Научная статья на тему 'О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ГИБРИДНЫХ ВОЙН'

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ГИБРИДНЫХ ВОЙН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
449
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОЙСКА / ГИБРИДНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДЕСТАБИЛИЗАЦИЯ / ПАРТИЗАНСКАЯ ВОЙНА / ДИВЕРСИОННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / TERRITORIAL TROOPS / HYBRID ACTIVITY / DESTABILIZATION / HISTORY / GUERRILLA WARFARE / SUBVERSIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дорохов Вячеслав Леонидович, Петрушин Александр Иванович, Никоноров Григорий Александрович

Представлен авторский взгляд на место и роль территориальных войск в системе территориальной обороны с учетом особенностей гибридных войн, предложены некоторые пути повышения эффективности их применения и наращивания боевых возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дорохов Вячеслав Леонидович, Петрушин Александр Иванович, Никоноров Григорий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVING TERRITORIAL DEFENSE WITH A VIEW TO HYBRID WARFARE

The paper offers the author’s view of the role and place of territorial troops in the system of territorial defense given the peculiarities of hybrid warfare, and suggests certain ways of raising the efficiency of their employment and buildup of fighting capacity.

Текст научной работы на тему «О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ С УЧЕТОМ ОСОБЕННОСТЕЙ ГИБРИДНЫХ ВОЙН»

О совершенствовании территориальной обороны с учетом особенностей гибридных войн

Полковник B.JI. ДОРОХОВ, доктор военных наук

Полковник в отставке А.И. ПЕТРУШИН, кандидат военных наук

Подполковник запаса ГЛ. НИКОНОРОВ, кандидат философских наук

АННОТАЦИЯ

Представлен авторский взгляд на место и роль территориальных войск в системе территориальной обороны с учетом особенностей гибридных войн, предложены некоторые пути повышения эффективности их применения и наращивания боевых возможностей.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Территориальные войска, гибридные действия, дестабилизация, партизанская война, диверсионные действия.

ABSTRACT

The paper offers the author's view of the role and place of territorial troops in the system of territorial defense given the peculiarities of hybrid warfare, and suggests certain ways of raising the efficiency of their employment and buildup of fighting capacity.

KEYWORDS

Territorial troops, hybrid activity, desta-bilization, history, guerrilla warfare, subversive activity.

ХАРАКТЕР внешних и внутренних военных опасностей Российской Федерации (РФ), а также опыт проведения Вооруженными Силами (ВС) специальных операций за пределами страны свидетельствуют о возрастании роли сил общего назначения (СОН), основу которых составляют Сухопутные войска (СВ), в решении задач обеспечения военной безопасности государства. Геополитический противник в лице США и его союзников разрабатывает стратегии, позволяющие значительно ослабить потенциал стратегических ядерных сил России путем провоцирования внутреннего хаоса в стране и дестабилизации деятельности органов государственной власти. В этом суть стратегии «Троянский конь»1, которая фактически является разновидностью гибридной войны, ведущейся против РФ.

Нельзя исключить, что применение подобных стратегий может в конечном итоге привести к развязыванию против России крупномасштабной затяжной войны, которая потребует полного напряжения сил и мобилизации всего оборонного потенциала страны.

В соответствии с Военной доктриной РФ Вооруженные Силы должны быть готовы применить ядерное оружие в ответ на применение против России и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против РФ с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства. При этом отмечается, что ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной и региональной войн)2.

В условиях, когда развязывание крупномасштабной или региональной войны против России предотвратить не удалось, а предпосылок для применения ядерного оружия еще нет, главная роль в отражении агрессии будет принадлежать СОН, которые должны надежно прикрыть как приграничные районы, так и критически важные военные и государственные объекты в

тылу. Однако для участия в войне даже регионального масштаба с высокотехнологичным противником необходимо иметь группировку войск (сил) численностью не менее 600—800 тыс. человек, значительную часть которой составят СВ. Но в настоящее время СВ по открытым данным насчитывают около 300 тыс. человек и их воинские формирования размещены по территории страны крайне неравномерно. Поэтому без существенного увеличения состава СВ часть операционных направлений, охваченных боевыми действиями, может оказаться неприкрытой.

Кроме того, специфика стратегий ведения гибридных войн подразумевает развертывание широкомасштабных диверсионных действий по всей территории страны, подвергшейся агрессии, в цепях уничтожения иди временного вывода из строя стратегических объектов, пунктов государственного и военного управления, а также провоцирование беспорядков и мятежей. Поэтому проблема надежной охраны и обороны ключевых военных и государственных объектов, инфраструктуры жизнеобеспечения населения, борьбы с диверсионно-разведывательными формированиями (ДРФ) противника, незаконными вооруженными формированиями (НВФ), террористическими организациями

и различного рода экстремистами, предотвращения беспорядков и мятежей внутри страны при ограниченности ресурсов государства и ВС приобретает все более острый характер и требует адекватного решения.

Ответом на данные опасности и угрозы стало создание территориальных войск — формируемых на военное время соединений и воинских частей ВС РФ, предназначенных для выполнения следующих основных мероприятий:

• ведение территориальной обороны (ТерО);

• несение комендантской службы;

• охрана и оборона районов сосредоточения войск (сил), транспортных коммуникаций на маршрутах их передвижения и подвоза материальных средств;

• ведение вооруженной борьбы на временно оккупированной территории;

• участие в мероприятиях по обеспечению режима военного положения и гражданской обороны;

• отражение агрессии совместно с общевойсковыми соединениями и воинскими частями.

Главные цели действий территориальных войск — создание благоприятных условий для применения соединений и воинских частей ВС, других войск, воинских формирований, органов и создаваемых на военное время специальных формирований, устойчивого функционирования важных объектов, органов государственного и военного управления, инфраструктуры и экономического комплекса РФ.

Данные цели достигаются выполнением на неоккупированной и временно оккупированной противником территории ряда задач, эффективность реализации которых следует всемерно повышать (рис. 1).

Неоккупированные территории Временно оккупированные территории

Задачи, стоящие перед территориальным» войсками:

• охрана и оборона критически важных объектов; • борьба с ДРФ противники и НВФ; • несение комендантской службы; ■ охрана и оборона районов сосредоточения войск и транспортных коммуникаций; • помощь МВД и ФСБ в поддержании порядка; • участие в обеспечении режима военного положения и гражданской обороны; ■ отражение агрессин совместно с соединениями и частями С В • организации партизанского движения; ■ ведение вооруженной борьбы в тылу противника; • участие в информационных операциях (акциях, действиях), проводимых по плану общевойскового формирования в рамках стратегической (армейской, корпусной) операции по отражению вторжения противника

Основные пути повышения эффективности их выполнения:

■ тесная координация действий территориальных во1кк с органами МВД, ФСБ н Рос гвардией; • наращивание сил н средств за счет иррегулярной компоненты • создание специального органа управления партизанским движением; • заблаговременное создание запасов материальных средств; • специальная подготовка организаторов партизанского движения

Рис. 1. Задачи территориальных войск и основные пути повышения эффективности их выполнения

Анализ характера задач, решаемых территориальными войсками, позволил выявить круг проблем, пути решения которых находятся в компетенции не только органов военного управления.

Во-первых, поддержание устойчивого порядка в тыловых районах на значительной территории невозможно только силами войсковой компоненты. Требуется тесная координация действий с органами исполнительной власти субъекта РФ, в пределах территории которого выполняются задачи ТерО, а также с соответствующими воинскими формированиями Росгвардии, органами МВД, ФСБ и МЧС. Однако территориальные структуры МВД, ФСБ и МЧС в отличие от ВС не обладают необходимыми силами и средствами для борьбы с попытками нарушения функционирования тыла и могут проводить только специальные мероприятия. К борьбе с ДРФ противника, НВФ и подавлению беспорядков в населенных пунктах подготовлены войска Росгвардии, но они крайне малочисленны (если брать во внимание всю территорию страны) — по открытым данным насчитывают не более 340 тыс. человек.

Можно предположить, что в результате мобилизации, которую противник попытается сорвать в отдельных субъектах РФ, численность СВ и территориальных войск в совокупности увеличится до миллиона человек. До полумиллиона человек, по всей вероятности, может возрасти и состав войск Росгвардии. Однако в условиях регионального военного конфликта или крупномасштабной затяжной войны этих сил вряд ли хватит для гарантированного выполнения всех задач ТерО. Ведь только для охраны и обороны критически важных объектов в глубине страны, к которым относятся мосты и переправы, транспортные узлы, газорас-

пределительные станции, химические производства, электростанции, прежде всего атомные, системы военного и государственного управления, жизнеобеспечения и другие подобные объекты, придется выделить значительные силы. По оценкам военных экспертов, таких объектов в пределах ответственности военного округа может быть до двух тысяч3. Для их охраны и обороны потребуется не менее 200 тыс. военнослужащих, которые в своих зонах ответственности с введением военного (чрезвычайного) положения должны выполнять боевые задачи, применяя штатные вооружение, военную и специальную технику (ВВСТ) в соответствии с Боевым уставом территориальных войск.

Один из путей решения данной проблемы видится в наращивании сил и средств, привлекаемых к решению задач ТерО, за счет иррегулярной компоненты. Подробнее на этом остановимся ниже.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на организационно-штатную структуру и оснащение воинских формирований, привлекаемых к ведению ТерО, тяжелым вооружением с учетом того обстоятельства, что им предстоит решать задачи не только по охране и обороне критически важных объектов, коммуникаций и борьбе с ДРФ и НВФ, но и при необходимости вести общевойсковой бой и действовать в качестве резерва СВ в случае, например, прорыва противника в глубину территории страны.

Кроме того, опыт применения ВС за пределами России свидетельствует о том, что силы специальных операций потенциального противника, действующие в глубине страны, подвергшейся агрессии, оснащаются беспилотными летательными аппаратами (БЛА) различного назначения, а НВФ нередко применяют БЛА кустарного производства. Поэтому воинские формирования, привлекаемые

к ведению ТерО, должны иметь в штате необходимые силы и средства для поиска, обнаружения и уничтожения (нейтрализации) БЛА противника.

В-третьих, для организации и успешного ведения партизанских боевых действий на временно оккупированной противником территории необходимо заблаговременно реализовать ряд следующих важнейших мероприятий:

• создание при Главном командовании СВ или Генеральном штабе ВС РФ специального органа стратегического управления для координации действий сил, ведущих партизанскую войну, с операциями регулярных войск по аналогии с Центральным штабом партизанского движения, образованным для этих целей в мае 1942 года. Штабы территориальной обороны, которые формируются в соответствии с Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 195-ФЗ в субъектах РФ4, по сути не в состоянии координировать действия партизанских отрядов;

• заблаговременное накопление в приграничных районах значительного объема материальных средств (продовольствия, обмундирования, оружия и боеприпасов) для обеспечения партизанских отрядов и закладка соответствующих баз. При этом нельзя повторять ошибок подготовки партизанского движения накануне и в начале Великой Отечественной войны, когда создание запасов продовольствия и боеприпасов осуществлялось из расчета на несколько месяцев оккупации в надежде на скорое освобождение захваченных территорий5. Боевые действия могут оказаться затяжными;

• организация еще в мирное время специальной подготовки лиц, предназначенных для ведения партизанских боевых действий. Необходимо учитывать, что большинство партизанских отрядов в годы Великой Отечественной войны формировались не под эгидой партийных структур,

а в рамках работы органов НКВД. На отдельные должности (командир отряда, начальник разведки, подрывники, радисты), как правило, назначались сотрудники НКВД. Следует тщательно изучить морально-психологические качества и политические воззрения личного состава, подбираемого в партизанские подразделения, поскольку, как свидетельствует опыт Великой Отечественной войны, не все граждане бывшего СССР хотели добровольно участвовать в партизанском движении, к сожалению, находились и те, кто мешал противоборству с врагом в силу трусости или желания «пересидеть тяжелые времена»6.

Кроме того, представляется целесообразным создать в системе Министерства обороны РФ сеть учебных центров для подготовки военнослужащих к решению задач ТерО с учетом их специфики и для проведения соответствующей переподготовки представителей других силовых ведомств.

В связи с особенностями войн нового типа, когда нередко отсутствуют сплошные линии соприкосновения войск, необходимо, на наш взгляд, внести изменения в программы подготовки курсантов (слушателей) военных училищ и академий, предусмотрев, в частности, отработку ведения боевых действий в окружении с возможностью перехода частей и подразделений, оказавшихся на контролируемой противником территории, к партизанским методам вооруженной борьбы. Также следует уделить внимание изучению способов проникновения армейских частей в тыл противника с аналогичными задачами. Причем это могут быть как боевые части СВ, так и подразделения территориальных войск.

В-четвертых, выполнение задач, возложенных на территориальные войска, осложняется тем, что активные боевые действия, вероятнее все-

го, начнутся сразу на всей территории государства, а диверсионные акты еще раньше, до начала агрессии. Следовательно, силы и средства, предназначенные для решения задач ТерО, целесообразно, на наш взгляд, развертывать заблаговременно. В настоящее время предусматривается это делать только в период непосредственной угрозы агрессии. Однако до завершения их формирования и приведения в готовность к выполнению боевых задач (в период непосредственной подготовки и развертывания ТерО) противник получает возможность вывести из строя ряд критически важных объектов инфраструктуры и организовать беспорядки и мятежи, что представляется весьма вероятным в некоторых регионах РФ с учетом систематически вводимых в них режимов контртеррористической операции.

Количество важных объектов и коммуникаций, подлежащих охране и обороне, а также задача борьбы с ДРФ

противника, НВФ и провоцированием беспорядков, как было указано выше, превышает возможности ФСБ, МВД и Росгвардии. Следует помнить, что стратегия и тактика гибридной войны подразумевают уничтожение важных объектов и коммуникаций до официального начала боевых действий, поэтому большая их часть окажется под угрозой вывода из строя в период, когда возможности МВД, ФСБ и Росгвардии по их охране и обороне еще недостаточны, а войска, предназначенные для ведения ТерО, пока не сформированы и не готовы к выполнению боевых задач.

Нарастить имеющиеся силы и средства в начальный период войны за счет маневра подразделениями СВ и Росгвардии не представляется возможным, поскольку отмобилизование будет еще не завершено. Поэтому следует, на наш взгляд, предусмотреть другие варианты усиления войск, привлекаемых к решению задач ТерО (рис. 2).

1. Заблаговременное развертывание войск, предназначенных для ведения ТерО

2, Реорганизация войск Росгвардии в целях придания им возможностей для борьбы с регулярными силами противника

3. Включение иррегулярных формирований в систему ТерО

Наращивание сил и средств для ведения

ТерО и увеличение их боевых возможностей

Рис. 2. Варианты наращивания сил и средств для ведения ТерО и увеличения их боевых возможностей

Первый вариант потребует дополнительного увеличения численности СВ, однако это менее затратно, чем в условиях военного времени восстанавливать выведенные из строя критически важные объекты или от-

влекать части и соединения СВ на выполнение задач ТерО. На наш взгляд, создаваемая база мобилизационного развертывания воинских формирований, предназначенных для ведения ТерО, должна обеспечить комплекто-

вание новых частей после завершения отправки в назначенные районы формирований первой очереди.

Второй вариант —реорганизация войск Росгвардии — также связан с увеличением их численности. Что касается их реструктуризации, то целесообразно, на наш взгляд, присмотреться к успешному опыту борьбы с подобными угрозами войск НКВД в годы Великой Отечественной войны. Накануне войны они выполняли следующие задачи:

• по охране железных дорог и железнодорожных сооружений (63,7 тыс. чел.);

• по охране особо важных предприятий промышленности (29,3 тыс. чел.);

• конвойные войска (38,3 тыс. чел.);

• оперативные войска (27,8 тыс. чел.).

Главные цели действий территориальных войск — создание благоприятных условий

для применения соединений и воинских частей ВС, воинских

формирований, органов и специальных формирований, устойчивого функционирования важных объектов, органов государственного и военного управления, инфраструктуры и экономического комплекса РФ.

Но уже на третий день войны войска НКВД подверглись серьезной реорганизации — 25 июня 1941 года Политбюро ЦК ВКП(б) и СНК СССР утвердили постановление «Об организации института фронтовых и армейских начальников охраны войскового тыла». Пункт 6 данного документа гласил: «Главная обязанность начальника войскового тыла — наведение порядка в войсковом тылу, очищение тыловых дорог войск от беженцев (речь идет о том, что потоки беженцев всерьез затрудняли продвижение войск к ли-

нии соприкосновения с противником, в связи с чем и возникла эта задача, — Прим. авт.), задержание дезертиров, очищение путей сообщения, регулирование подвоза и эвакуации, обеспечение бесперебойной работы связи, ликвидация диверсантов»7.

Основой войск по охране тыла стали пограничные части. Для этих целей привлекался личный состав 48 пограничных отрядов, 10 отдельных комендатур, четырех резервных пограничных полков, двух резервных батальонов и 23 частей обеспечения.

Одновременно эти же задачи выполняли не менее двух третей личного состава частей всех видов войск НКВД, которые в соответствии с Указанием заместителя народного комиссара внутренних дел от 26 июня 1941 года № 31 передавались в оперативное подчинение начальникам войск по охране тыла фронта. В результате к охране тыла действующей армии привлекались 163 тыс. военнослужащих НКВД, в том числе 58 733 пограничника.

По состоянию на 1 сентября 1941 года охрану тыла действующей армии несли 52 821 военнослужащий пограничных войск, 90 618 военнослужащих НКВД, в том числе от оперативных войск — 19 262, по охране железных дорог — 34 679, по охране особо важных промышленных объектов — 20 796 и конвойных войск — 15 881.

К февралю 1942 года численность пограничных войск, привлеченных к охране тыла действующей армии, достигла 67 610 человек, а к концу войны — 85 тыс. человек (57 полков войск НКВД)8.

Таким образом, часть войск НКВД уже накануне войны была специализирована под решение задач, связанных с охраной и обороной тыла, а после ее начала значительно усилена пограничными войсками.

Третий вариант — привлечение иррегулярных формирований

к решению задач ТерО — уже предлагался ранее9. Рекомендовалось обратить внимание на опыт создания истребительных батальонов, образованных Приказом НКВД от 24 июня 1941 года «О мероприятиях по борьбе с парашютными десантами и диверсантами противника в прифронтовой полосе». Численность таких отрядов к июлю 1941 года достигла 328 тыс. человек, ими руководили командиры частей войск НКВД10.

Однако к опыту создания истребительных батальонов следует относиться диалектически. До 80% их численности составляли коммунисты и комсомольцы, т.е. глубоко мотивированные бойцы и командиры, которые в большинстве своем имели достаточную военную подготовку. К тому же им помогало не менее идеологически мотивированное гражданское население. Следует признать, что подобного ресурса сейчас нет и быстрое образование подобных формирований представляется проблематичным.

Представляется целесообразным создать в системе Министерства обороны РФ сеть учебных центров для подготовки военнослужащих

к решению задач ТерО с учетом их специфики и для проведения соответствующей переподготовки представителей других силовых ведомств.

В связи со сложной демографической ситуацией и ограниченностью ресурсов, которыми располагает Министерство обороны, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть вопрос о создании обученного резерва, который можно применить для нейтрализации внешних и главным образом внутренних военных угроз. Речь идет о комплектовании войск, предназна-

ченных для ведения ТерО, и о возможности наращивания их численности за счет призыва представителей казачьих организаций, уже имеющих территориальное устройство, частных охранных предприятий и военно-патриотических клубов (ветеранов локальных войн и военных конфликтов, Воздушно-десантных войск и др.), что потребует уточнения призывного контингента, привлекаемого для выполнения задач ТерО. Но для этого требуется продумать правовой механизм внесения изменений в уставные документы данных организаций (предприятий) в целях привлечения их на законных основаниях к решению задач охраны общественного порядка и содействия органам ФСБ, МВД и Росгвардии в предотвращении беспорядков и мятежей. Понадобится также создать механизм контроля функционирования привлекаемых организаций соответствующими структурами ВС и ФСБ.

Включение данных сил в систему ТерО позволит направить их преимущественно на охрану важных объектов или поддержание порядка, что даст возможность привлекать остальные силы для решения более важных задач. При этом основные силы и средства, предназначенные для ведения ТерО, следует размещать прежде всего в наиболее взрывоопасных регионах, национальный потенциал которых может быть использован противником в интересах дестабилизации обстановки.

Представляется также целесообразным рассмотреть возможность комплектования командного состава подразделений территориальных войск уже мотивированными, имеющими военную подготовку и войсковой опыт офицерами запаса (с учетом продления срока их нахождения в запасе). Помимо полностью развернутых частей территориальных войск (постоянной готов-

ности) можно иметь части кадра или базы хранения вооружения и техники (БХВТ), где есть организационное ядро, запасы ВВСТ и материальных средств, что значительно сократит время их приведения в боевую готовность. На базе таких частей кадра (БХВТ) можно проводить сборы приписного состава (преимущественно перечисленных выше категорий). Соотношение развернутых и частей кадра территориальных войск должно варьироваться в военных округах в зависимости от числа объектов, подлежащих охране и обороне, и военно-политической обстановки.

Поскольку одна из задач территориальных войск — ведение вооруженной борьбы с противником на временно оккупированной территории, то в состав командования данных частей следует включить офицеров ФСБ и Росгвардии.

Внимательного изучения заслуживает идея генерала армии М.А. Га-реева относительно расширения возможностей военного ведомства за счет наделения Министра обороны России дополнительными полномочиями в качестве заместителя Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами в мирное время, что значительно повысит место и роль военного ведомства в деле обеспечения обороноспособности страны11.

В заключение необходимо отметить, что в целях повышения эффективности организации и ведения ТерО требуется незамедлительная реализация комплекса межведомственных мероприятий правового, организационного и экономического характера, в том числе предложенных в настоящей статье. Военно-политическая обстановка не оставляет много времени на раздумья.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Смирнов В., Лушникова А. «Мы должны быть на шаг впереди»: в Генштабе РФ рассказали об американской военной стратегии «Троянский конь» // RT на русском. URL: https://russian.rt.com/ russia/article/607379-ssha-strategiya-troy-anskii-kon (дата обращения: 03.03.2019).

2 Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. Федеральный выпуск № 298 (6570). 30 декабря 2014.

3 Сивков К.В. Нагайка в помощь Армате // Военно-промышленный курьер. № 4 (767). 5—11 февраля 2019.

4 Федеральный закон от 26 июля 2017 № 195-ФЗ «О внесении изменений в статью 22 Федерального закона «Об обороне». URL: https://rg.ru/2017/07/31/ oborona-dok.html (дата обращения: 28.03.2019).

5 Поляков В.Е. Страшная правда о Великой Отечественной войне. Партизаны без грифа «Секретно». М.: Яуза: Эксмо, 2009. С. 253.

6 Македонский П.А. Пламя над Крымом (воспоминания командира Южного соединения партизанских отрядов Крыма). Симферополь: Издательство «Крым», 1969. С. 18.

7 Север А. 10 мифов о КГБ. URL: https://military.wikireading.ru/50603 (дата обращения: 28.3.2019).

8 Мартиросян А.М. На пути к победе. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. С. 6.

9 КарЬаш И.Л. Новый подход к организации территориальной обороны на региональном уровне // Военная Мысль. 2018. № 9. С. 34—40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Органы государственной безопасности в годы Великой Отечественной войны. Т. 2. Кн. 1. М.: Издательство «Русь», 2000. С. 78.

11 Миранович Г. Оборона страны: научный подход // Красная звезда. 31 января 2014. URL: http://archive.redstar.ru/ index.php/component/k2/item/14078-ob-orona-strany-nauchnyj (дата обращения: 28.3.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.