А.Ю. Соколов,
доктор юридических наук, профессор, директор Саратовского филиала Института государства и права Российской академии наук
A.Y. Sokolov,
Doctor of Law, Professor, Director of the Saratov Branch (Institute of State and Law of the Russian Academy of Sciences)? [email protected]
DOI:
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИКРЕПЛЕНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДИССЕРТАЦИИ КАНДИДАТА НАУК ВНЕ АСПИРАНТУРЫ
Аннотация: актуальность статьи обусловлена наличием проблем правовой регламентации статуса лиц, прикрепленных к образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального П образования и научным организациям для подготовки диссертации на соискание
I
I §
ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Качество нормативно-правового регулирования данного института влияет на доступность системы государственной научной аттестации, а также на его привлекательность для реализации
в научного потенциала соискателя. Цель статьи заключается в определении путей (X совершенствования положений нормативных актов, регламентирующих институт соискательства. Достижению цели способствовало использование общенаучных ^ методов познания (анализ, синтез) и формально-юридического метода. Сделан вывод § о необходимости модернизации положений нормативных правовых актов, определяющих порядок подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата ^ наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров § в аспирантуре (адъюнктуре), в целях повышения эффективности данного института, С обеспечения законодательно закрепленного принципа интеграции образовательной ^ и научной (научно-исследовательской) деятельности, правовой регламентации статуса соискателя, обеспечения финансовых стимулов получения ученой степени. ® Ключевые слова: правовое регулирование, диссертация, кандидат наук, право-
вая политика, образование, аспирантура.
32 ON IMPROVING THE LEGAL REGULATION
„ OF ATTACHMENT FOR THE PREPARATION
Pi OF A DISSERTATION FOR A CANDIDATE
^ OF SCIENCE OUTSIDE OF POSTGRADUATE STUDIES
^ Annotation: the relevance of the article is due to the presence of problems of legal
regulation of the status of persons attached to educational organizations of higher education, educational organizations of additional professional education and scientific organizations for the preparation of a dissertationfor the degree ofcandidate of science without mastering the program for training scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school
(adjuncture). The quality of legal regulation of this institution affects the availability of the system of state scientific certification, as well as its attractiveness for realizing the scientific potential of the applicant. The purpo.se of the article is to determine ways to improve the provisions of regulations governing the institute of competition. The achievement of the goal facilitated by the use of general scientific methods of cognition (analysis, synthesis) and the formal legal method. It is concluded that it is necessary to improve the provisions ofregulatory legal acts that determine the procedure for preparing dissertations for the degree ofcandidate ofsciences without mastering the programfor training scientific and scientific-pedagogical personnel in graduate school (adjuncture) in order to increase the effectiveness of this institution, to ensure the legislatively enshrined principle of integrating educational and scientific (research) activities, legal regulation of the status of the applicant, providing financial incentives for obtaining a degree.
Keywords: legal regulation, dissertation, candidate of sciences, legal policy, education, postgraduate study.
Потребность в развитии науки обусловливает необходимость совершенствования государственного управления в дан- | о
= 5 g р
ч
ной сфере. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030
года» [1] содержит требование интенсификации научной деятельно- "
сти в России. Для этого необходима подготовка специалистов, обла- | §
дающих аналитическими и исследовательскими навыками во всех о |
областях общественной и государственной деятельности. Одним Ц §
из доказательств обладания указанными качествами является защи- | §
та диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, ученой | §
степени доктора наук. Подготовка диссертаций возможна как при об- | ®
учении в аспирантуре, так и в форме прикрепления для ее подготов- д |
X
■о
ки вне аспирантуры. ,в §
Статьей 4.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ п |
«О науке и государственной научно-технической политике» [2] закре- § -3
2 1
плен порядок подготовки диссертаций на соискание ученой степени Э о
кандидата наук, ученой степени доктора наук без освоения программы г §
^ п
подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре | (адъюнктуре). Данную возможность получают лица, имеющие образование не ниже высшего (специалитет или магистратура). 33
Кроме того, Приказ Минобрнауки России от 13 октября 2021 г. .
№ 942 «О Порядке и сроке прикрепления к образовательным органи- 5
зациям высшего образования, образовательным организациям допол- §
нительного профессионального образования и научным организациям §
для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата ю наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» [3] устанавливает возможность прикрепления лиц, имеющих высшее образование,
подтвержденное дипломом специалиста или магистра, для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) к образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнительного профессионального образования и научным организациям.
Данные лица имеют право сдавать кандидатские экзамены, а также осуществлять защиту диссертаций без прохождения обучения в аспирантуре и докторантуре посредством прикрепления к организации в качестве соискателей. Институт соискательства позволяет ученым осуществить подготовку диссертации без отрыва от основной работы. Такая возможность особенно актуальна для действующих практических работников, которые получают возможность использовать свои знания и опыт для разработки новых научно обоснованных положе-„о ний, составляющих основу диссертации.
Прикрепление для подготовки диссертации по научной специальности, предусмотренной номенклатурой научных специальностей, № по которым присуждаются ученые степени, допускается к организа-о5 ции, в которой создан совет по защите диссертаций и (или) диссерта-§ ционный совет (п. 3.1 ст. 4 Федерального закона от 23 августа 1996 г. 2 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике») ^ по соответствующей научной специальности, и (или) к организации, — осуществляющей образовательную деятельность по образовательным § программам высшего образования - программам подготовки научных ^ и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). § Однако Приказ Минобрнауки России от 13 октября 2021 г. № 942 ^ «О Порядке и сроке прикрепления к образовательным организациям высшего образования, образовательным организациям дополнитель-о ного профессионального образования и научным организациям для ^ подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата С наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» регламентирует лишь организационные вопросы создания комиссии по вопросам прикрепле-^ ния и принятия решения об утверждении лица в качестве соискателя, СЧ порядок подачи личного заявления соискателя о прикреплении для ® подготовки диссертации, устанавливает требования к его содержа-^ нию, перечень прилагаемых документов. За рамками нормативного регулирования остаются иные вопросы подготовки диссертаций без освоения программ аспирантуры.
Так, в современный период прикрепление для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без ос-
34
воения программы подготовки научно-педагогических и научных кадров в аспирантуре (адъюнктуре) не рассматривается как уровень образования.
На уровне федерального законодательства данная форма подготовки диссертации закреплена в ст. 4.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике». Однако в ст. 19 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [4], утратившего в настоящее время силу, соискательство относилось к послевузовскому профессиональному образованию.
Статья 72 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [5] провозглашает необходимость интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании. Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) | § деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение § Э научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся 3 | по образовательным программам высшего образования, привлечение | § обучающихся к проведению научных исследований под руководством £ § научных работников, использование новых знаний и достижений на- | | уки и техники в образовательной деятельности. Ц §
При этом специально указано, что интеграция образовательной | § и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем обра- | §
£ -л
зовании в рамках реализации программ подготовки научных и научно- £ § педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) обеспечивается §3 §| путем проведения итоговой аттестации в форме оценки диссертации § §
на соискание ученой степени кандидата наук и последующего ее §|
|
представления к защите в соответствии с законодательством о науке § -3
2 1
и государственной научно-технической политике. | ■§
|
Вместе с тем при данном подходе за рамками принципа ин- 3 § теграции образовательной и научной (научно-исследовательской) ^ | деятельности в высшем образовании остаются подготовка на базе образовательных организаций высшего образования докторских дис- 35 сертаций, а также кандидатских диссертаций без освоения программы . подготовки научно-педагогических и научных кадров в аспирантуре 5 (адъюнктуре). При исключении соискательства из перечня уровней § профессионального образования действующее наименование одного § из таких уровней - подготовка кадров высшей квалификации - явля- ю ется нелогичным.
Обращаясь к нормативному определению образования как единого целенаправленного процесса воспитания и обучения, являющегося
общественно значимым благом и осуществляемого в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупности приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов, закрепленному в ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», отметим, что под данное определение подпадает не только обучение в аспирантуре, но и подготовка диссертации в форме соискательства.
Таким образом, учитывая обозначенные законодательные положения, следует констатировать, что нормативная регламентация правоотношений в сфере подготовки научно-педагогических и научных .а кадров должна осуществляться в рамках единого законодательного го регулирования.
Обозначенная фрагментация нормативного регулирования ста-№ туса лиц, прикрепленных для подготовки кандидатских диссертаций § без освоения программ аспирантуры, не способствует раскрытию § потенциала данного института. Смещение в сторону подзаконного 2 регулирования, его формальный характер, охватывающий лишь внешние организационные вопросы, не обеспечивают достижения целей — института соискательства.
§ В статье 4.1 Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ ^ «О науке и государственной научно-технической политике» закре-§ плена лишь возможность осуществления такого прикрепления. Более
того, ни в одном нормативном акте не определен правовой статус лиц, прикрепленных к образовательной организации высшего образова-
99
о ния или научной организации для подготовки диссертации, а также ^ не установлены гарантии прав таких лиц. Вопросы регламентации С правоотношений между соискателями и организацией в каждом конкретном случае решаются на договорной основе. Однако принцип 36 единства образовательного пространства на территории Российской ^ Федерации, закрепленный в ст. 3 Федерального закона от 29 декабря (V 2012 г. № 273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», диктует ® целесообразность названной регламентации на уровне федерального ^ законодательства.
Следующая проблема нормативного регулирования института прикрепления для подготовки диссертации кандидата наук вне аспирантуры обусловлена обеспечением финансовых стимулов данной деятельности. В настоящее время размер доплат за ученую степень
кандидата наук в России варьирует в диапазоне от 3 до 7 тыс. рублей. На размер доплаты влияет место работы ученого, а также оценка его работы руководством. Кроме того, влияние оказывает стаж работы научного работника. Наличие возможности у работников получать доплаты за ученую степень регламентируется для бюджетных организаций в положениях Трудового кодекса и прочих государственных актах (ст. 144 ТК РФ), для работников негосударственных организаций - в трудовом, коллективном договоре, штатном расписании и Положении об оплате труда.
На федеральном уровне приняты Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год [6]. Согласно данному акту в случаях, когда размер оплаты труда работника зависит от ученой степени, право на его изменение возникает при присуждении ученой степени доктора наук | § или кандидата наук со дня принятия Министерством науки и высшего § Э образования РФ решения о выдаче соответствующего диплома. Однако 3 1 конкретный размер доплаты не установлен. | §
Для прокурорских работников размер процентных надбавок £ § за ученую степень и ученое звание закреплен в п. 1 ст. 44 Федерального | | закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Ц ■§ Федерации» [7]. В соответствии с данным актом такие надбавки вы- | § плачиваются кандидатам наук или доцентам в размере 5 % должност- | § ного оклада, докторам наук или профессорам - 10 % должностного § ® оклада. | Э
Представляется, что данный вопрос для бюджетных организаций § §
должен быть урегулирован на федеральном уровне. В подзаконных § |
|
нормативных актах возможно установить минимальный размер до- § -Э
2 |
платы за ученую степень. |Э
|
Кроме того, следуя положениям Федерального закона от 23 августа 3 § 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической ^ | политике», отметим, что к соисканию ученой степени кандидата наук допускаются лица, имеющие образование не ниже высшего (специ- 3 алитет или магистратура) и подготовившие диссертацию на соискание . ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки 5 научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) § в порядке, определяемом Правительством РФ. §
Между тем вопрос о том, должна ли соответствовать квалифика- § ция диплома о высшем образовании той специальности, по которой планируется защита кандидатской диссертации, остается нормативно не урегулированным. Представляется, что в нормативном установле-
нии такого соответствия нет необходимости, поскольку иное противоречило бы принципу свободы научного творчества, закрепленному в ч. 1 ст. 44 Конституции РФ.
Стоит признать нелогичным наличие возможности лиц, подготовивших диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), без прохождения педагогической практики и занятий по образовательным программам аспирантуры, работать в системе высшего образования наравне с лицами, получившими квалификацию преподавателя-исследователя. Очевидно, что различная степень подготовки к осуществлению преподавательской деятельности должна учитываться при формировании профессорско-преподавательского состава.
Таким образом, требуемые цели повышения эффективности дан-„q ного института, обеспечения законодательно закрепленного принципа интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности, правовой регламентации статуса соискателя, улучше-№ ния финансовых стимулов получения ученой степени, предопреде-§ ляют необходимость совершенствования положений нормативных oq правовых актов, определяющих порядок подготовки диссертаций 2 на соискание ученой степени кандидата наук без освоения программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре — (адъюнктуре).
1
5 Список литературы:
^ 1. О национальных целях развития Российской Федерации на период
С до 2030 года : указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2020. - № 30, ст. 4884. oq 2. О науке и государственной научно-технической политике : феде-
oq ральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ (в ред. от 7 октября 2022 г.)
2 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 35, ст. 4137; 2022. ^ - № 41, ст. 6959.
3. О Порядке и сроке прикрепления к образовательным организациям 38 высшего образования, образовательным организациям дополнительного
профессионального образования и научным организациям для подготовки ^ диссертации на соискание ученой степени кандидата наук без освоения про-О граммы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) : приказ Минобрнауки России от 13 октября 2021 г. № 942 // ^ Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://pravo. gov.ru, 16.11.2021.
4. О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 35, ст. 4135 (утратил силу).
5. Об образовании в Российской Федерации : федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред. от 7 октября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 53, ч. 1, ст. 7598; 2022. - № 41, ст. 6959.
6. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год : утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23 декабря 2021 г., протокол № 11 // Российская газета. - 2022. - 14 янв.
7. О прокуратуре Российской Федерации : федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 (в ред. от 20 октября 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1995. - № 47, ст. 4472; 2022. - № 43, ст. 7262.
£
1 о §
2 0 § л
§ I
£§ |
о £
0 5 2
§ §
Ц 01 |§
|§ § §
01 §
п I Э
|
г §
§3 §|Э
§§ 2 Ю
I п
00 I 2
§Э 2|
ло
ю
г 1
39