Проблемы экономики и менеджмента
УДК 338.012
Г.Д. Ногоева
ст. преподаватель, кафедра информационных технологий и программирования, Кыргызский национальный университет имени Жусупа Баласагына
О СОСТОЯНИИ РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА КАК ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ
КЫРГЫЗСТАНА
Аннотация. В данной статье анализируется состояние формирования Интернета как важного сегмента рыночной экономической системы в Кыргызстане. В связи с чем, рассмотрены факторы, способствующие его формированию и развитию. Особое внимание уделено финансовым аспектам обеспечения и внедрения Интернета в общественной жизни современного Кыргызстана.
Ключевые слова: реклама, рынок рекламы, интернет-реклама, рекламные кампании, Интернет, информационно-коммуникационные технологии, информация.
G.D. Nogoeva, Kyrgyz National University named after Jusup Balasagun
ABOUT DEVELOPMENT OF INTERNET STATUS AS INFORMATIVE-COMMUNICATION MARKET SYSTEM OF KYRGYZSTAN
Abstract. In this article the formation state of the Internet is analysed as an important segment of the market economic system in Kyrgyzstan. In this connection, the factors assisting its forming and development are considered. The special attention is paid at the financial aspects providing and introduction of the Internet in the public life of modern Kyrgyzstan.
Keywords: advertisement, market of advertisement, internet-advertisement, advertisement-campaigns, Internet, of informative-communication technologies, information.
Рынок рекламы Кыргызстана как экономическое понятие возник в начале 2000-х годов, когда впервые появились более или менее заметные объемы рекламы в прессе (в первую очередь в газетах «Вечерний Бишкек», «Слово Кыргызстана» и др.). В то же время реклама стала появляться в серьезных объемах на телевидении. Рекламный бизнес стал развиваться хоть и скачкообразно, но достаточно интенсивно и поэтому, сегодня можно смело утверждать, что кыргызский рекламной рынок является одним из наиболее развивающихся в центральноазиатском регионе. Соответственно, в коммуникационной системе республики в целом, особенно в маркетинговой деятельности субъектов хозяйствования и предпринимательства такие сектора рекламы как телевизионная, реклама на радио, наружная баннерная реклама, реклама на прессе и самая развивающаяся - интернет-реклама.
Опыт показывает, что развитие средств массовой информации Кыргызстана во многом зависит от его источников финансирования, и не секрет, что основным источником является реклама. В свою очередь, рекламные бюджеты предприятий зависят от состояния национальной экономики, а также уровня потребительского спроса.
Одним из показателей, отражающим взаимосвязь рынка рекламы и макроэкономических показателей является соотношение годового расхода на рекламу к номиналь-
№ 12 (52) - 2015
89
Проблемы экономики и менеджмента
ному ВВП страны (AdSpend/GDPratio). С целью оценки потенциала рынка рекламы Кыргызстана специалисты Консалтингового Агентства «Эксперт» проанализировали аналогичные показатели различных стран.
Так, например, в развитых странах это соотношение колеблется в интервале 0.81.0%.
В России, если взять историю последних десяти лет, это соотношение росло от
0.4% до 0.6% и после финансового кризиса стабилизировалось на уровне около 0.48%, а в странах Центрально-азиатского региона средний показатель примерно равно 0.20.3%.
По данным того же Агентства «Эксперт» рынок рекламы Кыргызстана, рассчитываемый по прайс-листам, оценивается в 19 млн долларов в год. При таких показателях AdSpend/GDPratio для Кыргызстана равен 0.3%. Однако официальные данные ВВП страны не учитывают значительную долю теневой экономики (30-40%). Кроме того, при размещении рекламы в СМИ Кыргызстана, в отличие от других стран, крупные рекламодатели добиваются существенных скидок (до 50% от прайс-листов). Таким образом, реальный показатель AdSpend/GDPratio не превышает 0.1-0.2%.
Необходимо отметить тот факт, что бюджеты на рекламные кампании в Интернете уже превысили бюджеты на наружную рекламу, прессу и радио. По состоянию на 2012 год 19% всех денег рекламодателей были направлены на продвижение в онлайн (на ТВ, для сравнения, 48%). При расчете данных учитывались медийная и контекстная реклама в Интернете.
Очевидно, что потенциал роста рынка рекламы в Интернет в Кыргызстане огромен и стоит ожидать его дальнейшего роста. На фоне более доступного широкополосного безлимитного и мобильного Интернета, увеличивающегося числа активных пользователей сети, темпы роста составят не менее 50%. Из этого можно сделать обобщающий вывод о том, что будущее в Кыргызстане за интернет-рекламой.
Реклама в КР развивается вместе с экономикой Кыргызстана и имеет свою специфику, возникающую под воздействием различных факторов: большие территории, нетронутые человеком, сложившийся кочевой образ жизни населения, традиции, история и культура. Чтобы проводить эффективные и соответствующие маркетинговому окружению рекламные кампании в Киргизии, и, чтобы реклама в республике стала «двигателем торговли», необходимо знание национальных особенностей аудитории, состояния и тенденций развития рынка рекламы в Кыргызстане в целом и в крупных городах, таких как Бишкек и Ош.
Размещение рекламы в Кыргызстане дает возможность производителям и импо-терам заявить о себе и о своих товарах. Только на основе системного анализа аудитории и медийного пространства региона можно с уверенностью говорить, что рекламная кампания достигнет поставленных целей, и реклама в стране на телевидении либо в других СМИ будет эффективным инструментом по продвижению товаров и услуг.
Как показывает экспертный анализ специалистов, будущее развитие рекламной индустрии будет определяться сектором ИР, т.к. последний, по сравнению с другими
90
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
субрынками, динамично развивается, демонстрируя самые высокие темпы прироста по сравнению с другими. В данном случае речь идет не только об интенсивном росте числа пользователей ИР, но и росте финансовых вложений, темпах прироста объема продаж и т.д.
Главным аргументом широкого распространения и использования интернета, как впрочем, в других странах, кыргызскими гражданами и особенно предпринимателями, выступает равенство и доступность использования данной сетью через WWW всеми желающими.
Особо следует отметить на то обстоятельство, что в условиях еще слабой информационной среды тенденции развития Интернета в Кыргызстане связаны с более усиливающейся коммерческой составляющей, выступая тем самым эффективным средством не только рекламы, но и маркетинга, сбыта продукции и в целом бизнесструктурой общества, государства.
Несмотря на общее положение, социально-экономического развития страны, трудности переходного периода, Интернет как важный элемент рыночной коммуникационной системы Кыргызстана демонстрирует свой постоянный рост. Этому способствует не только практика всемирного распространения интернета, но и государственная поддержка развития этой сферы.
Так, национальная политика развития ИКТ является определяющим рычагом в формировании отрасли и рынка ИКТ. Она влияет на состав участников рынка, распространение технологий и в целом определяет курс развития отрасли, создавая определенные условия. В Кыргызстане отрасль ИКТ стала обретать новый формат, начиная с 2000-х годов вместе с инициативами, подкрепленными решениями Саммита «Информационные и коммуникационные технологии для развития» в 2001 году [3] и рядом мероприятий в последующее десятилетие. В течение этого времени были заложены основы современной национальной политики в сфере ИКТ и впервые затронуты такие вопросы как:
- либерализация рынка дальней связи и легализация терминации международного трафика;
- сопряжение сетей операторов;
- разработка технических регламентов обмена информацией госорганов;
- социальные обязательства операторов связи, а именно проблемы «цифрового неравенства» и «универсального облуживания».
За последние 10 лет разработано большое количество нормативных актов, регулирующих деятельность в отрасли ИКТ, однако характерным является то, что законодательная база в целом не соответствует современным требованиям рынка и уровню развития внедряемых технологий. В связи с этим активными членами ИКТ сообщества были предприняты меры по разработке и принятию наиболее критичных законодательных норм, касающихся проблем присоединения сетей связи и универсального обслуживания, и закон «Об электронной коммерции».
Как показывает небольшой опыт использования Интернет в КР данная сеть при-
№ 12 (52) - 2015
91
Проблемы экономики и менеджмента
обрела значительное место в жизни людей и посредством мгновенного обмена информацией стала серьезным инструментом в различных сферах их жизнедеятельности, таких, как:
- глобальное функционирование бизнес-приложений и экономических систем многих стран мира;
- участие в политической жизни государства и общества путем волеизъявления своих гражданских позиций по вопросам его развития;
- духовное развитие и огромные возможности Интернета в образовании.
Интернет как важный элемент ИКТ на сегодняшний день выступает как мощное
средство для организации обмена информацией в самых различных сферах жизнедеятельности людей: экономический обмен, реклама (создание торговых площадок, бирж, электронных магазинов, телекоммуникации и телематические услуги - виртуальные частные сети, VoIP и передача данных, файловые и почтовые сервисы, контенториентированные приложения, в том числе и облачные вычисления cloud computing), политическая арена (официальные электронные страницы государственных органов, неправительственных и некоммерческих организаций, активно участвующих в жизни государства, социальные сети, где на сегодняшний день наиболее интенсивно ведется обсуждение политических и общественных событий и сторон жизни стран мира), электронное образование (удаленное обучение, on-line и off-line тренинги, форумы, блогосфера, персональные страницы) [4].
С целью выявления состояние развития Интернета было осуществлено опросное исследование «Приоритеты и интересы Интернет аудитории Кыргызстана», проведенное ОсОО «Promotank HQA». Исследование дало достаточно объективные результаты в области интернет-контента нашей республики.
Данное исследование было проведено по заказу Фонда «Сорос-Кыргызстан» в 2010 году и в последующем не было проведено подобного исследования и поэтому проанализируем его результаты. Основная цель исследования заключалась в предоставлении помощи в развитии интернет-контента Кыргызстана посредством определения интересов, предпочтений и вкусов пользователей Интернета в Кыргызской Республике.
Результаты исследования дали возможность выявить степень и тенденции развития отечественного Интернета. Информация о предпочтениях пользователей в КР будет представлять большую ценность для веб-разработчиков при разработке Интернетпроектов в Кыргызстане.
Исследование осуществлялось с использованием следующих методов:
- кабинетное исследование;
- полевое исследование.
На данный момент в Кыргызстане представлено несколько провайдеров интернет-услуг, среди которых большая часть территориально охватывает только столицу республики. Основными провайдерами в республике являются компании Кыргызтеле-ком, Элкат и Акнет.
В Кыргызстане вместе со снижением тарифов на внутренний трафик наблюда-
92
№ 12 (52) - 2015
Проблемы экономики и менеджмента
лось увеличение различных интернет-ресурсов. На текущий момент количество активных веб-ресурсов составляет примерно 1 500. Все большую популярность приобретают файлообменные ресурсы, видео порталы, социальные сети, а также другие технологии WEB 2.0.
Таким образом, исследование становления интернета, его основных элементов, а также тенденции изменения объема рынка данного сегмента в нашей республике говорят о том, что этот рынок будет продолжать расти, однако его доля по отношению к общему объему отечественного рынка будет оставаться еще незначительной.
Список литературы:
1. Закон КР «О рекламе». Бишкек, 2012.
2. Закон КР «Об электронной коммерции». Бишкек, 2000.
3. Материалы саммита «Информационные и коммуникационные технологии для развития». 2001
4. Отчет по результатам исследовательской работы «Техническая инфраструктура Кыргызский Республики для организации альтернативных каналов интернет» / Обществ. фонд «Граждан. инициатива интернет-политики». Бишкек, 2011.
№ 12 (52) - 2015
93