Научная статья на тему 'О специфике планирования в реализации социально-экономической политики региона'

О специфике планирования в реализации социально-экономической политики региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / REGIONAL DEVELOPMENT / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC POLICY / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алещенко Виталий Викторович

Статья посвящена особенностям планирования экономического и социального развития территории на современном этапе рыночных отношений. На примере Омской области анализируются уровни, принципы, методы регионального планирования. Рассматриваются вопросы территориального разделения труда (специализации), система документов планирования региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About the specificity of planning in realization of the social and economic policy in region

The article is devoted to the features of planning in economic and social development of territory at the present stage of market relations. On the example of Omsk region levels, principles, methods of regional planning are analyzed. Points of a territorial division of labor (specialization), system of documents of region planning are considered.

Текст научной работы на тему «О специфике планирования в реализации социально-экономической политики региона»

10. Решение Совета по инновационной деятельности при мэре города Омска от 19 июня 2008 года № 3.

11. Лизунов, В.В. Кластерная политика и перспективы формирования образовательных кластеров // Повышение конкурентоспособности российской экономики в современных условиях: управленческие, финансовые, коммерческие аспекты: матер. II Между-нар. науч.-практ. конф. В 2 ч. Ч. 2. - Омск: Издатель ИП Погорелова Е.В., 2008. - С. 484-498.

12. лизунов, В.В. кластерная политика в экономике России / В.В. Лизунов, В.В. Карпов // Национальные приоритеты России. - 2009. - № 1. - С. 116-130.

13. Лизунов, В.В. Кластеры как форма инновационного развития региона // Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы: тез. докл. и сообщ. науч.-практ. конф.

- Омск: НП ЦМК, 2009. - С. 53-62.

14. Лизунов, В.В., Соловьев, А.А., Ерофеев, Ю.В. и др. Кластеры и кластерные стратегии: Монография. - Омск: Омское книжное издательство, 2010.

- 250 с.

15. ПАРК - промышленно-аграрные региональные кластеры // Элемент-22: Группа компаний «Титан». - Спецвыпуск: июль-август 2011.

Карпов Валерий Васильевич - доктор экономических наук, заведующий Статья поступила в редакцию

Омской экономической лабораторией Института экономики и организации 16 08 2011 г

промышленного производства СО РАН, директор филиала в г. Омске ВЗФЭИ.

Лизунов Владимир Васильевич - кандидат физико-математических наук, доцент Омского института Российского государственного торгово-экономического университета, старший научный сотрудник Омской экономической лаборатории Института экономики и организации промышленного производства СО РАН.

© В.В. Карпов, В.В. Лизунов, 2011.

О СПЕЦИФИКЕ ПЛАНИРОВАНИЯ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

УДК 332.145 В. В. Алещенко

Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук

Статья посвящена особенностям планирования экономического и социального развития территории на современном этапе рыночных отношений. На примере Омской области анализируются уровни, принципы, методы регионального планирования. Рассматриваются вопросы территориального разделения труда (специализации), система документов планирования региона.

Ключевые слова: стратегическое планирование, региональное развитие, экономическая политика, Омская область.

Экономическое и социальное развитие любой территории в современных условиях невозможно без продуманного и взвешенного планирования. И чем выше уровень территории, тем более сложной, но в то же время и более насущной является реализация в условиях рыночной экономики принципов планирования. Рассмотрим специфику этого процесса на уровне конкретного региона - Омской области.

Реализация региональной социально-экономической политики в Омской области опирается на систему планирования, в основе которой лежат:

1) анализ имеющегося потенциала развития региона и существующих проблем, пер-

спектив и рисков его развития, систематизация факторов, способствующих и препятствующих социально-экономическому развитию Омской области;

2) постановка и обоснование целей и задач социально-экономического развития Омской области на кратко-, средне- и долгосрочную перспективу, а также рамочное описание основных направлений их решения;

3) выработка алгоритмов достижения поставленных целей и задач;

4) координация действий органов государственной власти Омской области, органов местного самоуправления Омской области, руководителей хозяйствующих субъектов, пред-

принимателей, общественных организаций и населения по достижению ключевых показателей социально-экономического развития.

Структурирование сильных и слабых сторон, а также потенциальных возможностей и угроз развития Омской области осуществляется на основе анализа исторических, социальных и экономических предпосылок развития Омской области, динамики основных социально-экономических показателей региона.

Так, конкурентными преимуществами Омской области в настоящее время являются:

- наличие развитого обрабатывающего производства - химического и нефтехимического комплекса, нефтепереработки, производства пищевых продуктов, строительных материалов, машиностроения, лесопереработки;

- развитый, по сравнению с соседями по СФО, агропромышленный комплекс;

- промышленное освоение природных ресурсов севера Омской области;

- развитый научно-образовательный комплекс;

- выгодное географическое положение (соседство с Казахстаном);

- развитая транспортная система и некоторые другие.

В качестве основных ограничивающих факторов следует отметить:

- значительный износ основных фондов в секторах экономики и инфраструктуре;

- зависимость энергосистемы Омской области от поставок угля из Республики Казахстан;

- перевод основных экономикообразующих предприятий Омской области на процессинг;

- сокращение численности населения Омской области и др.

При определении перспективных возможностей социально-экономического развития региона правительством Омской области делается упор на усиление позиций секторов - «точек роста» экономики Омской области. За счет повышения инвестиционной привлекательности, организации особой экономической зоны, развития малого бизнеса, поддержки инновационной деятельности на территории региона планируется не только развивать (восстанавливать) отдельные производства, но и создавать новые высокотехнологичные производства.

Потенциальными рисками развития Омской области являются снижение конкурентоспособности отдельных секторов экономики Омской области после вступления Российской Федерации во Всемирную торговую

организацию; вытеснение продукции Омской области с внутреннего и региональных рынков товаропроизводителями соседних регионов и иностранных государств; отток квалифицированных кадров за пределы Омской области; возникновение дефицита энергетических ресурсов; ухудшение эпидемиологической и экологической ситуации в Омской области.

Приоритетными задачами правительства Омской области в системе планирования региональной экономики являются реализация кластерного подхода к развитию, стимулирование создания новых производств, активизация промышленного освоения научно-технических разработок, вовлечение в промышленный оборот местной сырьевой базы.

Важнейшим ориентиром системы стратегического планирования при реализации социально-экономической политики Омской области является территориальное разделение труда, которое определяет специализацию производства по экономическим районам.

С переходом к рыночной экономике появились новые особенности размещения производительных сил в Омской области. Это обусловлено тем, что значительные изменения претерпели цели, задачи, функции управления, методы регулирования развития территорий, экономические связи, снизились ресурсные возможности многих районов.

В результате произошла трансформация структуры производства, пространственной организации производительных сил, возросла территориальная дифференциация социально-экономического развития районов Омской области. При этом основные производительные силы Омской области сосредоточились в административном центре - городе Омске (валовой региональный продукт Омской области почти на 80 % формируется в экономике одного только города Омска).

Планирование устойчивого развития экономики региона невозможно без учета особенностей территорий, снижения территориальных диспропорций социально-экономического развития, создания условий для развития «точек роста» во всех районах Омской области. На основе анализа социально-экономического развития районов Омской области определены территории, имеющие предпосылки ускоренного экономического роста, а также наиболее проблемные территории; выделены экономические районы и их центры - опорные точки ускоренного развития и концентрации производительных сил.

В результате для целей планирования регионального развития выделяются 5 экономических районов, для каждого из которых определены их «точки роста»:

• Центральный экономический район, в который входят город Омск и Омский район (центр - город Омск); «точками роста» района являются нефтехимический, машиностроительный, биотехнологический, агропромышленный и транспортный комплексы, туризм.

• Северный экономический район, в который входят Тарский, Усть-Ишимский, Боль-шеуковский, Седельниковский, Знаменский и Тевризский районы Омской области (центр

- город Тара); наиболее перспективными «точками роста» экономики района являются добыча нефти и газа, рудных песков циркон-ильменитовой россыпи, добыча и переработка сапропеля, производство торфобрикетов, производство льноволокна, лесопереработка, производство древесных гранул.

• Западный экономический район, в который входят Азовский немецкий национальный район, Исилькульский, Крутинский, Любин-ский, Марьяновский, Москаленский, Называ-евский, Тюкалинский районы Омской области (центр - город Исилькуль); «точки роста» экономики районов: развитие растениеводства, молочного и мясного скотоводства, развитие переработки сельскохозяйственной продукции, добыча и переработка сапропеля, производство кирпича, туристско-рекреационная зона.

• Восточный экономический район, в который входят Большереченский, Горьковский, Калачинский, Колосовский, Кормиловский, Му-ромцевский, Нижнеомский, Саргатский районы Омской области (центр - город Калачинск); «точки роста»: строительство животноводческих комплексов, развитие производств по переработке сельскохозяйственной продукции, транзит грузов по Транссибирской железнодорожной магистрали, туристско-рекреационная зона.

• Южный экономический район, в который входят Нововаршавский, Одесский, Оконеш-никовский, Павлоградский, Полтавский, Русско-Полянский, Таврический, Черлакский, Шербакульский районы Омской области (центр

- рабочий поселок Нововаршавка); «точки роста»: развитие зернового производства, увеличение мощностей по переработке зерна, строительство животноводческих комплексов; приграничное торговое сотрудничество.

Управление развитием при реализации социально-экономической политики в Омской области осуществляется на основе программно-целевого метода, позволяющего дополни-

тельно привлечь финансовые средства из федерального, областного бюджетов, а также внебюджетных источников.

Использование программно-целевого метода реализуется на следующих принципах:

1) ориентация разрабатываемых целевых программ Омской области на обеспечение устойчивого развития Омской области, повышение ее инвестиционной привлекательности, конкурентоспособности;

2) соответствие разрабатываемых целевых программ Омской области стратегическим целям и задачам развития Омской области;

3) внедрение индикативных методов планирования и управления в Омской области;

4) проведение мониторинга состояния внешней и внутренней среды, анализа и прогноза влияния различных факторов на реализацию стратегии;

5) корректировка целевых программ Омской области в зависимости от изменений состояния внешней и внутренней среды;

6) формирование факторов саморазвития Омской области.

Ограниченность финансовых возможностей бюджетных источников определяет необходимость объединения ресурсов и действий государственной власти и частного сектора в различных формах государственно-частного партнерства, обеспечивающих четкое законодательное распределение прав, ответственности и рисков между государством и инвестором.

Государственно-частное партнерство предполагает использование лизинговых и концессионных механизмов, финансирование с привлечением частных инвестиций социальных программ и инвестиционных проектов, имеющих стратегическое значение.

Приоритетными направлениями государственно-частного взаимодействия в сфере реализации региональной экономической политики в Омской области являются:

- производственная и транспортная инфраструктуры;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- научные исследования и развитие инновационной инфраструктуры;

- профессиональное образование и система переподготовки кадров;

- здравоохранение и социальные услуги;

- информационно-консультационная поддержка предпринимательской деятельности.

Основным способом реализации государственно-частного взаимодействия в Омской области является заключение двух- и много-

сторонних соглашений, которые направлены на достижение общественного согласия и развитие экономики и социальной сферы региона и служат механизмом согласования интересов различных субъектов в целях достижения социальной стабильности и развития региональной экономики. К субъектам, участвующим в реализации государственно-частного взаимодействия в Омской области, относятся:

- федеральные органы государственной власти, в том числе территориальные органы федеральных органов исполнительной власти;

- органы государственной власти Омской области;

- органы местного самоуправления Омской области;

- отраслевые ассоциации и объединения предпринимателей и хозяйствующих субъектов;

- общественные организации, политические партии и движения;

- хозяйствующие субъекты.

В практической плоскости реализация социально-экономической политики в Омской области опирается на систему документов регионального планирования, увязанных с основными приоритетами развития Российской Федерации и Сибирского федерального округа. При разработке документов используются прикладные материалы, характеризующие текущее социально-экономическое положение Омской области и перспективы его развития, материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области, мировой и российский опыт разработки политики регионального развития, исследования социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, предложения и замечания заинтересованных лиц (работников органов государственной власти и местного самоуправления Омской области, членов объединений, ассоциаций предпринимателей, представителей вузов, научно-исследовательских организаций и т. п.).

В частности, по состоянию на 2011 г. к этим документам относятся:

• «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 г.» - основной документ, определяющий принципы и ориентиры развития Омской области на долгосрочную перспективу. Положения Стратегии исходят из сложившейся социально-экономической ситуации и основываются на анализе процессов и явлений, которые влияют или могут повлиять на социально-экономическое развитие Омской области в течение всего периода реализации

Стратегии. Стратегия определяет ориентиры (приоритеты), цели и задачи, а также формы и направления социально-экономического развития Омской области, формирует образ будущего региона. Положения Стратегии являются ориентиром при разработке прогнозно-аналитических документов средне- и краткосрочного характера.

• «Программа социально-экономического развития Омской области на среднесрочную перспективу (2009-2012 годы)» - базовый документ, определяющий приоритеты и основные направления социально-экономической политики региона на среднесрочную перспективу. с учетом требований времени: произошедших изменений в федеральном и областном законодательстве, проводимых на общегосударственном уровне реформ, а также тенденций социально-экономического развития Омской области и Российской Федерации в целом. Программа разработана в целях определения конкретных направлений действий правительства Омской области по достижению целей и реализации приоритетов Стратегии, определяет перечень мероприятий в соответствии. с положениями Стратегии и предполагает разработку и внедрение в практику управления конкретныхмеханизмовреализацииположений Стратегии (необходимые нормативно-правовые и институциональные изменения, систему стимулирования и привлечения финансовых ресурсов, организацию управления программой, контроль за ходом ее выполнения).

• «План действий правительства Омской области по социально-экономическому развитию Омской области на 2011 год» - оперативный документ, определяющий конкретные мероприятия и действия правительства Омской области в краткосрочном периоде по регулированию процессов социально-экономического развития в соответствии с целями и приоритетами Стратегии, среднесрочной Программы, а также в пределах средств областного бюджета на очередной финансовый год. Формирование Плана действий способствует повышению эффективности стратегического планирования на территории Омской области посредством анализа эффективности и результативности реализации положений стратегических документов, возможности корректировки целей и методов их достижения с учетом реальной ситуации, осуществления постоянного мониторинга развития Омской области, итогов осуществления запланированных мероприятий, сравнения результатов с целями и критериями развития.

• Программы развития муниципальных образований Омской области. В систему стратегического планирования развития региона включены муниципальные образования Омской области. Органами местного самоуправления ведется разработка среднесрочных программ в соответствии с утвержденными методическими рекомендациями по разработке программы социально-экономического развития муниципального образования Омской области на средне- и краткосрочную перспективу и типовым макетом программы.

• Отраслевые концепции, целевые программы Омской области. Разработаны и реализуются концепции и стратегии развития базовых секторов экономики и социальной сферы, дальнейшей активизации международных

связей, маркетинговая стратегия Омской области, а также ряд целевых программ Омской области как социальной, так и экономической направленности, которые взаимоувязаны с целями и приоритетами развития Омской области, определенными Стратегией и Программой социально-экономического развития Омской области до 2012 года, и являются самостоятельными документами, имеющими собственные ресурсные источники и механизмы реализации.

В настоящее время в регионе действуют концепции и стратегии развития секторов экономики и социальной сферы Омской области, предусмотрено к финансированию за счет средств областного бюджета в 2011 году более 40 целевых программ.

Алещенко Виталий Викторович, кандидат экономических наук, стар- Статья поступила в редакцию

ший научный сотрудник Омской экономической лаборатории Института 16.06.2011 г. экономики и организации промышленного производства СО РАН.

© В.В. Алещенко, 2011.

Труд в системе общественных отношений

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ - ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ РОССИИ

УДК 331.101.2 Л.М. Марцева

Омский государственный университет путей сообщения

По моему глубокому убеждению, одной из приоритетных задач нашей современной науки является адекватное вызовам отражение антисоветчины и безоговорочная победа в информационно-идеологической войне за советский период отечественной истории. Такая победа необходима для сохранения и дальнейшего развития российской цивилизации, в истории которой советская эпоха была органическим выражением ментальных представлений нации о предназначении человека и социальной справедливости.

Невозможно отрицать того факта, что выбор в пользу социализма был сделан основной и превосходящей массой народа досоветской России. Гражданская война при всей мощной помощи белому движению со стороны Антанты все-таки решилась в пользу социалистического выбора. Жесткость и

жертвенность, с которой велась Гражданская война, только подтверждают непреклонный характер выбора подавляющей части народа в пользу идеологической матрицы справедливого жизнеустройства общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Невозможно также отрицать факта, что история СССР - это уникальный феномен всей мировой истории. Открыто или «сквозь зубы» это признано народами всех стран мира, видными деятелями и выдающимися учеными Запада и Востока в ХХ-ХХ1 вв. (А. Тойнби, П. А. Сорокин, О. Шпенглер, В. Шубарт, А. Ф. Лосев и др.). М. Я. Лемешев, эксперт ООН по окружающей среде, доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН, пересказал обмен мнениями об экономике РФ на одном из российско-американских экономических форумов, где японский миллиардер Хороси Такава-ма сказал: «Вся наша экономическая система

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.