострялась, о ней были осведомлены в Лондоне и Париже. Вскоре после гибели Дарнли в Эдинбурге появились французский и английский послы. Первый стремился к восстановлению власти Марии Стюарт, а второй добивался примирения королевы с лордами, наказания убийц Дарнли и отправки принца Якова в Англию: возможно, уже тогда Елизавета рассматривала его как наследника престола.
В мае Мария вышла замуж за Босуэлла. Через месяц ее войска без боя капитулировали перед армией, собранной лордами якобы для спасения королевы и ее сына. Мария была заключена в замок Лох-левен и 24 июля под давлением лордов отреклась от престола в пользу Якова. Новому шотландскому королю был всего один год. 29 июля того же 1567 года его короновали в Стерлинге под именем Якова VI. Регентом при короле-ребенке стал спешно вернувшийся в Шотландию Морей. Коалиция лордов быстро распалась. Часть из них приняли сторону Марии, которая в начале мая 1568 г. бежала из Лохле-вена. 13 мая ее 5-6-тысячная армия была разгромлена при Лэнгсайде близ Глазго. Мария приняла роковое решение: перешла под покровительство королевы Англии Елизаветы [4. С. 156-160].
Младенец на троне - мечта сепаратистов. Его перевозили из замка в замок, у него постоянно менялись регенты. Только за 3 года, с 1570 г. по 1573 г., их насчитали семь. Детство Якова нельзя назвать счастливым, однако он получил великолепное образование.
Этому способствовало два обстоятельства. Во-первых, он обучался у прекрасных наставников, кочующих с ним из замка в замок, - Джорджа Бьюкенена и Питера Янга. Они рано начали приобщать его к углубленным научным штудиям, привили ему любовь к рассуждениям, особенно богословским. Яков свободно изъяснялся на латыни, древнегреческом, французском и очень рано стал писать стихи. Анонимный сборник «Опыты подмастерья в искусстве поэзии» он издал, когда ему было 16 лет, а сочинять философские и богословские трактаты начал еще раньше.
Во-вторых, мальчик, рожденный от красивых и вполне здоровых людей, был очень слаб физически. Возможно, в этом виновата обстановка непрерывного стресса, в которой он рос. Она же способствовала подозрительности и недружелюбию Якова по отношению к непонравившимся ему и незнакомым людям. До 7 лет ему трудно было держаться на ногах, он проводил время лежа и читая. Это тоже в немалой степени содействовало образованию юного короля. Даже впоследствии из-за слабого здоровья он почти не увлекался никакими физическими упражнениями. Он полюбил чисто королевское занятие - охоту, особенно на оленя. Так же, как Александр Македонский, он полагал, что лучше выглядит верхом на лошади [13. Р. XVIII]. Только Александр предпочитал показываться на коне из-за непропорционально коротких ног, а Яков - из-за слабых ног и желания выглядеть величественнее.
Регенту Якова Мортону удалось ненадолго установить спокойствие в Шотландии и утвердить в стране протестантство. Шотландия разделилась: образовались условно партия королевы, желавшая вернуть Марию Стюарт из заточения, и протестантская партия короля. Радикальные протестанты во главе с графом Ангусом и Уильямом Рутвеном требовали реформирования церкви в соответствии с принципами пресвитерианства и заключения тесного союза с Англией, а католическая, или консервативная, партия во главе с графом Хантли была готова примириться с католиками и ориентировалась на Францию и Испанию. Молодость короля пока не позволяла ему подняться над схваткой противоборствующих сил. Перевороты и заговоры превратились в основной контекст жизни Якова.
В 1578 г. графы-католики Атолл и Аргайл захватили 12-летнего короля и объявили об окончании регентства. Мортону удалось вернуть власть, но перевороты следовали один за другим. В 1580 г. регент был арестован и, запоздало обвиненный в убийстве лорда Дарнли, казнен. На короткое время католики взяли верх, чему немало способствовало появление в Шотландии французского кузена короля, 33-летнего красавца Эсме Стюарта, оставившего во Франции жену и пятерых детей и ставшего фаворитом Якова. 13-летний король назначил кузена лорд-канцлером, дав ему титул герцога Леннокса.
Склонность Якова к лицам своего пола общеизвестна и почти не оспаривается. В то же время ряд современных историков сомневаются в бисексуальности короля, утверждая, что его выбор партнеров-мужчин как в Шотландии, так и в Англии был предметом сплетен от городских таверн до Тай-
ного Совета. Когда в университете г. Рединга в 2003 г. проходила международная конференция, посвященная 400-летию вступления Стюартов на английский престол, об этом вообще не упоминалось. Я обратила внимание одного из английских коллег на это обстоятельство, и тот резонно заметил: «А зачем? В то время такое часто позволяли себе влиятельные люди, а сейчас гомосексуализм вообще привычен и легален». Кстати, его наследники - коронованные английские Стюарты - это не унаследовали, они испытывали влечение к женщинам, даже порой чрезмерное. Причиной пристрастия Якова могло служить следующее: с ранних лет он был окружен мужчинами, воспитывался ими, а о женщинах имел не очень лестное представление. Да и кто из них мог возбудить его любовь? Мать, которую он почти не помнил, или казнившая ее Елизавета Английская, от политики которой он зависел, которой мог восхищаться и одновременно видеть в ней женщину-монстра? Яков рос эмоциональным и сентиментальным, ему нужны были близкие люди, возбуждавшие у него сразу два чувства - дружбу и любовь.
В суровое окружение юного короля Эсме Стюарт внес изящество и блеск Франции, и вообще знание жизни. Но прежде всего он принес романтическую страсть, повлиявшую на короля. По мнению А. Фрезер, если бы нуждавшийся в любви мальчик встретил тогда столь же прекрасную женщину, его гомосексуальные наклонности никогда бы не пробудились [13. Р. 58-59]. Яков внимал фавориту с благоговением и восхищался всем, что тот рассказывал о французском дворе. Одновременно он был требователен. Леннокс должен был быть многоликим: семьей, другом, учителем, советником, постоянным компаньоном. Юный король взрослел, в 14 лет он объявил себя совершеннолетним. Тем временем Леннокс, обладая большим влиянием, фактически оказался у власти. При нем очень быстро возник пышный двор на манер французского, в Шотландию прибыли иезуиты, началось сближение с континентальными государствами.
Однако шотландское духовенство отказалось сотрудничать с новым правительством, а отношения Якова и Эсме Стюарта подверглись критике со стороны лидеров пресвитерианской церкви. Недовольны были и многие протестанты. В 1682 г. произошел очередной государственный переворот: могущественные лорды захватили 16-летнего короля в плен, и, невзирая на его слезные мольбы, заставили изгнать фаворита. Леннокс под угрозой смерти был вынужден покинуть Шотландию. К власти пришли радикальные протестанты во главе с Рутвеном. Через год Якову с помощью северных баронов удалось сбежать от Рутвена и вернуть власть.
Политическая чехарда в Шотландии продолжалась еще какое-то время. Правительство возглавил граф Арран, который в 1584 г. подавил очередной мятеж радикальных протестантов и утвердил «Черные акты», осуждающие пресвитерианские преобразования в церкви. Шотландию покинули многие пресвитериане, в том числе их идеолог Эндрю Мелвилл. Аррану удалось добиться согласия Лондона на заключение военно-политического союза с Эдинбургом, но отсутствие компромисса с пресвитерианами подрывало его позиции. В 1584 г. в Шотландию при поддержке Англии вернулись эмигранты-протестанты во главе с графом Ангусом. Яков вынужден был сместить Аррана и сформировать новое правительство, в которое вошли радикальные протестанты.
В таких условиях молодой король научился политическому лавированию, отстаивая при этом, насколько возможно, свои интересы, что стало характерной чертой его правления в Шотландии, а затем в Англии. Яков быстро поумнел, научившись быть «греком перед завтраком, римлянином перед шотландцами» [13. Р. 30]. Он объявил о своем желании объединить дворянство и страну.
Мир с Англией был условием выживания Шотландии. Когда Яков получил предложение от Елизаветы заключить договор о союзе и взаимопомощи, который был подписан 5 июля 1586 г., он почти не колебался, поскольку она предложила ему ежегодную субсидию в размере 4 000 ф. ст. и согласилась с правом наследования им английского престола. Первой проверкой этого союза на прочность, а также стойкости и политической мудрости самого шотландского короля была казнь его матери 8 февраля 1587 г. В этом акте мораль и политика - полярные понятия. Устранение Марии Стюарт, не успокоившейся и в заточении, было для Англии необходимой мерой. Критерием в политике всегда служит успех, в данном случае - успех для Англии и, как ни печально, для Якова, законного претендента на ее трон.
В современных исследованиях отмечается, что до 1595 г. вопрос о наследовании английского престола был для Якова второстепенным. Елизавета не назвала официально его наследником, а дала лишь словесное заверение и письменное обещание, что она не будет этому препятствовать. После казни Марии Стюарт английская королева собственноручно написала ему, что жестоко огорчена
2014. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
«трагической ошибкой», происшедшей без ее ведома и согласия. Она призывала Бога в свидетели, что «невиновна в этом деле», что у нее и в мыслях не было предать Марию смерти - ее советники настаивали на этом. Яков не жаждал знать правду: в любом случае казнь матери задевала его честь и честь его страны, хотя он и купил у Елизаветы безопасность своей южной границы. Она же, оказывается, «купила» право распорядиться жизнью Марии, не вызывая бурного всплеска эмоций со стороны шотландцев. Яков выразил протест против казни матери и торжественно заявил, что столь великое беззаконие не останется без отмщения. Послу Елизаветы было запрещено ступать на шотландскую землю, а за ее письмом в пограничный город Берик был отправлен гонец. Друзья шотландского короля в Англии предупреждали, что демонстрация враждебности может нарушить его отношения с Елизаветой и лишить его трона [7. Р. 28]. Елизавета повторила свое обещание и после устранения Марии, призывая Якова учесть, что у него в Англии есть соперники: Арабелла Стюарт и два сына леди Екатерины Грей - Эдвард и Томас Бохэмы. Яков смирился, выразив лишь сожаление.
Следующей проверкой англо-шотландского союза стала мобилизация Яковом вооруженных сил Шотландии и его готовность оказать военную поддержку Англии во время похода против Великой Армады - крупной морской флотилии (около 130 кораблей), собранной Испанией во время англоиспанской войны (1587-1604). Поход Армады состоялся в мае - сентябре 1588 г. под командованием герцога Медина-Сидонии и закончился неудачей. Армада была потрепана английским флотом под командованием Чарльза Говарда из легких и маневренных кораблей, а в ходе ее преследования в результате сильных штормов многие суда были выброшены на северное и западное побережья Ирландии. Испанцы лишились более 60 кораблей, причем только 7 из них являлись боевыми потерями [3. С. 34-36].
В 1589 г. шотландский король сочетался браком с Анной Датской из Ольденбургской династии, дочерью короля Дании и Норвегии Фредерика II. По доверенности свадьба состоялась в Копенгагене, затем невеста отплыла в Шотландию, но штормы в Северном море заставили корабль стать на якорь в Осло. Яков еще не познал таинства брака, не знал женщины, он очень волновался и становился все нетерпеливее. Молодой жених сказал своему окружению: «Я должен сделать все возможное с моей стороны, что невозможно для нее», снарядил флот и сам прибыл к Анне. Там же в Осло 23 ноября состоялась свадьба. Молодожены оставались во владениях датского короля до весны следующего года. 17 мая 1590 г. в Холирудском аббатстве Анна была коронована королевой Шотландии. Брак Якова VI с представительницей одной из ведущих протестантских династий Европы значительно укрепил его позиции как у себя в стране, так и в Англии.
Анна Датская была жизнерадостной и очаровательной девушкой и ожидала от жениха, письма которого раньше читала с удовольствием, большего. Шотландский король ее не впечатлил: датчане описывали его как «высокого худого джентльмена с кругами под глазами, одетого в красное вельветовое платье, вышитое золотом... Еще он надевал черное вельветовое платье с саблей на боку» [13. Р. 106]. Анна стала единственной женщиной в жизни Якова, но по интеллекту она ему не соответствовала. Судя по отзывам леди Арабеллы Стюарт, королева была скучна и предпочитала проводить время в детских играх с придворными дамами. Да и сексуальные пристрастия короля женитьба не изменила. Отношения между супругами, первоначально сердечные, стали постепенно охлаждаться и, в конце концов, они стали редко встречаться, не мешая друг другу жить. Резиденцией Анны стал построенный для нее архитектором Иниго Джонсом дворец Квинс Хаус в Гринвиче. Тем не менее между 1594 г. и 1604 г. Анна родила семерых детей, из которых, правда, смерти в младенчестве избежали лишь трое - Генри, Чарльз и Елизавета. Престолонаследие было обеспечено, а Яков и Анна старались быть хорошими родителями.
Несмотря на взаимное равнодушие супругов, влияние королевы на шотландский, а затем на английский двор было немалым. Становились нормой куртуазные порядки, часто организовывались балы, театральные постановки, поощрялись поэты и музыканты, двор приобрел блеск и пышность. Как и во времена Леннокса, это вызывало недовольство пресвитерианского духовенства, не упускавшего случая покритиковать королеву сначала за пренебрежение к молитвам и Слову Божию, а затем за переход в католичество. Анна скончалась в возрасте 44 лет в 1619 г. и была погребена в Вестминстерском аббатстве. Вплоть до конца жизни супруг называл ее «Мое Сердце», хотя преждевременный уход из жизни принца Генри в 1612 г., замужество принцессы Елизаветы в том же году и болезнь самой Анны углубили разрыв между ними в последние годы [13. Р. 109].
Визит Якова в Данию, помимо женитьбы, имел и другой результат. Страна, знакомая с охотой на ведьм, возможно, возбудила его интерес к изучению колдовства, которое он считал частью теоло-
гии. После возвращения в Шотландию он принял участие в первом крупном преследовании ведьм в Шотландии по Закону о колдовстве 1563 г. Ряд женщин были признаны виновными в применении черной магии для вызова бури, когда невеста короля не могла прибыть в Шотландию. В 1597 г. Яков написал «Демонологию» - трактат, в котором он выступал против практики колдовства, послуживший справочным материалом для трагедии Шекспира «Макбет». Король лично руководил пытками женщин, обвиненных в колдовстве. Но после 1599 г. его взгляды стали более скептическими. Будучи уже английским королем, Яков наставлял принца Генри: «Большинство чудес теперь... иллюзии, и Вы можете видеть, как. осторожно судьи должны доверять обвинениям» [5. Р. 220].
Шотландский король во время датского путешествия интересовался не только колдовством, но и исследованиями великого датского астронома Тихо Браге, которого посетил в его обсерватории на островке Вен в проливе Эресунн. Может быть, и это простимулировало его к совершению поездки за невестой? Ученому, именем которого была названа звезда, и который первым в Европе начал проводить систематические и высокоточные астрономические наблюдения (на их основании Иоганн Кеплер вывел законы движения планет), Яков посвятил три восторженных сонета.
После смерти матери Яков установил контакт с английскими политиками, но почти до середины 90-х гг. он не позволял вопросу об английском наследстве вмешиваться в его шотландскую политику. В 1590-1593 гг. он осмелился отказаться выполнить приказ Елизаветы подвергнуть секвестру земли Джорджа Гордона, первого маркиза Хантли и его соратников, графов Графорда, Эррола и Ангуса, которые, как не сомневались при шотландском и английском дворах, шпионят в пользу Испании. Союз с Англией и брак с дочерью одного из значимых протестантских домов Европы лишил радикальных пресвитериан важного рычага давления на короля. Кроме того, у ультра-протестантов в тот момент не было харизматического лидера, а у консерваторов таковые (или похожие на них) имелись. В 1589 г. была обнаружена переписка Хантли, склонявшегося к католицизму и возглавлявшего графов Хайленда (горная Шотландия), где он выражал сожаление по поводу провала Великой Армады. Армия короля выступила против графа и добилась его подчинения. В 1592 г. Яков вновь собрал войско и принудил северных графов к клятве верности протестантизму под страхом их изгнания.
Король был лоялен, потому что все эти могущественные графы были его личными друзьями, особенно Хантли, и ссора с ними могла обострить ситуацию при будущем объединении Шотландии и Англии. Но более всего он хотел сохранить свою независимость, одновременно испытывая страх перед Англией и опасаясь, что Елизавета не сдержит слово. Он был соткан из противоречий. Но великая королева уже видела будущее объединение Англии и Шотландии, способное обеспечить спокойствие Британии. Она не учла одного - личность короля.
Более жестко Яков поступал с мятежниками из протестантского лагеря, хотя сам был протестантом. Это неудивительно, так как их авантюры могли иметь поддержку в шотландском обществе, особенно среди пресвитерианского духовенства, недовольного мягкостью короля в отношении католических графов. Кроме того, своевольным протестантам симпатизировала и английская королева. Например, Френсису Стюарту, сыну лорда Джона Стюарта, незаконнорожденного отпрыска Якова V и сестры уже известного нам графа Босуэлла. Во время кампании против ведьм в 1591 г. он был обвинен в ворожбе против короля и арестован. Графу достаточно легко удалось бежать из заключения и уйти от преследования. Он не угомонился и 27 декабря того же года неожиданно ворвался в Холируд, где находился Яков, только чудом королю удалось избежать пленения. Владения Фрэнсиса Стюарта были конфискованы, но это не помешало ему в 1592 г. еще раз попытаться захватить короля в Фолк-ленде. В 1593 г., вновь проникнув в Холирудский дворец, Босуэлл вырвал у Якова обещание помилования, которое последний не собирался выполнять. Последним актом борьбы Фрэнсиса Стюарта с королем стала атака отрядами графа королевских сил в Лейте, в результате чего Якову пришлось укрыться в Эдинбургском замке. В 1595 г. Босуэлл эмигрировал во Францию.
С другой стороны, король не препятствовал росту влияния пресвитеров и постепенному отстранению епископов от церковной власти. Поддерживал он и английских пуритан. В 1592 г. король утвердил акт парламента Шотландии о пресвитерианской реформе церкви. Кульминацией пропрес-витерианской политики Якова стал поход короля в 1594 г. в сопровождении богослова и реформатора Эндрю Мелвилла и лидеров ультрапротестантов против не сдержавших клятву северных графов, завершившийся их изгнанием из страны и конфискацией владений. Правда, Хантли скоро вернулся и после его формального перехода в пресвитерианство был восстановлен в правах. Эти действия устранили католическую угрозу в Шотландии.
2014. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Яков покорял свободолюбивый Хайленд долго и иным способом. В 1598 г. он уполномочил группу из 12 представителей равнинной Шотландии (Лоуленда), называвшуюся «Пять авантюристов», колонизовать и цивилизовать «наиболее варварский остров Льюис». Искореняя «варварство», они могли действовать не «по договоренности» с местными жителями. Начало акции было успешным, но затем колонисты были изгнаны обитателями острова под командованием Мердока и Нейла Мак-Леода. Вторая попытка в 1605 г. покорить клан Мак-Леодов закончилась тем же результатом, а третья - в 1607 г. - относительно удалась. В 1609 г. был принят Устав Ионы, согласно которому протестантские священники получали поддержку в приходах Хайленда, а вожди северных кланов должны были посылать своих наследников в низинную Шотландию для изучения английского языка в протестантских школах. Так началось искоренение гэльского языка и разрушение традиционной культуры. Яков не терпел любого проявления независимости, что вызывало сопротивление даже у его родственников: кузен короля Патрик Стюарт, граф Оркни, выступил против Устава Ионы и был заключен в тюрьму. Его побочный сын Роберт возглавил восстание против Якова, но потерпел поражение. Граф и его сын были повешены, а острова Оркни и Шетланд были присоединены к короне [6. Р. 139; 8. Р. 172-176].
Ободренные поддержкой короля пресвитерианской церкви, активизировались и ультрапротестанты. Они задумали запретить торговлю с католической Испанией, проведение ярмарок по выходным дням и театральные постановки, открыто критиковали короля и его министров за пренебрежение божественными установлениями, организовывали заговоры. В 1600 г. убежденный пресвитерианин Джон Рутвен, третий граф Гоури, встал во главе так называемого заговора Гоури. 5 августа он и его брат Александр Рутвен были убиты охраной короля в своем доме за попытку захватить Якова. Правда, остаются сомнения, существовал ли заговор вообще. Описанные Яковом и его приближенными события могли быть просто фикцией - поводом к устранению популярного лидера крайних протестантов. После «чудесного спасения» король конфисковал владения Рутвенов, а младшие братья убитых, Патрик и Уильям, бежали в Англию.
Так шли годы правления Якова в Шотландии, где закон сталкивался с традиционной анархией знати, выглядевшей в глазах уже зрелого короля беззаконием, годы существования в постоянной опасности, когда у него сформировался четкий образ идеальной монархии. На этот образ влияли заграничные «образцы» и «антиобразцы»: первым была могущественная Испания при Филиппе II (1556-1598 гг.), обширная колониальная империя, вторым - Франция времен религиозных войн, где серия затяжных гражданских конфликтов раздирала королевство при последних королях династии Валуа (1562-1598 гг.). Англия, что было ошибкой не только Якова, но и всей его династии, являла в глазах короля также антипример, но почему, он не был в силах понять. Идеальная монархия шотландского короля была абсолютной - необходимость именно такого государственного устройства он видел и у себя в стране, и на континенте. Итогом его размышлений стало написание в 1597-1598 гг. двух сочинений о религиозных основах монархии: «Истинный закон свободных монархий» и «Бази-ликон Дорон», или «Царский Дар». Возможно, Яков Стюарт как никакой другой монарх уникален в ясном и мощном выражении своих идей о королевской власти.
В «Истинном законе.» Яков соединил политическую теорию абсолютизма с божественным правом королей, так как по библейским законам короли выше остальных людей. Согласно его концепции король может вводить новые законы, иметь королевские прерогативы, но должен при этом учитывать традиции и не забывать Бога, который «может довести до бедствий. для наказания нечестивых правителей». Король владеет своим королевством подобно тому, как лорд владеет своим леном, потому что «короли появились раньше, чем владения и ранги людей, раньше, чем парламенты и законы. Государи были авторами и создателями законов, а не законы - государей». Как теоретик Яков не оригинален, но он с предельной ясностью высказал свое убеждение в том, что короли обладают абсолютным правовым суверенитетом в пределах своего государства, имеют абсолютную свободу действий, а ответственность несут только перед Богом [15. Р. 132-133; 10. S. 155-208]. «Базили-кон Дорон» представлял собой инструкцию для 4-летнего принца Генри по управлению государством. Эта работа считается лучшим примером прозы Якова. Словно предвещая трудносту сына в отношениях с английским парламентом, который он рассматривал не иначе как королевский «Верховный суд», король писал: «Не идите на поводу у парламента, а при необходимости вводите новые Законы, но только редко» [6. Р. 133].
Примерно тогда же шотландский король выразил свои мысли о правлении в стихотворении «Энигма о сне»:
Я во дворец, в лачугу и в тюрьму
Вхожу - и всем дарую жизнь и силы; Я - царь: покорны зову моему Львы и слоны, киты и крокодилы;
Я воскрешаю мертвых из могилы, Я вытрезвляю тех, кто во хмелю; Скупцу не так его червонцы милы, Как я, венец и скипетр - королю;
Я кроток, но приказов не терплю, Могуч, но появляюсь втихомолку: И занавеской не пошевелю -Часов песочных тише, мягче шелку...
В ходе успешной борьбы с крайними политическими группировками вопрос об английском престолонаследии становился для Якова первоочередным. Обещание Елизаветы не было определенным, казалось, с годами она становилась все крепче. Старая королева цепко держалась за жизнь, хотя ее уже одолевали недуги: ревматизм, язва желудка, мигрень. В конце своего правления Елизавета I даже обзавелась новым фаворитом - Робертом Девере, графом Эссексом. Шотландскому королю нужна была не только усмирённая страна и сторонники в Англии, но и поддержка за границей. Он готовил дипломатическую почву для объединения корон. Его эпическая поэма «Лепанто», опубликованная в 1591 г., была примирением с католической Европой. Восхваление «католической» победы породило подозрения относительно истинных взглядов Якова, однако в поэме явно прослеживаются его протестантские убеждения. Он отправлял послов как в католические, так и в протестантские государства. В 1598 г. шотландские представители прибыли ко дворам Кристиана IV Датского, германских князей, Филиппа III Испанского; в 1599 г. Яков вступает в диалог с папой Климентом VIII [7. Р. 1, 33-35]. Все же дипломатия Якова была не столь продуктивной: перспектива занять английский трон по-прежнему зависела от Елизаветы.
Многое решил 1601 г., когда шотландский король мудро повел себя во время заговора Эссекса. Отношения своенравного и надменного Эссекса с Елизаветой складывались непросто, а его противники не упускали случая, чтобы ослабить положение фаворита. Министр королевы, член Тайного Совета и кавалер Ордена Подвязки Роберт Сесил, 1-й граф Солсбери, занимавший посты лорда-хранителя малой печати и лорда-казначея, еще в 1597 г. обвинял Эссекса в намерении низложить Елизавету. Но Эссекс был популярен и казался неприкосновенным, кроме того, в 1596 г. он отличился при захвате испанского Кадиса. В марте 1599 г. Эссекс был поставлен во главе армии для отправки в Ирландию, где проходило восстание против англичан. Когда граф уезжал из Лондона, множество людей высыпало на улицы, провожая победителя испанцев. Предположительно, в толпе находился и Уильям Шекспир, сочинявший патриотическую пьесу о победителе французов, короле Генрихе V. В прологе к ее последнему действию Шекспир как раз упоминает о торжественном отъезде графа Эссекса, которого провожали «кишащие толпы простого народа». Он пожелал графу Эссексу вернуться в Лондон, держа мятеж «на острие меча».
Однако Эссекс не добился успехов и, заключив с восставшими перемирие, поспешил в Лондон. Вечером 28 сентября 1599 г. граф был отстранен от всех должностей и посажен под домашний арест в своей резиденции Йорк-Хаус. Вместо Эссекса лордом-наместником Ирландии королева назначила его друга барона Маунтжоя, который отправился в Ирландию, предварительно договорившись с Эссексом возобновить начатую несколько лет назад переписку с шотландским королем. Целью переписки было убедить Якова, что Сесил настроен против возведения его на английский престол после смерти Елизаветы и что он, объединив свои силы с войсками Маунтжоя, должен идти на Лондон и заставить Елизавету сделать Эссекса правителем. Однако Яков не спешил поддерживать столь отчаянный проект. Он отправил посольство в Англию к Сесилу, впоследствии начавшему с ним секретную переписку. Дальновидный министр Елизаветы хотел обеспечить бесконфликтную передачу власти в случае смерти королевы, но прежде всего позаботиться о себе самом.
16_Л.И. Ивонина_
2014. Вып. 3 ИСТОРИЯ И ФИЛОЛОГИЯ
Весной 1600 г. Саутгемптон отправился в Ирландию с письмом от Эссекса, предлагавшего высадить армию Маунтжоя в Англии, даже если Яков останется в стороне. Однако Маунтжой заявил Саутгемптону: «Для удовлетворения личного честолюбия Эссекса я не намерен вступать в подобное предприятие». В июне 1600 г. на заседании Звездной палаты Эссекса обвинили в оскорблении короны и нанесении ущерба власти, приговорив к заключению в Тауэре и выплате огромного штрафа. По решению Елизаветы в конце августа граф был освобожден из-под ареста, но ему запрещалось появляться при дворе, и он был лишен выгодного откупа на сладкие вина.
Вокруг обиженного Эссекса группировались недовольные Елизаветой честолюбцы и искатели приключений. Его программа предполагала возведение на трон Якова, изменение состава Тайного Совета, реформу англиканской церкви в пресвитерианском духе и вместе с тем терпимость по отношению к католикам. В феврале 1601 г. трое друзей Эссекса явились в театр «Глобус» и попросили актеров за солидную плату поставить 7 февраля пьесу Шекспира «Ричард II». Актерам и в голову не пришло, что это заговорщики, которые хотят использовать пьесу для агитации: Эссекс в их глазах походил на героя пьесы Болингброка, низложившего тирана-короля. 7 февраля, в два часа дня, несколько заговорщиков явились в «Глобус» и, когда подошел момент свержения Ричарда, стали выражать криками и аплодисментами свое одобрение. Вечером того же дня Тайный совет вызвал Эссекса на свое заседание. Граф отказался явиться, сославшись на болезнь.
Рано утром 8 февраля в его резиденцию прибыли четверо сановников, посланных Тайным Советом, и именем королевы попросили воздержаться от необдуманных поступков. Эссекс увел гостей в библиотеку, предложив им оставаться там до тех пор, пока он не переговорит с лондонскими властями. В 11 утра Эссекс и его соратники вышли на улицу и двинулись вдоль Стренда и Флит-стрит в направлении Сити. Однако лондонцы остались равнодушны, и скоро число заговорщиков заметно сократилось. Когда появились королевские гвардейцы, заговорщики укрылись в доме Эссекса. Граф не сдавался, пока лорд-адмирал Чарльз Говард, граф Ноттингем, не пригрозил взорвать дом [9. Р. 241-242]. 19 февраля 1601 г. Эссекс предстал перед судом и был обвинен в измене. 25 февраля он был обезглавлен во дворе Тауэра.
В марте 1603 г. английская королева слегла в постель и вскоре перестала разговаривать. На смертном одре, собрав последние силы, она прошептала так, чтобы все окружающие услышали: «Яков!» Она передавала престол сыну Марии Стюарт. Это выглядело своеобразным искуплением за взятый на душу грех. Под окном посланец нетерпеливого шотландского наследника ждал условного знака: одна придворная дама обещала, что как только жизнь королевы оборвется, она бросит ему из окна перстень. Наконец, 24 марта 1603 г. это случилось. Посланец за два с половиной дня достиг Эдинбурга с сообщением Якову, что смерть Елизаветы принесла ему вторую корону. Как не вспомнить, что за 37 лет до этого из Эдинбурга в Лондон во весь опор гнал лорд Мелвилл, чтобы известить английскую королеву о рождении у Марии Стюарт сына! В его английская и шотландская короны соединились, и борьба многих поколений подошла к концу.
В течение часа после смерти великой английской королевы ее Тайный совет провозгласил Якова VI «Яковом I, королем Англии, Франции и Ирландии, защитником веры». В начале апреля 1603 г. Яков выехал из Эдинбурга в Лондон, пообещав своим сородичам, что раз в три года будет приезжать в Шотландию, но обманул их. После этого Яков посетил Шотландию только однажды - в 1617 г.; ему предстояло править Англией 22 года, его никто не свергнул, он умер своей смертью.
Он знал, как надо править, верил в божественное право королей и в свое предназначение, достиг немалых успехов в обуздании шотландской знати, называя себя «старым опытным королем, не нуждавшемся в уроках». Один из издателей его корреспонденции отметил: «Недостаточно видеть в короле Якове оригинала - он был также одним из наиболее сложных невротиков, независимо от того, сидел ли он на английском, либо на шотландском троне» [5. P. X; 13. P. XVII].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Англия в эпоху абсолютизма / под ред. Ю.М. Сапрыкина. М., 1984.
2. Лэнг Э. Тайна Марии Стюарт. Лондон, 1901.
3. Махов С. П., Созаев Э. Б. Захватить Англию! Забытые тайны непотопляемого Альбиона. М., 2012.
4. Черняк Е. Б. Времен минувших заговоры. М, 1994.
5. Akrigg G. P. V. (Ed.) Letters of King James VI & I. Berkeley & Los Angeles, 1984.
6. Croft P. King James. N. Y., 2003.
7. James VI and I: Ideas, Authority and Government / ed. by R. A. Houlbrooke. Ashgate Publishing, Ltd., 2006.
8. Hunter J. Last of the Free: A History of the Highlands and Islands of Scotland. Edinburgh, 2000.
9. Kenny W. R. Elizabeth's Admiral. The Political Career of Charles Howard, Earl of Nottingham. 1536-1624. L., 1970.
10. Rado B. King James Concept of Power in his work «The Trew Law of Free Monarchies» // Majestas. Bd. 13, Münster, 2005.
11. Schilling H. Confessional Europe // Handbook of European History 1400-1600. Vol. II / ed.by T. Brady, H. Obermann, J. Tracy. Leiden; N. Y.; Koln, 1995.
12. Schilling H. Konfessionalisierung und Staatsinteressen. Internationale Beziehungen 1559-1660. Paderborn; München; Wien; Zürich, 2007.
13. TeemsD. Majestie: the King behind the King James Bible. Nashville, 2010.
14. Whyte I. D. Scotland's Society and economy in transition 1500-1760. L., 1997.
15. Willson D. H. King James VI & I. L., 1963.
Поступила в редакцию 24.01.14
L.I. Ivonina
THE SCOTTISH PERIOD OF JAMES I STUART LIFE
The article is devoted to the formation of the personality of King James I Stuart during the Scottish period of his life. The author analyzes his ancestry, the early years of his life and the difficulties of governing Scotland which influenced his mentality and political decisions. The author concludes that James I Stuart was a skillful and pragmatic ruler, who believed in «divine rights» of kings and his own high predestination.
Keywords: The Stuart dynasty, Scotland, Presbyterianism, conspiracy, war, law.
Ивонина Людмила Ивановна, Ivonina L. I.,
доктор исторических наук, профессор Doctor of History, Professor
ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет Smolensk State University
214000, Россия, г. Смоленск, ул. Пржевальского 4 214036, Russia, Smolensk, Przeval'skogo st. 4
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]