Научная статья на тему 'О СОВЕТЕ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ'

О СОВЕТЕ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
124
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / ЭТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭТИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОБЛЕМЫ ЭТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / ЭТИКА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ЭТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ / СОВЕТ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ ПО ЭТИКЕ / ЭТИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ / ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ETHICS / ETHICAL REGULATION / LEGAL REGULATION / ETHICAL REGULATION OF PROFESSIONAL ACTIVITY / PROBLEMS OF ETHICAL REGULATION / ETHICS OF HIGH TECHNOLOGIES / ETHICAL CONCEPT / COUNCIL UNDER THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ETHICS / ETHICAL CONFLICTS / HIGH TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мохов А. А.

В статье рассматриваются основные проблемы, обусловленные развитием этической регламентации в различных сферах профессиональной деятельности. Особо остро, на взгляд автора, проблема этического регулирования стоит в области науки и инноваций, что требует развития такого направления, как этика высоких технологий. Развитие этики требует: выработки общих подходов к этической регламентации, этической ответственности, производству этических экспертиз; ревизии, систематизации законодательства по этике; подготовки научно обоснованных рекомендаций по этике; своевременного реагирования на этические проблемы, обусловленные появлением и внедрением высоких технологий. В связи с масштабом задач, нуждающихся в решении, по мнению автора, необходимо приступить к выработке и реализации Этической концепции Российской Федерации. Такую работу может провести Совет при Президенте Российской Федерации по этике, созданный одноименным Указом Президента РФ. По мнению автора, возможными задачами Совета при Президенте РФ по этике, требующими самостоятельного обсуждения, могли бы стать: разрешение вопросов, связанных с разрешением отдельных этических конфликтов (например, в сфере высоких технологий и иных сферах, где только формируются этические нормы); обжалование привлечения отдельных категорий лиц к этической ответственности (высшая этическая инстанция).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COUNCIL OF THE PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ETHICS

The paper is devoted to investigating the main problems caused by the development of ethical regulation in various fields of professional activity. In the opinion of the author, the problem of ethical regulation is particularly acute in the field of science and innovation, which requires the development of such a direction as ethics of high technologies. The ethics development requires: to elaborate common approaches to ethical regulation, ethical responsibility, ethical expertise; to revise, systematise ethics legislation; to prepare scientifically justified ethics recommendations; to respond timely to ethical problems caused by the emergence and implementation of high technologies. In view of the scope of the tasks that need to be solved, the author believes it is necessary to start the elaboration and implementation of the Ethical Concept of the Russian Federation. This work can be carried out by the Presidential Council on Ethics created by the Decree of the President of the Russian Federation of the same name. According to the author, possible tasks of the Council under the President of the Russian Federation on Ethics, requiring independent discussion, could include: resolution of issues related to the resolution of individual ethical conflicts (e.g., in the field of high technology and other areas where ethical standards are still developing); appeal against holding individual categories of persons ethically responsible (highest ethical authority).

Текст научной работы на тему «О СОВЕТЕ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЭТИКЕ»

ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА

DOI: 10.17803/1994-1471.2020.121.12.023-031

А. А. Мохов*

О Совете при Президенте Российской Федерации по этике1

Аннотация. В статье рассматриваются основные проблемы, обусловленные развитием этической регламентации в различных сферах профессиональной деятельности. Особо остро, на взгляд автора, проблема этического регулирования стоит в области науки и инноваций, что требует развития такого направления, как этика высоких технологий. Развитие этики требует: выработки общих подходов к этической регламентации, этической ответственности, производству этических экспертиз; ревизии, систематизации законодательства по этике; подготовки научно обоснованных рекомендаций по этике; своевременного реагирования на этические проблемы, обусловленные появлением и внедрением высоких технологий. В связи с масштабом задач, нуждающихся в решении, по мнению автора, необходимо приступить к выработке и реализации Этической концепции Российской Федерации. Такую работу может провести Совет при Президенте Российской Федерации по этике, созданный одноименным Указом Президента РФ. По мнению автора, возможными задачами Совета при Президенте РФ по этике, требующими самостоятельного обсуждения, могли бы стать: разрешение вопросов, связанных с разрешением отдельных этических конфликтов (например, в сфере высоких технологий и иных сферах, где только формируются этические нормы); обжалование привлечения отдельных категорий лиц к этической ответственности (высшая этическая инстанция). Ключевые слова: этика; этическое регулирование; правовое регулирование; этическое регулирование профессиональной деятельности; проблемы этического регулирования; этика высоких технологий; этическая концепция; Совет при Президенте РФ по этике; этические конфликты; высокие технологии. Для цитирования: Мохов А. А. О Совете при Президенте Российской Федерации по этике // Актуальные проблемы российского права. - 2020. - Т. 15. - № 12. - С. 23-31. - ЭО!: 10.17803/1994-1471.2020.121.12.023-031.

1 Статья подготовлена при поддержке Минобрнауки России (Правовое регулирование ускоренного развития генетических технологий: научно-методическое обеспечение; № 730000Ф.99.1.БВ16АА02001).

© Мохов А. А., 2020

* Мохов Александр Анатольевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой медицинского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 Lab.kmed@msal.ru

The Council of the President of the Russian Federation on Ethics2

Aleksandr A. Mokhov, Dr. Sci. (Law), Professor, Head of the Department of Medical Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993

Lab.kmed@msal.ru

Abstract. The paper is devoted to investigating the main problems caused by the development of ethical regulation in various fields of professional activity. In the opinion of the author, the problem of ethical regulation is particularly acute in the field of science and innovation, which requires the development of such a direction as ethics of high technologies. The ethics development requires: to elaborate common approaches to ethical regulation, ethical responsibility, ethical expertise; to revise, systematise ethics legislation; to prepare scientifically justified ethics recommendations; to respond timely to ethical problems caused by the emergence and implementation of high technologies. In view of the scope of the tasks that need to be solved, the author believes it is necessary to start the elaboration and implementation of the Ethical Concept of the Russian Federation. This work can be carried out by the Presidential Council on Ethics created by the Decree of the President of the Russian Federation of the same name. According to the author, possible tasks of the Council under the President of the Russian Federation on Ethics, requiring independent discussion, could include: resolution of issues related to the resolution of individual ethical conflicts (e.g., in the field of high technology and other areas where ethical standards are still developing); appeal against holding individual categories of persons ethically responsible (highest ethical authority). Keywords: ethics; ethical regulation; legal regulation; ethical regulation of professional activity; problems of ethical regulation; ethics of high technologies; ethical concept; Council under the President of the Russian Federation on Ethics; ethical conflicts; high technologies.

Cite as: Mokhov AA. O sovete pri Prezidente Rossiyskoy Federatsii po etike [The Council of the President of the Russian Federation on Ethics]. Aktualnye problemy rossiyskogo prava. 2020;15(12):23-31. DOI: 10.17803/19941471.2020.121.12.023-031. (In Russ., abstract in Eng.).

Профессиональная этика появилась в практике взаимодействия представителей отдельных профессий друг с другом, а также с потребителями продуктов, товаров, услуг. В зависимости от исторических, экономических, социокультурных и иных особенностей той или иной территории государства, соотношение этических и правовых начал в регламентации деятельности субъектов профессиональной деятельности могло различаться. На ранних исторических отрезках этические регуляторы являлись основными для многих профессий, а роль права в регулировании деятельности представителей отдельных профессий, имеющих дело с людьми (адвокатов, врачей, фарма-

цевтов и др.), была минимальной. С развитием государств, возрастанием потребности в урегулировании отдельных групп общественных отношений посредством правовых норм значение норм законодательства увеличивается, при этом этические нормы продолжают активно использоваться в профессиональной практике. С активным государственным регулированием ряда сфер предпринимательской и иных видов экономической деятельности, юридизацией широкого круга общественных отношений нормы профессиональной этики отходят на второй план, располагаясь «в тени» права и законодательства, но полностью не утрачивают своей роли, а все чаще рассматриваются как вспомога-

2 The study was prepared with the support of the Ministry of Education and Science of Russia (Legal Regulation of Accelerated Development of Genetic Technologies: Scientific and Methodological Support; № 730000F.99.1.BB16AA02001).

тельные, субсидиарные нормы, нормы «мягкого права» и др.3

Нормы профессиональной этики играют важную вспомогательную роль в регламентации отдельных групп общественных отношений (профессиональных, служебных, трудовых и др.) в тех пограничных зонах, где, с одной стороны, регулирование необходимо, с другой — считается допустимым и достаточным «неправовое» регулирование на конкретном этапе развития государства, права, общества. Все известные нормы права когда-то были моральными, этическими, религиозными нормами, но не все из известных социальных норм в силу различных причин (от недостаточной значимости, имеющихся пределов вмешательства права в отдельные отношения до невозможности их точного описания) становятся правовыми нормами. Более того, между отдельными из них возможен прямой конфликт, разрешаемый в пользу нормы права как определенной и закрепленной меры должного, но это уже предмет самостоятельного обсуждения.

На высокий потенциал этических норм неоднократно в последние годы обращает внимание Президент РФ В. В. Путин. Так, на сессии «Мо-лодежь-2030. Образ будущего», проходившей в рамках XIX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Сочи 21 октября 2017 г., было сказано, что страшнее ядерной бомбы для человечества может стать способность изменять генетический код человека. Чтобы этого не случилось, глава государства посоветовал сохранять четкие нравственные ориентиры и помнить об этических основах любого дела4. На проходившей осенью 2019 г. в Москве конференции по искусственному интеллекту AI Journey В. В. Путин выступил с предложением сформировать эти-

ческие правила для взаимодействия человека с искусственным интеллектом5. Президентом РФ В. В. Путиным было обращено внимание общества на необходимость разработки этических начал в наиболее передовых областях науки, инноваций, т.е. этики высоких технологий, которой должны руководствоваться специалисты соответствующих сфер.

Этика упоминается и в некоторых Указах Президента РФ. Например, в Указе Президента РФ от 30.11.2016 № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»6 отмечается, что Россия будет добиваться формирования комплекса правовых и этических норм безопасного использования новых информационно-коммуникационных технологий.

Действующее законодательство имеет большой массив норм, где упоминаются этические нормы и этические кодексы, санкционируется принятие этических норм и кодексов, допускается возможность привлечения субъектов к ответственности за нарушение этических норм.

Например, согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»7, принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности. В одной статье Закона указывается на наличие у адвокатов кодекса профессиональной этики, установление им обязательных для адвокатов правил поведения, санкционирование принятия кодекса и самого порядка принятия такого рода акта, наличие порядка и оснований

3 См.: Ерасов Б. С. Социальная культурология : учебник для вузов. М. : Аспект Пресс, 2000. С. 177 ; Хачату-ров Р. Л. Сборник законов царя Хаммурапи // Источники права. Вып. 1. Тольятти : Акцент, 1996. С. 4-18 ; Хитти Ф. Краткая история Ближнего Востока. Мост трех континентов. М. : Центрполиграф, 2012. 286 с.

4 Путин призвал молодежь не забывать о нравственно-этических основах профессий // Коммерсантъ. 7 сент. 2017 г.

5 Путин предложил сформировать этические нормы при взаимодействии с ИИ // Федеральное агентство новостей. 9 ноября 2019 г.

6 СЗ РФ. 2016. № 49. Ст. 6886.

7 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.

привлечения адвоката к этической ответственности.

Согласно Федеральному закону от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»8 предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединяемых в саморегулируемые организации. Саморегулируемая организация разрабатывает и утверждает стандарты и правила деятельности, которые должны соответствовать федеральным законам, иным нормативным правовым актам, правилам деловой этики.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»9 закреплена обязанность медицинских и фармацевтических работников руководствоваться в своей деятельности принципами медицинской этики и деонтологии.

Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»10 закрепляет правовые основы производства этических экспертиз на этапе клинического исследования лекарственного препарата.

Перечень правовых норм, в том или ином контексте указывающих на этическую регламентацию вида, сферы профессиональной деятельности, можно продолжить. Ограничимся упоминанием неисчерпывающего перечня лиц. К ним относятся: адвокаты, аудиторы, арбитражные управляющие, нотариусы, государственные служащие, медицинские и фармацевтические работники, педагогические работники, судьи.

Несмотря на потенциальные возможности этической регламентации отдельных групп об-

щественных отношений, практическая их реализация требует решения ряда теоретических и прикладных проблем.

Во-первых, не является до конца решенным в доктрине вопрос о месте этических норм в системе общественных регуляторов.

В специальной литературе в качестве общих черт этических и правовых регуляторов, как правило, указывают на то, что все они являются социальными нормами11; на их обязательность для их адресата; наличие санкций за их нарушение12; практический, прикладной характер норм13.

Основными отличиями между этическими и правовыми нормами являются: более широкие границы этики в сравнении с правом (право — минимум этики14); норма законодательства исходит от государства, а этическая норма — от самого профессионального сообщества; порядок, процедура принятия и доведения до адресата законодательной нормы жестко определены законом, а этической — нет (принимаются на основе сложившихся правил, обычаев, принятие некоторых этических норм санкционируется законом или в порядке, им установленном); норма права — форма государственного регулирования, а норма этики — саморегулирования, самоорганизации вида, сферы профессиональной деятельности; субсидиарное значение норм этики в регулировании отдельных общественных отношений.

Однако консенсуса относительно места этических норм, их соотношения с правовыми нормами, специфики этической ответственности к настоящему времени не сложилось.

Во-вторых, нередко отсутствие четких организационно-правовых механизмов их принятия,

8 СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.

9 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

10 СЗ РФ. 2010. № 16. Ст. 1815.

11 См.: Орешкин Е. В. Социальная природа норм профессиональной этики адвоката // Адвокатская практика. 2017. № 1. С. 32-37.

12 См.: Валиев Р. Г. О правовой природе и классификационной идентичности норм правоохранительной этики // Журнал российского права. 2016. № 5. С. 19-28.

13 См.: Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: идея, основание, способ существования // Вопросы философии. 2007. № 9. С. 45.

14 См.: Гутник О. В. Институт независимости суда в уголовном судопроизводстве России // Lex russica. 2017. № 4. С. 67-73.

контроля за соблюдением, привлечения субъектов профессиональной и иных видов деятельности к этической ответственности приводит на практике к затяжным конфликтам, судебным тяжбам и др. Особо остро стоят проблемы привлечения субъектов к этической ответственности. Несмотря на «неправовой» характер применяемой нормы, ответственность является довольно серьезной, иногда ведет, по сути, к «запрету на профессию». В условиях неразработанности отдельных доктринальных положений об этической ответственности, процедур привлечения к этической ответственности последняя начинает либо отождествляться с юридической ответственностью15 (дисциплинарной,служебной и др.), подменяя последнюю, либо даже рассматриваться как средство устранения неугодных.

Суды, в которые обращаются за защитой права представители профессии, привлеченные к этической ответственности, также испытывают большие затруднения при разрешении такого рода дел. Проще разрешать дела, когда нормы этики и права полностью совпадают, что не редкость, сложнее — когда норма права в самом общем виде закрепляет обязанность субъекта профессиональной деятельности, работника, служащего соблюдать нормы этики. Здесь коридор возможностей, усмотрения судей довольно широк. На практике при разрешении таких дел суды применяют нормы права и нормы профессиональной медицинской этики как взаимосвязанные и обеспечивающие комплексное, согласованное нормативное регулирование16, в связи с чем нередко отказывают заявителям (истцам) в удовлетворении их требований, защите права.

В-третьих, отсутствует единый подход к пониманию границ этической регламентации, определения групп, сфер общественных отношений, критериев, вследствие наличия (отсутствия) которых одни субъекты профессиональной деятельности должны подпадать под сферу действия этических норм, а другие - нет.

Например, согласно уже упомянутому Федеральному закону от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» кодекс профессиональной этики адвоката принимается и утверждается Всероссийским съездом адвокатов, являющимся высшим органом федеральной палаты адвокатов.

В Федеральном законе от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» отсутствуют какие-либо нормы, позволяющие выяснить, каким образом, в каком порядке и кем разрабатываются, обсуждаются и принимаются этические нормы, которые обязаны соблюдать медицинские и фармацевтические работники. Практически действуют в стране различные этические кодексы, принятые съездами, ассоциациями, союзами и др. Однако в России медицинские и фармацевтические работники в силу действующего законодательства не обязаны быть членами каких-либо общественных, саморегулируемых и подобных им организаций. В этой связи обязательность исполнения этических норм для лиц, не являющихся членами организаций, принявших этические кодексы, как минимум сомнительна.

Кодекс этики прокурорского работника был утвержден приказом Генеральной прокуратуры РФ от 17.03.2010 № 114 «Об утверждении и введении в действие Кодекса этики прокурорского работника Российской Федерации и концепции воспитательной работы в системе прокуратуры Российской Федерации»17. Можно ли считать установление приказом руководителя правил поведения специальных субъектов в профессиональной и во внеслужебной деятельности точно такими же этическими нормами, как и для адвокатов, медицинских работников и других субъектов? Вряд ли. Речь здесь идет скорее о некоем квазиэтическом регулировании, либо необходимы достаточные доктринальные

15 См.: Клеандров М. И. О механизме этической ответственности судей в Российской Федерации // Российское правосудие. 2015. № 12. С. 6.

16 См., например: Федорова М. Ю. Применение судами общей юрисдикции норм медицинской этики при разрешении трудовых споров медицинских работников // Российская юстиция. 2019. № 11. С. 14-17.

17 Законность. 2010. № 6.

обоснования для дифференциации этических норм (не только по субъектам, но и порядку принятия, утверждения и другим основаниям).

Кроме того, в связи с отсутствием четких критериев выделения в ряду субъектов профессиональной, предпринимательской и иных видов деятельности (от предпринимателей до лиц, осуществляющих государственное управление, отправляющих правосудие) тех, чья деятельность должна подпадать под этическую регламентацию, появляется соблазн постоянно расширять число таких видов, сфер деятельности. Этот процесс мы наблюдаем. В качестве примера можно указать: Федеральный закон от 07.12.2011 № 414-ФЗ «О центральном депозитарии»18, Федеральный закон от 23.06.2016 № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов Российской Федерации»19.

В то же время некоторые сферы, где этические проблемы стоят очень остро, остаются без внимания законодателя. Бурное развитие научно-технического прогресса обусловило появление новых проблем и моральных ситуаций, связанных с этикой. В литературе обращается внимание на возрастание роли универсальных этических ценностей, направленных на защиту прав и уважение достоинства человека20. Всё больший интерес для общества представляет проблема ответственности ученого за результаты его деятельности21. Следует обратить внимание и на международную тенденцию наполнения «статуса» научного работника большим этическим содержанием22. В этой связи вопросы этики высоких технологий для наиболее перспективных и ответственных сфер науки, инновационной деятельности, передовой практики должны решаться своевременно.

Однако в Федеральном законе от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»23 нет слова «этика» и производных от него. В целом саморегулирование в науке находится на начальном этапе развития. Здесь предстоит провести большую работу: от создания механизмов саморегулирования в науке до санкционирования принятия этических норм и обеспечения их соблюдения всеми учеными. Сегодня вопросы этики высоких технологий остро стоят для биологов, медиков, психологов и др.

В-четвертых, нуждается дальнейшем развитии и непротиворечивом регулировании деятельность по производству этических экспертиз. В период бурного развития современных технологий (генетических, информационных и др.) существенно возрастает ответственность лиц, принимающих важнейшие управленческие решения в сфере науки, инноваций, образования.

С позиций обеспечения биологической, экологической, продовольственной, национальной и иных видов безопасности всё чаще становится обязательной комплексная оценка новых технологий, продуктов. В то же время в плане нормативно-правового обеспечения этических и иных экспертиз, необходимых государству и обществу, отдельным отраслям и секторам экономики, ситуация в этой области выглядит неудовлетворительной. Этические советы, комитеты действуют точечно, по отдельным направлениям, а их работа регулируется преимущественно подзаконными актами. Как известно, изменения, в том числе и значимые, в подзаконных актах проводятся «незаметно» для общества и даже для некоторых профессиональных групп, в связи с чем довольно произвольно могут меняться требования к порядку производства этических

18 СЗ РФ. 2011. № 50. Ст. 7356.

19 СЗ РФ. 2016. № 26 (ч. I). Ст. 3852.

20 См.: Петюкова О. Н. Влияние религии на соотношение понятий «юридическая этика» и «медицинская этика» // Вестник Московского университета МВД России. 2010. № 4. С. 155.

21 См.: Мухаметжанова В. С. Этика науки и ответственность ученого // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Философия. 2018. Т. 22. № 3. С. 307.

22 См.: Шугуров М. В. Международно-правовые стандарты правового статуса научных работников // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 6. С. 204.

23 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.

экспертиз, составу экспертов и др. Например, Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» содержит ряд статей, посвященных этической экспертизе, однако порядок создания совета по этике, положение о совете, порядок организации и проведения экспертизы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а не федеральным законом.

В период возрастающего значения этических регуляторов для ряда профессий и видов деятельности на отдельных направлениях технологического развития страны (генетические технологии, роботизация, цифровизация, искусственный интеллект и др.), а также ввиду традиционного отставания права и законодательства от новой технологической реальности такое положение дел не может считаться нормальным. Необходимо своевременно предвидеть возможные социальные и иные последствия, позитивные и нежелательные эффекты высоких, инновационных технологий.

На наш взгляд, без решения отмеченных выше и тесно связанных с ними иных, более частных проблем невозможно дальнейшее эффективное развитие этической регламентации отдельных видов деятельности, производство этических экспертиз, оценок, необходимых обществу для развития, а также снижения числа возникающих рисков и угроз в формирующейся новой технологической реальности.

С учетом изложенного необходимо: выработать общие подходы к этической регламентации, этической ответственности, производству этических экспертиз в нашей стране; провести ревизию, систематизацию законодательства по этике; выработать национальные научно обоснованные рекомендации по этике; своевременно реагировать на этические и иные проблемы, обусловленные появлением и внедрением высоких технологий.

Масштаб решаемых задач требует нестандартных решений, позволяющих в короткий срок, преодолевая инерцию отдельных государ-

24 СЗ РФ. 2011. № 6. Ст. 852.

25 СЗ РФ. 2014. № 24. Ст. 3075.

26 СЗ РФ. 2018. № 48. Ст. 7393.

ственных органов и должностных лиц, а также некоторых негосударственных организаций, приступить к выработке и последующей реализации, в том числе нормативной, Этической концепции Российской Федерации, позволяющей дать развернутые ответы на поставленные вопросы.

Такую работу может провести Совет при Президенте Российской Федерации по этике. Данный вывод позволяет сделать анализ деятельности существующих советов при Президенте РФ.

В соответствии с Указом Президента РФ от 01.02.2011 № 120 «О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека»24 в целях совершенствования государственной политики в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина функционирует Совет по развитию гражданского общества и правам человека. Он решает довольно широкий круг задач: от проведения экспертизы проектов федеральных законов до подготовки предложений Президенту РФ по вопросам, отнесенным к его ведению.

Указом Президента РФ от 09.06.2014 № 409 «О Совете при Президенте Российской Федерации по русскому языку»25 в целях обеспечения развития, защиты и поддержки русского языка как государственного языка России был образован Совет по русскому языку.

Указом Президента РФ от 19.11.2018 № 662 «О Совете при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей»26 при Президенте РФ был создан совещательный и консультативный орган в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и других организаций при рассмотрении вопросов, связанных с реализацией государственной политики в сфере защиты семьи и детей.

В литературе обращается внимание на механизмы и средства взаимодействия Президен-

та РФ с институтами гражданского общества, общественными и профессиональными организациями, в том числе в рамках законотворчества27, проводимой советами экспертной работы28, реализации правозащитной функции государства29.

В качестве основных задач Совета при Президенте РФ по этике можно предложить: содействие процессам развития этических начал, саморегулирования и самоуправления в российском обществе, экономике и социальной сфере, подготовка предложений Президенту РФ по развитию указанных процессов; содействие разработке механизмов этического контроля в различных сферах профессиональной, предпринимательской и иных видах деятельности, подготовка соответствующих предложений Президенту РФ; систематическое информирование Президента РФ о положении дел в области этического регулирования, этической ответственности в РФ; организация проведения экспертизы

проектов федеральных законов для определения их соответствия целям и задачам развития этических начал в сферах профессиональной, предпринимательской и иных видах деятельности, подготовка по результатам экспертизы соответствующих предложений Президенту РФ; анализ обращений, содержащих информацию о проблемах в области этического регулирования, привлечения лиц к этической ответственности; рассмотрение по поручению главы государства вопросов, относящихся к компетенции Совета.

Возможными задачами Совета при Президенте РФ по этике, требующими самостоятельного обсуждения, могли бы стать: разрешение вопросов, связанных с разрешением отдельных этических конфликтов (например, в сфере высоких технологий и иных сферах, где только формируются этические нормы); обжалование привлечения отдельных категорий лиц к этической ответственности (высшая этическая инстанция).

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бакштановский В. И., Согомонов Ю. В. Прикладная этика: идея, основание, способ существования // Вопросы философии. — 2007. — № 9. — С. 39-50.

2. БондарецЛ. Б. Президент Российской Федерации, органы государственной власти и гражданское общество: тенденции взаимодействия // Universum: экономика и юриспруденция. — 2013. — № 1. — С. 6-12.

3. Валиев Р. Г. О правовой природе и классификационной идентичности норм правоохранительной этики // Журнал российского права. — 2016. — № 5. — С. 19-28.

4. Гутник О. В. Институт независимости суда в уголовном судопроизводстве России // Lex russica. — 2017. — № 4. — С. 67-73.

5. Ерасов Б. С. Социальная культурология : учебник для вузов. — М. : Аспект Пресс, 2000. — 591 с.

6. Клеандров М. И. О механизме этической ответственности судей в Российской Федерации // Российское правосудие. — 2015. — № 12. — С. 5-21.

7. Колосова Т. Е. К вопросу о формах взаимодействия государства и гражданского общества в сфере реализации правозащитной функции государства // Проблемы права. — 2017. — № 5. — С. 52-55.

8. Маковский А. Л., Федоров С. И. Проблемы подготовки проектов федеральных законов в сфере частного права: опыт правовой экспертизы (аналитический доклад) // Вестник гражданского права. — 2015. — Т. 15. — № 2. — С. 153-212.

27 См.: Бондарец Л. Б. Президент Российской Федерации, органы государственной власти и гражданское общество: тенденции взаимодействия // Universum: экономика и юриспруденция. 2013. № 1. С. 6.

28 См.: Маковский А. Л., Федоров С. И. Проблемы подготовки проектов федеральных законов в сфере частного права: опыт правовой экспертизы (аналитический доклад) // Вестник гражданского права. 2015. Т. 15. № 2. С. 153-212.

29 См.: Колосова Т. Е. К вопросу о формах взаимодействия государства и гражданского общества в сфере реализации правозащитной функции государства // Проблемы права. 2017. № 5. С. 52-55.

9. Мухаметжанова В. С. Этика науки и ответственность ученого || Вестник Российского университета дружбы народов. Серия : Философия. — 2G18. — Т. 22. — № 3. — С. 3G1-3G9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1G. Орешкин Е. В. Социальная природа норм профессиональной этики адвоката || Адвокатская практика. — 2G11. — № 1. — С. 32-31.

11. Петюкова О. Н. Влияние религии на соотношение понятий «юридическая этика» и «медицинская этика» II Вестник Московского университета МВД России. — 2G1G. — № 4. — С. 154-155.

12. Федорова М. Ю. Применение судами общей юрисдикции норм медицинской этики при разрешении трудовых споров медицинских работников || Российская юстиция. — 2G19. — № 11. — С. 14-11.

13. Шугуров М. В. Международно-правовые стандарты правового статуса научных работников || Актуальные проблемы российского права. — 2G16. — № 6. — С. 2G1-21G.

14. Хачатуров Р. Л. Сборник законов царя Хаммурапи || Источники права. — Вып. 1. — Тольятти : Акцент, 1996. — С. 4-18.

15. Хитти Ф. Краткая история Ближнего Востока. Мост трех континентов. — М. : Центрполиграф, 2012. — 286 с.

Материал поступил в редакцию 17 сентября 2020 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Bakshtanovskij V. I., Sogomonov Yu. V. Prikladnaya etika: ideya, osnovanie, sposob sushchestvovaniya || Voprosy filosofii. — 2GG1. — № 9. — S. 39-50.

2. Bondarec L. B. Prezident Rossijskoj Federacii, organy gosudarstvennoj vlasti i grazhdanskoe obshchestvo: tendencii vzaimodejstviya || Universum: ekonomika i yurisprudenciya. — 2G13. — № 1. — S. 6-12.

3. Valiev R. G. O pravovoj prirode i klassifikacionnoj identichnosti norm pravoohranitel'noj etiki || Zhurnal rossijskogo prava. — 2G16. — № S. — S. 19-28.

4. Gutnik O. V. Institut nezavisimosti suda v ugolovnom sudoproizvodstve Rossii || Lex russica. — 2011. — № 4. — S. 61-13.

5. Erasov B. S. Social'naya kul'turologiya : uchebnik dlya vuzov. — M. : Aspekt Press, 2GGG. — 591 s.

6. Kleandrov M. I. O mekhanizme eticheskoj otvetstvennosti sudej v Rossijskoj Federacii || Rossijskoe pravosudie. — 2G1S. — № 12. — S. 5-21.

1. Kolosova T. E. K voprosu o formah vzaimodejstviya gosudarstva i grazhdanskogo obshchestva v sfere realizacii pravozashchitnoj funkcii gosudarstva || Problemy prava. — 2G11. — № S. — S. 52-55.

8. Makovskij A. L., Fedorov S. I. Problemy podgotovki proektov federal'nyh zakonov v sfere chastnogo prava: opyt pravovoj ekspertizy (analiticheskij doklad) || Vestnik grazhdanskogo prava. — 2015. — T. 15. — № 2. — S. 1S3-212.

9. Muhametzhanova V. S. Etika nauki i otvetstvennost' uchenogo || Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya : Filosofiya. — 2G18. — T. 22. — № 3. — S. 3G1-3G9.

10. Oreshkin E. V. Social'naya priroda norm professional'noj etiki advokata || Advokatskaya praktika. — 2011. — № 1. — S. 32-31.

11. Petyukova O. N. Vliyanie religii na sootnoshenie ponyatij «yuridicheskaya etika» i «medicinskaya etika» || Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. — 2G1G. — № 4. — S. 154-155.

12. Fedorova M. Yu. Primenenie sudami obshchej yurisdikcii norm medicinskoj etiki pri razreshenii trudovyh sporov medicinskih rabotnikov || Rossijskaya yusticiya. — 2G19. — № 11. — S. 14-11.

13. Shugurov M. V. Mezhdunarodno-pravovye standarty pravovogo statusa nauchnyh rabotnikov || Aktual'nye problemy rossijskogo prava. — 2G16. — № 6. — S. 2G1-21G.

14. Hachaturov R. L. Sbornik zakonov carya Hammurapi || Istochniki prava. — Vyp. 1. — Tol'yatti : Akcent, 1996. — S. 4-18.

15. Hitti F. Kratkaya istoriya Blizhnego Vostoka. Most trekh kontinentov. — M. : Centrpoligraf, 2G12. — 286 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.