Научная статья на тему 'О стратегическом планировании в формировании евразийского экономического партнерства'

О стратегическом планировании в формировании евразийского экономического партнерства Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
82
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
международные отношения / интеграционные процессы / ЕАЭС / стратегическое планирование
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Глазьев С. Ю., Наумов Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О стратегическом планировании в формировании евразийского экономического партнерства»

Глазьев С.Ю.

профессор, академик РАН

Наумов Е.А.

профессор, академик РАЕН

О СТРАТЕГИЧЕСКОМ ПЛАНИРОВАНИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЕВРАЗИЙСКОГО

ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Ключевые слова: международные отношения, интеграционные процессы, ЕАЭС, стратегическое планирование.

Укрепление Евразийского союза требует безотлагательных практических шагов по согласованию совместных стратегий, политик и программ развития на перспективу. Наличие работоспособного единого экономического пространства открывает совершенно новые возможности для промышленной кооперации, научно-технического и технологического сотрудничества, совместного продвижения на рынки третьих стран конкурентоспособной продукции. Наличие такого пространства благотворно влияет и на деятельность субъектов предпринимательства государств-членов ЕАЭС: открываются равные возможности ведения бизнеса, стимулируется полезная для потребительского рынка конкуренция.

Путь, пройденный Европейским сообществом за полвека, нами преодолен всего за четыре года. Этот отрадный факт говорит о том, что при наличии политической воли лидеров государств-членов ЕАЭС, четкой постановке задач, координации усилий на нужных направлениях совместной деятельности Союз может и должен стать полновесным игроком в Евразии. В условиях обостряющейся международной конкурентной борьбы и переформатирования глобального торгово-экономического ландшафта, оставаясь приверженцами свободной торговли и открытого международного экономического сотрудничества, мы должны защитить союзную экономику от внешних угроз. Система выстраиваемых нами внешнеэкономических отношений должна строиться на принципах взаимной выгоды, уважения суверенитета партнеров и строгого выполнения обязательств.

Для укрепления опорных конструкций ЕАЭС и достижения максимального макроэкономического эффекта евразийской интеграции (в переводе на уровень благосостояния граждан) необходимо внедрить в организацию деятельности наднационального органа программно-целевой подход с опорой на евразийские целевые программы, финансируемые из бюджета ЕЭК. Важно восстановить гуманитарное измерение интеграции, необходимое для эффективного функционирования единого рынка труда. Речь идет, прежде всего, о формировании единого образовательного пространства и гармонизации трудового законодательства. Для этого необходимо выработать единые образовательные стандарты, обеспечить взаимное признание дипломов и других квалификационно-образовательных документов.

До сих пор идеология ЕАЭС ограничивалась исключительно прагматическими соображениями взаимной выгоды устранения трансграничных барьеров между государствами постсоветского пространства, экономика которых создавалась как единый народнохозяйственный комплекс. Однако в условиях затяжного экономического кризиса эта аргументация теряет убедительность. Она проигрывает националистическим и религиозным ценностям самоидентификации государств, духовная элита которых цепляется за собственную исключительность и относится к интеграции как к угрозе суверенитету.

Как показывает практика, даже ложные мифологические образы, искусно вбитые в сознание человека, часто оказываются сильнее здравого смысла и рациональных соображений. Из этого следует необходимость разработки и внедрения идеологии евразийской интеграции, основанной не только на экономической прагматике, но и на общих духовных и культурных исторических корнях. Основой нового объединения народов на постсоветском пространстве должно стать понимание общих интересов на основе многовековой истории и опыта совместной жизни в рамках единой государственности. Нам предстоит построить такое будущее. Если угодно, выработать такую современную циви-лизационную формулу, которая бы сделала евразийскую интеграцию комфортной и удобной для всех участвующих в ней народов и государств.

Следует наполнить практическим содержанием инициативу Президента России по созданию общего экономического пространства гармоничного и взаимовыгодного сотрудничества «от Лиссабона до Владивостока». Первым шагом к воплощению в жизнь этой идеи могло бы стать формирование Большого евразийского партнерства. Такой подход к выстраиванию трансконтинентальной зоны преференциальных торгово-экономических отношений кардинально отличается от практикуемого в ЕС принуждения к партнерству. Евразийский союз изначально строится на принципах исключительно добровольного участия при полном равенстве и уважении суверенитета сторон. Мы не должны стремиться «всех постричь под одну гребенку», ущемляя одних за счет других. Напротив, союзнические, доверительные отношения в рамках ЕАЭС основаны на гармонизации интересов и взаимовыгодном сотрудничестве при невмешательстве во внутренние дела друг друга.

Концепция такого широкого Евразийского партнерства могла бы включать уже имеющиеся планы развития ЕАЭС и ШОС, создания зон свободной торговли и инвестиционного сотрудничества с Вьетнамом, Китаем, Индией, Монголией, Израилем, Сирией, Египтом, Турцией, странами АСЕАН. Она должна уточнить формат преференциального режима торгово-экономического сотрудничества с Ираном, а также формы вовлечения в процесс евразийской интеграции Таджикистана, Узбекистана, Туркмении и Азербайджана. Для этого можно было бы предусмотреть специальный статус государства-партнера ЕАЭС.

Ключом к созданию широкой евразийской зоны гармоничного сотрудничества должно стать практическое насыщение соглашения между главами России и Китая о сопряжении ЕАЭС и Экономического пояса нового Великого Шелкового пути (далее - ЭПНВШП). Его составной частью может стать программа «Трансевразийский пояс Развитие» (ТЕПР). Она опирается на инструменты долгосрочных прямых инвестиций в интегральную инфраструктуру следующего поколения для создания производств нового технологического уклада и пространственной организации. Отправной точкой реализации данной программы может стать развитие сети международных транспортных коридоров Северо-Восточной Азии, транспортно-энергетического кольца вокруг Японского моря, интеграции железнодорожной инфраструктуры и Северного морского пути, создания логистических парков нового поколения в пространстве «умных» городов.

Программа и специально созданная корпорация ТЕПР призваны реализовать множество разнообразных инвестиционных проектов, для финансирования которых необходимо подключение ТЕПР к механизмам долгосрочного дешевого кредита, действующим в ЕАЭС и КНР. С нашей стороны это могут быть институты развития, фондируемые центральными банками, со стороны КНР - фондовый рынок, государственные и международные финансовые институты. В частности, для финансирования реализации программы могут быть созданы торгуемые паевые инвестиционные фонды с размещением на биржах Китая. Международные ПИФы, участниками которых станут отечественные и азиатские институты развития (межгосударственные и государственные структуры развития международного сотрудничества, инвестиционные фонды и банки), российские регионы, государственные корпорации России и стран АТР, будут созданы на паритетных началах. Взносом России могут быть информационные активы, созданные на базе геологической информации, прав на разведку и разработку минеральных ресурсов, использование лесных, сельскохозяйственных и морских биоресурсов.

Важной частью ТЕПР может стать проект «Шелковый путь инноваций 21 век», предусматривающий полный цикл инновационной деятельности - от проведения совместных исследований и разработок в области высоких технологий до их внедрения в сфере конкурентоспособного производства, обеспечивающего высокую добавленную стоимость. Базовыми структурными элементами создаваемой таким образом Евразийской инновационной системы должны стать центры науки и высоких технологий на основе национальных научных центров, университетов, индустриальных, инновационных парков и других элементов инновационной инфраструктуры, ориентированных на продвижение инноваций в ЕАЭС. В качестве моделей таких инновационных центров могут быть предложены создаваемый в настоящее время Научный парк МГУ, который будет действовать на основе специального закона Российской Федерации, проектируемый Китайско-белорусский индустриальный парк, а также евразийские центры науки и высоких технологий, создаваемые на базе технических университетов в Российской Федерации, в Армении, Казахстане, Кыргызстане, а также в Китае, Вьетнаме, Индии, Иране, Турции и других государствах, образующих большую Евразию.

Для координации совместной инновационной деятельности вузов предлагается создать ассоциацию университетов, ориентированных на реализацию проекта «Шелковый путь инноваций 21 век», на подготовку управленческих кадров и повышение квалификации персонала, участвующего в реализации евразийских инновационных проектов.

Пул приоритетных инвестиционных и инновационных проектов в рамках инициативы по сопряжению ЕАЭС и ЭПНВШП, под которые должна проводиться целеориентированная кредитная эмиссия, должен, прежде всего, включить все заявленные, но нереализованные до сих пор проекты. К их числу можно отнести проекты:

- сооружения трансконтинентальных высокоскоростных транспортных железно- и автодорожных магистралей (разработан ЕАБР);

- создания евразийского авиастроительного консорциума по выпуску авиационной техники всех типоразмеров (с максимально полным использованием потенциала инженерных школ фирм «Ильюшин», «Туполев», «Антонов»);

- строительства сети трубопроводов, формирующих каркас евразийского рынка углеводородов.

Пул инвестиционных проектов целесообразно оформлять через механизмы частно-государственного партнерства с использованием специальных инвестиционных контрактов, в которых частный инвестор берет на себя обязательства по модернизации и росту производства, а государство - по налоговым льготам, долгосрочным кредитам, стабильным макроэкономическим условиям. Сеть этих контрактов сформирует ткань индикативного планирования Большого евразийского партнерства.

Для реализации инициативы о сопряжении ЕАЭС и ЭПНВШП важно улучшение условий для разработки стратегии экономического развития и партнерства в рамках реализации проекта Шелковый путь инноваций XXI век. Указанный проект предполагает разработку совместных инициатив по созданию института стратегического планирования и управления инновационным развитием государств на евразийском пространстве, ориентированного на развитие новых технологических и мирохозяйственных укладов, включая создание условий для формирования системы финансовых механизмов инвестиций в разработку и реализации совместных инновационных проектов. В числе указанных проектов предусматривается создание совместных международных научно-образовательных центров на базе ведущих исследовательских университетов, обеспечивающих проведение совместных исследований, подготовку кадров и кооперацию в разработке инновационной продукции (услуг). Для реализации указанной задачи Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации, конкурентоспособности и устойчи-

вому развитию преступил к разработке и реализации вышеуказанного проекта. В настоящее время по инициативе Научного совета создаются научно-образовательные центры на базе университетов г. Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова, г. Севастополя, а также в г. Алма-аты и Торазе в республике Казахстан, ведутся переговоры по созданию вышеуказанных Центров в Китае, Индии и других странах ЕАЭС, ШОС и БРИКС.

Создание указанных центров позволит осуществлять трансфер инновационных технологий на евразийском пространстве, подготовку кадров и обмен специалистами. Важным элементом механизма трансфера технологий является законодательное обеспечение прав на интеллектуальную собственность. Для реализации указанной цели Научный совет РАН по комплексным проблемам евразийской экономической интеграции, модернизации и устойчивому развитию предполагает осуществлять мониторинг правоприменительной практики в области проведения совместных исследований и разработок, а также участвовать в рамках Постоянной комиссии МПА в разработке соответствующих модельных законопроектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.