Научная статья на тему 'О специфике преподавания методики профессионального обучения'

О специфике преподавания методики профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
394
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
дисциплина / специальная / профессиональная / колледж / педагог / психология / когнитивная / понятие / термин / discipline / special / professional / college / teacher / psychology / cognitive / concept / termin

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рахымбеков А. Ж., Нурбосынова Г. С., Садуакасова Р. А., Турганова М. М.

В настоящей статье приведены пути усовершенствования преподавания предмета «Методика профессионального обучения» в стыке преподавания специальных предметов, как например, «Сопротивление материалов», «Теплотехника», «Гидравлика» для студентов, поступивших на специальность 5В012000 «Профессиональное обучение» с применением инновационных методов. В статье указаны также, рациональные попытки студентов в освоении вышеуказанных специальных предметов , в тесном контакте поиска с профессорско-преподавательским составом. В статье приведена возможность оптимального и быстрого усвоения специальных предметов с помощью «Методика профессионального обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рахымбеков А. Ж., Нурбосынова Г. С., Садуакасова Р. А., Турганова М. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SPECIFICITY OF TEACHING THE METHOD OF PROFESSIONAL TRAINING

This article presents ways to improve the teaching of the subject “Methods of vocational training” at the intersection of teaching special subjects, such as, for example, Resistance of Materials, Thermal Engineering, and Hydraulics for students enrolled in the 5B012000 specialty Vocational Training using innovative methods. The article also indicates the rational attempts of students to master the above-mentioned special subjects, in close contact of the search with the faculty. The article presents the possibility of optimal and rapid assimilation of special subjects with the help of "Methods of vocational training."

Текст научной работы на тему «О специфике преподавания методики профессионального обучения»

<<Ш1ШЗДиМ"^©иГМ&1>>#6ШЗ,2(Ш / PEDAGOGICAL SCIENCES_55

PEDAGOGICAL SCIENCES

УДК 377.112.4

Рахымбеков А.Ж, профессор, к.ф-м.н, доцент, Нурбосынова Г.С., Садуакасова Р.А., Турганова М.М. магистры педагогических наук Жетысускийгосударственныйуниверситет имени ИльясаЖансугурова, г.Талдыкорган

DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10119 О СПЕЦИФИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Rakhymbekov A.ZH,

Professor, Ph.D., Associate Professor, Nurbosynova G.S., Saduakasova R.A.

Turganova M.M.,

Masters of Education

Zhetysu State University named after Ilyas Zhansugurov, Taldykorgan ON THE SPECIFICITY OF TEACHING THE METHOD OF PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация

В настоящей статье приведены пути усовершенствования преподавания предмета «Методика профессионального обучения» в стыке преподавания специальных предметов, как например, «Сопротивление материалов», «Теплотехника», «Гидравлика» для студентов, поступивших на специальность 5В012000 «Профессиональное обучение» с применением инновационных методов. В статье указаны также, рациональные попытки студентов в освоении вышеуказанных специальных предметов , в тесном контакте поиска с профессорско-преподавательским составом. В статье приведена возможность оптимального и быстрого усвоения специальных предметов с помощью «Методика профессионального обучения».

Abstract

This article presents ways to improve the teaching of the subject "Methods of vocational training" at the intersection of teaching special subjects, such as, for example, Resistance of Materials, Thermal Engineering, and Hydraulics for students enrolled in the 5B012000 specialty Vocational Training using innovative methods. The article also indicates the rational attempts of students to master the above-mentioned special subjects, in close contact of the search with the faculty. The article presents the possibility of optimal and rapid assimilation of special subjects with the help of "Methods of vocational training."

Ключевые слова: дисциплина, специальная,профессиональная, колледж, педагог, психология, когнитивная, понятие, термин

Keywords: discipline, special, professional, college, teacher, psychology, cognitive, concept, termin

Введение преподавания общетехнических и специальных

Методика профессионального обучения явля- дисциплин», «Сопротивление материалов»,

ется важнейшим компонентом профессиональной «Электротехника и радиоэлектроника»,

подготовки педагогов профессиональной школы. «Теплотехника» и «Гидравлика». Отсюда огром-

Методические знания обслуживают профессио- ный спрос у молодых педагогов на методические

нальную деятельность преподавателя и мастера разработки, в которых дается не методическая си-

производственного обучения, тесно связаны с при- стема обеспечения формирования новых знаний, а

емами, методами этой деятельности и, конечно же, раскрывается конкретное готовое содержание учеб-

с личностью самого педагога и его творчеством. ного материала по техническим дисциплинам [1].

Авторитет педагога заслуживается годами в Данная проблема существует на нашей

результате неустанной работы и проявлением кафедре «Профессиональное обучение»

высокого профессионализма. Этот вопрос посто- Жетысуского государственного университета им.

янно задается студентам университета и учащимся И. Жансугурова на старших курсах во время

школ и колледжей. И все они на первое место среди прохождения профессиональной практики. Для

качеств, которыми должен обладать педагог, ставят этой цели педагоги профессионального обучения

знание своего предмета. Однако высшее образова- должны изучить содержание всех технических дис-

ние не обеспечивает полной системы профессио- циплин, включенных в учебные планы школ и кол-

нальных знаний по всем профессиям. Известны леджей, научить работать студентов с учебным ма-

случаи, когда студенты на педагогической прак- териалом, приемам и методам формирования тех-

тике затрудняются проводить занятия по специаль- нических знаний и профессиональных умений и

ным дисциплинам, как например, «Методика навыков.

56

РЕБАСООГСАЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «Ш11ШетУМ~^©УГМа1>#6Ш)),2(0]9

Часто в школы и колледжи приходит специалист высокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор нескольких изобретений, но означает ли это, что будет обеспечена плодотворная работа учащихся на уроке? Не всегда. Для организации учебного процесса нужно хорошо знать не только учебный предмет, но и закономерности учебного процесса, психологию учебной деятельности учащихся. Соединение знания предмета со знаниями процесса обучения не происходит автоматически. Немало хороших инженеров, мастеров производства уходят из профессиональных учебных заведений из-за того, что не могут организовать учебный процесс по предмету [2].

Материалы и методика работы

Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов.

Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении. Например, если речь идет о методике обучения электротехнике в начальном профессиональном образовании, то объектом методического познания является процесс обучения электротехнике, т.е. цели изучения этого предмета, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения. В то же время процесс обучения — объект изучения педагогики профессионального обучения. Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем отличие методики от педагогики?

Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и методической деятельности педагога-методиста. Предметом деятельности педагога-предметника является организация процесса обучения по предмету. Преподаватель-предметник организует когнитивную (учебную) деятельность учащихся на основе содержания и соответствующих методов обучения. Результатами обучающей деятельности являются обученный учащийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности.

Преподаватель-методист организует взаимодействие деятельности преподавателя-предметника и деятельности учащихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов обучения на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие «канал», по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельности учащихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков [3].

В центре внимания педагогики находятся диалектическое единство, взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умения учащихся?

Что же является предметом познания методики профессионального обучения? Предмет познания методики профессионального обучения — это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности учащихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых.

Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся предметными методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладной частью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо знать соответствующую науку, чтобы уметь ее преподавать. В соответствии с этим мнением методика обучения конкретному предмету — прикладная дисциплина, содержащая рецептурные рекомендации о порядке и способах преподавания данной дисциплины. По нашему мнению (мы рассматривали этот вопрос в вводной части), знание предмета — это лишь один из факторов реализации методики обучения. Более точное разъяснение кроется в рассмотрении объектов познания технических наук и методики обучения. Объектами познания технических наук являются технические устройства и системы.

Результаты и их обсуждение

Методика профессионального обучения не занимается техническими устройствами, не формирует методы их исследования. Объект ее познания — общественный процесс обучения и воспитания учащихся средствами изучаемой науки. Предмет рассмотрения методики профессионального обучения — закономерности методической деятельности педагога профессиональной школы по разработке специальных средств обучения [4].

Немаловажную роль в развитии практики методической работы педагога и ее теоретического осмысления, обоснования играет система понятий и соотносимых с ними терминов. Понятие — это форма мышления, отражающая существенные свойства и связи явлений, это единица мышления. Любое познание осуществляется человеком как формирование понятий и их связей. Термин — это слово или словосочетание, точно обозначающее какое-либо научное понятие.

Как и в любой науке, в методике профессионального обучения ее основные понятия служат фундаментом процесса обучения предмету и в то же время являются показателем уровня ее развития. Основанное на опыте развития методики профессионального обучения, научное знание формируется в понятиях, в определении этих понятий по законам логики. Построение научного знания всегда начинается с введения строгих и точных определений.

«c@yl@qyiym-j©yrmal»#6ii©),2@i9 / pedagogical sciences

57

При упорядочении понятийно-терминологического аппарата методики профессионального обучения может быть предложено несколько оснований для классификации. Мы рассмотрим классификацию по источникам формирования, в соответствии с которой выделяются три группы понятий и терминов.

К первой группе относятся термины, пришедшие в методику из базовых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Понятия и термины, применяемые методикой в преподаваемой науке, т.е. в технических науках, а также смежных с ними — физике, математике, образуют вторую группу — методико-технические понятия. К третьей группе понятий относятся собственно методические понятия и термины.

Дидактико-методические понятия используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету, например в дидактике — цели обучения, развивающее обучение, в методике — цели обучения электротехнике, развитие технического мышления.

Приведем примеры дидактико-методических понятий: формирование технического мировоззрения учащихся; наглядность в обучении технической механики; знания учащихся по специальной технологии; содержание предмета по электротехнике и т.д.

Вторую группу образуют методико-техниче-ские, или технико-методические понятия, опирающиеся на техническую и технологическую терминологию. Ее составляют понятия и термины преподаваемой науки — техники. Они определяют названия объектов изучения, т.е. разделов, тем или подтем уроков, либо названия технических и технологических явлений, процессов, которые входят в круг усвоения учащимися, и необходимы для решения научно-методических задач и развития методики профессионального обучения. Например, в данную группу понятие «электрическая цепь переменного тока» входит не в качестве объекта исследования технической теории, а как методико-техническое понятие — объект познания учащимися, часть содержания учебного материала. Содержание этих понятий в методическом употреблении существенно отличается от технического употребления. Термины в методическом употреблении нередко упрощаются ради повышения доступности и варьируются в зависимости от уровня подготовки учащихся. При раскрытии содержания методико-технических понятий указывается на необходимость отбора учебного материала и типичные методы изучения данного содержания [5].

Заключение

Методические понятия. Данные понятия подразделяются на четыре подгруппы:

1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических понятий. Например, «урок производственного обучения по изучению трудовых приемов и операций», «обучение кулинарии» (дидактико-методические понятия), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение снятию размеров» (методические понятия).

2. Названия методов, методических приемов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам. В отличие от первой подгруппы эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относятся, например, «технический диктант», «описание схемы соединения элементов в электрических цепях», «построение чертежей деталей», «расчет режимов резания» и др.

Одни термины возникли в результате становления методической практики, например «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы: «инструктаж», «технический эксперимент» и т.д.

3. Названия различных средств обучения техническим предметам (сюда входят названия различных демонстрационных устройств и механизмов, печатных изданий, используемых в процессе обучения), например: «электромонтажная мастерская», «кабинет специальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимизации» и др.

4. Понятия и термины из истории методики профессионального обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое количество понятий, уже не употребляемых в повседневной практике обучения: «русская система производственного обучения», «ручной метод обработки материалов» и др.

В методике профессионального обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих им терминов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже давно сформировались в учебно-инструк-ционньгх картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированное им профессиональных знаний и умений.

Список литературы

Статьи:

1.Берг А.И. Творческий специалист и адаптивное обучение // Вестник высшей школы. 1971. № 3. С. 16-17.

2.Рахымбеков А.Ж., и др., О профессиональном образовании в вузах РК , Материалы XV международного конкурса « Лучшая научная статья » 2018г, Изд.«Наука и Просв.» 28.О2.2018г.,стр.155-158, г.Пенза.

3Рахымбеков А.Ж., и др., О перспективах индивидуального образования, Сборник материалов ХХ11-ой междунар.конф.''Наука и образова-ние'',16-18апреля 2018г, г.Томск.

4.Рахымбеков А.Ж., и др., Формирование кредитной технологии обучения, Сборник материалов ХХ11-ой междунар.конф.''Наука и образова-ние'',16-18апреля 2018г, г.Томск.

Книги:

5.Профессиональная педагогика: Учебник. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. 512 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.