Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ СТРАНЫ, РОЛЬ И МЕСТО ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ДОСТИЖЕНИИ ЕЕ ЦЕЛЕЙ.'

АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ СТРАНЫ, РОЛЬ И МЕСТО ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ДОСТИЖЕНИИ ЕЕ ЦЕЛЕЙ. Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
520
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА / DOMESTIC-POLICY SITUATION / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА / TERRITORIAL DEFENCE / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ВОЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / GOVERNMENT AND MILITARY CONTROL / ОХРАНА И ОБОРОНА / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ДИВЕРСИОННО-РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / SPECIAL ACTIONS / SECURITY AND DEFENCE / SABOTAGE-AND-RECONNAISSANCE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кардаш И.Л.

Анализ исторического опыта и современных взглядов на организацию и ведение территориальной обороны страны, роль и место Внутренних войск МВД России в достижении ее целей.The existing contradictions in the theory of territorial defence are considered, and measures to overcome the existing problems in its organisation and conduct, considering the territorial defence as an element of the system-wide measures to ensure national security are proposed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА И СОВРЕМЕННЫХ ВЗГЛЯДОВ НА ОРГАНИЗАЦИЮ И ВЕДЕНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОБОРОНЫ СТРАНЫ, РОЛЬ И МЕСТО ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ В ДОСТИЖЕНИИ ЕЕ ЦЕЛЕЙ.»

ВОЕННАЯ ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА

Анализ исторического опыта и современных взглядов на организацию и ведение территориальной обороны страны, роль и место внутренних войск МВД России в достижении ее целей

Полковник И.Л. КАРДАШ, кандидат военных наук

АННОТАЦИЯ. Рассматриваются существующие противоречия в развитии теории территориальной обороны, а также предлагаются меры по преодолению имеющихся проблем в ее организации и ведении, рассматривая территориальную оборону как элемент системы общегосударственных мер по обеспечению национальной безопасности страны.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: внутриполитическая обстановка, территориальная оборона, государственное и военное управление, охрана и оборона, специальные действия, диверсионно-разведывательные действия.

SUMMARY. The existing contradictions in the theory of territorial defence are considered, and measures to overcome the existing problems in its organisation and conduct, considering the territorial defence as an element of the system-wide measures to ensure national security are proposed.

KEYWORDS (TAGS): domestic-policy situation, territorial defence, government and military control, security and defence, special actions, sabotage-and-reconnaissance activities.

ВОЕННЫЕ конфликты последних десятилетий с участием вооруженных сил НАТО наглядно свидетельствуют о серьезных изменениях в их стратегии и тактике, суть которых состоит в стремлении в начальном периоде развития конфликта нарушить важнейшие элементы государственной и военной инфраструктуры противника. При этом непосредственному началу боевых действий, как правило, предшествуют особые периоды информационно-психологического противоборства и активизации диверсионно-разведывательной деятельности с целью формирования негативного мирового общественного мнения в отношении государства-противника, осуществления его политической и экономической изоляции с привлечением ресурса международных институтов и обоснования в конечном итоге легитимности применения против него военной силы.

Все эти действия направлены на создание необходимой базы для достижения целей начального периода войны, среди которых — дестабилизация внутриполитической обстановки, дезинтеграция системы государственного и военного управления, разрушение экономического потенциала противостоящей стороны. В этой связи существенно возрастает роль сил специальных операций, которые применяются не только для ведения диверсионно-разведывательных действий, но и для оказания помощи оппозиционным силам в организации вооруженного сопротивления, различного рода мятежей, партизанских движений и т. п. Главная цель их применения заключается в создании в глубоком тылу противника постоянно действующего активного фронта борьбы, что вынуждает его распылять свои усилия по многим направлениям. Применение военной силы на территории Югославии, Афганистана, Ирака свидетельствует о том, что подобный подход уже не является только теорией.

В этих условиях особое значение приобретает эффективная организация и выполнение задач территориальной обороны, которая имеет критическое значение не только для достижения целей защиты населения и объектов, но и для безопасности государства в целом, а недооценка ее значимости может привести к срыву стратегического развертывания и полной потере тыла и военного производства.

Термин «территориальная оборона» вошел в военно-политический лексикон сравнительно недавно — в конце 70-х годов прошлого столетия (в Советской военной энциклопедии 1980 года издания этот термин еще не рассматривался). Однако, обозначаемое им понятие известно давно и вопросы, так или иначе связанные с территориальной обороной, затрагивались значительно раньше в отечественной и зарубежной военной теории и практике.

В Отечественной войне 1812 года и в годы Крымской войны можно увидеть элементы охраны войскового тыла и гарнизонной службы, развившиеся впоследствии в годы Первой мировой и особенно Великой Отечественной войн.

В годы, предшествовавшие Первой мировой войне, ряд отечественных и зарубежных военных теоретиков под территориальной обороной понимали противодействие малым отрядам противника, наносящим вред нападениями с флангов и тыла, набегами, захватом транспортов, засадами, а также прикрытие транспортов, границ, этапов, железных дорог и рейдов от внезапных нападений, засад и разрушений. К этой сфере относили все операции, которые велись высокообученными, хорошо вооруженными, организованными и дисциплинированными войсками против иррегулярных масс.

Необходимо отметить, что особенности решаемых задач поставили вопрос о создании специальных сил для их выполнения. В качестве таких сил в 1919 году в составе Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) были созданы войска внутренней охраны республики (ВОХР) в количестве 120 тысяч человек. Основными задачами войск ВОХР были: охрана существующего строя (вооруженная борьба с контрреволюционными выступлениями, охрана государственных учреждений и сооружений особой важности); охрана и оборона путей сообщения (транспорта и перевозимых грузов); охрана производства (фабрик, заводов, сырья, сельхозпродуктов, взятых на учет государством, и др.). Войска широко использовались для охраны тыла фронтов, обеспечения порядка в прифронтовых районах, в борьбе с бандитизмом, а также выделялись непосредственно в действующую армию. Например, во втором полугодии 1919 года было передано фронтам более 50 тысяч человек. (52 % войск).

Серьезная работа по теоретической разработке вопросов территориальной обороны проводилась в межвоенный период. Опыт Первой мировой войны интенсивно и всесторонне изучался и анализировался: на государственном уровне в закрытом порядке теоретические вопросы реализовывались в практические действия.

Благодаря заранее разработанным, тщательно продуманным в свое время и проведенным в жизнь подготовительным мероприятиям стало возможным с первых дней Великой Отечественной войны ввести в действие эффективную систему охраны войскового тыла фронтов.

В годы Великой Отечественной войны приоритетной задачей территориальной обороны стала охрана тыла действующей армии, что нашло свое отражение в принятом 25 июня 1941 года Советом Народных Комиссаров СССР постановлении о возложении задачи охраны тыла действующей Красной Армии на НКВД. 26 июня 1941 года заместителем Наркома внутренних дел было отдано приказание, согласно которому все войска НКВД (пограничные, оперативные, по охране особо важных предприятий промышленности, железнодорожных сооружений, конвойные), оказавшиеся в зоне боевых действий, привлекались к охране тыла действующей армии.

Задачами войск по охране тыла были: обеспечение охраны тыла от подрывных действий противника, решительное уничтожение шпионов, дивер-

сантов и парашютистов, ведение беспощадной борьбы с дезертирами, паникерами, распространителями провокационных слухов. Конкретные задачи для войск указывались в приказах НКВД, а также в решениях командования и военных советов фронтов, в оперативном подчинении которых они находились.

В начале 1942 года были разработаны Положение о войсках НКВД, охранявших тыл действующей Красной Армии и Инструкция по службе войск НКВД по охране тыла фронтов. Этими документами войска охраны тыла руководствовались до конца войны.

Представляется интересной система построения территориальной обороны того времени, когда в каждой области, входящей в состав военного округа, создавалась боевая группа. Территория области, в свою очередь, разбивалась на боевые участки. Во главе каждого из них назначался начальник, который отвечал за организацию борьбы с группами противника, действующими в границах его участка. Начальнику боевого участка на время выполнения задач по уничтожению групп противника подчинялись все части Красной Армии и НКВД, а также вооруженные отряды, расположенные на его территории.

Начальники боевых участков и групп имели постоянную связь с местными органами государственной власти, частями НКВД, милицией, начальниками соседних боевых групп и участков. Командующий войсками военного округа лично и через штаб осуществлял регулярный контроль за готовностью боевых групп и участков к выполнению возложенных на них задач.

Для борьбы с группами противника, действующими в тылу, привлекались также батальоны народного ополчения, истребительные отряды, команды ОСОАВИАХИМа (рис. 1).

Рис. 1. Построение территориальной обороны (по опыту Великой Отечественной войны)

Охрана объектов, расположенных на территории военных округов, осуществлялась войсковыми подразделениями, полками НКВД, вооруженными рабочими отрядами. Каждому из таких подразделений назначались определенные объекты, за сохранность которых они несли ответственность.

В послевоенное время теория и практика территориальной обороны нашли развитие в ряде учений и военно-научных трудах, основные положения которых были реализованы в проекте «Наставления по территориальной обороне», изданном в 1989 году.

Современные взгляды на организацию и ведение территориальной обороны реализованы в ряде документов, которые составляют ее нормативно-теоретическую основу. И хотя единого документа, рассматривающего в прямой постановке концептуальные положения по вопросам территориальной обороны и носящего соответствующее название «Концепция территориальной обороны», не существует, это не означает, что нет и самой концепции территориальной обороны. Вопросы, в той или иной степени затрагивающие концептуальные положения территориальной обороны, находят свое выражение в различных законодательных документах и других нормативных актах.

Главным и основополагающим из них является разработанная на основе Конституции РФ и утвержденная Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 года № 1300 «Концепция национальной безопасности РФ», представляющая собой систему взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности и определяющая роль и место России в мировом сообществе, национальные интересы России, угрозы национальной безопасности РФ, а также основные задачи обеспечения национальной безопасности РФ.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе международного, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Здесь же отмечено, что состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма, обострение межнациональных и осложнение международных отношений создают широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны в различных сферах: социальной, экономической, международной, пограничной, информационной, военной. Некоторые из названных угроз напрямую сопряжены с решением вопросов территориальной обороны страны.

На основе «Концепции национальной безопасности РФ» разработана и утверждена Указом Президента РФ от 21 апреля 2000 года Военная доктрина РФ, представляющая собой совокупность официальных взглядов, определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности РФ.

В Военной доктрине развиваются и конкретизируются применительно к военной сфере установки «Концепции национальной безопасности РФ», в том числе и касающиеся территориальной обороны. В первом разделе доктрины (Военно-политические основы) определены основные угрозы военной безопасности РФ (в том числе и внутренние); в перечне основного содержания обеспечения военной безопасности определены такие мероприятия, как подготовка к территориальной и гражданской обороне в мирное время, организация и осуществление мероприятий территориальной и гражданской обороны в военное время; большая часть основных общих черт современной войны, изложенных в разделе военно-стратегических основ доктрины, также непосредственно связана с вопросами территориальной обороны.

Таким образом, вопросы территориальной обороны так или иначе находят свое отражение в основополагающих руководящих документах государства.

На фундаменте «Концепции национальной безопасности» и Воен-

ной доктрины разработан ряд нормативных актов федерального уровня: Федеральные конституционные законы РФ «О чрезвычайном положении», «О военном положении», Федеральные законы РФ «Об обороне», «О внутренних войсках МВД РФ», указы Президента РФ, постановления Правительства РФ.

На основе упомянутых выше нормативных актов разработаны различные ведомственные руководящие документы, которые в той или иной степени отражают вопросы применения сил и средств в условиях территориальной обороны.

Анализ нормативно-теоретической базы позволяет сделать вывод о том, что основной упор в достижении цели территориальной обороны делается на вооруженную борьбу в той или иной форме. Исторический же опыт свидетельствует, что такой подход не является единственно верным. В этой связи весьма актуальным является опыт создания и развития гражданской обороны РФ, которая прошла путь от местной противовоздушной обороны (МПВО), решавшей локальные задачи защиты населения и объектов от конкретного противника, к системе общегосударственных мероприятий, позволяющих обеспечить комплексную защиту населения и территорий от опасностей, возникающих в результате чрезвычайных ситуаций мирного времени, а также в ходе военных действий или вследствие этих действий.

Современные подходы к организации применения различных сил и средств в территориальной обороне, к определению их места и роли в достижении общих целей, к выбору наиболее целесообразных форм применения и способов действий при выполнении конкретных задач остаются в плену старых шаблонов. Необходимо признать, что сегодняшние взгляды, закрепленные в руководящих документах, в том числе и последних, не отвечают характеру войн и вооруженных конфликтов будущего. К сожалению, они по-прежнему ориентированы не на упреждающие, а на ответные действия по отношению к условиям, в которых угроза национальной безопасности государства становится реальной. Тем самым не реализуется одна из важнейших функций науки — прогностическая.

Проведенные исследования позволили выделить ряд проблемных вопросов, которые не позволяют выполнять задачи территориальной обороны с необходимой эффективностью. Рассмотрим важнейшие из них.

Неопределенность задач территориальной обороны, а также законодательно установленной ответственности за их выполнение.

В соответствии с руководящими документами, территориальная оборона организуется и осуществляется в целях защиты населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от воздействия противника, диверсионных и террористических актов, а также создания благоприятных условий для функционирования органов государственного и военного управления, предприятий, коммуникаций и жизнедеятельности населения.

Уже из определения видно, что территориальная оборона — это комплекс мероприятий общегосударственного характера, которые не могут быть осуществлены в рамках одного или нескольких ведомств.

Вместе с тем, за планирование и осуществление территориальной обороны в границах военных округов, организацию и поддержание взаимодействия всех сил, в том числе и от других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в территориальной обороне, охрану и оборону важных военных объектов в военное время в полосах ответственности действующих фронтов отвечает Министерство обороны Российской Федерации. В борьбе же с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника, в обеспечении установления и поддержания режима военного положения Министерство обороны только принимает участие (схема).

Силы и средства территориальной обороны, место внутренних войск в их оперативном построении

При этом необходимо учитывать и тот факт, что, рассматривая войну как результат эскалации вооруженного конфликта, прежде всего внутреннего, противник будет стремиться создать все условия для развязывания такого конфликта, применяя весь арсенал мер: от информационно-пропагандистских с привлечением различных международных организаций до действий сил специальных операций. В любом случае, как показывает современный опыт, он будет оказывать самое активное влияние на развитие обстановки в своих интересах.

Именно в этих условиях государство, как показал вооруженный конфликт в Чеченской республике, сталкивается с необходимостью в мирное время фактически приводить в действие систему территориальной обороны и испытывать ее в режиме реального функционирования. Ведь в числе прочих здесь имеют место действия и по охране важных военных и государственных объектов, и по установлению и поддержанию режима чрезвычайного положения, и по борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористическими силами противника. Следовательно, есть все основания расширить спектр задач территориальной обороны за счет отнесения к ним комплекса мероприятий по пресечению (предупреждению) внутренних вооруженных конфликтов.

Если же говорить о классических задачах территориальной обороны, а к ним относятся: охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на коммуникациях, борьба с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника, обеспечение установления и поддержания режима военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, — которые дополнены задачей по установлению и поддержанию режима чрезвычайного положения, то часть из них внутренние войска выполняют уже в мирное время.

Несоответствие предназначения сил и средств, участвующих в территориальной обороне, стоящим задачам.

Подход к созданию группировки сил и средств, их подготовке к предстоящим действиям, определению роли и места различных формирований в достижении общих целей не отвечает существующим возможностям войск (сил) и не может обеспечить адекватного и оперативного ответа на возникающие угрозы.

Хотя законодательством Российской Федерации предусмотрено участие Вооруженных Сил (ВС) в территориальной обороне, очевидно, что их основные усилия будут сосредоточены в другой сфере. Решающая же роль в выполнении задач территориальной обороны будет принадлежать именно внутренним войскам во взаимодействии с органами и подразделениями МВД России, а также при участии других сил, формирований и органов. Привлекать соединения и воинские части ВС РФ необходимо только в исключительных случаях.

Такое распределение ролей обусловлено, прежде всего, целями и задачами территориальной обороны, определенными нормативными актами и другими руководящими документами, в соответствии с которым она организуется и осуществляется в целях защиты объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, установления и поддержания режима чрезвычайного положения, а также создание благоприятных условий для функционирования органов государственного и военного управления, предприятий, коммуникаций и жизнедеятельности населения. Эти цели созвучны предназначению и задачам именно внутренних войск, определенным Законом РФ «О внутренних войсках МВД Российской Федерации». Особенно ярко это проявляется в сравнении с предназначением Сухопутных войск (рис. 2).

Сухопутные войска ВС РФ

Предназначены

для прикрытия сухопутной части государственной

границы, отражения агрессии противника на континентальных театрах

военных действий, удержания занимаемых районов, рубежей и позиций, разгрома вторгшихся группировок войск и овладения территорией противника во взаимодействии с другими видами и родами войск Вооруженных Сил

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ОБОРОНА Цель

защита населения, объектов и коммуникаций на территории Российской Федерации от действий противника, диверсионных и террористических актов, а также создания благоприятных условий для функционирования органов государственного и военного управления, предприятий, коммуникаций и жизнедеятельности населения Задачи охрана и оборона важных военных, государственных объектов и объектов на

коммуникациях; борьба с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника; обеспечение введения и поддержания режимов чрезвычайного и военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях

Внутренние войска МВД России

Предназначены

для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств

Задачи участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране

общественного порядка, обеспечении общественной

безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне

Российской Федерации; оказание содействия пограничным органам ФСБ РФ в охране Государственной границы РФ. Иные задачи могут быть возложены на внутренние войска федеральными законами

Рис. 2. Анализ соотношения целей и задач территориальной обороны с назначением и задачами различных войск

Другими словами, само содержание территориальной обороны по сути своей — правоохранительная задача в более сложной и расширенной форме.

Несоответствие состава и подготовки сил и средств территориальной обороны объему и характеру стоящих задач.

Отдавая должное возрастанию роли собственно военно-технических аспектов, а также информационной составляющей вооруженной борьбы, нельзя не признать, что единственным средством, способным удерживать и контролировать свою территорию или овладеть территорией противника, являются Сухопутные войска. Анализ опыта войн и вооруженных конфликтов последних десятилетий показал, что, каков бы ни был технологический уровень развития воюющих сторон и их вооруженных сил, успех в конечном счете достигался действиями сухопутных группировок войск. Эта тенденция сохраняется на сегодняшний день и, очевидно, будет продолжена в будущем. При этом основной задачей Вооруженных Сил в целом и Сухопутных войск в частности будет отражение агрессии и достижение поставленных военно-политических и военно-стратегических целей.

Именно поэтому в период нарастания угрозы агрессии проблемным и неоправданным является «распыление» соединений и воинских частей постоянной готовности ВС РФ по различным объединенным группировкам войск (сил), в том числе и территориальной обороны, для проведения специальных и контртеррористических операций.

Положение обостряется еще и тем, что весь объем задач, возложенных на военные округи, не позволяет решать крайне ограниченная численность сил и средств для ведения территориальной обороны.

В Вооруженных Силах РФ (особенно до завершения мобилизационного развертывания) нет подготовленных войск, предназначенных для выполнения задач территориальной обороны в полном объеме, а те части и подразделения, которые предназначены для выполнения этих задач, формируются по остаточному принципу (из остатков мобресурсов) и в последнюю очередь.

В других силовых министерствах и ведомствах на сегодняшний день также нет войск, сил и иных структур, специально созданных и подго-

товленных для решения задач территориальной обороны. Силы и средства для этой цели выделяются по мере необходимости от соединений, частей и учреждений Вооруженных Сил, МВД, ФСБ, пограничных органов ФСБ, МЧС, а также от других министерств и ведомств.

В составе вооруженных сил развитых стран Запада уже давно созданы и существуют так называемые территориальные войска (в той или иной форме организации). Этот зарубежный опыт организации и ведения территориальной обороны необходимо всесторонне проанализировать, оценить возможность его применения в своих интересах.

Несоответствие требованиям времени принципиального подхода к организации территориальной обороны.

Исследования показывают, что существующие взгляды и некоторые положения руководящих документов в этой области необходимо пересматривать. Территориальный принцип (в том понимании, каком он изложен в руководящих документах) уже не отвечает современным и будущим требованиям к подготовке и ведению территориальной обороны. Существующий принцип должен быть наполнен новым содержанием.

Решение проблемного вопроса видится в следующем: зоны территориальной обороны могут создаваться не по административно-территориальному принципу, а на функционально-войсковой основе. В зонах предполагается создавать совместные оперативные штабы, в состав которых включать представителей всех силовых структур и органов местного самоуправления. Начальниками зон назначать старших оперативных групп от региональных командований внутренних войск.

Зоны могут быть разделены на районы или сектора территориальной обороны, руководителем территориальной обороны в которых может быть назначен командир соединения (воинской части) в зависимости от обстановки. Причем наиболее целесообразным представляется вариант, связанный именно с внутренними войсками как территориальными формированиями.

Нельзя сказать, что проблемным вопросам, связанным с территориальной обороной, военной наукой не уделяется должное внимание. О том, какое значение придается исследованию различных аспектов ее организации и функционирования, говорит уже то, что в последние годы они находятся в центре внимания как в теоретическом плане (военно-научные конференции, научные семинары), так и в практическом (командно-штабные, тактические учения, другие мероприятия оперативной и боевой подготовки).

Вместе с тем, со времени провозглашения Российской Федерации как суверенного государства по существу не было создано ни одной базовой теоретической разработки в области территориальной обороны. Наставление по территориальной обороне времен Советского Союза утратило свою силу и упразднено, а разработанные позже нормативные документы не предлагает принципиально новых решений существующих проблем.

Таким образом, назрела необходимость пересмотра, доработки и корректирования отдельных положений отечественной теории территориальной обороны и приведения ее в соответствие с требованиями сегодняшнего дня.

Один из ключевых вопросов в этой теории, который непосредственным образом влияет на достижение цели территориальной обороны — определение роли и места различных компонентов, составляющих силы территориальной обороны. Ряд проведенных научных исследований, а также результаты анализа опыта практического применения войск при выполнении задач, аналогичных задачам территориальной обороны, наряду с результатами боевой и оперативной подготовки, свидетельствуют о том, что пришло время и созданы все предпосылки для того, чтобы

вести речь о ведущей роли внутренних войск в силовой составляющей решения задач территориальной обороны. Это ни в коей мере не умаляет роли Сухопутных войск в деле защиты страны, приоритетной задачей которых будет отражение агрессии и достижение поставленных военно-политических и военно-стратегических целей.

Реальность такова, что уже сегодня в военной организации государства имеется структура для решения задач территориальной обороны. Это внутренние войска МВД России, которые в мирное время являются войсками постоянной готовности, объединены соответствующей системой управления, имеют подготовленные кадры и действуют в тесном взаимодействии с органами внутренних дел, Вооруженными Силами и другими силовыми ведомствами.

При этом переход к выполнению задач территориальной обороны будет осуществляться не внезапно, а постепенно — в составе уже созданной группировки сил и средств со своей системой управления, взаимодействия, обеспечения.

Своевременное принятие адекватных мер по нормализации обстановки в рамках режима чрезвычайного положения (при наличии на то оснований, определенных федеральным законодательством) и выполнения задач по его поддержанию (в последующем — при обеспечении установления и поддержания режима военного положения) должно привести к предупреждению вооруженного конфликта и недопущению эскалации его в крупномасштабную войну.

Важнейшие тенденции изменения содержания и характера вооруженной борьбы в будущем наряду с развитием теории требуют совершенствования форм применения и способов действий различных войск (сил) при выполнении задач территориальной обороны с целью обеспечения соответствия ее новым требованиям.

В наибольшей степени этим требованиям отвечает такая форма применения войск, как специальные действия. Современная военная наука достаточно широко освещает сущность этой формы. Именно к ней относятся разведывательно-поисковые, разведывательно-ударные, рейдовые действия, которые уже достаточно широко применяются войсками в ходе выполнения служебно-боевых и боевых задач.

При этом значение других, традиционных форм применения не снижается. Необходимость упреждения противника в действиях требует наполнить их новым содержанием, обеспечивающим адекватное реагирование на существующие и возникающие угрозы.

В статье рассмотрены только некоторые аспекты организации и ведения территориальной обороны, применения различных войск (сил) для выполнения ее задач. Приходится признать, что существующие подходы к их применению не в полной мере соответствуют тенденциям развития характера вооруженной борьбы. Достаточно сказать, что, в соответствии с Временным наставлением по территориальной обороне, до получения соответствующего сигнала соединения и воинские части, предназначенные для действий в составе второго эшелона и резерва (а это борьба с диверсионно-разведывательными, террористическими силами и десантами противника) занимаются повседневной служебно-боевой деятельностью. В этом случае об упреждении противника в действиях речь уже не идет, что может привести к весьма серьезным последствиям. Поэтому роль внутренних войск как структуры, на основе которой должна формироваться и функционировать система территориальной обороны, становится все более очевидной. Конечно, этот вопрос должен стать предметом более глубокого исследования, но некоторые тенденции и логичные подходы видны уже сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.