Научная статья на тему 'О статусе и подготовке спортивного судьи на современном этапе развития спорта'

О статусе и подготовке спортивного судьи на современном этапе развития спорта Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
20616
1036
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ СУДЬЯ / АТТЕСТАЦИЯ СПОРТИВНОГО СУДЬИ / СЛУЖАЩИЙ / SPORTS JUDGE / СERTIFICATION OF REFEREES / EMPLOYEE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Булаев Михаил Александрович

Подготовка, аттестация, квалификационные требования спортивного судьи. Спортивные судьи являются служащими. Подготовка спортивного судьи осуществляется общественными организациями федерациями по видам спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Булаев Михаил Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the status and training of a sports judge at the present stage of the development of sports

Training, certification, job specifications referees. Referees are employees. Training of referees is carried out NGO's federations of sports.

Текст научной работы на тему «О статусе и подготовке спортивного судьи на современном этапе развития спорта»

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

УДК 796.093.1; 37.018.46

М. А. Булаев

О СТАТУСЕ И ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО СУДЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПОРТА

Подготовка, аттестация, квалификационные требования спортивного судьи. Спортивные судьи являются служащими. Подготовка спортивного судьи осуществляется общественными организациями - федерациями по видам спорта.

Training, certification, job specifications referees. Referees are employees. Training of referees is carried out NGO's - federations of sports.

Ключевые слова: спортивный судья, аттестация спортивного судьи, служащий.

Keywords: sports judge, сertification of referees, employee.

Физическая культура и спорт являются уникальной социальной сферой во многих отношениях. В силу тысячелетней истории развития, по крайней мере со времён Олимпийских игр, и ярко выраженной социальной специфики, в этой области человеческой деятельности сложились особые отношения в сфере формирования субъектов физической культуры. Одной из ключевых фигур в этой сфере деятельности является спортивный судья.

В настоящей статье мы рассмотрим особенности статусного положения и профессиональной подготовки этого спортивного служащего в свете современной нормативно-правовой документации.

В недалёком прошлом в нормативных документах по спорту не было подробной регламентации о подготовке, аттестации и других аспектах деятельности спортивного судьи, увязанной с трудовым законодательством. Такое положение дел автоматически сохранялось и в 90-х гг. XX столетия, что подтверждается положениями Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1], где указывалось:

- ст. 6, п. 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет:

18) профессиональную подготовку и мероприятия по повышению квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;

- ст. 31, п. 1. Организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта, - физкультурные организаторы, инструкторы по видам спорта, инструкторы производственной гимнастики,

туризма и альпинизма, спортивные судьи, члены советов коллективов физической культуры и члены правлений физкультурно-спортивных организаций, спортивных клубов, члены бюро секций по различным видам спорта и иные организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта;

- п. 2. Подготовка лиц, указанных в п. 1 настоящей статьи, их переподготовка и аттестация осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.

Иными словами, подготовку специалистов ведут организации исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а спортивные судьи отнесены к категории «организаторов, ведущих на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта». Соответственно, подготовка и повышение квалификации этих организаторов на добровольной основе возлагалась на общественные организации - соответствующие федерации по видам спорта.

Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ не предусматривает общественных профессий и даже волонтёров (последнее вызвало большие проблемы при организации зимней Олимпиады 2014 г.), что нашло отражение в следующем Законе о спорте.

Ниже мы отобразим нормативное положение дел по рассматриваемому вопросу в настоящий период:

1. В Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2] о спортивных судьях в контексте рассматриваемого вопроса можно выделить следующее:

- ст. 2, п. 21) спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию;

- ст. 5. К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:

12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. В этом законе спортивные судьи отнесены к категории специалисты, но механизм их подготовки указан очень расплывчато и отражен в следующих статьях этого закона: ст. 8, п. 1 (о полномочиях субъектов); ст. 16, п. 3, п. 4 (об обязанностях общероссийских спортивных федераций); ст. 22, п. 5, 6, 7, 8 (о спортивных званиях, квалификационных категориях спортивных судей и ЕВСК) [3].

Мы указали основные пункты и статьи Федерального закона, касающихся подготовки и присвоения квалификационных категорий спортивных судей. Смысл этих статей заключается в следующем: это попытка соединения десятилетиями сложившейся в советское время практики подготовки спортивных судей как «общественных организаторов» с требованиями современного трудового законодательства, где исключено понятие работы «на добровольной основе».

В доказательство этого положения рассмотрим следующие документы:

2. В «Положении о спортивных судьях», утверждённом приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 56 [4], в разделе 11, п. 6, 12 говорится о порядке присвоения квалификационных категорий до первой включительно, а в разделе 111 п. 16, 17, 18, 19, 20 - о порядке аттестации и присвоении квалификационной категории спортивный судья высшей категории на основании квалификационных требований по соответствующему виду спорта, т. е. регламентирован квалификационный рост спортивных судей.

В п. 20 б) вышеуказанного документа предписывается, что аттестация должна включать в себя теоретический зачёт и практическую часть (участие в судействе спортивных соревнований в период между аттестациями).

Этим же документом (раздел IV) разработка Квалификационных требований к спортивным судьям поручена общероссийским федерациям по видам спорта на основании общих требований, а утверждается этот документ уже Минспортом (см. ФЗ).

Другими словами, «Положение о спортивных судьях» регламентирует общие квалификационные требования к спортивным судьям и порядок их аттестации, но не раскрывает экономическую составляющую механизма подготовки данной категории «субъектов физической культуры и спорта». По умолчанию этот вопрос остаётся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта и общероссийских спортивных федераций по видам спорта. Но самое главное - этим документом не раскрыт статус спортивного судьи в соответствии с Трудовым законодательством.

3. Приказ Минздрава и соцразвития РФ от 15 августа 2011 г. № 916н утвердил Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, где спортивные судья отнесены к служащим, с указанием должностных обязанностей, требований к квалификации и профессиональным знаниям.

В соответствии с этим же документом подготовку судей квалификационных категорий «Юный спортивный судья» и «Спортивный судья третьей категории» должны осуществлять старшие инструкторы-методисты физкультурно-спортивных организаций, а принимать участие в подготовке судей указанных выше категорий должны инструкторы-методисты физкультурно-спортивных организаций.

Итак, с 2011 г. спортивный судья уже не «организатор, ведущий на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта», не «специалист», а служащий. Подготовку, правда, только части этих служащих, а именно юного судьи и судьи третьей категории, должны осуществлять, в соответствии с этим же документом, специалисты - инструкторы-методисты.

Нам не удалось найти документ, изданный Минспортом, в котором бы говорилось о подготовке спортивных судей квалификации «Юный судья» и «Судья третьей категории», реализуемой инструкторами-методистами на базе физкультурных организаций в соответствии с требованиями, указанными в Едином квалификационном справочнике. Также не удалось найти документ, раскрывающий финансовую сторону подготовки судей в физкультурно-спортивных организациях.

4. Приказом Минспорта РФ от 30 сентября 2015 г. № 913 утверждено «Положение о спортивных судьях» [5]. В нём подробно изложены квалификационные требования и условия присвоения различных категорий спортивных судей, но в обосновании этого приказа не указан Приказ Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. № 916н. О нём есть упоминание только в п. 36, где говорится об обязанностях спортивного судьи, т. е. опять остались открытыми следующие вопросы:

1. Почему эти служащие - спортивные судьи - должны повышать свою квалификацию самостоятельно или на семинарах, организуемых федерациями соответствующих видов спорта, без выдачи документа государственного образца?

2. Если судья - это служащий, входящий в перечень ЕКС, то почему его подготовкой должна заниматься общественная организация (Федерация по виду спорта), не имеющая лицензии на образовательную деятельность?

3. Если в разделе служащий в ЕКС есть должность «спортивный судья», то почему нет государственной программы подготовки этого служащего?

В обязанностях спортивного судьи (п. 36) не указано, что он должен проводить образовательную деятельность, а только «соблюдать квалификационные требования». А вот уже в квалификационных требованиях указано (п. 32, е) «количество теоретических занятий в качестве лектора...». А в п. 32. д) указано «количество теоретических занятий в качестве участника.», т. е. сами себя должны учить.

4. Кто и как должен финансировать эту подготовку? На сегодняшний день органы исполнительной власти, ответственные за развитие физической культуры и спорта, не выделяют на это средств. А если и выделяют, то определённым видам спорта, и непонятно, на основании какого механизма? В подавляющем большинстве случаев обучение происходит за счёт привлечённых средств федераций по видам спорта.

Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что происходит медленный процесс огосударствливания подготовки спортивных судей. На это нет средств, поэтому принимаются половинчатые решения. Кроме того, определённые специфические знания и умения можно передать только

практически от специалиста к специалисту, а не в формальной теоретической форме любым преподавателем.

На наш взгляд, вопрос подготовки некоторых спортивных кадров (судей, инструкторов и целого ряда других специалистов и служащих) можно было бы решить в том случае, если бы аккредитованным федерациям был придан статус общественно-государственных организаций, а сам образовательный процесс вёлся бы образовательными учреждениями и федерациями совместно.

Примечания

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

3. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 916н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта».

4. Положение о спортивных судьях, утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 56.

5. Положение о спортивных судьях, утверждённое приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 г . № 913.

УДК 37.018.46; 379.851

Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов

О СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА

В статье дается анализ наличия специалистов детско-юношеского туризма, рассказывается о новой системе повышения квалификации педагогов для сферы детского туризма.

The article gives an analysis of the availability of specialists in children and youth tourism, tells about a new system for improving the qualifications of teachers in the field of children's tourism.

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, повышение квалификации, туристский организатор, инструктор детско-юношеского туризма, педагог, система подготовки.

Keywords: children and youth tourism, advanced training, tourist organizer, instructor of children and youth tourism, teacher, training system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.