Научная статья на тему 'О статистической обработке и представлении эмпирических данных в психолого-педагогических исследованиях'

О статистической обработке и представлении эмпирических данных в психолого-педагогических исследованиях Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1739
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭМПИРИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ / СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА / СТАТИСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Магомедов Пахрудин Шабанович

В статье рассматривается проблема статистической обработки данных эмпирического исследования и представления его результатов в научных психолого-педагогических публикациях; показана важность освоения психологами и педагогами математических методов исследования и их значение в презентации результатов эмпирических исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Магомедов Пахрудин Шабанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О статистической обработке и представлении эмпирических данных в психолого-педагогических исследованиях»

Педагоги же с пессимистическим стилем объяснения отличаются относительно высоким уровнем профессиональной тревожности и эмоционального неблагополучия.

Исследование уровня профессиональной тревожности педагогов подтвердило нашу гипотезу о влиянии объяснительного стиля на уровень профессиональной тревожности и эмоционального благополучия субъектов педагогической деятельности.

Нами получены достоверные данные о зависимости уровня профессиональной тревожности педагогов от их объяснительного стиля:

Примечания

- для педагогов с оптимистическим атрибутивным (объяснительным) стилем объяснения благоприятных (успех) и неблагоприятных (неуспех) событий по параметрам постоянства и широты (универсальности), а также по общему показателю оптимизма-пессимизма характерен оптимальный уровень тревожности;

- педагоги с пессимистическим атрибутивным стилем объяснения как благоприятных, так и неблагоприятных событий по этим же параметрам отличаются относительно высоким уровнем профессиональной тревожности и эмоционального неблагополучия.

1. Зелигман М. Как научиться оптимизму. - М.: Вече, Персей, 1997. - 432 с. 2. Зимбардо Ф„ Лайпе М. Социальное влияние. - СПб.: Питер, 2000. - 488 с. 3. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. - М.: Моск. психолого-социальный ин-т, 2000. - 304 с. 4. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты. - СПб.: Питер, 2003. - 651 с. 5. Heider F. The psychology of interpersonal relations. - New York: Wiley. 1958. 6. Kelly G. A. The Psychology of Personal Constructs. V. 1, 2. - N.Y., 1955. 7. Seligman M.E.P. Helplessnes: On depression, development, and death. - San Francisco: Freeman, 1975. 8. Seligman M.E.P. Ltarned optimism. N.Y., A. Knopf, 1990. 9. Seligman M.E.P., Abramson, L.Y., Semmel, A., von Baeyer, C. Depressive attributional style. Journal of Abnormal Psychology, 88, 1979. - P. 242-247. 10. Weiner В., Russell D„ Lerman D. Affective Auswirkungen von attributionen. In D. Görlitz, W.-U. Meyer, B. Weiner (Eds.), Bielefelder Symposium über attribution (pp. 139-174). - Stuttgart: Klett-Cotta, 1978.

Статья поступила в редакцию 25.10.08 г.

УДК 83.77.23

о статистической обработке и представлении эмпирических данных в психолого-педагогических исследованиях

® 2008 Магомедов П.Ш.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье рассматривается проблема статистической обработки данных эмпирического исследования и представления его результатов в научных психолого-педагогических публикациях; показана важность освоения психологами и педагогами математических методов исследования и их значение в презентации результатов эмпирических исследований.

The author of the article discusses the problem of statistical data processing of the empirical study and presentation of its results in the scientific psychologo-pedagogical publications. The importance of psychologists' and teachers' mastering the mathematical methods of study and their significance in presentation of the empirical studies' results are shown.

Ключевые слова: методика исследования, эмпирические данные, статистическая обработка, статистические критерии, представление результатов исследования.

Keywords: methods of the study, empirical data, statistical processing, statistical criteria, presentation of studies' results.

Статистическая обработка и представление данных в психолого-педагогических исследованиях затрудняют начинающих исследователей, а иногда и исследователей со стажем. Хотя собственно статистическая обработка таких данных является задачей специфической и, как правило, решается с помощью узкого специалиста, с применением специальных компьютерных программ, технической задачей ее назвать нельзя. Кроме того, презентация в оптимальной форме полученных в ходе исследования эмпирических данных в научной работе и четкое их описание также требуют от исследователя соответствующей подготовки.

В то же время самый поверхностный взгляд на публикации по психолого-педагогической тематике в региональных научных периодических изданиях, и не только в них, показывает, что форма представления в них результатов экспериментальной работы не выдерживает никакой критики. Часто эмпирические данные просто не приводятся, а авторы статей ограничиваются ничего не значащей формулировкой «исследование показало...» и сразу переходят к выводам, обоснованность которых невозможно проверить, следовательно, такие публикации имеют весьма сомнительную ценность.

Отметим, что подготовка результатов эмпирического исследования к их представлению в научной статье является итогом осуществления целого ряда взаимосвязанных исследовательских процедур, в том числе - статистической обработки данных, что обязывает автора быть квалифицированным в этих компонентах научного исследования. В этой связи особо следует выделить задачу применения математических методов исследования, представления данных статистического вывода и основных показате-

лей, по которым интерпретируются полученные результаты.

Что касается эмпирического психологического исследования, то уже на этапе выдвижения гипотезы исследователь имеет представление о том, как она будет операционализи-рована, то есть о методах проверки гипотезы, о том, каким способом переменные, предполагаемые взаимосвязи которых и составляют суть гипотезы, будут измерены, а также о подходящих для решения этой задачи методиках. Сконструированная исходя из этого методика эмпирического исследования должна включать в себя необходимое и достаточное количество конкретных методик, предназначенных для получения данных о тех или иных психологических явлениях, то есть для измерения исследуемых переменных. Успешное решение указанных задач предполагает наличие знаний о психологическом измерении, об измерительных шкалах и, соответственно, видах психологических данных, а также требованиях к исходным данным, подлежащим статистической обработке [1, 3].

Сама процедура статистической обработки данных (вычисления корреляций, сравнения групп, статистического анализа) в настоящее время, с появлением специальных компьютерных программ, не вызывает больших затруднений, поскольку не требует от психолога (педагога) знания соответствующих формул и вычислительных тонкостей. Однако для того чтобы выбрать тот или иной метод статистического анализа, необходимо знать хотя бы общий смысл метода, его назначение (желательно знать и математико-статистическую идею, заложенную в нем), а также требования, которые предъявляются к исходным данным,то есть знать, к какого вида данным этот метод можно применить. При наличии элементарных навыков пользования компьютером и знании одной из программ

статистической обработки (Статистика, SPSS) анализ данных становится несложной процедурой. Кроме того, важно понимать, какие основные показатели используются для интерпретации полученных результатов. Таким образом, от ученого требуется лишь знание математических методов исследования. Существует обширная литература, в которой эти методы излагаются [2, 3].

Многие педагоги и психологи относятся к математическим методам, с одной стороны, с предубеждением, полагая, что в них нет особой необходимости, с другой - с опаской, будучи не уверены, как гуманитарии, далекие от математики, в своей способности в них разобраться.

В этой связи можно сказать следующее. Во-первых, без этих методов нельзя обойтись. Так, например, изложение результатов психолого-педагогического эксперимента без приведения данных статистического вывода не имеет смысла. Часто встречающиеся в публикациях процентные показатели (различия в процентах) еще не являются доказательством групповых различий. Говоря именно о психологическом исследовании, достаточно сказать, что обязательным требованием к выполнению дипломной работы по психологии является статистическая обработка данных. Разумеется, статистические показатели также должны быть приведены при изложении результатов любого эмпирического психологического исследования. Во-вторых, математические знания, необходимые для применения статистики, минимальны и, несмотря на их кажущееся разнообразие, что, собственно, и пугает новичка, вполне посильны любому заинтересованному в их понимании выпускнику вуза.

К часто встречающимся в педагогических исследованиях относятся случаи, когда необходимо проверить различия между группами до и после воздействия (применения обучающей, воспитывающей программы), а также выяснить различия между экспериментальной (подвергшейся воздействию) и контрольной группами. Как правило, эмпирические данные при этом состоят из нескольких признаков (например, показателей обу-ченности, развития внимания, мышления), которые одинаково измерены в сравниваемых группах, и представ-

лены в числовом выражении (являются метрическими данными). В этом случае для проверки различий между группами (наличие различий позволяет говорить об эффективности предложенной обучающей, формирующей программы) применяется статистический критерий Стьюдента.

Говоря о различиях между группами, имеют в виду именно статистически достоверные различия, то есть подтверждение того, что различия, обнаруженные между участвовавшими в эксперименте группами, не являются случайными и можно распространять на другие аналогичные группы (на генеральную совокупность). Такие различия еще называют «статистически значимыми различиями» или просто «значимыми различиями». Поэтому в результатах применения критерия Стьюдента указывается вероятность ошибки (вероятность того, что обнаруженные различия между группами являются случайными), которая выражается в процентах. Ясно, что чем меньше этот процент, тем надежнее подтверждаются обнаруженные различия. В большинстве случаев приемлемой считается 5%-ная вероятность ошибки. То же самое по-другому формулируется как уровень значимости - р. Соответственно, обозначается - р<0,05. Приемлемая вероятность ошибки также называется доверительной вероятностью и обозначается буквой а. В данном случае а=0,05.

Таким образом, приводя результаты применения критерия Стьюдента, необходимо указать, какой уровень доверительности был задан, то есть какое значение имеет а (0,1; 0,05 или 0,01). Чем меньше это значение, тем меньше вероятность обнаружения значимых различий (значение а задается и при обработке на компьютере). Затем указывается, какие показатели имеют значимый р-уровень, то есть, если а=0,05, то значимые показатели - это те, которые меньше или равняются 0,05 (р<0,05). Лучше всего привести всю таблицу расчета критерия Стьюдента, включающую все показатели. Однако в любом случае весьма желательно наряду с названными двумя показателями дать средние групповые значения сравни-

ваемых признаков (М) и стандартные отклонения от среднего значения (о). Последние рассчитываются статистической компьютерной программой автоматически, но нетрудно сделать и «вручную».

Как подготовить данные для статистической обработки на компьютере? Когда студенты (аспиранты, соискатели), а также преподаватели обращаются к специалисту с результатами исследования для их статистической обработки, они сталкиваются с вопросом: в каком виде передать эти результаты на обработку?

Прежде всего, что очень важно, это должны быть первичные показатели, не переведенные в другие шкалы (стандартные баллы, уровни, проценты и т.д.). Когда речь идет о тестовых показателях - это должны быть так называемые «сырые» баллы. Прилагаемые иногда к тесту таблицы перевода «сырых» баллов в стандартные ^-показатели, стены, стенайны, процентили) служат для оценки индивидуальных результатов, исходя из нормативных показателей, полученных на специально сформированной репрезентативной (адекватно представляющей соответствующую категорию испытуемых) выборке, то есть на выборке стандартизации. Процедуру перевода «сырых» баллов в стандартные шкалы при необходимости можно осуществить с помощью компьютерной программы с использованием своих данных.

Таким образом, все первичные данные для статистической обработки на компьютере должны быть представлены в виде таблицы, в которой, как принято, первые столбцы содержат порядковые номера, зашифрованные имена испытуемых и, при необходимости, другие категори-зирующие признаки: возраст, пол и другие. В последующих столбцах, в строках, соответствующих каждому испытуемому, указываются показатели по всем измеренным признакам (результаты, полученные с применением методик). В верхних строках должны быть даны названия методик и соответственно всех шкал, по которым получены данные. Когда это -числовые (метрические) данные, никаких затруднений при составлении таблицы не возникает. Когда же данными являются порядковые номера (результаты ранжирования испытуе-

мых по определенному признаку) или наименования признака (пол, название категории), составление таблицы требует некоторых знаний из области применения математических методов. В этом случае, прежде чем приступить к составлению таблицы данных, необходимо проконсультироваться со специалистом.

Таблицу лучше всего набрать в компьютерной программе Excel, табличном редакторе, входящем в пакет Microsoft Office. С этой программой знакомы все пользователи ПК, однако многие не знают, что эта программа содержит в меню статистические функции, которые можно ввести в строку формул вручную или автоматически с помощью мастера функций и вычислить многие показатели, в том числе критерий t-Стьюдента, коэффициент корреляции Пирсона, средние значения и стандартные отклонения и др. Для овладения этими операциями достаточно одного или нескольких занятий со специалистом или самостоятельного изучения справочников.

Таким образом, осуществление самых распространенных в психологии и педагогике статистических расчетов не требует участия специалиста, они могут быть выполнены самостоятельно на своем ПК. Когда же требуется более сложный анализ данных, с применением других математических методов, особенно многомерных (факторного, множественного, кластерного анализа и др.), возникает необходимость в специальных статистических программах, каковыми являются Статистика и SPSS.

В любом случае, проводит ли обработку данных сам исследователь или он прибегает к помощи специалиста, ему необходимо понимать смысл статистических вычислений и математического анализа данных, которые выполняются. В том случае, когда это поручается специалисту, последнему следует правильно поставить задачу, исходя из гипотезы и задач своего исследования. Исследователь также должен знать, что подлежит интерпретации из полученных результатов и какие показатели должны быть приведены в публикации результатов эмпирического исследования. Все это также требует определенных познаний в математических методах исследования.

Если обратиться к форме представления результатов эмпирического исследования в ведущих психологических журналах «Вопросы психологии» и «Психологический журнал», легко обнаружить соблюдение их авторами определенного стандарта изложения результатов. Он включает в себя наряду с постановкой проблемы сведения о времени проведения исследования, выборке испытуемых, о методике исследования; содержит результаты эмпирического исследования в виде таблиц описательных статистик (средних значений, стандартных отклонений), основные статистические показатели (коэффициенты корреляций, значения критериев, факторные веса), а также интерпретацию результатов и выводы. Таким образом, указанные компоненты являются обязательными для публикации о результатах эмпирического исследования. Это нетрудно понять, если иметь в виду, что результаты научного исследования должны быть верифицируемыми, а изложение результатов - таким, чтобы другой исследователь мог их проверить, например, путем повторения экспери-

Примечания

мента или квазиэкспериментального исследования.

В заключение следует добавить, что незнание математических методов исследования серьезно ограничивает возможности ученого. Тем не менее встретить аспирантов, соискателей или даже преподавателей вуза, владеющих этими методами, можно нечасто. Это объясняется, на наш взгляд, недостаточной подготовкой в вузах, особенно в педагогических, к научно-

исследовательской деятельности вообще. Студенты педвуза получают лишь самое общее представление о научном исследовании в педагогике и психологии на соответствующих курсах, несмотря на то, что им приходится выполнять курсовые и дипломные работы, то есть научно-исследовательские работы. Введение двухуровневого высшего профессионального образования и включение в магистерскую подготовку специальных курсов по методологии научного исследования и математическим методам психолого-педагогического исследования должно резко изменить ситуацию к лучшему.

1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - СПб.: Питер, 2000. - 320 с. 2. Кричевец А.Н. Математика для психологов. Учебник / А. Н. Кричевец, Е. В. Шикин, А. Г. Дьячков / Под ред. А. Н. Кричевца. - М.: Флинта, 2003. - 376 с. 3. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2006.- 392 с.

Статья поступила в редакцию 24.10.08 г.

УДК 371.9 (075.8)

ассоциативным эксперимент как метод оценки

уровня владения иностранным языком

® 2008 Хизроева З.М.

Дагестанский государственный педагогический университет

Ассоциативный эксперимент может быть использован не только в качестве надежного метода оценки уровня владения иностранным языком, а также как эффективный способ анализа гибкости мышления студентов, изучающих иностранный язык, их способности устанавливать семантические связи слов и адекватно использовать языковые средства. В центре внимания статьи грамматические (синтагматические и парадигматические) связи. Проведенное исследование с использованием ассоциативного эксперимента доказало,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.