Научная статья на тему 'О стратегических направлениях развития университета на 2011-2015 гг.'

О стратегических направлениях развития университета на 2011-2015 гг. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕРЦЕНОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА / УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова Нина Федоровна

В декабре 2010 г. завершается действие программы развития университета, принятой в 2006 г. В действующей программе миссия Герценовского университета, отражая основные ценности нового, характерного для начала третьего тысячелетия смысла университетского образования и лучшие традиции отечественного образования, ориентировала коллектив герценовцев на построение университета как пространства жизненного самоопределения человека в современной культурной практике. Окончательные итоги реализации программы развития университета будут подводиться в декабре 2010 г., а сегодня нам предстоит договориться о стратегических направлениях развития университета на 2011-2015 гг., опираясь на анализ современных требований к системе отечественного образования, ее проблем и анализ достижений и возможностей самого университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Радионова Нина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О стратегических направлениях развития университета на 2011-2015 гг.»

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Материалы заседания Ученого совета университета 27мая 2010 года

Н. Ф. Радионова,

директор НИИ непрерывного педагогического образования О СТРАТЕГИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТА НА 2011—2015 гг.

В декабре 2010 г. завершается действие программы развития университета, принятой в 2006 г. В действующей программе миссия Герценовского университета, отражая основные ценности нового, характерного для начала третьего тысячелетия смысла университетского образования и лучшие традиции отечественного образования, ориентировала коллектив герце-новцев на построение университета как пространства жизненного самоопределения человека в современной культурной практике. Миссия определяла этап развития университета, нацеленный, во-первых, на подготовку специалистов образования нового типа, способных видеть человека как уникальную ценность; знающих законы развития человека в разных сферах науки, техники, искусства, общественной жизни, труде; умеющих создавать условия для раскрытия человеческого потенциала на разных этапах жизненного пути; понимающих и умеющих вести диалог с представителями различны социальных групп, конфессий, культур; во-вторых, на всемерную поддержку развития отечественного образования в различных регионах России путем трансляции сложившегося во всех сферах деятельности университета инновационного опыта, путем включения в разработку государственных приоритетных проектов и программ развития образования; в-третьих, на создание новых преимуществ Герценовского университета через освоение выгодных рыночных позиций, развитие внутренних возможностей,

результативности и качества деятельности, что способствует повышению конкурентоспособности на любых рынках.

Реализация действующей программы развития университета осуществлялась по трем взаимосвязанным стратегическим направлениям: 1) обновление качества университетского образования; 2) обеспечение инновационности научной деятельности университета; 3) научно-методическое обеспечение развития образовательных систем России.

Окончательные итоги реализации программы развития университета будут подводиться в декабре 2010 г., а сегодня нам предстоит договориться о стратегических направлениях развития университета на 2011—2015 гг., опираясь на анализ современных требований к системе отечественного образования, ее проблем и анализ достижений и возможностей самого университета.

Итак, прежде всего о вызовах времени, обращенных непосредственно к российскому образованию.

В Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. подчеркивается, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан. Достижение

этой цели предполагает переход к стратегии инновационного развития Российской Федерации. Такая стратегия опирается на одно из главных конкурентных преимуществ России — человеческий капитал, а также на эффективное применение знаний и умений людей для постоянного улучшения технологий, экономических результатов, жизни общества в целом. При таком подходе развитие человека становится основной целью, результатом и необходимым условием прогресса современного общества, абсолютным национальным приоритетом Российской Федерации. Будущее России, как отмечается во всех современных документах, его успешность и прогнозируемость зависят от образования и здоровья людей, от их стремления к самосовершенствованию и использованию своих навыков и талантов, от мотивации к инновационному поведению граждан и от отдачи, которую приносит труд каждого человека. Поэтому развитие национальной системы образования становится ключевым элементом глобальной конкуренции и одной из наиболее важных жизненных ценностей.

Однако ориентация на развитие человека как цель, результат и условие инновационного развития общества актуализирует проблему построения инновационного образования, которое, во-первых, было бы направлено на развитие человека, обладающего культурой инновационного поведения, т. е. инициативного, способного творчески мыслить и находить нестандартные решения, умеющего понимать и осваивать новое, быть открытым и способным выражать собственные мысли, умеющего помогать другим, формулировать интересы и осознавать свои возможности; во-вторых, учитывало бы различия человека (индивидуальные и социальные, возрастные и жизненные, культурные, религиозные), его индивидуальность и таланты; в-третьих, было бы ориентировано на решение жизненных проблем человека.

Понятно, что построение инновационной системы образования требует много-

го — и современных научных разработок, и ценностного ориентирования работающих кадров, и выращивания новых кадров, инновационно мыслящих, и методической, информационной и технологической поддержки.

Одной из отличительных черт сегодняшнего дня является ориентация общества на непрерывность качественного образования как одну из важнейших социальных ценностей для всех социальных групп. В связи с этим, как отмечается в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», должна идти речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения, ориентированной не только на передачу знаний и технологий, но и на развитие творческих компетенций, готовности к переобучению. Однако, как отмечается в современных документах, сегодняшняя российская система образования, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия: уровни системы образования не согласованы между собой, эффективные связи между ними либо отсутствуют, либо выражены слабо; сама система непрерывного образования не сформирована, а понимание ее структуры и инструментов реализации иногда различается даже на профессиональном уровне.

Естественно, возникает вопрос: а что необходимо для решения этих проблем? Конечно, необходима материально-техническая поддержка, поскольку без этого не решить вопросов создания разнообразных структур образования, однако, в конечном итоге, главное не это. Необходимы новые научные разработки, касающиеся самой сущности непрерывного образования в новых условиях, нужны кадры, способные это осуществлять, а значит и соответствующие методические и информационные разработки.

В современных условиях достаточно ярко проявляется ориентация государства на вхождение в единое европейское образовательное пространство. Однако в связи с этим возникает ряд проблем, которые требуют своего разрешения: переход высшей школы России на уровневое образование; построение нелинейного образовательного процесса; переход на новый тип педагогических отношений в образовательном процессе (отношения сотрудничества, диалога, сопровождения, поддержки).

И опять разрешение этих противоречий требует многого: и информационного обеспечения, и научно-методической поддержки, и, конечно, необходимы кадры, способные реализовывать современные идеи, связанные с построением образовательного процесса.

Глобальная информатизация общества, формирование новой информационно-коммуникационной среды и экономики, основанной на знаниях, требуют масштабного обновления системы образования: распространения электронных образовательных ресурсов, развития дистанционных образовательных технологий с использованием различных сервисов сети Интернет, создания хранилищ лучших российских музеев, научных архивов, библиотек, разработки моделей использования современных информационных и коммуникационных технологий в системе подготовки, переподготовки педагогических кадров. Однако в реальной практике фиксируется ряд проблем, которые связаны с неготовностью кадров осуществлять эту работу, с отсутствием соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей эффективное применение ИКТ в образовании, с дефицитом электронных образовательных ресурсов.

Все эти проблемы требуют своего разрешения. И сегодня, как никогда ранее, необходимы кадры, которые могут осуществлять информационную поддержку и сопровождение образовательного процесса.

Характерной особенностью сегодняшнего дня является ориентация на обеспечение качества общего и профессионального образования. Так, в 2007 г. были разработаны стандарты по 110 профессиям начального профессионального образования, по 84 специальностям среднего профессионального образования, по 145 преемственным стандартам бакалавриата и магистратуры, по 10 стандартам уровня магистратуры. К этому необходимо добавить 217 стандартов начального, 152 среднего профессионального и 25 преемственных стандартов высшего профессионального образования, которые были разработаны в 2009 г., стандарты общего образования, которые войдут в практику уже с 2010 г. Все эти стандарты ориентированы на обеспечение и оценку нового качества образования. Однако в этой связи актуализируется опять же несколько проблем, связанных: с самим переходом на новые стандарты, готовностью преподавателей и студентов работать в условиях новых стандартов, научно-методическим и информационно-технологическим обеспечением качества образования.

В современных условиях становится всё очевиднее, что решение насущных задач образования во многом определяется качеством самих кадров, работающих в этой системе. В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы подготовки кадров для образования: обновление структуры подготовки педагогических кадров; развитие системы дополнительного образования; обучение действием; проектирование и реализация модульных программ; информационно-технологическое сопровождение подготовки, переподготовки и повышения квалификации; организация практической подготовки; привлечение в образование непрофессиональных педагогов.

Решение этих проблем опять же требует соответствующих кадров, научных и методических разработок, информационно-технологического сопровождения.

Список рассмотренных проблем можно было бы продолжить, однако этих проблем достаточно, чтобы понять, что для построения инновационного образования нужны кадры, сориентированные на инновационное развитие, наука, обеспечивающая необходимые основы для реализации инновационных идей и для их рождения, информационно-технологическое и методическое обеспечение. Тем более, что именно эти проблемы попали в центр внимания Федеральной целевой программы развития образования на 2011—2015 гг., в которой в виде первоочередных задач, направленных на усиление роли образования в инновационном, социально-ориентированном развитии России выделены: обеспечение инновационного характера базового образования; модернизация образования как института социального развития; создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров; формирование механизмов оценки качества и востребованности образовательных услуг с привлечением потребителей, участие в международных сопоставительных исследованиях.

А теперь обратимся к тому, что имеем мы, Герценовский университет, каковы наши достижения.

Анализ предварительных результатов по всем стратегическим направлениям развития РГПУ им. А. И. Герцена в 2006—2010 гг. показал, что мы достигли существенного.

За эти годы расширился спектр реализуемых направлений и образовательных программ подготовки бакалавров и магистров для образовательной среды. Проведена опытно-экспериментальная работа по внедрению инновационного образовательного процесса на базе компетентностно-го и кредитно-модульного подходов. Разработана новая модель организационной, информационной и технологической поддержки образовательного процесса, модернизировалось его учебно-методическое обеспечение.

Существенно обновилась научно-инновационная инфраструктура вуза. Созданные за эти годы научно-образовательные центры и центры коллективного пользования уникальным оборудованием стали базовыми, опорными компонентами научно-исследовательской среды в новой модели университета. Научный опыт профессорско-преподавательского состава и учащейся молодёжи значительно обогатился инновационной культурой научно-исследовательской деятельности. Появились новые формы интеграции науки и образования. Разработаны механизмы распространения результатов и опыта инновационной образовательной программы через сеть партнёров университета, интернет-портал «Гуманитарные технологии в социальной среде», сайт университета, через средства массовой информации.

Разработаны и реализованы современные формы научно-методического сопровождения направлений модернизации российского образования и обеспечения национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (предпрофиль-ная подготовка и профильное обучение школьников, информатизация образования, работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (инклюзивное образование), работа с одаренными детьми, единый государственный экзамен, развитие системы дополнительного образования детей, развитие систем начального и среднего профессионального образования, развитие воспитательной деятельности в системе непрерывного образования, развитие системы непрерывного профессионального педагогического образования).

Анализ всех результатов даёт основания утверждать, что за последние пять лет существенно укрепилась позиция университета как лидера образования, способного влиять на развитие отечественной системы образования:

— в 2007 г. образовательная программа университета «Создание инновационной

системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» стала победителем конкурса инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Реализация этой программы показала, что коллектив герценовцев умеет не только «рождать» инновационные идеи, но и воплощать их в жизнь;

— с 2007 г. университет является членом Глобальной сети инновационных университетов GUNI, что свидетельствует о наличии широких связей, открывающих для нас богатые возможности обмена инновационными идеями;

— в 2008 г. университет стал победителем конкурса разработки федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения по направлению «Педагогическое образование». Разработка стандартов продемонстрировала, что мы умеем работать сообща, целенаправленно, умеем согласовывать позиции даже с теми, кто не всегда разделяет нашу точку зрения;

— с 2008 г. университет является уполномоченным вузом Рособразования по выполнению функций повышения квалификации научно-педагогических работников вузов по приоритетным направлениям «Современные технологии обучения», «Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы», «Педагогическое образование». Реализация нами функций уполномоченного вуза убедительно свидетельствует о том, что работать по-другому в вузе не только необходимо, но и возможно;

— с 2008 г. университет стал площадкой для проведения Всероссийского конкурса «Учитель года России — 2008». Погружение в эту ситуацию очередной раз показало, что мы умеем взаимодействовать со всеми заинтересованными в образовании сторонами;

— в 2009 г. РГПУ им. А. И. Герцена стал лауреатом Премии Правительства Санкт-Петербурга по качеству, что свидетельству-

ет, что у нас есть серьезный задел в вопросах обеспечения и оценки качества образования;

— в 2010 г. университет занял 5—6-е место в независимом рейтинге классических университетов Российской Федерации по исследованиям международной информационной группы «Интерфакс» и радиостанции «Эхо Москвы», что свидетельствует о качестве нашего университетского образования как признанном в современных условиях;

— в 2010 г. на базе университета была проведена Педагогическая ассамблея, посвященная открытию Года учителя в России, которая убедительно продемонстрировала нашу солидарность, готовность работать с различными партнерами и инновационный характер нашей деятельности.

Успехи университета были обеспечены рядом условий, среди которых особое место занимали: быстрое реагирование на вызовы времени и последовательность в их реализации; открытость во взаимодействии; проектный подход к реализации замыслов; работа в «командах»; диалогичность.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что Герценовский университет располагает на сегодняшний день достаточно серьёзными основаниями, предпосылками для того, чтобы возложить на себя ответственность за кадровое, научно-методическое и информационно-технологическое обеспечение инновационного развития отечественной системы образования.

Если согласиться с таким приоритетным направлением развития университета, то тогда стратегической целью Программы развития на 2011—2015 гг. становится преобразование РГПУ им. А. И. Герцена в университет нового качества, в университет, который сможет способствовать усилению конкурентных преимуществ России в образовательной сфере, интеграции ее в европейское и мировое образовательное пространство в качестве признанного лидера.

Понятно, что достижение поставленной цели потребует решения определенных задач, фактически задающих стратегические направления нашего дальнейшего развития:

— модернизация образовательной деятельности университета для обеспечения непрерывного процесса подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для системы образования, социальной сферы в целом и других отраслей экономики при широком развитии научно-образовательных связей с научными, учебными и исследовательскими российскими и зарубежными организациями;

— создание необходимых условий для динамичного развития научной и инновационной деятельности университета, повышения эффективности, социальной значимости и востребованности различными отраслями экономики результатов фундаментальных и прикладных исследований, достижение мирового лидерства в области построения высокоэффективных систем образования;

— обеспечение опережающего развития кадрового потенциала университета, созда-

ние среды, стимулирующей инновационную активность и рост творческой инициативы сотрудников и обучающихся;

— развитие материально-технической базы и инфраструктуры инновационной научно-образовательной деятельности университета;

— создание и закрепление в пространстве университета механизмов трансфера результатов интеллектуальной деятельности сотрудников университета, диссемина-ции и освоения передовых образовательных практик, обеспечивающих ведущую роль университета в экономике знаний;

— обеспечение перехода к новым организационным формам кооперации через создание сетевого педагогического научно-образовательного консорциума образовательных, научных и других организаций, в том числе международных;

— совершенствование системы управления университетом для обеспечения непрерывного повышения качества процессов и результатов инновационной научно-образовательной деятельности.

Именно этому и будет посвящено сегодня обсуждение на совете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.