Научная статья на тему 'МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ: ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ'

МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ: ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / МЕНТАЛИТЕТ / ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМПОРАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полежаев Дмитрий Владимирович

Анализируется феномен исторического сознания и патриотизма как основы формирования общероссийской гражданской идентичности. В качестве опорных точек становления социально-индивидуального сознания предлагаются ментальные феномены, функционирующие в пространстве исторической темпоральности. Философско-образовательное содержание процесса исторического самосознания отражает практические ориентиры воспитания детей и молодежи в пространстве образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MENTAL FOUNDATION OF THE DEVELOPMENT OF THE CONVENTIONAL WISDOM: THE PHILOSOPHICAL AND EDUCATIONAL ASPECTS

The article deals with the analysis of the phenomenon of the conventional wisdom and patriotism as the basis of the development of the all-Russian civic identity. There are suggested the mental phenomena, functioning in the field of the historical temporality, as the basis of the establishment of the social and individual consciousness. The philosophical and educational content of the process of the historical self-actualization reflects the practice guides of the education of children and youth in the field of the educational institution.

Текст научной работы на тему «МЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ: ФИЛОСОФСКО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ»

педагогические науки

The methodology of the study of the efficiency of the combined educational technologies

The article deals with the methodological approaches to solving the topical issues of the comprehension of the essence, structure, functions and evaluation of the use of the combined educational technologies in the pedagogical process. There are analyzed the definitions of the new pedagogical approaches, first of all the concept of the combined educational technologies as the combination of the traditional person-oriented and online learning and the efficiency of the use of the combined educational technologies, the criteria and the indicators of their evaluation in the pedagogical process.

Key words: traditional educational technologies, digital technologies in education, combined educational technology, hybrid technologies in education.

(Статья поступила в редакцию 08.01.2022)

д.в. Полежаев

(Волгоград)

ментальные основания воспитания исторического сознания: философско-образовательные аспекты

Анализируется феномен исторического сознания и патриотизма как основы формирования общероссийской гражданской идентичности. В качестве опорных точек становления социально-индивидуального сознания предлагаются ментальные феномены, функционирующие в пространстве исторической тем-поральности. Философско-образовательное содержание процесса исторического самосознания отражает практические ориентиры воспитания детей и молодежи в пространстве образовательной организации.

Ключевые слова: историческое сознание, патриотизм, воспитание, гражданская идентичность, менталитет, философия образования, историческая темпоральность.

Историческое самосознание человека понимается как включенность его в общий процесс социально-индивидуального саморазвития, как осознанное и заинтересованное приня-

О Полежаев Д.В., 2022

тие им того, что он сам является частью истории. При этом человек видится не как пассивная часть исторической темпоральности (точнее - не только пассивная) - он ответственный сопричастник истории, в каком-то смысле - ее творец.

Практическая значимость проблемы формирования исторического сознания у детей и молодежи заключается, на наш взгляд, в том, что это сознание - патриотическое, имеющее в том числе ментальное измерение [12, с. 193200], а требования воспитания патриотизма и гражданственности в новых поколениях россиян звучат сегодня в политических, государственно-правовых смыслах [21], в новых образовательных нормах и требованиях к результатам учебно-воспитательного процесса. Об этом, например, идет речь в новом ФГОС ООО (2021), в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» с поправками о воспитании» (2020) и проч.

Изучение индивидуальных, социально-групповых и больших социальных изменений в пространстве исторической темпораль-ности невозможно без сопряжения ведущих понятий - своего рода теоретической «триады» философско-образовательного анализа: «сознание» - «самосознание» - «идентичность». В некоторых случаях их объединяют воедино [10], в других - выстраивают теоретические противопоставления. Однако понятно, что каждое из них в прикладном - к феномену истории в целом - отношении выглядят вполне убедительно.

Нам видится важным подчеркнуть, что под сознанием мы понимаем социально-психологический феномен - развивающийся и изменяющийся, но функционирующий как конкретная социально-индивидуальная данность [1, с. 22-26]. Самосознание есть процесс осуществления и своего рода «оформления» сознания, преимущественно в индивидуальном или социально-групповом плане, имеющий, прежде всего, историческое измерение (в разных темпоральных интервалах) [19, с. 56-65]. Идентичность же - это более широкий и содержательно глубокий феномен, обнимающий собой множественные культурные, образовательные, научные, философские, политические и иные смыслы межсубъектного сопоставления (индивидуальные, социально-групповые, обмен между «большими» социально-культурными сообществами, в том числе между цивилизациями) [17, с. 29-34]. Именно иден-

ИЗВЕСТИЯ вгпу

тичность выводится сегодня в государственно-правовых нормативно-образовательных документах в качестве основного требования к результатам образования, что мы должны воспринимать таким же образом, поскольку они пронизаны идеями патриотизма, исторического сознания, самосознания и национального российского менталитета.

Философско-методологическое измерение образовательно-воспитательного пространства в контексте заявленной нами проблемы заставляет задать вопрос, актуальный и в практическом педагогическом отношении: «Можно ли вообще обойтись без исторического самосознания?». Многие вспоминают в качестве примера «обхождения» человека без знаний о собственном прошлом - об Иванах, не помнящих родства. Но ведь в основе этой национальной русской идиомы - давнее историческое явление, когда пойманные жандармами беглые каторжники на вопрос об имени отвечали «Иван», а на вопрос «Откуда родом?» - «Не помню». И это лишь один из вариантов смысло-содержательного измерения ментальных пространств, которые Ю.С. Степанов в свое время назвал «ментальными мирами» [22, с. 131-142]. Впрочем, эти миры ученый рассматривал только как нечто «воображаемое», поэтому научный историзм приведенного толкования видится не вполне достаточным. Поэтому вовсе не обязательно, что Иваны, не помнящие родства, не хранят в памяти свои истоки, личную историю, актуализируя их в той или иной степени - в конкретной ситуации, в пространстве наличной культуры. Не говорить о прошлом - это вовсе не значит не иметь о нем представления и не относиться к нему с уважением: своеобразие понимания этого тезиса убедительно раскрывается в философских категориях «формы» и «содержания».

Когда речь идет о лишении человека его прошлого, более точным видится феномен «манкурта», раба, человекоподобного существа, забывающего о предках и самых близких людях, полностью подчиненного хозяину и не нуждающемуся ни в малейшей мере в поиске или даже «нащупывании» генеалогических точек своего собственного исторического сознания. Впрочем, это всего лишь литературный образ, представляемый как психологический артефакт тоталитарного толка - возможный итог направленного воздействия на личность с целью формирования нового типа людей [15].

Понятно, что в повседневной жизни достаточно часто встречаются случаи, когда отсутствует потребность в историческом сознании

и не востребуется действительное и подлинное историческое знание. Примеры этого известны и на уровне государств и народов, и на уровне отдельных общностей, стратифицированных по различным признакам - национальным, религиозным, политическим. Не секрет, что именно по этим критериальным линиям выстраиваются и векторы формирования экстремистского сознания [18, с. 20-31]. Да и на уровне индивидуально-личностном такие случаи проявляются вполне «выпукло», поскольку достаточно легко отслеживаются через отрицание ценностей патриотизма и гражданского служения. Впрочем, сегодня «мещанство» часто уже не выступает, увы, социальным явлением, заслуживающим общественного осуждения (впрочем, как и «иждивенчество», «спекуляция» и многое другое).

отсутствие интереса к прошлому или его негативное восприятие во многом нивелирует ценностное содержание настоящего и препятствует деятельностному обращению в будущее. Преодолению такого рода тенденций в детском и молодежном сознании могут способствовать различного рода социальные проекты, акции и другие им подобные специально организованные и направленные педагогические события, будирующие общественное и индивидуальное сознание, а также сознание социально-групповое, прежде всего - семейное (здесь семья понимается, как социальный институт, имеющий в том числе экономическое измерение [20, с. 41, 45]). Это важно, поскольку именно в семье необходимо фиксируются как ценностно значимые - основные духовные опорные точки человека - психологические установки индивидуального сознания, которые мы рассматриваем как функционально значимые ментальные механизмы [16, с. 123-128], определяющие самосознание человека и общества, в том числе историческое самосознание.

Вторая сторона обозначенного выше вопроса может быть представлена следующим образом: «А что дает историческое самосознание? Обществу? Социальной группе? Человеку?». Действительно, в чем же смысл и практическая польза исторического самосознания? Почему и для кого это важно - в культурно-историческом, социально-политическом, экономическом и ином отношении? Для этого видится важным обратиться к содержательно-смысловому осмыслению феномена исторического самосознания.

Историческое самосознание - это в первую очередь отражение устойчивого национального единства страны, государства, общества;

указанные феномены, конечно, не равнозначны, но их взаимосвязь обусловлена не только логически, но и исторически [3]. Поиск «духовных скреп», актуализированных в политико-государственном пространстве современной России, представляется незавершенным, он продолжается как в теоретическом, в том числе философско-образовательном, так и в практическом - организационно-педагогическом -отношении. Подчеркнем, что религиозное измерение национальной духовности - не единственно возможный вариант анализа данного феномена; существует множество подходов к пониманию национального духа народа [4, с. 55, 59; 6], его исторического самосознания и самоосуществления.

Выстраивание идентификационных векторов современного исторического сознания новых поколений россиян выступает сегодня не только как педагогическая образовательно-воспитательная задача, но и как достаточно важная функция современной государственной политики России - внешней и внутренней. Идентичность и гражданский патриотизм прописаны сегодня в качестве требований в основополагающих документах, определяющих характер, содержание и результаты образования. Понимаемая как разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, ее народе, чувство принадлежности к своей стране и народу, основу которой составляют базовые национальные ценности и общая историческая судьба [10, с. 7] национальная - гражданская идентичность важна и в плане самосознания, и в плане повседневного самопредставления государства, общества, социальной группы и индивида.

Недавние изменения в конституции Российской Федерации, связанные с защитой исторической правды и памяти героев Отечества, дополнения в закон «Об образовании в Российской Федерации», новая версия историко-культурного стандарта, определяющая в том числе философско-методологические основания современного исторического образования - явления одного порядка, и внедрение нового формата рабочей программы воспитания в образовательных организациях с 1 сентября 2021 г. выступают логическим продолжением попытки решения задач гражданско-пат-риотического воспитания и становления исторического сознания детей и молодежи.

В плане понимания основных проблем становления гражданско-патриотического самосознания школьников видится важным представление исторического пространства, ко-

КИЕ НАУКИ -

торое фиксируется как «Отечество» с соответствующим ценностным отношением к нему [7]. Концепция исторического образования (новый УМК по отечественной истории 2020 г.) определяет, что, изучая историю нашей страны, мы изучаем вовсе не историю Российской Федерации в политических границах 1993 г. (или 2014 г.), но все, что когда-то воспринималась как наша страна. В таком случае взаимосвязь и отчасти преемственность таких дидактических единиц и соответствующих исторических категорий, как «Киевская Русь», «Российская империя», «Советский Союз» и «Российская Федерация», вполне логична и верна для становящегося исторического сознания детей и молодежи.

Нельзя не упомянуть и еще об одном историческом документе, в значительной степени определяющем как государственное, так и образовательное, да и иные основные направления современной российской политики - это письма разных лет президента Российской Федерации В.В. Путина, представленные в виде статей в СМИ и доступные до настоящего времени в электронном формате. Замечания президента России о том, что русский народ выступает как государствообразующая нация, как стержень русской цивилизации и общероссийской гражданской нации [21] заслуживает пристального внимания. Тем более что это позволяет нам обратиться к проблеме русского менталитета не только в теоретическом отношении [14], но и с точки зрения практической образовательной деятельности.

В сопоставлении содержательных ценностных оснований современного российского исторического и патриотического сознания и русского менталитета видится интересным обращение к истории русской философии. В работах русских философов с самых различных сторон развертывались картины, характеризующие историческое сознание русского народа, в том числе в патриотическом, государственном, правовом, культурном, хозяйственно-экономическом и иных смыслах.

Рассмотренное нами ранее в качестве действительного феномена «экономическое правосознание» русского народа как составляющая часть русского менталитета [2, с. 168176] затрагивает, например, и такое явление, как «правовой нигилизм», волновавший в свое время не только российских политиков и экономистов, но и отечественных философов [8]. Правовые аспекты экономического самосознания русского народа и сегодня весьма важ-

ны для формирования исторического сознания современных школьников - как на уроках, в рамках учебного процесса, так и во внеурочной работе - в проектах, исследованиях, акциях и др. Понятно, что это не единственно возможные вопросы русского исторического самосознания граждан современной России.

Вспоминая имена и работы Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Е.Н. Трубецкого, Г.В. Фло-ровского и многих других русских мыслителей золотого века русской философии [14], нельзя не заметить их любовь к России, к «русскому миру», к тому, что называется «диаспорой», поскольку русские идеи и смыслы - в самой различной «транскрипции» - рассеяны сегодня по всему миру. Они иногда кардинально различаются между собой, но детерминируют непременно именно русское, проявляя, таким образом, величие и силу русского духа, его созидательно-творческое естество.

В качестве особо значимого необходимо подчеркнуть в череде русских черт духовно-нравственный аспект, который может быть отмечен в самых различных проявлениях русской культуры. Русская духовность некоторыми исследователями противопоставляется, например, немецкой учености [11, с. 95-105], что не вполне верно, поскольку интеллектуально-исследовательская составляющая русского сознания занимает весьма значительное место в мировой науке, да и в пространстве наличной культуры, со своими, впрочем, особенными проявлениями [13, с. 107, 125]. Но если не говорить о духовности как единственно возможной нашей черте, то встает вопрос о поиске неких исходных основополагающих характеристик русского народа, что весьма важно с точки зрения становления исторического сознания современного молодого россиянина и российского социума в целом.

В свое время мы предложили в качестве такой устойчивой ментальной основы русского характера следующую ценностно-смысловую триаду: «национальное» - «соборное» - «космическое». Каждое из предложенных понятий с длительным поиском и анализом философских, научных и религиозных трудов отечественных исследователей. А поскольку каждое категориально-понятийное соизмерение есть всегда акт некой исследовательской «договоренности», полагаем необходимым кратко обозначить авторское видение этой своего рода «философии триединства».

В общем «формате» исследования вопросов формирования исторического сознания

обучающихся представляется актуальной проблема поиска национального идеала, ориентира, конечного пункта развития того или иного общества, нации, народа или отдельного индивида. Проблема национально-этнической, культурно-исторической самоидентификации является актуальной и для российского социально-гуманитарного знания в целом.

Социально-философское осмысление проблемы национальности, нации должно включать в себя, полагаем, не только исследование конкретных проявлений феномена, но и постановку общих метафизических вопросов - о природе национальности, ее ценностях и идее. То, что национальность существует вне зависимости от субъективного исследовательского мнения, не вызывает особых сомнений. Но надо признать, что национальность существует как совершенно особая, своеобразная историческая сила. Этого не могут оспорить даже те, кто даже желал бы данный факт уничтожить. Русский философ С.Н. Булгаков по этому поводу замечает, что выражение нации в истории, в быте, в нравах, в учреждениях мы все более узнаем из расширяющегося жизненного и исторического опыта и из научного знания [5, с. 436]. Философское осмысление нации как научной проблемы переводит обсуждение на более общую почву.

Очевидно, что личность не в состоянии отразить все многообразие национального даже в жизни современного ей общества, не говоря уже об историческом опыте поколений. Это важно как с точки зрения взаимодействия мен-тальности личности и менталитета общества, так и с точки зрения педагогической практики - построения воспитательного маршрута становления исторического сознания обучающегося. Но личность способна зафиксировать основные закономерности и тенденции развития наций вообще и своей конкретной нации в частности. С другой стороны, каждая личность является носителем специфических национально-психологических черт, сложившихся под влиянием традиций, обычаев и других факторов. Нельзя также забывать о том, что существует идентификация индивида с собственной нацией, которая отдает предпочтение в осознании именно ее конкретных признаков по сравнению с восприятием отличительных особенностей других наций.

Важной чертой русского общественного сознания, философского в том числе, является его «космичность», означающая желание и способность глобального охвата, осмысле-

ния всех проблем общества и человека - общих и частных. это не имеет ничего общего с тенденцией к глобализации, актуализированной сегодня в социальном мире и в социально-гуманитарном знании. Русская «космичность» не означает попытку социального упорядочения мира; это попытка духовного освоения и принятия его в душе народа и индивида.

здесь к месту вспомнить, что в истории русской общественной мысли целое философское направление получило название «космизм», в котором космос рассматривается одновременно и как внешний мир, и как внутреннее сознание индивида. А термины «вселенский», «всечеловеческий» означают «соборный», т. е. общий, духовно единый для всего Мироздания и каждого отдельного человека. эти направления отечественной философской мысли в достаточной мере, полагаем, отражают суть русской национальной идеи и русского мира в целом.

Нам показалось необходимым такое достаточно подробное рассмотрение ментально-ценностных основ российской цивилизации, важных с точки зрения философско-образо-вательного анализа процесса воспитания исторического сознания современных детей, молодежи, да и взрослых - тех, кто является настоящими и потенциальными акторами социально-политического, гражданско-патриотического и духовно-нравственного национального самоопределения. Ведь именно национальный дух выступает основой повседневной жизни человека во всех ее проявлениях, в особенности связанных с личностным становлением индивида, в том числе образовательно-воспитательном пространстве.

Становление исторического сознания - не произвольный процесс, автоматически протекающий в обществе, - это целенаправленное действо всех живущих в пространстве наличной культуры субъектов - индивидов, социальных групп, религиозных, политических, профессиональных и иных общностей, а также тех, кто влияет извне на внутреннее устройство индивидуального сознания [3]. Сформированное таким образом пространство исторического сознания, принадлежащего в ментальном смысле той или иной конкретной культуре, само уже формирует ментальные ориентиры - установки для воспитания последующего поколения граждан / жителей / субъектов национально-государственного бытия.

Проблема воспитания исторического сознания обучающихся с опорой на националь-

'КИЕ НАУКИ -

но-исторические ментально-ценностные установки социально-индивидуального плана, имеющие свое проявление как в сознании, так и в бессознательном, представляется достаточно сложной в силу своей широты и много-уровневости. Она остается актуальной для отечественного и зарубежного социально-гуманитарного знания как в теоретическом (в том числе философско-образовательном) отношении, так и с точки зрения практики гражданско-патриотического воспитания обучающихся, становления в юном сознании прочных основ общероссийской гражданской идентичности.

Список литературы

1. Ануфриева Е.В., Полежаев Д.В. Менталитет и национальное сознание: личностное измерение // Гуманитарные и социально-экономические науки. 2010. № 6. С. 22-26.

2. Ануфриева Е.В., Полежаев Д.В.Экономичес-кое правосознание и его отражение в современном русском менталитете // Бизнес. Образование. Право. Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. 2010. № 2(12). С. 168-176.

3. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма. М., 1987.

4. Бородина Н.К., Полежаев Д.В. Некоторые аспекты парадигмы исследования проблемы духовности // Вестн. Рос. филос. о-ва РАН. 2000. № 1(13). С. 55-59.

5. Булгаков С.Н. Размышления о национальности // Его жа. Сочинения: в 2 т. Т. 2: Избранные статьи. М., 1993. С. 435-457.

6. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории / пер. с нем. А.М. Бодена. СПб., 1993.

7. Григорьева Н.А. Формирование у старшеклассников ценностной ориентации на Отечество (на примере гуманитарных дисциплин): дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1998.

8. Гуляихин В.Н. Правовой нигилизм в России: моногр. Волгоград, 2005.

9. История Земли Волгоградской как пространство непрерывного патриотического воспитания: сб. науч. докл. и сообщ. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Волгоград, 26 апреля 2019 г.). Волгоград, 2019.

10. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. М., 2009.

11. Малахов В.С. Русская духовность и немецкая ученость (о немецких исследованиях истории русской мысли) // Россия и Германия: Опыт философского диалога. М., 1993. С. 95-105.

12. Машенцева Н.В., Полежаев Д.В. Патриотическая установка русского менталитета: фило-софско-образовательный аспект // Бизнес. Образо-

вание. Право. Вестн. Волгогр. ин-та бизнеса. 2010. № 3(13). С. 193-200.

13. Павлов И.П. О русском уме // Его же. Рефлекс свободы. СПб., 2001. С. 107-125.

14. Полежаев Д.В. Идея менталитета в русской философии «золотого века»: моногр. Волгоград, 2003.

15. Полежаев Д.В. Личность и тоталитаризм: ментальные трансформации: моногр. М., 2018.

16. Полежаев Д.В. Менталитет как система установок: функциональное и ценностное измерения // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2009. Вып. 4. С. 123-128.

17. Полежаев Д.В. Российская идентичность в исторической динамике: ментальные аспекты исследования // Изв. Волгогр. гос. тех. ун-та. 2015. № 2(155). С. 29-34.

18. Полежаев Д.В. Социология молодежного экстремизма: каузальный анализ взаимодействия современных субкультур // Primo Aspektu. 2018. № 4(36). С. 20-31.

19. Полежаев Д.В. Эмоции и факты в истории: очерк проблемы исторического самосознания // Формирование исторического сознания учащихся на уроках истории и во внеурочной деятельности: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (20 окт. 2011 г.). М., 2011. С. 56-65.

20. Полежаева А.Д., Полежаев Д.В. Институт семьи и проблема потребления (к вопросу об экономических основаниях международных миграционных процессов) // Изв. Волгогр. гос. тех. ун-та. 2015. № 8(171). Вып. 22. С. 41-45.

21. Путин В.В. Национальная идея в России - это патриотизм [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2016. 3 февр. URL: https://ria.ru/ society/-20160203/1369184806 (дата обращения: 15.01.2021).

22. Степанов Ю.С. Ментальные миры // Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 131-142.

* * *

1. Anufrieva E.V., Polezhaev D.V. Mentalitet i nacional'noe soznanie: lichnostnoe izmerenie // Gu-manitarnye i social'no-ekonomicheskie nauki. 2010. № 6. S. 22-26.

2. Anufrieva E.V., Polezhaev D.V.Ekonomi-cheskoe pravosoznanie i ego otrazhenie v sovremen-nom russkom mentalitete // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestn. Volgogr. in-ta biznesa. 2010. № 2(12). S. 168-176.

3. Barg M.A. Epohi i idei. Stanovlenie istorizma. M., 1987.

4. Borodina N.K., Polezhaev D.V. Nekotorye as-pekty paradigmy issledovaniya problemy duhov-nosti // Vestn. Ros. filos. o-va RAN. 2000. № 1(13). S. 55-59.

5. Bulgakov S.N. Razmyshleniya o nacional'nosti // Ego zha. Sochineniya: v 2 t. T. 2: Izbrannye stat'i. M., 1993. S. 435-457.

6. Gegel' G.V.F. Lekcii po filosofii istorii / per. s nem. A.M. Bodena. SPb., 1993.

7. Grigor'eva N.A. Formirovanie u starshek-lassnikov cennostnoj orientacii na Otechestvo (na pri-mere gumanitarnyh disciplin): dis. ... kand. ped. nauk. Volgograd, 1998.

8. Gulyaihin V.N. Pravovoj nigilizm v Rossii: monogr. Volgograd, 2005.

9. Istoriya Zemli Volgogradskoj kak prostranstvo nepreryvnogo patrioticheskogo vospitaniya: sb. nauch. dokl. i soobshch. Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezh-dunar. uchastiem (g. Volgograd, 26 aprelya 2019 g.). Volgograd, 2019.

10. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii / A.Ya. Da-nilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov. M., 2009.

11. Malahov V.S. Russkaya duhovnost' i ne-meckaya uchenost' (o nemeckih issledovaniyah istorii russkoj mysli) // Rossiya i Germaniya: opyt filosof-skogo dialoga. M., 1993. S. 95-105.

12. Mashenceva N.V., Polezhaev D.V. Patrio-ticheskaya ustanovka russkogo mentaliteta: filosof-sko-obrazovatel'nyj aspekt // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestn. Volgogr. in-ta biznesa. 2010. № 3(13). S. 193-200.

13. Pavlov I.P. O russkom ume // Ego zhe. Refleks svobody. SPb., 2001. S. 107-125.

14. Polezhaev D.V. Ideya mentaliteta v russkoj filosofii «zolotogo veka»: monogr. Volgograd, 2003.

15. Polezhaev D.V. Lichnost' i totalitarizm: men-tal'nye transformacii: monogr. M., 2018.

16. Polezhaev D.V. Mentalitet kak sistema usta-novok: funkcional'noe i cennostnoe izmereniya // Nauchnye problemy gumanitarnyh issledovanij. 2009. Vyp. 4. S. 123-128.

17. Polezhaev D.V. Rossijskaya identichnost' v is-toricheskoj dinamike: mental'nye aspekty issledova-niya // Izv. Volgogr. gos. tekh. un-ta. 2015. № 2(155). S. 29-34.

18. Polezhaev D.V. Sociologiya molodezhnogo ekstremizma: kauzal'nyj analiz vzaimodejstviya so-vremennyh subkul'tur // Primo Aspektu. 2018. № 4(36). S. 20-31.

19. Polezhaev D.V. Emocii i fakty v istorii: ocherk problemy istoricheskogo samosoznaniya // Formirovanie istoricheskogo soznaniya uchashchih-sya na urokah istorii i vo vneurochnoj deyatel'no-sti: materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (20 okt. 2011 g.). M., 2011. S. 56-65.

20. Polezhaeva A.D., Polezhaev D.V. Institut sem'i i problema potrebleniya (k voprosu ob ekonomiche-skih osnovaniyah mezhdunarodnyh migracionnyh pro-cessov) // Izv. Volgogr. gos. tekh. un-ta. 2015. № 8(171). Vyp. 22. S. 41-45.

21. Putin V.V. Nacional'naya ideya v Rossii - eto patriotizm [Elektronnyj resurs] // RIA Novosti. 2016.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

3 fevr. URL: https://ria.ru/society/20160203/136918 4806 (data obrashcheniya: 15.01.2021).

22. Stepanov Yu.S. Mental'nye miry // Konstan-ty. Slovar' russkoj kul'tury. Opyt issledovaniya. M., 1997. S. 131-142.

The mental foundation of the development of the conventional wisdom: the philosophical and educational aspects

The article deals with the analysis of the phenomenon of the conventional wisdom and patriotism as the basis of the development of the all-Russian civic identity. There are suggested the mental phenomena, functioning in the field of the historical temporality, as the basis of the establishment of the social and individual consciousness. The philosophical and educational content of the process of the historical self-actualization reflects the practice guides of the education of children and youth in the field of the educational institution.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: conventional wisdom, patriotism, education, civic identity, attitude of mind, philosophy of education, historical temporality.

(Статья поступила в редакцию 10.01.2022)

С.н. ТРОЦЮК (Санкт-Петербург)

русистика в современном

образовательном

пространстве

Проведен анализ русистики в современном образовательном пространстве. Исследованы ключевые параметры русского языка как иностранного в современных условиях.

Ключевые слова: русистика, образовательное пространство, образование, РКИ, обучение, русский язык, компетенция.

Компонентами системы изучения русского языка как иностранного являются цели и задачи образования, его содержание, приемы и средства обучения. В рамках изучения русского языка как иностранного (далее - РКИ) пред-

полагается опора на три цели: общеобразовательную, воспитательную и практическую.

Общеобразовательная цель ориентирована на формирование у учащихся страноведческих знаний в области истории, географии и культуры, общеучебных навыков. Практическая цель ориентирована на формирование коммуникативной компетенции. Ее достижение позволяет сформировать и развить речевые умения и способности у учащихся общаться при помощи языковых средств. В рамках изучения РКИ на современном этапе уделяется достаточно много внимания формированию неречевых коммуникативных умений. Речь идет о формировании умений пользоваться невербальными средствами общения.

что касается воспитательной цели, то она ориентирована на формирование у учащихся положительного отношения к России как к стране и ее культуре. Содержание обучения РКИ представлено в виде учебного материала, необходимого для достижения целей обучения, а также речевыми навыками и умениями.

Компонентами содержания обучения РКИ выступают материал обучения и знания, тексты и темы, умения и навыки, ситуации общения. Владение языком подразумевает усвоение базового объема языкового материала. Речевой материал представлен в виде речевых образцов, ситуаций общения, текстов и т. д.

чтобы была возможность оперировать речевым материалом, требуется знать правила его образования и использования в рамках общения. Содержание знаний в учебниках представлено в виде инструкций и правил. Главная цель овладения языком сводится к формированию речевых умений и навыков. Речевые навыки делятся на фонетические и двигательные, грамматические. В преподавании русского языка как иностранного в условиях современного образовательного пространства важными являются принципы обучения.

При преподавании РКИ упор должен делаться на методические, общедидактические и лингвистические составляющие. С учетом первых принципов устанавливаются основные положения теории обучения. Ключевым в преподавании РКИ является принцип научности, т. е. соответствия между учебным предметом и лингвистическим сведениям.

Традиционная дидактика предусматривает преподавание знаний в определенном порядке и логическое построение их содержания. В рамках изложения материала предлага-

О Троцюк С.Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.