КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА
УДК 796.093.1; 37.018.46
М. А. Булаев
О СТАТУСЕ И ПОДГОТОВКЕ СПОРТИВНОГО СУДЬИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ СПОРТА
Подготовка, аттестация, квалификационные требования спортивного судьи. Спортивные судьи являются служащими. Подготовка спортивного судьи осуществляется общественными организациями - федерациями по видам спорта.
Training, certification, job specifications referees. Referees are employees. Training of referees is carried out NGO's - federations of sports.
Ключевые слова: спортивный судья, аттестация спортивного судьи, служащий.
Keywords: sports judge, сertification of referees, employee.
Физическая культура и спорт являются уникальной социальной сферой во многих отношениях. В силу тысячелетней истории развития, по крайней мере со времён Олимпийских игр, и ярко выраженной социальной специфики, в этой области человеческой деятельности сложились особые отношения в сфере формирования субъектов физической культуры. Одной из ключевых фигур в этой сфере деятельности является спортивный судья.
В настоящей статье мы рассмотрим особенности статусного положения и профессиональной подготовки этого спортивного служащего в свете современной нормативно-правовой документации.
В недалёком прошлом в нормативных документах по спорту не было подробной регламентации о подготовке, аттестации и других аспектах деятельности спортивного судьи, увязанной с трудовым законодательством. Такое положение дел автоматически сохранялось и в 90-х гг. XX столетия, что подтверждается положениями Федерального закона от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [1], где указывалось:
- ст. 6, п. 1. Федеральный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта осуществляет:
18) профессиональную подготовку и мероприятия по повышению квалификации специалистов в области физической культуры и спорта;
- ст. 31, п. 1. Организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта, - физкультурные организаторы, инструкторы по видам спорта, инструкторы производственной гимнастики,
туризма и альпинизма, спортивные судьи, члены советов коллективов физической культуры и члены правлений физкультурно-спортивных организаций, спортивных клубов, члены бюро секций по различным видам спорта и иные организаторы, ведущие на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта;
- п. 2. Подготовка лиц, указанных в п. 1 настоящей статьи, их переподготовка и аттестация осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
Иными словами, подготовку специалистов ведут организации исполнительной власти в области физической культуры и спорта, а спортивные судьи отнесены к категории «организаторов, ведущих на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта». Соответственно, подготовка и повышение квалификации этих организаторов на добровольной основе возлагалась на общественные организации - соответствующие федерации по видам спорта.
Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ не предусматривает общественных профессий и даже волонтёров (последнее вызвало большие проблемы при организации зимней Олимпиады 2014 г.), что нашло отражение в следующем Законе о спорте.
Ниже мы отобразим нормативное положение дел по рассматриваемому вопросу в настоящий период:
1. В Федеральном законе Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [2] о спортивных судьях в контексте рассматриваемого вопроса можно выделить следующее:
- ст. 2, п. 21) спортивный судья - физическое лицо, уполномоченное организатором спортивного соревнования обеспечить соблюдение правил вида спорта и положения (регламента) о спортивном соревновании, прошедшее специальную подготовку и получившее соответствующую квалификационную категорию;
- ст. 5. К субъектам физической культуры и спорта в Российской Федерации относятся:
12) граждане, занимающиеся физической культурой, спортсмены и их коллективы (спортивные команды), спортивные судьи, тренеры и иные специалисты в области физической культуры и спорта в соответствии с перечнем таких специалистов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта. В этом законе спортивные судьи отнесены к категории специалисты, но механизм их подготовки указан очень расплывчато и отражен в следующих статьях этого закона: ст. 8, п. 1 (о полномочиях субъектов); ст. 16, п. 3, п. 4 (об обязанностях общероссийских спортивных федераций); ст. 22, п. 5, 6, 7, 8 (о спортивных званиях, квалификационных категориях спортивных судей и ЕВСК) [3].
Мы указали основные пункты и статьи Федерального закона, касающихся подготовки и присвоения квалификационных категорий спортивных судей. Смысл этих статей заключается в следующем: это попытка соединения десятилетиями сложившейся в советское время практики подготовки спортивных судей как «общественных организаторов» с требованиями современного трудового законодательства, где исключено понятие работы «на добровольной основе».
В доказательство этого положения рассмотрим следующие документы:
2. В «Положении о спортивных судьях», утверждённом приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 56 [4], в разделе 11, п. 6, 12 говорится о порядке присвоения квалификационных категорий до первой включительно, а в разделе 111 п. 16, 17, 18, 19, 20 - о порядке аттестации и присвоении квалификационной категории спортивный судья высшей категории на основании квалификационных требований по соответствующему виду спорта, т. е. регламентирован квалификационный рост спортивных судей.
В п. 20 б) вышеуказанного документа предписывается, что аттестация должна включать в себя теоретический зачёт и практическую часть (участие в судействе спортивных соревнований в период между аттестациями).
Этим же документом (раздел IV) разработка Квалификационных требований к спортивным судьям поручена общероссийским федерациям по видам спорта на основании общих требований, а утверждается этот документ уже Минспортом (см. ФЗ).
Другими словами, «Положение о спортивных судьях» регламентирует общие квалификационные требования к спортивным судьям и порядок их аттестации, но не раскрывает экономическую составляющую механизма подготовки данной категории «субъектов физической культуры и спорта». По умолчанию этот вопрос остаётся в ведении органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта и общероссийских спортивных федераций по видам спорта. Но самое главное - этим документом не раскрыт статус спортивного судьи в соответствии с Трудовым законодательством.
3. Приказ Минздрава и соцразвития РФ от 15 августа 2011 г. № 916н утвердил Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, где спортивные судья отнесены к служащим, с указанием должностных обязанностей, требований к квалификации и профессиональным знаниям.
В соответствии с этим же документом подготовку судей квалификационных категорий «Юный спортивный судья» и «Спортивный судья третьей категории» должны осуществлять старшие инструкторы-методисты физкультурно-спортивных организаций, а принимать участие в подготовке судей указанных выше категорий должны инструкторы-методисты физкультурно-спортивных организаций.
Итак, с 2011 г. спортивный судья уже не «организатор, ведущий на добровольной основе работу в области физической культуры и спорта», не «специалист», а служащий. Подготовку, правда, только части этих служащих, а именно юного судьи и судьи третьей категории, должны осуществлять, в соответствии с этим же документом, специалисты - инструкторы-методисты.
Нам не удалось найти документ, изданный Минспортом, в котором бы говорилось о подготовке спортивных судей квалификации «Юный судья» и «Судья третьей категории», реализуемой инструкторами-методистами на базе физкультурных организаций в соответствии с требованиями, указанными в Едином квалификационном справочнике. Также не удалось найти документ, раскрывающий финансовую сторону подготовки судей в физкультурно-спортивных организациях.
4. Приказом Минспорта РФ от 30 сентября 2015 г. № 913 утверждено «Положение о спортивных судьях» [5]. В нём подробно изложены квалификационные требования и условия присвоения различных категорий спортивных судей, но в обосновании этого приказа не указан Приказ Минздравсоцразвития России от 15 августа 2011 г. № 916н. О нём есть упоминание только в п. 36, где говорится об обязанностях спортивного судьи, т. е. опять остались открытыми следующие вопросы:
1. Почему эти служащие - спортивные судьи - должны повышать свою квалификацию самостоятельно или на семинарах, организуемых федерациями соответствующих видов спорта, без выдачи документа государственного образца?
2. Если судья - это служащий, входящий в перечень ЕКС, то почему его подготовкой должна заниматься общественная организация (Федерация по виду спорта), не имеющая лицензии на образовательную деятельность?
3. Если в разделе служащий в ЕКС есть должность «спортивный судья», то почему нет государственной программы подготовки этого служащего?
В обязанностях спортивного судьи (п. 36) не указано, что он должен проводить образовательную деятельность, а только «соблюдать квалификационные требования». А вот уже в квалификационных требованиях указано (п. 32, е) «количество теоретических занятий в качестве лектора...». А в п. 32. д) указано «количество теоретических занятий в качестве участника.», т. е. сами себя должны учить.
4. Кто и как должен финансировать эту подготовку? На сегодняшний день органы исполнительной власти, ответственные за развитие физической культуры и спорта, не выделяют на это средств. А если и выделяют, то определённым видам спорта, и непонятно, на основании какого механизма? В подавляющем большинстве случаев обучение происходит за счёт привлечённых средств федераций по видам спорта.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что происходит медленный процесс огосударствливания подготовки спортивных судей. На это нет средств, поэтому принимаются половинчатые решения. Кроме того, определённые специфические знания и умения можно передать только
практически от специалиста к специалисту, а не в формальной теоретической форме любым преподавателем.
На наш взгляд, вопрос подготовки некоторых спортивных кадров (судей, инструкторов и целого ряда других специалистов и служащих) можно было бы решить в том случае, если бы аккредитованным федерациям был придан статус общественно-государственных организаций, а сам образовательный процесс вёлся бы образовательными учреждениями и федерациями совместно.
Примечания
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 апреля 1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
2. Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
3. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 г. № 916н Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта».
4. Положение о спортивных судьях, утв. приказом Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 27 ноября 2008 г. № 56.
5. Положение о спортивных судьях, утверждённое приказом Министерства спорта Российской Федерации от 30 сентября 2015 г . № 913.
УДК 37.018.46; 379.851
Ю. С. Константинов, И. А. Дрогов
О СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА
В статье дается анализ наличия специалистов детско-юношеского туризма, рассказывается о новой системе повышения квалификации педагогов для сферы детского туризма.
The article gives an analysis of the availability of specialists in children and youth tourism, tells about a new system for improving the qualifications of teachers in the field of children's tourism.
Ключевые слова: детско-юношеский туризм, повышение квалификации, туристский организатор, инструктор детско-юношеского туризма, педагог, система подготовки.
Keywords: children and youth tourism, advanced training, tourist organizer, instructor of children and youth tourism, teacher, training system.