Научная статья на тему 'О современной концепции медиаобразования'

О современной концепции медиаобразования Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
602
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / MEDIA / ГРАМОТНОСТЬ / LITERACY / НООСФЕРНОЕ МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIAEDUCATION NOOSPHERE / МЕДИАИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / МИ-ГРАМОТНОСТЬ / MI-LITERACY / INFORMATION / INFORMAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Жилавская Ирина Владимировна

В статье раскрываются проблемы взаимосвязи понятий медиаграмотности и информационной грамотности, выработки логически выстроенной концепции медиаобразования, соответствующей реалиям информационного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The modern concept of mediaeducation

In the article the author exposes the problem of interconnection of the basic concepts of media literacy and informational literacy. Author also elaborates logically constructed concept of mediaeducation, appropriate to the realities of the information society.

Текст научной работы на тему «О современной концепции медиаобразования»

И.В. ЖИЛАВСКАЯ кандидат филологических наук, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова'

О современной концепции медиаобразования

В научном дискурсе второй половины XX века укрепилась медиаобразовательная парадигма, включающая в себя совокупность ценностей, методов, технических средств, направленных на формирование личности, способной адаптироваться в информационном обществе и выполнять ряд необходимых функций. Ученые и практики, работающие в рамках данной парадигмы, исходят из того, что рассматривают медиаобразование как «процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей, критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации, анализа и оценки медиатекстов, обучения различным формам самовыражения при

л

помощи медиатехники.»1 Если коротко, то в центре данной медиаобразовательной концепции стоит молодой человек, как объект воздействия, которому следует помочь правильно освоить окружающее его информационное пространство для удовлетворения информационных потребностей.

Эта концепция вполне соответствует вертикально интегрированному обществу и всем его традиционным социальным институтам, таким как власть, экономика, политика, образование, СМИ и т.д. Она находится в логике устоявшейся педагогической традиции и прослеживается в научных трудах, диссертациях, школах, медиаобразовательных программах многих исследователей со специализированной научной подготовкой, единых в трактовке всех составляющих научного направления как системы взаимосвязанных элементов.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы представить иной -социально-философский подход к медиаобразованию, который наметился в связи с разрушением трансляционных, вещательных моделей устройства общества и массовых коммуникаций и возникновением сетевых, разнонаправленных социальных связей и отношений.

* Жилавская Ирина Владимировна, e-mail: [email protected]

1 См.: Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР, 2001

1. Прочно закрепившееся в трудах исследователей научно-теоретическое поле медиаобразования представляет собой живописную картину разнообразных теорий. В настоящее время их насчитывается более десяти, при этом сохраняется тенденция возникновения новых, и каждая новая во многом повторяет уже существующие. Все многообразие теорий и основанных на них моделей российских школ и подходов к медиаобразованию можно сгруппировать, опираясь на классификацию А.В. Федорова, следующим образом: 2

1. Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе эстетических и социокультурных подходов. Одной из базовых моделей этой группы является модель Ю.Н. Усова. Медиаобразование определяется Ю.Н. Усовым как «система использования средств массовой коммуникации и информации (печати, радио, кино, телевидения, видео, компьютерной техники, фотографии) в развитии индивидуальности школьника»3.

2. Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе эстетического и воспитательно-этического подходов. Ярким представителем этой группы моделей выступает С.Н. Пензин4, который определяет медиаобразование как эстетическое воспитание аудитории (школьной, студенческой) на материале художественных медиатекстов.

3. Медиаобразовательные модели, представляющие собой синтез социокультурных, образовательно-информационных и практико-утилитарных подходов. Это наиболее многочисленная группа моделей, среди которых медиаобразовательная модель А.В. Шарикова, который определяет медиаобразование как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации»5.

Между тем, такой подход к личности, которая нуждается в помощи и корректировке поведения по отношению к заведомо отстоящей от нее и потенциально чуждой ей медиаинформационной среде, сегодня оказывается неэффективным, так как не соответствует принципиально изменившимся конфигурации и параметрам медиапространства.

В результате исследований последних лет (Н. Луман, М. Кастельс) стало понятно, что информационное общество характеризуется не только и не столько расширяющимися возможностями накопления и переработки информации, сколько

2

См.: Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007, с. 94.

3 См.: Усов Ю.Н. и др. Основы экранной культуры // Цикл программ / Рук. Ю.Н. Усов. М.: Изд-во Российской Академии образования, 1998, 55 с.

4 См.: Федоров А.В. Медиаобразование по С.Н. Пензину // Искусство и образование, 2004, № 3, с. 64-74.

5 См.: Шариков А.В., Черкашин Е.А. Экспериментальные программы медиаобразования. М.: Академия педагогических наук, НИИ средств обучения, 1991, 3 с.

новыми формами коммуникации, - не информация, а коммуникация оказывается его «смыслообразующим стержнем». Причем, коммуникация, ее глобальная природа, не просто способствует иному подходу в отношении к личности, она требует его. Происходит трансформация самой структуры коммуникативного опыта человека, что имеет большое значение для медиаобразования. В рамках традиционной модели направленной трансляции сообщения от источника информации к потребителю возникает необходимость постоянного «достраивания», конструирования как образа партнера по коммуникации, так и правил взаимодействия с ним6.

Цель традиционного медиаобразования как педагогической технологии, которая заключается в целенаправленном управлении индивидом во имя его блага, предполагает создание образовательных программ по формированию личности с заданными свойствами. Между тем, в условиях все расширяющегося сетевого принципа коммуникации, программирование, как социальных процессов, так и отдельной личности становится весьма проблематичным. «На смену идее о грядущей интеллектуальной рациональности человека информационного века пришло утверждение его принципиальной иррациональности, незавершенности, неопределенности»7.

В результате подобных трансформаций личность становится неотъемлемой частью информационно-коммуникационной среды, воспринимая ее как среду своего обитания. В этих условиях кардинально меняется и концепция массового медиаобразования, которое в определенном смысле становится профилактикой нестабильности информационного общества, либо неким балансом между безграничной свободой личности и безграничным контролем со стороны субъектов, претендующих на управление человеком и мировое господство.

Концептуальные трансформации требуют систематического образования и глубокой сознательности. В документах ЮНЕСКО, которая вносит существенный вклад в развитие информационного общества, это обучение трактуется как медиаобразование и это осознание как медиаграмотность. «Оба параметра должны привести к повышению медиасознательности, которая должна быть связана с новым гуманизмом. И медиаобразование и медиаграмотность повлекут за собой длительный, глубокий процесс, который должен осуществляться в соответствии с обстоятельствами, усердно и оперативно. Это усилие должно привести к повторному запуску сегодняшней коммуникативной Вселенной. Вся медиасистема должна будет поддерживать себя на новом - и в то же время давнем -основании человеческого достоинства: свободе и понимании процесса

6 Turkle Sh. Parallel lives: working on identity in virtual space // Constructing the self in a mediated world: inquiries in social construction. N.Y., 1996.

7 См.: Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.

коммуникации. Таким образом, она будет строиться по принципу полной автономии и способности судить объективно, принимать решения, основанные на прозрачности информации, возможности свободно выражать свою точку зрения и передавать информацию, свободно создавать коммуникации и общаться с другими, использовать все доступные средства информации и требовать уважения к их разнообразию. Ключевую роль в этом играет

о

медиаграмотность»

2. В осмыслении современной концепции медиаобразования продуктивными представляются дихотомии, выделенные Белинской Е.П.,9 как задачи, стоящие перед исследователями информационного общества. На повестке дня оказываются следующие дилеммы:

- активность/пассивность социального субъекта информационного мира;

- разорванность/гармоничность социального бытия человека информационного общества;

- противоречивость/согласованность содержания социального влияния в информационном мире.

В контексте философии этих дуальностей просматривается и концепт медиаинформационности, как некая идея, открытый образ будущей концепции, позволяющий почувствовать плотность и глубину облака новых значений и смыслов.

Концепт медиаинформационности представляется основой современного видения информационного общества и соответствующего образования, которое скорее следует обозначить как коммуникативное образование. С высокой долей вероятности можно сказать, что в скором времени научное сообщество придет к необходимости введения коммуникативного образования как нового направления подготовки в структуре профессионального образования, однако на этом этапе в силу сложившихся традиций мы будем использовать привычный термин «медиаобразование».

Чтобы разобраться, что собой представляет концепт медиаинформационности, следует уточнить некоторые подходы, принципы и трактовки понятий в системе медиаинформационной грамотности (МИ-грамотности), которые имеют внутреннюю логику, а также следует заново определиться в ключевых дефинициях -«медиа», «информация», «грамотность», которые с течением времени уточняются и пересматриваются.

Вначале обозначим, что понятийный, методологический, критериальный и инструментальный аппарат МИ-грамотности и медиаобразования мы рассматриваем с точки зрения ноосферного

8 См.: Хосе Мануэль Перес Торнеро, Тапио Варис. Медиаграмотность и новый гуманизм. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. 2010.

9 Белинская Е.П. Человек в информационном мире http://www.psyvlad.rU/wp/73.1.1.1.1.2.2004_03_22_05_42

этико-экологического подхода (В.И. Вернадский, Н.К. Моисеев, Л.С. Гордина, Б.Е. Большаков, М.Ю. Лимонад и др.). Он предполагает построение концепции на принципах гармонии в мире и с миром, генетического единства мира (Б.А. Астафьев), субъект-субъектного взгляда на образование, а также формирование у развивающейся личности ноосферного мышления.

В понятии ноосферы подчеркивается необходимость разумной, отвечающей потребностям развивающегося человечества, организации взаимодействия общества и природы в противоположность стихийному, хищническому отношению к ней, приводящему к ухудшению окружающей среды. Следовательно, ноосферное мышление - это мышление, которое предполагает критическое отношение к технологиям, «чтобы оно преобладало над доверительным, а значит, неизбирательным отношением,

заставляющим нас безоговорочно принимать технические

10

новшества»10.

Идея медиаинформационной грамотности (МИГ) и медиаобразования логично вписывается в концепцию ноосферного образования (Н.В. Маслова)11, которое является конвергенцией естественнонаучных, гуманитарных концепций и практик образования конца XX в. В ноосферном образовании соединены все лучшие наработки человечества в науке, педагогике, психологии, философии, культуре, истории развития мысли.

Для ноосферного образования характерны системность и целостность во взгляде на природу, мир, человека. Целостность мышления является основанием для развития высокой нравственности, самосознания и самораскрытия потенциала личности, направленного на выполнение своего предназначения на Земле. Эта педагогическая система строится на «знании законов мира, общества, психики человека, а также законов образования, которые обосновывают релаксационно-активный режим в учебе,

вовлечение жизненного опыта учащегося в процесс обучения и

12

познания мира»12.

Идеология и научно-методологическая основа ноосферного образования может быть взята за основу современной концепции медиаобразования. Ноосферное медиаобразование - это педагогическая система XXI века, одной из основных характеристик которой является нацеленность на раскрытие высшего «Я» учителя и

10

Хосе Мануэль Перес Торнеро, Тапио Варис. Медиаграмотность и новый гуманизм. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, 2010.

11 http://academiakm.ru/library 1 .htm

12 Маслова Н.В. Ноосферное образование - стратегический ресурс общества // Ноосферное образование - стратегия здоровья: сборник материалов XXVIII Международной научно-практической обучающей конференции / Под ред. Н.В. Масловой. Севастополь: Изд-ль Кручинин Л.Ю., 2010, с. 150.

ученика через их творческое взаимодействие по всем каналам восприятия действительности.

Особо отметим идею введения в систему медиаобразования личности учителя, педагога, тьютора как равноправного участника медиаобразовательной деятельности, в такой же степени вовлеченного в процесс раскрытия внутреннего «Я», как и учащийся. Это ключевой момент теории медиаобразования, пренебрежение которым практически разрушает саму идею медийного образования.

В основе новой концепции медиаобразования заложена философия субъектности мира, его разнообразия и изменчивости, глобальной сбалансированности и взаимозависимости всех участников информационного обмена. Она должна строиться на активизации внутренних ресурсов личности ученика и учителя, как субъектов информационного общества, одновременно погруженных в медиасреду.

3. Для формирования концепции МИ-грамотности и медиаобразования фундаментальным представляется принцип целостности коммуникативного акта, в котором медиа как средство коммуникации неразрывно связаны с информацией. В современном обществе в момент перехода цивилизации от бумажных носителей информации к электронным, в результате беспрецедентного скачка в производстве информации и появления новых каналов ее доставки, сформировались два направления теоретического и практического осмысления коммуникации, в основу которых были заложены базовые сущности коммуникации - медиа и информация.

Л ^

У каждого из направлений в процессе дивергенции13 появились свои апологеты, специалисты, ученые. На определенном этапе стали складываться собственные определения, инструменты и механизмы, теории и модели. В сфере медиа возникли понятия «медиаграмотность», «медиакультура», «медиаобразование» и проч. В сфере информации - «информационная грамотность», «информационная культура», «информационное образование» и проч. Вокруг лидеров обоих направлений образовались научные школы, защищены сотни диссертаций, написаны книги, разработаны и применяются образовательные программы.

Однако сегодня становится понятно, что дальнейшее концептуальное обособление понятий, функций, компетенций каждого

13 Дивергенция - от средневекового лат. divergo - отклоняюсь или divergere - обнаруживать расхождение. Понятие, заимствованное социальной наукой из биологии, где оно означает расхождение признаков у родственных организмов в процессе их эволюции или же распад первоначально единого экологического сообщества на несколько самостоятельных новых. В сфере политики дивергенция связана с увеличением качественного разнообразия институционально-политических, социально-культурных, идеологических и иных проявлений. Это ведет к усложнению существующих и появлению новых систем отношений. Дивергенция выступает как понятие, противоположное конвергенции.

из направлений представляется бесперспективным и уводит научную дискуссию в сторону от сущностных проблем современности.

Аналогичная ситуация происходит и с понятиями «информационная культура» и «медиакультура». Информационная культура понимается как навыки пользования библиотекой, а медиакультура - как норма взаимодействия со СМИ (А.А. Калмыков).

«Подобная суженная трактовка этих фундаментальных феноменов культурного процесса не идет на пользу пониманию того, с чем мы сталкиваемся на самом деле. Нет смысла различать эти понятия, поскольку у них имеется достаточно определенная общая зона ответственности. Задача формирования и информационной, и медиакультуры сводится к нормированию индивидуального мировоззрения, индивидуальной картины мира, индивидуальной философии, опосредованных взаимодействием с многообразными

Л л

областями социально-коммуника-тивных практик.»14 Медиа как каналы, по которым транслируются сообщения, и информация, поступающая по этим каналам, - это две стороны единого процесса коммуникации. Информация не может существовать без медиа как носителя, также как медиа без информации не имеют смысла.

В настоящее время мы переживаем конвергентный этап в развитии коммуникационной культуры. Он выражается в слиянии различных видов медиа, форматов и жанров, способов доставки информации, профессиональных компетенций. Поэтому ставшее сегодня крайне актуальным совмещение двух видов грамотности -медиа и информационной - отражает объективный процесс эволюции научных знаний и глобальных технологий.

Изучая историю развития живых систем как устойчивую закономерность чередования процессов конвергенции и дивергенции, мы можем экстраполировать ее и на информационные системы и спрогнозировать, что в результате переосмысления концепта медиаинформационности в скором времени возникнет новый процесс расхождения мыслеформ, следствием которого станет формирование принципиально новых компетенций медиаинформационной грамотности

Несмотря на значительные успехи в понимании современных подходов к перспективам развития информационного общества, в современных науке и практике вопрос о том, какими путями развиваться медиаобразованию остается по-прежнему открытым. Следует учитывать тот факт, что медиаобразование весьма политизированная система отношений. Как только этот инструмент

14 См.: Калмыков А.А. EJearning как инструмент медиаобразования / Высшее образование в России, 2009, № 10.

15 В соответствии с нашими разработками на тему конвергенции медиа и информационной грамотности предлагаем в русском языке словосочетание «медиаинформационная грамотность» писать слитно.

воздействия на личность становится предметом идеологии, а, следовательно, и особой государственной опеки, как это было в условиях советской власти, в этом случае медиаобразование, с одной стороны, получает импульс к массовому распространению, с другой, начинает неизбежно стагнировать. Эта работа с населением в форме диалога, развития критического мышления, самостоятельности суждений не приемлет формализма, заорганизованности, однозначности и диктата мнений. Медиаобразование может по-настоящему существовать и развиваться только в условиях демократии. Поэтому сегодня в условиях медиатизации общества и политических процессов роль медиаобразования резко возрастает.

Жилавская И.В. О современной концепции медиаобразования. В статье раскрываются проблемы взаимосвязи понятий медиаграмотности и информационной грамотности, выработки логически выстроенной концепции медиаобразования, соответствующей реалиям информационного общества.

Ключевые слова: медиа, информация, грамотность, ноосферное медиаобразование, медиаинформационная грамотность, МИ-грамотность.

Zhilavskaya I.V. The modern concept of mediaeducation. In the article the author exposes the problem of interconnection of the basic concepts of media literacy and informational literacy. Author also elaborates logically constructed concept of mediaeducation, appropriate to the realities of the information society.

Key words: media, information, literacy, mediaeducation noosphere, informal education, MI-literacy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.