Экономика
О СОЗДАНИИ МОДЕЛИ «ИДЕАЛЬНОГО» ПРЕДПРИЯТИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ
(продолжение, начало в №1, 2005)
А.Н. СЁМИН,
доктор экономических наук, профессор, Заслуженный экономист РФ
М.И. ЛУКИНЫХ,
доктор сельскохозяйственных наук, профессор
В условиях становления рынка особое внимание надо уделять гибкости планирования, которое должно обеспечивать сбалансированность и
пропорционапьность внутрихозяйственных отношений. Переход к рынку требует коренного пересмотра взглядов руководителей и специалистов сельскохозяйственных предприятий на вопросы внутрихозяйственного планирования.
3. Особенности планирования в условиях рынка
В хозяйстве оно должно осуществляться на двух уровнях: на уровне внутрихозяйственных подразделений (бригад, ферм, кооперативов и т. д.); на уровне предприятия в целом, деятельность которого вытекает из заключенных договоров с подразделениями и обязательств по контрактам, заключенным с государственными, а также заготовительными, сбытовыми, снабженческими организациями. Причём осуществляться оно должно не сверху вниз, а снизу вверх.
Существенно меняется планирование по вертикали: на смену административным методам приходят экономические. Взаимоотношения администрации с коллективами структурных подразделений строятся на принципах взаимного удовлетворения интересов, выраженных в договорах. Они становятся эквивалентными, партнерскими. Это демократизирует планирование, обеспечивает единый методологический подход в его осуществлении по вертикали и горизонтали.
При работе первичных подразделений по первой модели внутрихозяйственных отношений разработка производственной программы находится в компетенции руководителей и специалистов хозяйства, которые в дальнейшем в виде задания доводят ее до структурных подразделений.
В годовом производственном задании подразделению растениеводства устанавливаются следующие показатели:
а) посевные площади и урожайность сельскохозяйственных культур;
б) производство продукции растениеводства в натуральном и стоимостном выражении по каждой культуре и в целом по подразделению;
в) лимит прямых затрат по отдельным культурам, куда включаются: заработная плата (основная и дополнительная плата за труд), расходы на семена и посадочный материал, ГСМ, минеральные и органические удобрения, автотранспорт, расходы на текущий ремонт основных средств, прочие затраты.
Для подразделения животноводства:
а) поголовье скота и птицы и его продуктивность;
б) валовое производство всех видов продукции в натуральном и стоимостном выражении;
в) лимиты прямых затрат (зарплата, корма и подстилка, транспортные расходы, электроэнергия и водо- и газоснабжение, расходы на текущий ремонт основных средств, прочие расходы).
Механизированной бригаде или звену устанавливается:
а) объем работ в условных эталонных гектарах по периодам работ и календарным срокам их выполнения;
б) лимиты прямых затрат (оплата труда механизаторов, расходы ГСМ на запланированный объем выполняемых работ и на переезды, расходы на
текущий ремонт и техническое обслуживание сельскохозяйственных машин, прочие расходы).
Кроме того в задании тракторной бригаде или звену приводится себестоимость условного эталонного гектара, рассчитываемая отношением суммы всех затрат к запланированному объему работ в условных эталонных гектарах.
В годовом задании работникам грузового автопарка перечисляется состав работников парка с указанием фамилий и инициалов, класса квалификации работника, марки и номера, года выпуска и технического состояния закрепленной за ним автомашины.
Коллективу работников автопарка доводится:
а) объем работ по каждому водителю в отдельности и в целом по парку (количество машино-дней за год, среднесуточный пробег, годовой пробег, в том числе с грузом, количество тонно-километров);
б) лимиты прямых затрат (оплата труда, стоимость ГСМ, стоимость текущего ремонта и техуходов, мелкого инвентаря, инструментов, автомашин и др).
Работникам ремонтно-механической мастерской устанавливается:
а) объем работ в натуральном и стоимостном выражении;
б) лимит затрат, включающий оплату труда, стоимость ремонтных материалов, запасных частей и ГСМ, прочие затраты.
Годовое задание строительному цеху (бригаде) включает:
а) сметную стоимость объектов, сроки ввода их в действие;
б) лимит прямых затрат (оплата труда, стоимость материалов, расходы по эксплуатации строительных машин и механизмов, прочие затраты).
Внутрихозяйственные первичные подразделения в индивидуальном порядке изучают свои возможности, определяют объемы и структуру производства валовой и товарной продукции, поступление и использование денежных средств. Они самостоятельно разрабатывают структуру использования земельных угодий, стада; технологии, технологические карты; урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных; затраты денежных средств и живого труда (в человеко-часах) на гектар и голову животных; потребность в технике, кормах, семенах, удобрениях, гербицидах, ядохимикатах и других средствах производства.
На основе планов подразделений разрабатывается план предприятия. После утверждения плановых показателей общим собранием предприятия проводится заключение договоров.
Бизнес-план для структурного подразделения включает в себя описание продукции, анализ положения дел в производстве (объем и структура производства, конкуренты). Проводится исследование и анализ рынка, где дается оценка потребности в производимой продукции, динамика и прогноз цен, каналы реализации, рынок материально-технических средств, стратегия маркетинга. На основании этого осуществляется планирование производства. В плане производства указывается размещение и технология производства, программа производства продукции и ее себестоимость, состав работников под-
Экономика
разделения. Бизнес-план предусматривает также разработку финансового плана. Механизм организационноэкономических внутрихозяйственных отношений предполагает разработку более совершенной системы взаимоотношений основных производственных, вспомогательных и обслуживающих подразделений друг с другом, а также с администрацией хозяйства. Основой взаимодействия здесь выступает договор экономических взаимоотношений.
В договорах, помимо показателей производства продукции в натуральном и стоимостном выражении в целом по подразделению и по каждому ее виду, указывается качество продукции, сроки ее поступления, цены реализации, их изменение с учетом инфляции, материально-техническое обеспечение, стимулирование труда, ответственность сторон. Договорные отношения основываются на разделении функциональных полномочий между предприятием и внутрихозяйственными подразделениями и строятся как по вертикали, так и по горизонтали. Это дает возможность вступать в договорные отношения не только с подразделениями предприятия, но и с другими организациями. Согласно договору коллектив подразделения обязуется реализовать (произвести) предприятию или подразделению, организации, указанной им, определенные виды и объемы продукции (услуг), а предприятие (подразделение, организация), в свою очередь, принять их и оплатить с учетом качества по указанным в договоре ценам.
Единство предприятия обеспечивается за счет:
- выборности и функционирования в соответствии с уставом предприятия его правления, председателя, а также осуществления контроля за деятельностью хозяйства ревизионной комиссией;
- создания единого фонда производственного и социального развития в части обеспечения общехозяйственных потребностей, определяемых правлением или собранием, а также иных фондов по их решению;
- координации и согласования наиболее принципиальных положений по развитию производства и социальной сферы, составления бизнес-плана производственного и социального развития;
- сложившейся внутрихозяйственной специализации в производстве и обслуживающих его подразделениях;
- формирования общехозяйственных служб, в том числе финансово-расчетного центра;
- создания фонда сельскохозяйственной продукции для натуральной оплаты труда всех работников;
- выплаты процентов (дивидендов) на паи;
- осуществления мер по гарантированной социальной защите работающих и пенсионеров предприятия.
Таким образом создается организационно-экономическая структура, позволяющая реализовать основные права членов предприятия в выборе форм и направлений своей деятельности, распоряжении полученными в коллективах доходами, всей произведенной продукцией либо её частью, переходе внутри хозяйства на договорные отношения. Одновременно при этом укрепляются технологические и экономические связи, обеспечивающие функционирование предприятия.
Основу внутрихозяйственных экономических отношений первичных коллективов составляет ценовой механизм взаиморасчетов. Это предъявляет повышенные требования к степени экономической обоснованности реализационных цен: они должны возмещать рационально произведенные затраты, обеспечивать получение доходов для расширенного производства и формирования фондов предприятия и подразделений, усиливать заинтересованность работников в более эффективном использовании производственного потенциала, а также создавать равные и стабильные условия для производственной деятельности внутрихозяйственных подразделений в соответствии с их целевой направленностью.
Главный принцип здесь должен быть таков: цены на всю продукцию, включая и продукцию внутрихозяйственного оборота, должны возмещать затраты и обеспечивать гарантированную прибыль.
В условиях рынка доход становится основным источником стимулирования труда работников сельскохозяйственных предприятий.
Его формирование, распределение и использование - прерогатива первичных подразделений.
Направления распределения доходов, очередность их использования устанавливаются решением общего собрания подразделения в зависимости от принятой модели хозяйствования и корректируются с учетом фактического финансового состояния предприятия или самого подразделения.
Коллективы структурных подразделений, работающие по первой модели, т.е. не обладающие экономической самостоятельностью, отвечают только за окупаемость затрат. Разница между выручкой за реализованную продукцию и услуги по ценам на уровне норматива затрат и фактическими материальными затратами составляет валовой доход подразделения. Кроме того, в сумму выручки за реализованную продукцию и оказанные услуги включаются суммы полученных санкций, являющихся компенсацией недополученной продукции или не оказанных услуг из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения договорных обязательств другой стороной.
4. Учет элементов финансовой работы при разработке организационно-хозяйственной модели предприятия
Практика развития сельского хозяйства России последних лет подтверждает необходимость использования хозрасчета или, по-новому, - управления по финансовым результатам. Особенно оно актуально для крупных интеграционных формирований в АПК, структурными подразделениями которых являются целые сельхозпредприятия (с сохранением статуса юридического лица или без него). В условиях рынка работа предприятий без четкого финансового управления и планирования чревата экономическим крахом, то есть интуитивное управление финансами и денежными потоками предприятия по старинке крайне нежелательно. В этой связи в отечественном сельском хозяйстве начинают встречаться и применяться отдельные элементы регулярного менеджмента, логистики, бюджетирования, маркетинга, бизнес-планирования и т.д.
Административная модель сельскохозяйственных
Экономика
предприятий постепенно получает элементы экономического управления по финансовым результатам: основной упор делается на постановку логистики, осуществляется производственное планирование подразделений, финансовый результат считается не только по предприятию в целом, но с разбивкой на центры финансового учета (ЦФУ). Осуществляется планирование, расчет и анализ автономной эффективности отдельных структурных подразделений (отдельных бизнесов).
Существенное изменение внутрихозяйственных экономических отношений на сельскохозяйственных предприятиях в современных условиях становится неизбежным. Во многих формированиях еще с предрефор-менного периода сохранились элементы внутрихозяйственного планирования, и существует стихийное, то есть организационно неурегулированное и документально неоформленное бюджетирование расходов и доходов денежных средств.
Бюджет - это финансовый документ, созданный до принятия предполагаемых управленческих решений. Иначе можно сказать, что это смета будущих финансовых операций. Бюджет представляет собой денежное выражение производственного плана. Он обычно показывает планируемую величину доходов, которые могут быть получены в течение определенного периода, а также размеры заемных средств, которые необходимо привлечь для достижения поставленной цели.
В условиях рыночных отношений бюджетирование как метод планирования и контроля, основанный на соизмерении расходов и доходов с целью обеспечения безубыточной деятельности предприятия, должен быть присущ всем хозяйствующим субъектам.
Внедрение принципов управления по финансовым результатам (хозрасчета в современной интерпретации) на предприятиях целесообразнее и логичнее начинать со структуризации организации управления. При этом структура понимается как совокупность составляющих систему элементов и устойчивых связей между ними.
Организационная структура предприятия проектируется и закрепляется в соответствующем положении. На основе кодификаторов функций выделяют основные структурные звенья, направления их деятельности, задачи, которые они решают, права и обязанности, зоны ответственности. Смысл этого документа состоит в том, что он является исходным для всех остальных управленческих действий.
В сельском хозяйстве до сих пор наиболее распространены линейно-функциональные структуры: производственные звенья наделены только функциями организации (линейными), а остальные “штабные” функции (то есть управленческие функции: финансовое управление, учет, правление, маркетинг и т.д.) управления реализуются на верхнем уровне.
Дивизиональные структуры (от английского division
- «подразделение») наиболее органичны для предприятий с отделенческой организационной структурой управления. Они встречаются также в интеграционных формированиях, объединяющих предприятия, которые территориально рассредоточены. В оргструктурах такого типа предусмотрена передача части ответственности за разработку технологии, производство и реализацию
продукции непосредственно структурным подразделениям.
Следующий этап постановки регулярного менеджмента - проектирование финансовой структуры, то есть разбивка организации на центры финансового учета и определение их взаимосвязей.
Современные теоретики менеджмента определяют ЦФУ как структурное подразделение или группу подразделений, осуществляющих определенный набор хозяйственных операций, способных оказывать непосредственное воздействие на прибыльность данной деятельности. Финансовая структуризация - это разбивка организации не по звеньям, которые выполняют какие-либо функции, а по подразделениям, с которыми связано ведение учета. ЦФУ выделяются из следующих соображений:
- осуществление автономного учета по подразделениям предприятия;
- возможность расчета производственных и финансовых показателей в разрезе структурных подразделений;
- удобство ведения управленческого учета;
- реализация учетной политики.
Затем устанавливается типология ЦФУ: они подразделяются на профит-центры, венчур-центры, центры затрат и центры финансовой ответственности (бизнес-единицы).
Профит-центр - структурное подразделение или их группа, деятельность которых связана с реализацией бизнес-проектов, которые уже приносят прибыль.
Венчур-центр - структурное подразделение или их группа, деятельность которых связана с реализацией новых бизнес-проектов, которые будут приносить прибыль в будущем.
Центр затрат - структурное подразделение или их группа, деятельность которых обеспечивает поддержку и обслуживание профит- и венчур-центров и непосредственно не приносит прибыли.
Центр финансовой ответственности в полной мере отвечает за получение прибыли, поэтому придание центру финансового учета статуса центра финансовой ответственности предполагает переход от административных методов управления к финансовым. Именно таким образом осуществляется управление в больших корпоративных предприятиях, имеющих большое количество структурных подразделений с разной специализацией.
Экономика
Т акие структурные подразделения могут выйти из структуры предприятия в случае перехода к холдинговой структуре с максимальной степенью децентрализации. Если они получают юридическую самостоятельность, то управление структурными подразделениями (которые являются юридическими лицами) происходит через систему участия.
В настоящее время большинство хозрасчетных подразделений в формированиях не являются центрами финансовой ответственности.
Кроме того, в последние годы распространение в сельском хозяйстве получает бюджетирование, то есть технология планирования, учета и контроля финансов предприятия.
Таким образом, совершенствование внутрихозяйственных отношений является одним из путей финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий. Хозрасчет сегодня - это совсем не внутрихозяйственный расчет на основе подряда, как понималось в колхозносовхозное время. Это - комплекс или система современных методов управления организацией. Другими словами, новое - это в какой-то степени хорошо структурированное старое.
В общем виде алгоритм постановки регулярного менеджмента выглядит следующим образом:
- проектируется организационная структура и утверждается соответствующее положение;
- выделяются и формируются ЦФУ, и разрабатывается Положение о финансовой структуре, издаются приказы о выделении ЦФУ;
- составляются формы отчетности, принимается система консолидации и разнесения общих финансовых результатов, обеспечивающая автономность структурных подразделений;
- определяют, какую информацию необходимо иметь для управления предприятием посредством бюджетирования, принимаются Положения о бюджетировании движения денежных средств и бюджетировании доходов и расходов;
- производится работа по внедрению управленческого учета;
- налаживается бизнес-планирование;
- финансовая служба путем сведения отчетов и планов осуществляет контроль, анализ и предоставление информации для принятия управленческих решений.
Литература
1. Черных А.Н. Оптимизация развития и структуры производства на сельскохозяйственных предприятиях различных организационно-правовых форм хозяйствования и собственности (на примере хозяйств Губкинского района Белгородской области). Воронеж: ВГАУ. - 1994.
2. Шапиро С.Б., Цылько О.Н. Совершенствование внутрихозяйственных отношений в сельскохозяйственных предприятиях в условиях перехода к рыночным отношениям. WWW :\Vesti Academii Agramyx Nauk.htm.
3. Краснова Л. Модели внутрихозяйственного расчета и опыт их внедрения на сельскохозяйственных предприятиях/ www.ncs.css.
4. Девяткина Л. Совершенствование внутрихозяйственных отношений как фактор финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий в России/www.ncs.css.
5. Савельев Г.Л. Организационно-экономические условия совершенствования внутрихозяйственных экономических отношений на сельскохозяйственных предприятиях (на примере сельского хозяйства Курганской области). Екатеринбург: УрГСХА, 2001. 21 с.
6. Экономика предприятия/Под ред. Проф. О.И.Волкова. - М.:Инфра-М,1997. 416 с.