О СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА
Курганов А.Д., соискатель НОУ ВПО Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы
В статье рассматривается роль малого и среднего бизнеса в экономке страны и обосновывается необходимость развития этих форм занятости и предпринимательства в том числе и при государственной поддержке.
Ключевые слова: малое предпринимательство; поддержание социально-экономической стабильности; создание новых производств; увеличение занятости
ON THE SOCIO-ECONOMIC EFFICIENCY OF SMALL AND MEDIUM BUSINESS
Kurganov A., the applicant, NOU VPO Moscow Academy of Entrepreneurship under the Government of Moscow
The article examines the role of small and medium businesses in the country s housekeeper and justified the need for the development of these forms of employment and entrepreneurship, including with government support.
Keywords: small business, and maintaining social and economic stability, creation of new industries, increasing employment
Основную массу малого бизнеса во многих государствах мира составляют мельчайшие предприятия, в которых работают не более 20 человек, но при этом они обеспечивают примерно 2/3 прироста рабочих мест, что, безусловно, положительно сказывается на занятости населения. Так, например, малые и средние фирмы США производят 40% ВНП, в том числе в обрабатывающей промышленности - 21%, в строительстве - 80%, в оптовой торговле - 86%, в сфере обслуживания - 81%. На данных предприятиях сосредоточена половина всех занятых в частном секторе работников. Более того, малые предприятия обеспечивают создание и ведение около 50% всех нововведений США. При этом на один доллар затрат они внедряют нововведений в 17 раз больше, чем крупные предприятия.
На наш взгляд, объяснить эту пропорцию можно несколькими причинами. Во-первых, эффективной системой защиты интеллектуальной собственности в США. Во-вторых, значительно меньшими издержками малого бизнеса на менеджмент и ускоренными возможностями в принятии решений. В-третьих, значительно меньшим риском малых предпринимателей. В-четвертых, заинтересованностью государства в приходе малого бизнеса в инновационную сферу.
Мелкие и средние фирмы, объединяемые понятием «малый бизнес», играют весьма важную роль и в японской экономике. На них производится около 55% ВВП и работает более 80% всех занятых в хозяйстве страны. Даже в такой передовой отрасли, как обрабатывающая промышленность, доля мелких и средних предприятий в общем объеме производства составляет около половины, а в численности занятых - порядка 3/4. В других же отраслях японской экономики роль малого бизнеса еще более значительнее. Так, например, в строительстве на мелких и средних предприятиях занято более 95% всех работающих в отрасли, на транспорте и связи
- более 85%, в оптовой и розничной торговле - около 90% и т.д.
В целом же мелкие и средние предприниматели Японии - это основа среднего класса страны, которому свойственно довольно консервативное сознание, отторжение всяких радикальных перемен. Так что уже одним своим существованием мелкие и средние предприниматели (а их в Японии насчитывается более 7 млн. чел.) способствуют поддержанию социально-политической стабильности. Кроме того, малые предприятия активно способствуют сглаживанию диспропорций на рынке труда и тем самым снятию социальной напряженности. Во-первых, по сравнению с крупными компаниями они менее избирательны в отношении качества рабочей силы и используют те ее контингенты, которые в данный момент реально имеются на рынке. Во-вторых, они предлагают самые разнообразные условия найма (от постоянной работы до различных форм временной или частичной занятости), то есть, способны в гораздо большей степени, чем крупные фирмы, учесть возможности и обстоятельства своих работников и тем самым существенно расширить возможности трудоустройства для значительного числа людей.
Рассмотрим что происходит с социально-экономической ролью малого и среднего бизнеса в России в начале XXI столетия.
Во-первых, малые и средние предприниматели все в большей степени становятся активными заемщиками финансовых средств, и, следовательно, начинают играть все более заметную роль в фи-
нансовой системе нашей страны. Например, управляющий банка «Драгоценности Урала» И. Марков считает малый бизнес самой надежной и перспективной группой заемщиков. При этом он объясняет повышенное внимание банков к сфере малого и среднего бизнеса несколькими обстоятельствами. В первую очередь, ростом самого малого предпринимательства - и количественным (увеличилось число субъектов предпринимательской деятельности), и качественным.
Малый бизнес активно функционирует не только в сфере торговли и услуг, но и создает новые производства. Поэтому банки в нашей стране в последние годы отреагировали на эту тенденцию ростом предложений продуктов именно для этого сектора экономики. Практически все финансовые программы, предлагаемые в настоящее время в России, учитывают не только официальную, но и управленческую отчетность таких клиентов. Тем самым банки и иные финансовые институты стараются понять реальное состояние клиентов, претендующих на участие в тех или иных финансовых программах.
Но следует констатировать, что в России малый бизнес еще развит недостаточно. По количеству малых предприятий на душу населения наша страна сильно отстает от развитых государств. При этом процент выживаемости предприятий очень мал и реально на рынке, как правило, работают всего две-три компании из десяти созданных. Если государство будет стимулировать развитие предпринимательства (прежде всего, за счет налоговых льгот и упрощения доступа к стартовому капиталу), то социально-экономическая эффективность малого и среднего бизнеса в отечественной экономике будет только возрастать.
Важно учитывать, что малый бизнес в нашей стране развивается как в крупных городах, так и в небольших муниципальных образованиях где крупный бизнес, скорее всего, не будет развиваться. Поэтому финансовые программы поддержки банками малого и среднего предпринимательства ориентируются на заемщиков не только в мегаполисах и крупных областных центрах, но и на районные центры (качество заемщиков в них довольно высокое: уровень просрочки, как показывает анализ статистической отчетности банков не превышает 0,5%). В Российской Федерации более 3000 малых городов и 150 000 населенных пунктов - и большинство малых предприятий в них нуждаются в качественных и доступных финансовых услугах.
С другой стороны, небольшие кредиты - основа успешного и стабильного развития средних и малых предприятий. Так, например, в 2006 г. 53% опрошенных в рамках общероссийского исследования «Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах России» (проект Общероссийской общественной организацией «ОПОРА РОССИИ» и Всероссийского центра изучения общественного мнения) предпринимателей именно финансирование выделили как самую важную проблему. В настоящее же время свыше половины предпринимателей также считают финансирование наиболее актуальной проблемой. Практически все новые предприниматели (92% по данным ВЦИОМа), открывая свое дело в сфере малого бизнеса, используют либо собственные накопления, либо обращаются за финансовой помощью к посредникам.
Исследование, проведенное Ассоциацией российских банков
в 2006 г., показало, что малые и средние предприятия составляют 83% клиентов банков, однако 62% кредитов - это кредиты предприятиям торговли. Промышленность же в структуре кредитного портфеля в отношении малых предприятий составляет всего лишь 6,8%, строительство - 5,8%, ЖКХ, полиграфия, лизинг - 8,1%. При этом на переоборудование и расширение производства используется лишь пятая часть кредитов.
По оценкам Российского микрофинансового центра доля малого, и особенно, микробизнеса, имеющего доступ к банковским кредитным ресурсам составляет 15-20%. Частично вопросы финансирования решаются за счет использования инфраструктуры микрофинансирования, которое в течение последних двух лет растет быстрыми темпами. Так, если спрос предпринимателей на микрозаймы вырос с 2004 до 2006 гг. на одну треть (со 180 млрд.рублей до 240 млрд.руб.), то предложение за тот же период увеличилось более чем в два раза (с 12 до 26 млрд.руб.). На 1 января 2007 г., по оценкам экспертов, активно действует более 1600 небанковских микрофинансовых организаций, обслуживающих около 500 тыс. клиентов. При этом наиболее массовыми представителями рынка микрофинансирования остаются кредитные кооперативы, доля которых ежегодно увеличивается и составляет сейчас 2/3 от общего числа объектов инфраструктуры микрофинансирования. Различные фонды (государственные, муниципальные, частные) - это второй по распространенности тип микрофинансовых организаций. Средний размер их займа составляет примерно 50 тыс. руб. При этом 20% микрофинансовых организаций имеют головные офисы в Приволжском, Центральном и Сибирском федеральных округах. Меньше всего их зарегистрировано в Уральском федеральном округе.
Вместе с тем основными получателями услуг остаются индивидуальные предприниматели (84% микрофинансовых организаций работали с ними). Малым предприятиям - юридическим лицам, микрофинансовые услуги предоставляла каждая вторая организация. Крестьянские (фермерские) хозяйства могли получить микрофинансовые услуги у 45% организаций. Государственные (муниципальные) фонды работают главным образом с субъектами малого предпринимательства.
Трансформация социально-экономической роли малого и среднего бизнеса в экономике нашей страны вызвана активным участием этого вида бизнеса в формировании конкурентоспособности и одновременно - основы будущей инновационной экономики. Не случайно, данную группу предприятий специалисты выделяют в связи с тем, что среди малого и среднего бизнеса практически нет сырьевых компаний (при этом, как известно, в мировой практике именно малый бизнес является основой инновационной экономики) и инновационная экономика в нашей стране вряд ли сложится без активного участия именно этого вида бизнеса.
Полагаем, что малому бизнесу (действующему в рыночной экономике) намного проще организовать конкурентную среду, которая бы постоянно ориентировала производителей на интересы потребителей и стимулировала непрерывное создание инноваций. В этом плане весьма показателен успешный опыт стран, реализовавших промышленную политику с инновационной составляющей. Разработчики новых технологий в большинстве экономически развитых стран считают эффективными методы прямой государственной поддержки малого бизнеса в приоритетных отраслях, а потребители их продукции склоняются к стимулированию государством рыночных форм разработки инноваций через налоговые льготы и поддержку венчурных фирм.
Одним из основных направлений увеличения инновационной составляющей в экономике является коммерциализация научно-технической продукции, находящейся в собственности государства или созданной на бюджетные средства. Известно, что во второй половине ХХ столетия все развитые страны активно занимались поиском оптимальных путей передачи новой технологии из государственных лабораторий в предпринимательский сектор, включая ее вторичное использование. Полагаем, что и для России в настоящее время стоит эта же задача - передача новых технологий для разработки и использования в малый и средний бизнес.
В чем, на наш взгляд, состоит основная проблема привлечения малого и среднего бизнеса в инновационные проекты? Отметим, что низкая активность предпринимательского сектора детерминирована системой выделения средств из федерального бюджета на исследования и разработки (ИР). Так, бульшую часть бюджета ИР в России контролируют 4 организации: РАН, федеральное космическое агентство, федеральное агентство по промышленности и
федеральное агентство по науке и инновациям. И лишь незначительная часть государственного бюджета ИР распределяется на конкурсной основе через 3 фонда:
• российский фонд фундаментальных исследований;
• российский гуманитарный научный фонд;
• фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.
У нас не вызывает сомнений, что государственные научные учреждения являются на сегодняшний день главными генераторами инноваций, поэтому использование позитивного опыта (например, Франции и США) по выстраиванию грамотной мотивации научного и бизнес-сообщества позволит в относительно небольшие сроки существенно активизировать инновационную деятельность в экономике. Этот же опыт свидетельствует о необходимости постоянного кооперирования усилий государственных и частных предприятий по разработке и скорейшему внедрению в производство имеющихся инноваций.
Пока же существует довольно существенный перекос в сторону государственного сектора в сфере исследований и разработок. При этом большая часть уставного капитала в компаниях, занимающихся научными исследованиями и разработками, приходится на федеральные органы исполнительной власти - 81,7%, тогда как на коммерческие предприятия - 15,1% (при средних цифрах по экономике 14,9% и 66,3% соответственно). Диспропорция, как видно, довольно существенная. Финансирование НИОКР в нашей стране также ведется преимущественно за счет бюджетных средств. По оценкам ОЭСР расходы на R&D в 2005 г. делились между государством и предпринимателями в соотношении 61,9 % и 30 %, в то время как средние оценки по странам - членам ОЭСР - 30,2 % и 62,2 %.
В итоге только очень крупные предприятия в настоящее время могут справляться с проблемами среды и обладают ресурсами управления кризисами инвестиционного климата. Фактически из инновационной экономики выталкиваются малые и средние предприятия, которые в других условиях могли бы внести существенный вклад в генерирование творческих идей, которые, в конечном счете и являются основным двигателем инноваций. Статистика показывает, что в сфере НИОКР значительно уменьшается число малых фирм. Так, в период между 1998 и 2004 гг. число малых фирм, зарегистрированных в отрасли «наука и научное обслуживание», сократилось с 28,8 до 20,7 тыс. Более того, многие из оставшихся на рынке малых инновационных компаний в последние годы перепрофилировались в более рентабельные, чем наука и научное обслуживание, сферы деятельности.
Следует констатировать, что малые и средние предприятия наиболее восприимчивы к новациям, процесс обработки и обкатки новых методов и технологий, внедрения их в широкую практику, занимает намного меньше времени. Именно поэтому данные компании потенциально могут являться (и являются на практике) лучшими проводниками в широкую практику инновационных идей. Разумеется, не все принимаемые идеи находят свое реальное применение, в том числе из-за финансовых проблем. И именно здесь актуализируется такая форма инвестирования, как использование венчурного (рискованного) капитала через создание венчурных фондов.
В данной форме сотрудничества экономика получает новые технологии, относительно быстро и оптимально внедряемые в жизнь; частные инвесторы - имеют возможность получить многократный возврат на вложенный капитал; научные работники и работники высокоинтеллектуальных профессий - применение новаций в жизнь, признание, в том числе защищенное патентами, а государство - новые рабочие места и улучшение условий жизни населения, снижение зависимости от конъюнктуры рынка сырья. В связи с этим по инициативе Правительства Российской Федерации было принято решение о формировании региональных венчурных фондов в целях финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Необходимо отметить, что формирование венчурных фондов для малых компаний обеспечивается из трех источников:
- средства региональных бюджетов - до 25%;
- средства федерального бюджета - до 25% (в объеме, равном расходам региональных бюджетов);
- средства частных инвесторов - не менее 50%.
При этом управление фондами осуществляется отобранными на конкурсной основе профессиональными управляющими компаниям в течение 7 лет. По окончании срока действия фонда государ-
ственные средства направляются на формирование следующего частно-государственного венчурного фонда или возвращаются в доход бюджета субъекта Российской Федерации. Размер каждого фонда колеблется от 120 до 800 млн рублей. В настоящее время завершено формирование 5 венчурных фондов и Управляющие компании проводят отбор проектов для инвестирования в Республике Татарстан, городе Москве, Красноярском и Пермском краях, Томской области. При этом общий объем венчурного капитала, доступного малым компаниям, уже составляет 2 240 млн. рублей. В течение 2007 г. практически завершилось формирование венчурных фондов в городе Санкт-Петербурге, Белгородской, Воронежской, Волгоградской, Московской, Нижегородской, Саратовской, Самарской, Свердловской, Тюменской областях, а также Республиках Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Чувашия.
Литература:
1. Анализ инновационной политики России и Украины по методологии Европейского сообщества / Отв. ред. Н. Иванова, И. Егоров, С. Радошевич. - М.: ИМЭМО РАН, 2008.
2. Инновационные приоритеты государства / Отв. ред. А.А. Дынкин, Н.И. Иванова. - М.: Наука, 2005.
3. Малое предпринимательство в России-2010. Статистический сборник. - М.: Госкомстат России, 2010; Наука России в цифрах-2010. Статистический сборник. - М.: ЦИСН, 2010.
4. Тиньков С.В., Тиньков В.В. Управление корпоративной репутацией на малых промышленных предприятиях // Репутациоло-гия. - 2008. - № 1.
5. Чепуренко А.Ю. Малое предпринимательство в социальном контексте // Вопросы экономики. - 2005. - № 9.
РАЗВИТИЕ РЫНОЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
Салогубов С.Н., соискатель ЛГТУ
В данной статье рассматриваются особенности формирования рыночной инфраструктуры в условиях модернизации экономики. В работе уделено внимание определению рыночной инфраструктуры и формированию её экономического потенциала. Показаны факторы, влияющие на развитие экономического потенциала рыночной инфраструктуры региона, а также рассматривается необходимость формирования информационной инфраструктуры региона.
Ключевые слова: рыночная инфраструктура, экономический потенциал рыночной инфраструктуры, факторы развития экономического потенциала, информационная инфраструктура региона, эффективность развития рыночной инфраструктуры.
DEVELOPMENT OF MARKET INFRASTRUCTURE IN TERMS OF ECONOMIC MODERNIZATION
Salogubov S., the applicant, LGTU
This article discusses the features offormation of market infrastructure in terms of economic modernization. We paid attention to the definition of market infrastructure and formation of its economic potential. Shows the factors affecting the development of the economic potential of the market infrastructure in the region, and considers the need to create the information infrastructure of the region.
Key words: market infrastructure, the economic potential of the market infrastructure, factors of development of economic potential, the information infrastructure of the region, the efficiency of market infrastructure.
В условиях модернизации экономики значительно увеличивается роль инфраструктуры, что усиливается необходимостью реализации национальных приоритетов развитии рыночной экономики, к которым относятся: институты, инфраструктура, инновации и инвестиции. В названной цепочке приоритетов рыночная инфраструктура занимает существенное место, что оправдано углублением общественного разделения труда, усилением экономической интеграции, обеспечением целостного функционирования расширяющихся рынков и отраслей производства, созданием необходимых условий для существования рыночных отношений в экономике страны и ее регионов.
Процессы преобразования в экономике предполагают усиление мер по формированию конкурентной рыночной среды, по поддержке предпринимательства, а также созданию развитой рыночной инфраструктуры. Необходимость соблюдения пропорциональности между становлением рыночных отношений и инфраструктуры рынка, а также внутри самой инфраструктуры требует программно-целевого подхода к развитию и совершенствованию всех ее элементов. Это, несомненно, является приоритетным направлением в условиях модернизации экономики России. Решение этой проблемы требует качественного изменения статуса и функций рыночной инфраструктуры для целенаправленной концентрации сил и реализации правильно выбранной стратегии развития.
Важность исследования вышеизложенных аспектов обуславливает поиск решений следующих ключевых задач: исследование понятия «рыночной инфраструктуры» и ее особенностей развития в регионе; разработка инструментария и определение приоритетных направлений развития рыночной инфраструктуры в контексте современных экономических преобразований.
Анализ экономической ситуации свидетельствует о том, что рыночная инфраструктура находится на стадии становления. В таких условиях на наш взгляд не может обеспечиться поступательное динамичное развитие региона. В этой связи необходима эффективная
интеграция механизма регулирования процессов мобилизации, распределения и использования ресурсов региона в ходе реализации экономико-образующих проектов развития. Следовательно, центральная и наиболее важная задача с точки зрения повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, заключается в формировании новой модели рыночной инфраструктуры региона с учетом современных экономических преобразований.
В современной научной литературе «рыночная инфраструктура» трактуется по-разному. В одном случае под рыночной инфраструктурой понимается «комплекс отраслей, подотраслей и сфер деятельности, главная задача которых сводится к доведению товаров от производства к потребителям» [1], в другом - она определяется как «каркас рынка, представляющий собой разветвленную и взаимосвязанную сеть предприятий и хозяйств для обслуживания процессов обмена и движения товара» [2]. Наконец, ее рассматривают как совокупность вспомогательных и обслуживающих подразделений, организационно и материально обеспечивающих основные рыночные процессы. Под рыночной инфраструктурой региона можно понимать организационно-экономическую систему, основными элементами которой являются отрасли оптовой и розничной торговли, материально-технического снабжения, кредитования и страхования, информационного и правового обслуживания, действующие в социально-экономической среде региона. Эта система представляет собой каркас, на котором основывается современная система региональных рынков. Следовательно, эффективное развитие рыночной инфраструктуры является объективной предпосылкой обеспечения динамичного конкурентоспособного развития экономики региона.
Новая экономика требует наличия мощных информационнокоммерческих сетей, высокоэффективных средств финансовых и кредитных расчетов, информатизации и т.п. Так же важную роль рыночная инфраструктура играет в размещении производительных сил и экономическом развитии регионов. Невысокий уровень раз-