Научная статья на тему 'О статье Д. Кеннеди «Воссоздавая детство»'

О статье Д. Кеннеди «Воссоздавая детство» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
121
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О статье Д. Кеннеди «Воссоздавая детство»»

Н.С. Юлина

О статье Д.Кеннеди «Воссоздавая детство»*

В последние десятилетия тема детства все больше привлекает внимание западных авторов. В какой-то мере обращение к ней напоминает обращение в середине ХХ века к проблемам женщин, имевшего своим следствием возникновение широкого феминистского движения.

Пионерами, поднявшими многие теоретические проблемы, связанные с детством и отношением взрослый/ребенок, были З.Фрейд, Н.Элиас, Ж.Пиаже, М.Фуко, К. Юнг, неофрейдисты и др. В ходе обсуждения этой тематики возник широкий спектр вопросов не только психолого-педагогического, но и философского, политического и социального порядка. В получившей широкий резонанс книге Пола Фрэра «Педагогика угнетенных» (Нью-Йорк, 1968) автор обратил внимание на негативные последствия цивилизационных процессов, ведущих к маргинализации детей, и на необходимость новой педагогики, ориентированной на воспитание самостоятельности ребенка. В 1974 г. под редакцией Ллойда де Моза в Нью-Йорке была издана книга «История детства», в которой авторы проследили противоречивое и неоднозначное толкование отношения взрослый/ребенок в истории культуры и меняющуюся идентификацию понятия «детство».

Статья Дэвида Кеннеди «Воссоздавая детство», главного редактора журнала «Thinking. Philosophy for Children», США, в какой-то мере является ответом на вопросы, поставленные в книге «Исчезновение детства» (Нью Йорк, 1984). Что значит «исчезнове-

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда, проект № 05-03-03084а.

Н.С. Юлина

171

ние»? Если говорить кратко, это означает превращение детей во внутренних аутсайдеров культуры. Негативный характер этого процесса труднее зафиксировать, нежели маргинализацию бедняков, женщин, цветных, поскольку он осуществляется под гуманным лозунгом рационализации и социализации детей. Принято считать, что понятие «детство» является биологической категорией, обозначающей естественный этап в развитии человека. Согласно Кеннеди — это не только биологическая, но и социально-историческая категория, в разные эпохи наполнявшаяся разным содержанием. В представленном в его статье психолого-историческом очерке показано, что нынешнее состояние, когда ребенок стал аутсайдером культуры, имеет под собой длительную историю. Если в аграрно-пастушеских обществах ребенок органически был включен во все процессы воспроизводства жизни и культуры, в эпоху модерна и постиндустриальном обществе он исключается из них, приобретает статус «другого», по отношению к которому взрослый мир применяет педагогическое насилие. Возникает педагогика «проектирования» или традиция рассматривать ребенка как эпистемически незавершенное, иррационально-биологическое существо, надлежащее переделке и подчинению существующим нормам и дисциплине. Педагогика проектирования опирается на идею о естественных циклах взросления и осуществляется с помощью внешне рациональных мер: детей изолируют от взрослого знания — вопросов пола, смерти, жестокостей мира, темных сторон психики,— их помещают в своего рода «резервации» — школы, спортивные клубы, рекреационные лагеря.

Кеннеди поддерживает высказанные Л. де Мозом и рядом других теоретиков педагогики критические аргументы против педагогики проектирования, ведущей к дистанцированию ребенка от взрослого. Основная его мысль состоит в том, что нужно идентифицировать потребности самого ребенка, не смешивая их с потребностями взрослых. Из простоты и необычности детских суждений, говорит он, взрослые часто не замечают их силу, наблюдательность и эпистемную оригинальность. Назрела необходимость в педагогике, позволяющей услышать собственный голос ребенка и увидеть его особый взгляд на мир. «Осознание факта, что дети не только не знают многое из известного взрослым, однако знают кое-что, чего взрослые не знают,— пишет он, — переворачивают с ног на голову "дефицит детства"» (С. 190).

Чтобы стать практически работающей, новая педагогика должна изменить образовательную систему и демонтировать иерархическое и авторитарное отношение взрослый/ребенок. Ее главным эпистем-

172

О статье Д.Кеннеди «Воссоздавая детство»

ным принципом следует сделать диалог, а этическими принципами взаимоуважение и терпимость к различию. Огромная роль принадлежит семье, но еще большая — школе, в которой следует провести ревизию педагогических приемов и оценок с ориентацией на «ребенка как субъекта», то есть активного агента собственного развития и образования, обладающего правом на собственный голос. Нужно превратить школьный класс в сообщество исследователей, где дети учатся самовыражению, взаимному пониманию, диалогу на равных и поиску истины совместно с учителем. Все эти изменения, считает Кеннеди, могут иметь далеко идущие последствия в создании благоприятных условий социализации детей и общем улучшении общественной атмосферы.

Как нам представляется, со статьей Кеннеди полезно познакомиться российским теоретикам педагогики: она дает представление о некоторых векторах ведущихся на Западе дискуссий о реформе образования, образования для XXI века. Знакомство с ней небесполезно и для философов, в особенности занимающихся антропологической проблематикой, поскольку в ней обсуждается новая для нашей литературы тема, относящаяся к очень важному аспекту человеческого бытия — детству

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.