Научная статья на тему 'О совершенствовании законодательного обеспечения инновационного развития Российской Федерации'

О совершенствовании законодательного обеспечения инновационного развития Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
153
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипов В. К.

Статья подготовлена на основе выступления автора 28 октября 2010 г. на Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в Санкт-Петербурге. В ней освящены вопросы совершенствования законодательного обеспечения инновационного развития Российской Федерации в контексте решения задачи по созданию правовой базы, отвечающей особенностям переходного периода стран. Даются примеры конкретных действий Государственной Думы в данном направлении, том числе в части внесения изменений и дополнений в отдельные статьи ряда действующих федеральных законов, а также принятия новых федеральных законов, включая Федеральный закон «Об инновационном центре "Сколково"». Раскрываются особенности и концептуальные подходы Комитета по науке и наукоемким технологиям и созданного им Совета по инновациям к законопроектной работе, направленной на правовое регулирование инновационного развития, стимулирование технологического совершенствования производства и спроса на результаты интеллектуальной деятельности. Приводится смысловое содержание нового законопроекта «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», отвечающего, по мнению его разработчиков, современным тенденциям инновационного развития и модернизации экономики страны на законодательной основе, гармонизированной с отечественным и международным правом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании законодательного обеспечения инновационного развития Российской Федерации»

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

О совершенствовании законодательного обеспечения инновационного развития Российской Федерации

В. К. Осипов,

к. т. н., зам. председателя Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям

Статья подготовлена на основе выступления автора 28 октября2010 г. на Пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ в Санкт-Петербурге. В ней освящены вопросы совершенствования законодательного обеспечения инновационного развития Российской Федерации в контексте решения задачи по созданию правовой базы, отвечающей особенностям переходного периода стран.

Даются примеры конкретных действий Государственной Думы в данном направлении, том числе в части внесения изменений и дополнений в отдельные статьи ряда действующих федеральных законов, а также принятия новых федеральных законов, включая Федеральный закон «Об инновационном центре “Сколково”».

Раскрываются особенности и концептуальные подходы Комитета по науке и наукоемким технологиям и созданного им Совета по инновациям к законопроектной работе, направленной на правовое регулирование инновационного развития, стимулирование технологического совершенствования производства и спроса на результаты интеллектуальной деятельности.

Приводится смысловое содержание нового законопроекта «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», отвечающего, по мнению его разработчиков, современным тенденциям инновационного развития и модернизации экономики страны на законодательной основе, гармонизированной с отечественным и международным правом.

Общеизвестно стремление России к экономической интеграции, вступлению в ВТО, развитию взаимовыгодных партнерских отношений с участниками рынка инноваций, осуществлению необходимых для этого системных изменений функционирования национальной экономики.

Однако, существующие нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере инноваций пока не в полной мере соответствуют целям экономической модернизации и инновационного развития страны.

В ежегодном Послании Президента России Федеральному Собранию сказано: «Мы должны выйти на такие изменения в законодательстве и в государственном управлении, которые помогут переходу всей нашей экономики на инновационный характер развития».

Исходя из этого, Государственная Дума в текущем году (объявленном участниками СНГ Годом науки и инноваций) приняла Заявление «О необходимости формирования нормативной правовой базы для обеспечения развития инновационной экономики». В нем нашли отражение первоочередные меры по созданию правовых норм в различных отраслях законодательства.

В Госдуме состоялись Парламентские слушания на тему: «Создание рынка инноваций: законодательный аспект» и заседание «Круглого стола» — «Нормативные правовые аспекты формирования инновационного комплекса Российской Федерации».

Внесены изменения и дополнения в отдельные статьи ряда действующих федеральных законов. В Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» (в части, касающейся деятельности государственных научных центров Российской Федерации). В Гражданский кодекс Российской Федерации (в части выполнения НИОКР, правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности). В Налоговый кодекс Российской Федерации (в части установления налоговых льгот для стимулирования научно-технической и инновационной деятельности).

Принят ряд новых Федеральных законов: «О статусе наукограда Российской Федерации»; «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», «О банке развития», «О российской корпорации нанотехнологий», «О государственной корпорации «Ростехнологии», «О передаче прав на единые технологии», «О патентных поверенных», «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Значительным шагом в развитии инвестиционной экономики России с учетом зарубежного опыта стало внесение Президентом страны Д. А. Медведевым на рассмотрение Государственной Думы и принятие Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Закон призван регулировать отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (национального аналога Кремниевой долины) для развития исследований и разработок и коммерциализации их результатов, полученных в кластерах отечественных корпораций.

Одновременно принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково».

Этот закон предусматривает внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления специального порядка уплаты налогов лицами, осуществляющими исследовательскую деятельность в «Сколково», а также и иные изменения в ряд федеральных законов, которые необходимы для применения особенностей регулирования отдельных правоотношений, закрепленных в федеральном законе о центре «Сколково».

В процессах подготовки, рассмотрения и принятия указанных законодательных актов активное участие принимает Комитет по науке и наукоемким технологиям и созданный им Совет по инновационной деятельности и наукоемким технологиям.

При этом правовые ориентиры в законодательном обеспечении инновационного развития сводятся: с одной стороны к созданию благоприятных условий для адаптации науки к практике рыночных отношений; а с другой — к формированию спроса предпринимателей и товаропроизводителей на результаты интеллектуальной деятельности.

Российское законодательство содержит необходимые правовые институты, способные обеспечить регулирование инновационных процессов.

Однако, из опыта развитых стран видно, что наличие сложившейся правовой и судебной систем еще не является гарантией интенсивного инновационного развития экономики, которая на определенных этапах своего развития требует дополнительной правовой поддержки.

Для России в силу объективно сложившейся ситуации этот фактор имеет особое значение.

Государство, будучи заинтересовано в развитии инновационной деятельности, не имеет возможности прямого воздействия на предпринимателей для внедрения достижений государственного сектора науки и техники в производство товарной продукции, поскольку такое вмешательство противоречило бы принципам свободы предпринимательства.

Желаемый эффект может быть получен либо с одной стороны путем экономического стимулирования и государственной поддержки субъектов инновационной деятельности или с другой стороны, благодаря созданию невыгодных экономических последствий для тех, кто ориентируются на устаревшие способы производства, использование малоэффективных технологий, производство неконкурентоспособной продукции.

Воздействие на процессы инновационного развития должно опираться на четкие правовые нормы, стабильные правовые критерии и прозрачные правила поддержки, способные привлечь интерес инвесторов к инновационным проектам и эффективно воздействовать на них в плане высоко технологичной модернизации производства.

На такой концептуальной основе базируется подготовленный к настоящему времени новый законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации».

В ходе подготовки законопроекта были всесторонне изучены и учтены документы зарубежной правовой практики в области инноваций.

В их числе — Руководство ОСЛО по сбору и анализу данных по инновациям, базовый доклад ОЭСР по национальной системе Российской Федерации, правоприменительная практика государств-участников СНГ, в том числе: модельный закон «Об инновационной деятельности», законы Республик: Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Украина, Беларусь, а также опыт институциональных преобразований и развития законодательства в сфере инноваций в таких странах, как США, Японии, Финляндия, Корея, Китай, Чили, Израиль и многое другое.

Предмет правового регулирования указанного законопроекта определяет основные направления, принципы, виды и формы государственной поддержки инновационной деятельности, а также регулирует отношения по поводу этой поддержки между Федеральным центром и субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, физическими и юридическими лицами.

Государственная поддержка оказывается адресно — физическим и юридическим лицам, которые осуществляют инновационную деятельность и получили специальный статус «субъект государственной поддержки» или тем, кто оказывают им непосредственное содействие в этом, то есть «субъектам инновационной инфраструктуры».

Законодательное закрепление таких нормативных определений, как: «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная продукция» и прочее придает определенность регулируемым отношениям.

Государственная поддержка представляется в виде финансовой, организационно-правовой и информационной. Применяется также налоговое и таможенное стимулирование.

В сочетании с традиционными формами поддержки и стимулирования (налоговый кредит, освобождение от налогообложения) предусмотрены также новые, такие, как государственные гарантии, инновационные гранты и пр.

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

ИННОВАЦИИ № 10 (144), 2010

Государственная поддержка и стимулирование инновационной деятельности осуществляются органом государственной власти, либо уполномоченным им юридическим лицом (государственные академии наук, государственные корпорации, федеральные фонды поддержки научно-технической деятельности), а также путем создания целевой организации — Федеральный инновационный фонд России.

В законопроекте устанавливаются правовые нормы, касающиеся компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в сфере государственной поддержки инновационной деятельности.

Законопроект создан с таким расчетом, чтобы во взаимодействии с действующими федеральными законодательными актами и с законами, принятыми большинством субъектов Российской Федерации, он образовывал единое правовое поле регулирования и государственной поддержки инновационной деятельности.

Смысл законопроекта в том, что в стране на законодательной основе формируются не отдельные виды, а целостная система государственной поддержки инновационной деятельности. С этой точки зрения,

помимо базового закона «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации», представляется целесообразным принять пакет сопряженных с ним изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые документы в области инноваций.

Высокая степень проработанности законопроекта позволили в настоящее время начать процедуру внесения его в Государственную Думу на рассмотрение в первом чтении в установленном порядке.

Принципиальное отличие данного законопроекта в том, что он отвечает современным тенденциям инновационного развития и модернизации экономики страны. В нем впервые системно решается задача стимулирования инновационной деятельности на законодательной основе, гармонизированной с отечественным и международным правом.

Сам факт соответствия многих статей и разделов нового законопроекта с основными положениями Концепции модельного Инновационного кодекса для государств-участников СНГ свидетельствует о движении в одном направлении, наличии благоприятных условий для будущего взаимодействия и регулирования отношений делового сотрудничества между народами в инновационной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.