Об авторе
УДК 378.144/.146
О СТАНДАРТАХ КАК СОСТАВЛЯЮЩИХ
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА ВУЗА: ЗА И ПРОТИВ
С.Я. Гехтляр
зывает, что даже основные требования к реферату неизвестны, а принципы написания курсовой работы, как правило, уясняются на основании «консультаций», причем чаще не с преподавателем, а со студентами-предшественниками, всегда ли этот путь оптимален?
Представляется, что не только начинающий студент, но и старшекурсник нуждается в специальных пособиях, помогающих освоить теорию того или иного вида деятельности обучающегося.
Данная статья - фрагмент, основные положения пособия, подготовленного к печати сотрудниками кафедры журналистики (авторы -■ С.Я. Гехтляр, Е.А.Чернявская, А.А.Рубан), в котором: 1 \ характеризуются основные виды учебной деятельности, содержащие элементы исследования, в их отличии от чисто учебной работы; 2\ излагаются основные требования к содержанию и структуре реферата, курсовой работы, выпускного квалификационного сочинения.
Первое, что необходимо освоить первокурснику, - основные признаки того или иного вида работ. Коротко представим их.
Конспект с элементами исследования - когда из прочитанных работ выписываются положения, подтверждающие или опровергающие предварительную установку. На этом этапе преподавателю важно показать, чем такой конспект отличается от изложения содержания, показать, что основной признак такого конспекта - концептуаль-ность.
Второй этан на этом пути - реферирование. Оно, как известно, может быть учебным и научно- учебным. Учебное реферирование является в основе своей репродуктивным, т.е. представляет в обобщенном виде только фактографическую информацию, но включает и иллюстративный материал, в нем обязательно подчеркиваются сведения о полученных автором результатах и возможностях их использования.
Используется также жанр реферата- резюме, он - переходный от учебного к имеющему элементы исследования: в нем только основные положения, тесно связанные с темой реферируемого издания.
Реферат-обзор - путь подготовки к будущему исследованию: автор такого реферата с необходимостью охватывает несколько точек зрения, не исключая частных аксиологических моментов.
Специфика научно-учебного реферирования состоит в том, что наряду с изложением содержания той или иной научной работы дается анализ представленной в первоисточниках информации и ее, с позиции автора, оценка в непременной связи с объективными данными о состоянии проблемы.
Структура учебно-научного реферата включает три основных компонента: библиографическое описание источника (полные выходные данные), собственно реферативный текст и справочный аппарат.
Вторая часть, собственно реферативный текст, строится следующим образом:
-характеристика темы и объекта
-описание результатов, выводов
-характеристика применения результатов.
Учебно-научное реферирование - интеллектуальный творческий процесс, включающий осмысление текста, элементы аналитико-синтетического преобразования использованной информации, следовательно, на выходе мы имеем новый, принадлежащий автору реферата, текст.
В языке реферата максимально выражена тенденция преобладания существительных над другими частями речи, большое число глаголов с общим значением типа считать, рассматривать, описывать.
Синтаксис характеризуется однообразием, материал подается не в развитии, а в статике (например: Сообщается..., а не Будет сообщено...). В тексте преобладают констатирующие обобщения и перечисления. Используя элементы оценки, важно
- приложение (не обязательно; сюда входят материалы, не являющиеся научно важными для понимания содержания)
- вспомогательные указатели.
Основные компоненты введения в курсовой работе: обоснование темы, выбора материала, предполагаемые цели и результаты, содержание и формулировка задач.
Характеризуется объект и предмет исследования, сообщается об используемых методах анализа, о теоретических основаниях и практической значимости наблюдений (обобщений). В конце введения обязательно формулируются положения, выносимые на защиту, они, как правило, - есть обобщенные и квалифицированные выводы.
Содержание первой главы - обзор литературы вопроса, изложение важнейших теоретических оснований того анализа, который представлен второй главой.
Главный смысл и содержание первой главы курсовой работы - представление того состояния вопроса, которое застало начало данного исследования. Главное, на что следует обратить внимание: в обзоре литературы нельзя перечислять все, что известно из прочитанного! Особенно осторожными нужно быть с утверждением, что тебе в данной области принадлежит первое слово!
Вторая глава - квалификация, классификация и выводы в результате исследования материала, в котором проявила себя логика теории-обоснования, формулировка важнейших положений теории, которые могут получить как подтверждение, так и опровержение.
Заключение в такой работе играет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, носит форму синтеза накопленных впечатлений, резюме основной и научно-обосновательной частей. Этот синтез - последовательное, логичное, стройное изложение итогов и указание на их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении. Заключение - это выводное знание, тот собственно результат, который может быть вынесен на обсуждение, оно должно соотноситься с формулировками цели и положений, выносимых на защиту1.
Размеры курсовой работы для гуманитарных специальностей 30 -40 стр., картотека должна насчитывать не менее 400-600 единиц.
Дипломное сочинение (или, как официально называется эта работа: выпускная квалификационная) в основном выполняется с соблюдением указанных для курсовой работы требований.
Отличия: она должна быть больше по размеру (в среднем 75 стр. текста), тема формулируется с учетом постановки более серьезной, чем в курсовой работе, проблемы. Наиболее удачно (мы уже говорили об этом), когда тема дипломной работы формулируется с учетом осведомленности студента в данной проблематике, с учетом тем его реферативных и курсовых работ по проблемам выпускающей кафедры.
(Примерный перечень типа источников теоретических сведений и материала в связи со специальностью «Журналистика» представлен в подготовленных выпускающей кафедрой методических рекомендациях. Там же - образцы оформления титульного листа и оглавления, формы для документации, представляемой вместе с работой в Государственную аттестационную комиссию.)
Здесь опишем некоторые характеристики выпускной работы, важные для любой специальности, но которые, как показывает опыт, часто остаются за пределами внимания как исполнителя, так и научного руководителя.
Введение необходимо начинать с обоснования темы: чем обусловлен выбор студента, почему выбранная проблема или идея научного направления может служить темой выпускной работы. Обоснование должно позволить читающему работу понять,
1 Более подробное описание основных компонентов структуры см. ниже, при характеристике выпускной квалификационной работы.
дования, сообщить об использованных научных методах, сформулировать положения, выносимые на защиту.
Цель исследования - это всегда ответ на вопрос «зачем?» «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова (М.. 2000) определяет понятие «цель» как «предмет стремления, то, что надо, желательно осуществить», но мы в данном случае имеем дело с целью как философским понятием, поэтому важно, что «Философский словарь» подчеркивает : «цель - идеальное предвосхищение результата, на достижение которого направлены действия... выражает закономерность познавательной деятельности человека, его зависимость от объективных законов... это также непосредственный сознательный мотив, направляющий и регулирующий действие...» (М..1963.С.496). Формулируя цель, исследователь представляет основное содержание своей научной гипотезы.
Для достижения цели требуется постановка и решение ряда исследовательских задач. При выполнении выпускной квалификационной работы это, как правило, изучение специальной литературы и определение теоретической базы исследования, выборка необходимого материала и составление картотеки, на основании которой материал обоснованно квалифицируется и\или классифицируется.
Цель и материал определяют, в свою очередь выбор методов исследования.
Как известно, набор исследовательских методов - это, наряду с объектом, предметом исследования и собственным метаязыком тот необходимый минимум, которым должна обладать каждая самостоятельная наука. В философском смысле метод путь познания и истолкования любого явления действительности, «форма практического и теоретического освоения действительности, исходящего из закономерностей движения изучаемого объекта, система регулятивных принципов преобразующей, регулятивной или познавательной, теоретической деятельности» (Мостепаненко М.В. Философия научного познания. - Л.,1972,с.19).
В зависимости от того, к какому типу из перечисленных видов исследовательской деятельности обращается субъект, вырабатываются различные специальные методы той или иной науки (тут слово «метод» - в узком смысле), система приемов и процедур, способствующих целенаправленному изучению объекта с определенной точки зрения.
Наиболее распространенная ошибка дипломных сочинений - расхождение между списком использованных методов и практикой применения, поэтому, для благополучного прохождения работы через «препоны» рецензирования, автор, называя метод, методику, прием, должен коротко и четко указать способ его применения. Например, если автор лингвистического исследования называет среди методов нормативно-стилистический, он обязательно должен добавить, что, опираясь на него в процессе анализа текста, исследует языковые явления, выходящие за пределы литературно-языковой нормы и дает им функциональную характеристику.
Иногда возникают сомнения: обязательно ли формулировать в выпускной работе положения, выносимые на защиту?
Представляется, что такие положения нужны, это не пустая формальность, а важная часть исследования, которая позволяет (можно сказать даже - помогает) связать воедино постановку задачи и результаты, это тоже своего рода «оселок» : в правильно и доказательно построенной работе непременно проявляется логический параллелизм между названием, целью, защищаемыми положениями.
Приведем образец такого соотношения. Если тема работы «Индивидуально-авторские словообразования в языке русской поэзии (на примере произведений М.Цветаевой и И.Северянина)», то цель ее - описав неологизмы указанных поэтов, выявить характерные черты, отличающие, прежде всего в области развития словарного состава, поэтический текст определенного периода русского языка. Тогда естественно, если на защиту автор выносит следующие положения: «1 .Процесс образования новых слов, присущий языку как постоянное явление, особенно интересен в языке поэзии. 2.
УДК 51-72: 530. 145+42.2Англ.
МЕТОНИМИЧЕСКИЕ «СОЛИДАРНОСТИ» В ТЕКСТЕ