О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕНИЯ И УПЛАТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ШТРАФОВ
Карпов Артём Викторович, Кубанский государственный университет, г. Краснодар
E-mail: [email protected]
Аннотация. В данной научной статье рассматриваются понятие административного штрафа, особенности его назначения, а также проблемы, связанные с исполнением постановления о наложении административного штрафа.
Ключевые слова: административный штраф, административное наказание, административная ответственность.
Е 1ЕС ТН К НА УК! 1
И ТВОРЧЕСТВА
Согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф является одним из самых распространенных видов административного наказания, поскольку он как мера административной ответственности предусмотрен за большинство административных правонарушений. Вопросы, касающиеся проблемы административного штрафа, исследовались в работах учёных-административистов: Д.Н. Бахраха, Н.Е. Бузниковой, И.И. Веремеенко, В.А. Власова, А.И. Галагана, А.С. Дугенца, И.Н. Зубова, М.И. Еропкина, А.П. Клюшниченко, И.Ш. Килясханова, Л.В. Кинчине, Ф.Е. Колонтаевского, А.П. Коренева, С.И. Котюргина, Б.М. Лазарева, М.В. Лещенко, И.В. Максимова, М.Я. Масленникова, Г.И. Петрова, Н.Г. Салищевой, А.А. Самойленко[1]. Назначение штрафа состоит в том, чтобы, воздействуя на сознание правонарушителей, предупреждать в будущем нежелательные для общества противоправные деяния со стороны как наказанных, так и иных граждан[2]. Проблема применения административного штрафа приобретает в современных условиях особую актуальность, поскольку в связи с обострением криминогенной ситуации в обществе расширяется сфера действия не только уголовного, но и
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
административного законодательства, что связано с увеличением числа составов административных проступков и количества лиц, привлекаемых к административной ответственности. Как свидетельствует статистика, взыскание административных штрафов за отдельные правонарушения осуществляется неудовлетворительно. Происходит уклонение нарушителей от исполнения наказания. Многие лица, занимающиеся бродяжничеством, временно не работающие, имеющие низкие фиксированные доходы, являются неплатежеспособными [3].
Административный штраф является денежным взысканием и довольно распространённой мерой административного наказания имущественного характера [4]. Он предусмотрен КоАП РФ в качестве наказания за подавляющее большинство административных правонарушений. Административный штраф -это материальная санкция, налагаемая государственными органами и их представителями на граждан, должностных и юридических лиц, совершивших правонарушения в сфере государственного управления, выражающаяся в принудительном взыскании в доход государства денежных средств, в сумме и порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях • [5]. Юридическое содержание административного штрафа проявляется в следующем: административный штраф является основным наказанием (ст. 3.3 КоАП РФ); особенностью данного наказания является возможность его установления не только КоАП РФ, другим федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ об административной ответственности (ст. 3.2 КоАП РФ); штраф, представляя собой административное наказание имущественного характера, в отличие от гражданско-правового, не выполняет компенсационной функции [6]. Чтобы убедиться в том, что административный штраф является основным видом административного наказания, достаточно просто посмотреть статистику. Так, за 12 месяцев 2012 года должностными лицами УМО МВД по Республике Калмыкия рассмотрено 21 081 дела об административных правонарушениях, по которым вынесен ряд постановлений: о наложении административного штрафа - 19 170, предупреждений - 1 771, о прекращении административного производства - 140. Общая сумма наложенных административных штрафов составила 6 млн. 091 тыс. 075 рублей [7]. Как правило, штрафы носят относительно-определенный характер. Это означает, что размер штрафа устанавливается с указанием минимального и максимального пределов. Величина административного штрафа - это основной показатель правоограничений, составляющих содержание рассматриваемого вида наказания. Статья 3.5 КоАП РФ определяет минимальный и максимальный размеры административного штрафа, которые могут устанавливаться за совершение административных правонарушений, и определяет величину,
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
кратную для определения размера административного штрафа [8]. Вместе с тем в КоАП РФ значительно возросло количество норм, которыми установлены повышенные размеры административных штрафов. Установление повышенных размеров штрафа в целом увязывается с характером правонарушения, размером причиненного вреда, степенью вины правонарушителя, его имущественным положением и иными существенными обстоятельствами деяния. Данная ситуация вполне объяснима. Правонарушители просто перестали реагировать на штрафы, размеры которых минимальны. Соответственно, должны увеличиваться и санкции, чтобы правонарушители смогли ощутить все негативные последствия от неправомерного поведения, и это служило бы им уроком. Особенно необходимо развивать тенденцию увеличения размеров административных штрафов за правонарушения в области дорожного движения, на долю которых выпадает большая часть всех административных правонарушений. В этом случае было бы целесообразно ограничить должников в праве управлять транспортными средствами. Это могло бы стать действенным методом для повышения собираемости штрафов. Если за правонарушения применяется наказание в виде минимального размера административного штрафа, то • правонарушители просто игнорируют свою обязанность оплатить административный штраф. К факторам, влияющим на назначение административного штрафа, также относятся обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ст. ст. 4.2, 4.3 КоАП РФ). Данные обстоятельства являются критериями индивидуализации наказания. Это тот инструментарий, которым правоприменитель должен пользоваться при решении вопроса об ответственности конкретного правонарушителя [9]. Будучи наказанием имущественного характера, административный штраф достаточно эффективен, наиболее распространен [10]. Штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП Российской Федерации и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Можно отметить, что штраф является универсальным административным наказанием по многим показателям. Зачастую именно назначение данного наказания способно обеспечить наибольшую дисциплину и правопорядок, целенаправленно воздействуя на сознание и поведение людей, наказанных рублём. Судебная статистика судов общей юрисдикции свидетельствует о том, что административный штраф - наиболее применяемое административное наказание. Так, в 2010 г. было рассмотрено 5560427 дел об административных правонарушениях, по 2315699 делам (42,7%) в качестве административного наказания назначен штраф. В 2011 г. было рассмотрено 5420815 дел об административных правонарушениях, административный штраф применен по 1890429 делам (35,8%). В 2012 г. рассмотрено 5653811 дел об
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
административных правонарушениях, по 2135770 делам назначено наказание в виде штрафа (36,4%). В 2013 г. рассмотрено 5346901 дел об административных правонарушениях, по 2249101 делам назначено наказание в виде штрафа (40,8%) [11]. Приведенные цифры, тем не менее, не означают, что все лица претерпели соответствующие правоограничения, понесли данное административное наказание и оплатили административный штраф. Об этом свидетельствует статистика, показывая, что взыскание административных штрафов за отдельные правонарушения осуществляется не всегда удовлетворительно. Возможно, для того, чтобы лицо всё-таки понесло ответственность за административное правонарушение, чтобы оно не осталось безнаказанным, законодателю необходимо рассмотреть такие варианты борьбы с этой проблемой, как установление «гибкой дифференциации» размера штрафных санкций. В некоторых случаях необходимо назначать более мягкие наказания за определенные виды административных правонарушений. В том числе необходимо серьезно рассмотреть вопрос о возможности назначения административного штрафа ниже низшего предела, но обязательно с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, его финансового • положения и обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность. Ежегодно число лиц, привлекаемых к административной ответственности, растет. Не может на это не влиять и цель декриминализации преступлений в уголовном праве. Чтобы снизить показатели по числу привлекаемых к уголовной ответственности лиц, законодатель может прийти к усилению ответственности со стороны административного права. Главное, чтобы в этом стремлении не произошла подмена одного вида ответственности другим. Необходимо соблюдение баланса между этими понятиями.
Исполнение постановлений - заключительная стадия производства по делам об административных правонарушениях. На стадии исполнения завершается производство, исполняются принятые по делам постановления, решения. Исполнение постановления можно разделить на два этапа -добровольное исполнение и принудительное исполнение [12]. На первом этапе исполнение постановления осуществляется лицом, привлеченным к ответственности. На втором - исполнение постановления (решения) совершается судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»[13]. Порядок исполнения постановлений о наложении административного штрафа подробно указан в ст. 32.2 КоАП РФ. В настоящее время увеличены сроки уплаты административного штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности. Предпринятые меры, по мнению законодателей, должны стимулировать нарушителей к уплате
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
административных штрафов. В 2013 году вдвое - с 30 до 60 дней увеличен срок, в течение которого организации, предприниматели и граждане должны уплачивать административные штрафы. Данный срок исчисляется со дня вступления в силу постановления о наложении штрафа. С 3 до 10 суток увеличен срок, в течение которого постановление об уплате штрафа направляется судебным приставам-исполнителям для принудительного исполнения. Срок, который пристав может устанавливать должнику для добровольного исполнения, теперь будет строго фиксированный - 5 дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства [14]. Для граждан за неуплату штрафа в срок, наряду со штрафом в двойном размере и административным арестом, теперь предусмотрен еще один альтернативный вид наказания - обязательные работы. Граждан, уклонившихся от исполнения наказания, смогут лишать специального права (права управления автомобилем, права на ношение оружия и др.), если санкция за совершенное ими правонарушение предусматривала такой альтернативный вид наказания. Чем же законодатель объясняет такие изменения в сроках? Очень часто уведомления о материальной ответственности запаздывают. По данной причине человек, • готовый честно и добровольно понести ответственность за свой проступок, не может этого сделать. Можно сделать вывод, что увеличение сроков оплаты административного штрафа - это верный способ на пути решения данной проблемы, когда гражданин по уважительной причине просто не успевает выполнить обязанность по уплате административного штрафа.
По данным ФССП в первом квартале 2013 года приставам поступило 4,6 млн. постановлений о взыскании штрафов на общую сумму 75,3 млрд. рублей. Всего за три месяца приставам пришлось взыскивать 9,5 млн. административных штрафов, суммарно составляющих 89 млрд. рублей. В 2012 году из 50 млн. исполнительных производств, которые были в ведении судебных приставов, почти 20 млн. составили взыскания штрафов. Причем три четверти из них были штрафы по линии ГИБДД. Важно отметить, что поправка по сроку оплаты штрафа имеет обратную силу, поэтому она распространятся на тех, кому он был выписан с 10 апреля 2013 года [15]. Зачастую к проблемам, которые относятся к неуплате административных штрафов за дорожно-транспортные правонарушения, относятся следующие: забывчивость лиц, в отношении которых вынесены постановления о наложении административных штрафов; технические причины, из-за не поступления сведений из финансово-кредитных учреждений об уплате административных штрафов в соответствующие подразделения ГИБДД; незаконное бездействие должностных лиц отделов административного законодательства ГИБДД по не включению в базу данных сведений об уплате административных штрафов; введение в эксплуатацию
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
работающих в автоматическом режиме специальных технических средств; заочное вынесение обвинительного постановления о назначении наказания в виде уплаты административного штрафа и обращению его к исполнению до ознакомления с ним лица; не вручение постановления о наложении административного штрафа из-за неудовлетворительной работы почты, либо получение постановления после того, как его заочно обратили к исполнению. Практически во всех перечисленных случаях было бы целесообразно установить ответственность также и для должностных лиц, которые отвечают за своевременное информирование правонарушителей о необходимости оплаты административных штрафов и лиц, которые обязаны фиксировать факт исполнения оплаты, чтобы они добросовестнее исполняли свои обязанности, так как из-за их халатности страдает лицо, которое и готово было бы понести административное наказание, но не имеет такой возможности по вполне объективным причинам. Что касается технических средств сообщения или средств, фиксирующих сам факт правонарушения, то они должны проходить тщательную проверку по жестким критериям их работы. В ином случае нельзя полагаться на их достоверность и следует с осторожностью ссылаться на них в • качестве доказательственной базы.
На сегодняшний день остро стоит проблема неуплаты административных штрафов. Десятки тысяч правонарушителей не уплачивают административные штрафы, а значит, не несут административного наказания. По выводам Председателя Верховного Суда РФ В.М. Лебедева, реально взыскивается лишь 1/10 наложенных судом штрафов. Безнаказанность правонарушителей создает неприемлемую ситуацию неисполнения законов и настроений вседозволенности
[16]. С учетом последних изменений законодательства действует также новый вид ответственности за неуплату административного штрафа - привлечение к обязательным общественным работам. Срок такой санкции - до пятидесяти часов. При этом правонарушитель, к которому применен данный вид административной ответственности, может работать по два часа в день. Стоит обратить внимание, что альтернатива замены административного штрафа обязательными работами вызывает неоднозначное мнение как у общественности, так и у самого законодателя. Так, депутат Г. Гудков отметил, что в соответствии с европейским законодательством принудительные работы запрещены. В ответ на это глава Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству В. Плигин заявил, что ст. 2 Конвенции МОТ № 29 «Относительно принудительного или обязательного труда» свидетельствует о широкой распространенности такого рода наказаний
[17]. Скорее всего, общественный труд как альтернатива административному штрафу мог бы принести существенную пользу обществу, тем более, если
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
учитывать огромное количество привлеченных к административной ответственности лиц, обязанных уплатить административные штрафы. Хороший выход в данной ситуации предлагает автор статьи «Обязательные работы или принудительный труд» С. Чаннов. Автор предлагает внести изменения в ст. 3.13 КоАП РФ и указать, что обязательные работы могут быть назначены в качестве альтернативы административному штрафу только с согласия лица, привлекаемого к административной ответственности. С. Чаннов считает, что, учитывая невысокий уровень материального дохода многих граждан, найдется достаточно желающих заняться общественным трудом вместо уплаты штрафа [18]. Вполне возможно, что такое решение имеет право на существование, но с другой стороны, довод о том, что материальное положение физического лица не позволяет уплатить административный штраф, можно подвергнуть сомнению. У владельцев автомобилей, нарушивших правила дорожного движения, есть деньги на приобретение автомобиля, на бензин, запчасти для автомобиля, который благополучно проходит технический осмотр. При этом вносится соответствующая плата и водителю выдается разрешение на эксплуатацию транспортного средства. Можно сделать вывод о том, что и денежные средства • для оплаты административного штрафа у правонарушителя имеются. Так же понятно, почему после истечения установленного срока уплаты штрафа ситуация признается законодателем опасной, но не ясно, каким образом противоправность теряет это качество через 2 года, хотя такой срок является довольно значительным с точки зрения возможности уплаты административного штрафа и чаще всего подчеркивает как раз «злостность» неправомерного поведения. В данном случае противоправность никаким образом, конечно же, не теряет своей силы. Но если в эти два года лицо не имело возможности оплатить штраф по вине соответствующих органов, которые вовремя не доставили постановление или не предоставили необходимые реквизиты для оплаты, то здесь вопрос нужно решать на уровне организации работы этих органов. Необходимо совершенствовать их работу путем изменения сроков или призыву самих должностных лиц к ответственности за недобросовестное исполнение своих обязанностей.
Подводя итог, необходимо отметить, что административный штраф как вид административного наказания на сегодняшний день не утратил своего правоохранительного значения, напротив, в свете намеченной на законодательном уровне тенденции к декриминализации преступлений он, как один из наиболее распространенных видов административного наказания, приобретает все большую актуальность и значимость.
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
Литература:
1. Лукьянова Г.В. Административный штраф как вид административных наказаний: автореф. дис....канд. юрид. наук. СПБ., 2007.
2. Горбунова Я.П. Актуальные проблемы развития стимулирующих функций административного штрафа как средства, стимулирующего правопослушное поведение у граждан и юридических лиц в Российской Федерации // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 4. - С. 2.
3. Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях / Под. ред. П.П. Серкова. М.: Норма, 2008. - 350 с.
4. Копытов Ю.А. Административное право: Учебник для бакалавров. М.: Издательство Юрайт, 2013. - С. 234.
5. Лукьянова Г.В. Административный штраф как вид административных наказаний: автореф. дис....канд. юрид. наук. - СПБ., 2007.
6. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов / Д.Н. Бахрах и др. 2-е изд. изм. и доп. - М.: Норма, 2012. - С. 153.
7. Нактанов К.К., Мукабенов М.В., Ангрыкова Г.М. Административное правонарушение как основание административной ответственности: теоретические основы и их воплощение на практике // Вестник Калмыцкого университета. - 2013. - № 2. - С. 4.
8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Чижевский В.С. - М: Книжный мир, 2014. - С. 30.
9.Попова Л.Л. Административное право: Учебник. М.: Юристъ, 2009. - С. 212.
10. Копытов Ю.А. Административное право: Учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - С. 234.
11. Гараев А. А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. - 2013. - № 2. - С. 39-45.
12. Габдуллина Н.В. Особенности исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2007. - № 31. - С. 3.
13.Об исполнительном производстве: Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства РФ. 08.10.2007. № 41, ст. 4849.
14. Кутько О. Порядок уплаты административного штрафа // Информационный бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». - 2013. - № 18-19. - С. 45-46.
15. Гараев А. А. Анализ взыскиваемости административного штрафа // Административное право и процесс. - 2013. - № 2. - С. 39-45.
16. Кутько О. Порядок уплаты административного штрафа // Информационный
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
бюллетень «Экспресс-бухгалтерия». 2013. - № 18-19. - С. 45-46.
17. Чаннов С.Е. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. -2012. - № 29. - С. 2.
18. Чаннов С.Е. Обязательные работы или принудительный труд // ЭЖ-Юрист. -2012. - № 29. - С. 2.