Научная статья на тему 'О становлении образования взрослых в России'

О становлении образования взрослых в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
504
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О становлении образования взрослых в России»

11. Чудновский В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14. - №5. - С.3-12.

А.И. Кукуев

О СТАНОВЛЕНИИ ОБРАЗОВАНИЯ ВЗРОСЛЫХ В РОССИИ

В настоящее время образование взрослых в России является одним из важнейших ресурсов развития общества и личности. Вместе с тем его возможности недостаточно осмыслены. Так, система образования взрослых не прошла институциа-лизацию на государственном уровне в силу того, что отсутствует необходимое законодательство.

Как отмечает один из ведущих отечественных специалистов в области андра-гогики С.И. Змеев, «для разработки теоретических, методологических, технологических, научно-методических основ образования взрослых необходимо развернуть масштабные фундаментальные и прикладные исследования проблем образования взрослых. Для практической реализации поставленных задач следует развивать организационную структуру образования взрослых» [1, С.10]. С этой точки зрения актуальным представляется исследование вопроса зарождения, становления и развития образования взрослых в России.

Изучение литературы вопроса показывает, что зарождение образования взрослых относится к XVIII веку и связывается с необходимостью для работающих «компенсировать недостаточность элементарных общеобразовательных и начальных профессиональных знаний, адаптироваться к меняющимся условиям жизни, повысить уровень культуры» [2, С.173].

Предпосылкой развития образования взрослых в России считают открытие воскресных школ в 1860-1870-ые гг. XIX века. Отметим, что исследователи называют данные школы «воскресные школы для рабочих» [3, С.14] или «воскресные общеобразовательные школы для народа» [4, С.21]. В этих школах занятия велись один раз в неделю по воскресным дням.

Считается, что первая воскресная школа взрослых была открыта по инициативе Н.И. Пирогова в Киеве в 1855-ом году. В 1858-ом году открылась воскресная школа в Полтаве, в 1859-ом году в Москве и других крупных городах. К началу 1860-ых гг. в более чем 170 городах России действовали свыше 330 воскресных школ. В 1860-ых гг. воскресные школы были приравнены к начальным школам.

Со второй половины 1880-ых гг. XIX века создавались также низшие профессиональные и ремесленные воскресные школы, которые давали образование за курс начальной школы и элементарные технические знания.

В конце XIX - начале XX вв. воскресные школы постепенно стали заменяться воскресно-вечерними и вечерними школами с занятиями два-три раза в неделю. В 1900-ом году в 175 городах действовало 286 воскресных школ. Около 1000 воскресных школ и близких к ним по типу школ и курсов для взрослых было создано в сельской местности. По официальным данным к 1905-ому году в России существовало 786 воскресных школ с 40 000 учащихся (среди них 50% женщин) и 2,6 тысяч учителей (60% - женщины), а также 500 воскресных и вечерних курсов для рабочих. Такая форма обучения называлась «внешкольным образованием» [3, С.14-20].

Известно, что с конца XIX века в отечественной истории педагогики термином «внешкольное образование» приято обозначать «развившуюся во второй половине XIX - начале XX вв. просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения» [2, С.36]. Учреждения внешкольного образования создавались на обще-

ственные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования.

Своеобразной и неповторимой формой образования взрослых во второй половине XIX века стали Петербургские высшие женские курсы, открытые в 1878-ом году и получившие неофициальное название «бестужевские» по имени своего официального учредителя и первого директора профессора истории К.Н. Бестужева-Рюмина. Петербургские высшие женские курсы - независимое учебное заведение и первый женский университет в России, основанное по инициативе кружка передовой интеллигенции во главе с А.Н. Бекетовым. Отметим, что в 1918-ом году курсы были реорганизованы в Третий Петроградский университет, который в 1919-ом году вошел в состав Петроградского университета [3, С. 14-20].

В дореволюционный период в практике возникают различные формы внешкольного образования. Как указывают исследователи, в конце XIX в. общее образование взрослых в России развивалось по трем направлениям: 1) школьное образование (воскресные школы), 2) внешкольное образование (курсы, лекции, внешкольные чтения, народные дома), 3) самообразование.

В 1909-ом году В.И. Чарнолуский, один из первых теоретиков внешкольного образования, выделял в системе внешкольного образования:

1) школы для взрослого населения;

2) учреждения для удовлетворения потребностей в чтении (библиотеки, общественные издательства, книжная торговля);

3) учреждения для распространения научных и специальных знаний среди населения (курсы, лекции, чтения);

4) общественные развлечения (театры, кинематограф, концерты) и спорт;

5) музеи и картинные галереи;

6) народные дома [4, С.23].

Рассмотрим отдельные формы образования взрослых, получившие дальнейшее развитие в России.

Школьное образование. Прежде всего, необходимо отметить вечерние школы, которые появились в 1870-ые гг. первоначально как разновидность воскресных школ. В настоящее время вечерние школы определяются как «общеобразовательные учебные заведения для молодежи и взрослых, совмещающих учебу с трудовой деятельностью» [2, С.33]. Исторически под названием «вечерние школы» объединялись начальные учебные заведения различных типов для взрослых, общеобразовательные и профессиональные школы для рабочих и др. Часть вечерних школ находилась в ведении Министерства Народного Просвещения, имелись земские и частные вечерние школы, а также вечерние школы при промышленных предприятиях.

В годы советской власти вечерние школы стали частью единой государственной системы образования. В 1920-1930-ые гг. основными видами вечерних школ были школы для взрослых (обычные и повышенного типа), школы крестьянской молодежи (с 1930-ых гг. - школы колхозной молодежи), вечерние рабочие факультеты (в период с 1919 по 1940 гг.), различные общеобразовательные политикопросветительские курсы. С 1937-го года очная (вечерняя) форма обучения была дополнена заочной формой.

Современный тип российской общеобразовательной вечерней школы формировался с конца 1940-ых гг. В 1943-ем году основаны школы рабочей молодежи и школы сельской молодежи.

Преобразованные в 1958-ом году вечерние школы до начала 1980-ых гг. рассматривались как основной тип общеобразовательного учебного заведения для работающей молодежи. В 1970-ые гг. для учащихся и учителей вечерних школ впервые была создана специальная учебная и учебно-методическая литература.

Отмена обязательного среднего образования в конце 1980-ых гг. привела к новому осмыслению роли вечерней школы как фактора социальной реабилитации так называемых «трудных подростков». Вечерняя школа стала рассматриваться как звено образовательной системы, способное соединить для выпускников базовых школ продолжение общего образования с освоением профессии, а также решать задачи переподготовки трудоспособного населения, незанятого или высвобождающегося в условиях рыночных экономических отношений. В вечерних школах получают образование лица, прервавшие по различным причинам обучение в средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях.

Школы колхозной молодежи, которые представляли собой «общеобразовательные неполные средние школы в СССР» [2, С.319], были созданы в 1922-1923-ем учебном году как школы крестьянской молодежи на базе школ 1-й ступени (1-4 классы) с 3 -летним сроком обучения. В школы колхозной молодежи принимались подростки от 12 до 18 лет. Учащиеся получали общее образование в объеме 7летней школы и теоретическую и практическую подготовку в сфере сельского хозяйства. С 1928-го года создавались также вечерние двухгодичные и одногодичные школы колхозной молодежи. В 1930-ом году образованы дневные школы колхозной молодежи с ускоренным курсом обучения. С 1934-го года школы колхозной молодежи преобразованы в неполные средние школы.

Школы рабочей молодежи - «средние общеобразовательные учебные учреждения для обучения без отрыва от производства» [2, С.319]. Созданы по постановлению СНК СССР от 15 июня 1943-го года «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». С 1944-го года получили название «школы рабочей молодежи», в 1958-ом году переименованы в вечерние (сменные) средние общеобразовательные школы.

Внешкольное образование. В начале 1870-ых гг. народные чтения были признаны наиболее подходящей формой работы. Согласно официальным правилам, в народные аудитории допускались книги, одобренные ученым комитетом Министерства Народного Просвещения. Чтения проводились с личного разрешения попечителя учебного округа и губернатора, надзор возлагался на директоров народных училищ. С 1888-года устраивать народные чтения в уездных городах и сельской местности разрешалось священникам. С 1894-го года права проводить народные чтения добились земства. С начала 1900-ых гг. многие ограничения на организацию народных чтений были сняты [2, С.37].

Во второй половине 1880-ых гг. появились народные дома, ставшие центрами внешкольного образования. В настоящее время «народный дом» определяется как «просветительское учреждение просветительского типа, созданное с целью общего образования взрослых и внешкольного воспитания детей» [2, С.159].

В России первый народный дом основан в конце 1880 -ых гг. в Санкт-Петербурге «Невским обществом при фарфоровом заводе». Российские народные дома создавались как частные или общественные организации, а также учреждались органами государственного самоуправления. По содержанию деятельности к народным домам были близки общественные пункты при кооперативах. В составе народных домов работали:

• бесплатная библиотека-читальня;

• вечерние классы с обучением грамоте, основам математики и литературы;

• группы профессиональной подготовки, раздельные для мужчин и женщин.

Культурно-просветительская деятельность народных домов охватывала следующие направления: музыкальное, изобразительное, музейно-экскурсионное и др. В некоторых народных домах имелись отделения по работе с детьми, создавались

ремесленные училища для подростков. Как отмечают исследователи, в период 1905 -1907 гг. возникла широкая сеть культурно-просветительских обществ и клубов для рабочих.

Народные дома существовали в России до 1920-ых гг., а затем они были преобразованы в клубы.

С 1905-го года, под влиянием революции, в России начали создаваться народные университеты, среди которых выделялся университет Шанявского.

В настоящее время народными университетами называют «общедоступные просветительские учреждения, способствующие повышению культуры и профессионального мастерства независимо от образовательного уровня и возраста» [2, С.158].

В России предшественниками народных университетов стали различные курсы для взрослых, создававшиеся в 1880-1890-ых гг. В конце XIX - начале XX вв. «Русское техническое общество» создавало общеобразовательные и профессиональные вечерние курсы для рабочих. Например, Смоленские курсы в Петербурге в 1883-ем году, Пречистенские рабочие курсы в Москве в 1897-ом году. В 1902-ом году Министерство Народного Просвещения утвердило правила, разрешавшие организовывать курсы только при министерских начальных, городских и промышленных училищах.

После 1917-го года народные университеты получили название рабочекрестьянских университетов. С созданием широкой сети профессиональных отраслевых учебных заведений народные университеты утратили свое значение в подготовке специалистов. Однако они возродились в 1950-ые гг. как форма массовой культурно-просветительской работы, пропаганды научно-технических и других знаний. Народные университеты учреждались обществом «Знание», министерствами образования, культуры, здравоохранения, творческими союзами, профсоюзами.

В советский период внешкольное образование было включено в государственную систему народного образования и после организации в 1920-ом году Главполитпросвета развивалось в русле политико-просветительской, а позднее культурно-просветительской работы. После революции «система образования взрослых возглавила ликвидацию неграмотности и малограмотности среди рабочих и крестьян, организацию обучения чтению и письму всего взрослого населения» [3, С.15]. В период массовой ликвидации неграмотности среди взрослого населения, с 1920-го по 1940-ой гг., широко использовались внешкольные формы приобретения грамотности. Хотя воскресные школы были закрыты, и их заменили «ликпункты» и школы грамоты, просветительские традиции воскресных школ продолжили вечерние школы рабочей молодежи.

В 1920-ые гг. для повышения образовательного уровня рабочих и крестьян были организованы вечерние одногодичные курсы. В содержание обучения входило, в основном, повышение политической грамотности.

С 1930-го года культурно-образовательные функции выполняли дома культуры, основой которых была самодеятельность населения.

В начале 1930-ые гг. происходит коренная перестройка школы взрослых, совершенствуется классно-урочная система, методы обучения, создаются полноценные программы и учебные пособия. В это время широкое распространение получают вечерние школы повышенного типа, вечерние профессионально-технические курсы, вечерние рабочие факультеты - «рабфаки». Их окончание давало право поступления в вузы. Поэтому рабфаки стали тем звеном в системе народного образования, которое способствовало созданию в короткий срок кадров советской интеллигенции, выходцев из рабочих и крестьян [3, С.15].

В 1936-ом году был подписан приказ о преобразовании школы взрослых в новый тип общеобразовательной школы - неполную среднюю школу (5-7 классы) и среднюю (8-10 классы). Однако унификация школ взрослых по образцу массовой детско-юношеской школы оказалась преждевременной, так как потенциальный контингент для этих школ был еще очень велик. Ослабление внимания государства к вечерним школам во второй половине 1930-ых гг. привело к тому, что развитие образования взрослых в этот период сузилось [4, С.29].

К концу 1930-ых гг. вечерние и заочные школы стали основной формой общего образования взрослых. Важно отметить, что по мере распространения всеобщего обучения учреждения образования взрослых интегрировались в единой системе образования страны.

Как известно, Великая Отечественная война 1941-1945-го гг. нанесла серьезный ущерб народному образованию в целом и образованию взрослых в частности. Множество школ прекратили работу, взрослые и молодежь сражались на фронтах, тысячи подростков встали к станкам. Однако в 1943 году, в разгар войны, для них вновь были созданы вечерние общеобразовательные, а в 1944-ом году - заочные школы, которые выполняли главным образом компенсаторную функцию и до 1958го года не являлись массовым каналом получения общего образования. В годы Великой Отечественной войны большое значение для образования взрослых приобрели школы рабочей и сельской молодежи [3, С.16].

В 1945-ом году система учреждений образования взрослых была переориентирована на научно-просветительские и культурно-воспитательные задачи. В 1947ом году было создано Всесоюзное общество по распространению политических и научных знаний, преобразованное в 1962-ом году в общество «Знание».

В послевоенный период проблема общего образования работающей молодежи и взрослых встала особенно остро, так как в годы войны и в период восстановления разрушенного народного хозяйства десятки тысяч молодых людей по разным причинам были вынуждены оставить обучение в детской школе. При этом недостаточный уровень образованности становился тормозом для развития в стране научно-технической революции. В начале 1950-ых гг. развернулась сеть курсов по изучению передовых методов труда, по обучению вторым профессиям, большее распространение получило повышение квалификации работников.

В 1950-ых гг. произошла реорганизация системы клубных учреждений, возникли многочисленные народные университеты.

В 1958-ом году был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» и поставлена задача в течение ближайшего десятилетия осуществить в стране обязательное восьмилетнее обучение молодежи и взрослых до 35 лет, занятых в народном хозяйстве. В соответствии с законом основным каналом получения общего среднего образования была объявлена вечерняя школа [4, С.29]. Тем самым были определены пути развития существовавших школ рабочей и сельской молодежи. Изменилась их структура, открывались ускоренные классы, в которых за один учебный год изучалась программа двух классов (5-6, 7-8) [3, С.16]. Школы стали называться вечерние (сменные): при определении режима учебных занятий учитывалась сменность и сезонность работы учащихся.

В 1960-1970-ых гг., когда народное хозяйство испытывало недостаток в специалистах высшего класса, высокой квалификации, в системе высшего образования сформировалось вечернее и заочное обучение. Преимущественно такие факультеты открывались на гуманитарных отделениях, в вузах гуманитарного профиля.

В конце 1980-1990-ых гг. систему народных университетов заменили многочисленные курсы для взрослых при высших и средних профессиональных учебных заведениях и других организациях.

В 1990-ые гг. внешкольное образование получило статус дополнительного образования взрослых, ориентированного главным образом на повышение профессионального уровня специалистов.

В настоящее время образование взрослых отличается множеством разнообразных форм. Одной из наиболее инновационных форм образования взрослых в рамках системы непрерывного образования является дистанционное образование. Наряду с системой дистанционного образования в системе образования взрослых появились центры занятости и центры профессиональной реабилитации. Дальнейшее развитие в новой России получили народные университеты, университеты третьего возраста, экстернат, учреждения внутрифирменного обучения, институты и факультеты повышения квалификации, входящие в систему дополнительного профессионального образования.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. К началу XXI века в России накоплен достаточный исторический и практический опыт создания структуры образования взрослых, разработаны и внедрены его разнообразные организационные формы.

2. В начале нового тысячелетия наблюдается активизация появления новых, нетрадиционных форм образования взрослых (дистанционное обучение, университеты третьего возраста, корпоративные университеты для внутрифирменного обучения и т.п.), что позволяет переосмыслить сущность и значение образования взрослых в России.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Змеев С.И. Андрагогика в России. // Новые знания. № 1, 2006. - С. 7-10.

2. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. - 528 с.

3. Ситник А. П., Савенкова И.Э., Крупина И.В., Крупин И.К. «Андрагогиче-ские аспекты повышения квалификации педагогических кадров». М.: АПК и ПРО РФ, 2000.

4. Колесникова И.А., Марон А.Е., Тонконогая Е.П. и др. Основы андрагогики: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М., Издательский центр «Академия», 2003. - 240 с.

Н.А. Лызь

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Ряд причин обостряющегося противоречия между неудержимым ростом технической мощи человечества, ведущей к нарастанию глобальных проблем, и неспособностью общества стать в рефлексивную позицию по отношению к цивилизационному развитию, изменить его приоритеты лежат в плоскости мировоззрения, личностных и духовных качеств каждого члена общества. Это повышает актуальность исследований, затрагивающих воспитательную проблематику.

С тех пор как термин «воспитывающее обучение» был введен в педагогику И.Ф. Гербартом, его содержательное наполнение претерпело существенные транс-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.