Научная статья на тему 'Изучение состояния навыков построения научного дискурса и условий их формирования у студентов-логопедов'

Изучение состояния навыков построения научного дискурса и условий их формирования у студентов-логопедов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ДИСКУРС / РЕФЕРАТ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Российская Е. Н., Алтухова Т. А.

В статье рассматривается проблема изучения навыков порождения научного дискурса у студентов-логопедов, представлена методика оценки их состояния, а также условия формирования умения анализировать научный текст с целью извлечения профессионально значимой информации и создания собственного дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изучение состояния навыков построения научного дискурса и условий их формирования у студентов-логопедов»

УДК 376+378

ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ НАВЫКОВ ПОСТРОЕНИЯ НАУЧНОГО ДИСКУРСА И УСЛОВИЙ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ-ЛОГОПЕДОВ*

© 2011 Е. Н. Российская1, Т. А. Алтухова2

1канд. пед. наук, доцент каф. медицины и логопедии e-mail: rosselle@ mail. ru

Курский государственный университет

2канд. пед. наук, доцент каф. специальной педагогики и психологии e-mail: almalah@rambler. ru

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

В статье рассматривается проблема изучения навыков порождения научного дискурса у студентов-логопедов, представлена методика оценки их состояния, а также условия формирования умения анализировать научный текст с целью извлечения профессионально значимой информации и создания собственного дискурса.

Ключевые слова: научный дискурс, реферат, научно-исследовательская деятельность.

В настоящее время в рамках модернизации высшего образования осуществляется внедрение ФГОС, который реализует компетентностный подход к подготовке выпускников. В рамках данного подхода в структуре профессиональной готовности выделяется отдельной составляющей исследовательская (бакалавры) и научноисследовательская (магистры) деятельность, что определяет необходимость формирования определенных компетенций:

• бакалавриат - готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9); готовность к использованию знаний в области современного русского литературного языка в профессиональной деятельности, к лингвистическому анализу (ПК-11);

• магистратура - способность изучать и систематизировать достижения отечественных и зарубежных исследований в области специального образования и смежных отраслей знаний (ПК-10); готовностью к анализу и систематизации результатов исследований, подготовке научных отчетов, публикаций, презентаций, использованию их в профессиональной деятельности (ПК-12) [ФГОС ВПО... 2010].

Таким образом, важной составляющей готовности к исследовательской деятельности является владение обучающимися навыками работы с литературными источниками.

Успешность обучения студентов организации литературного обзора по выбранной проблеме и оформлению результатов теоретического анализа в виде рефератов,

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Технология формирования навыков построения научного дискурса в системе профессиональной подготовки дефектолога»), проект № 11-06-00315 а.

глав курсовых и выпускных квалификационных работ зависит от владения ими навыками восприятия и порождения письменного текста[Колесникова 2002].

Но в то же время очевидно, что процесс обучения в высшей школе, в настоящее время недостаточно ориентирован на создание специальных условий целенаправленного формирования научной речи; предполагается «стихийное» формирование у студентов умений систематизировать и обобщать информацию, составлять описание экспериментов, аннотировать, редактировать, реферировать, рецензировать тексты, оформлять результаты научно-исследовательской деятельности в форме статей, докладов, курсовых и выпускных квалификационных работ [Методика подготовки... 2004].

В последние годы в исследованиях некоторых авторов делается попытка решить проблему формирования письменной, в том числе, и научной речи студентов нефилологических специальностей как части их профессиональной компетенции в рамках курса «Русский язык и культура речи» [Демидова 1991; Зинковская, Колесникова 1998; Методика подготовки. 2004], на занятиях по иностранному языку (А. В. Подстрахова).

На наш взгляд, в системе подготовки студента по конкретной специальности/направлению такой подход оказывается недостаточным. Это связано с тем, что не всегда в образовательном процессе создаются условия для реализации межпредметных связей. А студенты, зачастую прагматически настроенные, больше ориентированы на дисциплины предметной подготовки и разнообразные виды научно-исследовательской и практической деятельности по специальности/направлению.

Проведенное нами в 2009-2010 учебном году исследование состояния навыков построения научного дискурса у студентов, обучающихся по специальности «Логопедия» в Белгородском и Курском государственных университетах, позволил экспериментально доказать существование данной проблемы и необходимость ее решения. Так, использование метода анализа продуктов письменно-речевой деятельности студентов, в частности текстов рефератов, выполненных в рамках самостоятельной работы по дисциплине «Логопедия», позволило оценить навыки построения научного дискурса.

Оценка результатов реферирования проводилась в соответствии с выделенными нами критериями и уровнями. К критериям мы отнесли: качество выполнения реферата как определенного вида письменной учебной работы; информационно-структурное качество научного текста; стилистические качества текста; соответствие нормам грамотной письменной речи.

Уровни выполнения реферата были упорядочены специальными квалиметрическими шкалами и поставлены в соответствие с трехбалльной числовой шкалой, что позволило перейти от качественной оценки соответствующих критериев к их количественной оценке (табл. 1).

Уровень выполнения реферата определялся на основе подсчета общей суммы баллов после оценивания каждого из 13 указанных показателей: высокий - 34-40 баллов; выше среднего - 27-33 балла; средний - 20-26 баллов; ниже среднего - 13-19 баллов; низкий - менее 13 баллов.

Количественные результаты проведенного анализа представлены в виде гистограммы на рисунке 1.

Рис. 1. Уровни выполнения реферата студентами-логопедами

Критерии Показатели Оценка (в баллах)

3 2 1 0

I. Качество выполнения реферата как определенного вида 1. Правильность использования первоисточников Все источники отобраны в соответствии с темой работы Некоторые источники не соответствуют теме работы Преобладающее количество источников не соответствует теме работы Полное несоответствие источников теме работы

письменной учебной работы 2. Полнота использования первоисточников При работе с текстом были использованы все соответствующие теме реферата источники, указанные в библиографии. Из каждого источника отобрана существенная для раскрытия темы информация В тексте используется не менее 50% соответствующих теме реферата источников, указанных в библиографии. Из каждого источника отобрана существенная для раскрытия темы информация В тексте используется менее 50% соответствующих теме реферата источников, указанных в библиографии. В ряде случаев используется либо несущественная для раскрытия темы информация, либо не все необходимая информация Текст построен на основе одно-го-двух источников, при этом используется либо несущественная для раскрытия темы информация, либо не все необходимая информация. Наблюдается диссонанс между библиографией и основным текстом работы (заявлены одни источники, анализируются - другие)

3. Соответствие содержания теме Содержание текста полностью соответствует теме Содержание текста в основном соответствует теме, но имеется некоторая его избыточность либо недостаточность Отмечается незначительное несоответствие содержания заявленной тематике, имеются отступления, не относящиеся непосредственно к раскрываемой теме Полное несоответствие содержания теме

4. Глубина проработки материала Основной текст базируется на достаточном привлечении фактического материала, в нем используются результаты анализа фактов, содержащихся в первоисточниках При наличии достаточного фактического материала отмечается недостаточная аналитичность в изложении (например, текст содержит результаты анализа фактов, выполненного на недостаточном материале) Недостаточность фактического материала (или отобран несоответствующий фактический материал) для раскрытия основного содержания темы, наличие лишь элементов анализа материала (в виде общих выводов) Текст носит компилятивный характер, отсутствует аналитический подход к фактам

5. Соответствие оформления реферата заданным стандартам Структурное и внешнее оформление реферата полностью соответствует требованиям Отмечаются погрешности внешнего оформления текста при наличии структуры, соответствующей требованиям Имеются недочеты в структуре изложения на фоне грубых нарушений внешнего оформления Структура и внешнее оформление работы полностью не соответствует требованиям

II. Информационноструктурное качество научного текста 6. Логичность Отмечается последовательность в изложении материала как на уровне всего текста (в плане реферата выделено необходимое количество частей и отмечается их Отмечаются незначительные погрешности в построении содержания отдельных структурных компонентов текста реферата (введения, парагра- Единичные ошибки наблюдаются уже на уровне определения логики построения всего текста реферата (в плане реферата не выделено Нарушение планирования изложения, а также логики изложения его структурных компонентов

логичное расположение), так и на уровне его отдельных структурных компонентов фов основной части, заключения) при сохранности общей логики (плана реферата) необходимое число частей или отмечается их избыточность, а также нарушена последовательность), отмечаются ошибки в последовательности изложения материала структурных компонентов реферата (введения, параграфов основной части, заключения)

7. Связность В тексте использованы адекватные средства эксплицитной связи (союзы и частицы в роли союзов, вводные и однокоренные слова, лексические повторы, замены существительных местоимениями и местоименными наречиями и др.) и имплицитной (цепной и параллельной) связи В целом текст является семан-тико-синтаксическим единством, но в единичных случаях отмечается отсутствие способов межфразовой связи или их неадекватное использование Отмечается неправильное использование средств меж-фразовой связи (связок-элементов речи), т.е. текст не выступает в качестве семан-тико-синтаксического единства В тексте реферата не используются средства межфразовой связи

8. Цельность Зависимости в смысловой цельности текста получили четкое отражение. Общий текст реферата, а также каждый параграф основной части имеют трехчастную структуру (зачин, основную часть, окончание). В названиях параграфов основной части прослеживается конкретизация темы реферата, а их содержание полностью соответствует названию. В тексте четко прослеживается основная мысль Общий текст реферата и большинство параграфов основной части имеют трехчастную структуру (зачин, основную часть, окончание). В названиях параграфов основной части прослеживается конкретизация темы реферата, а их содержание полностью соответствует названию. Текст некоторых параграфов может иметь незаконченный характер. Но в целом в тексте прослеживается основная мысль Общий текст реферата имеет трехчастную структуру (зачин, основную часть, окончание). Названия параграфов основной части не всегда соответствуют теме реферата, и их содержание не может рассматриваться как часть целого. Текст некоторых параграфов может иметь незаконченный характер, включать информацию, не относящуюся к основной теме. В тексте недостаточно четко прослеживается основная мысль Общий текст реферата имеет трехчастную структуру (зачин, основную часть, окончание). Названия параграфов основной части не соответствуют теме реферата, и их содержание не может рассматриваться как часть целого. Текст параграфов имеет незаконченный характер, а также содержит информацию, не относящуюся к основной теме. В тексте не прослеживается основная мысль

9. Понятность изложения Отмечается расчлененность структурных частей содержания текста реферата на абзацы в соответствии с его смысловым членением* Выделенные в содержании текста абзацы в основном соответствуют его смысловому членению, но имеются в ряде случаев ошибки (абзацы более объемны: за счет избыточной информации, объединения нескольких смысловых Большинство выделенных абзацев не соответствуют смысловому членению текста (укрупнение или дробление абзацев) Отсутствие членения структурных частей реферата на абзацы

Ученые записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. 2011. № 4 (20)

звеньев); дефицит объема, приводящий к недостаточности раскрытия основной мысли)

10. Объективность изложения Использование фактического материала в тексте в полном объеме, наличествуют указания на источник сообщения и авторство в случае цитирования высказываний или ссылки на мнение В единичных случаях отсутствуют указания на источник сообщения и авторство в случае цитирования Имеются лишь отдельные указания на источник сообщения и авторство в случае цитирования высказываний или ссылки на мнение Отсутствие указания на источник сообщения и авторство в случае цитирования высказываний или ссылки на мнение

III. Стилистические качества текста 11. Соответствие лингвистическим признакам научнотехнического стиля Текст реферата можно рассматривать как авторское изложение, которое ведется от третьего лица. Полное стилевое соответствие: синтаксическая полнота оформления высказывания, наличие аналитических конструкций, именной характер морфологических компонентов предложения, развернутая система связующих элементов, в том числе наличие синтагматических связей с подчинительными отношениями Текст реферата можно рассматривать как авторское изложение, которое ведется от третьего лица. Отмечается практически полное стилевое соответствие, но в единичных случаях наблюдается использование официально-делового и литературнохудожественного стилей, эмоционально-изобразительных средств (эпитетов, метафор, метонимии, гиперболы, литоты, окзюморона, синекдохи, эллипсии и т.д.). Может иметься эпиграф Реферат преимущественно составлен из отрезков научных и учебных текстов. Отмечаются только элементы авторского изложения (при формулировке выводов, вводных предложений, предложений-связок между отдельными частями и т.д.). Изложение ведется от третьего лица, но используется официально-деловой и литературно-художественный стили, в отдельных случаях стиль обиходно-бытового характера Реферат составлен из отрезков научных и учебных текстов. Отсутствует авторское изложение, либо полностью нарушена им-персональность стиля научноинформационного текста. Наблюдается подмена научнотехнического стиля стилем обиходного общения

IV. Соответствие нормам грамотной письменной речи 12.Грамматическое оформление Текст «вычитан»: отсутствует нарушение грамматических норм Встречаются единичные (случайные) нарушения грамматического оформления высказывания, связанные с издержками редактирования текста Нарушения грамматического оформления высказывания носят системный характер Аграмматизм

13. Орфография Текст «вычитан»: отсутствуют орфографические ошибки Встречаются единичные нарушения орфографии Нарушения орфографии носят системный характер Множественные орфографические ошибки

* добавление баллов (но не более двух) по данному показателю может осуществляться при использовании в тексте реферата авторских схем и таблиц, основанных на собственном анализе первоисточников, конкретизирующих и уточняющих основное содержание реферата

Как видно из гистограммы, у студентов не было отмечено ни одного случая выполнения реферата на высоком уровне, преобладал результат «ниже среднего» (44,4%) и низкий уровень (25%). Средний уровень и показатель «выше среднего» составили 16,7% и 13,9% соответственно.

На рисунке 2 мы попытались представить в виде диаграммы состояние каждого из 13 исследуемых показателей, определив среднеарифметический балл их выполнения студентами.

і

Рис. 2. Состояние качества выполнения рефератов студентами-логопедами (констатирующий

срез)

Полученные результаты свидетельствуют, что ни один из показателей качества выполнения реферата не соответствовал высокой оценке. Максимальные баллы были получены по следующим показателям: соответствие содержания теме (3) - 2 балла, объективность изложения (10) - 2,29 балла, грамматическое оформление (12) - 2,29 балла, орфография (13) - 2,43 балла.

Более подробный качественный анализ результатов экспериментального изучения исследования представлен нами в статье «Результаты изучения навыков построения научного дискурса студентами-логопедами» [Алтухова, Российская 2010].

Приведенные результаты анализа реферативных работ студентов-дефектологов наглядно иллюстрируют, что студенты в недостаточной мере владеют навыками работы с научной и научно-методической литературой, умениями планировать письменноречевое высказывание и испытывают значительные трудности в построении научного дискурса.

Полученные результаты определили необходимость разработки специальной программы «Технология построения научного дискурса» для студентов и внедрения ее в практику подготовки выпускников по специальности «Логопедия» в Белгородском государственном университете и направлению магистерской подготовки «Логопедия» в Курском государственных университете.

Целью программы было расширение, закрепление, систематизация и совершенствование знаний обучающихся о научном дискурсе и формах его реализации в научноисследовательской деятельности, приобретение навыков практического применения этих знаний при решении конкретной научной задачи, формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области научно-исследовательской деятельности.

В качестве задач обучения были определены:

• совершенствование знаний обучающихся в области технологии построения научного дискурса;

• формирование умения анализировать научный текст с целью извлечения профессионально значимой информации и критической его оценки;

• обеспечение готовности к применению на практике навыков построения и совершенствования научного дискурса.

В структуру программы была заложена теоретическая и практическая компонента.

Теоретическое содержание предполагало знакомство студентов с понятием дискурс, его ситуационной и личностной детерминацией; дискурсом как продуктом речевой деятельности, его структурно-семантическим и лексическим оформлением; структурой и содержанием различных продуктов научно-исследовательской деятельности (конспектом, рефератом, эссе, курсовой и выпускной квалификационной работами); организацией и логической последовательностью построения научного дискурса; спецификой научного дискурса в исследованиях в области специального (дефектологического) образования; критериями оценки научного дискурса.

Важной составляющей программы являлся практикум, который предполагал овладение студентами технологией восприятия и порождения научного дискурса. Специально организованные задания были распределены по этапам, представленным в таблице 2.

Таблица 2

I. РЕЦЕПТИВНО-АНАЛИТИЧЕСКИИ ЭТАП II. ПРОДУКТИВНО-РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП

Чтение статьи с последующим анализом Чтение реферата с последующей его оценкой по заданным критериям Чтение курсовой и выпускной квалификационной работы, автореферата, составление аннотации Написание и оформление реферата Написание и оформление рецензии Написание и оформление статьи

На рецептивно-аналитическом этапе в рамках каждого вида деятельности (чтение статьи с последующим анализом, чтение реферата с последующей его оценкой по заданным критериям, чтение курсовой и выпускной квалификационной работы, автореферата, составление аннотации) студентам предлагались специально отобранные тексты и условно-речевые упражнения к ним, включающие грамматические, лексические, структурно-композиционные, стилистические и информативно-познавательные задания. Такой подход, на наш взгляд, позволял формировать операции смысловой обработки научных текстов: компрессию, выделение ключевых слов, составление плана, формулирование вопросов к тексту, смысловую группировку информации, вероятностное прогнозирование дальнейшего развертывания научного дискурса и др., а также навыки многоаспектного анализа продуктов научно-исследовательской деятельности (реферата, статьи, научного отчета, аналитической справки, курсовой и выпускной квалификационной работ, автореферата).

Продуктивно-рефлексивный этап предполагал самостоятельное порождение собственного научного текста обучающимися и последующую самооценку полученного письменно-речевого продукта. Основными видами учебной деятельности на данном этапе были написание и оформление реферата, написание и оформление рецензии, написание и оформление статьи. Реализация каждого вида деятельности обеспечивалась системой упражнений, которые были ориентированы на формирование навыков планирования, построения, оценивания и редактирования научного текста.

Подбор упражнений для формирования разных видов деятельности основывался на теории поэтапного формирования умственных действий [Гальперин 1981], согласно которой всякое умственное действие предполагает постепенный переход от освоения его с опорой на материализацию к реализации в умственном плане. Поэтому на каждом этапе в качестве учебно-методического обеспечения, внешней опоры аналитической и рефлексивной составляющей учебной деятельности использовалась система оценки самостоятельных письменных работ, предложенная нами и представленная выше.

Количественные результаты проведенного анализа представлены в виде гистограммы на рисунке 3.

50

40

30

20

10

0

-417-

^-278

-414-

44,4-

□ высокий

□ выше среднего

□ средний

□ ниже среднего

□ низкий

Рис. 3. Уровни выполнения реферата студентами-логопедами после освоения курса

Из гистограммы видно, что у студентов, принимавших участие в экспериментальной работе, отмечается высокий уровень выполнения реферата, преобладает средний уровень (41,7 %) и выше среднего (27,8 %). Показатель низкого уровня выполнения реферативной работы уменьшился до 8,3 %.

На рисунке 4 мы попытались представить в виде диаграммы состояние каждого из 13 исследуемых показателей, определив среднеарифметический балл их выполнения студентами.

1

Рис. 4. Состояние качества выполнения рефератов студентами-логопедами (контрольный срез)

Сравнение диаграмм (рис. 2 и рис. 4) демонстрирует повышение среднеарифметических показателей оценки реферативных работ, выполненных студентами. Существенная динамика зафиксирована по следующим показателям: правильность использования первоисточников (1), полнота использования первоисточников (2), глубина проработки материала (4), соответствие оформления реферата заданным стандартам

(5).

Проведенное исследование показало, что для формирования у студентов умения анализировать научный текст с целью извлечения профессионально значимой информации и создания собственного научного текста необходим учет ряда условий:

• организация целенаправленной работы студентов со специально отобранными научными текстами по профессиональной тематике;

• восприятие и осмысление научных текстов требует от студентов определенных навыков и умений, обусловленных стилевой и жанровой особенностью научного дис-

курса в соответствии с целевой установкой чтеца, что обеспечивается созданием дидактической системы упражнений, включающих последовательность речевых действий чтения связного текста, обеспечивающих понимание разных уровней его организации;

• переход от рецептивно-аналитических к продуктивно-рефлексивным способам обработки научной информации, представленной в письменной форме обеспечивает динамику в развитии навыков и умений построения научного дискурса.

Библиографический список

Алтухова Т. А., Российская Е. Н. Результаты изучения навыков построения научного дискурса студентами-логопедами // Логопедия. 2010. №2 (28). С. 66-78.

Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981.

Демидова А. К. Пособие по русскому языку: Научный стиль. Оформление научной работы. М., 1991.

Зинковская Н. Я., Колесникова Н. И. Мы пишем реферат. Новосибирск, 1998.

Колесникова Н. И. От конспекта к диссертации: учеб. пособие по развитию навыков письменной речи. М., 2002.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кузьмина Е. С. Имплицитная предикативность научного текста. М., 2002.

Методика подготовки научно-аналитического обзора, курсовой, дипломной работы: учебно-методические материалы [Электронный ресурс] / Том. политехн. ун-т; сост.: Н. И. Кубракова, О. М. Васильева ; под ред. Н.И. Размариловой. Электрон. текстовые дан. (1 файл). Томск, 2004. URL: http://www.lib.tpu.ru/fulltext/m/2004/m26.pdf (дата обращения: 08.04.2011).

Методы обследования речи детей / под общ. редакцией проф. Г. В. Чиркиной. М., 2005.

ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологические) образование (квалификация (степень) «бакалавр»), утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 18 января 2010 г. № 49.

ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологические) образование, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. № 801.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.