Научная статья на тему 'О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СИСТЕМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ АРБИТРОВ В МАТЕРИКОВОМ КИТАЕ'

О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СИСТЕМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ АРБИТРОВ В МАТЕРИКОВОМ КИТАЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ АРБИТРОВ / ВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ АРБИТРАЖЕ / АРБИТРАЖНЫЙ РЕГЛАМЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юэ Цян, Дон Ивэй

Основываясь на судебной политике, поддерживающей развитие международного коммерческого арбитража и следуя тенденциям международного развития, Китай не только внедрил систему чрезвычайных арбитров в арбитражный регламент, но также принял временные меры в качестве нового специального раздела, введя систему чрезвычайных арбитров, намереваясь добиться прорыва в законодательстве «Законом об арбитраже» (пересмотренный проект), принятом Министерством юстиции КНР 30 июля 2021 г. Хотя некоторые арбитражные учреждения в Китае предприняли прорывные попытки для системы чрезвычайных арбитров, она все еще является новинкой в Китае, так что ее положения и применение остаются на первоначальной стадии. Система чрезвычайных арбитров не была универсально применима в Китае, и в арбитражных правилах различных арбитражных учреждений все еще существуют пробелы. Поэтому в данной статье в качестве основы взят «Закон об арбитраже» Китая (пересмотренный проект) и объединены арбитражные регламенты в материковом Китае о системе чрезвычайных арбитров для обсуждения институциональной структуры и разработки правил системы чрезвычайных арбитров в Китае. Наконец, делается вывод: во-первых, законодательство должно разъяснять форму и характер решения чрезвычайных арбитров; во-вторых, законодательство должно определять возможность приведения в исполнение решения чрезвычайных арбитров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CONSTRUCTION OF EMERGENCY ARBITRATOR SYSTEM IN MAINLAND CHINA

Based on the judicial policy supporting the development of international commercial arbitration and following the international development trend, China has not only introduced the emergency arbitrator system into the arbitration rules of arbitration institutions, but also intends to make breakthroughs in legislation - the Arbitration Law (revised draft), issued by the Ministry of Justice on July 30, 2021, adopted interim measures as a new special section and introduced the emergency arbitrator system. Although some arbitration institutions in China have made breakthrough attempts for the emergency arbitrator system, it is still new in China so that its provisions and application remains in the superficial stage. Therefore, this article will take China’s Arbitration Law (revised draft) as the background and combine with the provisions of arbitration institutions headquartered in mainland China on the emergency arbitrator system to discuss the construction and rule design of the emergency arbitrator system in China.

Текст научной работы на тему «О СТРОИТЕЛЬСТВЕ СИСТЕМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ АРБИТРОВ В МАТЕРИКОВОМ КИТАЕ»

DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-1-88-100

On the Construction of Emergency Arbitrator System in Mainland China

Yue Qianga ©, Dong Yi-weib ©

Shanghai University of Political Science and Law, Shanghai, China

a E-mail: yueqiang850510@sina.com b E-mail: dongyiwei_email@163.com

Abstract. Based on the judicial policy supporting the development of international commercial arbitration and following the international development trend, China has not only introduced the emergency arbitrator system into the arbitration rules of arbitration institutions, but also intends to make breakthroughs in legislation - the Arbitration Law (revised draft), issued by the Ministry of Justice on July 30, 2021, adopted interim measures as a new special section and introduced the emergency arbitrator system. Although some arbitration institutions in China have made breakthrough attempts for the emergency arbitrator system, it is still new in China so that its provisions and application remains in the superficial stage. Therefore, this article will take China's Arbitration Law (revised draft) as the background and combine with the provisions of arbitration institutions headquartered in mainland China on the emergency arbitrator system to discuss the construction and rule design of the emergency arbitrator system in China.

Key words: emergency arbitrator system, interim measure, arbitration law, arbitration rules

FOR CITATION: Yue Qiang, Dong Yi-wei. On the Construction of Emergency Arbitrator System in Mainland China. Sociopolitical Sciences. 2022. Vol. 12. No. 1. Pp. 88-100. (In Rus.) DOI: 10.33693/2223-0092-2022-12-1-88-100

INTRODUCTION

According to the 2021 International Arbitration Survey Report launched by Queen Mary University of London, arbitration is still the preferred method to resolve cross-border disputes.1 Therefore, with the widespread use of arbitration proceedings and the increasing need for arbitral interim measures, the emergency arbitrator system emerged as the times require. The emergency arbitrator system usually applies to the condition where the parties need interim measures to protect their rights and interests before the formation of the arbitration tribunal. Compared with traditional interim measures, the advantage of the emergency arbitrator system lies in its flexibility and efficiency, which is essentially an emergency measure. This article will take China's Arbitration Law (revised draft) as the background and combine with the provisions of arbitration institutions headquartered in mainland China on the emergency arbitrator system to discuss the construction and rule design of the emergency arbitrator system in China.

1. THE DEVELOPMENT STATUS

OF THE EMERGENCY ARBITRATOR SYSTEM IN CHINA

The term "Emergency Arbitrator" has entered the stage of China's legal system with the promulgation of the Arbitration Law (revised draft). Although this concept is the first in Chinese legislation, it is not unfamiliar to Chinese arbitration institutions. Since 2014, arbitration institutions headquartered in mainland China such as Shanghai International Arbitration Center (SHIAC) and Beijing Arbitration Commission (BAC) have gradually introduced the emergency arbitrator system into the arbitration rules. However, in the practice of arbitration, due to China's failure to make relevant legislative provisions on the emergency arbitrator system and lacking a supporting implementation system, the parties rarely select emergency arbitrator proceedings in order to avoid issues such as the difficulty in the enforcement of the emergency arbitrator's decision.

In 2017, BAC accepted an arbitration case arising out of an investment agreement between the two applicants which were companies registered in Hong Kong, and the first respondent which was a company registered outside China and the second respondent who was an individual.2

1 Queen Mary University of London: 2021 International Arbitration Survey: Adapting arbitration to a changing world, available at https:// arbitration.qmul.ac.uk/media/arbitration/docs/L0N0320037-QMUL-International-Arbitration-Survey-2021_19_WEB.pdf (data of accesses: 09.08.2021).

2 Sun Wei. First emergency arbitrator proceeding in Mainland China:

Reflections on how to conduct an EA proceeding from procedural and substantive perspectives, available at http://arbitrationblog. kluwerarbitration.com/2018/09/01/first-ea-proceeding-mainland-china-reflections-conduct-ea-proceeding-procedural-substantive-perspectives/ (data of accesses: 11.08.2021).

Yue Qiang, Dong Yi-wei

This case is the first EA proceeding ever requested by the claimant in mainland China. The emergency arbitrator in the case made a decision on part of the applicant's application based on comprehensive consideration, and the determination on interim measures was enforced in the Hong Kong High Court.

In 2019, the Shanghai Arbitration Commission conducted the first emergency arbitrator proceeding in Shanghai, which was the third case in China. The emergency arbitrator issued the decision after hearing the case, which was recognized by the Hong Kong High Court. As a step in practice after the signature of Arrangement Concerning Mutual Assistance in Court-ordered Interim Measures in Aid of Arbitral Proceedings by the Courts of the Mainland and of the Hong Kong Special Administrative Region,3 this case has provided practical experience in benchmarking the international arbitration standards.

2. THE APPLICATION

OF EMERGENCY ARBITRATOR SYSTEM BY ARBITRATION INSTITUTIONS HEADQUARTERED IN MAINLAND CHINA

The emergency arbitrator system may effectively resolve conflicts with less time and cost before the composition of the arbitral tribunal to achieve the purpose of fully protecting the rights and interests of the applicants. As most international arbitration institutions incorporate the emergency arbitrator system in revising the arbitration rules, there is a growing trend towards the inclusion of the emergency arbitrator system in Chinese rules of arbitration [1]. In virtue of the fact that emergency arbitrator system is a relatively novel proceeding in mainland China, the breakthrough attempt of arbitration institutions headquartered in mainland China to the emergency arbitrator system is of great significance for China to push the boundaries of the existing legal framework and promote the development of international commercial arbitration.

Since the emergency arbitrator system was first successfully introduced in the China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone Court of Arbitration in 2014, other arbitration institutions in mainland China have also incorporated it into their arbitration rules after exploring the provisions and application of the international arbitration institutions on the emergency arbitration arbitrator system [2]. The following is a comparative analysis of the provisions of four arbitration institutions in mainland China on the emergency arbitration.

2.1. The emergency arbitrator system under the China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone Arbitration Rules

The 2014 edition of the China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone Arbitration Rules takes the emergency arbitrator system into chapter III and sets a precedent for the application of the emergency arbitrator system

3 Arrangement concerning mutual assistance in court-ordered interim measures in aid of arbitral proceedings by the courts of the Mainland and of the Hong Kong Special Administrative Region. Interpretation No. 14 (2019) of the Supreme People's Court, issued on Sep. 26, 2019.

by arbitration institutions in mainland China [3]. The FTZ Arbitration Rules respectively stipulate the appointment of emergency arbitrators, the challenge of emergency arbitrators, the procedures of emergency arbitral tribunals and the rendering decision on interim measures, which play an important role in protecting the rights and interests of the parties in the pre-formation stage of the arbitral tribunal. However, art. 19 of the FTA Arbitration Rules for the positioning of arbitration institutions is still at the level of an auxiliary institution, that is, the role of the arbitral institution before the constitution of the arbitral tribunal is confined to assisting the parties in filing arbitration application for interim measures to the competent court without the discretion to decide on the application for such an interim measure. This provision obviously does not exceed the legal framework of China's Arbitration Law and Civil Procedure Law, and the court still has the full power to render decision on interim measures [4]. Therefore, the FTA Arbitration Rules have not made a substantive change in this regard.

2.2. The emergency arbitrator system under the Beijing

Arbitration Commission Arbitration Rules

The 2015 edition of the Beijing Arbitration Commission Arbitration Rules also introduced the emergency arbitrator system in chapter VIII on special provisions for international commercial arbitration. However, compared with the arbitration rules of other arbitration institutions in mainland China, there is a special application rule under chapter VIII of the BAC Arbitration Rules. That is to say, the emergency arbitrator system can only be applied when the case is characterized as an "international commercial arbitrations". Hence, this provision restricts the scope of application of the emergency arbitrator system to a certain extent and hinders the protection of the parties' rights in such commercial cases without foreign-related factors.

In accordance with the BAC 2020 Annual Report,4 the number of cases in which parties required for interim measures was only 2 and one of the case was made by the emergency arbitrator, which was also the first case where the BAC emergency arbitrator rejected the application for interim measures. Compared with the BAC's totally 5,617 received cases, it is explicit that the emergency arbitrator system is still barely applicable in China.

2.3. The emergency arbitrator system

under the Shenzhen Court

of International Arbitration Rules

As the first arbitration institution established in Guangdong-Hong Kong-Macao region after China's reform and opening up, the Shenzhen Court of International Arbitration plays the "first mover" spirit in promoting the innovative development of commercial arbitration in China.5

4 See the official website of BAC: Annual Report (2020), available at https://www.bjac.org.cn/news/view?id=3890 (data of accesses: 09.08.2021).

5 See the official website of SCIA, available at http://www.scia.com.cn/ home/index/aboutdetail/id/15.html (data of accesses: 09.08.2021).

Table 1

Provisions of the emergency arbitrator system by arbitration institutions in Mainland China

Corresponding terms The China (Shanghai) Pilot Free Trade Zone arbitration rules Beijing Arbitration Commission arbitration rules Shenzhen Court of International Arbitration arbitration rules

Chapter III, art. 21 Chapter VIII, art. 21 Chapter IV, art. 26

Application checklist (a) The names and domiciles of the Claimant and the Respondent; (b) the reason for seeking interim measure; (c) the specific interim measure to be sought; (d) the place where the interim measure sought is to be enforced and the court with competent jurisdiction; (e) the relevant laws in the jurisdiction where the interim measure is sought (a) Basic information of the parties concerned; (b) effective contact information of the opposing party for the purpose of service; (c) reasons for applying for the appointment of an emergency arbitrator and interim measures; (d) the emergency relief sought; (e) other content as the applicant considers necessary (a) The names and addresses, telephone and facsimile numbers, electronic mail addresses and other contact details of the relevant parties and then representative; (b) the interim measure being sought and the grounds of the application; (c) opinions on the place, language, and applicable laws on the emergency arbitration proceedings

The schedule time of appointing emergency arbitrators The Chairman of SHIAC may appoint an arbitrator from the Panel of Arbitrators to constitute the emergency tribunal within 3 days upon the completion of formalities BAC shall appoint an emergency arbitrator from the Panel of Arbitrators within 2 days after the parties concerned deposit the corresponding fees The SCIA shall appoint an emergency arbitrator within 2 days after receipt of both the application and the payment of fees required for the emergency arbitrator

The rights of emergency arbitrators The emergency tribunal or the tribunal has the discretion to decide whether the decision on interim measure should be modified, suspended or withdrawn An emergency arbitrator shall consider the application for interim measures in such manner as he or she deems appropriate The emergency arbitrator shall have the power to review the interim measure applied for by any party in such a manner as the arbitrator considers appropriate

The date rendering decision A decision on interim measures shall be rendered by the emergency tribunal within 20 days upon its constitution, or by the tribunal within 20 days upon its receipt of the application for interim measure The emergency arbitrator shall issue a decision, order or award, stating the grounds on which the interim measures are based, within 15 days after his or her appointment The emergency arbitrator shall make the decisions with the grounds within 14 days from the date of appointment

The 2016 edition of the SCIA Arbitration Rules also introduced the emergency arbitrator system, making further explorations for international commercial arbitration in China. Article 26 of the SCIA Arbitration Rules has provided with matters related to the emergency arbitrator system. From the appointment of the emergency arbitrator to the decisions made on interim measures, it seems to be in line with international commercial arbitration, reflecting that arbitration institutions in mainland China have made new explorations for the development of international commercial arbitration in China on the basis of the reference to international arbitration rules and international commercial arbitration practices [5].

3. THE PROVISIONS AND VALUES OF THE CHINA'S ARBITRATION LAW

As the Arbitration Law of China gradually reflects the problem of failing to adapt to the demand of dispute settlement with the increase in practical application, the Ministry of Justice published the Arbitration Law (revised draft) on July 30, 2021, which intends to make drastic modification to the current Arbitration Law. Articles 43 to 49 in draft of the Arbitration Law intensively stipulate the relevant provisions on interim measures and the emergency arbitrator system. The draft's renovation

of the existing Arbitration Law are mainly reflected in the following aspects:

3.1. Clarify the definition and scope of the "interim measures"

The draft of the Arbitration Law add "interim measures" to a special section while clarifying the definition and scope of the interim measures. Namely, the period when the parties may request interim or emergency measures to be taken extends to the pre-arbitration and mid-arbitration stages; the object of the parties applying for interim measures is not confined to the people's court; the interim measures specifically include property preservation, evidence preservation, act preservation and any other measures that arbitral tribunal deems appropriate in accordance with the applicable law. The Civil Procedure Law in China adopted the concept of "preservation" for interim measures, and then the 1994Arbitration Law follows such concept of preservation [6]. Yet, in line with the provisions of the arbitration rules of international arbitration institutions on "interim measure" and the international development trend of international commercial arbitration in China, the expression of "interim measures" can more comply with its essential meaning and international positioning. Accordingly, this provision in the draft of the Arbitration Law fills in the formal lack of interim measures.

Yue Qiang, Dong Yi-wei

3.2. Confirm the emergency arbitrator system

Article 49 of the draft of the Arbitration Law directly introduces "emergency arbitrator" and makes the statement to the restriction on the right of emergency arbitrator, that is, the parties shall have the right to apply to the selected arbitration institution in light of the arbitration rules for the emergency arbitrator proceeding before the constitution of the arbitral tribunal. Although the definition and nature of emergency arbitrator system are not clearly defined in the draft of the Arbitration Law, it is already a major breakthrough compared with the 1994 Arbitration Law. Currently, not only renowned international arbitration institutions have introduced the emergency arbitrator system, but it has also been incorporated in some national and local legislation. For example, Hong Kong has clarified the emergency arbitrator system in its Arbitration Ordinance [7]; Spain has also stipulates that decisions on interim measures may be enforced in the same manner as any other awards. There is no doubt that the introduction of the emergency arbitrator system does not conflict with the parties' right to choose the judicial relief, and the existence of the emergency arbitrator is just to provide diversified solutions and guarantees for the remedies of the rights of the parties.

3.3. Give arbitral tribunal the right

to make direct decisions on interim measures

The issue of the interim measure decision is a prerequisite and guarantee for the effective operation of the emergency arbitrator proceeding. Article 47 of the draft of Arbitration Law provides direct provisions on the right of the arbitration tribunal to make decisions on interim measure. Different from the traditional "bridge" role, in the draft of Arbitration Law, the arbitral tribunal has the same power as the court to decide on interim measures. This provision reduces the mandatory intervention of the state justice in the arbitration process, fully reflecting the value pursuit of high efficiency and the support for the internationalization of Chinese commercial arbitration. At the same time, it is also the general development trend of international commercial arbitration nowadays.

Taken together, the draft of the Arbitration Law makes a breakthrough contribution to the existing Arbitration Law. In terms of interim measures, it not only converts the traditional exclusive decision-making power of the court but also introduces the emergency arbitrator system. Moreover, the fundamental purpose of protecting the rights of the parties will be achieved by reducing the time and communication cost of the parties who apply for interim measures legislatively [8].

4. SUGGESTIONS ON THE CONSTRUCTION AND APPLICATION

OF EMERGENCY ARBITRATOR SYSTEM IN MAINLAND CHINA

Although the draft of the Arbitration Law makes a qualitative leap forward in interim measures and the emergency arbitrator system, its stipulations on the emergency arbitrator system still seems to stay superficial and there is no in-depth consideration and provision on the issues such as the applicable standards

of the emergency arbitrator system. Therefore, the following will put forward several suggestions on the construction and application of emergency arbitrator system in mainland China.

4.1. Detail the review standards of interim measures

The emergency arbitrator system is applied on the premise that the parties have to apply for interim measures before the arbitral tribunal is constituted out of consideration of irreversible damage arising out of an emergency. However, there is no definition of "urgency" in the arbitration rules, nor does it provide detailed criteria for reviewing the application of the emergency arbitrator system. How to define "feasibility" and "necessity" still remains a question in need of making clear guidance and provisions in the judicial practice of China. If the emergency arbitrator system is blindly applied due to the institutional novelty, it will not only waste the effective allocation of arbitration resources and cause unnecessary time costs, but also reduce the credibility of the emergency arbitrator system.

In addition, with regard to the application materials of the applicants, the arbitration rules also require to be improved and make the necessary unified norms. Although each arbitration institution has its own special characteristics and organizational settings, for some common procedures, if the standards of some necessary procedures are unified, then the work efficiency of the parties and the arbitration institutions will be improved greatly. For example, the FTA Arbitration Rules, the BAC Arbitration Rules and the SCIA Arbitration Rules all make specific provisions on the application materials, but their provisions are not the same in comparison. In addition to the basic information of the parties concerned, the interim measure being sought and the grounds of the application, the FTZ Arbitration Rules also require to provide the place where the interim measure sought is to be enforced and the court with competent jurisdiction and the relevant laws in the jurisdiction where the interim measure is sought. If the arbitration institutions can apply the unified application checklist of the emergency arbitrator proceeding after consultation, on one hand for the arbitration institutions, the detailed application materials can reduce the work intensity of the review to some extent; on the other hand for the parties, the predictability of the proceeding can be enhanced.

4.2. Clarify the conditions for the emergency arbitrator to render decision on interim measures

The arbitration rules of most arbitration institutions in mainland China only provide for a broad range of provisions, and soften the conditions for the emergency arbitrator to make interim measures decisions in the expression "in a manner they deem appropriate", giving the emergency arbitrator discretion while bringing uncertainty and unpredictability to the applicants which is detrimental to the protection of the rights and interests of the parties. Although some scholars believe that the emergency arbitrator should follow the problem-specific analysis and combine with the characteristics of individual cases to make appropriate interim measures decision, the inconsistency in the specific circumstances of each case prevented the emergency arbitrator to exercise discretion in accordance with the unified

standard for all cases. However, the blank in the rules is prone to breed the abuse of power and is not conducive to the original intention of protecting the rights and interests of the parties. Clarifying the conditions for the emergency arbitrator to render decision on interim measures does not mean that they need to be very detailed. Instead, the decision can be made somewhat predictable such as in the manner of enumerating the specific types [9].

China can take Australian Centre for International Commercial Arbitration Arbitration Rules and UNCITRAL Model Law on International Commercial Arbitration as a reference standard with regard to conditions for the emergency arbitrator to render decision on interim measures. According to Schedule 1 of the 2021 ACICA Arbitration Rules, it stipulates that the party shall satisfy three conditions: irreparable harm is likely to result if the Emergency Interim Measure is not ordered; such harm substantially outweighs the harm that is likely to result to the party affected by the Emergency Interim Measure if the Emergency Interim Measure is granted; and there is a reasonable possibility that the requesting party will succeed on the merits. And the emergency arbitrator may make a comprehensive interim measures decision based on a comprehensive consideration of the above conditions.

The GKML case was accepted by the BAC in 2017 after taking into consideration of the general practice in international commercial arbitration and arbitration rules from various arbitration institutions such as ICC, SCC, ACICA, emphasizing the matters including likelihood of success, urgency of the case and the reasonableness of interim measures [10]. According to arbitration practice, since there is no uniform standard for the emergency arbitrator to render decision on interim measures, the emergency arbitrator usually refer to the usual applicable standards of international arbitration practice when handling cases. Therefore, China shall clarify the conditions for the emergency arbitrator to render decision on interim measures on the basis of referring to other arbitration institutions so as to improve the efficiency of dispute resolution and the reasonable predictability of the parties on the case.

4.3. Perfect the enforcement of interim measures

The emergency arbitrator proceeding is an important part of interim measures, the fundamental purpose of which is to prevent malicious parties from destroying evidence, transferring property and other acts that may infringe on the rights and interests of the parties. Even though the emergency arbitrator has made decisions, it is still difficult for the parties to protect their own interests if it is not effectively enforced, and the existence of the emergency arbitrator system is merely a formality that cannot exert its true value.

First, legislation should clarify the form and nature of the decisions issued by the emergency arbitrator [11]. After a comprehensive comparative analysis of the arbitration rules of mainland and overseas arbitration institutions, it is learned that the CIETAC Arbitration Rules and the SCIA Arbitration Rules refer to the interim measures made by the emergency arbitrator as "decisions", the BAC Arbitration Rules provide as "decision, order or award", the SIAC Arbitration Rules stipulate as "order or award", the ICC arbitration rules specify as "orders",

the HKIAC arbitration rules formulate as "decision, order or award", and the SCC arbitration rules set as "decisions". Consequently, the expression of the decisions made by the emergency arbitrators have taken at least three different forms in the context of the arbitration rules of the seven arbitral institutions mentioned above. In practice, decisions of the emergency arbitrator are generally made in the form of orders. On the basis of statistics provided by SIAC, almost half of the decisions made by emergency arbitrators are issued in the form of orders. If the decision made by the emergency arbitrator can be identified as an award, the New York Convention may be invoked to make it enforceable at home and abroad. Nevertheless, there is no clear definition in terms of the concept of "award" itself and the academic views are also inconsistent [12].

Secondly, legislation should determine the enforceability of the decisions issued by the emergency arbitrator. Just as an arbitral award needs to be recognized and enforced by the court to have vitality, the decisions issued by the emergency arbitrator can only be effectively enforced by finality. According to the BAC Arbitration Rules, any decision made by an emergency arbitrator will not be binding upon the arbitral tribunal and the arbitral tribunal may amend, suspend or revoke such a decision. That is to say, the emergency arbitration decision is not final. However, an award under the New York Convention can only be enforced on the premise that the award is final. Although China's legislation has not yet responded accordingly on this issue, China has led the way in the enforcement of interim measures decisions through the signing of bilateral or multilateral treaties/ agreements. For example, in 2019, the Supreme People's Court and the Hong Kong Special Administrative Region signed the Arrangement Concerning Mutual Assistance in Court-ordered Interim Measures in Aid of Arbitral Proceedings. The promulgation of this document not only reflects the huge support of China's judiciary for the enforcement of interim measures, but also marks the trend of actively promoting the construction of the rule of law in the mainland, Hong Kong, Macao and Taiwan.

SUMMARY

The emergency arbitrator system has been accepted by international arbitration institutions through continuous exploration in practice. Most arbitration institutions headquartered in mainland China have also followed the trend of international commercial arbitration to incorporate the emergency arbitration into the arbitration rules and paved the way for the current exploration of China's Arbitration Law, reflecting China's attitude of actively promoting the benign connection between China's arbitration and international commercial arbitration. However, the emergency arbitrator system has not been universally applied in China so far, and there are still gaps in the arbitration rules of arbitral institutions in mainland China. Although China is planning to introduce the emergency arbitrator system into the Arbitration Law in Chinese legislation, the application of the emergency arbitrator system in China is still a new attempt, and the development and improvement of its various aspects needs to be clarified in subsequent practice.

Yue Qiang, Dong Yi-wei REFERENCE

1. Zhang Sheng. A study on the emergency arbitration system in international investment arbitration: Application and obstacles. Journal of Xi'an Jiaotong University (Social Sciences). 2018. Issue 4. P. 88. DOI: 10.15896/j.xjtuskxb.201804012.

2. Yuan Fa-qiang. Calm ponder of the China (Shanghai) pilot free trade zone arbitration rules. Journal of Shanghai University of Finance and Economics. 2015. Issue 2. P. 94. DOI: 10.16538/j. cnki.jsufe.2015.02.003.

3. Du Li-jun. On the innovation of the interim measures in the pilot free trade zone arbitration rules. China's Foreign Trade. 2015. Issue 9. P. 87.

4. Chu Bei-ping, Shi Qiang. The construction path of the ad hoc arbitration in the pilot free trade zones. Journal of Social Sciences. 2019. Issue 1. P. 104. DOI: 10.13644/j.cnki.cn31-1112.2019.01.010.

5. Liu Xiao-hong, Feng Shuo. Three points of views on the amendment to the arbitration law: The draft of the arbitration law as reference. Journal of Shanghai University of Political Science and Law (The Rule of Law Forum). 2021. Issue 5. P. 56. DOI: 10.19916/j.cnki.cn31-2011/d.2021.05.001.

6. Xu Wei-gong. On the legislative perfection of China's interim measures system in commercial arbitration: From the perspective of the UNCITRAL model law on international commercial arbitration. Journal of Political Science and Law. 2021. Issue 5. P. 143.

7. Huang Rong-nan. On the Shanghai international economic and trade arbitration commission's pilot free trade zone arbitration rules. Journal of Shanghai University of International Business and Economics. 2014. Issue 6. P. 29. DOI: 10.16060/j. cnki.issn2095-8072.2014.06.003.

8. Huo Yi-wen. Study on the emergency arbitrator system. Hebei Agricultural Machinery. 2021. Issue 3. P. 164. DOI: 10.15989/j. cnki.hbnjzzs.2021.03.097.

9. Li Jing. The New development of interim measures in international commercial arbitration in China: From the perspective of the revises civil procedure law and amendments of arbitration rules. Journal of Northwest University (Philosophy and Social Sciences Edition). 2014. Issue 6. P. 26. DOI: 10.16152/j.cnki.xdxbsk.2014.06.003.

10. Huang Kai-shen. Interim measures in Chinese commercial arbitration and court-parochialism: A legislative proposal. SJTU Law Review. 2019. Issue 3. P. 152. DOI: 10.19375/j.cnki.31-2075/d.2019.03.010.

11. Du Yu-qiong, Lin Fu-chen. Legislation and improvement of China's international commercial arbitration interim measures system under the background of "the Belt and Road". Journal of Southwest Minzu University (Humanities and Social Science). 2018. Issue 10. P. 96.

12. Yang Jia-hua. Preliminary exploration into the external implementation of emergency relief measures for international commercial arbitration. Practice in Foreign Economic Relations and Trade. 2018. Issue 1. P. 47.

Kind regards: Dr. Zhang Zhengyi fí^H'n), Associate Professor; deputy Head at the Shanghai University of Political Science and Law; International Affairs Office of Administration Department of China-SCO International Exchange and Judicial Cooperation (Shanghai, China)

The article was received on 24.01.2022, accepted for publication 20.02.2022 ABOUT THEAUTHORS

Yue Qiang, Dr. Sci. (Hum.); post-doctor at the East China University of Politics and Law (Law); scientific supervisor of the undergraduate of the Shanghai University of Political Science and Law; deputy Head at the Research Center at the SCO Legal Services Commission (China); member of the Editorial Board of the journal "Social and Political Sciences". Shanghai, China. ORCID:0000-0002-9531-199X; E-mail: yueqiang850510@sina.com

Dong Yiwei, Cand. Sci. (Law); International Law School of the Shanghai University of Political Science and Law. Shanghai, China. ORCID: 0000-0002-2754-322X; E-mail: dongyiwei_email@163.com

О строительстве системы чрезвычайных арбитров в Материковом Китае

Юэ Цян ©, Дон Ивэйь ©

Шанхайский политико-юридический университет, г. Шанхай, Китай

a Е-mail: yueqiang850510@sina.com b E-mail: dongyiwei_email@163.com

Аннотация. Основываясь на судебной политике, поддерживающей развитие международного коммерческого арбитража и следуя тенденциям международного развития, Китай не только внедрил систему чрезвычайных арбитров в арбитражный регламент, но также принял временные меры в качестве нового специального раздела, введя систему чрезвычайных арбитров, намереваясь добиться прорыва в законодательстве «Законом об арбитраже» (пересмотренный проект), принятом Министерством юстиции КНР 30 июля 2021 г. Хотя некоторые арбитражные учреждения в Китае предприняли прорывные попытки для системы чрезвычайных арбитров, она все еще является новинкой в Китае, так что ее положения и применение остаются на первоначальной стадии. Система чрезвычайных арбитров не была универсально применима в Китае, и в арбитражных правилах различных арбитражных учреждений все еще существуют пробелы. Поэтому в данной статье в качестве основы взят «Закон об арбитраже» Китая (пересмотренный проект) и объединены арбитражные регламенты в материковом Китае о системе чрезвычайных арбитров для обсуждения институциональной структуры и разработки правил системы чрезвычайных арбитров в Китае. Наконец, делается вывод: во-первых, законодательство должно разъяснять форму и характер решения чрезвычайных арбитров; во-вторых, законодательство должно определять возможность приведения в исполнение решения чрезвычайных арбитров.

Ключевые слова: система чрезвычайных арбитров, временные меры, законодательство об арбитраже, арбитражный регламент

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно отчету об исследовании международного арбитража за 2021 г., опубликованному Лондонским университетом Королевы Марии, арбитраж по-прежнему является предпочтительным методом разрешения трансграничных коммерческих споров1. Таким образом, с широким использованием арбитражного разбирательства и растущей потребностью в сокращении времени в арбитражном процессе, система чрезвычайных арбитров появилась в соответствии с назревшей потребностью времени. Система чрезвычайных арбитров обычно применяется в тех случаях, когда сторонам требуются ускоренные меры для защиты своих прав и интересов. По сравнению с традиционными временными мерами преимущество системы чрезвычайных арбитров заключается в ее гибкости и эффективности, которая, по сути, является чрезвычайной мерой. В данной статье в качестве основы взят Закон об арбитраже Китая (пересмотренный проект) и объединены арбитражные регламенты в материковом Китае о системе чрезвычайных арбитров для обсуждения институциональной структуры и разработки правил системы чрезвычайных арбитров в Китае.

1 Лондонский университет Королевы Марии. Исследование международного арбитража 2021 года. Адаптация арбитража к меняющемуся миру, доступно по адресу: https://arbitration.qmul. ac.uk/media/arbitration/docs/LON0320037-QMUL-International-Arbitration-Survey-2021_19_WEB.pdf (дата обращения: 09.08.2021).

1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

СИСТЕМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ АРБИТРОВ В КИТАЕ

Термин «чрезвычайный арбитр» вошел в правовую систему Китая с принятием Закона об арбитраже (пересмотренный проект). Хотя эта концепция является новинкой в китайском законодательстве, она не является чем-то незнакомым китайским арбитражным учреждениям. С 2014 г. арбитражные учреждения в материковом Китае, такие как Шанхайский международный арбитражный центр (SHIAC) и Пекинская арбитражная комиссия (BAC), последовательно внедряют систему чрезвычайных арбитров в арбитражный регламент. Однако в арбитражной практике Китая отмечаются трудности с принятием соответствующих законодательных положений о системе чрезвычайных арбитров в силу незавершенности законодательной проработки и отсутствия системы поддержки сторон спора. В существующей на данный момент арбитражной практике редко выбирается процедура чрезвычайных арбитров, в силу трудностей с исполнением решения чрезвычайного арбитра.

В 2017 г. BAC принял арбитражное дело, вытекающее из инвестиционного соглашения между двумя заявителями, представленные компаниями, зарегистрированными в Гонконге. Первым ответчиком по данному делу была компания, зарегистрированная за пределами

Китая вторым ответчиком, выступало физическое лицо2. Это дело стало первым судебным разбирательством в материковом Китае по системе чрезвычайных арбитров. Чрезвычайный арбитр по делу принял решение по части заявления заявителя на основе всестороннего рассмотрения, а решение о временных мерах, принятое Пекинской арбитражной комиссией, было исполнено в Высоком суде Гонконга.

В 2019 г. Шанхайская арбитражная комиссия провела первое разбирательство чрезвычайных арбитров в Шанхае, которое стало третьим делом в Китае. Чрезвычайный арбитр вынес решение после рассмотрения дела, которое было признано в Высоком суде Гонконга. В качестве практической попытки после подписания Соглашения о взаимной помощи в принятии временных мер по решению Суда в помощь Арбитражному разбирательству Судами Материковой части и Специального административного района Гонконг3, это дело обеспечило хороший практический опыт в сопоставлении международных арбитражных стандартов.

2. ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ АРБИТРОВ В МАТЕРИКОВОМ КИТАЕ

Система чрезвычайных арбитров может эффективно разрешать конфликты с меньшими затратами времени и средств до формирования арбитражного трибунала для достижения цели полной защиты прав и интересов заявителей. Поскольку большинство международных арбитражных учреждений включают систему чрезвычайных арбитров при пересмотре арбитражного регламента, наблюдается растущая тенденция к включению системы чрезвычайных арбитров в арбитражные правила Китая [1]. В силу того факта, что система чрезвычайных арбитров является относительно новой практикой в материковом Китае, попытка арбитражных учреждений в материковом Китае перейти к системе чрезвычайных арбитров имеет большое значение для Китая, чтобы преодолеть ограничения существующей правовой базы и способствовать развитию международного коммерческого арбитража.

Поскольку система чрезвычайных арбитров была впервые успешно внедрена в Третейском суде Пилотной Зоны Свободной Торговли Шанхая(Китай) в 2014 г., другие арбитражные учреждения в Китае также включили систему чрезвычайных арбитров в свои арбитражные правила после обсуждения положений и применения системы чрезвычайных арбитров [2]. Ниже приводится сравнительный анализ регламентов четырех арбитражных учреждений материкового Китая о чрезвычайном арбитраже.

2 Сунь Вэй. Первое чрезвычайное арбитражное разбирательство в Материковом Китае. Размышления о том, как проводить экспертное заключение с процедурной и материальной точек зрения, доступно по адресу: Ы^р://агЫй-аОопЫо^к!™егагЫй-аОоп. com/2018/09/01/first-ea-proceeding-mainland-china-reflections-conduct-ea-proceeding-procedural-substantive-perspectives/ , (дата обращения: 11.08.2021).

3 Соглашение о взаимной помощи в принятии обеспечительных

мер по решению суда в помощь арбитражному разбирательству судами Материковой части и Специального административного района Гонконг. Толкование № 14 (2019) Верховного народного суда от 26 сентября 2019 г.

2.1. Система чрезвычайных арбитров

PFTZ (Pilot Free Trade Zone) Шанахая (Китай)

Издание 2014 г. Арбитражного регламента PFTZ Шанахая (Китай) переносит систему чрезвычайных арбитров в гл. III и создает прецедент для применения системы чрезвычайных арбитров арбитражными учреждениями материкового Китая [3]. Арбитражный регламент PFTZ Шанахая (Китай) соответственно предусматривает назначение чрезвычайных арбитров, отвод чрезвычайных арбитров, процедуры чрезвычайного арбитражного трибунала и вынесение решения об временных мерах, которые играют важную роль в защите прав и интересов сторон на этапе предварительного формирования третейского суда. Однако ст. 19 Арбитражного регламента PFTZ Шана-хая (Китай) о размещении арбитражных учреждений по-прежнему находится на уровне вспомогательного учреждения, то есть роль арбитражного учреждения перед составом арбитража ограничивается оказанием помощи сторонам в подаче арбитражного заявления о принятии временных мер в компетентный суд без права принятия решения о применении такой временной меры. Это положение, очевидно, не выходит за рамки правовых рамок арбитражного законодательства Китая и гражданского процессуального законодательства, и суд по-прежнему обладает всеми полномочиями для вынесения решения о временных мерах [4]. Таким образом, Арбитражный регламент PFTZ Шанахая(Китай) не внес существенных изменений в этом отношении.

2.2. Система чрезвычайных арбитров

Пекинской арбитражной комиссии

(Beijing Arbitration Rules, BAC)

В издании Арбитражного регламента Пекинской арбитражной комиссии 2015 г. также была введена система чрезвычайных арбитров в гл. VIII, посвященной специальным положениям для международного коммерческого арбитража. Однако, по сравнению с арбитражными правилами других арбитражных учреждений материкового Китая, существует специальное правило применения в соответствии с гл. VIII Арбитражного регламента BAC. Иными словами, система чрезвычайных арбитров может применяться только в том случае, если дело характеризуется как «международный коммерческий арбитраж». Следовательно, это положение в определенной степени ограничивает сферу применения системы чрезвычайных арбитров и препятствует защите прав сторон в таких коммерческих делах без учета факторов, связанных с иностранными.

В соответствии с годовым отчетом BAC 20204, количество дел, в которых сторонам требовались сжатые сроки, составляло всего 2, и одно дело было рассмотрено чрезвычайным арбитром, что также было первым случаем, когда чрезвычайный арбитр BAC отклонил ходатайство о принятии чрезвычайных мер. По сравнению с общим количеством полученных BAC 5617 дел, очевидно, что система чрезвычайных арбитров все еще практически неприменима в Китае.

4 См. официальный веб-сайт BAC (Beijing Arbitration Rules): Годовой отчет (2020), доступный по адресу: https://www.bjac.org.cn/ news/view?id=3890 (дата обращения: 09.08.2021).

Таблица 1

Положения системы чрезвычайных арбитров арбитражными учреждениями

Материкового Китая

Соответствующие термины Арбитражный регламент Пилотной зоны свободной торговли Китая (Шанхай) (Pilot Free Trade Zone, PFTZ) Арбитражный регламент Пекинской арбитражной комиссии (Beijing Arbitration Rules, BAC) Дрбитражный регламент Международного третейского суда Шэньчжэня (Shenzhen Court of International Arbitration, SCIA)

Глава II, ст. 21 Глава II ст. 21 Глава IV ст. 26

Контрольный список приложений (a) Имена и места жительства истца и ответчика; (b) причина ходатайства о принятии временныхмер; (с) конкретные временные меры, которые необходимо принять; (d) место, где должна быть применена запрашиваемая промежуточная мера, и суд, обладающий компетентной юрисдикцией; (e) соответствующие законы в юрисдикции, в которой применяется промежуточная мера (a) Основная информация о заинтересованных сторонах; (b) эффективная контактная информация оппозиционной стороны для целей обслуживания; (c) причины подачи заявления о назначении чрезвычайного арбитра и временных мерах; (d) запрашиваемая чрезвычайная помощь; (e) другое содержание, которое заявитель считает необходимым (a) Имена и адреса, номера телефонов и факсов, адреса электронной почты и другие контактные данные соответствующих сторон и их представителей; (b) запрашиваемые временные меры и основания для подачи заявления; (c) мнения о месте, языке и применимые законы о процедурах чрезвычайного арбитража

График и время назначения чрезвычайных арбитров Председатель SHIAC может назначить арбитра из Коллегии арбитров для формирования чрезвычайного трибунала в течение 3-х дней после завершения формальностей BAC назначает чрезвычайного арбитра из состава Коллегии арбитров в течение 2-х дней после того, как заинтересованные стороны внесут соответствующие гонорары SCIA назначает чрезвычайного арбитра в течение 2-х дней после получения заявления и оплаты сборов, необходимых для чрезвычайного арбитра

Права чрезвычайных арбитров Чрезвычайный трибунал или трибунал имеет право по своему усмотрению решать, следует ли изменить, приостановить или отменить решение о временной мере Чрезвычайный арбитр рассматривает ходатайство о принятии временных мер таким образом, который он или она сочтет подходящим Чрезвычайный арбитр имеет право пересмотреть временную меру, применяемую любой стороной, таким образом, который арбитр сочтет целесообразным

Дата принятия решения Решение о временных мерах должно быть вынесено чрезвычайным трибуналом в течение 20-и дней с момента его создания или трибуналом в течение 20-и дней с момента получения заявления о принятии временных мер Чрезвычайный арбитр должен вынести решение, приказ или решение с указанием оснований, на которых основаны временные меры, в течение 15-и дней после его или ее назначения Чрезвычайный арбитр должен принять обоснованные решения в течение 14-и дней с даты назначения

2.3. Система чрезвычайных арбитров

Международного третейского суда Шэньчжэня (Shenzhen Court International Arbitration, SCIA)

Будучи первым арбитражным учреждением, созданным в регионе Гуандун-Гонконг-Макао после проведения политики реформы и открытости Китая, Международный третейский суд Шэньчжэня играет роль «предвестника» в продвижении инновационного развития коммерческого арбитража в Китае5. В издании Арбитражного регламента SCIA 2016 г. также была введена система чрезвычайных арбитров, что позволило продолжить изучение международного коммерческого арбитража в Китае. Статья 26 Арбитражного регламента SCIA декларирует вопросы, связанные с системой чрезвычайных арбитров. Как назначение чрезвычайных арбитров, так и решение о чрезвычайных временных мерах соответствуют международному коммерческому арбитражу, отражая, что арбитражные

5 См. официальный веб-сайт SCIA, доступный по адресу http:// www.sda.com.cn/home/index/aboutdetail/id/15.html (дата обращения: 09.08.2021).

учреждения материкового Китая предприняли новые исследования для развития международного коммерческого арбитража в Китае на основе изучения правил международного арбитража и практики международного коммерческого арбитража [5].

3. ПОЛОЖЕНИЯ И ЦЕННОСТИ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АРБИТРАЖЕ В КИТАЕ

Современная практика действия Закона об арбитраже Китая сталкивается с проблемой неспособности адаптироваться к требованиям урегулирования споров в условиях сокращения времени. Минюстиции КНР опубликовало Закон об арбитраже (пересмотренный проект) 30 июля 2021 г., в котором намеревается внести радикальные изменения в действующий Закон об арбитраже. В ст. 43-49 «Закона об арбитраже» (пересмотренный проект) подробно излагаются соответствующие положения о «временных мерах» и системе чрезвычайных арбитров. Обновление действующего Закона об арбитраже в его пересмотренном проекте в основном отражено в следующих аспектах:

3.1. Уточнение определения и сферы применения «временных мер»

Закон об арбитраже (пересмотренный проект) добавляет «временные меры» в специальный раздел, уточняя определение и объем временных мер. А именно, период, когда стороны могут потребовать принятия временных или чрезвычайных мер, распространяется на доарбитражную и среднеарбитражную стадии; цель сторон, ходатайствующих о принятии временных мер, не ограничивается народным судом; временные меры конкретно включают сохранение имущества, сохранение доказательств, сохранение акта и любые другие меры, которые третейский суд сочтет целесообразными в соответствии с применимым законодательством. «Закон о гражданском процессе» в Китае принял концепцию «сохранения» для временных мер, а затем «Закон об арбитраже» 1994 г. следует такой концепции сохранения [6]. Тем не менее, в соответствии с положениями арбитражного регламента международных арбитражных учреждений о «временных мерах» и международной тенденцией развития международного коммерческого арбитража в Китае выражение «временные меры» может в большей степени соответствовать его основному значению и международному позиционированию. Соответственно, это положение в «Законе об арбитраже» (пересмотренный проект) восполняет формальное отсутствие временных мер.

3.2. Подтверждение системы чрезвычайных арбитров

Статья 49 «Закона об арбитраже» (пересмотренный проект) прямо вводит термин «чрезвычайный арбитр» и ограничивает его права, то есть стороны имеют право обратиться в выбранное арбитражное учреждение для применения процедур чрезвычайных арбитров в соответствии с Арбитражным регламентом до формирования арбитражного трибунала. Хотя определение и характер системы чрезвычайных арбитров четко не определены в пересмотренном проекте Закона об арбитраже, это уже серьезный прорыв по сравнению с Законом об арбитраже 1994 г. В настоящее время не только известные международные арбитражные учреждения внедрили систему чрезвычайных арбитров, но она также включена в некоторые национальные и местные законодательные акты. Например, в Гонконге разъяснена система чрезвычайных арбитров в своем Регламенте об арбитраже [7]. В Испании также предусматривается, что решения о временных мерах могут приводиться в исполнение таким же образом, как и любое другое постановление. Нет сомнений в том, что введение системы чрезвычайных арбитров не противоречит праву сторон на выбор средств судебной защиты, и существование системы чрезвычайных арбитров обеспечивает только разнообразные решения и защиты прав сторон.

3.3. Предоставление арбитражному трибуналу права принимать прямые решения

о временных мерах

Опубликование решений о временных мерах является необходимым условием и гарантией эффективного функционирования процедуры чрезвычайных арбитров. В ст. 47 «Закона об арбитраже» (пересмотренный

проект) предусмотрены прямые положения о праве арбитражного трибунала принимать решения о временных мерах. В отличие от традиционной роли «моста», в «Законе об арбитраже» (пересмотренный проект) арбитражный трибунал обладает тем же правом принимать решения о временных мерах, что и суд. Это положение уменьшает обязательное вмешательство государственного правосудия в арбитражный процесс, что полностью отражает стремление к высокой эффективности и поддержку интернационализации китайского коммерческого арбитража. В то же время это также общая тенденция развития международного коммерческого арбитража в настоящее время.

Таким образом, «Закон об арбитраже» (пересмотренный проект) совершил серьезный прорыв в действующем законодательстве об арбитраже. Что касается временных мер, то он не только преобразует традиционные исключительные права суда по принятию решений, но и вводит систему чрезвычайных арбитров. Более того, основная цель защиты прав сторон будет достигнута за счет сокращения временных и коммуникационных затрат сторон, которые обращаются с просьбой о принятии временных мер на законодательном уровне [8].

4. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОЗДАНИЮ И ПРИМЕНЕНИЮ СИСТЕМЫ ЭКСТРЕННЫХ АРБИТРОВ В МАТЕРИКОВОМ КИТАЕ

Хотя «Закон об арбитраже» (пересмотренный проект) делает качественный скачок вперед в области временных мер и системы чрезвычайных арбитров, его положения о системе чрезвычайных арбитров по-прежнему кажутся поверхностными, и в нем отсутствует углубленное рассмотрение и положения по таким вопросам, как применимые стандарты системы чрезвычайных арбитров. Поэтому ниже выдвинуто несколько предложений по созданию и применению системы чрезвычайных арбитров в материковом Китае.

4.1. Детализирование стандартов рассмотрения временных мер

Система чрезвычайных арбитров применяется исходя из предпосылки, что стороны должны подать заявление о принятии временных мер до оформирова-ния арбитражного трибунала с учетом необратимого ущерба, возникшего в результате чрезвычайной ситуации. Однако в арбитражных регламентах не только нет определения «срочности», но и подробных критериев рассмотрения применения системы чрезвычайных арбитров. Как определить «осуществимость» и «необходимость», все еще остается вопросом, требующим четких указаний и комментариев в судебной практике Китая. Если система чрезвычайных арбитров будет применяться вслепую из-за институциональной новизны, это не только приведет к неэффективному распределению арбитражных ресурсов и ненужным затратам времени, но и снизит доверие к системе чрезвычайных арбитров.

Кроме того, что касается заявительных материалов сторон, арбитражный регламент также нуждается в совершенствовании и должны быть приняты

необходимые унифицированные нормы. Как известно, каждое арбитражное учреждение имеет свои особые характеристики и организационные настройки. Введение единых стандартов для ряда обязательных процедур повысит эффективность работы сторон и арбитражного учреждения, если оно сможет соответствовать единым стандартам для некоторых общих обязательных процедур. Например, Арбитражный регламент FTA, Арбитражный регламент BAC и Арбитражный регламент SCIA содержат конкретные положения о материалах заявки, а требования к этим положениям различны. В дополнение к основной информации о стороне, конкретных временных мерах, применяемых и причинах применения, «Правила арбитража ПЗСТ Шанахая (Китай)» также требуют предоставления соответствующих правовых положений о месте, где применяются временные меры и суд с юрисдикцией; «Арбитражные правила Пекинской арбитражной комиссии» дополнительно требуют предоставления информации о месте, языке и применимое право чрезвычайных арбитров (см. табл. 1) Внедрение единообразных требований к материалам заявки для инициирования процедуры чрезвычайных арбитров позволит арбитражным учреждениям снизить время рассмотрения, в свою очередь для участвующих сторон повысится предсказуемость применения процедуры.

4.2. Разъяснение условий

для принятия чрезвычайным арбитром решения о временных мерах

Арбитражные регламенты большинства арбитражных учреждений материкового Китая предусматривают ряд положений о гибкости и смягчении условий, при которых чрезвычайные арбитры могут принимать решения о временных мерах с формулировкой «таким образом, как они сочтут целесообразным», такое положение дает чрезвычайным арбитрам право решать, следует ли принимать временные меры по своему усмотрению. В то же время это также вносит неопределенность и непредсказуемость в защиту прав и интересов сторон. Хотя некоторые ученые считают, что чрезвычайные арбитры должны принимать соответствующие решения о временных мерах на основе конкретного анализа и в сочетании с особенностями дела. На практике, а конкретные обстоятельства каждого дела могут быть достаточно противоречивыми. В связи с объективной сложностью дел, чрезвычайные арбитры не могут выносить решения по всем делам в соответствии с едиными стандартами, поэтому пробелы в правилах могут легко порождать злоупотребления полномочием и не способствуют первоначальному намерению защиты прав и интересов сторон. Разъяснение регламентирующих условий, при которых чрезвычайные арбитры могут принимать временные меры позволяет сформулировать решения с определенной степенью предсказуемости путем перечисления конкретных типов [9].

Китай может использовать Арбитражный регламент Австралийского Центра международного коммерческого арбитража и Типовой закон UNCITRAL о международном коммерческом арбитраже в качестве

справочных стандартов для уточнения и унификации условий для чрезвычайных арбитров в Китае для принятия временных мер. Статья 3.5 приложения 1 к Арбитражному регламенту ACICA 2021 г. предусматривает три ключевых понятия: ситуация срочная, ущерб непоправим и возможность поддержки, то есть, если стороны не предпримут временные меры в условиях чрезвычайной ситуации, это нанесет непоправимый ущерб. Когда заявитель занимает выгодную позицию в разрешении споров, чрезвычайный арбитр может принять разумное решение о временных мерах на основе всестороннего рассмотрения вышеуказанных условий [10].

Дело GKML было принято BAC в 2017 г. после принятия во внимание общей практики международного коммерческого арбитража и арбитражных правил различных арбитражных учреждений, таких как ICC, SCC, ACICA, с акцентом на такие вопросы, как вероятность успеха, срочность ситуации и разумность временных мер. Согласно арбитражной практике, поскольку не существует единого стандарта для чрезвычайных арбитров для принятия временных мер, чрезвычайные арбитры обычно ссылаются на обычные применимые стандарты международного арбитражного времени при рассмотрении дел. Следовательно, на основании изучения условия, при которых чрезвычайные арбитры других арбитражных учреждений могут принимать временные меры, необходимо четко предусмотреть решение китайских чрезвычайных арбитров о принятии временных мер в целях повышения эффективности разрешения споров и разумной предсказуемости решения сторон по делу.

4.3. Совершенствование механизмов

реализации чрезвычайных и временных мер

Процедура введения чрезвычайного арбитра является важной оставляющей системы временных мер. Ее основная цель состоит в том, чтобы предотвратить уничтожение доказательств злоумышленниками, передачу имущества и другие действия, которые нарушают права и интересы сторон. Даже если чрезвычайный арбитр принимает решение о чрезвычайных временных мерах, если оно не будет эффективно реализовано, сторонам все равно будет трудно защитить свои собственные интересы.

Во-первых, законодательство должно разъяснять форму и характер решений, принимаемых чрезвычайным арбитром [11]. После всестороннего сравнительного анализа арбитражных регламентов китайских и зарубежных арбитражных учреждений стало известно, что «Арбитражные регламенты CIETAC SCIA и SCC относятся к временным мерам, принятым чрезвычайным арбитром, как к "решениям", а Арбитражные регламенты BAC и HKIAC относятся к ним как к "решениям, приказам или постановлениям"; Арбитражный регламент SIAC как к "приказам или решениям", Арбитражный регламент ICC как к "приказам"». Таким образом, что касается арбитражных регламентов вышеупомянутых семи арбитражных учреждений, то существует по меньшей мере три различные формы решений, принимаемых чрезвычайными арбитрами.

На практике решения чрезвычайных арбитров, как правило, принимаются в форме приказов. Согласно статистике, предоставленной SIAC, почти половина решений, принимаемых чрезвычайными арбитрами, принимается в форме приказов. Если решение, принятое чрезвычайным арбитром, может быть признано арбитражным решением, «Нью-Йоркская конвенция» может быть использована для приведения его в исполнение в стране и за рубежом. Однако, что касается самого понятия «арбитражное решение», «Нью-Йоркская конвенция» не имеет четкого определения этого, и мнения академического сообщества не согласуются [12].

Во-вторых, законодательство должно определять возможность приведения в исполнение решения чрезвычайных арбитров. Точнее так же, как арбитражное решение должно быть признано и приведено в исполнение судом, чтобы иметь силу, решение чрезвычайных арбитров может быть эффективно исполнено только в том случае, если оно является окончательным. Однако, в соответствии с положениями «Арбитражного регламента BAC», арбитражный трибунал имеет право приостановить или изменить решение о временных мерах, принятое чрезвычайным арбитром, то есть решение чрезвычайного арбитража не является окончательным. Однако предпосылка того, что решение в соответствии с Нью-Йоркской конвенцией может быть вынесено в соответствии с Конвенцией, заключается в том, что решение является окончательным. Хотя законодательство Китая по этому вопросу еще не отреагировало соответствующим образом, Китай сыграл образцовую роль в осуществлении решений о временных мерах в арбитраже путем подписания двусторонних или многосторонних договоров/соглашений. Например, в 2019 г. Верховный народный суд Китая и правительство Специального административного района Гонконг подписали «Соглашение о взаимной помощи и сохранении арбитражного разбирательства между судами Материковой части и Специального административного района Гонконг». Опубликование данного акта не только отражает огромную поддержку судебной власти Китая в осуществлении временных мер, но также отмечает тенденцию Материковой части, Гонконга, Макао и Тайваня активно содействовать строительству верховенства закона.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После непрерывного изучения на практике система чрезвычайных арбитров была принята международными арбитражными учреждениями. Большинство отечественных арбитражных учреждений в Китае также последовали тенденции международного коммерческого арбитража и включили систему чрезвычайных арбитров в различные арбитражные правила и проложили путь для текущего изучения «Закона об арбитраже» Китая (пересмотренный проект), отражающего отношение судебной власти Китая к активному содействию здоровому взаимодействию между китайским арбитражем и международным коммерческим арбитражем. Однако до сих пор система чрезвычайных арбитров не была универсально применима в Китае,

и в арбитражных правилах различных арбитражных учреждений все еще существуют пробелы. В китайском законодательстве, хотя Китай намерен ввести систему чрезвычайных арбитров в «Закон об арбитраже», применение этой системы в китайском арбитраже все еще является новой практикой, и развитие и совершенствование различных аспектов еще предстоит уточнить в последующей практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чжан Шэн. Исследование системы экстренного арбитража в Международном инвестиционном арбитраже: ее применение и препятствия // Журнал Университета Сиань Цзяо-тон (Социальные науки). 2018. Вып. 4. С. 88. DOI: 10.15896^. ^11шкхЪ.201804012..

2. Юань Фа-цян. Спокойное обдумывание Арбитражных правил Пилотной зоны свободной торговли Китая (Шанхай) // Журнал Шанхайского университета финансов и экономики. 2015. Вып. 2. С. 94. DOI: 10.16538^.спкф^е.2015. 02.003.

3. Ду Ли-чжун. Об инновациях временных мер в Арбитражных правилах Пилотной зоны свободной торговли // Внешняя торговля Китая. 2015. Вып. 9. С. 87.

4. Чу Бэй-пин, Ши Цян. Путь построения специального арбитража в Пилотных зонах свободной торговли // Журнал социальных наук. 2019. Вып. 1. С. 104. DOI: 10.13644^.спИ. cn31-1112.2019.01.010.

5. Лю Сяо-хун, Фэн Шуо. Три точки зрения на поправку к «Закону об арбитраже»: проект «Закона об арбитраже» в качестве справочного материала // Журнал Шанхайского университета политических наук и права: материалы Форума по вопросам верховенства права. 2021. Вып. 5. С. 56. DOI: 10.19916ДспИ.сп31-2011/д.2021.05.001.

6. Сюй Вэй-гун. О законодательном совершенствовании системы временных мер Китая в коммерческом арбитраже с точки зрения Типового закона ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже // Журнал политической науки и права. 2021. Вып. 5. С. 143.

7. Хуан Ронг-нань. О правилах арбитража в Экспериментальной зоне свободной торговли Шанхайской Международной экономической и торговой арбитражной комиссии // Журнал Шанхайского университета международного бизнеса и экономики. 2014. Вып. 6. С. 29. DOI: 10.16060^.спИ. ¡ББП 2095-8072.2014.06.003.

8. Хо И-вэнь. Исследование системы аварийного оповещения // Сельскохозяйственная техника Хэбэй. 2021. Вып. 3. С. 164. DOI: 10.15989/j.cnki.hbnjzzs.2021.03.097.

9. Ли Цзин. Новое развитие временных мер в Международном коммерческом арбитраже в Китае: с точки зрения пересмотра Гражданского процессуального законодательства и поправок к Арбитражным правилам // Журнал Северо-Западного университета. Серия: Философия и социальные науки. 2014. Вып. 6. С. 26. DOI: 10.16152^.спИ. xdxbsk.2014.06.003.

10. Хуан Кай-шен. Временные меры в китайском коммерческом арбитраже и местничество в судах: законодательное предложение // Обзор законодательства SJTU. 2019. Вып. 3. С. 152. DOI: 10.19375ДспИ.31-2075/д.2019.03.010.

11. Ду Ю-цюн, Линь Фу-чен. Законодательство и совершенствование системы временных мер Международного коммерческого арбитража в Китае на фоне программы «Один пояс, один путь» // Журнал Юго-Западного университета Минзу. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2018. Вып. 10. С. 96.

12. Ян Цзя-хуа. Предварительное изучение внешнего применения мер чрезвычайной помощи для международного коммерческого арбитража // Практика внешнеэкономических отношений и торговли. 2018 год. Вып. 1. С. 47.

Статья проверена программой Антиплагиат

Рецензент: Чжан Чжэнъи (ЖЙи), доктор наук, доцент; заместитель руководителя Шанхайского университета политических наук и права, Управление по международным делам, Департамент международного обмена и судебного сотрудничества Китая и ШОС (Китай)

Статья поступила в редакцию 24.01.2022, принята к публикации 20.02.2022 СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Юэ Цян, доктор гуманитарных наук; пост-доктор Восточно-китайского политико-юридического университета; научный руководитель магистранта Шанхайского политико-юридического университета; заместитель начальника Центра исследований при Комиссии по юридическим услугам для ШОС (Китай); член редколлегии журнала «Социально-политические науки». Шанхай, Китай, ORCID:0000-0002-9531-199X; E-mail: yueqiang850510@sina.com

Дон Ивэй, кандидат юридических наук; факультет международного права Шанхайского политико-юридического университета. Шанхай, Китай. ORCID: 0000-0002-2754-322X; E-mail: dongyiwei_email@163.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.