Научная статья на тему 'О статистическом анализе состояния торгового предприятия'

О статистическом анализе состояния торгового предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О статистическом анализе состояния торгового предприятия»

ЭКОНОМИКА

О СТАТИСТИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ СОСТОЯНИЯ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Денисенко Р.М., Шишкина И.В.

Статистический анализ финансового состояния торгового предприятия представляет собой метод оценки ретроспективного и перспективного состояния финансов предприятия на основе изучения зависимости и динамики статистических показателей информации финансовой отчетности.

В условиях рыночной экономики роль статистического анализа финансов не только усилилась, но и качественно изменилась, т.е. данный анализ стал основным методом оценки функционирования предприятия. Данный анализ

представляет собой процесс, основанный на изучении данных о финансовом состоянии предприятия и результатах его деятельности в прошлом с целью оценки будущих условий и результатов деятельности. Главной задачей этого анализа является снижение неизбежной неопределенности, связанной с принятием экономических решений, ориентированных в будущее.

Статистический анализ финансового состояния торгового предприятия включает:

• анализ финансовой устойчивости;

• анализ кредитоспособности;

• анализ использования капитала;

• анализ уровня финансовой самостоятельности;

• анализ доходности.

Финансовую устойчивость предприятия характеризуют надежно гарантированная платежеспособность, независимость от случайностей рыночной конъюнктуры и поведения партнеров. Причем, все показатели, которые используются при оценке финансового состояния торгового предприятия, тесно связаны со статьями бухгалтерского баланса, его активами и пассивами.

Таблица 1.

Показатели финансовой устойчивости торгового предприятия за 2006 г.

Наименование показателей На начало года На конец года

1. Коэффициент автономии 0,765 0,700

2. Коэффициент маневренности 0,182 0,196

3. Коэффициент финансовой устойчивости 3,26 2,33

4. Коэффициент соотношения основного и собственного капитала 0,900 0,977

5. Доля реального основного капитала в стоимости имущества 0,688 0,684

6. Коэффициент реальной стоимости активов 0,879 0,867

7. Структура мобильных средств (%):

а) наличные деньги 23,6 26,1

б) ценные бумаги - -

в) дебиторская задолженность 14,4 15,2

г) запасы товаро-материальных ценностей 62,0 58,7

Анализ исчисленных показателей позволяет сделать следующие выводы:

• Коэффициент автономии выше 0,6 свидетельствует о том, что большая часть имущества формируется за счет собственного капитала. Однако к концу года коэффициент снизился с 0,765 до 0,700, т.е. наметилась тенденция к ухудшению финансового положения предприятия.

• Невысокое значение коэффициента маневренности свидетельствует о том, что слишком большая часть собственного капитала заморожена в необоротных активах.

• Не вся сумма основного капитал покрывается собственным капиталом. Об этом свидетельствует то, что сумма двух показателей - коэффициента маневренности и отношения основного капитала к собственному превышает 100%. На начало года превышение составляло 8,2% (18,2+90,0), а на конец-уже 17,3% (19,6+97,7).

• Положение предприятия несколько ухудшилось, поскольку коэффициент финансовой устойчивости уменьшился с 3,26 до 2,33. Это можно объяснить тем, что к концу года увеличилась краткосрочная задолженность и были привлечены долгосрочные заемные средства.

• Структура мобильных средств изменилась в лучшую сторону - увеличилась доля чистых мобильных средств, что произошло за счет сокращения доли запасов товаро-материальных ценностей.

Следующим этапом является анализ кредитоспособности предприятия, который предполагает исследование следующих характеристик:

• своевременность расчетов по ранее полученным кредитам;

• уровень доходности торгового предприятия;

• направление использования наиболее крупных денежных средств;

• объемы кредитуемых средств;

• способы погашения кредита;

• обеспеченность кредита.

Для оценки кредитоспособности рассчитываются такие показатели, как норма прибыли на вложенный капитал и ряд показателей ликвидности. На основе проведенных расчетов можно сделать следующие выводы:

• Коэффициент соотношения заемных и собственных средств завышен, что свидетельствует о недостаточной эффективности использования источников заемных средств предприятия и финансирования деятельности предприятия относительно дорогими собственными средствами.

• Коэффициент обеспеченности собственными средствами в 2006 г. был больше ОД, что свидетельствует о способности предприятия покрыть необходимый объем запасов из собственных источников.

• Коэффициент общей (текущей) ликвидности находится в пределах его приемлемых значений (от 1,2 до 2,5). Следовательно, торговое предприятие может рассматриваться как успешно функционирующее, поскольку оно способно погасить краткосрочные обязательства за счет текущих активов.

Следующим этапом анализа является оценка финансовой самостоятельности предприятия.

Принцип финансовой самостоятельности заключается в стремлении накопления собственных денежных источников, рациональной организации торгового процесса, постоянном обновлении основного капитала, быстрой реакции на изменение потребительского рынка. Комплекс этих методов создает наилучшие условия для организации финансовой самостоятельности, т.е. аккумулирования собственных денежных ресурсов для финансирования своих потребностей. В процессе статистического анализа изучается уровень финансовой самостоятельности, поскольку он является одним из индикаторов финансовой стабильности торгового предприятия. Уровень финансовой самостоятельности можно оценить с помощью:

• коэффициента финансовой устойчивости;

• коэффициента финансовой самостоятельности;

• коэффициента устойчивости процесса финансовой самостоятельности;

• рентабельности процесса обеспеченности собственными финансовыми средствами.

Таблица 2.

Показатели финансовой самостоятельности торгового предприятия

за 2005-2006 гг.

Показатели 2005г. 2006г.

Коэффициент финансовой устойчивости 2,73 1,93

Коэффициент финансовой самостоятельности 0,589 0,464

Коэффициент устойчивости процесса финансовой самостоятельности 0,216 0,241

Уровень рентабельности процесса обеспеченности собственными финансовыми средствами (%) 30,6 33,9

Коэффициент финансовой устойчивости сократился с 2,73 до 1,93, т.е. на 0,8 руб. в расчете на 1 руб. привлеченных средств. Превышение собственных средств над привлеченными показывает, что торговое предприятие обладает достаточным запасом финансовой устойчивости и процесс финансирования относительно независим от внешних финансовых источников.

Коэффициент финансовой самостоятельности сократился в 2006 г. на 12,5 коп. на 1 руб. привлеченных средств или на 21,2%.

Рост коэффициента устойчивости процесса финансовой самостоятельности на 0,025 свидетельствует о том, что устойчивость данного процесса несколько возросла.

Уровень рентабельности вырос на 3,3%, что свидетельствует об увеличении совокупного чистого дохода.

На основе произведенных расчетов можно сделать вывод, что деятельность торгового предприятия с точки зрения финансовой самостоятельности достаточно благополучна.

На основе проведенного анализа можно порекомендовать торговому предприятию увеличить долю наличных денежных средств за счет сокращения товарных запасов для повышения платежеспособности; повысить эффективность использования заемных средств; ускорить оборачиваемость оборотного капитала; увеличить долю собственных средств, направляемых на финансирование расширения объема продаж, и сократить долю заемных средств.

Литература:

1. Денисенко Р.М. Статистика предприятия торговли / Р. М. Денисенко, И. С. Метелев. - Омск, 2007.

2. Каменецкий, И. П. История предпринимательства в России (IX - начало XX вв.) / Каменецкий И. П., Метелев С. Е. - М. : Экономика, 2007. - 285 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.