Научная статья на тему 'ИТ-образование сегодня: проблемы и перспективы'

ИТ-образование сегодня: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2785
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Долинина О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИТ-образование сегодня: проблемы и перспективы»

вторичной. В содержании профессионально-педагогического образования они должны рассматриваться сбалансированно, включая их общие и специфические составляющие.

В структуре содержания ППО можно выделить базовые компоненты, инвариантные по отношению к подготовке педагогов для всех ступеней профессионального образования (начального, среднего, высшего) и отраслевых специализаций (агроинженерия, энергетика, экономика и т.д.), - они являются неизменными для педагога профессионального обучения любой квалификации.

Содержательное наполнение каждого базового структурного элемента - свое для каждого из уровней профессионально-педагогической квалификации, поскольку учитывает специфику содержания профессионально-педагогической деятельности в соответствующей предметной области (НПО, СПО, ВПО); тем самым обеспечивается поуровневая вариативность содержания ППО.

3. Традиционные формы подготовки могут и должны быть усовершенствованы идополнены:

а) годичная форма обучения по аддитивной схеме (на базе высшего отраслевого образования) должна быть восстановлена для преподавателей СПО и может быть внедрена в других сферах ППО; она является базовой (а не дополнительной) в системе подготовки педагогов;

б) сегодняшним требованиям много-уровневости и гибкости образования, высокотехнологичное™ и комплексного использования дидактических средств и информационных технологий отвечает очно-заочно-вечерняя - безотрывная форма организации обучения;

в) в современных условиях одной из эффективных форм является педагогическая подготовка в виде дополнительного (к технологическому отраслевому) образования в вузовских (межвузовских) центрах безотрывного обучения, если организационно-педагогические условия в них (адекватное содержание, гибкость учебного процесса, учитывающего особенности контингента обучаемых и др.) обеспечивают базовую педагогическую подготовку.

4. Необходимо привести в соответствие с предлагаемой концепцией организационную структуру подготовки педагогов профессионального обучения, включая типологию образовательных учреждений (в том числе учреждений дополнительного профессионального образования), а также обеспечить взаимодействие организаций, координирующих различные ступени профессионально-педагогического образования (УМО по ППО, РМК по инженерной педагогике, НМС педагогического образования и др.), для упорядочения конструктивного сотрудничества в целостной системе профессионально-педагогического образования.

О. ДОЛИНИНА, доцент Саратовский государственный технический университет

Проведенное в 2004 году входное тестирование по информатике поступивших на 1 курс Саратовского государственного технического университета показало, что не более 40% имеют хорошие пользовательские навыки (владение пакетом М8

ИТ-образование сегодня: проблемы и перспективы

Office), а на вопрос о полученных в школе знаниях в области программирования, мультимедиа либо интернет-технологий в 95% случаев были получены уклончивые ответы: «Да, конечно, мы все проходили, но что

- не помним».

В результате преподаватели вузовского курса информатики вынуждены часто в течение всего первого семестра вместо изучения положенных модулей преодолевать элементарную компьютерную безграмотность студентов, хотя бы для того, чтобы они приобрели пользовательские навыки владения компьютером, необходимые для дальнейшего изучения различных дисциплин.

Почему же выпускники школ в основной своей массе не владеют даже основами информационных технологий? Почему зачастую уроки информатики, которые при наличии современной компьютерной техники могли бы стать самыми захватывающими уроками и послужить основой для повышения интереса и к другим предметам школьной программы за счет использования мультимедийных технологий, на деле являются весьма скучными? Почему же самые современные технологии, высокотехнологичные виртуальные миры волнуют детское воображение только с телевизионных экранов или дисплеев компьютеров в компьютерных играх, а на уроках информатики дети откровенно скучают? И вообще, нужно ли учить детей уже в средней школе самым передовым технологиям или можно остановиться на уровне обучения набору текста и азам программирования? И можно ли преодолеть все растущую пропасть между «красотой» и привлекательностью компьютерных игр и уроками информатики?

По-видимому, ответ кроется в самом подходе к изучению информатики, в целях и задачах, которые ставят перед собой преподаватели и методисты. Безусловно, есть еще и объективные причины - недостаточно компьютерной техники и слишком мало часов, выделенных на изучение данного предмета, часто слишком слаб уровень подготовки преподавателей. Безусловно, квалификацию педагога по курсу информатики необходимо повышать гораздо чаще, чем преподавателя, например, математики или физики. Ведь информационные технологии являются самой динамично развивающейся областью современных знаний, компьютерный рынок постоянно пополняется новым аппаратным и программным обеспечением. Но, кроме обучения самому про-

граммному обеспечению, необходимо обучать и тем методам преподавания, которые гарантируют мотивацию как школьника, так и самого преподавателя.

Другая сторона вопроса. Компьютер дома - сейчас уже не редкость. И родителям, потратившим немалые деньги на его приобретение, хочется видеть, что ребенок не только часами играет в захватывающие компьютерные игры, но и умеет сам делать что-то интересное и полезное.

Очевидно, что необходимо перестроить весь учебный процесс по курсу информатики, использовав так называемый проблемно-ориентированный подход к обучению. Учащиеся начинают активно интересоваться предметом, когда возникает реальная необходимость решить ту или иную задачу

- естественно, интересную и актуальную. Одной из наиболее известных разновидностей является проектный подход. Он знаком многим преподавателям и организаторам обучения. Однако именно в применении к информационным технологиям он дает прекрасные результаты.

Рассмотрим реализацию данного подхода в применении к учебной деятельности международного образовательного центра (МОЦ) АРТЕСН Саратовского государственного технического университета (СГТУ), в составе которого действует детская компьютерная школа, уже в течение нескольких лет занимающаяся обучением компьютерным технологиям школьников, возрастной диапазон которых составляет от 7 до17 лет.

Как же можно заинтересовать ребенка? Прежде всего при обучении детей основное внимание нужно уделять прикладной составляющей курсов и формированию практических навыков работы с современными программными средствами. Но даже если в арсенале учебного центра есть такие интереснейшие курсы, которых нет ни в одной средней школе и практически ни в одном вузе, как, например, курсы двумерной и трехмерной компьютерной мультипликации или интернет-технологий, это не гарантия того, что дети будут скрупулезно вырисовывать мельчайшие детали мультипликационных героев или разбираться в тонкостях создания веб-приложений. Од-

ним из способов возможной реализации проектного подхода является разбиение любого сложного курса, например, мультимедиа технологий, на небольшие модули с обязательной реализацией проектов по каждому модулю. Идея каждого проекта определяется самими учащимися, преподаватель может лишь корректировать ее. Проекты могут выполняться индивидуально или в группах, в зависимости от сложности реализации. При этом в групповой работе каждый ученик выполняет свою важную функцию. Задача педагога меняется от ведущего учебного процесса до помощника в работе, консультанта, независимо от возраста учащихся. Учитель фактически исполняетроль проектного тьютора, помогая решать возникающие задачи и проблемы, связанные с реализацией проекта. Важным звеном при этом является цель: каждый проект в результате выполнения модуля презентуется самым заинтересованным людям: родителям и друзьям, победители также определяются «зрителями». Подготовка к такой презентации также является составной частью учебного процесса, в ходе которого учащиеся учатся представлять свои работы, общаться с аудиторией. Текущие проблемы создания проекта, успехи и неудачи обсуждаются дома, и в данном случае близкие ребенка и его друзья часто становятся полноправными участниками проекта, что повышает заинтересованность учащегося в лучшем результате. Радость в детских глазах после того, как его работу увидели его родители и друзья, - не это ли лучшая награда за труд преподавателя!

От модуля к модулю сложность компьютерных проектов повышается, требуя обобщения полученных ранее знаний; например, полноценный проект в области компьютерной мультипликации включает приобретение практических навыков руководства проектом, написания сценария, компьютерной графики, анимации, преобразования файловых данных, озвучивания. Отметим, что особый интерес в обучении представляет именно групповая проектная работа, где учащиеся познают не только сложные компьютерные технологии, но и не менее сложные технологии человеческого общения, управления командой, разде-

ления полномочий, принятия ответственности за общее дело. В групповых проектах прекрасно вместе работают 9-10-летние дети и 14-15 -летние подростки.

Аналогичным образом происходит обучение по направлению «Интернет-технологии», где учащиеся разрабатывают реальные веб-сайты, осваивая веб-дизайн, мультипликацию для интернет-приложений, включая программирование для Интернета, и размещая выполненные проекты в глобальной сети. Наиболее интересными являются совместные проекты, где учащиеся интернет-школы, например, работают в соавторстве с учащимися школы компьютерной графики и мультипликации. Итогом проектной работы в течение года является участие в ежегодном международном конкурсе компьютерных работ для детей, юношества и студенческой молодежи «Цифровой ветер», проводимом СГТУ при поддержке корпораций Aptech World-Wide (мирового лидера в области компьютерного образования), Toon Boom Technologies (известнейшего производителя программного обеспечения для профессиональной компьютерной мультипликации). В турнире 2005 года были представлены более 900 работ из 10 стран мира. Итоги «Цифрового ветра» убедительно показали, что работы, выполненные школьниками, часто не только не уступают работам профессионалов, но иногда даже превосходят их по оригинальности идей и их реализации.

Школьники, прошедшие обучение в детской компьютерной школе, осознанно выбирают ИТ-специальности высшего образования и показывают стабильно хорошие результаты в ходе учебы, курсового и дипломного проектирования. Имеющийся в СГТУ аналогичный положительный опыт подготовки старшеклассников в школах юного кибернетика, электроника и др., где со школьниками работают ведущие преподаватели соответствующих выпускающих кафедр университета, позволяет говорить о том, что при подготовке абитуриентов необходимо все большее внимание уделять именно будущей специальности.

ИТ-специальности сегодня являются одними из наиболее популярных среди абитуриентов технических вузов. По данным

опроса абитуриентов саратовских вузов, 57% указали «престижность профессии» как основную причину выбора ИТ-специ-альности, 40% считают, что смогут сделать хорошую карьеру и прекрасно зарабатывать после окончания вуза.

Отметим хотя и небольшую, но положительную динамику выбора ИТ-образования девушками, обусловленную повышением активности позиции ИТ-менеджеров среди женщин.

Активное развитие аппаратного и программного обеспечения требует постоянного обновления учебных планов с акцентом на изучение современных технологий и прикладного программного обеспечения. Нельзя не учитывать и требования ИТ-рынка профессий, существенно отличающегося от рынка вузовских специальностей.

В то время как самые популярные ИТ-специальности высшего образования «Информационные системы и технологии», «Программное обеспечение вычислительных систем», «Автоматизированные системы управления» и другие, следуя традициям российского образования, делают акцент на теоретические основы компьютерных технологий, математику, физику, -рынок труда требует наличия прежде всего практических навыков владения современным программным обеспечением.

Никто не оспаривает необходимость гуманитарного образования современного инженера, однако погоня за гуманитаризацией образования приводит к тому, что в результате из 5 лет подготовки ИТ-специалиста реально профессии учат в лучшем случае 2,5 года, к тому же отдавая предпочтение фундаментальным знаниям, в то время как навыки современных методов программирования выпускникам приходится познавать на практике.

Весьма показательным является опыт Индии, сумевшей коренным образом пересмотреть стратегию подготовки ИТ-кадров, сделав целью интенсивное обучение конкретным практическим навыкам владения современными программными средствами. Самые популярные курсы подготовки программистов длятся 2-3 года и включают только изучение самой профессии, что позволяет индийским программистам актив-

но и быстро вливаться в мировой рынок разработчиков ПО. Большое значение придается профессиональному диплому программиста, веб-дизайнера, специалиста по компьютерной графике, сетевого администратора. Наиболее известными индийскими компаниями в области профессиональной ИТ-подготовки являются Aptech WorldWide, имеющая сегодня учебные центры в 53 странах мира, в том числе и в России, а также NIIT, активно организующая сети учебных центров. Программы обучения основной упор делают на изучение технологий программирования, конкретных платформ, владение современными базами данных, сетевыми технологиями, методиками управления ИТ-проектами. Девяносто процентов 4-летней программы бакалавриата, предлагаемого одним из наиболее престижных вузов Индии (Indian Institute ofTech-nology), включают только специальные дисциплины, оставляя гуманитарные и большинство дисциплин естественно-научного цикла дисциплинами по выбору. Безусловно, специалист с высшим образованием должен обладать хорошей интеллектуальной базой, но цифры говорят сами за себя. По данным Cnews [1], по итогам 2004 г. в софтверных компаниях, действующих в России, работало 40 тыс.программистов, в Индии - 750 тысяч. Объем экспорта ПО из России, включая оффшорное программирование, составил 764 млн. долларов, из Индии - 8 млрд. долларов[2]. Доля России на рынке экспорта ПО оценивается в 1%, по прогнозам Мининформсвязи РФ, к 2010 г. этот показатель может составить почти 7%. Но для этого число программистов в нашей стране должно вырасти в несколько раз, а крупные компании-разработчики ПО должны по численности сравняться с индийскими. Очевидно, для того чтобы изменить ситуацию на рынке программного обеспечения, необходимо пересмотреть прежде всего стратегию высшего ИТ-образования, поставив на первое место учет потребностей рынка. Здесь уместно вспомнить еще об одной проблеме - разнице в профессиях между требованиями ИТ-рынка и знаниями и практическими навыками, получаемыми выпускниками российских вузов.

В системе ИТ-образования,рассматри-

ваемой как объект применения мер государственной политики, для анализа целесообразно использовать Международную стандартную классификацию образования (МСКО) [3]. Проблема согласования российского ИТ-образования и МСКО хорошо описана в статье А.Гиглавого [4]. В области ИТ-образования к высшему образованию относятся две ступени - МСКО 5А (полное высшее образование) и МСКО 5В (основное высшее образование). МСКО 5А опирается на программы, связанные с серьезной теоретической подготовкой, например магистратуру. МСКО 5В характеризуется в основном получением практических навыков и прикладных знаний, что дает возможность выпускникам сразу вливаться в ряды разработчиков программного обеспечения. В американской образовательной модели это бакалавриат. Именно выпускники этого уровня формируют штат программистов в большинстве компаний.

Наиболее емкими сегментами рынка труда в сфере ИТ стали профессиональные группы «Программирование», «ИТ-менед-жмент», «Обслуживание компьютерных систем». По данным CIO Research, за 20042005 годы наиболее востребованными специалистами на российском рынке являются разработчики приложений, проектные менеджеры, администраторы баз данных. По данным комплексного исследования предприятий малого и среднего бизнеса Саратова, наиболее востребованными ИТ-профессиями в регионе являются (в порядке убывания): разработчики приложений баз данных, разработчики приложений 1С, сетевые администраторы, веб-дизайнеры. На предприятиях, занимающихся разработкой ПО, наиболее востребованы проектные менеджеры, программисты. Отметим, что сегодня работодатели при приеме на работу ИТ-специалистов четко оговаривают требования к знаниям и умениям. При этом зачастую на предприятиях малого и среднего бизнеса диплом высшего образования не требуют вообще, зато востребовано профессиональное владение конкретным программным обеспечением. Часто работодатели при приеме на работу ориентируются на наличие профессиональных сертификатов, подтверждающих владение оп-

ределенными программными средствами. Сегодня наиболее популярны сертификаты Microsoft, Oracle, AutoDesk. Примечательно, что опрос выпускников ИТ-специ-альностей, закончивших вуз 3-5 лет назад, также показал, что сегодня каждый позиционирует себя как специалист в определенной области: по базам данных Oracle, администратор локальной сети, разработчик NET-приложений, специалист по Java, веб-дизайнер и т.п. Причем большинство респондентов отметили, что эти знания они приобретали после окончания вуза - либо самостоятельно, либо в авторизованных центрах компьютерного обучения. Все респонденты соглашались, что включение профессиональных ИТ-курсов в программу высшего образования помогло бы сократить срок адаптации молодого специалиста на рынке труда.

Каким образом можно решить данную проблему? Вузовское обучение должно перестать быть консервативным. Университеты должны ориентироваться на требования рынка, а не на удовлетворение собственных потребностей в загрузке имеющегося штата преподавателей. Прежде всего необходимо включать изучение современного ПО в блок специализации путем заключения вузами договоров с компа-ниями-разработчиками программного обеспечения о возможности преподавания авторизованных курсов непосредственно в рамках вузовских образовательных программ. Примером могут служить такие партнерские программы, как Microsoft IT-Academy, University Relations HP и другие. Преподаватели ИТ-кафедр должны ежегодно проходить профессиональную переподготовку по новым технологиям в компа-ниях-разработчиках ПО. Заслуживает внимания положительный опыт Саратовского государственного технического университета, имеющего договор о сотрудничестве с индийской корпорацией Aptech WorldWide о совместной подготовке специалистов по специальности «Информационные системы и технологии» и на основании этого ведущего подготовку по авторизованным курсам Aptech. Это позволяет выпускникам данной специальности получать не только самые современные профессиональные

компьютерные знания и практические навыки, но и международный диплом сертифицированного профессионала Aptech.

Рассмотрим еще одну составляющую современного высшего ИТ-образования. Речь идет о необходимости перехода к двухуровневой системе обучения (бакалавр, магистр) в рамках реализации Болонского договора. Процесс этот сложный и неоднозначный, требующий не только построения новой концепции образования, но и подготовки бизнес-среды. Содержание учебных планов бакалавриата является одним из самых активно обсуждаемых вопросов, несмотря на создание направления 511900 «Информационные технологии» и разработку в его рамках стандартов ИТ-бакалавра и ИТ-ма-гистра. Наиболее популярное мнение - убрать из 5-летних рабочих программ подготовки инженера дисциплины специализации, закрепив за бакалавром общетеорети-чекую подготовку в течение четырех лет обучения, а дисциплины специализации вынести в двухгодичную подготовку магистра. Возможно, что это справедливо для других образовательных направлений, но для компьютерных технологий это не только не решение проблемы, а наоборот, ее усугубление. В данном случае специалист, нужный рынку, на него попадет не после пяти, а после шести лет обучения, в то время как, например, индийские бакалавры после четырех лет изучения профессиональных технологий активно вливаются в мировой рынок труда.

Давайте вспомним, какие специалисты сегодня наиболее востребованы: программисты-кодировщики, владеющие современным специализированнымПО, администраторы сетей и т.п. Именно они составляют основной штат мировых софтверных компаний, в том числе офшорных. Это совсем не уровень магистра, это как раз уровень бакалавра, но не общетеоретического направления, а специального (профессионального). Очевидно, что для информационных

технологий необходимо пересмотреть содержание учебных планов бакалавров, сделав после двух лет общетеоретической подготовки акцент на специальные дисциплины и изучение современных средств программирования, оставив магистратуре научную подготовку. Это позволит ИТ-бакалав-рам стать востребованными на рынке труда за счет получения специализированных практических знаний. В то же время такая востребованная специализация, как «Проектный менеджмент», может быть также вынесена на уровень магистратуры, поскольку требует не только изучения специализированных дисциплин, но и наличия определенного жизненного опыта. Выпускник магистратуры, в отличие от бакалавра,

- это потенциальный руководитель, например менеджер проекта или ведущий разработчик программного обеспечения. Отметим, что такой подход наиболее совпадает с международными рекомендациями, изложенными в документе Computing Curricula 2001.

Утвержденная Правительством РФ Концепция развития информационных технологий до 2010 года устанавливает курс на превращение нашей страныв высокотехнологичную державу. В связи с этим подготовка ИТ-кадров высокого класса становится важнейшей задачей, в которой высшие учебные заведения должны правильно определить свои задачи и средства для их решения.

Литература

1. Шалманов С. Сомнения в ИТ-прорыве //

Cnews. - 2005. - №7 - С.18-19.

2. Шалманов C. Неурожай умов // Cnews. -

2005. - №7 - С.28-30.

3. www.unesco.org/ education/ information/

nfsunesco/doc/isced_1997.htm

4. Гиглавый А. ИТ-образование: поиск путей

выхода на рынок // Открытые системы. -

2004. - №6. - С. 70-77.

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.