Научная статья на тему 'О соотношении понятий «Оперативная обстановка» и «Криминогенная обстановка»'

О соотношении понятий «Оперативная обстановка» и «Криминогенная обстановка» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1845
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О соотношении понятий «Оперативная обстановка» и «Криминогенная обстановка»»

тройств, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. «в» ч. 3 ст. 226);

— незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, совершенные лицом с использованием своего служебного положения (п. «б» ч. 3 ст. 229);

— нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);

— нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);

— превышение должностных полномочий в случае совершения из корыстных или узкогрупповых, корпоративных интересов (ст. 286);

— присвоение полномочий должностного лица при наличии корыстных или узкогрупповых, корпоративных интересов (ст. 288);

— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);

— служебный подлог (ст. 292);

— провокация взятки или коммерческого подкупа (ст. 304);

— подкуп или принуждение к даче показаний либо к неправильному переводу (ст. 309).

К третьей группе преступлений, непосредственно связанных с коррупционными, относятся следующие общественно опасные деяния, запрещенные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации:

— легализация (отмывание денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем, в случаях приобретения соответствующих денежных средств или иного имущества в результате совершения любого из коррупционных преступлений (ст. 174);

— укрывательство преступлений в случае заранее не обещанного укрывательства: организации преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), созданного для совершения любых тяжких или особо тяжких коррупционных преступлений (ст. 316).

Кроме того, к последней группе могут быть отнесены и другие преступления в случае, если их составы прямо предусматривают в качестве квалифицирующего признака использование своего служебного положения.

Таким образом, законодательное определение коррупции, которое было столь необходимо, не смогло обеспечить максимальной криминализации коррупционных деяний.

ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Абрамов А. В. *

О СООТНОШЕНИИ ПОНЯТИЙ «ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА»

И «КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА»

Понятийный аппарат, применяемый в науке для определения свойств объектов и явлений окружающего мира, состоит как из отдельных слов, так и их сочетаний. Словосочетания эти возникают, когда научные работники желают ввести определение, предполагая, что определяемое свойство есть лишь новое проявление уже известного. В методической литературе, практике деятельности следственных подразделений органов внутренних дел наблюдается довольно распространенная терминологическая несогласованность в употреблении и интерпретации основополагающих понятий. В частности, для определения состояния преступности, ее динамики развития употребляется разнообразная терминология, устоявшаяся и как бы не подлежащая обсуждению в силу ее очевидности. Речь идет о таких категориях, как «криминогенная обстановка» и «оперативная обстановка».

В работе следственных аппаратов органов внутренних дел Российской Федерации чаще всего используется понятие «оперативная обстановка», которое стало в соответствующих нормативных и литературных источниках номенклатурной категорией Как профессиональный термин, «оперативная обстановка» широко применяется в нормативных, организационно-методических и иных документах, а также в специальной литературе органов внутренних дел.

В свое время А.П. Ипакян, глубоко и квалифицированно исследуя методологические вопросы моделирования, связанные с оперативной обстановкой, отмечал, что данное понятие употребляется применительно к конкретным оперативным ситуациям и к функционированию органов внутренних дел в целом. Возникнув как ограниченно узкая категория, «оперативная обстановка» в ее современном понимании не укладывается в эти рамки и, конечно, уже не соответствует своему строго семантическому значению. С исторической точки зрения содержание данного понятия формировалось не семантически, а путем эволюции практики его применения. Причем, будучи заимствованным у военных лишь внешне, оно наполнялось специ-фическим ведомственным содержанием, в котором словом «оперативная» подчеркива-

* Соискатель Академии управления МВД России. E-mail: arka-72@mail.ru.

1 См. Пучков А.П. Аналитическая функция в механизме совершенствования органами внутренних дел. Дис.... канд. юрид. наук. М.: Академия управления МВД России, 2006. С. 36, 50.

лась, скорее, ведомственная окраска обстановки для деятельности, традиционно считающейся оперативной, т.е. связанной с раскрытием преступлений, розыском преступников и т.д.

Немаловажную роль также сыграло, очевидно, и то обстоятельство, что научно-методические вопросы изучения и оценки оперативной обстановки длительное время разрабатывались в рамках теории оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. А.П. Ипакян при этом добавлял, что «едва ли стоит придерживаться строго семантического толкования рассматриваемого понятия и тем более ставить под сомнение его правомерность. Спор о терминах в данном случае представляется особенно неуместным»1.

Однако все же следует отметить, что научные исследователи, а чаще всего практические работники, считают работу с терминологией, а также определение понятий досадной необходимостью, с которой важно покончить как можно скорее, не напрягая ума. В ответ на это известный специалист в области менеджмента Р. Акофф достаточно образно и убедительно отмечает, что следствием неприязни к определениям нередко бывает исследование, схожее с выполненной тупым скальпелем хирургической операцией. Подобно скальпелю хирурга, при частом использовании определения требуют регулярной «заточки», а то и замены2.

Возьмем за основу эту простую аксиому и определимся с понятийным аппаратом и терминологией, которой будем оперировать в ходе своих рассуждений, а также методологией анализа хотя бы в силу того, что эффективное использование в управлении научных знаний требует надежной методики для их практической реализации. При этом важное значение имеют не только сам содержательный анализ научно-практических категорий, выявление их реальной основы, но и возможность установления их иерархии, взаимосвязи и взаимозависимости.

Руководствуясь системным методом, можно подойти к исследованию самых различных объектов, явлений, процессов, их состояний. Системой в этом смысле являются как сознательно организованные объекты (государственные органы и общественные формирования) и процессы (уголовное судопроизводство), так и объективно возникающие в социальной сфере явления и факторы (демографические, экономические, криминологические и др.).

Вероятно, руководствуясь подобными представлениями, А.Е. Андриевский посчитал возможным рассматривать оперативную обстановку «как проявление объективной действительности, воспринимаемой в форме умо-

1 Ипакян А.П. Оперативная обстановка: методологические вопросы моделирования. М.: Академия МВД СССР, 1982. С.15.

2 Акофф Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ. / под ред. Л А. Волковой. СПб.: Питер, 2002. С. 84.

зрительно вычленяемых сторон окружающего мира»1. Действительно, с точки зрения руководителя следственного подразделения, изучающего оперативную обстановку в г. К, его интересуют не все характеристики и элементы данного города, а лишь те, которые вычленяются как некая взаимосвязанная конкретная их совокупность, формирующая и определяющая системное интегративное качество оперативной обстановки. Методологическая роль системы в данном случае состоит в том, что оперативная обстановка рассматривается в качестве системы, которая представляет отграниченную, вычлененную из большего по объему и содержанию понятия «внешняя среда», взаимодействующую и взаимосвязанную совокупность изучаемых факторов, элементов, определяющих состояние и вероятность изменений оперативной обстановки.

Плодотворная попытка семантического, этимологического, исторического анализа понятия «оперативная обстановка» применительно к деятельности органов внутренних дел предпринята 0.3. Клушиным в учебном пособии «Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз» (2008 г.). Он отмечает: «Военная наука подводит понятие “обстановка” под свои интересы и подразумевает под этим термином “совокупность факторов и условий, в которых осуществляется подготовка и ведение операции (боя)”2. Включаются в эту совокупность силы противника, свои силы, соседи и внешние условия. Далее идет классификация видов обстановки по критерию масштабности: стратегическая, оперативная и тактическая. При этом оперативная обстановка, которая складывается в полосе действий объединения и его соседей или в оперативной зоне флота (флотилии), оценивается в звене армии, фронта, флота. В системе МВД представление об оперативной обстановке несколько иное. Также есть три уровня управления: стратегический, оперативный и тактический, но нет соответствующих видов обстановки. Есть общее собирательное понятие — “оперативная обстановка”, — применяемое к любому уровню управления»3. Иными словами, автор поддерживает мнение А.П. Ипакяна, высказанное в восьмидесятых годах прошлого столетия.

В самой общей формулировке под оперативной обстановкой понимаются внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел выполняют задачи борьбы с преступностью, обеспечения общественного порядка и общественной безопасности, т.е. реализуют правоохранительную и правоприменительную функции4.

1 Андриевский А.Е. Опыт рассмотрения оперативной обстановки как объекта системного исследования // Проблемы совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел. Сборник трудов. М.: Академия МВД СССР, 1977. С. 26.

2 Военный энциклопедический словарь. М., 1986. С. 498.

3 Клушин 0.3. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз. М.: Академия управления МВД России, 2008. С. 6.

4 Ипакян А.П. Указ. соч. С. 18.

Обратимся вновь к мнению 0.3. Клушина, где автором совершенно справедливо замечено, что «оперативная обстановка в общечеловеческом смысле — это какие-либо динамичные обстоятельства, факторы, положения, условия, требующие неотложного реагирования»1. В реалиях сегодняшнего дня таких ситуаций достаточно много. И, соответственно, термин «оперативная обстановка» используют в различных сферах общественной жизни. Так, например, Типовая инструкция по охране труда для электромонтера оперативно-выездной бригады ТИ Р М-071-2002 (утв. Минэнерго РФ и Минтрудом РФ 25 июля, 2 августа 2002 г.) предписывает в п. 5.3.3 электромонтеру в соответствии с оперативной обстановкой действовать согласно местному оперативному плану пожаротушения. В Положении о целевом бюджетном фонде возвратного финансирования инвестиций говорится о том, что «конкретный размер доходов, направляемых на формирование Фонда, определяется распорядительными документами городской администрации, исходя из оперативной финансово-экономической обстановки в городе»1. В Правилах безопасности при обогащении и брикетировании углей (сланцев), п. 158, начальнику смены или мастеру до начала работы предписано ознакомиться с оперативной обстановкой в организации К В соответствии с распоряжением Минтранса п. 4.1 устанавливается контроль за оперативной обстановкой на федеральных автомобильных дорогах в период прохождения весеннего паводка с принятием неотложных мер по оказанию необходимой организационной и методологической помощи дорожным организациям в проведении противопаводковых мероприятий4.

Этот термин также используется в здравоохранении, авиации и атомной энергетике, на морском и речном транспортах, в таможенном комитете, МЧС России5. Оперативная обстановка по расходованию газа ежедневно рассматривается ЖКХ совместно с Межрегионгазомб. И, конечно, данный

1 Клушин О.З. Указ. соч. С. 5—6.

2 Распоряжение Мэра Москвы от 26 мая 1995 г. № 270-РМ «О целевом бюджетном фонде возвратного финансирования инвестиций».

3 См. Постановление Госгортехнадзора РФ от 30 мая 2003 г. № 46 «Об утверждении Правил безопасности на предприятиях по обогащению и брикетированию углей (сланцев)».

4 Распоряжение Минтранса РФ от 28 января 2004 г. № ИС-37-р «О подготовке федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений к работе в период прохождения весеннего паводка 2004 года и проверке уровня их содержания».

5 См.: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2007 г. № 2 61« О внесении дополнений в квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций грааданской авиации»; Распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 октября 2005 г. № АД-268-р «Об утверждении Плана действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях».

6 Постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2000 г. № 116 «О работе топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйств города в зимних условиях 1999— 2000 гг.».

термин, как мы отметили, широко распространен в деятельности органов внутренних дел.

Зададимся вопросом — можно ли найти в правоохранительной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел свой, отвечающий всем сущностным признакам, термин? Изучение специальной юридической литературы дает основания утверждать, что такой термин имеется и используется в научной литературе и практике деятельности органов внутренних дел. Под криминогенной обстановкой понимается совокупность (комплекс) процессов и факторов в определенный промежуток времени, влияющих на состояние и динамику преступности . Эта совокупность является своеобразным «фоном» общественного развития, на котором происходят (под воздействием антикриминогенных и криминогенных факторов) количественные и качественные изменения в преступности. Фактор рассматривается как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характерные черты2. Профессор В.Д. Малков справедливо уточняет: «“Фактор" означает лишь то, что представляющее криминологический интерес явление имеет определенное значение, влияет на ход и результаты какого-то процесса»3. Без такого «средового фона» трудно представить глубокое и всестороннее изучение антиобщественного поведения.

Чаще всего термин используется в социологии при исследовании социальных отклонений, иных социальных науках (уголовном, уголовно-ис-правительном праве), криминологии, которая, как известно, изучает специфическую область общественных отношений, связанных с причинами, условиями преступного поведения, их детерминантами, а также представляет собой целостную систему научных знаний о мерах предупреждения преступности. Различные по своим источникам, содержанию, механизму действия детерминанты преступности изучаются применительно ко всей совокупности преступлений; к их отдельным видам (группам, категориям); к индивидуальным актам преступного поведения4.

1 Криминогенный (спец.) — способный привести к преступлениям (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополн. М.: Азбуковик, 1997. С. 307); ...генный — вторая составная часть сложных прилагательных, обозначающая «связанный с происхождением» (Крысий Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М.: ЭКСМО, 2007. С. 189); Криминогенный —порождающий преступное поведение (Юридический словарь/ сост., предисл., прил. А.Ф. Никитина. М.: ОЛМА-ПРЕСС «Образование», 2005. С. 224. См. также: Аванесов Г.А. Криминология и социальная профилактика. М.: Академия МВД СССР, 1980. С. 174).

2 Современные тенденции в управлении: в 3-х кн. Кн. 1 /под ред. Г.И. Андреева, В А. Тихомирова. М.: Финансы и статистика, 2005. С. 21.

3 Малков В.Д. Криминология. М.: Академия управления МВД России, 2007. С. 25.

4 Энциклопедический юридический словарь / под общ. ред. В.Е. Крутских. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 1998. С. 157-158.

Этимологический смысл термина «криминогенная обстановка» в большей степени акцентирует внимание на выявлении причин и условий антиобщественного поведения, выявлении причинного комплекса совершения преступлений, на социальную профилактику. Именно этот термин подчеркивает специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер и преследующую цель противодействия преступности, прежде всего на основе выявления и устранения ее причин, условий, иных детерминант.

Такой подход к борьбе с преступностью, при котором во главу угла ставится задача предупреждения этого социально негативного явления, был «успешно» забыт, как справедливо замечает профессор В.З. Веселый, в первой половине 80-х годов прошлого века, когда советская система МВД ознаменовалась очередной реформой: ликвидируется служба профилактики, специализированные подразделения в уголовном розыске, штабы; создаются политчасти, служба дознания и специальная служба; численность заместителей начальника ограничивается тремя единицами; часть городских управлений внутренних дел ликвидируется, но одновременно создаются новые .

В настоящее время вопрос предупреждения преступности приобретает политическое звучание. Укрепление правопорядка не может рассматриваться субъектом управления только как ведомственная проблема, так как его состояние определяется множеством объективных факторов, лежащих вне сферы воздействия органов внутренних дел. Социальная природа преступности и ее причин соответственно определяет и социальный характер мер ее предупреждения.

Руководство МВД России отмечает, что на повестке дня реально стоит проблема создания государственной системы профилактики правонарушений2. Сегодня — это единственный путь снижения преступности в стране. Исходя из определенной иерархии целей государственного управления, построенной на принципе приоритета потребностей и интересов общества, указанная проблема как никогда актуальна. Поэтому вполне уместным и корректным автор считает рассмотрение понятия именно криминогенной обстановки в качестве термина, раскрывающего сущность правоохранительной деятельности, что только подчеркивает современные социальные ценности общества.

1 Веселый В.З. Формирование теории управления в сфере правоохранительной деятельности и совершенствование управленческой подготовки кадров органах внутренних дел. Дис. ... д-ра. юрид. наук. М.: Академия МВД СССР, 1988. С. 70.

2 В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 26 сентября 2005 г. № Пр-1564 приоритетным направлением в деятельности МВД РФ стало создание и внедрение государственной системы профилактики правонарушений в субъектах Российской Федерации, городах, районах, муниципальных образованиях, основы которой были разработаны и апробированы МВД России в 2004—2005 гг. в Уральском федеральном округе.

Соколов В.Л.*

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ

ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На сегодняшний день существует необходимость в комплексном правовом акте (например, утвержденная приказом МВД России «Концепция совершенствования нормативно-правового обеспечения управленческой деятельности органов внутренних дел»), в котором была бы закреплена система организации деятельности министерства и аппаратов управления МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, УВДТ, горрайли-норганов по осуществлению мониторинга применения юридических норм, анализу, оценке, выявлению потребности внесения изменений, как в собственные нормативные правовые акты, так и в целом в законодательство Российской Федерации по вопросам управления органами внутренних дел. Однако создание такой системы реагирования на изменения обстановки в сфере правового регулирования управленческой деятельности невозможно без соответствующего понятийного аппарата в области нормативно-право-вого обеспечения управления органами внутренних дел, требующего на сегодняшний день уточнения и качественного совершенствования.

Прежде всего, в этом документе, в разделе «Общие положения», на наш взгляд, должно быть дано научно обоснованное понятие того, что называется нормативно-правовым обеспечением управления органами внутренних дел и что является содержанием этого вида правового обеспечения управления органами внутренних дел.

Думается, что в таком правовом акте необходимо отметить, что норма-тивно-правовое обеспечение управления органами внутренних дел понимается в статическом и динамическом аспектах.

В статическом аспекте нормативно-правовое обеспечение управления органами внутренних дел тесно связано с понятиями «нормативно-правовое регулирование управления органами внутренних дел» и «нормативно-пра-вовые основы управления органами внутренних дел». В статическом аспекте нормативно-правовое обеспечение управления органами внутренних дел фактически синонимично нормативно-правовым основам управления органами внутренних дел. Отличие «нормативно-правового регулирования управления органами внутренних дел» в значительной степени заключается в том, что для регулирования важнейшее значение имеет регулировочная

* Адъюнкт дел Академии управления МВД России, подполковник внутренней службы. E-mail: sokolov vadim@list.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.