УДК343.988 ББК 67.515
С32 I.V. SERDYUCHENKO
DEVELOPMENT OF NORMATIVE AND LEGAL MANAGEMENT OF PENAL VICTIMIZATION OF PRISONERS PREVENTION
Annotation: the article deals with the issues of normative and legal base in the sphere of prevention of penal victimization of prisoners, necessity of instruction on victimization prevention that helps get rid of one-sided preventive measures, which don’t take into account the role of a victim in the mechanism of criminal behavior. Key words: legal management, penal victimization of prisoners, prevention of penal criminality.
ИВАН НИКОЛАЕВИЧ СЕРДЮЧЕНКО, соискатель кафедры криминологии и организации профилактики преступлений (Академия ФСИН России).
E-mail: editor.academjust.ryazantelecom.ru.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ВИКТИМИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы совершенствования нормативно-правовой базы в области предупреждения пенитенциарной виктимизации осужденных, обосновывается необходимость принятия инструкции по предупреждению виктимизации осужденных, позволяющей преодолеть односторонний, не учитывающий роль жертвы в механизме преступного поведения характер профилактических мер. Ключевые слова: правовое регулирование, пенитенциарная виктимизация осужденных, предупреждение
пенитенциарной преступности.
Законодатель в качестве одной из целей уголовно-исполнительного законодательства определил предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Эффективная реализация указанной цели во многом зависит от наличия комплексной системы мер предупреждения пенитенциарных преступлений, которая должна быть обеспечена надлежащим правовым регулированием Однако анализ ведомственных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС) по профилактике преступлений в местах лишения свободы, показал, что ни в одном из них не заложено указаний на проведение мероприятий виктимологической направленности. Кроме того, такие термины, как «предупреждение виктимизации», «виктимное поведение осужденных», «виктимные категории осужденных», не используются в редакции тех или иных норм.
Основой ведомственной нормативно-правовой базы, определяющей принципы и поря-
док организации профилактической деятельности уголовно-исполнительной системы является приказ Минюста России от 20 ноября 2006 г. № 333 «Об утверждении Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы». В этом нормативном акте указано, что профилактика правонарушений направлена на выявление и устранение обстоятельств, способствующих их совершению, а также установление лиц, от которых с наибольшей вероятностью следует ожидать совершения правонарушений (с постановкой их на профилактический учет), и оказание на них корректирующего воздействия.
Таким образом, профилактика правонарушений (в том числе преступлений) направлена на стигматизацию осужденных, подпавших под профилактический учет, в качестве потенциальных преступников и правонарушителей, а ее меры в большинстве случаев носят односторонний характер, не учитывающий роли жертвы в механизме преступного поведения (согласно результатам нашего
исследования оно сыграло решающую роль в 51 % случаев виктимизации). Следствием традиционной направленности предупреждения пенитенциарной преступности на репрессивную функцию уголовного закона является отсутствие комплексных и всеохватывающих мер предупредительного воздействия на пенитенциарную виктимизацию осужденных, что, в свою очередь, приводит в практической деятельности уголовно-исполнительной системы к фактическому игнорированию прав и интересов потенциальных потерпевших. В этом и состоит одна из причин общего ощущения незащищенности осужденных, их недоверия и нежелания сотрудничать с администрацией исправительных учреждений, а нередко негативного отношения к ее представителям.
Изложенное обусловливает необходимость совершенствования ведомственной правовой базы, регулирующей деятельность по предупреждению пенитенциарной виктимизации осужденных. По нашему мнению, ведомственный правовой комплекс должен быть дополнен нормативным актом, который определил бы стратегию предупреждения пенитенциарной виктимизации лиц, содержащихся в учреждениях УИС, обеспечил бы высокий уровень, единство, непрерывность, преемственность осуществления функций субъектами данной деятельности.
На современном этапе происходит интенсивная перестройка деятельности исправительных учреждений в соответствии с требованиями международных стандартов, особенно в сфере обеспечения безопасности лиц, содержащихся в местах лишения свободы. В свете реформирования уголовно-исполнительной системы представляется весьма актуальной и целесообразной разработка инструкции по предупреждению виктимизации лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Правовой формой ее закрепления может выступать приказ, утвержденный Минюстом или ФСИН России.
Рассматриваемая инструкция, по нашему мнению, должна содержать следующие разделы: общие положения; меры общего предупреждения виктимизации; меры предупреждения виктимизации на индивидуальном уровне; обязанности должностных лиц учреждений УИС по предупреждению виктимизации; ответственность должностных лиц за нарушения в сфере предупреждения виктимиза-
ции; оценка результатов работы по предупреждению виктимизации.
В разделе «Общие положения» необходимо отразить основные принципы, цели и направления предупреждения виктимизации лиц, содержащихся в учреждениях УИС. Предупреждение виктимизации должно осуществляться в целях защиты законных интересов лиц, восстановления их нарушенных прав и свобод и быть направлено на выявление, устранение, нейтрализацию детерминант и процессов виктимизации осужденных (подозреваемых, обвиняемых), а также установление лиц, которые в силу своего поведения или совокупности личностных качеств с наибольшей степенью вероятности могут оказаться жертвами преступлений в учреждениях УИС.
Предупреждение виктимизации должно обеспечиваться путем надежной охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в точном соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих виктимизации, разработки и осуществления мер по их нейтрализации (общее предупреждение), установления лиц, поведение которых создает угрозу их виктимизации, и принятия мер воспитания, обучения и обеспечения личной безопасности, направленных на коррекцию их виктимного поведения (индивидуальное предупреждение).
Целью предупреждения криминальной виктимизации должно стать предотвращение потенциальной и пресечение осуществляющейся виктимизации жертв преступных посягательств в местах лишения свободы.
Предупреждение виктимизации должно основываться на принципах законности, гуманизма, демократизма, комплексности, дифференциации и индивидуализации, а также своевременности и достаточности.
Принцип законности означает, что деятельность субъектов предупреждения виктимизации реализуется в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и что меры предупреждения виктимизации применяются при неуклонном соблюдении прав и законных интересов лиц, в отношении которых они применяются.
Гуманизм мер предупреждения виктимизации - это недопущение направленности этих мер на причинение физических страданий или унижение человеческого достоинства лиц, находящихся в учреждениях УИС.
Демократизм предполагает возможность осуществления деятельности по предупреждению виктимизации с участием органов местного самоуправления, общественных объединений и граждан.
Комплексный подход к предупреждению виктимизации означает применение взаимосвязанных мер социального, правового, психологического, воспитательно-педагогического, организационного, технического и иного характера, направленных на устранение факторов, создающих угрозу виктимизации, на совокупность причин и условий, способствующих виктимному поведению лиц, содержащихся в учреждениях УИС; сочетание общего и индивидуального предупреждения виктимизации; скоординированное взаимодействие отделов и служб учреждений УИС, осуществляющих предупреждение виктимизации.
Дифференциация и индивидуализация мер предупреждения виктимизации означает их применение с учетом индивидуальных особенностей профилактируемых лиц, характера и интенсивности их виктимного поведения.
Своевременность и достаточность предполагают использование мер предупреждения на возможно более раннем этапе виктимизации и с такой степенью интенсивности, которая позволяет не допустить ее завершения.
В разделе «Меры общего предупреждения виктимизации» должны быть отражены основные направления деятельности по предупреждению виктимизации, направленные на выявление и устранение воздействия на осужденных (подозреваемых, обвиняемых) негативных факторов, формирующих у них качества повышенной виктимности и создающих или (и) реализующих угрозу их виктимизации. К мерам общего предупреждения виктимизации относятся: выявление и устранение факторов, создающих и (или) реализующих угрозу виктимизации лиц, содержащихся в учреждениях УИС; правовое воспитание.
Раздел «Меры предупреждения виктимизации на индивидуальном уровне» предполагает закрепление основных мероприятий по выявлению осужденных (подозреваемых, обвиняемых), которые, судя по их поведению или совокупности личностных характеристик, с наибольшей вероятностью могут оказаться потерпевшими от преступлений в местах лишения свободы, а также организа-
цию в отношении таких лиц мер воспитания, обучения и обеспечения личной безопасности, направленных на коррекцию их девиантного поведения. К основным мерам предупреждения виктимизации на индивидуальном уровне могут относиться: проведение индивидуальных бесед; изоляция осужденного (подозреваемого и обвиняемого) от связей и условий, оказывающих на него негативное влияние; оказание социальной и психологической помощи профилактируемым лицам; постановка на виктимологический профилактический учет.
В разделе «Обязанности должностных лиц учреждений УИС по предупреждению виктимизации» необходимо распределить обязанности по предупреждению виктимизации между структурными подразделениями учреждений УИС.
Раздел «Ответственность должностных лиц за нарушения в сфере предупреждения виктимизации» должен закрепить положение о том, что должностные лица, не принявшие меры по предупреждению виктимизации или превысившие свои полномочия при осуществлении этой деятельности, несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации.
В разделе «Оценка результатов работы по предупреждению виктимизации» необходимо отразить критерии оценки деятельности учреждений УИС по предупреждению виктимизации.
Принятие и реализация инструкции не потребует привлечения дополнительных материальных, финансовых и кадровых ресурсов. В ней найдут отражение научно обоснованные принципы, задачи и методы, а также апробированные формы, средства и тактические приемы предупреждения пенитенциарной виктимизации, которые помогли бы преодолеть одностороннюю направленность деятельности по предупреждению преступлений в местах лишения свободы.
Таким образом, принятие инструкции не только завершит формирование комплексной полноценной системы пенитенциарной профилактики, восполнит пробелы правового регулирования, но и будет способствовать достижению одной из целей реформирования уголовно-исполнительной системы - сокращению уровня рецидивной преступности лиц, отбывших наказание.