Научная статья на тему 'О социальном партнерстве общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования'

О социальном партнерстве общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ "ШКОЛА-КОЛЛЕДЖ" / ПРОФОРИЕНТАЦИЯ АБИТУРИЕНТОВ КОЛЛЕДЖА / SOCIAL PARTNERSHIP / SOCIAL PARTNERSHIP OF INSTITUTIONS OF SECONDARY VOCATIONAL AND GENERAL EDUCATION / INTERACTION "SCHOOL-COLLEGE" / CAREER GUIDANCE OF COLLEGE STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андриенко Оксана Александровна, Толканюк Зинаида Александровна

В любом обществе образование является приоритетным направлением развития государства. И конечно, оно заинтересовано в получении необходимых результатов человеческих ресурсов, обладающих необходимыми компетенциями, опытом, интеллектом и способностью к постоянному совершенствованию и развитию. Инновационный путь развития нашей страны предполагает рост доли высокотехнологичных предприятий и индустрии информационных технологий в общем объеме производства. Эта задача требует совершенствования подготовки технических специалистов и квалифицированных рабочих. В то же время в системе профессионального образования начальный уровень студентов многих колледжей по техническим специальностям недостаточен для успешной подготовки. В статье представлен опыт социального партнерства учреждения среднего профессионального образования с общеобразовательными школами как фактор подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов. Работа проводилась на базе Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко и общеобразовательных школ г.Магнитогорска. В результате проведенной работы остаются нерешенные задачи, связанные с повышением квалификации преподавателей-предметников, с охватом договорами о взаимодействии школ города и дошкольных образовательных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON SOCIAL PARTNERSHIP OF SECONDARY SCHOOLS AND INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

In any society, education is a priority for the development of the state. And of course, it is interested in obtaining the necessary results human resources with the necessary competencies, experience, intelligence and the ability to constantly improve and develop. The innovative way of development of our country assumes growth of a share of the hi-tech enterprises and the industry of information technologies in total production. This task requires improving the training of technicians and skilled workers. At the same time, in the system of vocational education, the initial level of students of many colleges in technical specialties is insufficient for successful training. The article presents the experience of social partnership of secondary vocational education institutions with secondary schools as a factor in the preparation of competitive and popular professionals. The work was carried out on the basis of the Magnitogorsk technological College named after V. P. Omelchenko and secondary schools in Magnitogorsk. As a result of the work carried out, there are still unsolved problems associated with improving the skills of subject teachers, with the coverage of agreements on the interaction of schools of the city and pre-school educational organizations.

Текст научной работы на тему «О социальном партнерстве общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования»

педагогически науки

Андриенко Оксана Александровна, Толканюк Зинаида Александровна О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

УДК 377.031

О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ И УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© 2019

Андриенко Оксана Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики Оренбургский государственный университет, филиал Орский гуманитарно-технологический институт (462403, Россия, Орск, проспект Мира, 15А, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) Толканюк Зинаида Александровна, заместитель директора по учебной работе Магнитогорский технологический колледж им. В.П. Омельченко (455038, Россия, Магнитогорск, ул. Сталеваров, д.11, e-mail: tza_79@mail.ru)

Аннотация. В любом обществе образование является приоритетным направлением развития государства. И конечно, оно заинтересовано в получении необходимых результатов - человеческих ресурсов, обладающих необходимыми компетенциями, опытом, интеллектом и способностью к постоянному совершенствованию и развитию. Инновационный путь развития нашей страны предполагает рост доли высокотехнологичных предприятий и индустрии информационных технологий в общем объеме производства. Эта задача требует совершенствования подготовки технических специалистов и квалифицированных рабочих. В то же время в системе профессионального образования начальный уровень студентов многих колледжей по техническим специальностям недостаточен для успешной подготовки. В статье представлен опыт социального партнерства учреждения среднего профессионального образования с общеобразовательными школами как фактор подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов. Работа проводилась на базе Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко и общеобразовательных школ г.Магнитогорска. В результате проведенной работы остаются нерешенные задачи, связанные с повышением квалификации преподавателей-предметников, с охватом договорами о взаимодействии школ города и дошкольных образовательных организаций.

Ключевые слова: социальное партнерство, социальное партнерство учреждений среднего профессионального и общего образования, взаимодействие «Школа-Колледж», профориентация абитуриентов колледжа.

ON SOCIAL PARTNERSHIP OF SECONDARY SCHOOLS AND INSTITUTIONS OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION

© 2019

Andrienko Oksana Aleksandrovna, PhD, associate professor of the department psychology and pedagogics Orenburg State University, branch Orsk Humanities and Technology Institute (462403, Russia, Orsk, Mira Avenue, 15A, e-mail: andrienko-oa@mail.ru) Tolkanuk Zinaida Aleksandrovna, Deputy Director on educational work Magnitogorsk technological College. V. P. Omelchenko (455038, Russia, Magnitogorsk, Stalevarov street, 11, e-mail: tza_79@mail.ru)

Abstract. In any society, education is a priority for the development of the state. And of course, it is interested in obtaining the necessary results - human resources with the necessary competencies, experience, intelligence and the ability to constantly improve and develop. The innovative way of development of our country assumes growth of a share of the hitech enterprises and the industry of information technologies in total production. This task requires improving the training of technicians and skilled workers. At the same time, in the system of vocational education, the initial level of students of many colleges in technical specialties is insufficient for successful training. The article presents the experience of social partnership of secondary vocational education institutions with secondary schools as a factor in the preparation of competitive and popular professionals. The work was carried out on the basis of the Magnitogorsk technological College named after V. P. Omelchenko and secondary schools in Magnitogorsk. As a result of the work carried out, there are still unsolved problems associated with improving the skills of subject teachers, with the coverage of agreements on the interaction of schools of the city and pre-school educational organizations.

Keywords: social partnership, social partnership of institutions of secondary vocational and General education, interaction "School-College", career guidance of College students.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В настоящее время образование - это не просто возможность получить профессиональные и актуальные знания, но и разнообразные умения и навыки, гибкость и непрерывность профессиональной подготовки, готовность к большой трудовой мобильности в пределах регионов, конкретной страны и международного сотрудничества [1].

Инновационный путь развития нашей страны предполагает рост доли высокотехнологичных предприятий и индустрии информационных технологий в общем объеме производства. Эта задача требует совершенствования подготовки технических специалистов и квалифицированных рабочих. В то же время в системе профессионального образования начальный уровень студентов многих колледжей по техническим специальностям недостаточен для успешной подготовки [2].

Поэтому важно организовать взаимодействие учреждений среднего профессионального образования со школами, являющимися носителями базового естественно-математического и технологического образования. Данную проблему каждый колледж, техникум

решает по-своему.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Различные аспекты социального партнерства учреждений общего и среднего профессионального образования рассмотрены в работах М.В. Токмовцевой, О.В.Карабановой [1], А.Е. Шухман [2], М.Б. Бокаревой, О.И. Усовой [3], А.В. Золотаревой [4], С.С. Чагина [5], М.С. Савиной, Н.С. Чагиной [6] и др. [7-13].

Социальное партнерство - это форма взаимодействия различных государственных институтов и общественных групп, оно направлено на решение конкретных задач и организацию усилий по достижению желаемого результата [14].

По мнению И.Г. Смирнова, Е.В. Ткаченко, социальное партнерство - это тип взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, главной целью которого является максимальное согласование и реализация интересов всех участников этого

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Tolkanuk Zinaida Aleksandrovna ON SOCIAL PARTNERSHIP OF SECONDARY SCHOOLS ...

pedagogical sciences

процесса [15].

Что касается партнерства, взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и общеобразовательных школ, то в психолого-педагогической литературе представлены различные варианты данного процесса.

С.С. Чагин предлагает колледжам и техникумам заключать со школами договора о сотрудничестве, уделять внимание профориентационной работе с обучающимися, начинать их сопровождение с начальных классов (или хотя бы со средней школы) [5].

В монографии М.В. Токмовцевой и О.В. Карабановой представлен механизм осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы по модели «Школа-Колледж-Вуз» [1].

А.Е. Шухман в своей статье рассматривает схему реализации профессиональной подготовки старшеклассников на основе взаимодействия общеобразовательных школ и учреждений среднего профессионального образования [2].

М.С. Савина и Н.С. Чагина четко описывают различные подходы к взаимодействию образовательных организаций по профессиональной ориентации обучающихся, где немаловажную роль играют техникумы и колледжи [6].

Формирование целей статьи (постановка задания). Целью нашей работы явилось описание опыта социального партнерства колледжа с общеобразовательными школами как фактора подготовки конкурентоспособных и востребованных специалистов.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Работа проводилась на базе Магнитогорского технологического колледжа имени В.П. Омельченко и общеобразовательных школ г.Магнитогорска.

В любом обществе образование является приоритетным направлением развития государства. И конечно, оно заинтересовано в получении необходимых результатов - человеческих ресурсов, обладающих необходимыми компетенциями, опытом, интеллектом и способностью к постоянному совершенствованию и развитию.

Челябинская область является одной из наиболее индустриально развитых в стране. В области развиты такие отрасли промышленности как, сельское хозяйство, металлургия, машиностроение др. (рис.1) [16]. А значит, вопрос о подготовке квалифицированных кадров является всегда актуальным.

-J.il 1,0

* МеГАгУг^рГшсскес тооиэ в<ЩСТ ftO

■ пипрр п а птомы i hwwctb

т Произведет D о машин и обсргдошния

■ Произведет I о пгочих н?металличн»1* минеральны* продуктов

+ Пгюмзгодст в о электЕссбсотдо пда*1я

г Пгоиогодст в о к с»: и и тделий w кожи

■ (Хрп&хткв дре ассины и ппои эводст t о иойслий ПИИН

Рисунок 1- Структура промышленного производства Челябинской области, %

Сегодня Магнитогорский технологический колледж имени В.П. Омельченко осуществляет подготовку по 15 направлениям. Из них основная доля приходится на технический, социально-экономический и естественнонаучный профили. А это значит, что колледж нуждается в абитуриентах с высокими баллами по общеобразовательным дисциплинам - математика, информатика, химия, физика.

Результаты приема последних трех лет показали, что

средний балл аттестата у абитуриентов составляет 3,6 (рис.2).

Рисунок 2- Динамика среднего балла аттестата абитуриентов колледжа

Низкий балл аттестата имеют абитуриенты, поступающие на профессии и специальности технического профиля, являющегося в колледже наиболее востребованным.

Средний балл аттестата по итогам зачисления студентов в колледж по профилям профессионального образования выглядит следующим образом:

1) технический профиль - 3,6;

2) естественнонаучный - 4,2;

3) социально-экономический - 3,9;

4) гуманитарный - 3,7.

Проводимый ежегодно анализ исходного уровня базовых знаний студентов показал, что качественная успеваемость по профильным дисциплинам технического профиля едва доходит до отметки 10%.

Таким образом, с одной стороны, понимая стратегию и приоритетные направления развития области, абитуриенты предпочитают профессии и специальности технического профиля, с другой стороны, уровень имеющихся у них уровень знаний не является достаточным для освоения общеобразовательных дисциплин в рамках освоение ФГОС среднего общего образования, и далее для освоения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей при освоении ФГОС по профессии и специальности.

Конечно, профессиональным образовательным организациям не под силу одним решить вопрос подготовки квалифицированных специалистов. Здесь важно организовать взаимодействие не только с работодателям, оказывающими содействие в подготовке и осуществляющих независимую оценку качества будущих выпускников и собственно работников их предприятий, но и со школами, являющимися носителями базового естественно-математического и технологического образования. И если во взаимодействии профессиональных образовательных организаций с работодателями все уже слаженно и отработано, то во взаимодействии со школами каждый колледж и техникум решает эту проблему по-своему.

Начиная с 2014 года, наш колледж активно заключает договора о сетевом взаимодействии с организациями общего образования города, в рамках которых предусмотрены мероприятия по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению школьников, а так же внедрение образовательного проекта «ТЕМП» [17].

Таблица 1 - Динамика количества учреждений общего образования, участвующих в сетевом взаимодействии с колледжем

Показатели 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Количество заключенных договоров 2 15 21 34 45

Процент от общего количества школ 2,7 203 28,4 45,9 60,8

Образовательный проект «ТЕМП», направлен на подготовку квалифицированных кадров для экономики

педагогически науки

О

Андриенко Оксана Александровна, Толканюк Зинаида Александровна СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ...

региона и реализует в колледже принцип непрерывности естественно-математического и технологического образования через взаимодействие со школами и работодателями, являющимися нашими социальными партнерами.

Реализация принципа непрерывности заключается во взаимном проникновении фундаментальных наук, общих и профессиональных компетенций при подготовке квалифицированных специалистов среднего профессионального образования [18-21].

Так, изучение общеобразовательных дисциплин ФГОС среднего общего образования организовано с учетом профессиональной направленности. Для реализации данного этапа были скорректированы рабочие программы учебных дисциплин общеобразовательного цикла в части внутрипредметных и межпредметных связей. Например, для специальности технического профиля «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта» скорректирована программа учебной дисциплины «Физика».

Знание физики необходимо в дальнейшей профессиональной деятельности при изучении устройства и работы технологического оборудования, соблюдении правил и норм техники безопасности, в соответствии с этим были так же скорректированы задания для внеаудиторной самостоятельной работы, включающие в себя расчетные задания профессиональной направленности, контрольно-оценочные средства содержащие задания III уровня сложности на анализ, синтез, оценку результата.

Аналогичным образом были скорректированы программы дисциплин общепрофессионального и профессионального циклов в части применения знаний фундаментальных наук к производимым техническим и технологическим процессам.

В течение учебного года педагогами колледжа организуются и проводятся мастер-классы для школьников, профессиональные пробы, экскурсии в учебно-производственные лаборатории и мастерские колледжа, на предприятия работодателей, о чем мы указывали в более ранних работах [22].

Кроме того, в колледже создана целая система по диагностике одаренности школьников, абитуриентов и студентов. Члены приемной комиссии изучают документы, а теперь и портфолио, проводят классные часы в школах и собеседования, и уже на начальном этапе выявляют сферу интересов и склонностей выпускников школ.

В период летних каникул организуется допрофесси-ональная подготовка школьников, желающих поступить в колледж.

Мастера производственного обучения на занятиях подготовительных курсов определяют уровень трудовых навыков, сложившегося опыта практических действий, профессиональные направленности и склонности абитуриентов.

Организуются и проводятся совместные конференции по направлениям исследовательской и проектной деятельности по общеобразовательным дисциплинам, которые позволяют ежегодно увеличивать количество затем уже ставших студентами, участников предметных кружков, олимпиад и конкурсов, ежегодно обновлять направления работы по развитию способностей одаренных обучающихся и их самореализации.

Организация деятельности по развитию способностей одаренных обучающихся и их самореализации включает в себя:

1. Секция НОУ «Правоведение».

2. Школа олимпиадного резерва.

3. Секция НОУ «Инновационное конструирование».

4. Кружок «Счастливые узоры».

5. Секция НОУ «Здоровое питание».

6. Предметный кружок «Физика в профессии».

7. Секция НОУ «Успешный мерчендайзер».

8. Предметный кружок «Химия в профессии».

9. Секция НОУ «Экономика»._

10. Предметный кружок «Математика в профессии».

Здесь важно, чтобы обучающиеся научились применять предметные и метапредметные результаты освоения образовательных программ в процессе формирования общих и профессиональных компетенций. Также для студентов созданы условия для их самореализации и самоактуализации (табл.2).

Таблица 2 - Создание условий для самореализации обучающихся

2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Конкурс мастерства по профессии «Механик по ремонту оборудования» Конкурс мастерства по профессии «Озеленитель» Конкурс мастерства по «Сварщик» Конкурс пр о фесснонального мастерства по профессии «Слесарь» Конкурс мастерства по профессии «Наладчик оборудования»

Олимпиада «Лучший правовед колледжа» Олимпиада «Модельер-конструктор года» Олимпиада «Лучший повар здорового Олимпиада «Наука в Конкурс «Лучший предпринимательский

Олимпиада по моделированию и техническому конструнр ованию Олимпиада по проектированию инновационной среды Конкурс «Лучший рационализатор» Конкурс «Лучший изобретатель» Конкурс моделей

Не малую роль в этом играет и правильный подход к выбору профессии/специальности, который должен опираться на индивидуальные потребности и способности личности.

Общие и специальные способности человека начинают формироваться в раннем детстве на базе природных задатков. Тогда же начинает складываться опыт практических действий, приобретаются начальные трудовые навыки. Большинство родителей детей 4-6 лет озабочены проблемой их подготовки к школе. Дошкольные учреждения, центры дополнительного образования в городе Магнитогорске предоставляют широкий спектр услуг, но, как показывает опыт, они направлены в основном на формирование художественных, музыкальных, спортивных, общих способностей. Практически нет возможности для развития конструкторских, инженерных, технических и других способностей, относящихся к техносфере, поэтому у детей этого возраста не воспитывается положительная мотивация и соответствующие профессиональные склонности.

Колледж, обладая хорошо развитой лабораторной и учебно-производственной базой, квалифицированными педагогическими кадрами предоставляет услуги детям дошкольного возраста по ранней диагностике природных задатков, развитию специальных способностей, организации разнообразной практической деятельности. Этому способствует созданная на базе колледжа развитая сеть дополнительных образовательных услуг, нацеленная на реализацию проекта «Образование через всю жизнь» и позволяющая актуализировать принцип непрерывности естественно-математического и технологического образования.

Реализовать эту идею помог созданный на базе лабораторий химии, физики, электротехники, радиотехники, фотолабораторий и др., центр технического творчества дошколят «Технарики». Руководителями таких объединений выступают преподаватели и мастера производственного обучения, имеющие знания по психологии и педагогике, прошедшие специальное обучение методикам работы с детьми дошкольного возраста и их родителями.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Однако, имея положительный результат работы по реализации принципа непрерывности естественно-математического и технологического образования во взаимодействии «Колледж - Школа», остаются нерешенные задачи:

- повышение квалификации преподавателей-предметников (математика, информатика и ИКТ, физика, химия, и т.д.);

- охват договорами о сетевом взаимодействии школ города и дошкольных образовательных организаций.

Таким образом, хотелось бы отметить, что также

Andrienko Oksana Aleksandrovna, Tolkanuk Zinaida Aleksandrovna ON SOCIAL PARTNERSHIP OF SECONDARY SCHOOLS ...

pedagogical sciences

как в связке «Колледж - Предприятие» работодатель не может быть сторонним наблюдателем, так и в связке «Колледж - Школа», колледж не может быть таковым. Только в случае социального партнерства учреждений общего и среднего профессионального образования обеспечивается подготовка конкурентоспособного и востребованного специалиста. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Токмовцева М.В., Карабанова О.В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций на основе модели «школа-колледж-вуз». Москва, 2015.

2. Шухман А.Е. Профессиональная подготовка старшеклассников в системе «Школа — Колледж» //Профессиональное образование. Столица. 2009. № 9. С. 55-57.

3. Бокарева М.Б., Усова О.И. Взаимодействие школы и колледжа в системе непрерывного профессионального образования // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 1. С. 39-41.

4. Золотарева А.В. Модели взаимодействия общего, дополнительного и професионального образования // Образование личности. 2014. № 3. С. 18-26.

5. Чагин С.С. Шаги к успеху: что делает колледж эффективным? //Профессиональное образование. Столица. 2010. № 1. С. 31-32.

6. Савина М.С., Чагина Н.С. Современные подходы к взаимодействию образовательных организаций по профессиональной ориентации обучающихся //Вестник Университета Российской академии образования. 2014. № 5. С. 51-56.

7. Лизунов П.В. Преемственность подготовки специалистов на основе сетевого взаимодействия учреждений СПО и вузов как ведущая проблема профессионального образования // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 81-84.

8. Байрашева Р.Р., Резникова С.Э. Осуществление межпредметных связей во внеучебной деятельности студентов СПО (иностранный язык и история) // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 7-10.

9. Савченков А.В. Преемственность ссуза и вуза, как форма ите-грации в образовании // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 146-149.

10. Огальцова А.Г., Малышева Н.В. Образовательно-производсвтенный кластер как проявление инновационного развития системы СПО самарской области //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 73-80.

11. Остапенко И.А. Психолого-педагогические аспекты адаптации студентов факультета среднего профессионального образования в системе вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 120-123.

12. Лизунов П.В. Сетевое взаимодействие профессионального образовательного учреждения с предприятиями и общеобразовательными организациями как организационная основа реализации дуального обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 214-218.

13. Анисимова В.Д. Новые вызовы и инструменты подготовки рабочих кадров в системе СПО //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 28-30.

14. Березина Т.А. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с социальными партнерами // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 3-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 частях. Ответственный редактор А.Ю. Нагорнова. 2015. С. 14-18.

15. Деревцова Е.Н., Федосова И.В. Социальное партнерство вуза как условие формирования готовности будущих социальных педагогов к партнерским отношениям //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 150-154.

16. Экономика Челябинской области http://www.rusbiznews. ru/regions/Уральский_федеральный_округ/ Челябинская_область/ Экономика.Ыт1 (дата обращения 03.04.2019.)

17. Образовательный проект «ТЕМП» URL: http://www.chel-edu. ru/temp (дата обращения 31.03.2019.)

18. Сергеева С.В., Воскрекасенко О.А. Основные направления деятельности технического вуза по реализации непрерывного образования в условиях интеграции СПО и ВПО // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 275-278.

19. Каплина С.Е. Электронные образовательные ресурсы, определяющие образовательный результат в системе НПО /СПО // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 111-114.

20. Лейфа И.И., Глазкова Е.В. Формирование социальной компетенции на занятиях по иностранному языку в СПО // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 84-88.

21. Ликсина Е.В. Креативные методы как форма реализации продуктивного обучения в процессе обучения информатике в СПО //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 120-126.

22. Андриенко О.А. Профессиональная ориентация абитуриентов в условиях колледжа //Перспективы науки. 2018. № 1 (100). С. 46-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.