УДК 930.1+159.9
О СТРУКТУРЕ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Усенко Олег Григорьевич
кандидат исторических наук, доцент, кафедра отечественной истории, исторический факультет, Тверской государственный университет,
Тверь, Россия E-mail: olegusenko1965@yandex. ru
ON THE STRUCTURE OF HISTORICAL CONSCIOUSNESS
Usenko Oleg Grigorievich
Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian History, Faculty
of History, Tver State University,
Tver, Russia E-mail: olegusenko1965@yandex. ru
Аннотация. Статья посвящена системной характеристике исторического сознания. В его структуре выделяются историческая память, историческое мышление, «нормы историопрактики», а также общая для них сфера - «ядро» исторического сознания. Кроме того, изучаемый феномен соотносится с гражданским сознанием, патриотическим сознанием и национальным сознанием.
Abstract. The article is devoted to the system characteristic of historical consciousness. Its structure includes historical memory, historical thinking, «norms of historical practice» are distinguished, as well as a common sphere for them - the «core» of historical consciousness. In addition, the phenomenon under study is
compared with civic consciousness, patriotic consciousness and national consciousness.
Ключевые слова, историческое сознание, историческая память, историческое мышление, «нормы историопрактики».
Keywords, historical consciousness, historical memory, historical thinking, «norms of historical practice».
Среди исследователей пока ещё нет единого представления о структуре исторического сознания. Нет в научной литературе и развёрнутого описания его элементов. Однако накоплен целый ряд наблюдений и теоретических положений, которые позволяют существенно приблизиться к решению данной проблемы.
В наибольшей степени взгляды исследователей близки на уровне дефиниций «исторического сознания» [8, с. 10-12, 36; 14, с. 191; 15, с. 29, 46, 62, 135; 17, с. 56; 20, с. 89; 30, с. 148-150; 31, с. 56; 36, с. 192-193]. Если критически проанализировать, обобщить и творчески развить имеющуюся в литературе информацию, то под историческим сознанием социокультурной общности следует разуметь совокупность психических феноменов (связанных и с мышлением, и с эмоциями), посредством которых общность в целом и каждый входящий в неё индивид воспринимает, осмысляет и переживает своё движение во времени; создаёт, хранит и корректирует картину (образ, образы) прошлого - былых явлений, процессов и человеческих деяний; обретает или конструирует свою идентичность; рождает предположения и прогнозы относительно будущего.
Для выявления структуры исторического сознания логично применить системный подход, ориентирующий на выявление в изучаемом объекте составных частей (компонентов, элементов) и отношений между ними.
К основным компонентам исторического сознания, относится, во-первых, историческая память (см. рис. 1 (схему)). В неё входят исторические знания и связанные с ними эмоции [3; 8, с. 10, 22-25, 28, 35, 41; 12; 15, с. 19, 25, 31, 58; 25, с. 29; 30, с. 148-149; 31, с. 52; 32, с. 100; 40, с. 402; 41, с. 210].
При этом исторические знания логично разделять на два уровня - к высшему относятся идеи и понятия, а к низшему - представления и мифы. Это соответствует различению теоретического (идейно-теоретического, научно-теоретического) сознания и наглядно-образного (предметно-образного, обыденного, эмпирического, обыденно-практического) [15, с. 32; 16, с. 21; 29, с. 53-55; 35, с. 98; 36, с. 192].
Вторым компонентом исторического сознания следует считать историческое мышление. Это динамический, процессуальный аспект исторического сознания. Помимо эмоций, сопровождающих мыслительные процессы, здесь можно выделить ещё два элемента. Один можно обозначить как историческое познание - это процессы, связанные с получением и обработкой информации (как на уровне наглядно-образного, так и теоретического мышления) [9, с. 14-55; 19, с. 160; 24, с. 21; 29, с. 48-63]. Другим элементом являются процессы запоминания, вспоминания (воспроизведения) и забывания [5, с. 171; 8, с. 20, 28, 35, 37; 15, с. 21, 25; 22, с. 84-85; 39, с. 127, 129, 325-326].
Третий компонент исторического сознания может быть обозначен как «нормы историопрактики». Речь идёт прежде всего о схемах (моделях) социального поведения, взятых в готовом виде у людей прошлого или сконструированных на основе исторической информации [20, с. 89; 23, с. 125; 33, с. 33; 38, с. 25]. В качестве примера можно указать формы коммеморативной (мемориальной) практики. Она включает в себя «как деятельность по увековечению современной... культуры, так и реконструкцию прошлой (ушедшей) по отношению к современности культуры» [53, с. 9-10].
СТРУКТУРА НСТОР1Р1ЕСКОГО СОЗНАНИЯ
1. Историческая память
2. Историческое мышление
К о
О
я н х та р
к
о н о та к
Л со о Я о п о
о о
со Я рэ И
к
2.1. Историческое познание
2.2. Запоминание,
вспоминание,
забывание
"Ядро" исторического сознания
3.1. Схемы (модели) социального поведения
3.2. Эмошш
3. Нормы "исторчопрактики"
Вторым элементом данной части исторического сознания выступают эмоции, неразрывно связанные с указанными формами и схемами социального поведения, - например, любопытство и ностальгия [31, с. 6, 31, 58].
Описанные выше компоненты исторического сознания пересекаются, и сферу их пересечения можно выделить в качестве четвёртого блока элементов. Назовём его «ядром» исторического сознания. Сюда входят:
1) жизненный опыт индивида и той общности, в которую он входит [8, с. 11, 30-32; 36, с. 193];
2) специфические стереотипы и схемы, непосредственно связанные с восприятием, познанием и репрезентацией прошлого [1, с. 6; 6, с. 278; 8, с. 9, 11, 24, 29-31, 35, 37, 40, 45; 20, с. 89; 30, с. 148-150; 31, с. 10, 13] - например, с анализом исторических источников [28, с. 7-19; 42, с. 14, 31-34];
3) ментальная парадигма [11, с. 44; 37, с. 37-39; 40, с. 402]. Её состав представляется таким:
а) бинарная структура сознания - система универсальных оппозиций, их модификаций, конкретных воплощений и обозначений, характерная для данной социокультурной общности [7, с. 63-184, 192-215, 236-238; 18, с. 339-340, 349-350, 361-404]; например, имеется в виду различение добра и зла [31, с. 18; 35, с. 97-98], «своих» и «чужих» [17, с. 75; 35, с. 99; 43, с. 31];
б) «концепция мироздания», которую формируют установки, архетипы, стереотипы и базовые понятия, определяющие отношение человека ко времени, пространству, природе, обществу и самому себе как микрокосму и носителю индивидуальности, а также и «аксиомы сознания» - идейно-эмоциональные образования, которые в рамках данной общности не подвергаются сомнению в силу своей очевидности или привычности и не требуют какого-либо разумного обоснования в процессе их использования [8, с. 10-11, 24; 17, с. 78-79; 33, с. 33; 40, с. 402, 404];
в) представления о том, что такое ценность, и соответствующий набор фундаментальных ценностей, на которых базируется жизнедеятельность всех без исключения членов данной общности [8, с. 33; 11, с. 43; 27, с. 42, 44; 41,
с. 210];
г) априорные представления о том, что такое истина и норма, а также общепринятые правила мыслительных операций - получения, обработки и хранения информации [8, с. 10-11, 24, 34; 22, с. 84-85; 39, с. 28-29].
Отдельным вариантом структурной характеристики исторического сознания является его соотнесение с другими идейно-эмоциональными феноменами, обусловленных бытием социокультурных общностей.
Так, внутри гражданского сознания обнаруживается «реальная историческая память» [4, с. 132], а также «историческая грамотность». Последняя раскрывается как умение находить необходимые сведения, способность ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и синтезировать полученные знания и применять их на практике [19, с. 159]. Кроме того, с историческим сознанием тесным образом увязывается «гражданско-патриотическое воспитание». Формирование исторического сознания, с одной точки зрения, - это инструмент или основа гражданско-патриотического воспитания [19, с. 160; 38, с. 3], а с другой - наоборот, его результат [4, с. 132].
Интересующий нас феномен пересекается и с патриотическим сознанием, воплощением которого на уровне индивида является «патриотизм» [13, с. 11]. В составе последнего также фигурирует историческая память: «Патриот тот, в ком отсутствует амнезия (историческое беспамятство)...» [2, с. 9]. Говоря иначе, патриотизм включает в себя знание и осмысление истории, духовных ценностей и достижений своей страны [34, с. 7], гордость за собственную страну, её историю и культуру [26, с. 6, 28].
Наконец, и к элементам национального сознания относят историческую память этноса (народа, нации) [10, с. 8; 35, с. 99]. Имеется в виду круг исторических представлений о своём происхождении, важнейших событиях в своей истории, деятелях прошлого, о соотношении своей истории с историей других народов и всего человеческого общества [15, с. 25]. С другой стороны, историческое сознание на эмпирическом уровне отражает «общественную
психологию, национальные архетипы, особенности ментальности, интерпретирующие исторический процесс в образных и эмоциональных формах, присущих определённой национальной культуре. Она обеспечивает ценностный консенсус общества по поводу исторических образов, ориентирующих нацию в её истории» [40, с. 402].
Таким образом, историческое сознание является многосоставным феноменом, тесно переплетённым с другими видами массового сознания -гражданским, патриотическим и национальным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. - М.: Мысль, 1987. -
348 с.
2. Бобровников В.Г. Некоторые аспекты патриотической работы в студенческих группах ВолгГТУ по курсу «История» // Известия Волгоградского гос. тех. ун-та. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2014. - Вып. 15. - № 2. - С. 8-13.
3. Богданов В.В., Черников П.Ю., Байлов А.В., Горпынченко Л.В. История и память. Проект междисциплинарного исследования социальной памяти. - Таганрог: Южный федеральный университет, 2010. - 128 с.
4. Гневашева В.А., Луков С.В. Историческое сознание студенческой молодёжи Москвы // Социология и жизнь. - 2015. - № 1. - С. 127-134.
5. Гудков Л.Д. Массовая идентичность и институциональное насилие // Политическая концептология. Журнал метадисциплинарных исследований. -2009. - № 2. - С. 157-208.
6. Гурьева И.Ю., Иванова М.В. Историческое сознание студентов в зеркале социологических опросов // Сборник трудов VI Всероссийской научно -практической конференции студентов и молодых учёных. - Томск: Национальный исследовательский Томский политехнический университет, 2013. - С. 276-279.
7. Иванов В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие
семиотические системы. - М.: Наука, 1965. - 245 с.
8. История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени // под ред. Л.П. Репиной. - М.: Наука, 2006. - 763 с.
9. Кон И.С. Проблема истории в истории философии // Методологические и историографические вопросы исторической науки. - Томск: Изд-во Томского ун-та, 1966. - Вып. 4. - 168 с.
10. Кошман Л.В. Культурное наследие как фактор исторической памяти // Вестник Московского ун-та. Сер. 8: История. - 2011. - № 5. - С. 7-15.
11. Кривошеев Ю.В., Соколов Р.А. Феномен национального героя в общественном сознании и идеологии (на примере Александра Невского) // Труды исторического ф-та Санкт-Петербургского ун-та. - 2013. - № 15. - С. 4357.
12. Кузнецов В.И. Формирование исторического сознания как задача модернизации в современном российском обществе // Гуманитарные научные исследования. - 2014. - № 11 [Электронный ресурс]. - URL: https ://human. snauka.ru/2014/11/8382.
13. Лаврова Т.В. Развитие патриотического самосознания студентов колледжа: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ульяновск, 2011. - 25 с.
14. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод // Философские проблемы исторической науки. - М.: Наука, 1969. - 317 с.
15. Леопа А.В. Историческое сознание в условиях социокультурного кризиса. - Красноярск: СФУ, 2011. - 134 с.
16. Лернер И.Я. Историческое сознание и условия его формирования // Преподавание истории и естествознания в школе. - 1988. - № 4. - С. 18-24.
17. Линченко А.А. Знание о прошлом и историческое сознание молодёжи в информационном обществе // ЛиТ. Исторический альманах. - 2014. - № 5. -С. 51-82.
18. Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология // под ред. А.А. Белика. - М.: Смысл, 2001. - 555 с.
19. Малахова Л.П. Историческая грамотность молодёжи как основа
гражданской идентичности и патриотизма // Вестник Сургутского гос. пед. унта. - 2018. - № 4 (55). - С. 159-164.
20. Мерзлякова И.Л., Линченко А.А., Овчинникова Э.В. Об историческом сознании современной студенческой молодёжи // Социологические исследования. - 2014. - № 12. - С. 89-96.
21. Национальное сознание // Словари и энциклопедии на «Академике». [Электр. ресурс]. - URL: https://ethnopsychology.academic.ru/.
22. Неклюдов С.Ю. Заметки об «исторической памяти» в фольклоре // АБ-60. Сборник к 60-летию А.К. Байбурина (Studia Ethnologica. Труды ф-та этнологии. Вып. 4). - СПб.: АНОО ВО «Европейский университет в Санкт-Петербурге», 2007. - С. 77-88.
23. Николаев А.В. Формирование исторического сознания в контексте изучения истории России // Россия: прошлое, настоящее, будущее. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. - СПб.: Изд-во БГТУ, 1996. - С. 125.
24. Нора П. Проблематика мест памяти // Франция-память. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1999. - 325 с.
25. Огарков А.А. Патриотическое воспитание в компетентностной системе современной образовательной среды // Известия Волгоградского гос. тех. ун-та. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2014. - № 2. -Вып. 15. - С. 56-59.
26. Основы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Методические рекомендации. Утверждены Экспертным советом по патриотическому воспитанию при ФГБУ «Роспатриотцентр» 10.10.2022 г. [Электр. ресурс]. - URL: https^/www^ra^/wp-content/uploads/2022/12/Metodicheskie-rekomendatsii-po-üsnovam-patrioticheskogo-vospitaniya-grazhdan-Rossijskoj-Federatsii.pdf.
27. Петрунева Р.М., Васильева В.Д. Патриотизм - обратная сторона прагматизма? // Известия Волгоградского гос. тех. ун-та. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2014. - № 2. - Вып. 15. - С. 40-45.
28. Пронштейн А.П. Методика исторического источниковедения. -Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1976. - 479 с.
29. Ракитов А.И. Историческое познание: системно -гносеологический подход. - М.: Политиздат, 1982. - 303 с.
30. Репинецкая Ю.С. К вопросу о содержании понятий «Историческое сознание» и «Историческая память» // Самарский науч. вестник. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 147-151.
31. Святославский А.В. История России в зеркале памяти. Механизмы формирования исторических образов. - М.: Изд-во «Древлехранилище», 2013. -592 с.
32. Стегний В.Н. Историческое сознание студента // Власть. - 2015. -№ 3. - С. 99-107.
33. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е., Фролов В.А. Историческое сознание российской молодёжи: особенности и противоречия // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 3.
34. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) [Электр. ресурс]. - URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf.
35. Сучилина А.А. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодёжи // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. - 2020. - № 10 (1). - С. 95-99.
36. Тихонов В.А., Шестаков А.А. Историческое сознание и традиции: особенности формирования и воспроизводства // Вестник Самарского гос. ун -та. - 2012. - № 2/2 (93). - С. 190-197.
37. Усенко О.Г. К определению понятия «менталитет» // Российская ментальность: методы и проблемы изучения (Мировосприятие и самосознание русского общества. Вып. 3). - М.: Ин-т рос. истории РАН, 1999. - С. 23-77.
38. Фролов В.А. Историческое сознание российской молодёжи: условия формирования и проявления в социальных практиках: автореф. дис. ... канд.
14
социолог. наук. - Краснодар, 2014. - 31 с.
39. Хальбвакс М. Социальные рамки памяти. - М.: Новое изд-во, 2007. -
346 с.
40. Шестаков Ю.А. Историческое сознание российской молодёжи в контексте обеспечения национальной безопасности России // КОМОТНЕТГКА: Философия. Социология. Право. - 2022. - Т. 47. - № 2. - С. 399-407.
41. Шнирельман В.А. Идентичность и политика постсоветской памяти // Политическая концептология. Журнал метадисциплинарных исследований. -2009. - № 2. - С. 209-230.
42. Ямпольский М.Б. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. - М.: РИК «Культура», 1993. - 456 с.
43. Ященко Р.В. Формирование культурной самоидентификации студентов как основы патриотического воспитания // Известия Волгоградского гос. тех. ун-та. Серия: Проблемы социально-гуманитарного знания. - 2014. -№ 2. - Вып. 15. - С. 29-32.