Научная статья на тему 'О совершенствовании качества образования'

О совершенствовании качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании качества образования»

Известия ТСХА, выпуск 1, 2006 год

УДК 378.663:371.21

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

В.Д. НАУМОВ

За последнее десятилетие высшее образование в международном сообществе развивается с беспрецедентной скоростью: увеличивается количество студентов, открываются новые филиалы и учебные учреждения. Это требует значительных материальных ресурсов и, естественно, вузы обязаны доказывать свою состоятельность, способность предложить высококачественные учебные программы, удовлетворить потребности студентов, общества, рынка труда. Вхождение России в ВТО, в Болонский процесс, с одной у стороны, предоставляет новые возможности для продвижения российского образования на международной арене, ориентирует высшую школу на международные стандарты. С другой стороны, мы обязаны сохранить то лучшее, чем славится наша отечественная высшая школа. Демографический спад приведет уже в ближайшей перспективе к острой конкуренции за студентов высших учебных заведений. Кроме того, явление глобализации, увеличивающийся обмен студентами повысили интерес к содержанию качества образования, а также к процедуре признания дипломов. В последнее время словосочетание «качество образования» все чаще и чаще фигурирует в выступлениях политиков и руководителей системы образования, а также играет не последнюю роль в выборе молодыми людьми учебного заведения.

Происходящие процессы ставят вопрос как об изменении организации и управления высшего образования, так и о развитии принципиально новых подходов к формированию содержания и оценке качества высшего образования.

В настоящее время не только содержание, но и формы, технологии обучения важны для создания позитивной ориентации молодежи на образование. Развитие новых методов образования в высшей школе становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и содействует привлекательности образования в глазах студента. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения.

В настоящее время ведется достаточно много теоретических и внедренческих работ, направленных на решение проблем качества высшего образования и формирования единого образовательного пространства России.

Принятие Болонского соглашения и разрабатываемая Программа развития образования России 20052010 гг. ориентируют высшую школу на международные стандарты.

Переход на двухступенчатую систему обучения в вузе: бакалавриат и магистратуру, а соответственно и внедрение всех сопутствующих элементов, таких как прием на основе единых экзаменов, образовательные кредиты, модульная система преподавания, зачетные единицы, учебные рейтинги, режим обучения в рамках учебных задач, консультационная работа преподавателей, самостоятельная работа студентов и многое другое меняет не только содержание подготовки, но и структуру всего процесса, формы учебной работы, системы контроля, учета и документооборота.

Сложность в том, что в переходный период придется брать сразу две планки: внутрироссийскую и международную. РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева как головному вузу в аграрной отрасли предстоит выполнять свою традиционную историческую миссию: в рамках поставленных задач создавать на своей базе образцовые модели образовательной деятельности и транслировать их на регионы. Причем начиная от моделей деятельности технического персонала до моделей управления вузом. Звание ведущего вуза не только предоставляет определенные льготы, но и обязывает его к активной социально-политической позиции, в том числе и в решении проблем качества. Анализ состояния вопроса показал, что в настоящее время в ведущих вузах страны решают существующую проблему следующими путями:

— одни вузы идут по пути адаптации моделей международных стандартов ISO 9001: 2000 к образовательному процессу. В качестве примера можно привести Московский государственный университет экономики, статистики и информа-

тики (МЭСИ). Руководство университета считает, что на базе стандартов ISO 9001: 2000 можно действительно достичь серьезных высот в качестве образования;

— другие — по пути создания ключевых инновационных структур, регулирующих процессы подготовки специалистов. Примером может служить Центр обеспечения качества обучения государственных и муниципальных служащих, который является структурным подразделением Российской академии государственной службы при президенте РФ.

Вместе с тем можно констатировать, что, несмотря на определенные успехи, сегодня ни один вуз России данную проблему комплексно не решил. До сих пор в высшей школе нет ясного понимания того, даем ли мы образование или готовим специалистов. Международная вузовская практика ориентирована на второе, а потому она и результативнее.

Задача в этом контексте выглядит так: выйти на подготовку высококвалифицированных специалистов, соответствующих международным требованиям (в т. ч. теперь и российским), а также потребностям передовой российской экономики и производства.

Теоретические основы такого пути достаточно хорошо изложены в литературе. Можно назвать не один вуз, где декларируются доктрина, миссии, стратегические цели, а также принципы и инструменты их достижения и т. д. Однако хорошо прописанный механизм не дает реального практического результата. По-видимому, это связано с тем, что образовательные технологии сегодня не менее сложны, чем современные промышленные производства и технологии. К

тому же речь идет не о механическом переносе передового европейского опыта в области образования. Стоит задача разработать такой механизм адаптации, при котором лучшие содержательные элементы российского образования будут вписаны в современные передовые формы. В связи с этим перед нашим вузом стоят сложные проблемы, которые необходимо решить в самое ближайшее время.

Как же обстоит дело с качеством образования в Тимирязевке?

Данному вопросу в РГАУ — МСХА имени К.А. Тимирязева всегда уделялось много внимания. Это касается и набора студентов, кадрового обеспечения учебного процесса, наличия образовательных программ, материально-техничес-

кой базы и т. д. Вместе с тем Тимирязевка сталкивается с проблемами, которые характерны для большинства классических вузов.

В настоящее время высшая школа в России переживает не лучшие времена, что связано с переходом на рыночные принципы экономики. Возникновение большого количества коммерческих образовательных учреждений вынудило государство ввести стандарты для оптимизации уровня образования. Вроде бы вещь нужная и правильная, но вместе с тем она сильно ударила по классическим государственным вузам, в которых в течение десятков лет отрабатывали свои образовательные программы, учебные планы. Вынужденная ломка, обезличивание учебного процесса негативно сказались на образовательном процессе в высшей школе, в том числе и в Тимирязевке. Подготовить' классного специалиста по стандарту невозможно. Да и цель при введении стандарта — дать минимальный объем знаний для подготовки

специалиста среднего уровня. Особенность классического вуза состояла в том, что он давал студентам фундаментальное образование, нацеливал не только на решение практических вопросов, но готовил их к творческому исследовательскому труду. Классический вуз, потеряв свой эксклюзивный учебный план, в котором была заложена фундаментальность образования, выверенная временем, вынужден перестраивать учебный процесс в соответствии со стандартом, равняясь не на высший уровень, а на середнячка. В рамках минимального количества предметов (а он не такой уж и маленький — около 50 дисциплин), для поддержания качества подготовки специалистов вуз пошел на многопредметность. Перегруженный учебный план поглотил большую часть времени, отводимого для самостоятельной работы. Не осталось места и для научной студенческой работы. Не получая должного объема по таким классическим предметам, как химия, математика, физика, студент, при слабости нынешней средней школы, не в состоянии за крайне короткий отрезок времени овладеть базовыми знаниями по предметам естественнонаучного цикла. Как следствие — снижение качества образования. Вместе с тем, находясь на переходном этапе, высшая школа может в связи с присоединением к Болонс-кому процессу использовать свой исторический шанс и выправить в лучшую сторону сложившуюся ситуацию. Какой основной недостаток? В рамках государственных стандартов приходится решать двуединую задачу: подготовить хорошего специалиста и хорошего исследователя. Однако чтобы выполнить первую задачу по подготовке специалиста для нужд производ-

ства в рамках учебного процесса не хватает практической подготовки, мешает многопредметность; для исследователя нынешний учебный план недостаточно насыщен теоретическими предметами, мало времени уделяется фундаментальным, специальным дисциплинам и дисциплинам специализаций. Вместе с тем в европейском образовании эту задачу успешно решили. Так, в Голландии при наличии двухуровневой системы в вузах имеются два направления подготовки студентов. По одному направлению готовят бакалавров-специалистов из закончивших профессиональные школы. В течение 4 лет из нйх в бакалавриате готовят специалистов с высшим профессиональным образованием,

которые востребованы на рынке труда как специалисты практики. По другому направлению готовят поступивших после школы в университет, чтобы пройти три возможные ступени: бакалавриат(3 года), магистратуру (2 года) и аспирантуру (4 года). В принципе окончивший бакалавриат в университете может после окончания первой ступени бакалавра попробовать найти работу на рынке труда как практик-специалист, но сильно проигрывает в конкуренции и востребованности бакалавру-специалисту, И это понятно, у каждого из этих направлений бакалавриата свой учебный план и свои специфические задачи в рамках всего отведенного для этого времени.

При переходе на двухуровневую систему возможно разрешить проблему, стоящую перед высшим образованием. Для этого достаточно на первой ступени бакалавриата также иметь 2 самостоятельные ветви. Первая ветвь — вузовский бакалавр — включает обучение на бакалавра (4 года) и магистра (2 года).

Другую часть студентов, нацеленных на практическую работу, необходимо принимать на 4-годичное высшее обучение для получения квалификации бакалавр-специалист. По существу, речь идет о сохранении сложившегося у нас в стране образования, когда после окончания вуза студенты получают высшее образование по конкретной специальности. Снижение срока обучения на один год связано с корректировкой учебного плана в пользу практического обучения и ухода от много-предметности.

Таким образом, в рамках происходящих в высшей школе процессов настало время оценить нынешнее состояние качества образования в университете, сформулировать цели и задачи по его улучшению, ориентируясь на отечественные и зарубежные достижения в этой области.

Важнейшей результирующей

характеристикой качества образования выступает образованность выпускников. Но понятие образованность выпускников будет по-разному восприниматься, например, академической общественностью и работодателем. Поэтому, когда мы говорим о качестве образования, необходимо иметь в виду и такой важный аспект, как его оценка со стороны различных субъектов. Такими субъектами могут быть студенты, рынок труда (работодатели), общество, правительство, сама система образования и т. д.

Достижение высоких результатов в вузе обусловлено качеством процессов и ресурсов. Говоря о процессах, которые обеспечивают показатели качества высшего образования, мы имеем в виду: учебный процесс, образовательные программы, воспитательный процесс, процесс управления качеством. Важный

и принципиальный вопрос, который стоит перед вузом, — это гарантия, что преподавание и образование адаптированы к изменяющимся внешним условиям.

При выборе критерия для оценки качеству образования могут быть использованы несколько подходов.

Объективным критерием может быть оценка работодателя, который должен задавать определенную планку. Именно заказчик самостоятельно определяет критерии качества подготовки специалистов, а в вузах отлаживают под его требования технологию подготовки, руководствуясь изложенными заказчиком критериями. В условиях рыночной экономики главенствует важнейший критерий качества подготовки специалиста — востребованность выпускников. Но уровень требований работодателей сильно колеблется, так как во многом определяется разным развитием производства в стране. Поэтому требования могут быть различными, да и такая оценка не лишена субъективности. Действительно, для одних работодателей качество подготовки выпускника будет достаточным, для других — нет. Как быть в этом случае высшей школе? Критерии качества подготовки выпускников должны выдвигать не отдельные лица и не отдельные организации, а соответствующие ассоциации работодателей.

Возможен другой подход — использовать в качестве оценки уровня качества подготовки выпускаемых специалистов государственный стандарт. По этому пути практически идут в настоящее время значительная часть образовательных учреждений. В этом случае уровень требований к качеству подготовки соответствующего специалиста задает соответствующее учебно-ме-

тодическое объединение (УМО). Однако и здесь есть свои проблемы. Во-первых, сами стандарты зачастую несовершенны, во-вторых, они чаще всего не отвечают должным образом требованиям современного производства. К тому же сами стандарты не меняются в течение довольно продолжительного времени и в силу уже этого обстоятельства они в значительной степени будут запаздывать за требованиями динамично развивающего производства. С точки зрения вуза, первый путь — это путь анализа внешней среды организации и учета полученных результатов для определения качества подготавливаемого специалиста. Второй путь — это анализ внутренней среды организации (вуза) как системы, функционирование которой направлено на достижение ее целей. И тот, и другой путь дает свои результаты. Скорее всего, они будут различными с позиций требований к качеству подготовки специалистов со стороны заказчика (предприятия, организации, фирмы) и исполнителя (конкретного вуза). Конечно, это дискуссионный вопрос, но такой вариант вполне возможен. Иначе, по какой причине успешно обучающийся студент (по характеристике вуза) не всегда успешный специалист (по мнению предприятия)?

Чтобы снять это противоречие, проблему качества подготовки следует решать обоими путями, рассмотренными выше. Это не исключает необходимости единого подхода, единого понимания к организации управления подготовкой и использованием специалистов.

Систему управления качеством образования можно рассматривать как модель, распадающуюся на взаимосвязанные и взаимодействующие подсистемы с функциональными

различными возможностями, отражающими специфические особенности составляющих образовательного процесса.

Создание системы управления качеством образования имеет свою специфику связанную и с особенностями учебного заведения. Она проявляется через организацию образовательного процесса, уровень образовательной подготовки студентов, кадровых возможностей вуза, материально-технической базы,

наличие соответствующей инфраструктуры.

В настоящее время в университете восемь факультетов: агрономический, экономический, учетно-финансовый, зооинженерный, почвоведения, агрохимии и экологии, плодоовощной, педагогический и технологический. Они отличаются различной принадлежностью к учебно-методическим образовательным объединениям (УМО), качественной и количественной спецификой студенческого контингента и по ряду других показателей. В связи с этим при разработке системы управления качеством необходимо руководствоваться как общими принципами ее формирования, так и требованиями международных стандартов.

Создание системы управления качеством можно разбить на ряд этапов.

На первом этапе проводится анализ состояния качества образования, наличия необходимых ресурсов, формулируются доктрина, политика, концепция, принимается решение о создании системы управления качеством, которое доводится до сведения всего персонала вуза. Важно при этом, чтобы профессорско-преподавательский состав (ППС) и технический персонал понимал важность стоящей перед ними задачи.

На втором этапе формулируются цели и задачи системы управления качеством при помощи конкретных количественных показателей. Данные показатели должны отражать, с одной стороны, специфику образовательного процесса в университете, с другой стороны, быть увязаны с внешними показателями, по которым оценивается качество образования, т. е. соответствовать политике в области качества, включая обязательства по непрерывному его улучшению.

На третьем этапе решается задача создания системы управления качеством. Речь идет о формировании организационной структуры и распределении должностных обязанностей. Эта работа проводится с учетом ряда общих принципов: а) четкое определение требований при помощи количественных показателей; б) организационное объединение и интеграция работы ППС, технического, управленческого персонала, который будет участвовать в осуществлении данного проекта; в) постоянная оценка применяемой модели системы управления качеством путем сравнения получаемых результатов с требованиями; г) осуществление четкого документирования и понимание необходимости этого принципа всем персоналом; д) регулярная проверка функционирования системы управления качеством с целью ее периодического усовершенствования; е) внедрение более эффективных аналитических методов; ж) выявление и устранение недостатков в системе.

Нашими приоритетами при принятии решений должны быть: удовлетворенность потребителя в качестве; профессионализм персонала; корпоративная культура; эффективные технологии; оптимизация материальных и трудовых затрат.

Примерные направления деятельности вуза, ориентированные на повышение качества аграрного образования и позиционирование РГАУ — МСХА имени КА. Тимирязева как ведущей образовательной организации аграрного профиля в России и за рубежом изложены в таблице.

В связи с этим ставится основная задача творческого коллектива: продумать систему организационных мер по созданию экспериментальной площадки в вузе. При решении поставленной задачи ректорату, руководителям структурных подразделений необходимо добиться изменения в сознании сотрудников, создать такую внутреннюю среду корпоративного менеджмента, при которой они были бы сознательно вовлечены в процесс достижения стратегических целей.

При выборе места проведения эксперимента также важно не допустить ошибки. На каком уровне структурных подразделений он должен проводиться? Необходимо учитывать реальную ситуацию с образовательным процессом не только в университете, но и на факультетах.

При выборе экспериментальной площадки предлагается взять 23 специальности по агрономическому направлению. В качестве таковых в университете выбраны на агрономическом факультете специальность селекция полевых культур и на факультете почвоведение, агрохимия и экология специальность агроэкология.

Предлагается на базе выбранных экспериментальных площадок провести внедрение внутривузовской системы управления качеством образования.

Что нам дает такая расстановка сил:

1. Решение внутренней задачи — формирование среды, инициирующей преобразования в учебном процессе университета в целом, отработка эффективных современных форм работы подразделений.

2. Решение корпоративной задачи — формирование плацдарма для трансляции образцов на всю систему аграрного образования. В качестве такого плацдарма нужно формировать центр качества, который будет осуществлять не только демонстрационные, но и обучающие функции.

3. Решение заявленных задач может послужить основанием для привлечения дополнительных ресурсов.

Открытие в вузе экспериментальных площадок для запуска программ бакалавриата и магистратуры по специальностям аграрного направления позволит отработать следующие элементы системы управления качеством образования: эффективные модели организации образовательной деятельности; систему оперативной производственной учебы для сотрудников университета (все уровни, начиная от технического персонала); систему мониторинга (корреляционный анализ требований к подготовке специалистов и уровню подготовки; кадровый корпус университета: стимулы и мотивация труда; студенчество: оценки и требования и т. д.); введение в апробацию систем зачетных единиц, контроля и рейтингов, максимально приближенных к евростандартам; изменение структуры учебного процесса, в частности, через увеличение самостоятельной работы студентов и консультационного режима для преподавателей и т. п.; автоматизацию системы документообеспече-ния и учета; создание механизмов

Примерные направления деятельности вуза, ориентированные на повышение качества аграрного образования и позиционирование РГАУ — МСХА как ведущей образовательной организации аграрного профиля в России и за рубежом

Уровень управления

Содержание деятельности

Задачи

Результат

Масштабы применения результатов

Примечание

Внешняя образовательная политика вуза

Внутренняя образовательная политика

Ситуационный анализ состояния аграрного образования в РФ и за рубежом

Разработка концептуальных основ качества аграрного образования

Анализ механизмов взаимодействия вуза со структурами аграрного сектора экономики, общественными организациями, СМИ, структурами власти

Анализ управленческой структуры университета и структуры образовательного процесса

Создание экспериментальной базы для внедрения международных образовательных стандартов

Создание внутриву-зовской системы аттестации (кафедры, преподавателя и т.д.) и стимулирования деятельности

Выявление ключевых задач и направлений развития аграрного образования в РФ

Определение современных требований к подготовке высококвалифицированных специалистов в аграрной сфере Создание системы стабильной обратной связи, вовлечение деятелей агропромышленного комплекса в различного рода сообщества при университете

Формирование системы необходимых мер для подготовки высококвалифицированных специалистов, соответствующих современным российским и международным требованиям

Реализация проектных задач

Улучшение качества подготовки специалистов и образовательных услуг

Доклад о состоянии аграрного образования. Доктрина аграрного образования

Концепция деятельности университета в условиях модернизации (реформирования)

Социально-политический характер деятельности университета

Программа модернизации образовательного процесса университета до 2010 года

Организация Центра управления качеством аграрного образования

Повышение конкурентоспособности вуза как на внутреннем, так и на внешнем рын-

Обсуждение на уровне деятелей аграрного сектора экономики и образования, широкой вузовской общественности

Аграрные вузы РФ

Всероссийский

Внутривузов-ский, аграрные вузы РФ

Аграрные вузы РФ

Всероссийский

Скрытая цель: позиционирование вуза как авангардного в вопросах модернизации отраслевого образования Рамочное определение вуза в вопросах «высокой квалификации»

Привлечение дополнительных ресурсов (идеологический, политических, социальных, финансовых, интеллектуальных, материальных)

обновления содержания аграрного-образования (от потребителя до содержания образовательной программы); формирование гуманитарной составляющей аграрного образования (блок дисциплин идеологического значения); оптимизацию системы рейтингов (гибкий модульный режим); модернизацию образовательных программ в рамках подготовки в традиционном режиме — 5 лет (в части специализации и организации производственных практик); определение университетом собственного «порога» эффективности деятельности вуза как передового (желательно максимально и на порядок превосходящего показатели по Российским аграрным вузам). Например: количество и характер внедрения научных разработок (не менее и по каким областям); количество защищенных аспирантов (не менее) и т. д.; наличие учебно-методических комплексов по всем дисциплинам; бумажные и электронные носители; наличие обновляемой базы контрольных материалов вузовского значения (тесты, творческие задания); введение рейтингов (с учетом международных); участие в грантах, конкурсах и спецпрограммах (студентов, преподавателей, ВТК и т. д.)

Одним из существенных элементов управления качеством образования является мониторинг. В связи с проведением мониторинга необходимы: разработка анкет для студентов и преподавателей; сбор и анализ показателей качества (важное значение при этом отводится разработке механизма сбора и хранения информации); сбор данных о состоянии показателей, обеспечивающих качество; выявление связи между показателями качества выпускников и показателями качества образования; анализ ин-

формации; выявление и формулирование проблем; выявление сильных и слабых сторон; принятие управленческих решений; реализация управленческих решений.

Какие материалы используются для анализа состояния и тенденций изменения качества образования? Для университета, одного из крупнейших аграрных вузов страны, где обучение идет по десяткам специальностей и специализаций, по разным формам обучения, важен учет структуры образования. В университете эта структура подразделяется на: а) высшее образование (очное, очно-заочное и заочное); б) послевузовское образование; в) дополнительное образование.

При этом контингент обучающихся также неоднороден: а) это студенты по группам, курсам, факультетам (всех трех форм обучения); б) аспиранты; в) докторанты.

Для анализа состояния качества образования важно оценить структуру подготовки обучающихся в динамике. Имеется в виду: а) подготовка специалистов, бакалавров и магистров; б) подготовка аспирантов и докторантов; в) перечень программ, дополнительных к профессиональному высшему образованию и т. д.

Система управления качеством в вузе должна быть направлена на достижение показателей, которые в наибольшей степени будут обеспечивать надлежащее качество обучения. Для этого можно использовать следующие показатели: 1 — система управления деятельностью вуза и контроль промежуточной аттестации студентов; 2 — кадры; 3 —технология обучения; 4 — содержание образования; 5 — информационно-методическое обеспечение учебного процесса; 6 — материально-техническое и финансовое обеспечение.

Система управления деятельностью вуза регламентируется иерархией структурных подразделений. Для университета принятие управленческих решений осуществляется ректором, проректорами университета, деканами, заведующими кафедрами, руководителями подразделений. В обсуждении результатов и принятии решений по поддержанию качества образования участвуют: ученый совет университета, ректорат, методические советы факультетов, методические совещания кафедр.

Кадры. Качество обучения во многом будет обусловливаться: а) качественным составом ППС, квалификацией лаборантов и инженеров, участвующих в учебном процессе; б) отлаженным процессом повышения квалификации ППС; в) результатами методической и научно-исследовательской работ.

Важно при этом знание и оценка кадрового обеспечения учебного процесса в динамике, которое будет включать: а) количественный состав преподавателей по группам направлений; б) качественный состав преподавателей по кафедрам; в) качественный состав преподавателей по дисциплинам; г) повышение квалификации преподавателей; д) оценка студентами качества преподавания; е) оценка выпускниками качества преподавания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализируя кадровый потенциал вуза, важно понимать его значение с точки зрения качества образования. Мы уже отмечали, что качество образования категория сложная, многоаспектная. Безусловно, для прорыва в этой области необходимо найти ведущее звено, через которое будет решена поставленная цель. С нашей точки зрения, таким звеном в системе управления качеством образования в вузе

являются аспиранты и докторанты. Известно, что в силу объективных причин, высшая школа пережила серьезный спад. Низко упала престижность преподавательского труда в вузе, в течение последних 10— 15 лет произошло существенное снижение пополнения молодыми преподавателями кафедр. Сегодня это положение постепенно улучшается, но идет это процесс медленно, мы не всегда контролируем его должным образом. Необходимо обратить внимание на пополнение молодыми преподавателями выпускающих кафедр, увеличить количество мест в аспирантуре, а также улучшить педагогическую подготовку.

Вопросам подготовки молодых преподавателей, повышению квалификации преподавательского состава должно уделяться особое внимание в университете. Представляется важным создание при ректорате или учебно-методическом управлении специальной группы поддержки образования. Эта группа должна включать опытных преподавателей в качестве экспертов по образовательному процессу и специалистов по качеству. В обязанности группы поддержки образования будут входить: советы по педагогике и психологии; помощь, особенно молодым преподавателям, в разработке курсов по дисциплинам; вопросы улучшения организации учебного процесса; обеспечение сведениями о новых элементах в методике преподавания; обучение эффективному использованию в учебном процессе информационных технологий, особенности гуманитарного общения (межнационального общения) и т.д. Обязательным элементом повышения качества образования должны являться для всего преподавательского

состава курсы повышения квалификации.

Технология обучения должна включать: а) результаты опроса студентов и выпускников; б) результаты анкетирования преподавателей. Важной составляющей будут однообразно подготовленные анкеты и определение периодичности анкетирования.

Содержание образования. Здесь значение имеет документально-содержательное обеспечение учебного процесса, которое должно включать: а) анализ учебных планов на соответствие заявленным целям вуза; б) анализ учебных рабочих планов на соответствие ГОС; в) анализ рабочих учебных программ и программ практик; г) анализ программ и фондов государственной итоговой аттестации выпускников; д) организацию учебного процесса.

Информационно-методическое обеспечение учебного процесса, которое состоит из: а) обеспеченности учебной и учебно-методической литературой; б) степени новизны учебной литературы; в) количества новых поступлений в библиотечный фонд; г) обеспеченности дополнительной литературой; д) методического обеспечения лабораторных работ; е) методического обеспечения курсовых и дипломных работ;

ж) методического обеспечения самостоятельной работы студентов;

з) количества современных зарубежных источников информации и периодики; и) возможности доступности пользования электронными средствами информации; к) методического обеспечения итоговой государственной аттестации.

Финансовое и современное материально-техническое обеспечение учебного процесса, несомненно, играет важную роль в обеспечении

качества обучения. Здесь нужно отметить: а) оснащенность учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием; б) материальную базу для обеспечения внеучебной работы студентов.

Таким образом, совершенствование качества образовательного процесса, включающего в себя и создание внутривузовской системы управления качеством, должно решать следующие задачи: эффективное функционирование элементов системы управления качеством образовательных услуг; регулярное проведение внутренних аудитов; постоянный мониторинг всех процессов подготовки бакалавров, специалистов, магистров; реализация принципа непрерывного совершенствования системы управления качеством образовательных услуг; постоянная актуализация в соответствии с требованиями международных стандартов; постоянная внутренняя аттестация персонала, студенческих и преподавательских рабочих мест.

Реализация образовательной доктрины должна:

— повысить ответственность сотрудников РГАУ — МСХА на всех уровнях учебной, научной и административной деятельности по управлению качеством образовательных услуг;

— сделать унифицированной и прозрачной для всех сотрудников университета и его клиентов систему управления качеством;

— повысить мотивацию всех сотрудников к качественной работе;

— повысить финансовую привлекательность университета;

— обеспечить опережающее удовлетворение потребностей внешних и внутренних клиентов управлением качеством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.