УДК 37.013.18
т.х. Степанова СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Аннотация. Представлены периоды становления и развития дополнительного профессионального образования, его потребность и специфика, виды и формы обучения. Показано, что развитие непрерывного образования как новой парадигмы российского образования объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям, умениям и отношениям.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучение взрослых, подготовка кадров.
Tatiana stepanova FORMATION AND DEVELOPMENT OF ADDITIONAL
EDUCATION IN RUSSIA
Abstract. Periods of establishment and development of additional professional education, its needs and specifics, types and forms of education are presented. It is shown that development of continuing education as a new paradigm of the Russian education is explained by more and more accelerating objective process of knowledge obsolescence, and by the need of flexible and quick response to the society and market requirements to new knowledge, skills and attitudes. Keywords: additional professional education, adults education, staff's training.
Темпы развития науки и производства, всего общества в целом, а также старение населения и увеличение свободного времени стимулируют процесс постоянного пополнения и обновления знаний. Острые социальные проблемы (безработица, бедность, национальные конфликты), неуверенность в будущем усиливают необходимость продолжения образования взрослых и возобновляемости его на протяжении всей их жизни. Самообразование взрослых меняется - становится развивающим, повышающим конкурентоспособность. Из периферийного оно уверенно переходит в разряд приоритетных направлений образовательной политики многих государств. Растет число учащихся и организаторов обучения, уровни и виды обучения становятся разнообразнее. Вместе с тем в российской образовательной системе неопределенность роли и места образования взрослых усугубляется. Стихийность развития образования взрослых провоцируется нестабильностью социальной, экономической и культурной жизни общества. В связи с этим возникает необходимость ввести равнозначные условия, виды, формы, содержания обучения по дополнительным профессиональным программам. Государственный аппарат в сфере образования разрабатывает нормативно-правовую базу, регулирующую деятельность учебных заведений в сфере дополнительного профессионального образования.
Дополнительное профессиональное образование в России берет свое начало еще со времен Александра II. Первые общеобразовательные воскресные школы возникли у нас только в 1858 г., но уже в 1862 г. император Александр II закрыл все нынесуществующие воскресные школы и читальни как источники политизации народа. Только через двадцать лет появляются первые народные университеты. Так, в селах Смоленском и Александровском (1883 г.) в окрестностях Петербурга на базе нескольких воскресных школ возникли Смоленские классы.
В диссертационном исследовании Т.А. Ивениной представлена периодизация этапов дореволюционной культурно-просветительной деятельности.
I этап (1859-1890 гг.) - становление культурно-просветительной деятельности в России.
II этап - 1890-1904 гг. - стабилизация и подъем просветительной деятельности.
© Степанова Т.Х., 2014
III этап - 1905-1916 гг. - культурно-просветительная деятельность в новых исторических условиях [5].
К.Д. Ушинский в качестве инспектора классов Смольного института благородных девиц практиковал ведение занятий выпускницами института в учебных заведениях для взрослых. Одновременно он разрабатывал теоретические основы обучения взрослых. В статье «Воскресные школы» (1861 г.) К.Д. Ушинский обосновал его цели, разделив их на формальные и реальные. Именно К.Д. Ушинским были заложены основы дидактики взрослых - содержание занятий, формы и методы обучения, отмечена необходимость связи обучения с производственной деятельностью ученика [6].
Развитию профессионального образования взрослых во второй половине XIX в. активно содействует Русское техническое общество. К 1903 г. около 9000 человек обучались в 60 школах, отличавшихся хорошей постановкой учебно-воспитательной работы [4].
К концу 1890-х гг. появляются первые теоретические разработки [3] понятия «внешкольное образование» [2]. В.И. Чарнолусский [7] разрабатывает организационную структуру внешкольного образования как органическую систему и предлагает ее классификацию: школы для взрослого населения, учреждения для чтения (библиотеки, общественные издательства, книжная торговля), для распространения научных и специальных знаний для общественных развлечений, музеи и картинные галереи, народные дома. Широкое распространение получают самообразование по специальностям для представителей интеллигенции (чаще всего в индивидуальной форме) и политическое самообразование рабочих (в форме подпольных политических кружков). В Петербурге в 1863-1864 гг. выходит журнал «Самообразование».
В к. XIX—нач. XX вв. появляются редкие (в основном в городах) очаги культуры для трудящихся: городские и общественные публичные библиотеки, бесплатные народные читальни, театры, народные дворцы, воскресные школы для взрослых, общества трезвости, проводятся литературно-музыкальные вечера и публичные чтения для народа.
В 1920-1930-е годы особое значение придается самообразованию. На этом этапе у народа России начинает формироваться интерес к изучению и познанию наук. При Главполитпросвете была создана Всероссийская комиссия помощи самообразованию, издавалась специальная литература, инструктивные и методические материалы публиковали журналы «Рабфак на дому», «Университет на дому», «Учись сам», «Деревенский самоучка», «Помощь самообразованию». Позднее появляются такие формы руководства самообразованием, как кружки, курсы, помощь педагога по переписке.
В процессе перестройки всей системы образования после 1917 г. разрабатывается общая стратегия внешкольного образования, определяются его роль и место в системе народного просвещения. Вопросы внешкольного образования обсуждаются на партийных съездах, заседаниях ЦК партии. В нач. 1920-х гг. прослеживаются две достаточно самостоятельные концепции общеобразовательных учреждений, ориентированных либо на общее образование, либо на профессиональную подготовку. Школы грамоты для взрослых, школы повышенного типа, а также рабочие факультеты (рабфаки) обеспечивали преемственность содержания образования, работали бесплатно с отрывом обучающихся от работы на время учебы и гарантировали получение государственной стипендии. Особо интересен опыт школ нового типа - рабфаков, нацеленных на демократизацию и пролетаризацию высшего образования. На рабфаках высшее образование получали рабочие и крестьяне. В 1921 г. прошел I Всероссийский съезд рабфаков.
Наряду со школьными формами обучения развиваются внешкольные формы культурно-просветительной работы - избы-читальни, кружки, заводские клубы и т.п. Некоторые просветительские функции берет на себя радио, создавая циклы тематических программ.
При всей масштабности организации образования взрослых на данном этапе следует отметить бессистемность, параллелизм и стихийность в организации различных форм обучения.
В 1930-1940-е гг. система общего образования взрослых тесно увязывается с системой партийного и политического просвещения, профессионального образования. Очные формы обучения объединяются с заочными. Постепенно проявляются элементы системности, идет активный поиск новых форм и методов обучения взрослых.
В годы Великой Отечественной войны образование взрослых осуществлялось в основном в системе народных университетов, лекториев, курсов разного профиля.
Первые послевоенные годы отличались нацеленностью на повышение общеобразовательного уровня и квалификации трудящихся. Повышение квалификации рабочих проходило в основном в индивидуально-бригадной форме непосредственно на производстве. Руководящие работники и специалисты промышленности, строительства, транспорта и других отраслей народного хозяйства продолжали образование на вечерних и заочных отделениях вузов, в средних специальных учебных заведениях, на факультетах повышения квалификации при вузах, на различных курсах. Обучение без отрыва от производства занимало от двух до шести месяцев, с отрывом - не более трех месяцев.
В 1950-1960-х гг. взрослые, по каким-то причинам не окончившие школу в обычные сроки, могли компенсировать недостаток образования в широко распространенных вечерних и заочных школах.
В 1960—1970-е гг. создаются сначала народные университеты, затем лектории и, наконец, система партийного просвещения. Все эти учреждения (в основном неформального характера) ставили задачей расширение и углубление знаний взрослых людей в определенных областях.
В нач. 1960-х гг. ощущалась недостаточность разработки научных основ культурно-массовой и политико-просветительной работы среди взрослых: пропаганды знаний, работы клубов, домов и дворцов культуры, радио, телевидения и т.п. и др., общие основы образования и обучения взрослых не разрабатывались.
Выделим звенья системы образования взрослых периода 60-70-х гг. XX в. [6]:
— школьное образование в форме вечерних (сменных) школ рабочей и сельской молодежи и школ взрослых;
— различные формы курсовой подготовки и переподготовки рабочих, служащих, механизаторов сельского хозяйства, повышение производственно-технической квалификации инженерно-технических работников, учителей и преподавателей высших и средних специальных учебных заведений, врачей и др.;
— образование, осуществляемое через широко разветвленную сеть культурно-просветительных учреждений, радио, телевидение, кино, печать;
— образование, осуществляемое общественными организациями, творческими союзами, Всесоюзным обществом «Знание» и др.;
— самообразование.
Массовость обучения в народных университетах обеспечивалась их доступностью, разнообразием тематики, приближенностью к месту жительства или работы слушателей. Слушателями народного университета могли стать как руководители, так и рабочие.
К нач. 1980-х гг. в Советской России сложились следующие формы образования взрослых: в рамках формального образования:
— общее среднее образование в вечерних (сменных) средних школах;
— профессионально-техническое образование в вечерних и дневных с вечерними отделе-
ниями профессионально-технических училищах, а также на различных профессионально-технических курсах обучения различной длительности;
— среднее специальное образование в заочных средних специальных учебных заведениях и на вечерних и заочных отделениях дневных средних специальных учебных заведений;
— высшее образование в заочных и дневных с вечерними и заочными отделениями высших учебных заведениях;
— последипломное обучение (повышение квалификации) специалистов с высшим и средним специальным образованием в институтах, на факультетах и курсах переподготовки и повышения квалификации - как самостоятельных, так и при обычных высших ускоренных заведениях;
^ врамках неформального образования:
— профессионально направленные и общекультурные курсы обучения в народных университетах, центрах непрерывного образования, центрах образования взрослых, в лекториях общества «Знание», по телевидению, на различных курсах интенсивного обучения. Однако, несмотря на расширение масштабов, система образования взрослых в СССР не пользовалась особой популярностью у населения. Ее развитие сдерживали:
— ориентированность исключительно на социально-политический заказ и игнорирование потребностей личности;
— централизм системы образования, проявлявшийся в однообразии содержания и методов обучения, жесткости его организационных форм (преобладание фронтальной формы обучения), односторонности учебных программ, авторитарном стиле преподавания, конформизме, неприятии новых методов в приобретении или передаче знаний;
— замкнутый круг обучающихся (формирование групп по социально-профессиональному признаку), что тормозило проникновение в процесс обучения новых идей, иных взглядов;
— однонаправленная информационная политика в рамках известного и предписанного содержания; ограниченный доступ к полному банку данных новых достижений (например, к спецхрану);
— отсутствие желания учиться для самосовершенствования: люди учились ради получения диплома, получения знаний, необходимых только в их практической профессиональной деятельности.
Обучение взрослых часто мотивировалось лишь стремлением наверстать упущенное в школе. В результате все явственнее проявлялись дисбаланс между технологическим и образовательным уровнем промышленно развитых и социалистических стран, изоляция последних от передового мирового опыта [1].
Развитие непрерывного образования как новой парадигмы российского образования объясняется все более ускоряющимся объективным процессом устаревания знаний и необходимостью гибко, оперативно откликаться на требования общества и рынка к новым знаниям, умениям и отношениям. Можно выделить общие принципы организации и функционирования системы дополнительного профессионального образования, которые характерны для современной России:
1. Государственное регулирование, организация и контроль функционирования системы дополнительного профессионального образования; регламентирование правил, видов, форм обучения.
2. Стимулирование разнообразия видов учебной деятельности, таких как лекции, семинары, практические занятия, самостоятельная работа, собеседования, деловые игры и др.
3. Применение различных форм обучения: очной, очно-заочной, заочной.
4. Учет всех результатов учебной деятельности по каждому учебному курсу, суммирование которых служит основанием для выдачи свидетельств или диплома.
5. Предоставление в соответствии с законодательством льгот для обучающихся (например, оплачиваемого учебного отпуска и др.).
6. Принцип значимости получения дополнительного образования как одного из критериев продвижения по служебной лестнице.
Библиографический список
1. Василькова Т.А. Основы андрогогики: учеб. пособ. / Т.А. Василькова. - М.: КноРус, 2009. - 256 с.
2. Вахтеров В.П. Внешкольное образование народа / В.П. Вахтеров. - М., 1896. - С. 380.
3. Горностаев П.В. О теории общего образования взрослых до Октября и впервые годы после революции / П.В. Горностаев. - М., 1974. - С. 13.
4. Мокиевский В. Таблицы по школам для рабочих / В. Мокиевский. - СПб., 1903. - С. 1-2.
5. Ивенина Т.А. Система культурно-просветительных организаций и учреждений в дореволюционной Рос-сии:1859-1917 гг.: автореф. дис. ... д-ра ист. наук. -М., 2004.
6. Ушинский КД. Собрание сочинений / К.Д. Ушинский. - М., 1948-1952. - Т. 2. - С. 500.
7. Чарнолусский В. Основные вопросы организации внешкольного образования в России / В. Чарнолусский. - СПб., 1909. - С. 2.