i-politika-vzaimosvyazannyy-absurd-444930001.html (дата обращения: 14.12.2022).
REFERENCES
1. Alekseeva, D.A. (2012), Problems and prospects of Russia's participation in the international Olympic movement: political analysis, dissertation, Moscow.
2. Bazhenova, N.A. and Goncharenko, D.I. (2019), "Olympic education, criteria of modern Olympism", International student scientific bulletin, No. 6, available at: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=19848 (accessed: 06 December 2022).
3. Bannikov, A.M. and Bannikova, N.A. (2016), "Ideas of Olympism and their implementation in modern society", Bulletin of the Maykop State Technological University, No. 2. - pp. 47-51.
4. Grigorevich, V.A. (2018), General history of physical culture and sports, Soviet sport, Moscow.
5. Egorov, A.G. (1997), "The Olympic Movement and socio-cultural processes in modern Russia", Sports, spiritual values, culture, Issue 3, Moscow, pp. 264-286.
6. Malyshko, S. (2022), "How the principle "Sport outside politics" turned into an atavism", available at: https://nvsport.ru/192205-kak-printsip-sport-vne-politiki-prevratilsya-v-atavizm/ (accessed: 17October 2022).
7. Moiseev, A.S. (2013), Olympism as a factor of intercultural interactions and peacefulness in modern society, dissertation, Rostov-on-Don.
8. Putin: You can't turn world sport into the backyard of a dirty political kitchen, available at: https://tass.ru/sport/4914797 (accessed: 17 November 2022).
9. Chernetsky, Yu. M. (2001), Conceptual foundations of Olympic education, dissertation, Chelyabinsk.
10. Shafiev, N. Sport and politics: an interconnected absurdity, available at: https://az.sputniknews.ru/20220812/sport-i-politika-vzaimosvyazannyy-absurd-444930001.html (date of access: 14 December 2022).
Контактная информация: Borodinpetr@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.12.2022
УДК 796.011
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННО-ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Игорь Григорьевич Федоров, научный сотрудник, Военный университет Министерства Обороны Российской Федерации, Москва; Григорий Геннадьевич Дмитриев, доктор педагогических наук, профессор, начальник научного центра, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург; Виталий Викторович Ефимов, кандидат педагогических наук, начальник кафедры, Санкт-Петербургский ордена Жукова военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации, Санкт-Петербург; Геннадий Александрович Яковлев, кандидат педагогических наук, преподаватель, Военная Академия связи им. С.М. Буденного, Санкт-Петербург, доцент, Российский Государственный Гидрометеорологический университета, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье рассматривается проблема совершенствования педагогических возможностей образовательных организаций в формировании нравственно-волевых качеств у обучаемых средствами физической подготовки. Рассмотрены возможности ценностного потенциала физкультурно-спортивной деятельности в процессе профессиональной подготовки специалиста, а также ценностного отношения обучаемых к физической культуре с профессионально-прикладной точки зрения. Предложена экспериментально апробированная и обоснованная модель педагогической технологии формирования нравственно-волевых качеств средствами физической подготовки.
Ключевые слова: образовательная организация, педагогические технологии, нравственно-волевые качества, физическая подготовка, эксперимент.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.12.p575-580
ON THE IMPROVEMENT OF PEDAGOGICAL CAPABILITIES IN THE FORMATION OF MORAL AND VOLITIONAL QUALITIES OF A PERSON BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING
Igor Grigorievich Fedorov, the research associate, Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation, Moscow; Grigory Gennadievich Dmitriev, the doctor of pedagogical sciences, professor, head of the scientific center, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg; Vitaly Viktorovich Efimov, the candidate ofpedagogical sciences, head of department, St. Petersburg Order of Zhukov Military Institute of the National Guard Troops of the Russian Federation, St. Petersburg; Gennady Alexandrovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Military Academy of Communications named after S.M. Budyonny, St. Petersburg, the docent, Russian State Hydrometeorological University, St. Petersburg
Abstract
The article deals with the problem of improving the pedagogical capabilities of educational organizations in the formation of moral and volitional qualities of students by means of physical training. The possibilities of the value potential of physical culture and sports activities in the process of professional training of trainees, as well as the value attitude of trainees to physical culture from a professionally applied point of view are considered. The experimentally tested and substantiated model of pedagogical technology for the formation of moral and volitional qualities in students by means of physical training is proposed.
Keywords: educational organization, pedagogical technologies, moral and volitional qualities, physical training, experiment.
ВВЕДЕНИЕ
В представленной педагогической технологии формирования нравственно-волевой направленности личности средствами физической подготовки определена совокупность качеств, успешно формирующихся средствами физической подготовки. В процессе педагогического эксперимента уточнено содержание категории «воспитание нравственно-волевых качеств специалиста средствами физической подготовки», что будет способствовать пониманию сути данного явления субъектами образовательного процесса. Конечной целью процесса выступает формирование конкретных нравственно-волевых качеств обучаемых средствами физической подготовки, помогающих формированию личности и имеющих наибольшее профессионально-важное значение для их дальнейшей профессиональной деятельности.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Экспериментальный замысел включал в себя три этапа.
Диагностический этап заключался в выявлении уровня сформированности нравственно-волевых качеств у обучаемых средствами физической подготовки. На этом этапе используются такие формы как беседа, игра и тренировка. В качестве методов нами были предложены объяснение, наблюдение, опрос, тестирование. Средства - бланки, таблицы, графики.
Содержательно-практический этап предусматривал непосредственное формирование нравственно-волевых качеств у обучаемых средствами физической подготовки. Были использованы методы дискуссии, игры, показательных выступлений, товарищеских встреч. Методы: убеждения, погружения, мозгового штурма, делегирование полномочий,
упражнения, педагогические ситуации. Средства: учебные фильмы, видеозаписи, макеты площадок.
Результативно-корректировочный этап направлен на оценивание показателей и уровня сформированности нравственно-волевых качеств у обучаемых средствами физическое подготовки. На данном этапе нами использовались такие формы как тренировка, учебные занятия по физической подготовке, соревнования, показательные выступления. В методический набор вошли наблюдение, тестирование, экспертная оценка, беседа. Средства: бланки, таблицы, графики.
Практическая реализация технологии формирования нравственно-волевых качеств у обучаемых осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы. Исследование проводилось по методу параллельных групп, который предполагает наличие контрольной группы (КГ) и экспериментальной группы (ЭГ), в каждую из которых вошли по 50 обучаемых образовательной организации. В КГ обучение производилось без применения разработанной технологии.
Диагностический комплекс исследования включал ряд педагогических, психологических и социально-психологических методик, основными из которых были: теппинг-тест, метод наблюдения за «жизненными проявлениями» свойств нервной системы, опросник ЧХТ (черты характера и темперамента), опросник Г. Айзенка, анкетирование по классификации М.А. Арвисто и М.Я. Виленского и др. При помощи шкалы экспертных оценок в обеих группах измеряли уровень проявления у участников эксперимента самостоятельности, готовности к сотрудничеству, честности. Достоверность различий между показателями контрольной и экспериментальной групп определялась посредством критерия знаков.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Таблица 1 - Уровень сформированности нравственно-волевых качеств у обучаемых до и после эксперимента_
Показатели Уровни КГ до ЭГ до Достоверность КГ после ЭГ после Достоверность
% Ч % Ч различий % Ч % Ч различий
Тревожность Высокий 15 8 20 10 Нет 10 5 6 3 Есть *
Средний 80 40 70 35 76 38 58 29
Низкий 5 2 10 5 14 7 36 18
Терпеливость Высокий 10 5 15 8 Нет 20 10 26 13 Есть *
Средний 25 13 25 12 15 8 34 17
Низкий 65 32 60 30 65 32 40 20
Упорство Высокий 16 8 16 8 Нет 24 12 40 20 Есть *
Средний 50 25 40 20 42 21 48 24
Низкий 34 17 44 22 34 17 12 6
Настойчивость Высокий 15 8 15 8 Нет 30 11 45 19 Есть *
Средний 25 12 30 15 10 9 30 14
Низкий 60 30 55 27 60 30 25 17
Выдержка Высокий 10 5 10 5 Нет 20 10 24 12 Есть *
Средний 24 12 20 10 20 10 40 20
Низкий 66 33 70 35 60 30 36 18
Смелость Высокий 40 20 40 20 Нет 44 22 58 29 Есть *
Средний 30 15 26 13 32 16 10 5
Низкий 30 15 34 17 24 12 28 14
Решительность Высокий 10 5 14 7 Нет 18 9 24 12 Есть *
Средний 26 13 20 15 24 12 42 21
Низкий 64 32 56 28 54 27 34 17
Самостоятельность Высокий 10 5 16 8 Нет 14 7 28 14 Есть *
Средний 28 14 24 12 32 16 42 21
Низкий 62 31 60 30 54 27 30 15
Показатели Уровни КГ до ЭГ до Достоверность различий КГ после ЭГ после Достоверность различий
% Ч % Ч % Ч % Ч
Готовность к сотрудничеству Высокий 40 20 44 22 Нет 40 20 60 30 Есть *
Средний 30 15 26 13 30 15 30 15
Низкий 30 15 30 15 30 15 10 5
Честность Высокий 30 15 34 17 Нет 30 15 48 24 Есть *
Средний 16 8 20 10 16 8 24 12
Низкий 54 27 46 23 54 27 28 14
Уверенность в себе Высокий 16 8 10 7 Нет 18 9 26 13 Есть *
Средний 20 10 16 8 24 12 42 21
Низкий 64 32 74 35 58 24 34 17
Примечание: *достоверность различий по критерию знаков Р<0,05.
Анализ полученных результатов свидетельствует об эффективности педагогической технологии воспитания нравственно-волевых качеств у обучаемых средствами физической подготовки, которая является экспериментально апробированной и обоснованной. Результатом проведённой педагогической и исследовательской работы стало повышение уровня сформированное™ нравственно-волевых качеств у участников эксперимента средствами физической подготовки.
Таблица 2 - Изменения показателей физической подготовленности обучаемых, полученные в ходе педагогического эксперимента_
Показатели (единицы измерения) Время измерения ЭГ, Х±т Различия Р КГ, Х±т Различия Р
Подтягивание (кол-во раз) До После 11,38±0,54 13,11±0,47 1,73 <0,05 11,42±0,51 12,21±0,53 0,79 -
Бег на 100 м (с) До После 15,60±0,51 13,81±0,48 1,79 <0,05 15,42±0,49 14,96±0,57 0,46 -
Бег на 3000 м (с) До После 799,00±8,7 768,00±8,1 31,00 <0,05 816,00±8,4, 803,00±7,97 13,00 -
Тройной прыжок с места (см) До После 624,55±4,8 648,30±5,2 23,75 <0,01 636,20±5,1 647,08±5,6 10,88 -
Становая динамометрия (кг) До После 113,45±5,7 133,50±5,6 20,05 <0,05 110,60±5,7 115,85±5,1 5,25 -
Подъем ног на наклонной доске (кол-во раз) До После 8,30±0,4 9,56±0,6 1,26 - 9,00±0,1 9,28±0,2 0,28 -
Изменения психофизиологического состояния испытуемых при физических нагрузках менее выражены, что свидетельствует о более высоких функциональных возможностях экспериментальных групп (таблица 3).
Таблица 3 - Показатели психофизиологического состояния обучаемых, полученные в ходе эксперимента_
Показатели Группы Этапы исследований Различия Р
Начальный этап, Х1 ±т! Конечный этап, Х2±т2
Активность (баллы) ЭГ 5,6±0,21 5,3±0,15 0,3 -
КГ 5,3±0,17 5,1±0,12 0,2 -
Теппинг-тест (количество касаний) ЭГ 183,4±4,7 169,3±4,9 14,1 <0,05
КГ 176±2,5 169,9±2,3 6,1 -
Простая двигательная реакция (с) ЭГ 0,211±0,007 0,217±0,008 0,027 <0,01
КГ 0,223±0,007 0,238±0,006 0,015 -
Тест с кольцами Ландгольда (баллы) ЭГ 187,3±3,6 173,3±3,7 14 <0,01
КГ 176±3,0 171,8±2,9 4,2 -
Разработанная и апробированная технология оказала существенное воздействие на развитие основных физических качеств, и, что самое важное, на выполнение профессиональных приемов и действий, нежели занятия, проводимые по существующей программе, что подтверждает сравнительный анализ данных в ЭГ и КГ. В соответствии с теорией минимизации функций за счет более хорошо сформированных нравственно-волевых ка-
честв в выполнении упражнений у обучаемых произошли изменения в положительную сторону, приемы и действия они выполняли более качественно и с большой интенсивностью, что повлияло на общее улучшение результатов.
В результате формирующего эксперимента у обучаемых произошла существенная динамика в мотивации к систематическим занятиям физической подготовкой и спортом (таблица 4).
Таблица 4 - Изменения мотивации у обучаемых к систематическим занятиям спортом (в % от общего числа участвующих в эксперименте)_
№ Мотивы к занятиям спортом Начало эксперим. Окончание эксперим.
1 Осознанная потребность к повышению уровня общего физического развития 9 26
2 Положительное отношение к повышению общего физического развития в силу необходимости осуществления деятельности 48 51
3 Ситуативный интерес к развитию отдельных физических качеств, не требующих больших физических усилий 15 12
4 Желание получить поощрение и одобрение как со стороны педагогов и товарищей 28 11
В целом, динамика опытно-экспериментальной работы проявилась в планомерном наращивании педагогических усилий после начала эксперимента и достижении запланированных результатов. Разработанная технология была проверена в ходе экспериментальной работы, которая подтверждает ее эффективность, поскольку целенаправленно развивает весь комплекс нравственно-волевых качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности. При этом отмечено, что предлагаемая нами технология позволяет совершенствоваться обучаемым с низкими начальными данными также интенсивно, как и со средним и высоким начальным уровнями развития нравственно-волевых качеств.
ВЫВОДЫ
1. Технология воспитания нравственно-волевых качеств у обучаемых средствами физической подготовки подтвердила свою эффективность в процессе обучения. Так, за период педагогического эксперимента у испытуемых ЭГ все диагностируемые нравственно-волевые качества достоверно (р <0,05) повысились, по сравнению с аналогичными качествами у испытуемых КГ. Наиболее значимый рост результатов воспитуемые демонстрировали в таких качествах как настойчивость, выдержка и решительность.
2. Результаты педагогического эксперимента показали, что улучшение показателей физической подготовленности произошло во всех исследуемых группах, но динамика изменений достоверно лучше в экспериментальных группах. В показателях психофизиологического состояния также произошли изменения в ЭГ относительно КГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обучение в образовательной организации следует рассматривать как благоприятный период для эффективного воспитания нравственно-волевых качеств обучаемых средствами физической подготовки и осуществляемый с учётом специфических факторов физиологического, психологического и социально-педагогического характера.
В ходе представленного исследования разработана и апробирована технология формирования нравственно-волевых качеств у обучаемых средствами физической подготовки, которая включает:
- цель: эффективное формирование нравственно-волевых качеств;
- методологические подходы: системный, деятельностный, лично -ориентированный, гуманистический;
- принципы: целостности, системности, последовательности, положительного эмоционального фона, рефлексии, обратной связи, саморазвития, диалогичности;
- этапы реализации технологии: диагностический этап, содержательно -практический этап и результативно-корректировочный.
К основным нравственно-волевым качествам, имеющим наиболее профессионально-важное значение для курсантов, их дальнейшей военно-профессиональной деятельности и успешно формирующимися средствами физической подготовки относятся целеустремленность (представленную терпеливостью, упорством, настойчивостью) и самообладание (представленную выдержкой, смелостью, решительностью), честность, готовность к сотрудничеству, самостоятельность и уверенность в себе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - Москва: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: МОДЭК, 2001. - 349 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика / Л.Ф. Бурлачук. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. -
353 c
3. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - Санкт-Петербург: Питер, 2005. - 412 с.
4. Дмитриев Г.Г. Физическая подготовка как эффективное средство формирования нравственно-волевых качеств будущих сотрудников военной прокуратуры / Г.Г. Дмитриев, И.Г. Федоров, В.А. Собина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. -№ 2. - С. 111-115.
5. Психофизиологические методы оценки функционального состояния военнослужащих: учебное пособие / А.Г. Щуров, М.В. Туманов, В.О. Суворов, М.В. Скачков. - Санкт-Петербург, 2018. - 118 с.
REFERENCES
1. Bozhovich, L.I. (2001), Problems of Personality Formation: Selected Psychological Works / in Feldstein D.I. (Ed.), 3rd ed., Moscow Psychological and Social Institute, Moscow, MODEK, Voronezh.
2. Burlachuk, L.F. (2012), Psychodiagnostics, Peter, St. Petersburg.
3. Ilyin, E.P. (2009), Psychology of will, 2nd ed., Peter, St. Petersburg.
4. Dmitriev, G.G., Fedorov, I.G. and Sobina, V.A. (2016), "Physical training as an effective means of forming the moral and volitional qualities of future employees of the military prosecutor's office", Actual problems ofphysical and special training ofpower structures, No. 2, pp. 111-115.
5. Shchurov, A.G., Tumanov, M.V., Suvorov, V.O. and Skachkov, M.V. (2018), Psychophysio-logical methods for assessing the functional state of military personnel, St. Petersburg.
Контактная информация: polkovnik_2003@mail.ru
Статья поступила в редакцию 21.12.2022
УДК 796.06
ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА
Альберт Гадильевич Хайруллин, старший преподаватель, Казанский государственный энергетический университет, Казань; Раис Шамильевич Имангулов, доцент, Ольга Вадимовна Сальникова, старший преподаватель, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Казань; Ольга Алексеевна Филина, старший преподаватель, Михаил Сергеевич Ваганов, студент, Казанский государственный энергетический университет, Казань
Аннотация
В настоящее время в нашей стране возникло противоречие между состоянием здоровья и эффективностью физического воспитанием студенческой молодежи. Для привлечения студентов к занятиям физической культуры следует повысить их интерес к этой деятельности. Огромное значе-
580