Научная статья на тему 'О создании и развитии Системы-112 в Курской области'

О создании и развитии Системы-112 в Курской области Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
431
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
единые дежурно-диспетчерские службы / Курская область / Система-112 / оперативные службы / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / подсистемы мониторинга / single dispatch service / Kursk region / System-112 / online services / automated systems / monitoring subsystem

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Зубков Василий Николаевич

В статье описываются этапы, проблемы и итоги проведенной работы по созданию Системы-112 в Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Зубков Василий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the stages, challenges and results of the work on a system-112 in the Kursk region.

Текст научной работы на тему «О создании и развитии Системы-112 в Курской области»

/30 Civil Securitiy Technology, Vol. 7, 2010, No. 1-2 (23-24)

УДК 002 2:614.84:35

О создании и развитии Системы-112 в Курской области

В. Н. Зубков

Аннотация

В статье описываются этапы, проблемы и итоги проведенной работы по созданию Системы-112 в Курской области.

Ключевые слова: единые дежурно-диспетчерские службы, Курская область, Система-112, оперативные службы, автоматизированные системы, подсистемы мониторинга.

On the Creation and Development of systems-112 in the Kursk Region

V. Zubkov Abstract

This article describes the stages, challenges and results of the work on a system-112 in the Kursk region.

Key words: single dispatch service, Kursk region, System-112, online services, automated systems, monitoring subsystem.

Реализуя Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 № 1240-р и в соответствии с Концепцией создания системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер «112», в августе 2008 года министрами Минкомсвязи и МЧС было принято совместное решение о развертывании на территории Курской области пилотного проекта Системы-112.

Выбор Курской области был во многом продиктован следующими объективными обстоятельствами:

Во-первых, в соответствии с федеральным законодательством вопросы защиты населения и территорий отнесены к полномочиям органов власти субъектового и муниципального уровней. В этом направлении в Курской области во всех муниципальных образованиях создана и боле 10 лет функционирует система органов повседневного управления — Единые дежурно-диспет-черские службы (ЕДДС).

Во-вторых, начиная с 2005 года в Курской области, уже проводились предварительные работы по подготовке к переходу на единый номер «112», большинство районов было переведено на прием сообщений по номеру «112» в ручном режиме, проводилась широкая разъяснительная работа. Звонки по «112» всех сотовых операторов принимались в ЕДДС по территориальному принципу.

В-третьих, в Курской области достаточно хорошо были проработаны нормативно-правовые, организационные и практические вопросы развития объединенной системы оперативно-диспетчерского управления области (так называемой ОСОДУ), особенно по организации межведомственного инфор-мацион-ного обмена и координации действий различных служб (в том числе экстренных оперативных 01, 02, 03) при реагировании на различные происшествия, пожары и ЧС.

В-четвертых, губернатор Курской области поддержал проект на условиях софинансирования.

И, наконец, Курская область по своим экономическим, социально-демографическим, географическим показателям может быть отнесена к типовому субъекту если не всей Российской Федерации, то Центрально-Европейской ее части. Достаточно сказать, что до 2008 года область находилась на 77-м месте по развитию инфраструктуры связи. И где же, как не в технологически проблемных регионах, проводить апробацию решений, которые в дальнейшем придется тиражировать на всю Россию?

В этом направлении выполнен следующий комплекс организационных мероприятий:

— создана рабочая группа, в которую вошли представители всех экстренных оперативных служб, профильных комитетов и департаментов администрации области, менеджмента, ЦентрТелекома и других операторов связи;

— изданы нормативно-правовые акты по организации работы в части сопровождения проекта;

— внесены изменения в областную целевую программу «Снижение рисков».

В ходе организационных мероприятий исследовались различные варианты и схемы развертывания Си-стемы-112 в Курской области — с одним центральным caИ-центром, caИ-центрами в каждом муниципальном районе, с несколькими узловыми (межрайонными) caИ-центрами.

В зависимости от конкретных условий возможны любые варианты; в Курской области изначально рассматривали Систему-112 как не просто информирующую (как в Концепции), а гораздо шире — как составную часть ОСОДУ. При этом не ставилась задача сделать Систему-112 управляющей, а тем более контролирующей, хотя такие мнения тоже существуют. Систе-ма-112 должна выполнять в ОСОДУ функцию «одного окна» для приема и диспетчеризации по предназначению любых сообщений о ЧС и происшествиях, особенно таких, где требуется комплексное привлечение сил и средств экстренных оперативных служб.

Поэтому в Курской области приняли схему построения Системы-112, по конфигурации соответствующую Системе органов повседневного управления, — тер-риториально-распределенные самостоятельные call-центры в ЕДДС муниципальных образований и централизация обработки данных, документирования, анализа и статистики на субъектовом уровне — в Центре управления кризисными ситуациями (ЦУКС) Курской области (рис. 1). Место размещения центра обработки вызовов (ЦОВ) в ЦУКС обусловлено тем обстоятельством, что в настоящее время только МВД и МЧС имеют хорошо развитую, централизованную по управлению и территориально-разделенную систему органов управления. При этом у МВД функции узкоспецифичны и заключаются в основном в защите населения и собственности от противоправных посягательств, а одной из основных задач ЦУКСа (по Постановлению Правительства РФ от 30.12.2003 г. № 794) является как раз координация мер по защите населения и террито-

рий от чрезвычайных происшествий. Кроме того, в Курске уже была создана ОСОДУ.

На выбор такой схемы повлиял ряд объективных факторов: технический, экономический, оперативно-управленческий.

При планировании работ по развертыванию проекта были определены три функциональных этапа.

На 1-м этапе — развертывание ЦОВ и базовых элементов Системы-112 в г. Курске. При этом предусматривалось развернуть базовые подсистемы, т. е. те, без которых функционирование Системы было бы невозможно.

2-м этапом планировалось развернуть элементы Системы в муниципальных образованиях.

На 3-м этапе предусматривались развертывание всех функциональных подсистем, отладка и доработка функционала (а при необходимости и замена отдельных элементов Системы) с учетом опыта предыдущих этапов.

Однако уже на 1-м этапе столкнулись с рядом проблемных вопросов:

— во-первых, хотя и предварительно было серьезно изучено состояние инфраструктуры связи в Курской области, но не до конца была проведена оценка возможностей операторов;

— во-вторых, на этом этапе отсутствовала координирующая роль федерального центра — и МЧС, и Минкомсвязи. А все — и заказчики, и исполнители, и выгодоприобретатели очень нуждались в методологическом и техническом консультировании;

— в-третьих, к сожалению, в формировании технических требований к аукциону и в процессе проведения аукциона выгодоприобретатели (ГУ МЧС России по Курской области и администрация Курской области как объединяющий представитель экстренных оперативных служб области) по различным причинам участия не принимали. Возможно, потому, что времени на реализацию проекта было немного.

В результате исполнители предполагали только поставку оборудования, а не построение Системы. Логика такого подхода была непонятна, и поэтому сразу же предложены другие принципы и схемы построения и развертывания проекта.

В разработанной схеме предусмотрено дополнительное развертывание служб жилищно-коммунального блока. Да, они не относятся к перечню экстренных оперативных служб, определенных в Концепции, и, возможно, это одна из нормативных недоработок. С 2005 года уже де-факто принимаем на ЕДДС сообщения по единому номеру «112». И анализ сообщений показывает, что второе место занимают сообщения о событиях в сфере ответственности ЖКХ. Незнакомые с федеральными критериями отнесения происшествий к ЧС обыватели субъективно воспринимают их как ЧС или, по крайней мере, как значимое происшествие и звонят, и будут звонить именно в службу «112».

Развертывание этих элементов не сказалось сколько-нибудь серьезно на финансовой стороне проекта, зато смогло обеспечить оперативный контроль над аварийными ситуациями в этом секторе.

о

Схема развертывания Системы-112 в 2009—2010 гг.

Система -112 города Курска

Филиал г.Курска (Октябрьский и Курский районы)

оо ®

Филиал Тимского (Манту ровский район)

Филиал г. Железногорска и района (Хомутовски! и Дмитриевский районы)

ЕДДС г.Железногорска (Железногорский район)

Система -112 городов и районов

о о ® о о ®

1 ф

ЕДДС Г.Курчатова (Курчатовский район)

ЕДДС г.Щигры (Щигровский , район), г.Льгова (Льговский район)

Ж.д. станция

Аэропорт

Нефтепровод

Система -112 районов

оо © ос

Филиал Обоянский (Солнцевский, Пристенский и Медвенский районы)

Филиал Фатежский Филиал Рыльский

(Поныровский и Золотухинский районы)

(Кореневский и Глушковский районы)

Филиал г. Льгова

и района (Курчатовский и Конышевский районы)

Филиал Советский Филиал Суджанский

(Горшеченский, и Касторенский районы)

(Б-Солдатский, и Беловский районы)

Филиал г.Щигры

(Щигровский и Черемисиновский районы)

ю

о <

сл а> о с

а> о

=7

=з о о

со <

<

о

м о

I

м

м со

I

м

Очень важно при любой принимаемой схеме развертывания Системы обеспечить интеграцию непосредственно Системы-112 с ведомственными автоматизированными системами. Не столь существенно — диспетчерские, управляющие это системы или информационно-статистические. Главное, чтобы внедрение Си-стемы-112 улучшило деятельность экстренных оперативных служб, а не создавало проблемы в выполнении ими своих задач по предназначению.

Проведенный в Курской области анализ автоматизированных систем экстренных оперативных служб показал, что все они разноформатны — имеют различные принципы построения и различное программное обеспечение. В «03» автоматическая диспетчеризация отсутствовала.

Первоначально решение, предложенное исполнителями, предполагало доведение сообщений до ДДС экстренных оперативных служб. Далее сообщение переносилось в ведомственные автоматизированные системы вручную. Чтобы это исключить, была организована разработка со взаимодействующими ведомствами частных технических заданий на интеграцию систем. И сейчас можно сказать, что такое решение было верным. Это позволило не только существенно оптимизировать работу диспетчерского персонала, но и решить вопрос с доставкой в Систему-112 сообщений, поступивших по иным каналам, требующих комплексного реагирования сил и средств. Хорошо это решили с 01, 03, 04 блоком ЖКХ. Несколько сложнее с «02». Не все в этом вопросе просто — есть требования информационной безопасности, которые отстаивают все без исключения. Но есть и варианты их решения.

Говоря об интеграции с ведомственными автоматизированными системами, нельзя не сказать, что почти все службы, кроме приема сообщений от физических лиц — граждан, эксплуатируют и автоматизированные системы мониторинга стационарных и подвижных объектов — от систем охранно-пожарной сигнализации и систем контроля уровней опасных химических веществ до систем контроля перемещения подвижных объектов (включая перемещение подведомственных

сил и средств). Первый шаг к интеграции с такими системами сделан, обеспечив автоматический вывод сигнала от комплекса мониторинга систем пожарной и аварийно-химической сигнализации непосредственно в Систему-112 с формированием учетной карточки происшествий и организации реагирования по тому же алгоритму, что и при сообщениях граждан.

Развивая подсистему мониторинга далее, произведена апробация 10 датчиков ГЛОНАСС, установленных на подвижных объектах.

Развитие подсистемы мониторинга стоит в прямой зависимости от развертывания подсистемы ГИС. Это направление было на контроле с самого начала проекта. Применение геоинформационной системы (ГИС) создает платформу для таких подсистем Системы-112, как информационно-навигационная, мониторинга стационарных и подвижных объектов, поддержки принятия решений. На сегодняшний день опыт работы с картами в системе антикризисного управления показывает, что для решения задач Системы-112 наиболее эффективным является масштаб 1:50 000 — для участков территорий без населенных пунктов и 1:5 000 — для населенных пунктов. При этом в подсистемах мониторинга и поддержке принятия решений целесообразно использовать векторные карты как более информативные. Были протестированы 4 различных формата и масштаба карт.

В Курской области так исторически сложилось, что различные ведомства для своих задач использовали карты различных форматов и масштабов, а некоторые не имели их вовсе. Предполагается, что такая же ситуация во многих регионах. Создание единой ГИС для всех экстренных оперативных служб в рамках Системы-112 сможет объединить эти ведомства на единой информационной платформе и стать заделом в формировании единой информационной системы любого субъекта.

Сведения об авторе

зубков Василий николаевич, начальник Главного управления МЧС России по Курской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.