Научная статья на тему 'О социально-конструкционистском подходе дискурсу: рецензия на монографию И. П. Ромашовой "социальный конструкционизм корпоративного дискурса" (Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2018. 312 C. )'

О социально-конструкционистском подходе дискурсу: рецензия на монографию И. П. Ромашовой "социальный конструкционизм корпоративного дискурса" (Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2018. 312 C. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
56
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ ДИСКУРСА / ДИСКУРСИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ДИСКУРСИВНАЯ ПРАКТИКА / КОРПОРАТИВНЫЙ ДИСКУРС / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ЛЕГИТИМАЦИЯ / ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дементьев В.В.

Монография И.П. Ромашовой написана с точки зрения актуального для современной дискурсологии социально-конструкционистского подхода. Обсуждается актуальность заявленного подхода, обоснованность выводов и репрезентативность представленного в монографии материала. Главными достоинствами рецензируемой книги, по мнению автора, являются комплексный подход к рассмотрению проблемы социального конструкционизма, а также осуществленный лингвистический анализ коммуникативных практик и технологий, в которых находит воплощение социальный конструкционизм отечественного корпоративного дискурса, институционализации, легитимации и позиционирования. К достоинствам работы И.П. Ромашовой автор относит репрезентативность проанализированного материала (текстов корпоративного дискурса), практически не описанного в отечественной дискурсологии и жанроведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT THE SOCIAL CONSTRUCTION APPROACH TO DISCOURSE: A REVIEW OF THE MONOGRAPH OF I.P. ROMASHOVA "SOCIAL CONSTRUCTIONISM OF CORPORATE DISCOURSE" (Omsk, Omsk State University, 2018. 312 p.)

The monograph of I.P. Romashova is written from the point of view of a socio-constructionist approach relevant to contemporary discourse. The author discusses the relevance of the stated approach, the validity of the conclusions and the representativeness of the material presented in the monograph. According to the author’s point of view, the main advantages of the book under review are an integrated approach to addressing the problem of social constructionism, as well as a linguistic analysis of communicative practices and technologies such as institutionalization, legitimation and positioning in which the social constructionism of domestic corporate discourse finds its embodiment. The author considers the representativeness of the analyzed material (corporate discourse texts), which is hardly described in Russian discourse and genre studies as the benefit of the work of I.P. Romashova.

Текст научной работы на тему «О социально-конструкционистском подходе дискурсу: рецензия на монографию И. П. Ромашовой "социальный конструкционизм корпоративного дискурса" (Омск: Изд-во Ом. Гос. Ун-та, 2018. 312 C. )»

УДК 81

DOI10.25513/2413-6182.2019.6(2). 569-573

ISSN 2413-6182 eISSN 2658-4867

О СОЦИАЛЬНО-КОНСТРУКЦИОНИСТСКОМ ПОДХОДЕ К ДИСКУРСУ: РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ И.П. РОМАШОВОЙ «СОЦИАЛЬНЫЙ КОНСТРУКЦИОНИЗМ КОРПОРАТИВНОГО Дискурса» (Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. 312 ъ)

В.В. Дементьев

Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского

(Саратов, Россия)

Аннотация: Монография И.П. Ромашовой написана с точки зрения актуального для современной дискурсологии социально-конструкционистского подхода. Обсуждается актуальность заявленного подхода, обоснованность выводов и репрезентативность представленного в монографии материала. Главными достоинствами рецензируемой книги, по мнению автора, являются комплексный подход к рассмотрению проблемы социального конструкцио-низма, а также осуществленный лингвистический анализ коммуникативных практик и технологий, в которых находит воплощение социальный конст-рукционизм отечественного корпоративного дискурса, - институционали-зации, легитимации и позиционирования. К достоинствам работы И.П. Ромашовой автор относит репрезентативность проанализированного материала (текстов корпоративного дискурса), практически не описанного в отечественной дискурсологии и жанроведении.

Ключевые слова: социальный конструкционизм дискурса, дискурсивная технология, дискурсивная практика, корпоративный дискурс, институционализация, легитимация, позиционирование.

Для цитирования:

Дементьев В.В. О социально-конструкционистском подходе к дискурсу: рецензия на монографию И.П. Ромашовой «Социальный конструкционизм корпоративного дискурса» (Омск: Изд-во Ом. гос. ун-та, 2018. 312 с.) // Коммуникативные исследования. 2019. Т. 6. № 2. С. 569-573. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(2).569-573.

Сведения об авторе:

Дементьев Вадим Викторович, доктор филологических наук, профессор кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики

© В.В. Дементьев, 2019

Контактная информация:

Почтовый адрес: 410028, Россия, Саратов, ул. Вольская, 13

E-mail: dementevvv@yandex.ru Дата поступления статьи: 20.04.2019 Дата принятия в печать: 23.04.2019

Одним из наиболее успешных подходов к осмыслению большого количества новых дискурсов и их структурных элементов и одновременно подходов к их построению и практическому использованию является социальный конструкционизм современных дискурсов, у истоков которого стоят такие ученые, как Н. Фэйркло, Т.А. ван Дейк, Р. Водак, В.И. Ка-расик, М.Л. Макаров.

В монографии И.П. Ромашовой разрабатывается, прежде всего, этот подход. Автор на большом практическом (опыт работы с целевыми группами, создания алгоритмов социальных действий] и теоретическом (синтез зарубежных социософских концепций КДА с комплексными лингвистическими методиками дискурс-анализа - например, моделями В.И. Ка-расика, О.Ф. и В.М. Русаковых и др., которые переосмысляются опять-таки в социально-конструкционистской парадигме] материале разрабатывает собственную модель, включающую такие основные понятия, как корпоративный дискурс (КД), дискурсивная практика и дискурсивная технология.

Способствует выполнению поставленных задач сам взгляд на дискурс как совокупность коммуникативных практик и технологий, которые обеспечивают закрепление корпорации и КД в социальной и дискурсивной системах (то есть их институционализацию]. И.П. Ромашова показывает, что КД помимо ключевой своей функции - обеспечения основного вида деятельности социального института - выполняет социоконст-рукционистские задачи, связанные с формированием и закреплением его социальных и дискурсивных практик, с обеспечением успешного функционирования института корпорации в обществе, что проявляется, прежде всего, в обеспечении процессов институционализации, легитимации и позиционирования.

Именно лингвистическому анализу дискурсивных практик и технологий институционализации, легитимации и позиционирования, применяемых в отечественном корпоративном дискурсе, посвящены отдельные исследования (главы 4-6], которые, на наш взгляд, представляют самый большой интерес.

Предложенная автором методика анализа дискурсивных технологий и сам подход к этому относительно новому для современной дискур-сологии понятию соответствует заявленному подходу, размещая проблематику социального конструкционизма КД в зону знания, актуального для современной дискурсологии.

Нужно также отметить вклад, который вносит исследование жанров КД, осуществленное И.П. Ромашовой, в теорию речевых жанров.

1. В монографии рассматриваются варианты жанра институцио-нализации в КД «фирменные стандарты» (а также «речевые модули», «речевые стандарты», «скрипты» и «шаблоны общения») широко распространенного в отечественных компаниях, через стратегии и тактики институционализации. Автором также рассмотрены первичные жанры в его составе. Данный анализ, как представляется, способствует более глубокому осмыслению институциональности и институционализации в парадигме социально-конструкционистского подхода к дискурсу;

2. В работе проанализированы жанры легитимации, используемые в КД: отзыв потребителей, благодарность, поздравление для корпорации (от лица потребителя или сотрудника], письма поддержки в адрес корпорации и ее представителей, а также «жанры единения» (слоганы, речевки, девизы с семантикой отождествления или присвоения]. На этой основе И.П. Ромашовой реконструируется образ «homo легитимирующего» - лояльного сотрудника, потребителя, которые осуществляют речевые действия легитимации (благодарность, поздравление, письма поддержки, клятва верности, речевки]. В работе анализируются средства невербального поведения субъектов легитимации: аплодисменты, улыбки, знаки одобрения (поднятый вверх большой палец и др.]. Реконструкцию образа «homo легитимирующего» автор дополняет анализом слов с семантикой чувств, которые испытывает апологет по отношению к корпорации: это гордость за организацию, чувства единения, преданности (лояльности], благодарности, веры, доверия.

3. Кроме того, исследователь проанализировал практики и жанры имиджевого позиционирования в КД: жанры миссии и истории-легенды, имиджевого буклета и «бренд-бука», «стратегии имиджевого позиционирования».

Дискурсологию, когнитивную генристику и когнитивистику в целом обогатят также результаты анализа корпоративных ценностей, среди которых на первый план выдвигаются не только принципы профессиональной деятельности (лидерство, клиентоориентированность], но и ценности, позиционирующие корпорацию как социально-ответственную (среди ценностей доминируют «люди», «территории присутствия», «жители» и др.].

Конечно, невозможно охватить все дискурсы, сферы и жанры, где проявляется социальный конструкционизм. Но автор, как представляется, удачно избирает для анализа ту сферу, где роль социального конструкцио-низма наиболее велика и даже критична, - корпоративные коммуникации.

Анализ проведен на интересном и показательном материале: это сайты компаний и организаций (15 наименований], средства массовой информации (28 наименований], речевые модули (29 наименований],

фирменные стандарты (15 наименований], корпоративные кодексы (15 наименований], корпоративные клятвы (10 текстов], корпоративные гимны (21 текст], отзывы и благодарности потребителей (7 текстов], корпоративные издания (26], миссии компаний и организаций (48], коммуникационные стратегии (8], имиджевые буклеты (8], бренд-буки (4]. Следует подчеркнуть, что анализируется в значительной степени закрытый и труднодоступный материал - внутренние документы компаний и фирм, которые ими не афишируются и по этой причине редко становятся объектом лингвистического анализа. Это, конечно же, составляет дополнительную ценность рецензируемой монографии.

В целом же книга И.П. Ромашовой содержит много новых научных наблюдений и выводов, интересна и содержательна. Не вызывает сомнений актуальность заявленной темы, а также авторского подхода к изучению социального конструкционизма КД.

ABOUT THE SOCIAL CONSTRUCTION APPROACH TO DISCOURSE: A REVIEW OF THE MONOGRAPH OF I.P. ROMASHOVA "SOCIAL CONSTRUCTIONISM OF CORPORATE DISCOURSE" (Omsk, Omsk State University, 2018. 312 p.)

V.V. Dementev

Saratov State University (Saratov, Russia)

Abstract: The monograph of I.P. Romashova is written from the point of view of a socio-constructionist approach relevant to contemporary discourse. The author discusses the relevance of the stated approach, the validity of the conclusions and the representativeness of the material presented in the monograph. According to the author's point of view, the main advantages of the book under review are an integrated approach to addressing the problem of social constructionism, as well as a linguistic analysis of communicative practices and technologies such as in-stitutionalization, legitimation and positioning in which the social constructionism of domestic corporate discourse finds its embodiment. The author considers the representativeness of the analyzed material (corporate discourse texts), which is hardly described in Russian discourse and genre studies as the benefit of the work of I.P. Romashova.

Key words: social constructionism discourse, discourse technology, discourse practice, corporate discourse, institutionalization, legitimation and positioning.

For citation:

Dementev, V.V. About the social construction approach to discourse: a review of the monograph of I.P. Romashova "Social constructionism of corporate discourse" (Omsk, Omsk State University, 2018. 312 p.) Communication Studies (Russia), Vol. 6, no. 2, pp. 569-573. DOI: 10.25513/2413-6182.2019.6(2).569-573. (in Russian)

About the author:

Dementev, Vadim Viktorovich, Prof.? Prof. of the Department of Language Theory and History and Applied Linguistics of the Institute of Philology and Journalism

Corresponding author:

Postal address: 13, Volskaya ul., Saratov, 410028, Russia

E-mail: dementevvv@yandex.ru

Received: April 20, 2019

Accepted: April 23, 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.