ИЗВЕСТИЯ
ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011
IZVESTIA
PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011
УДК [371:373] (09)
КАТЕГОРИЯ «ВЕЧЕРНЕЕ СМЕННОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
В СПРАВОЧНО-ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
© С. В. СЕРГЕЕВА*, Н. К. ЗАГУДАЕВА**
*Пензенская государственная технологическая академия, кафедра педагогики и психологии высшей школы **Муниципальное вечернее сменное общеобразовательное учреждение Центр образования № 1
e-mail: sergeeva@pgta.ru
Сергеева С. В., Загудаева Н. К. - Категория «вечернее сменное общее образование» в справочно-энциклопедической литературе // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 795-799. - Авторы статьи утверждают, что в справочно-энциклопедической литературе, издававшейся и переиздававшейся на протяжении XX - начала XXI вв., понятие «вечернее (сменное) общее образование» среди терминов не встречается. Чаще используются близкие по смыслу понятия «вечернее обучение», «вечернее образование», «внешкольное образование». На основе анализа справочно-энциклопедической литературы авторы статьи представили результаты исследования, раскрывающие общую сущность понятия «вечернее (сменное) общее образование».
Ключевые слова: вечернее (сменное) общее образование, вечернее обучение, вечернее образование, внешкольное образование, общее образование.
Sergeeva S. V., Zagudaeva N. K. - The category «the evening shift general education» in the encyclopedic literature // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 795-799. - The authors of article assert that the concept «the evening (shift) general education» does not meet among terms in the encyclopedic literature published and republished during the XX-th - the beginning of the XXI-st centuries. The concepts of the similar meaning, such as «evening training», «evening education», «extracurricular education», are used more often. On the basis of the encyclopedic literature analysis the authors of article have presented the results of research that reveal the general essence of the concept «the evening (shift) general education».
Keywords: evening (shift) general education, evening training, evening education, extracurricular education, general education.
Стремительные социально-экономические изменения, происходящие в современном мире, обусловили масштабные преобразования в российской системе образования, в том числе, в сфере вечернего (сменного) общего, обеспечивающего обучение и воспитание обучающихся разного возраста и социального статуса.
В настоящей статье представлены результаты исследования, раскрывающие общую сущность понятия «вечернее (сменное) общее образование» в справочно-энциклопедической литературе.
Цель исследования определила выбор методов: изучение справочно-энциклопедической и научнопедагогической литературы, ретроспективный, сравнительно-сопоставительный анализ, синтез, систематизация, обобщение.
Согласно определению, данному С. И. Ожеговым в «Словаре русского языка», «понятие» - «логически оформленная общая мысль о предмете, идея чего-нибудь, представление, сведения о чем-нибудь»
[6.510]; «термин» - «слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства» [7.730]. В последующих изданиях определения вышеперечисленных понятий и терминов не менялись. В настоящей статье мы будем придерживаться этих определений при рассмотрении понятия «вечернее (сменное) общее образование».
В справочно-энциклопедической и научнопедагогической литературе, издававшейся и переиздававшейся на протяжении XX - начала XXI вв., понятие «вечернее (сменное) общее образование» среди терминов не встречается. Чаще используются близкие по смыслу понятия «вечернее обучение», «вечернее образование», «внешкольное образование». Анализ определений поможет нам сформулировать сущность понятия «вечернее (сменное) общее образование».
Так, под вечерним обучением в «Педагогической энциклопедии» (1964) автор статьи «Вечернее обучение» А. А. Черников предлагает рассматривать «одну
из форм обучения молодежи и взрослых без отрыва от трудовой деятельности» [8.327]. Он поясняет, что в СССР вечернее обучение, как и заочное обучение, являлось органической частью общей системы народного просвещения и позволяло всем трудящимся (от 16 лет и старше) получать как общее среднее, так и специальное среднее и высшее образование. Особый интерес вызывает та часть статьи, где автор даёт краткий экскурс в историю вопроса, указывая на то, что «начало вечернему обучению в дореволюционной России было положено открытием в середине
XIX века воскресных школ, которые ставили своей задачей первоначальное обучение неграмотных и малограмотных взрослых. В конце XIX - начале XX вв. воскресные школы, в которых занятия велись лишь один раз в неделю (по воскресениям), стали постепенно заменяться воскресно-вечерними и вечерними школами для взрослых с занятиями 2-3 раза в неделю» [8.327].
В энциклопедическом словаре «Русского Библиографического Института Гранат» А. А. Фортунатов в статье «Школьное дело» особо отмечает, что школы для взрослого населения начала ХХ века, как правило, рассматривались в рамках внешкольного образования, «хотя их работа по существу являлась вполне школьной» (см. X, 490/93)» [14.645-646]. Автор статьи считает, что революция 1905 года способствовала «стремлению масс к образованию», и в этой связи открытию и широкому распространению многочисленных «школ взрослых», «вечерних курсов», «пунктов ликвидации неграмотности» и «народных университетов» [15.153].
В статье В. Чарнолуского «Внешкольное образование», на которую ссылается А. А. Фортунатов, даётся разъяснение: «... Иногда к внешкольному образованию относятся также некоторые виды образования учащихся, стоящих вне общей системы школьного обучения. В интересах большей определенности, правильнее ограничивать понятие внешкольного образования исключительно различными формами образования взрослых.». Автор статьи отмечает, что взгляды на внешкольное образование меняются в сторону его большей социальной значимости для удовлетворения образовательных потребностей взрослого населения. Согласно его мнению, по качеству оно не должно уступать образованию молодого поколения. В этой связи привлекается широкая общественность для управления и содержания системы внешкольного образования. Автор статьи констатирует факт того, что на момент опубликования статьи (1912) основными видами внешкольного образования являются школы для взрослых и библиотеки [13.490-493].
Вернемся к источнику, с которого мы начали наше исследование. В его содержании даётся пояснение относительно того, что после Великой Октябрьской социалистической революции вечернее обучение получило широкое развитие и было использовано во всех звеньях системы народного просвещения. Прежде всего, через вечернее обучение осуществлялась грандиозная задача ликвидации неграмотности и малограмотности среди взрослого населения. Были организованы различного типа вечерние школы для взрослых рабочих и подростков (например, школы грамоты).
В статье представлен материал о развитии системы вечернего обучения в нашей стране в годы Великой Отечественной войны (1941-45), подробно рассмотрены типы учебных заведений. В частности, школы рабочей и сельской молодежи, где «стала учиться молодежь, которая была вынуждена оставить школу в связи с тяжёлыми условиями военного времени». Также говорится о том, что законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» (1958) были определены пути развития системы вечерних общеобразовательных школ, охватывающих обучением трудящихся, не получивших ранее законченного семилетнего или среднего образования, и часть молодёжи, окончившей восьмилетнюю школу. Особый интерес представляет та часть материала, в которой говорится о том что, вместо начальных, семилетних и средних школ рабочей и сельской молодежи установлен один тип вечерней школы - вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа, в составе которой некоторое время сохраняются также 3-8-е классы. Процесс обучения в вечерней (сменной) школе осуществляется без отрыва от производства, вечерние общеобразовательные школы дают учащимся тот же объем знаний и по окончании те же права, что и дневные школы. Публикуются статистические данные по количеству самих школ и учащихся в них в 1958/59 и в 1962/63 учебных годах [6.327].
Подведем промежуточные итоги нашего исследования. Исходя из всего вышесказанного, мы определили, что в начале XX века под вечерним обучением понималось просвещение и элементарная грамотность взрослого неграмотного или малограмотного населения нашей страны без отрыва от трудовой деятельности. Обучалось оно через систему внешкольного образования, основным видом которого были воскресные, воскресно-вечерние, вечерние школы для взрослых и библиотеки, организованные в основном на средства общественности и управляемые общественными организациями. Учебные занятия в этих учреждениях, осуществлялись по воскресениям или по вечерам, не реже 2-3-х раз в неделю. Большое влияние на широкое распространение данного вида обучения в России оказала революция 1905 года.
Анализ справочно-энциклопедической и научно-педагогической литературы показал, что после Великой Октябрьской социалистической революции вечернее обучение приобрело широкое распространение не только среди взрослого населения, но и среди подростков (например, школы грамоты). В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) вечернее обучение распространилось на рабочую и сельскую молодежь, не успевшую получить семилетнее, восьмилетнее и среднее образование по причине тяжелых условий военного времени. Для них были созданы школы рабочей и сельской молодежи, обучавшейся без отрыва от производства и получавшей тот же объём знаний и те же права, что и учащиеся дневных школ. В 50-60-е гг.
XX века вечернее обучение получило широкое распространение. В 1958 г. был установлен один тип вечерней школы - вечерняя (сменная) средняя общеобразовательная школа.
Сущность понятия «вечернее образование» раскрывается в статье В. М. Архипова «Вечернее образование» в Большой Советской Энциклопедии (1971) под главной редакцией А. М. Прохорова. Автор статьи поясняет, что «вечернее образование, одна из форм подготовки специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих, а также обучения молодежи и взрослых в средней общеобразовательной школе без отрыва от трудовой деятельности». Он указывает на то, что термин «вечернее образование» принят условно. На самом деле занятия в вечерних школах и других учебных заведениях аналогичного типа проводились в дневное и вечернее время в зависимости от условий (сменности) производственной работы учащихся. Автор не ограничивается рассмотрением лишь сущности понятия, он также обращается к истокам возникновения и становления вечернего образования в России. По его мнению (которое совпадает с мнением многих других исследователей данной проблематики), вечернее образование возникло в дореволюционной России в XIX веке, когда появились воскресные, воскресно-вечерние и вечерние школы для взрослых, осуществлявшие начальное обучение. В системе вечернего образования после Великой Октябрьской социалистической революции осуществлялась ликвидация неграмотности и малограмотности взрослого населения. В 20-е годы XX века были организованы вечерние школы различного типа (школы грамоты, школы крестьянской молодежи и др.). Для получения среднего общего образования и подготовки рабочих и крестьян к поступлению в вуз были созданы рабочие факультеты. Архипов В. М. считает, что современная система общего среднего вечернего образования начала складываться в годы Великой Отечественной войны. Он связывает данный факт с постановлениями СНК СССР «Об обучении подростков, работающих на предприятиях» (июнь 1943 г.) и «Об организации вечерних школ сельской молодежи» (июнь 1944 г.). По его мнению, в соответствии с данными документами в дальнейшем стала создаваться сеть школ рабочей и сельской молодежи, позже с 1958 г. получивших название вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ. В некоторых типах вечерних школ (школы мастеров при предприятиях, классы мастеров в составе вечерних городских школ, учебные комбинаты на селе) наряду с общим образованием, осуществлялось обучение новым профессиям и повышение профессиональной квалификации. Особый интерес представляет та часть материала статьи, в которой автор представил структуру вечерних школ, режим их работы, статистические данные на 1969/70 учебный год (по количеству вечерних школ, а также учащихся и учителей в них). О том, насколько актуальной являлась проблематика развития вечернего образования в России в 60-70- гг. говорят следующие факты: 1) проблемами общего вечернего образования занималось НИИ общего образования взрослых АПН СССР; 2) организационные, методические и другие вопросы вечернего образования широко освещались научно-методическим журналом «Вечерняя средняя школа» [3.596].
С характеристикой понятия «вечернее обучение» мы встречаемся вновь в «Советском энциклопедическом словаре» (1982) под главной редакцией
A. М. Прохорова. В нём дается следующее определение «вечернему обучению»: «Вечернее обучение -форма подготовки без отрыва от производства специалистов высшей и средней квалификации, квалифицированных рабочих; в СССР осуществляется в высших и средних специальных учебных заведениях, средних общеобразовательных школах, профтехучилищах. Обеспечивает оканчивающим те же права, что и дневные учебные заведения». Далее приводятся статистические данные на начало 1979/80 учебного года по охвату вечерним обучением учащихся вузов, средних специальных учебных заведений, вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ и профтехучилищ [11.216].
Данное понятие по своей сущности не отличается от аналогичного понятия в источнике издания 1964 года того же автора и в основе своей схоже с понятием «вечернее образование» источника 1971 года издания, автором которого является В. М. Архипов.
В 90-е гг. ХХ века интерес к исследуемой нами проблематике не исчез. Однако проблема рассматривается сквозь призму вопросов, связанных с развитием внешкольного образования. В этом смысле целесообразно обратиться к статье Б. К. Тебиева «Внешкольное образование» в «Российской педагогической энциклопедии» (1993) под главной редакцией
B. В. Давыдова. Сравнивая содержание статей В. Чар-нолуского (на которую ссылается А. А. Фортунатов) и Б. К. Тебиева, мы видим, что последний конкретизирует термин «внешкольное образование». Он поясняет: «В отечественной истории педагогики термином «внешкольное образование» принято обозначать (с конца XIX в.) развившуюся во II половине XIX -начале XX вв. просветительскую деятельность общественных организаций и частных лиц, направленную на удовлетворение образовательных запросов населения». Далее он перечисляет типы учреждений внешкольного образования (их более десятка, в том числе воскресные и вечерние школы для взрослых) и поясняет, что они создавались на общественные и частные средства и не входили в государственную систему народного образования. Автор статьи утверждает, что отдельные учреждения для образования взрослых эпизодически возникали в первой половине XIX века (воскресные школы при предприятиях, публичные библиотеки и др.) и быстро распространились на рубеже 50-60-х гг. XIX века в условиях демократического подъема, вызванного отменой крепостного права. Он также говорит о том, что возникали они по инициативе передовой интеллигенции, разночинной студенческой молодёжи, их поддерживали влиятельные педагоги и общественные деятели. В 1862 году учреждения внешкольного образования были запрещены, но в 1872 году их вновь открыли и поставили под усиленный контроль властей в лице Министерства народного просвещения. В 1876-1901 гг. внешкольные учреждения руководствовались в своей деятельности официаль-
ными правилами, разработанными Учёным комитетом Министерства народного просвещения. Далее в статье автор подробно освещает деятельность учреждений внешкольного образования, доведя своё повествование до кануна первой мировой войны, после начала которой, эти учреждения приостановили свою работу, некоторые из них были вновь запрещены царским правительством. В заключении он отмечает, что учреждения внешкольного образования возобновили свою работу после Великой Октябрьской социалистической революции и были включены в государственную систему народного образования. После организации Главполитпросвета (1920) внешкольное образование получило название политико-просветительной, а позднее культурно-просветительной работы [10. 153-154].
Несколько другая интерпретация понятию «внешкольное образование» дается Н. Аберкромби в «Социологическом словаре» (2004). В статье «Внешкольное образование» он пишет: «Идея внешкольного образования основана на убеждении, что формальная система образования не только исключает определённые социальные группы, но и, подчеркивая значение формального, абстрактного знания, преуменьшает важность жизненного опыта. Первоначально эта идея развивалась применительно к обществам третьего мира, но впоследствии стала использоваться и в развитых обществах при организации неформальных систем образования, опирающихся на предшествующие знания и опыт учащихся» [1.61].
Анализируя последний источник и сопоставляя его с предшествующими, авторами которых являлись
В. Чарнолуский и Б. К. Тебиев, мы видим, что они схожи в вопросе рассмотрения вечернего образования в плоскости внешкольного образования. Все три источника говорят о том, что внешкольное образование неформальное, т. е. не входило в систему формального (государственного) образования и, что оно было рассчитано на социальные группы, исключённые из системы формального (государственного) образования. Это определение «внешкольного образования» будет верным, если мы его спроецируем на дореволюционную Россию и Россию первых лет советской власти.
В «Большой энциклопедии» (2006) под «вечерним образованием» понимается «форма подготовки специалистов высших и средних квалификаций, квалифицированных рабочих, а также обучение молодёжи и взрослых в средней общеобразовательной школе без отрыва от трудовой деятельности». [4.64]. Далее определение фактически повторяет то, которое было дано в статье В. М. Архипова «Вечернее образование», опубликованной в «Большой Советской Энциклопедии» (1971). Уточнено лишь, что выпускники вечерних учебных заведений, в частности школ, получают документ об образовании - аттестат единого государственного образца.
Подведём промежуточные итоги. Исследовав трактовки понятий «вечернее обучение», «вечернее образование», «внешкольное образование», их изменения на протяжении XX - начале XXI вв., можно увидеть, что в них есть много общих признаков и
характеристик. Все три понятия в сущности своей указывают, во-первых, на образование взрослого населения России (хотя не исключалось обучение подростков и молодёжи, оставшихся вне охвата системы государственного общего образования); во-вторых, на получение образования населением без отрыва от производства; в-третьих, на существовавшие типы учреждений вечернего обучения, вечернего и внешкольного образования, а именно воскресные, воскресновечерние, вечерние школы взрослых, а также, школы подростков, школы рабочей и сельской молодежи и др.; в-четвертых, на содержание образования в названных учреждениях, соответствовавших удовлетворению общеобразовательных потребностей населения.
Далее логично перейти к рассмотрению сущности понятия «вечернее (сменное) общее образование». Прежде всего, считаем целесообразным, обратиться к понятию «образование». В «Словаре русского языка» (1952) С. И. Ожегова слово «образование» трактуется в первом значении как «обучение, просвещение», во втором - «совокупность знаний, полученных специальным обучением» [6.388]. В последующих изданиях «Словаря русского языка» С. И. Ожегова (1961, 1975, 1988, 1995) его трактовка не менялась.
Под образованием в «Словаре по образованию и педагогике» В. М. Полонский предлагает понимать «целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоциональноценностного отношения к миру, достижение гражданином (обучающимся) определённых государством образовательных уровней (образовательных цензов) [9.33].
Категория «общее» во всех вышеперечисленных изданиях словаря русского языка С. И. Ожегова имеет шесть значений. Из них мы возьмем первое, которое обозначает «свойственное всем, касающееся всех». Понятие «вечернее» истолкуем сами как «организуемое вечером, проводимое в вечернее время». Согласно анализу словаря русского языка (1975) С. И. Ожегова категория «сменное» является прилагательным, образованным от существительного «смена» [7.675].
В результате нашего филологического разбора определение исследуемого понятия дословно будет звучать следующим образом: «Вечернее (сменное) общее образование - совокупность знаний, свойственных всем, касающихся всех, полученных специальным обучением, организованным в вечернее время посменно».
Причастный оборот «свойственные всем, касающиеся всех» подводит нас к мысли о том, что такое образование может быть получено только в школе, так как именно в ней обучающиеся приобретают общие знания или по общим отраслям знаний. Следовательно, понятие «вечернее (сменное) общее образование» может относиться только к школе. О школе в нём говорит ключевое понятие «общее», именно оно толкуется как «свойственные всем, касающиеся всех знания». Это важно уяснить, потому что понятие, исследуемое в настоящей статье, употребляемое без категории «об-
щее», может быть отнесено к начальному, среднему и высшему вечернему (сменному) профессиональному образованию, а не к школе.
С толкованиями категорий «образование» или «общее образование», ключевых для понимания и формулировки исследуемого нами понятия, мы встречаемся не только в словарях русского языка, но и в других источниках. Так, в «Большой Советской энциклопедии» под редакцией Б. А. Введенского (1954) под общим образованием понимается «объём знаний, умений и навыков, приобретенных как в общеобразовательных учебных заведениях, так и путём самостоятельного изучения основ наук, необходимых для практической деятельности людям всех профессий. Общее образование предусматривает обучение навыкам чтения, письма и счета и усвоение основ наук, необходимых для понимания явлений природы и общества, участие в общественной жизни и овладения различными профессиями». Далее Введенский Б. А. поясняет, что различают начальное, повышенное начальное и среднее общее образование, говорит о том, что входит в общее образование, какие предметы, курсы. Разъясняет, что «В СССР установлена система всестороннего общего образования и ставится задача осуществления всеобщего политехнического обучения в средней школе (см. Политехническое образование), чтобы члены общества получили возможность свободно выбирать себе профессию» [2.411].
В «Энциклопедическом словаре» под редакцией академика Осипова Г. В. (1995) в статье Филиппова Ф. Р. «Школа и социальное развитие общества», датированной 1990 г., дается следующее определение общего образования: «Общее образование - 1) система знаний об основах наук и навыках, необходимых для применения в практической деятельности; 2) система учебных заведений (школ), обеспечивающих допрофессиональное обучение и воспитания детей и подростков, а также общеобразовательную подготовку взрослого населения». Далее в нём поясняется на какие ступени обучения оно делится и какие учебные заведения дают общее образование, в том числе упоминаются «вечерние (сменные) школы для работающей молодежи» [12.465].
В культурологическом словаре под редакцией Кравченко А. И. (2000) под общим образованием понимается «результат овладения основами наук, необходимых человеку для понимания основных явлений природы и общества, участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Основа для получения профессионального (специального) образования. Важнейшие пути общего образования - обучение в общеобразовательных школах, средних профессиональных учебных заведениях. Уровни общего образования -начальное, неполное среднее и среднее» [5.418].
Таким образом, систематизируя представленные выше определения понятий «вечернее обучение», «вечернее образование», «внешкольное образование», «общее образование», учитывая толкование слов, входящих в состав исследуемого нами понятия, считаем возможным дать собственное трактование категории «вечернее (сменное) общее образование» - это целе-
направленный процесс обучения и воспитания подростков, молодёжи и взрослых по общим отраслям знаний, на базе учреждений вечернего (сменного) общего образования в объеме начальной, неполной средней и средней школы, результатом которого выступают усвоение индивидом систематизированных знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру, готовность по окончании школы к трудовой деятельности или к получению начального, среднего и высшего профессионального образования, а также к участию в общественной жизни общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аберкромби Н., Хилл С. , Тернер Б. Социологический словарь. М.: Экономика, 2004. 61 с.
2. Большая Советская энциклопедия / Под ред. Б. А. Введенского. М.: БСЭ, 1954. Т. 30. 411 с.
3. Большая Советская Энциклопедия в 30 томах / Под ред. А. М. Прохорова. М.: «Советская Энциклопедия», 1971. Т. 4 БРАСОС-ВЕШ. 596 с.
4. Большая Энциклопедия в 62-х томах. М.: Терра, 2006. Т. 9.С. 64.
5. Кравченко А.И., Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000. 418 с.
6. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред.
С. П. Обнорского. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1951. С. 236, 388, 510.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д.ф.н., проф. Н. Ю. Шведовой. М.: Русский язык, 1975.
С. 675, 730.
8. Педагогическая энциклопедия в 4-х томах / Под гл. ред. А. И. Каирова и Ф. П. Петрова. М.: «Советская энциклопедия», 1964. Т. 1 А-Е. С. 327.
9. Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике. М.: Высшая школа, 2004. 512 с.
10. Российская педагогическая энциклопедия в 2-х томах / Под гл. ред. В. В. Давыдова. М.: Большая Российская Энциклопедия, 1993,.Т.1 А-М. 153 с.
11. Советский энциклопедический словарь / Под гл. ред. А. М. Прохорова. М.: Советская энциклопедия, 1982. 216 с.
12. Филиппов Ф. Р. Школа и социальное развитие общества. М. 1990.
13. Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат / Под ред. проф. Ю. С. Гам-барова, проф. В. Я. Железнова, проф. М. М. Ковалевского, проф. С. А. Муромцева и проф. К. А. Тимирязева. М.: Редакция и экспедиция «Русского Библиографического института Гранат», Т. 10. 493 с.
14. Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат / Под ред. проф. Ю. С. Гам-барова, проф. В. Я. Железнова, проф. М. М. Ковалевского, проф. С. А. Муромцева и проф. К. А. Тимирязева. М.: Редакция и экспедиция «Русского Библиографического института Гранат», Т. 49. С. 645-646.
15. Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат / Под ред. проф. Ю. С. Гам-барова, проф. В. Я. Железнова, проф. М. М. Ковалевского, проф. С. А. Муромцева и проф. К. А. Тимирязева. М.: Редакция и экспедиция «Русского Библиографического института Гранат», Т. 50. С. 153-154.