Научная статья на тему 'Психолого-педагогические условия реализации методики обучения компьютерной графике студентов вузов'

Психолого-педагогические условия реализации методики обучения компьютерной графике студентов вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ / ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ В ОБЛАСТИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАФИКИ / TEACHERS' TRAINING IN THE FIELD OF COMPUTER DRAWING / TEACHING METHODS / COMPUTER DRAWING / METHODS OF COMPUTER DRAWING TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернякова Татьяна Викторовна

Методика обучения является важнейшим компонентом подготовки педагогов профессиональной школы. Модель методики обучения включает в себя компоненты эмпирического и теоретического опыта дидактической деятельности педагога, которые тесно переплетаются в образовательном процессе и связаны с личностью самого педагога, его профессиональными умениями и профессиональным творчеством, а также с современными требованиями общества и рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-Pedagogical Conditions of Higher Educational Institution Students' Computer Drawing Teaching Methods Realization

Teaching methods are an important component of teachers' training in professional area. The model of teaching methods includes the components of the empirical and theoretical experience of a teacher's didactic activities, which are closely interconnected in educational process and connected with teacher's personality, professional skills and professional creativity as well as with modern demands of the society and labour market.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические условия реализации методики обучения компьютерной графике студентов вузов»

УДК 378.012 ББК Ч448.1-25

Чернякова Татьяна Викторовна

аспирант г. Екатеринбург Chernyakova Tatyana Viktorovna

Post-graduate

Yekaterinburg

Психолого-педагогические условия реализации методики обучения компьютерной графике студентов вузов Psycho-Pedagogical Conditions of Higher Educational Institution Students’ Computer Drawing Teaching Methods Realization

Методика обучения является важнейшим компонентом подготовки педагогов профессиональной школы. Модель методики обучения включает в себя компоненты эмпирического и теоретического опыта дидактической деятельности педагога, которые тесно переплетаются в образовательном процессе и связаны с личностью самого педагога, его профессиональными умениями и профессиональным творчеством, а также с современными требованиями общества и рынка труда.

Teaching methods are an important component of teachers’ training in professional area. The model of teaching methods includes the components of the empirical and theoretical experience of a teacher’s didactic activities, which are closely interconnected in educational process and connected with teacher’s personality, professional skills and professional creativity as well as with modern demands of the society and labour market.

Ключевые слова: методика обучения, компьютерная графика, методика обучения компьютерной графики, подготовка педагогов в области компьютерной графики.

Key words: teaching methods, computer drawing, methods of computer drawing teaching, teachers’ training in the field of computer drawing.

В образовательной деятельности часто используется термин «методика».

Говорят: «я работаю по методике ...», «методика преподавания ...», «по какой методике вы работаете?», «вы учите по какой методике?», пишут «методика обучения ...», «методика преподавания ...», «методика изучения ...», «методика работы .», зачастую не совсем точно представляя, что должна представлять и включать в себя методика.

В педагогическом энциклопедическом словаре Бим-Бад Б.М. дает следующее определение методики учебного предмета. «МЕТОДИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА - частная дидактика, теория обучения определённому учебному предмету. На основе изучения разных форм взаимодействия преподавания и

учения в обучении конкретному учебному предмету. Методика учебного предмета разрабатывает и предлагает преподавателю определённые системы обучающих воздействий. Эти системы воплощаются в содержании образования, раскрываемом в программах и учебниках; реализуются в методах, средствах и организационных формах обучения» [1, с. 141].

Методика обучения является важнейшим компонентом подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания необходимы при построении и организации образовательного процесса, тесно связаны с приемами, методами педагогической деятельности и, конечно же, с личностью самого педагога, его профессиональными умениями и профессиональным творчеством, а также с современными требованиями общества и рынка труда.

Описывая теоретическую основу методики профессионального обучения, указывают объект и предмет познания, понятийно-терминологический аппарат, практические методы работы педагогов, что позволяет сформировать модель методики обучения в профессиональной педагогике и, на ее основе, строить частные методики в определенной области знаний.

Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении. Например, если речь идет о методике обучения компьютерной графике студентов профессионально-педагогических вузов, то объектом методического познания является процесс обучения компьютерной графике в некоторых специальных условиях, которые накладывают отпечаток на цели изучения рассматриваемого предмета, содержание обучения, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности, контроль и коррекция результатов обучения (где результатом обучающей деятельности является обученный учащийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности).

В методике доминируют главные дидактические вопросы: Зачем учить? Чему учить? Как учить? «Первый вопрос относится к смыслу обучения, второй

- к его содержанию, третий - к формам и методам обучения, составляющим определенные образовательные технологии» [4, с. 21].

Что же является предметом познания методики профессионального обучения? «Предмет познания методики профессионального обучения - это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний и умений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя и когнитивной деятельности учащихся по формированию профессиональных знаний и умений и развитию обучаемых» [5, с. 16].

Немаловажную роль в развитии практики методической работы педагога и ее теоретического осмысления, обоснования играет система понятий, которая, как и в любой науке, служит фундаментом процесса обучения предмету и, в то же время, являются показателем уровня ее развития. Понятийно-терминологический аппарат методики обучения является отдельным направлением исследования.

Рассмотрим два уровня описания методической работы педагога: эмпирический и теоретический, которые будут основными компонентами в построении модели методики обучения.

На эмпирическом уровне педагог «осваивает» процесс преподавания своего предмета, ищет удачные методические приемы, создает методические разработки по учебной дисциплине, выбирает средства наглядности и материальнотехническое обеспечение занятий. Педагогам профессионального обучения важно не только знание содержания специальных дисциплин, но и умение работать с учебным материалом, приемам и методам формирования технических знаний и профессиональных умений и навыков, что он и «пытается найти» в ходе педагогической деятельности. Представить деятельность педагога на эмпирическом уровне

- значит показать систему действий, операций, приемов организации учебнопознавательной деятельности учащихся по формированию знаний и умений.

На теоретическом уровне педагог обобщает и передает методический опыт педагогам-коллегам. Методическая работа педагога превращается в профессиональную методическую деятельность, предметом которой на теоретическом уровне являются закономерности смежных наук, преломленных в методике,

своеобразно выраженные закономерности дидактики, собственно методические закономерности, а также приемы создания, конструирования методов обучения, методик и технологий обучения, которые обладают признаками актуальности, новизны, системности, адаптивности, инструментальности, воспроизводимости и эффективны в практике обучения.

Теоретический уровень абстрагируется от практической деятельности отдельного педагога, при этом обобщаются наиболее ценные находки педагога. Обобщение практической деятельности педагога (педагогов) позволяет найти кратчайший и доступный путь «передачи и трансформации» учебного материала от педагога к обучаемому, который инструментально описывается в методике обучения учебному предмету.

Характеризуя образовательный процесс и описывая модель методики обучения учебному предмету, выделяют несколько взаимосвязанных компонентов: компонент «эмпирический опыт», компонент «теоретический опыт», рассмотренные выше, и входящие, как составляющие, в компоненты «профессиональные компетенции педагога» и «профессионально-педагогические компетенции», а также компонент «образовательный процесс» и компонент «обучаемый

- общество - рынок труда» (см. рисунок).

Компоненты «Профессиональные компетенции педагога» и «профессионально-педагогические компетенции». В современной литературе достаточно широко проведен психологический анализ педагогических способностей и компонентов деятельности. Зеер Э.Ф., анализируя функции и содержание профессионально-педагогической деятельности, определил основные компоненты профессионально обусловленных подструктур личности педагога [2, с. 327-334]:

• Социально-психологическая направленность: социально-професси-

ональные ориентации, профессионально-педагогические интересы, мотивы профессиональной деятельности и самосовершенствования, профессиональные позиции личности.

• Профессиональная компетентность (психологическая компетентность и социально-коммуникативная адаптивность). Профессиональная компетент-

ность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению новых знании и умении, обогащению деятельности.

• Профессионально важные качества: социальный интеллект, логическое мышление, коммуникативность, педагогическая рефлексия, эмпатия.

• Профессионально-значимые психофизиологические свойства: эмоциональная «устойчивость» и экстравертированность.

Компонент «Обучаемый - Общество - Рынок труда». С момента внедрения курса компьютерной графики в высшие образовательные заведения педагогами накоплен известный опыт преподавания. В то же время еще не сложилась дидактическая система преподавания курса, на то указывают несколько причин: динамичность области компьютерной графики и высокие требования рынка труда к выпускникам. Современная компьютерная графика достаточно широкая область научных знаний, охватывающая методы, технологии и инструментарий создания компьютерных двумерных и трехмерных изображений различного характера, а также интерактивных и анимационных продуктов. Постоянно появляются новые потребители компьютерной графики, требуются новые квалифицированные 1Т-художники и разработчики компьютерных моделей и представлений. В связи с развитием информационных технологий, именно, в области компьютерной графики появилось больше всего абсолютно новых специальностей. Несколько лет назад на рынке труда появилась, например, новая профессия леЬ-мастер, достаточно популярная и высокооплачиваемая на сегодняшний день. Но, современные тенденции в сфере информационных технологий послужили причиной того, что из специальности леЬ-мастер уже на данный момент развились нескольких новых смежных специальностей: леЬ-руководитель, леЬ-менеджер проекта, леЬ-дизайнер, леЬ-программист, специалист по продвижению леЬ-сайта, специалист по интернет-рекламе, тестировщик сайтов и др., т.е. актуальными становятся более узкие специализации. Безусловно, это все должно находить отражение и в контекстном содержании дисциплины.

Перечень актуальных учебных задач, требующих своего пристального внимания на практических занятиях, достаточно большой. Современный сту-

дент, зная требования рынка труда и запросы работодателей, ставит перед педагогом высокую планку проработки содержания и формулирует будущие цели не как «знать область компьютерной графики», а «уметь решать» определенные задачи в области компьютерной графики, например, разработать дизайн сайта, создать рекламный плакат и др.

Важно, также, что современный работодатель при приеме на работу оценку специалиста проводит в форме тестирования, и даже в такой области знаний как компьютерная графика, направляя претендентов к таким электронным ресурсам, как, например, www.certifications.ru - российский независимый центр онлайн-сертификации ЯеіїаТесЬ. Следовательно, в методику преподавания компьютерной графики должны быть внесены элементы подготовки студента к тестам в области компьютерной графики.

В современных условиях к кандидатам на замещение вакансий в области компьютерной графики предъявляются следующие требования: умение думать, творчески мыслить и наличие портфолио, готовых работ в различных направлениях компьютерной графики. Поэтому практические запросы обучаемых заставляют разрабатывать новые компоненты в методике обучения компьютерной графики.

Компонент «Образовательный процесс». Область компьютерной графики предполагает художественное направление, творческие моменты и, на первый взгляд, не сопоставляется с понятиями «технологичность», не ассоциируется с понятием «технократичность». Но, объекты, элементы компьютерной графики - модели, изображения, коллажи, векторный арт, - создаются средствами ИКТ, которые технологичны по своей сути. Поэтому возникает проблема, как, используя технологичность ИКТ, сохранить художественные, творческие принципы и индивидуальность обучаемого, контролируя и управляя этим процессом обучения.

Психолого-педагогический анализ процесса обучения компьютерной графике показывает изменение личностно-значимых свойств участников педагогического процесса, а также изменение значимости самого учебного предмета. Практические занятия по компьютерной графике могут рассматриваться как средства арт-терапии. В процессе создания изображений обучаемый углубляет-

ПЕДАГОГ

Профессиональные

компетениии

Теоретический опыт

Основные положения дидактики

4

Эмпирический опыт

Методи некие наработки

Профессионально-

педагогические

компетенции

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ учебному предмету

Компонент "Теоретический опыт"

Компонент "Эмпирический опыт"

Компонент "Обра з о в ате л ь н ы й процесс"

Компонент "Педагог"

Компонент"Обучаемый -Общество - Рынок труда"

Взаимодействие

профессионально-

личностное

Средства

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

ПРОЦЕСС

Средства

Взаимодейств ие содержательнодеятельностное

Рисунок - Взаимосвязь компонентов методики обучения

ОБУЧАЕМЫЙ

Профессиональные

компетениии

Профессиональное

творчество

* {Сертификаты, портфолио и др.}

ся в эту деятельность и как бы уходит от отрицательного влияния окружающего мира. Поглощенный процессом художественного творчества, он «живет» в другом мире, в мире виртуальном, в мире идеальных линий, красок и нереальных возможностей. Обучаемый, при условии успешного овладения деятельностью, становиться более уверенным в себе, что очень важно, если в других учебных предметах студенту не удается выделиться или проявить себя. Рабочая атмосфера благоприятна, комфортна, наполнена художественным содержанием, что способствует эстетическому развитию обучаемых.

Таким образом, в основе проектирования модели методики обучения лежит взаимосвязь нескольких компонентов, которые тесно переплетаются в образовательном процессе и связаны с личностью самого педагога, его профессиональными умениями и профессиональным творчеством, а также с современными требованиями общества и рынка труда.

Библиографический список

1. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2002 .- 528 с.

2. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст]: учебник для студентов высш. учеб. заведений / Э.Ф. Зеер. - М.: Издат. центр «Академия», 2009. - 384 с.

3. Зимняя, И.А. Педагогическая психология [Текст]: учеб. для вузов / И.А. Зимняя. - 2ое изд., доп., испр. и перераб. - М.: Логос, 2005. - 384 с.

4. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст]: учеб. для вузов / А.В. Хуторской.

- СПб: Питер, 2001. - 544 с.

5. Эрганова, Н.Е. Методика профессионального обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.Е. Эрганова. - 2-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2008. - 160 с.

Bibliography

1. Bim-Bad, B.M. Pedagogical Encyclopedic Dictionary [Text] / Chief Ed. B.M. Bim-Bad; Editorial Board.: M.M. Bezrukikh, V.A. Bolotov, L.S. Glebova, etc. - Moscow: Great Encyclopedia of Russia, 2002 - 528 p.

2. Erganova, N.E. Methods of Professional Training [Text]: Manual for Higher Educational Institutions Students / N.E. Erganova. - 2nd Ed., Ster. - Moscow: «Academy» Publishing Center, 2008. - 160 p.

3. Khutorskoy, A.V. Modern Didactics [Text]: Textbook for Universities / A.V. Khutorskoy.

- St. Petersburg: Piter, 2001. - 544 p.

4. Zeer, E.F. Psychology of Professional Education [Text]: Textbook for Students of Higher Educational Institutions / E.F. Zeer. - Moscow: «Academy» Publishing Center, 2009. - 384 p.

5. Zimnyaya, .I.A. Educational Psychology [Text]: Textbook for Universities / I.A. Zimnyaya. 2nd Ed. Rev. , Enl. - Moscow: Logos, 2005. - 384 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.