Научная статья на тему 'О структуре непрерывного профессионального образования'

О структуре непрерывного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
660
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О структуре непрерывного профессионального образования»

К. ЩУРИН, профессор Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ)

Замена концепции «Образование на всю жизнь» концепцией «Образование че-резвсю жизнь» имеет своим организационно-методическим базисом принцип непрерывности профессионального образования (ПО), который, в первую очередь, должен осуществляться на основе преемственности и информационной совместимости различных иерархических образовательных уровней.

К сожалению, необходимо констатировать, что реализация стройной системы непрерывного ПО в рамках отдельных конкретных специальностей на сегодняшний день является весьма затруднительной, а скорее - невозможной. К этому выводу приводит анализ структуры подготовки специалистов различных уровней ПО.

Среднее профессиональное образование (СПО). Уровень СПО (техникумы, колледжи) предусматривает подготовку специалистов с четырехлетним сроком обучения на базе неполного среднего образования или с трехлетним циклом на базе общего среднего образования. Подготовка осуществляется по 252 специальностям, объединенным в 28 групп (без учета военных специальностей ) [1]. Здесь и далее количество специальностей, направлений и их объединяющих групп приводится на момент опубликования соответствующего регламентирующего документа (см. ссылки) без учета последующих изменений.

Высшее профессиональное образование (ВПО) . В структуре ВПО имеется 3 уровня подготовки:бакалавриат, подготовка специалистов и магистратура.

Бакалавриат предусматривает подготовку бакалавров с высшим образованием по 95 направлениям, разделенным на 5 групп [2]. Срок обучения - 4 года.

О структуре непрерывного профессионального образования

Подготовка специалистов производится по 476 специальностям, объединенным в 15 групп (кроме военных специальностей). Кроме того, 292 специальности группы «Техника и технологии» поделены на 77 направлений, 2 специальности группы «Лингвистика и информациология» - на два же направления (но с другими наименованиями), 5 специальностей группы «Искусство и архитектура» - на 2 направления и 10 специальностей группы «Сельское хозяйство»

- на 3 направления.

Остальные 11 групп специальностей ВПО обошлись без направлений [2].

Магистратура, как и бакалавриат, предусматривает подготовку по 95 направлениям, разделенным на 5 групп [2].

Послевузовское профессиональное образование (ППО - аспирантура и докторантура). ППО предусматривает подготовку по 19 отраслям наук, которые содержат 509 специальностей, объединенных в 52 группы [3].

Кроме того, имеется уровень дополнительного профессионального образования (ДПО), предусматривающий повышение квалификации специалистов после уровней ВПО и ППО или одновременно с ними. Автору не удалось обнаружить регламентирующих документов структуры ДПО, однако, заглянув в справочник [4], среди специальностей подготовки 11 учреждений ДПО г. Москвы мы можем обнаружить как стандартные специальности ВПО, так и нестандартные, обусловленные текущими конъюнктурными соображениями.

Нами была предпринята попытка найти какие-либо логические основы формирования множества специальностей и направлений подготовки в их взаимосвязи для различных иерархических уровней ПО. Эти по-

пытки ни к чему не привели. Более того, по- и специальностей. В итоге получаем конст-явилась уверенность в том, что чиновники, рукцию, представленную на схеме 1.

подготовившие и утвердившие рассматрива- Любой специалист по надежности кон-

Схема 1

Модель структуры специальностей и направлений ПО

100% (252 спец)

37,6% (95 напр.)

188,9% і 37,6% 476 і (95 спец. напр)

202% (509 спец)

1 1 2 1 '

к спо впо (Б)

Абитуриенты

колледжей

впо

(С)

впо

(М)

ппо

Специалисты

высшей

квалификации

емые документы, не общались между собой, поскольку даже названия документов, регламентирующих специальности и направления ПО, отличаются друг от друга:

■ для уровня СПО - «Классификатор специальностей среднего профессионального образования»;

■ для уровня ВПО - «Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования»;

■ для уровня ППО -«Номенклатура специальностей научных работников».

Как говорится, - на все вкусы, нет только главной объединяющей идеи, на которой можно было бы построить логически обоснованную систему непрерывного ПО.

Предлагаю рассмотреть гипотетическую ситуацию, при которой все абитуриенты изъявили желание последовательно пройти все ступени ПО. По известной методике смоделируем каждую ступень ПО отрезком трубы, длина которой пропорциональна продолжительности обучения, а площадь сечения - количеству направлений

струкций, взглянув на схему 1, скажет, что в сечениях 1, 2, 3, 4 заложены разрушения конструкции. Специалисты по гидравлике или теории массового обслуживания будут утверждать, что в этих сечениях будет нарушена равномерность (ламинарность) потока и возникнут хаотичные завихрения (турбулентность) потока. Таким образом, резкие перепады сечений в зонах 1-4 нежелательны в любом случае.

Может быть, картина станет другой, если мы обратимся к какой-либо конкретной области знаний? Возьмем самую большую - технику и технологии. Степень неупорядоченности структуры здесь также наблюдается без лишних аналитических изысков - глядя на схему 2, построенную на тех же принципах, что и схема 1.

Рамки журнальной статьи не позволяют нам произвести анализ всей структуры ПО, да и вряд ли это необходимо: картина будет такой же, как на схемах 1 и 2. Ясно, что при имеющейся структуре специальностей различных ступеней ПО реализация

Схема 2

Модель структуры специальностей и направлений ПО в области техники и технологий

100% 23%

(165 спец) (38 напр.)

К спо впо (Б)

Абитуриенты колледжей

системы качественного непрерывного образования затруднительна как в методическом, так и в организационном аспектах.

Проблематика современного ПО в России связана с решением многих проблем, требующих отдельного глубокого анализа. При этом одним из приоритетных является вопрос организационно-методического структурирования и информационного согласования ступеней ПО.

Из трех рассматриваемых ступеней ПО наименее удачным, по мнению автора, является структурирование ВПО, представленное «Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования»(далее по тексту -«Перечень») - схема 1, диапазон между сечениями 1-4.

Нарядусочевидной структурной неупорядоченностью, при внимательном рассмотрении «Перечня» можно сделать еще один, не менее важный вывод: учебно-методические объединения (УМО), представляющие различные отрасли ВПО, совершенно различно и зачастую неверно трактуют понятия специальности и специализации.

С.И. Ожегов в своем «Словаре русского языка» определяет: «Специальность - отдельная отрасль науки, техники, мастерства или искусства (например, избрать своей специальностью историю)». Подчеркнем

- отрасль, и тогда специальность по опре-

делению не может являться составляющей еще какого-то «направления». В действующем «Перечне», напомним, 292 специальности сведены в 77 направлений, а всего «Перечень» содержит 476 «специальностей».

Другими словами, в «Перечне» в большинстве случаев понятие «специализация» попросту подменяется более широким понятием- «специальность».Например, из39 специальностей фундаментальной группы 010000 (естественнонаучные специальности) по определению таковыми являются не более 14, остальные - специализации.

Приемлемым является подход к структурированию ВПО по специальностям: 011000 Химия, 011800 Зоология, 011900 Ботаника, 020100 Философия, 020700 История, 021700 Филология, 040100 Лечебное дело и некоторым другим.

По мнению автора, практически полное отсутствие системного подхода можно отметить при рассмотрении групп специальностей:

■ 030000 Педагогические специальности (30 «специальностей»);

■ 050000 Специальности культуры и искусства (30 «специальностей»);

■ 060000 Специальности экономики и управления(13 «специальностей»);

■ 650000 Техника и технологии (292 «специальности»).

Термин «специальности», поставленный в кавычки, означает, что большинство из них фактически являются не более чем специализациями.

Важными факторами управления качеством ПО являются формирование и учет понимания абитуриентом цели получения образования и своего будущего профессионального и социального статуса. С этих позиций энергичную реакцию отторжения вызывает наличие в «Перечне» таких «специальностей», как 031500 Тифлопедагогика, 031600 Сурдопедагогика, 031700 Олигофренопедагогика и некоторых других. Даже в «Номенклатуре специальностей научных работников» эти «специальности» отсутствуют и упомянуты как элементы содержания специальности 13.00.03 Коррекционная педагогика. Действительно, трудно представить себе семнадцатилетних юношей и девушек, стремящихся и подготовленных к получению названных «специальностей» или, например, «специальности» 351000 Антикризисное управление. А разве бывает другое управление? Оптимальный алгоритм любого управления является антикризисным, а целевая подготовка таких управляющих является (надеюсь, временно) предметом дополнительного профессионального образования. Такими нонсенсами, к сожалению, переполнен «Перечень». Они во многом являются причиной того, что за последние годы в мутной воде структурной неразберихи ПО размножаются со скоростью одноклеточных организмов различные «университеты», «академии», «институты» и филиалы. Министр образования и науки России А.А. Фурсенко перед началом нового учебного года подвел печальный итог постперестроечной реформы высшей школы: количество образовательных учреждений, называющих себя вузами, увеличилось с 690 до 3200. Естественно, при резком снижении качества образования. В контексте этой статьи отметим, что большинство из 2510 «вузов»-новоделов функционирует в пространстве двух десятков «специальнос-тей»-новоделов, объединяющими чертами

которых являются неопределенность содержания, отсутствие добротной академической составляющей и минимум затрат на учебный процесс. Открыв любой справочник для абитуриентов, мы составим исчерпывающий перечень этих специальностей. Перед государством в лице Министерства образования и науки (МОН) и отчасти региональных властей во всей своей нелицеприятности возникла проблема: для повышения качества ВПО необходимо в несколько раз сократить количество вузов. При этом основными условиями решения проблемы качества ВПО являются:

■ ужесточение процедур лицензирования и аккредитации вузов;

■ введение государственного лимита приема на отдельные специальности (в т.ч. на платное обучение) в целях резкого ослабления профессиональной дезориентации абитуриентов и восстановления количественных пропорций подготовки специалистов, соответствующих реальным потребностям рынка труда;

■ разработка новой структуры и содержания непрерывного ПО.

Необходимо заметить, что сегодня для реализации программыоптимального структурирования ПО сложилась весьма благоприятная обстановка: Правительством РФ 10.11.2003 г. принято постановление №677 «Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической деятельности» [5]. Постановлением дано поручение семи федеральным органам исполнительной власти обеспечить разработку, введение и применение 31 общероссийского классификатора. В их числе:

■ «Общероссийский классификатор специальностей по образованию» (ОКСО);

■ «Общероссийский классификатор специальностей высшей научной квалификации» (ОКСВНК);

■ «Общероссийский классификатор специальностей начального профессионального образования» (ОКНПО).

Эти три классификатора поручено раз-

работать Минобразованию России (сегодня - МОН), и с ними, несомненно, должен быть связан «Общероссийский классификатор занятий» (ОКЗ), разработку которого обеспечивает Минтруда России.

Факт работы по реализации названного постановления вызывает осторожный оптимизм. Однако уже возникли и нарастают опасения, что создание трех Классификаторов приведет к повторению и усугублению результатов, основные негативные свойства которых отмечены выше. Эти опасения прежде всего вызваны отсутствием широкого обсуждения в СМИ и специальных изданиях столь важной государственной проблемы, отсутствием независимых экспертных коллективов и другими изъянами, что не раз приводило к созданию документов под общим названием «Получилось как всегда».

Основополагающей идеологической доминантой при создании новых Классификаторов должен быть принцип обеспечения качественного непрерывного образования, а формирование Классификаторов по вертикали и горизонтали должно производиться с соблюдением положений системного анализа: структурированность системы, взаимосвязь составляющих ее частей, подчиненность организации всей системы определенной цели [6]. Таким образом, каждый Классификатор должен отвечать основному логико-математическому условию: «необходимо и достаточно ».

Включение в Классификатор каждой отдельно взятой специальности должно основываться на том, что с позиций системного анализа для нее Классификатор является «старшим» уровнем, а специализация

- «младшим» уровнем. Таким образом, содержание каждого Классификатора должно формироваться при условии обязательного соблюдения 6 принципов формирования целенаправленных систем.

1. Принцип целеобусловленности: цель первична; для ее реализации формируется система.

Если система не обеспечивает реализа-

цию заданной цели, несвоевременно реагирует на изменение цели или она работоспособна только в течение ограниченного промежутка времени, недостаточного для достижения поставленной цели, - она создана неудачно.

Убедительной иллюстрацией этого тезиса является факт создания за последние 10 лет по два Классификатора специальностей для каждого уровня ПО: СПО, ВПО и ППО. То есть, создавая новые Классификаторы, мы обязаны предусмотреть минимальный срок их действия, равный среднему периоду непрерывного профессионального образования каждого специалиста -25-30 лет.

2. Принцип связанности: система должна быть управляемой по отношению к «старшей» и управляющей по отношению к «младшей».

Реализация управляемости требует выделения механизма управления в виде управляющего контура. В рассматриваемом случае им является государственный образовательный стандарт для каждой специальности и учебные планы специализаций («младшая» система), входящих в специальность. Классификатор («старшая» система) имеет управляющий контур по отношению к специальности в виде требований к содержанию образования по отдельным блокам дисциплин (общенаучные, социально-экономические, общеинженерные и др.), отражающих государственную политику в формировании фундаментальной составляющей ПО. При этом система должна быть свободна в выборе своих внутренних критериев с целью оптимального удовлетворения внешних критериев «самогостаршего» уровня - государственного заказа и требований рынка труда.

3. Принцип прогнозируемости: система должна содержать в своей структуре модель прогнозирования для выбора наилучшего функционирования в изменяющихся организационных условиях.

Применительно к «большой» системе непрерывного профессионального образо-

вания, включающей подсистемы СПО, ВПО, ППО и ДПО, требует глубокого изучения и последующей осторожной реализации ряд проблем, связанных с организационной структурой ПО.

Во-первых, с введением в систему ВПО уровня бакалавриата существенно снизился социальный заказ на выпускников учебных заведений уровня СПО - техникумов и колледжей. Вспомним, что техникумы - это организационный продукт первых пятилеток в СССР, когда важнейшим требованием к подготовке специалистов являлось сокращение сроков обучения, а требования к фундаментальной части образования сводились к минимуму. В последние годы большинство выпускников системы СПО трудоустраивались по рабочим профессиям при одновременном процессе организованной деградации системы начального профессионального образования (НПО), включающей в себя профтехучилища, учебно-курсовые комбинаты и др. На наш взгляд, необходимо предпринять энергичные усилия по слиянию систем НПО и СПО в их нынешнем виде под общим названием новой системы - СПО, а уровнем НПО в дальнейшем считать профессиональное обучение в средних школах, на рабочих местах предприятий и т.п.

Во-вторых, в системе ПО России имеется большая группа вузов, которые появились в годы ликбеза в виде учительских институтов, сохранившись и далее в виде специализированных педагогических вузов. Для повышения качества подготовки специалистов в этой сфере необходимо ускорить процесс слияния педагогических вузов с классическими университетами, предусмотрев в структуре последних факультеты (институты) педагогического образования. Сегодня уже имеется положительный опыт функционирования таких подразделений в структурах МГУ им. Ломоносова и ряда региональных классических университетов.

В-третьих, подготовка по таким специальностям, как 061100 Менеджмент организации, 062100 Управление персоналом и

ряду других, предполагающих большой объем предварительной технологической и управленческой подготовки, по нашему убеждению, должна «стартовать» как специализация с уровня магистратуры ВПО с дальнейшим углублением подготовки на уровнях ДПО и ППО. Заметим, что на сегодня названных специальностей в явном виде нет даже в структуре ППО: их содержание соответственно поглощается другими специальностями - 080005 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)и 220008 Социология управления.

Ограничившись приведенными частными примерами, констатируем, что реализация принципа прогнозирования подчеркивает необходимость тщательного формирования гибкости Классификаторов, с тем, чтобы любые организационные перемены не приводили к кардинальным изменениям их содержания.

4. Принцип управляемости: система должна быть управляемой, т.е. способной изменять свое функционирование сообразно новым управляющим воздействиям.

Относительно системы ПО управляющими для старших в иерархическом отношении систем являются воздействия, обусловленные факторами государственной политики в различных сферах деятельности, и тесно связанная с ними реакция рынка труда. При этом система ПО должна быть достаточно инерционной, с тем, чтобы не реагировать на постоянные воздействия случайных возмущающих факторов («шума»). Если система четко реагирует на управляющие команды, игнорируя «шум», она является полностью управляемой. В противном случае система является слабоуправляемой или полностью неуправляемой.

В постперестроечной России Классификаторы всех уровней ПО сменились 2 раза, т.е. средний срок их жизни - 8-10 лет. К тому же в этот краткий промежуток времени в Классификаторы внесены десятки поправок. Это ненормально, поскольку сис-

тема реагирует на политико-конъюнктурный «шум», являясь слабоуправляемой.

5. Принцип симбиоза: управляемая система должна рассматривать человека как звено системы управления.

Здесь уже высказывалось предположение о крайней степени разобщенности коллективов, формировавших структуры различных уровней ПО. Необходимо, чтобы специалисты, обеспечивающие выполнение различных частей общей задачи, были организованы как единая команда.

При этом следует учитывать высокую вариативность уровней интеллекта и индивидуальных психологических параметров людей, составляющих команду и работающих в основном в режиме эвристического поиска решения. Поэтому технология их работы должна основываться на симбиозе причинно-следственной методики [7] и метода экспертных оценок [6]. По этим же критериям должен оцениваться и результат их работы - Классификаторы специальностей различных уровней ПО.

6. Принцип координации: управление должно быть скоординировано с другими системами и осуществляться своевременно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ограничившись констатацией актуальности очевидной и постоянно обсуждаемой проблемы обеспечения тесной связи профессионального образования (ПО) с предшествующими уровнями образования (общее, НПО), а также экономическими и социальными отраслями, рассмотрим принцип координации в контексте положения ПО России на международном рынке образовательных услуг.

Положение Российского ПО здесь не выглядит убедительным или хотя бы обнадеживающим. Около 40 млрд. долларов составляют емкость международного рынка ПО, при этом доля России - около 100 млн. долларов (0,3%), что несопоставимо не только с лидером (США - 14 млрд., 30%), но и с маленькой Австралией (3,6 млрд., 12%). По числу иностранных аспирантов Россия занимает последнее место среди стран - ведущих экспортеров образовательных услуг.

И эта весьма скромная доля России имеет тенденцию к снижению. Почему так происходит? Основная причина в том, что Россия (а раньше СССР) долгие годы формально находилась вне мирового и европейского процессов развития общего образовательного пространства. Россия стала участницей так называемого Болонского процесса только в сентябре 2003 г.

Исправление сложившейся негативной ситуации необходимо начинать с восстановления статуса вуза и вузовского преподавателя, причем восстановления до уровня, определяемого документами Болонского процесса и принципами Всеобщего управления качеством (TQM - Total Quality Management), которые (4-й и 12-й постулаты Э. Деминга [7]) требуют: «Прекратить практику заключения контрактов на основе низких цен (необходимо соизмерять качество с ценой)» и «Дать возможность гордиться принадлежностью к компании (устранить барьеры перед чувством гордости за работу)».

За основу новых Классификаторов специальностей для всех уровней ПО (кроме НПО) следует принять действующий Классификатор ППО - «Номенклатуру специальностей научных работников» [3], поскольку она наиболее полно отвечает шести принципам системности, изложенным ранее. Однако и в этом документе нередко наблюдается неправильное трактование понятия «специальность». Этому понятию в большинстве случаев соответствуют уровни, которые в названном документе фигурируют под названием отраслей наук или групп специальностей. Здесь необходимо вернуть понятию «специальность» его истинный смысл. Приведем два примера: в левой колонке - классификация в соответствии с [3], в правой - предлагаемая.

С учетом изменений, неизбежных при трансформации «Номенклатуры специальностей научных работников» в «Классификатор специальностей ПО» (связанных в основном с процедурами укрупнения и разукрупнения), количество специальностей

23.00.00 Политические науки Отрасль наук со специальностями'. 23.00.01 Теория политики, история и методология политической науки; 23.00.02 Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии; 23.00.04 Политические проблемы международных отношений и глобального развития. № спец. 00 Политология Специальность со специализациями: № спец. 01 Теория политики, история и методология политической науки; № спец. 02 Политические институты, этнополити-ческая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии; № спец. 03 Политические проблемы международных отношений и глобального развития и другие, определяемые УМО или вузом.

01.02.2000 Механика Группа специальностей со специальностями: 01.02.2001 Теоретическая механика; 01.02.2004 Механика деформируемого твердого тела; 01.02.2005 Механика жидкости, газа и плазмы; 01.02.2006 Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры. № спец. 00 Механика Специальность со специализациями: № спец. 01 Теоретическая механика; № спец. 02 Механика деформируемого твердого тела; № спец. 03 Механика жидкости, газа и плазмы; № спец. 04 Динамика, прочность машин, приборов и аппаратуры и другие, определяемые УМО или вузом.

в новом Классификаторе по предварительным подсчетам составит 90-95. Формирование специализаций является прерогативой УМО и вузов. Такое количество специальностей и порядок формирования специализаций соответствует международной практике, что существенно облегчит процедуру нострификации документов об образовании и повысит рейтинг российского ПО с соответствующими позитивными финансовыми результатами.

Иерархия нормативных документов по структурированию российской системы ПО в порядке снижения старшинства уровней должна иметь вид:

1. Национальный уровень представляют Общероссийские классификаторы специальностей по образованию (ОКСО) и специальностей высшей научной квалификации (ОКСВНК). Их, на наш взгляд, необходимо объединить в один Классификатор -ОКСПО, в Единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

2. Отраслевой уровень представляют

ОСТы (Государственные образовательные стандарты - ГОСы), регламентирующие содержание каждой специальности ПО. Разработку, ведение и применение ГОСов осуществляет Минобразования и науки России совместно с соответствующими УМО.

3. Уровень субъекта ПО представляют учебные планы и рабочие программы, регламентирующие содержание специализаций. Их разработку, введение и применение осуществляют учреждения ПО под методическим руководством УМО.

Такой порядок обозначит и обеспечит четкие границы ответственности каждого уровня управления ПО. Повысятся значение и эффективность работы УМО, каждое из которых будет осуществлять общее методическое руководство и координацию в рамках одной специальности со всеми входящими в нее специализациями. Наконец, появится возможность разработки ОСТа, регламентирующего названия выпускающих кафедр и соответствующего перечня ученых званий преподавателей в соответствии с ОКСПО. В документе об образова-

нии необходимо указывать специальность и специализацию подготовки.

Создание новой классификационной структуры непрерывного профессионального образования, поддерживающей концепцию «Образование через всю жизнь» и обеспечивающей оптимальное содержание и информационную совместимость отдельных уровней ПО, будет крупным шагом на пути прогрессивных реформ образования.

Литература

1. Бюллетень Министерства образования Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. - 2001. - №9.

2. Бюллетень Министерства образования

Российской Федерации. Высшее и среднее профессиональное образование. -2000. - №№6, 7.

3. Бюллетень Государственного высшего ат-

тестационного комитета Российской Федерации. - 2000. - №3.

4. Высшие учебные заведения Москвы и Мос-

ковской области: Справочник. - М., 2004.

5. Принято положение об общероссийских

классификаторах // Стандарты и качество. - 2004. - №1. - С. 40-41.

6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение

в системный анализ: Учеб. пособ. для вузов. - М., 1989.

7. Всеобщее управление качеством: Учебник

для вузов / Под ред. О.П. Глудкина. - М., 1999.

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт 10 лет

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, единственный педагогический вуз в юго-западном регионе Краснодарского края, был создан в 2002 году на базе Славянского филиала Армавирского государственного педагогического института, основанного в 1994 году.

В структуру СГПИ входят 8 факультетов: математики и информатики; иностранных языков; технологии, экономики и предпринимательства; педагогики и методики начального образования; истории и права; филологии; биологии и химии; психологии и педагогики.

Ректорат СГПИ уделяет большое внимание формированию всесторонне развитой личности. В этих целях организован и успешно работает Совет по воспитательной работе, координирующий деятельность институтского общественного органа студенческого самоуправления - «Молодежной организации студентов». Разработана и реализуется долгосрочная программа по развитию волонтерского движения. Пяти творческим студенческим коллективам вуза присвоены звания народных.

Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт является крупным региональным научным центром.

Ежегодно ученые вуза проводят уже ставшие традиционными всероссийские научные конференции: «Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий», «Язык, культура и образование в контексте этнической ментальности». Участвуя в конкурсах федерального и краевого значения, вуз неоднократно выигрывал гранты РФФИ, РГНФ, МО РФ, МК РФ, международный грант программы «Фулбрайт».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.