М.Г. РЕШНЯК,
профессор кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент
(НОУ ВПО «Международный юридический институт»)
28
M.G. RESHNYAK,
professor оf chair of criminal and legal disciplines, candidate of legal sciences, associate professor,
(NSEI HPE International Law Institute of Moscow)
УДК 344
О совершенствовании правовой регламентации действия уголовного закона в пространстве
On improvement of legal regulation of the criminal law in space
В статье анализируются некоторые аспекты совершенствования правовой регламентации действия уголовного закона в пространстве.
Действие уголовного закона в пространстве, совершенствование уголовного законодательства.
The article analyzes some aspects of improvement of legal regulation of the criminal law in space.
Operation of the criminal law in space, improvement of the criminal legislation.
Тенденции современной преступности свидетельствуют о приобретении ею транснационального характера. Многие преступления, особенно международного характера, способны затрагивать интересы многих государств, нарушая установленные между ними взаимоотношения.
Одной из тенденций развития организованной преступности является расширение сферы криминальной деятельности за пределы одного государства. В складывающейся ситуации все большее значение приобретают нормы, регламентирующие действия уголовного закона в пространстве, позволяющие осуществлять уголовное преследование лиц, осуществивших преступления (полностью или частично) на воздушных или морских судах, на территории других стран, и лиц, находящихся в международном розыске [2].
Сотрудничество между государствами в сфере расследования и рассмотрения уголовных дел невозможно представить без соответствующей правовой базы, основу которой составляют международные декларации, конвенции и договоры, очерчивающие границы уголовно-правовой юрисдикции участвующих в них государств.
Для понимания феномена действия уголовного закона в пространстве и поиска наиболее эффективных путей совершенствования соответствующих уголовно-правовых норм и практики их применения, на наш взгляд, целесо-
образно учитывать зарубежный опыт. Активная имплементация1 положений международного уголовного права в российское уголовное законодательство, а также развивающееся сотрудничество стран СНГ и других государств в сфере противодействия преступности, на наш взгляд, нацеливает на унификацию правовых средств противодействия преступлениям. Отмеченные обстоятельства определяют актуальность исследования сравнительно-правового аспекта действия уголовного закона в пространстве для последующего учета положительного зарубежного опыта и отыскания возможных направлений дальнейшего совершенствования российского законодательства. В связи с этим согласимся с точкой зрения исследователя А.И. Ильиной о том, что сравнительно-правовой метод следует использовать не только для заимствования наиболее удачных норм законодательства других стран, но и для выявления потенциальной коллизионности российского и зарубежного уголовных законов в части регламентации их действия в пространстве, определения возможности разрешения юрисдикционных конфликтов и оценки на этой основе эффективности применения таких правил [3, с. 8].
1 Осуществление, исполнение государством международных правовых норм.
Международное сотрудничество в области противодействия преступности наиболее активно осуществляется между граничащими государствами, в частности, бывшими республиками СССР (Республика Беларусь, Украина, Республика Узбекистан, Туркменистан, Республика Казахстан и др.), имеющими схожие исторические и правовые предпосылки для создания единой системы такого взаимодействия. В связи с отмеченными обстоятельствами, полагаем, целесообразно проанализировать положения Модельного уголовного кодекса, законодательного акта для СНГ, касающиеся действия уголовного закона в пространстве [1]. Данный документ не имеет обязательной силы и не подменяет собой международные и национальные нормативные правовые акты, однако его содержание отражает общую и согласованную позицию представителей законодательной власти стран—участниц СНГ, касающуюся желательного построения и содержания уголовного законодательства каждой из них, включая и в части регламентации его действия в пространстве.
Институт действия уголовного закона в пространстве регламентирован ст. 13—16 гл. 2 Модельного уголовного кодекса «Действие уголовного закона во времени и в пространстве» [1]. Остановимся на анализе каждой из указанных статей.
В ст. 13 Модельного кодекса содержатся положения, касающиеся действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории государства—участника СНГ [1]. Выделим два положения и проанализируем их с позиции целесообразности их имплементации в российское уголовное законодательство.
Во-первых, это регламентация ситуаций частичного осуществления преступления на территории двух и более государств, а также совершения уголовно наказуемого деяния в соучастии, отраженная в ч. 2 ст. 13 Модельного Уголовного кодекса: «2) преступлением, совершенным на территории страны-участницы СНГ, следует признавать преступление, которое: а) начато или продолжилось или было окончено на территории этого государства; б) совершено в соучастии с лицами, осуществившими преступную деятельность на территории другого государства» [1].
Во-вторых, это содержащееся в ч. 3 ст. 13 Модельного кодекса указание на то, что при совершении лицом преступления на территории нескольких государств-участников СНГ его ответственность, согласно договорам между этими государствами, наступает по законодательству государства, где лицо привлечено к уголовной ответственности: «3) в случае совершения лицом преступления на территории нескольких государств-участников СНГ его
ответственность, согласно договорам между этими государствами, наступает по законодательству государства, где лицо привлечено к уголовной ответственности...» [1].
Полагаем, что применительно к осуществлению уголовно наказуемого деяния на территории нескольких стран целесообразно указать стадии преступной деятельности и подчеркнуть, что для применения национального законодательства какой-либо из стран-участниц СНГ достаточно того факта, что на ее территории полностью или частично выполнено приготовление к преступлению, покушение на него или же имело место его окончание, а равно была осуществлена хотя бы его часть или наступили последствия сложного единичного преступления. В этой связи предлагаем дополнить ст. 11 УК РФ частью 1.1 со следующим содержанием: «Преступление считается совершенным на территории определенного государства, если в ее пределах полностью или частично совершено или продолжено общественно опасное деяние, наступили общественно опасные последствия, а равно выполнено действие (бездействие), относящееся к организации, подстрекательству или пособничеству в преступлении».
Рассматривая совместную преступную деятельность, участники которой выполняют общественно опасные действия (бездействуют), находясь в различных странах, целесообразно, на наш взгляд, конкретизировать приведенное положение Модельного кодекса, указав в нем на то, что национальное уголовное законодательство распространяется на действие (бездействие) любого из соучастников преступления, хотя бы частично осуществленное на территории данного государства. Подобное уточнение сделали украинские законодатели, закрепив в ст. 6 УК Украины следующие положения: «преступление признается совершенным на территории Украины, если оно было начато, продолжено, закончено или прекращено на территории Украины» (ч. 2) и «преступление признается совершенным на территории Украины, если его исполнитель или хотя бы один из соучастников действовал на территории Украины» (ч. 3) [5]. Белорусскими законодателями в ч. 2 ст. 5 УК Республики Беларусь было закреплено, что уголовно наказуемое деяние признается совершенным на территории данной страны, если оно осуществлено в ее пределах в соучастии с лицом, совершившим преступление на территории иностранного государства [4]. Полагаем, что такая конкретизация является обоснованной, способной упростить разрешение вопросов о территориальном действии уголовного закона в пространстве относительно соучастников преступления, находящихся на территориях двух и более государств.
29
IISSN 2072-9391
Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30)
30
Научный интерес представляют положения, содержащиеся в ст. 14 Модельного кодекса, регламентирующие действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление за пределами государства-участника СНГ, такие как:
- граждане государства-участника СНГ, а также постоянно проживающие в нем лица без гражданства, совершившие преступления вне пределов этого государства, подлежат ответственности по его законодательству, если эти лица не были осуждены в другом государстве;
- при осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление;
- иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве-участнике СНГ, подлежат ответственности по уголовному законодательству этого государства в следующих случаях:
а) если они совершили преступление, предусмотренное международным договором;
б) если они совершили особо тяжкое или тяжкое преступление против интересов страны-участницы СНГ или его граждан [1].
Применительно к последнему положению подчеркивается, что приведенные в нем правила применяются, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве-участнике СНГ, не были осуждены в другом государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории страны-участницы СНГ.
По нашему мнению, при рассмотрении национального уголовного законодательства следует учесть указание на то, что при осуждении гражданина страны-участницы СНГ или постоянно проживающего в ней лица без гражданства, совершивших уголовно наказуемое деяние вне пределов такого государства, наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом иностранного государства, на территории которого было совершено преступление (ч. 1 ст. 14 Модельного кодекса). Следует обратить внимание на принцип гражданства, закрепленный в ч. 1 ст. 12 УК РФ, формулировка которого в первоначальной редакции учитывала приведенную рекомендацию Модельного кодекса, однако в дальнейшем она была изменена, а именно, была исключена оговорка о том, что наказание не должно превышать его максимума в санкции соответствующей статьи в уголовном законодательстве страны совершения преступления [1]. В этой связи полагаем целесообразным изложить ч. 1 ст. 12 УК РФ в следующей редакции: «1. Гражданин Российской Фе-
дерации и постоянно проживающее в Российской Федерации лицо без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации, указанных в статье 11 настоящего Кодекса, преступление, предусмотренное Особенной частью настоящего Кодекса, подлежит уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если совершенное ими деяние является преступлением по законодательству государства, в котором оно было совершено, и в отношении этих лиц по данному преступлению отсутствует итоговое решение суда иностранного государства. При этом применяемые по настоящему Кодексу к данному лицу наказания и (или) иные меры уголовно-правового характера не могут быть более строгими, чем по законодательству государства, на территории которого совершено преступление».
Заслуживает внимания и отражение в Модельном кодексе реального принципа действия уголовного закона в пространстве, а именно его конкретизация в части, касающейся указания на то, что иностранные граждане или лица без гражданства, не проживающие постоянно в государстве—участнике СНГ, должны совершить особо тяжкое или тяжкое преступление против интересов страны—участницы СНГ или его граждан.
Первоначальная редакция ч. 3 ст. 12 УК РФ связывала применение реального принципа действия уголовного закона с совершением указанными лицами преступления исключительно против интересов Российской Федерации. После изменений и дополнений, внесенных вышеуказанным Федеральным законом, содержание ч. 3 ст. 12 УК РФ расширилось и было определено, что реальный принцип применяется и тогда, когда преступление направлено против интересов гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в нашей стране лица без гражданства. При этом оговорка о категориях такого преступления в российском уголовном законодательстве не содержится.
Общие положения, касающиеся экстрадиции, изложены в ст. 15 Модельного кодекса следующим образом:
1) граждане страны—участницы СНГ, совершившие преступление на территории другого государства, не подлежат выдаче этому государству;
2) иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов государства—участника СНГ и находящиеся на территории этого государства, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором [1].
Содержание ст. 15 Модельного кодекса практически полностью воспроизведено в ст. 13
УК РФ, в целом учитывающей то обстоятельство, что институт выдачи преступника касается именно территории Российской Федерации.
Полагаем, что для повышения эффективности противодействия преступности в сотрудничающих государствах—участниках СНГ следует включить в национальное уголовное законодательство положение о преюдициальном2 значении совершения преступления на территории другой страны, закрепленных в ст. 16 Модель-
Список литературы
ного кодекса. В этой рекомендательной норме указано, что судимость и иные уголовно-правовые последствия совершения лицом преступления на территории одного из государств-участников СНГ, имеют уголовно-правовое значение для решения вопроса об уголовной ответственности этого лица за преступление, совершенное на территории другого государства, в соответствии с договорами между странами-участницами СНГ.
1.
2.
Модельный Уголовный кодекс для государств-участников СНГ (принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ 17 февраля 1996 г.) // Приложение к Информационному бюллетеню Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 1997. № 10. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О ратификации Конвенции Совета Европы о предупреждении терроризма» и Федерального закона «О противодействии террориз-
му»: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 153-Ф3 // СЗ РФ. 2006. № 31. (Ч. I).
3. Ильина А.И. Правила действия уголовного закона в пространстве (сравнительно-правовое исследование): монография. М., 2012.
4. Уголовный кодекс Республики Беларусь. Минск, 2011.
5. Кримшальний кодекс Укра!ни вщ 5 квгтня 2001 року № 2341-Ш // Вщомост Верховно! Ради Украши. 2001. № 25-26.
E-mail: [email protected].
2 Преюдициальный - (от лат. prejudicialis - относящийся к предыдущему судебному решению) выходящий за пределы рассматриваемого дела (или за пределы уголовного права вообще), без предварительного решения которого невозможно разрешение дела (о правовом вопросе).
31