Научная статья на тему 'О СОЗДАНИИ И ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ'

О СОЗДАНИИ И ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / КОРПОРАТИВНЫЙ КОНТРОЛЬ / ИНСАЙДЕРСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ / МАНИПУЛИРОВАНИЕ РЫНКОМ / INTERNAL CONTROL / RISK MANAGEMENT SYSTEM / INTERNAL AUDIT / CORPORATE CONTROL / INSIDER INFORMATION / FINANCIAL MARKET / MARKET MANIPULATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вильданова Марина Михайловна

Предметом рассмотрения настоящей статьи является анализ особенностей создания и эволюции института внутреннего контроля в России. В работе исследуются системы внутреннего контроля, исходя из отраслевого принципа регулирования, в частности, в области банковской деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также иных хозяйственных обществ. Особый акцент делается на регулировании публичных акционерных обществ, акции которых котируются на биржах. Автором даются конкретные предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля в целях защиты прав акционеров и участников хозяйственных обществ, соблюдения требований законодательства, а также предупреждения возникновения возможных убытков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE CREATION AND EVOLUTION OF INSTITUTE OF INTERNAL CONTROL IN RUSSIA

The subject of considering of this article is the analysis of the features of creation and evolution of internal control in Russia. In the article examines the internal control based on the industry principle of regulation, in particular, banking activities, the activities of a professional participant in the securities market, exchanges and clearing houses, as well as other business entities. Special emphasis is placed on the regulation of public joint-stock companies whose shares are listed on stock exchanges. The author gives concrete proposals for improving the internal control system in order to protect the rights of shareholders and participants of joint - stock companies and limited liability companies, to compliance with legal requirement, as well as to prevent possible losses.

Текст научной работы на тему «О СОЗДАНИИ И ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ»

условия уже входящего в этот договор с указанием сроков подачи транспорта (консенсуальный договор).

Также распространенным условием является приемка груза (его выгрузка) и его вывоз. Основываясь на п. 2 ст. 111 BK РФ, п. 3 ст. 79 КВВТ РФ и п. 1 ст. 15 УАТ РФ, выполнение данного условия возлагается на грузополучателя. Порядок выдачи устанавливается в правилах перевозок грузов или в соглашении между сторонами.

Таким образом, в нормах законодательства, которое регулирует правоотношения, возникающие из перевозки грузов, существует достаточно много неточностей. Это приводит к неопределенностям в основании, в условиях и особенностях различных видов договоров перевозки грузов. На наш взгляд, требуется законодательное закрепление структуры договора перевозки грузов, правоотношений между перевозчиком, грузоотправителем и грузополучателем, что позволит конкретизировать отношения, связанные с перевозкой грузов.

Поскольку транспортное законодательство не дает универсального определения «груза», по нашему мнению, такое определение может быть отнесено к различным видам транспорта: «груз - это имущество, которое было принято в соответствии с установленными нормами и в отношении которого осуществляется перевозка по договору транспортной экспедиции или перевозки груза».

Литература и источники

1. Соловьева М.А. К вопросу о соотношении транспортных договоров и транспортной логистики // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 2. С. 97-99.

2. Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности: Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 // СЗ РФ. 2006. № 37. Ст. 3890.

3. Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 272 (ред. от 22.12.2016) // СЗ РФ. 2006. 2011. № 17. Ст. 2407.

4. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2001. № 11. Ст. 1001.

5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 1999. № 18. Ст. 2207.

6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ.1997. № 12. Ст. 1383.

7. Егиазаров В.А. Транспортное право [Электронный ресурс] _http://www.pravoznavec.com

8. Транспортное право: Учебник [Электронный ресурс] // Режим доступа http://thelib.ru/books/v_a_egiazarov/transportnoe _pravo-read-14.html /

References and Sources

1. Solov'eva M.A. K voprosu o sootnoshenii transportnyh dogovorov i transportnoj logistiki // Biznes, menedzhment i pravo. 2014. № 2. S. 97-99.

2. Ob utverzhdenii Pravil transportno-ekspedicionnoj deyatel'nosti: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 8 sentyabrya 2006 g. № 554 // SZ RF. 2006. № 37. St. 3890.

3. Ob utverzhdenii Pravil perevozok gruzov avtomobil'nym transportera: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelya 2011 g. № 272 (red. ot 22.12.2016) // SZ RF. 2006. 2011. № 17. St. 2407.

4. Kodeks vnutrennego vodnogo transporta Rossijskoj Federacii ot 7 marta 2001 g. № 24-FZ (red. ot 03.07.2016) // SZ RF. 2001. № 11. Ct. 1001.

5. Kodeks torgovogo moreplavaniya Rossijskoj Federacii ot 30 aprelya 1999 g. № 81-FZ (red. ot 07.02.2017) // SZ RF. 1999. № 18. St. 2207.

6. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19 marta 1997 g. № 60-FZ (red. ot 06.07.2016) // SZ RF.1997. № 12. St. 1383.

7. Egiazarov V.A. Transportnoe pravo [Elektronnyj resurs] http://www.pravoznavec.com

8. Transportnoe pravo: Uchebnik [Elektronnyj resurs] // Rezhim dostupa http://thelib.ru/books/v_a_egiazarov/transportnoe_pravo-read-14.html /

ТИЩЕНКО ИРИНА ВИКТОРОВНА - кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры гражданско-правовых дисциплин Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.

БУРЛОВА ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России. ЗАХАРОВА ГАЛИНА СЕРАФИМОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин Ставропольского филиала Краснодарского университета МВД России.

TISCHENKO, IRINA V. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Deputy Head of the Department of State and Legal Sciences, Belgorod Law Institute of Ministry of the Internal of the Russian Federation named after I.D. Putilin (tishhenkirina@ya.ru). BURLOVA, YULIA A. - Ph.D. in Law, Senior Lecturer, Department of State and Legal Sciences State and Civil Law Disciplines, Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia (yulia.burlova@yandex.ru). ZAKHAROVA, GALINA S. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of State and Legal Sciences State and Civil Law Disciplines, Stavropol branch of the Krasnodar University of the Ministry of internal Affairs of Russia.

УДК 347.1

ВИЛЬДАНОВА М.М.

О СОЗДАНИИ И ЭВОЛЮЦИИ ИНСТИТУТА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В РОССИИ

Ключевые слова: внутренний контроль, система управления рисками, внутренний аудит, корпоративный контроль, инсайдерская информация, финансовые рынки, манипулирование рынком

Предметом рассмотрения настоящей статьи является анализ особенностей создания и эволюции института внутреннего контроля в России. В работе исследуются системы внутреннего контроля, исходя из отраслевого принципа регулирования, в частности, в

области банковской деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также иных хозяйственных обществ. Особый акцент делается на регулировании публичных акционерных обществ, акции которых котируются на биржах. Автором даются конкретные предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля в целях защиты прав акционеров и участников хозяйственных обществ, соблюдения требований законодательства, а также предупреждения возникновения возможных убытков.

VILDANOVA, M.M.

ON THE CREATION AND EVOLUTION OF INSTITUTE OF INTERNAL CONTROL IN RUSSIA

Keywords: internal control, risk management system, internal audit, corporate control, insider information, financial market, market manipulation.

The subject of considering of this article is the analysis of the features of creation and evolution of internal control in Russia. In the article examines the internal control based on the industry principle of regulation, in particular, banking activities, the activities of a professional participant in the securities market, exchanges and clearing houses, as well as other business entities. Special emphasis is placed on the regulation of public joint-stock companies whose shares are listed on stock exchanges. The author gives concrete proposals for improving the internal control system in order to protect the rights of shareholders and participants of joint - stock companies and limited liability companies, to compliance with legal requirement, as well as to prevent possible losses.

В посткризисные периоды в экономике как конца 90-х гг. и 2008-2009 гг., так и в настоящее время у многих предпринимателей возникает интерес к качественным контрольным процедурам, когда владельцы бизнеса пытаются проанализировать вопросы о том, каким образом можно было бы избежать понесенных убытков, как оценить состояние бизнеса на сегодняшний день и что необходимо учесть при формировании текущей посткризисной стратегии. Прежде всего, конечно, речь идет о процедурах корпоративного контроля, включающего внутренний контроль, внутренний аудит, систему управления рисками и иные рычаги корпоративного управления, обеспечивающие контроль в хозяйственном обществе [1, с.66-67]. В данной статье ограничимся рассмотрением вопроса об органах внутреннего контроля и их соотношении с другими процедурами.

На сегодняшний день следует воспринимать внутренний контроль не только как меры по сохранности инвестиций, но и как систему механизмов, предотвращающих потери или минимизирующих их. Кроме того, прозрачность корпоративных процедур и наличие актуальной информации о них делает бизнес более привлекательным для инвесторов.

Началом построения внутреннего контроля как системы было принятие закона в США Sarbanes - Oxley Act (SOX) от 2002 г. после известного скандала с отчетностью крупнейших компаний, таких как Enron и WorldCom. В статье 404 этого закона была введена система внутреннего контроля за составлением финансовой отчетности, согласно которой руководство компании должно нести ответственность за эффективность системы внутреннего контроля за подготовкой финансовой отчетности. Прежде всего, закон распространялся на американские и международные компании, акции которых котировались на биржах. В связи с этим, ряд европейских стран, где были компании, чьи акции котировались на американских биржах, приняли законы, предусматривающие увеличение ответственности руководителей компаний; укрепление внутреннего контроля; сокращение источников конфликтов интересов, систему контроля за управлением рисками и их мониторинг (например, Закон о финансовой безопасности Франции от 2003 г.; Закон Германии о контроле и прозрачности в бизнесе от 2004 г. и др.).

В России после 2002 года институт внутреннего контроля был введен на уровне таких законов, как Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон от 22.04.1996 №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Далее из категории профессиональных участников рынка ценных бумаг были выделены организаторы торговли и клиринговые организаций, которые получили свою регламентацию в Федеральном законе от 21.11.2011 №325-ФЗ «Об организованных торгах» и Федеральном законе от 07.02.2011 №7-ФЗ «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте». В указанных законах предусматривается, что кредитные организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, организаторы торговли и клиринговые организации обязаны соблюдать установленные требования к деятельности органов внутреннего контроля, определенные в нормативных актах Банка России. В российских нормативных актах есть свои особенности по толкованию термина «внутренний контроль». В вышеуказанных актах предложен комплексный подход к пониманию внутреннего контроля. Вместе с тем, в некоторых законодательных актах предложено более узкое (специальное) толкование внутреннего контроля. Так, в Федеральном законе от 06.12.2011 №402-

ФЗ «О бухгалтерском учете» речь идет об обязанности экономического субъекта осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни. Те экономические субъекты, бухгалтерская отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны организовать осуществление внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета. Полагаем возможным рассмотреть такое толкования, как неотъемлемый элемент общих процедур по внутреннему контролю.

Развитие внутреннего контроля в России во многом прошло этапы формирования, схожие с зарубежными, но безусловно есть и свои особенности. Вопросы внутреннего контроля регулируются исходя из отраслевого принципа, в частности, в области банковской деятельности, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также иных хозяйственных обществ. При этом особый акцент делается на регулировании публичных акционерных обществ, чьи акции котируются на биржах. Это обусловлено тем, что состояние экономики во многом зависит от стабильности на финансовых рынках, регулирование которых осуществляется в настоящее время Банком России (соответственно в предшествующие периоды времени - ФСФР или ФКЦБ, правопреемником которых стал Банк России).

Несмотря на то, что первые нормативные акты Банка России предшествовали реформе начала 2000 гг., они подготовили почву для этих реформ. Так, Положение ЦБ РФ от 28 августа 1997 г. № 509 «Об организации внутреннего контроля в банках» было направлено на защиту интересов вкладчиков и инвесторов и предусматривало образование службы внутреннего контроля в каждом банке для осуществления контроля за соблюдением требований регулятора, т.е. Банка России. В Указании ЦБ РФ от 07.07.1999 №603-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» был определен порядок, связанный с организацией контрольных процедур в банках за операциями на финансовых рынках в целях защиты от проведения недобросовестных операций. В каждой организации назначался согласованный с Банком России работник, выполняющий данную функцию внутреннего контроля («комплаенс-контролер») и имеющий право на совмещение с иными трудовыми функциями. Это было важным шагом по формированию органами банковского надзора системы внутреннего контроля в банках как одного из важнейших элементов банковского надзора.

В настоящее время действует «Положение об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах» от 16 декабря 2003 г. № 242-П. Элементами системы внутреннего контроля являются: служба управления рисками; служба внутреннего контроля (внутренний контроль, внутренний контроль в целях ПОД-ФТ; внутренний контроль в целях противодействия манипулирования рынка и правомерного распространения инсайдерской информации); служба внутреннего аудита. Согласно требованиям данного нормативного акта? во избежание конфликта интересов передача контролеру (службе внутреннего контроля) функций, исполнение которых может привести к конфликту интересов, не допускается. Совмещение функций контролера (службы внутреннего контроля) и внутреннего аудитора (службы внутреннего аудита) также не допускается. Соблюдение указанных требований ведет не только к исполнению требований надзорного органа, но и предупреждает возникновение конфликта интересов, а также обеспечивает интересы акционеров и участников хозяйственных обществ.

В отношении иных участников финансовых рынков действуют специальные нормативные акты, учитывающие специфику их деятельности, в частности, Положение о внутреннем контроле профессионального участников рынка ценных бумаг, утвержденное Приказом ФСФР России от 24.05.2012 №12-32/пз-н, Положение Банка России от 15.12.2014 № 445-П «О требованиях к правилам внутреннего контроля некредитных финансовых организаций в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», Указание Банка России от 7.05.2018 №4792 «О требованиях к порядку осуществления организатором торговли внутреннего контроля и внутреннего аудита», Указание Банка России от 1.08.2019 №5222-У «О требованиях к правилам внутреннего контроля по предотвращению, выявлению и пресечению неправомерного использования инсайдерской информации и (или) манипулирования рынком юридических лиц», Указание Банка России от 22.02.2019 «О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитных и некредитных

финансовых организаций в целях противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения» и др.

Указанные нормативные акты регулируют различные аспекты внутреннего контроля, но, к сожалению, в них отсутствуют положения, обеспечивающие взаимодействие разных элементов, что ведет порой к дублированию функций органов внутреннего контроля и противоречиям в рамках всего комплекса процедур. В связи с выполнением надзорных требований процедуры сильно формализованы и значительное время контролеров уделяется не столько контрольным процедурам, сколько их описаниям в отчетах. С нашей точки зрения, целесообразно создание такой системы контроля, которая необходима, прежде всего, акционерам и участникам хозяйственных обществ, что в свою очередь повысит в целом уровень контрольных процедур, а также качество надзора регулирующих органов.

Наряду с этим, существенное значение приобретают корпоративные практики, в том числе кодексы корпоративного поведения и управления, согласно руководство компании обязано проводить постоянную оценку эффективности внутреннего контроля на основе адекватных объективно выработанных критериев и обязано иметь достаточную документальную доказательственную базу, а также предоставлять письменное подтверждение эффективности системы внутреннего контроля.

Важно отметить, что требования к лицам, осуществляющим функции внутреннего контроля, в различных подконтрольных Банку России организациях, выработаны на уровне нормативных актов Банка России и, как правило, состоят в следующем. Эти лица должны иметь высшее юридическое или экономическое образование, квалификацию в области внутреннего контроля (освоили программу повышения квалификации или программу профессиональной переподготовки в области внутреннего контроля), опыт работы в течение определенного срока в организациях, занимающихся аналогичной хозяйственной деятельностью и т.д.

В России институт внутреннего контроля получил развитие в Рекомендациях ФКЦБ РФ от 04.04.2002 №421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» (далее -Кодекс корпоративного поведения) и Письме Банка России от 10.04.2014 .№06-52/2463 «О кодексе корпоративного управления» (далее - Кодекс корпоративного управления). В Кодексе корпоративного поведения указывалось на влияние корпоративного поведения на экономические показатели акционерного общества и его способность привлечения инвестиций, а в Кодексе корпоративного управления уже речь шла о конкретных инструментах для определения целей общества и эффективной системе обеспечения сохранности предоставленных акционерами средств, снижении рисков убытков в связи нарушением регуляторных требований и рисков наступления несостоятельности (банкротства).

В Кодексе корпоративного поведения было обращено внимание на то, что практика корпоративного поведения должна обеспечивать эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью. В основу такой практики были положены: ежедневный и последующий контроль на основе плана, утвержденного советом директоров/наблюдательным советом; обеспечение достоверности финансовой информации, используемой и раскрываемой обществом; обеспечение прозрачности системы управления; разграничение компетенции органов и лиц, входящих в систему внутреннего контроля; предупреждение, обнаружение и ограничение финансовых и операционных рисков; установление и соблюдение действенных процедур внутреннего контроля и др.

Как было указано в Кодексе корпоративного поведения, процедуры внутреннего контроля включали также управление рисками, а оценку эффективности внутреннего контроля было рекомендовано возложить на комитет по аудиту совета директоров/наблюдательного совета. Функции по организации внутреннего контроля, в том числе последующего контроля, предлагалось возложить на независимое от исполнительных органов общества структурное подразделение юридического лицо - контрольно-ревизионную службу. Существенная роль по проведению годовых и внеочередных проверок была также отведена ревизионной комиссии, состоящей из лиц, избранных на собрании акционеров. Внешним звеном, подтверждающим получение объективной и полной информации о деятельности общества, стала проверка финансово-хозяйственной деятельности внешним аудитором (аудиторской организацией).

С момента принятия Кодекса корпоративного поведения изменилась общая ситуация в области корпоративного управления и внедрения наилучших стандартов, принятых на российском и международном рынках. Как показала практика, ряд вопросов, связанных с корпоративным управлением, вышли за рамки нормотворческой сферы и являются в определенной степени морально-этическими стандартами. Исходя из принципов разумности и добросовестности, в Кодексе корпоративного управления были даны рекомендации по совершенствованию и обеспечению эффективности внутреннего контроля. Кроме того, было уточнено, что система управления рисками и внутреннего контроля является единой, т.е. усилена роль системы управления рисков в отличие от квалификации управления рисками, как процедуры внутреннего контроля согласно Кодексу корпоративного поведения. Для систематической независимой оценки надежности мер по управлению рисками, внутреннему контролю и практики корпоративного управления в Кодексе корпоративного управления было предложено создание отдельного внутреннего подразделения (подразделения внутреннего аудита). При этом функциональная и административная подотчетность должны быть разграничены (т.е. функционально подразделение внутреннего аудита рекомендуется подчинить совету директоров, а административно -непосредственно единоличному исполнительному органу).

Важнейшими ориентирами для организации внутреннего контроля стали международные стандарты, к которым и по сей день апеллирует регулятор (Письмо Банка России от 15.04.2019 № ИН-06-28/35) [2]. Основой для системы внутреннего контроля являлась созданная в 1992 году «Интегрированная концепция внутреннего контроля», кратко называемая СОЗО, которая была разработана и внедрена Комитетом организаций - спонсоров Комиссии Тредуэя, образованной несколькими организациями: Американским институтом дипломированных независимых бухгалтеров, Американской ассоциацией по учету и отчетности, Институтом внутренних аудиторов, Международной ассоциацией финансовых руководителей, Институтом бухгалтеров по управленческому учету. Эта модель стала основой всех моделей внутреннего контроля, которые появились позже. Под внутренним контролем в рассматриваемой концепции понимается совокупность действий совета директоров (наблюдательного совета), менеджмента и работников организации на всех уровнях, направленных на достижение разумной уверенности в достижении целей юридического лица путем повышения надежности и достоверности финансовой отчетности и достижения соответствия деятельности действующим регуляторным нормам.

COSO 2004 получила широкое распространение и была принята многими организациями в качестве отправной точки для совершенствования корпоративного управления и внедрения интегрированной системы управления рисками. Однако процессы управления осуществлялись во многом отдельно от процессов планирования и принятия управленческих решений, а также от практических аспектов их внедрения. В связи с чем, возникла необходимость в оптимизации затрат и повышению эффективности деятельности. В последующем в СОЗО ERM 2017 было предложено решение этой задача путем развития интеграции управления рисками с процессами стратегического планирования и повышения эффективности юридических лиц.

Существенная роль в регулировании вопросов внутреннего контроля и его соотношения с иными элементами корпоративного контроля в банковской сфере принадлежит документам Базельского комитета по банковскому надзору, рекомендованным Банком России (Письмо Банка России от 10.07.2001 N 87-Т; Письмо Банка России от 13.05.2002 N 59-Т; Письмо Банка России от 02.11.2007 N 173-Т; Письмо Банка России от 21.03.2012 N 38-Т; Письмо Банка России от 06.02.2012 N 14-Т; Письмо Банка России от 16.05.2012 N 69-Т; Письмо Банка России от 27.05.2014 N 96-Т).

В Письме Банка России от 15.04.2019 № ин-06-28/35 «О некоторых вопросах применения Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» обращено внимание на то, что советам директоров и наблюдательным советам, которые выполняют определяющую роль в организации системы управления рисками и внутреннего контроля, необходимо избегать «формального подхода к ее организации» [3]. Кроме того, создание комитета по аудиту советом директоров/наблюдательным советом, а также системы управления рисками, внутреннего контроля и внутреннего аудита исключает необходимость формирования ревизионной комиссии. Данная позиция уже нашла закрепление в пункте 1 статьи 85 Закона об акционерных обществах, предусматривающем работу ревизионной комиссии только в случае, когда это предусмотрено

уставом юридического лица. Однако с постановкой вопроса о нецелесообразности работы ревизионной комиссии сложно согласиться. В указанных выше контрольных процедурах участвуют работники самого юридического лица, в ревизионной комиссии - представители акционеров. Внутренний аудитор назначается на должность советом директоров/наблюдательным советом и подотчетен перед ним, однако административная зависимость перед единоличным исполнительным органом есть, что в определенных случаях может привести к необъективности в профессиональных суждениях внутреннего аудитора и составлению недостоверных отчетов. С другой стороны, в ряде случаев исполнительные органы юридического лица могут инициировать перед советом директоров увольнение «неудобных» внешних аудиторов, которые представляют в неприглядном виде акционерам/участникам деятельность исполнительных органов. В связи с этим, представляется полезным сохранить институт ревизионной комиссии, указывая в нормативных актах на обязанность формирования ревизионных комиссий.

С 01.07.2020 для обеспечения независимой оценки эффективности системы внутреннего контроля, а также практики корпоративного управления в публичных акционерных обществах устанавливается обязанность по проведению внутреннего аудита (п.25 ст.1 Федерального закона от 19.07.2018 №209 - ФЗ, п.5.2 Кодекса корпоративного управления и п. 6 Письма Банка России от 15.04.2019 № ИН-06-28/35). Таким образом, в целях повышения качества контрольных процедур наметилась тенденция переноса регулирования ряда вопросов внутреннего контроля из рекомендательной плоскости в законодательную.

В настоящее время наиболее перспективно многоступенчатое построение контрольных процедур, в которых одно из центральных мест занимает внутренний контроль с соблюдением так называемого принципа «3 линий защиты». К первой линии относятся бизнес-подразделения, юридическое подразделение и иные работники юридического лица, осуществляющие контроль каждой операции на постоянной основе, выявление первичного риска и принятие мер по соблюдению установленных ограничений.

Во вторую линию входят служба внутреннего контроля, служба управления рисками, служба информационной безопасности, бухгалтерия, которые осуществляют оценку рисков, управление рисками и их мониторинг. Особенностью работы службы внутреннего контроля является проводимая ею оценка регуляторного риска. С этой целью служба внутреннего контроля, например, в банках проводит текущие проверки порядка открытия счетов, осуществления переводов в рублях и иностранной валюте, работу с должниками банка, в том числе с физическими лицами, работу по противодействию легализации незаконно полученных денежных средств и финансированию терроризма и др. В случае нарушения нормативных правовых актов Российской Федерации контролер обязан немедленно информировать единоличный исполнительный орган о сложившейся ситуации с целью принятия необходимых оперативных мер.

Третья линия представлена службой внутреннего аудита, занимающейся оценкой надежности и эффективности внутреннего контроля и системы управления рисками. Внутренний аудитор должен направлять в совет директоров/наблюдательный совет отчеты, содержащие анализ обнаруженных нарушений с предложениями об их устранении, рекомендации по оптимизации процедур с целью предупреждения имевших место нарушений. Для реализации комплекса контрольных мер, важно, чтобы система контроля не только предотвращала злоупотребления, но была направлена на эффективное осуществление бизнеса путем встраивания в бизнес-процессы. Кроме того, как обоснованно считает И.В. Федоренко, «контроль обеспечивает систему управления информацией, необходимой для принятия тех или иных управленческих решений» [3].

Несмотря на то, что требования к наличию внутреннего контроля существуют сравнительно давно в России, состояние внутреннего контроля порой формально и недостаточно эффективно.

На практике в юридических лицах, работающих на финансовых рынках, где уже внедрены система управления рисками, внутренний контроль и внутренний аудит, встречаются дублирование функций и осуществление проверочной деятельности всеми указанными контрольными органами одних и тех вопросов деятельности одинаковыми способами, что негативно сказывается на корпоративном контроле в целом.

Однако представляется важным системный подход к решению вопросов правового регулирования в целом. Наиболее целесообразно принятие единого нормативного акта, в котором были бы выстроены функции всех составляющих элементов корпоративного контроля в различных сферах деятельности, включая внутренний контроль, а также создана стройная система их взаимодействия. В этом нормативном акте могли быть сформулированы общие требования ко всем юридическим лицам, а также специальные положения в зависимости от вида деятельности юридических лиц.

Наряду с совершенствованием корпоративного контроля в публичных акционерных обществах полагаем, что целесообразно предусмотреть необходимые механизмы контроля в непубличных акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью на законодательном уровне, но в более упрощенной форме, чем в публичных акционерных обществах.

Для достижения разумной уверенности акционеров и участников хозяйственных обществ, особенно в период кризисных явлений в экономике, инструменты контроля должны быть четко урегулированы на уровне нормативных актов и внутренних документов юридического лица. На случай непредвиденных ситуаций у каждого юридического лица всегда должна быть создана «подушка безопасности», которая представляет собой не только денежные средства, но и порядок действий при оптимистическом и пессимистическом развитии бизнеса.

Литература и источники

1. Вильданова М.М. Содержание и инструменты корпоративного контроля в современном российском праве// Журнал российского права. 2020. №5.

2. Вестник Банка России. 23.04.2019. №28.

3. Федоренко И.В. Организация внутреннего контроля на предприятиях»// https//cyberleninka.ru/n/organizatsiya-vnutrennego-kontrolya-na-predpriyatiyah/viewer

References and Sources

1. Vil'danova M.M. Soderzhanie i instrumenty korporativnogo kontrolya v sovremennom rossijskom prave// Zhurnal rossijskogo prava. 2020. №5.

2. Vestnik Banka Rossii. 23.04.2019. №28.

3. Fedorenko I.V. Organizaciya vnutrennego kontrolya na predpriyatiyah»// https//cyberleninka.ru/n/organizatsiya-vnutrennego-kontrolya-na-predpriyatiyah/viewer

ВИЛЬДАНОВА МАРИНА МИХАИЛОВНА - кандидат юридических наук, ведущий научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (vildanovamarina@mail.ru). VILDANOVA MARINA M. - Ph.D. in Law, Lead Researcher, The Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation (vildanovamarina@mail.ru).

УДК 347.1

БЕЛОБАБЧЕНКО М.К. ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА БАНКРОТСТВА

ГРАЖДАН

Ключевые слова: банкротство гражданина, финансовый управляющий, потребительское банкротство, кредитные каникулы, потребительский кредит.

В статье рассматриваются положения некоторых норм Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», касающиеся банкротства граждан. В связи с ситуацией с каронавирусной инфекцией и введением ограничительных мер в отношении функционирования отдельных сфер предпринимательской деятельности, а также трудовой деятельности отдельных категорий граждан, ухудшился показатель платежеспособности населения по кредитам и займам. В этих условиях применение института банкротства граждан становится актуальным. Автор анализирует некоторые нормы указанного Закона в контексте эффективности механизмов действия предусмотренных процедур и их возможного усовершенствования. Предметом рассмотрения стали нормы, регулирующие порядок подачи заявления гражданином о признании его банкротом, проверку обоснованности подачи заявления гражданином, деятельность финансового управляющего в процессе проведения процедур банкротства. В статье приведены последние данные Банка России по задолженности граждан и малого бизнеса перед банками и некредитными финансовыми организациями в период каронавируса, показаны предпринимаемые государством меры поддержки.

BELOBABCHENKO, M.K

QUESTIONS OF EFFICIENCY OF APPLICATION OF THE INSTITUTION OF BANKRUPTCY OF CITIZENS Keywords: bankruptcy of a citizen, financial manager, consumer bankruptcy, credit holidays, consumer credit.

In the article considers the provisions of certain provisions of the Federal law of October 26, 2002 No. 127-FL "On insolvency (bankruptcy)", concerning the bankruptcy of citizens. Due to the situation with coronavirus infection and the introduction of restrictive measures regarding the functioning of certain areas of business, as well as the employment of certain categories of citizens, the indicator of the population's ability to pay for loans and loans has worsened. In these conditions, the application of the institution of bankruptcy of citizens becomes relevant. The author tried to analyze some of the provisions of this Law from in the context of effectiveness of the mechanism of action of the provided procedures and their possible improvement. The subject of the review was the rules governing the procedure for filing an application by a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.