Научная статья на тему 'О становлении системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров в России'

О становлении системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
359
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
TEACHERS' COURSES / TEACHERS' CONGRESS / СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / УЧИТЕЛЬСКИЕ КУРСЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / СЪЕЗДЫ УЧИТЕЛЕЙ / ADVANCED TRAINING SYSTEM / PROFESSIONAL PEDAGOGICAL PERSONNEL / PEDAGOGICAL COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Корзунова Лилия Габдулхаевна

В статье рассматривается становление и особенности дореволюционной системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the Professional-and-Pedagogical Personnel's Advanced Training System Forming in Russia

The article deals with the formation and peculiarities of the pre-revolutionary professional pedagogical personnel's advanced training system in Russia.

Текст научной работы на тему «О становлении системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров в России»

УДК 373:378 ББК 74.214.6:74.480.8

Корзунова Лилия Габдулхаевна

аспирант

кафедра педагогики, психологии и предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Korzunova Liliya Gabdulkhaevna Post-graduate

Chair of Pedagogics, Psychology and Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

О становлении системы повышения квалификации профессиональнопедагогических кадров в России About the Professional-and-Pedagogical Personnel’s Advanced Training System

Forming in Russia

В статье рассматривается становление и особенности дореволюционной системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров в России.

The article deals with the formation and peculiarities of the pre-revolutionary professional pedagogical personnel’s advanced training system in Russia.

Ключевые слова: система повышения квалификации, профессиональнопедагогические кадры, учительские курсы, педагогические курсы, съезды учителей

Key words: advanced training system, professional pedagogical personnel, teachers’ courses, pedagogical courses, teachers’ congress.

Повышение квалификации - одно из наиболее перспективных направлений развития образовательной деятельности, позволяющее реализовать принцип «Образование через всю жизнь», актуальность развития которого объясняется ускоряющимся процессом устаревания знаний и необходимости оперативно, гибко откликаться на требования рынка. Его основной задачей является повышение квалификации специалиста, как в сфере его профессиональной деятельности, так и в иных сферах. Система повышения квалификации (СПК) в России выстраивалась в течение длительного времени и развивалась в разнообразных формах и на различных уровнях. Становление повышения квалификации тесно связано с историей российского образования, а именно дополнительного профессионально-педагогического образования.

Анализ многочисленных источников показал, что самой ранней формой, способствовавшей росту профессионального уровня, стали педагогические

советы, которые введены были Уставом 1828 года при каждой гимназии. На первых порах они занимались, главным образом, решением организационнохозяйственных вопросов, не затрагивая учебно-воспитательный процесс работы. Однако в дальнейшем на педагогических советах стали обсуждаться методы преподавания и воспитания, пути улучшения состояния образования. Деятельность педагогических советов стала более активной в связи с общей активизацией педагогической мысли в 1860-х годах. Большую роль сыграли в этом виднейшие русские педагоги Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, Л.Н. Модзалевский.

К.Д. Ушинский, разрабатывая педагогику как науку в середине XIX века, отмечает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей» [4]. В статье «О пользе педагогической литературы» в 1857 году К.Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя и формулирует основные требования к нему, в частности, большое значение он придавал специальной педагогической и методической подготовке, считая, что специальные педагогические знания нужны учителю для развития умственных способностей детей и привлечения их внимания.

Н.И. Пирогов, как попечитель учебного округа внес значительные улучшения в работу педагогических советов гимназий: расширялось

содержание обсуждаемых вопросов, были введены в систему доклады и обмен мнениями по дидактическим вопросам, всячески поощрялись методические изыскания учителей, рекомендовалось взаимное посещение уроков [1].

Также для повышения квалификации педагогических кадров проводились съезды, конференции, совещания, семинары, которые проходили как в уездах, так и в губерниях и на которых основными были вопросы повышения уровня знаний учителей, методы и приемы преподавания и воспитания учащихся. Сначала съезды совмещались с учительскими курсами и проводились в каникулярное время. Продолжительность работы учительских съездов достигала 2-3 недель, что позволяло решать актуальные образовательные

задачи, рассматривать конкретные дидактические и методические вопросы, поэтому их можно считать прообразом современных курсов повышения квалификации. География организации съездов постепенно расширялась. Так, в Киеве в 1863 г. состоялся съезд учителей русского языка. Осенью 1867 г. в Александровском уезде Екатеринославской губернии состоялся съезд учителей земских школ, созванный земским деятелем и педагогом Н.А. Корфом (современный Днепропетровск). В 1868 году съезды народных учителей проходили в Новгороде и Одессе, в 1869 году - в Московской губернии, Рязани, Симферополе, Вятке, Уржуме, Бессарабии. В Симбирской губернии инспектор народных училищ И.Н. Ульянов с 1870 по 1878 годы провел восемь съездов народных учителей.

Вопросы, поднимаемые на съездах, были весьма разнообразны. В 1866 г. прошли съезды учителей русского языка и словесности гимназий Московского (январь) и Казанского (июль) учебных округов, на которых обсуждались проблемы определения программ русского языка и словесности, методики их реализации в процессе изучения теории слога, теории поэзии, теории прозы. Затрагивались и общепедагогические вопросы: межпредметная связь в

обучении, анализ и качество посещенных инспектором уроков, обязанности учителя, проблемы воспитания подрастающего поколения, результаты изучения зарубежного опыта.

Разрешение на проведение съездов учителей выдавал губернатор или Министерство народного образования. Проведение съездов требовало финансовых затрат, поэтому небольшие взносы делали земства и отдельные лица. Определенную сумму (по 10-15 рублей) вносили и сами учителя. Если после съезда учитель начинал работать лучше, то эти материальные затраты ему могли быть возмещены земством [3, С.6].

Еще не была создана учебно-материальная база повышения квалификации, поэтому для проведения съездов учителей использовались базы школ и учительских семинарий губерний и областей. Постепенно расширялся контингент участников съезда, включенных в повышение квалификации. Среди них были преподаватели закона Божьего, инспектора народных училищ,

директора. Съезды стали проходить регулярно (преимущественно ежегодно) или с непродолжительными интервалами.

Наряду со съездами во второй половине XIX века получили распространение летние учительские курсы, организуемые земствами, городскими управами, педагогические курсы при учебных округах (двухгодичные), педагогические классы при женских гимназиях.

Учительские курсы могли проходить только с разрешения Министерства народного просвещения и под контролем его официальных представителей. В 1875 г. Министерство народного просвещения издало «Правила о временных педагогических курсах для учителей». Устанавливался строгий надзор за их содержанием. После этого длительное время, вплоть до середины девяностых годов XIX века, курсы практически не проводились. С 1895 года возобновляется проведение педагогических курсов и съездов, которому способствовало принятие Министерством народного просвещения 26 ноября 1899 года временных правил о съездах. Устраивались курсы преимущественно уездными, а с конца 90-х годов губернскими земствами. На этих курсах читались лекции по психологии, педагогике, истории педагогики, проводились образцовые (показательные) уроки, обсуждались доклады и рефераты опытных учителей. В начале ХХ века на учительских курсах большое внимание уделялось повышению общенаучной подготовки учителей: читались лекции по проблемам психологии, физиологии, русского языка, математики, физики и др. Курсы являлись важным средством общения учителей, распространения передовой педагогической теории и передового педагогического опыта. Большую роль в организации и руководстве курсами сыграли талантливые русские педагоги Н.Ф. Бунаков, В.И. Водовозов, И.Н. Ульянов, Д.И. Тихомиров, В.П. Вахтеров и др.

Образованию работающего учительства служили общества взаимопомощи учителям и учительницам народных училищ. В конце 1902 г. в стране насчитывалось более 70 таких обществ. По характеру деятельности они не ограничивались только материальной поддержкой, а предпринимали попытки организации предметно-методических объединений, издания педагогических

журналов, устройства библиотеки. Все эти меры предназначались для образования учителей в группах и индивидуально.

В начале ХХ века занятия с педагогическими кадрами по совершенствованию их профессиональных знаний начинают проводить в такой форме, как совещание. В 1905 г. в Санкт-Петербурге прошло совещание, на котором обсуждались вопросы применения более эффективной системы обучения, содержания программ и методов преподавания в школах национальных меньшинств. Особое внимание уделено вопросу о месте родного и русского языков, их соотношении в процессе обучения.

Деятельность учительских обществ значительно активизировалась в период 1905-1907 гг. Возникли союзы педагогов. Так, Всероссийский союз учителей и деятелей средней школы занимался конкретными вопросами школьной реформы, реорганизации средней школы на основах автономии и демократизации. Обсуждались цели и принципы школы нового типа, ступени обучения и их образовательное содержание, вопросы организации школьного управления и участия общественности в школьном деле.

После прекращения деятельности учительских союзов (1907 г.) общества взаимопомощи вновь стали центрами профессионального объединения учителей. Многие подобные общества проводили работу по улучшению условий труда и быта своих членов, организации их отдыха и лечения, а также по повышению профессионального уровня учителей, устраивая съезды, курсы, выставки, организуя снабжение педагогов пособиями и литературой, лекции, экскурсии, открывая учительские библиотеки и читальни [3, С.9].

С 1910 года среди членов обществ взаимопомощи учителей большую популярность завоевала идея создания учительских домов - постоянных учреждений, концентрирующих в себе всю работу обществ, их организационные и просветительские мероприятия. Наиболее крупным считался Московский учительский дом (открыт в 1911 г.), построенный Обществом взаимной помощи при учительском институте при участии других учительских организаций, приславших свои взносы на его строительство. Учительский дом был хорошо оборудован, имел кабинеты для различных

занятий, комнаты для приезжих учителей, музей наглядных пособий, педагогические и детские библиотеки и др.

В связи с открытием народных библиотек сложилась благоприятная обстановка для образования взрослых и повышения квалификации учителей путем самообразования. Видное место в развитии самообразования принадлежит известному русскому просветителю Н.А. Рубакину. Он был ярым пропагандистом, теоретиком и практиком самообразования, которое считал единственным действенным путем приобщения основной массы народа к знаниям и культуре. В девяностых годах XIX века в Москве при Обществе распространения технических знаний была создана Комиссия домашнего чтения, которая разработала программы самообразовательного чтения по циклам биологии, химии, физических наук, истории, литературы, философии, политической экономики. Услугами Комиссии домашнего чтения активно пользовались учителя.

Новые идеи в развитии профессионального образования учителей были предложены на Первом Всероссийском съезде по вопросам народного образования, который проходил с 5 по 16 января 1914 г. На съезде качество работы учителя рассматривалось во взаимосвязи с условиями труда, уровнем квалификации и постоянным его повышением. Была четко сформулирована и модифицирована насущная потребность и необходимость в систематическом повышении квалификации учителей, постоянной работе по пополнению знаний. С учетом требований времени был вынесен на обсуждение вопрос о регулярном проведении краткосрочных учительских курсов. Основными факторами, из которых следовало исходить при устройстве учительских курсов, названы: неудовлетворительность школьной подготовки большинства учащих, потребность учительства в выяснении очередных вопросов школьной практики, настоятельная потребность учащих в товарищеском общении и желание быть в курсе современных течений в отраслях научного знания, соприкасающихся со школьным делом. Видное место предполагалось отводить в программе летних курсов разработке вопросов изучения местной природы и жизни.

Для обеспечения широкого доступа педагогам на летние курсы были предусмотрены курсы трех уровней: уездные (районные), губернские и областные (в университетских городах и главных культурных центрах).

Главная задача уездных курсов заключалась в необходимости поднять специально-педагогическую подготовку учащих: помочь им войти в

технические подробности педагогического дела и лучше приспособиться к тем или иным местным условиям. Для этого лекторами устраивались демонстрации приемов и методов обучения. Число слушателей на таких курсах было ограниченным.

Главной задачей губернских летних учительских курсов являлось пополнение теоретической подготовки учителей по общим и общепедагогическим предметам. Цель их - вызвать интерес к научной работе у слушателей и ознакомить их с важнейшими положениями и выводами современной науки. Программа общих предметов на этих курсах должна была носить энциклопедический характер и состоять из эпизодических курсов.

Областные курсы при настоящих условиях должны были носить смешанный, общеобразовательный характер, с преобладанием общеобразовательного элемента. При выработке программ этих курсов необходимо было серьезно считаться с разнообразием запросов подготовки курсистов и с «многолюдством» слушателей курсов. В интересах дела продолжительность областных курсов не могла быть менее 1,5-2 месяцев. При курсах обязательным было открытие педагогической выставки, на которой центральное место должны были занимать систематическая коллекция и другие экспонаты, имеющие в виду потребности учителей.

В 1915-1917 годах повышение квалификации учителей практически не проводилось, в связи с Первой мировой войной и развитием в стране революционной ситуации.

Таким образом, можно отметить, что для повышения профессионального уровня педагогов в дореволюционный период использовались различные программы, цели (повышение педагогического уровня, общеобразовательной подготовки, культурного уровня учителей), организационные формы (курсы педагогического, общеобразовательного и смешанного типов, съезды, собрания, совещания, конференции, музеи, обмен опытом, взаимопосещение

уроков, экскурсии, педагогические выставки, педагогические советы, самообразование).

Отличительной особенностью системы повышения квалификации на этом временном этапе являлось отсутствие специальных учреждений, в задачу которых входило бы повышение квалификации учителей, включая разработку программ и проведение курсов. Повышение квалификации было децентрализованным. Инициатива проведения курсов, съездов и других форм исходила от губернских и уездных земств, позднее также от учительских обществ, университетов и других заинтересованных организаций. Формированием программ повышения квалификации занимались, как правило, сами устроители курсов вместе с ведущими специалистами в сфере образования. Министерство народного просвещения определяло лишь ограничительные правила организации курсов, съездов, собраний. Но вместе с тем, многие формы и идеи повышения профессионального уровня педагогов получили дальнейшее развитие в реализации системы повышения квалификации профессионально-педагогических кадров в России.

Библиографический список

1. Константинов, Н.А. История педагогики/ Н.А. Константинов, Е.Н. Медынский, М.Ф. Шабаева - М.: Просвещение, 1982 // [Эл. источник]: www.detskiysad.ru/ped123.html

2. Никитин, Э.М. Андрагогика: история и современность [Текст]: учеб.пособие /Э.М. Никитин, А.П. Ситник, И.Э. Савенкова, И.В. Крупина. - М.: АПК и ПРО, 2003. - 125с.

3. Управление качеством подготовки слушателей в системе дополнительного профессионально-педагогического образования [Текст]: монография /М.И. Солодкова, Д.Ф. Ильясов и др.; науч.ред. В.Н. Кеспиков. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2009.

4. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. - М., 1974 // [Эл. источник]:

www.biografia.ru/ushinskiy.html

Bibliography

1. Konstantinov, N.A. History of Pedagogics / N.A. Konstantinov, E.N. Medynsky, M.F.

Shabaeva. - M.: Prosveshchenie, 1982 // [Electronic Resource]. - Access Mode:

www.detskiysad.ru/ped123.html

2. Management of Learners’ Training Quality in Complimentary Professional Pedagogical Education System [Text]: Monograph / M.I.Solodkova, D.F. Ilyasov and others; Edited by V.N.Kespikov. - M.: VLADOS Humanitarian Publishing Centre, 2009.

3. Nikitin, E.M. Adult Education: History and Modern Times [Text]: Study Guide / E.M.Nikitin, A.P.Sitnik, I.E. Savenkova, I.V. Krupina. - M.:APK and PRO, 2003. - 125 p.

4. Ushinsky, K.D. Collected Works / K.D. Ushinsky. - M., 1974 // [Electronic Resource]. -Access Mode: www.biografia.ru/ushinskiy.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.