Научная статья на тему 'О соотношении предмета и предела прокурорского надзора за оперативно- розыскной деятельностью оперативных подразделений полиции'

О соотношении предмета и предела прокурорского надзора за оперативно- розыскной деятельностью оперативных подразделений полиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
прокурорский надзор / оперативно-розыскная деятельность / оперативные подразделения полиции / предмет прокурорского надзора / предел прокурорского надзора / соотношение предмета и предела прокурорского надзора / prosecutorial supervision / operational-search activity / operational units of the police / subject of prosecutorial supervision / limit of prosecutorial supervision / correlation of subject and limit of prosecutorial supervision.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петр Иванович Иванов

В статье рассматривается вопрос о соотношении таких понятий, как предмет и предел прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений полиции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the relationship between the subject and limits of procuror oversight for operational operations of the operational divisions of the police

The article discusses the relationship between such concepts as the subject and the limit of prosecutorial supervision of the operational-search activities of operational police units

Текст научной работы на тему «О соотношении предмета и предела прокурорского надзора за оперативно- розыскной деятельностью оперативных подразделений полиции»

Криминалистика;

судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

УДК 343 ^

ББК 67

DOI 10.24411/2073-3313-2019-10579

О СООТНОШЕНИИ ПРЕДМЕТА И ПРЕДЕЛА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЛИЦИИ

Петр Иванович ИВАНОВ, главный научный сотрудник Академии управления МВД России, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист РФ E-mail: rkhannanov8@mvd.ru

Научная специальность: 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность;

оперативно-розыскная деятельность

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о соотношении таких понятий, как предмет и предел прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью оперативных подразделений полиции.

Ключевые слова: прокурорский надзор, оперативно-розыскная деятельность, оперативные подразделения полиции, предмет прокурорского надзора, предел прокурорского надзора, соотношение предмета и предела прокурорского надзора.

Annotation. The article discusses the relationship between such concepts as the subject and the limit of prosecutorial supervision of the operational-search activities of operational police units.

Keywords: prosecutorial supervision, operational-search activity, operational units of the police, subject of prosecutorial supervision, limit of prosecutorial supervision, correlation of subject and limit of prosecuto-rial supervision.

На особенности осуществления прокурорского надзора оказывают влияние следующие основные факторы. Замкнутость оперативно-розыскной деятельности (далее — ОРД), в данном случае оперативных подразделений полиции, обусловленная спецификой организации и тактики ее осуществления, сведения о которых составляют государственную тайну. Строго ограниченный круг субъектов, допущенных к оперативно-розыскной работе — это сотрудники оперативных подразделений полиции.

Это касается и прокурорских работников: только уполномоченные прокуроры имеют пра-

во проводить проверку в сфере оперативно-розыскной деятельности.

Разведывательно-поисковый характер оперативно-розыскной деятельности, базирующейся преимущественно на негласных силах, средствах и методах, позволяет проникнуть вглубь, в скрытую от посторонних глаз преступную среду для выведывания информации о ее структуре и механизмах преступной деятельности1.

Наличие правовой основы рассматриваемого вида деятельности; такая основа в основном состоит из открытых законодательных и иных нормативных правовых актов. Любой гражданин при необходимости имеет возможность ознако-

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

миться с ними. Отсюда не трудно заметить, что анализируемый вид деятельности как бы находится под общественным контролем. Перечисленные нами факторы в той или иной мере накладывают свой отпечаток на осуществление прокурорского надзора.

Мы не случайно затронули в данной статье тему соотношения таких понятий, как предмет и предел прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД. С одной стороны, предмет и предел — это квинтэссенция прокурорского надзора, с другой стороны, нет на сегодня единого понимания указанной проблемы даже среди ученых-юристов.

Обратимся вначале к Толковому словарю русского языка. Термин «предмет» имеет несколько значений. Вот одно из них: предмет — это «тот (то), на кого (что) направлена мысль, какое-нибудь действие, объект»2. Такое толкование, на наш взгляд, более близко к рассматриваемой в настоящей статье проблеме.

Перечень предмета прокурорского надзора определен Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ об ОРД ) и конкретизирован в приказе Генерального прокурора РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 (в ред. приказа от 05.09.2012 г. № 380) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности», которым руководствуется, наряду с ФЗ об ОРД, уполномоченный прокурор.

Предмет прокурорского надзора3 — это та область деятельности, на которую направлена проверка, организуемая на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов4, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки. Заметим, что законодатель, определяя основание, тем самым ограничил проведение надзора в других случаях. Общим правилом при осуществлении надзора за исполнением законов (по всем его отраслям) является то, что органы прокуратуры не должны подменять собой поднадзорные органы.

А.В. Акчурин, С.В. Легостаев полагают, что предмет надзора ограничивается соблюдением законности (неукоснительным выполнением требований законов). В содержательном плане, по их мнению, он охватывает: законность принятых решений о производстве или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, решений о заведении и прекращении дел оператив-

ного учета; законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе; законность использования результатов оперативно-розыскной деятельности; обеспечение гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции; наличие оснований, соблюдение порядка и условий проведения оперативно-розыскных мероприятий5.

Мы разделяем высказанное мнение авторов. Одновременно хотим подчеркнуть, что законодатель обеспечение соблюдения законности возлагает не только на органы прокуратуры посредством осуществления ими прокурорского надзора, но в немалой степени и на сами поднадзорные органы, призванные вести контроль6.

В частности, ст. 22 «Ведомственный контроль» ФЗ об ОРД прямо предписывает: руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. Однако, на наш взгляд, это вовсе не означает, что они подменяют функцию надзора. Указанные руководители в своей повседневной деятельности могут, используя предоставленные им полномочия, быстрее обнаружить нарушения и принять меры по их устранению, не дожидаясь прокурорской проверки. Сфера ОРД в этом плане находится как бы под двойным контролем.

Что же касается предела прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, то граница такого надзора ограничивается ст. 21 ФЗ об ОРД. Данный Закон четко очерчивает границы проверочных действий уполномоченного прокурора.

Между тем в юридической литературе отдельные исследователи на основе анализа нормативных правовых актов и правоприменительной практики предприняли попытку их конкретизации.

Так, по мнению А.В. Акчурина и С.В. Лего-стаева, предел определяется тремя взаимосвязанными событиями: самим фактом нарушения закона; поступившей в органы прокуратуры информацией о факте нарушения и, наконец, проверкой исполнения закона в сфере ОРД. Думается, что названные события, скорее всего, могут выступать основаниями (поводом) для проверочных действий со стороны уполномоченного прокурора. От частоты поступления такого рода сведений во многом зависит частота

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

вмешательства прокурора в практику осуществления ОРД.

Таким образом, соотношение предмета и предела прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, — ключевой вопрос прокурорской деятельности.

Без определения предмета и его границы трудно представить в условиях упрочения правового государства в стране строжайшее соблюдение законности в сфере ОРД и его обеспечение посредством прокурорского надзора. Предмет и предел прокурорского надзора выступают неотъемлемыми элементами прокурорской деятельности.

Законодатель очертил в ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» не только границы надзора, но и исчерпывающе определил сам его предмет, тем самым создал предпосылку для единообразного применения названной нормы при осуществлении прокурорского надзора в сфере ОРД на всей территории России.

1 Иванов П.И. Закономерности проявления экономической преступности в современных условиях // Научный

вестник юридического факультета. Вып. 3 / Под ред. И.И. Столярова. М.: МИЭМП, 2006. С. 168—179.

2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1999. С. 580.

3 Предмет прокурорского надзора — исполнение законов поднадзорными прокурору органами, должностными и иными лицами. Каждая отрасль прокурорского надзора имеет свой предмет. (См.: Настольная книга прокурора / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 1135)

4 Жалобы, заявления и иные обращения граждан и организаций в органы прокуратуры, содержащие сведения о преступной деятельности организованных групп и преступных сообществ, в том числе сформированных по этническому принципу. (См. об этом: Иванов П.И. О понятии «этническая организованная преступность в сфере экономики» // Оперативник (сыщик). 2013. № 2 (35). С. 48—55)

5 Акчурин A.B., Легостаев С.В. Прокурорский надзор в схемах: Учеб пособие. М.: Проспект: Академия ФСИН России, 2019. С. 57.

6 О действенности оперативно-розыскных мер см.: Иванов П.И, Ребров A.A. О некоторых вопросах повышения эффективности организационно-управленческих мер органов внутренних дел в сфере миграции, направленных на обеспечение экономической безопасности региона // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 173—181.

ЗАКОН И ПРАВО • 12-2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.