Научная статья на тему 'Криминогенная обстановка как объект познания'

Криминогенная обстановка как объект познания Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2065
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНАЯ ОБСТАНОВКА / КРИМИНОГЕННАЯ ОБСТАНОВКА / ЦЕЛЬ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ / OPERATIVE ENVIRONMENT / CRIME ENVIRONMENT / CRIME COUNTERACT GOALS / COGNITION OBJECT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ульянов А.Д., Абрамов А.В.

В статье анализируются вопросы, связанные с терминологией, которая характеризует состояние преступности, а также употребляется в ходе оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crime Environment as Cognition Object

The paper examines the issues of conceptual apparatus related to the terminology which characterize criminal situation and operative-service activity of internal affairs agencies.

Текст научной работы на тему «Криминогенная обстановка как объект познания»

А.Д. УЛЬЯНОВ,

старший преподаватель кафедры управления органами внутренних дел,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

А.В. АБРАМОВ,

заместитель начальника

Информационно-аналитического управления, кандидат юридических наук

(Следственный Департамент МВД России)

Криминогенная обстановка как объект познания

В статье анализируются вопросы, связанные с терминологией, которая характеризует состояние преступности, а также употребляется в ходе оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

Оперативная обстановка, криминогенная обстановка, цель противодействия преступности, объект познания во внутренней и внешней среде.

Для определения состояния преступности употребляется терминология, устоявшаяся и вроде бы не подлежащая обсуждению в силу ее очевидности. Речь идет о таких категориях, как «криминогенная обстановка» и «оперативная обстановка».

Чаще всего используется понятие «оперативная обстановка», которое стало в соответствующих нормативных и литературных источниках почти номенклатурной категорией.

Примеров употребления терминов в одинаковом контексте, но с различным смысловым значением можно привести множество, и не только из документов, распространенных в практике органов внутренних дел, но и из научных исследований, учебной литературы, нормативных актов. Так, например, в Инструкции о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений, утвержденной приказом МВД России от 17 января 2006 г. № 19 [1, п .5.2], наряду с термином «оперативная обстановка» в едином контексте упоминается «комплексный анализ и прогнозирование криминогенной обстановки». Неопределенность рассматриваемых понятий влечет произвольность толкования их содержания, что, в свою очередь, порождает подмену целостной характеристики неполным набором различных качеств, а также — невозможность проведения сравнительного анализа.

Проанализируем терминологическую разбросанность. В самой общей формулировке под оперативной обстановкой понимаются внешние и внутренние условия, в которых органы внутренних дел выполняют задачи борьбы с преступностью, обеспечения общественного

порядка и общественной безопасности — т. е. реализуют правоохранительную и правоприменительную функции.

С исторической точки зрения содержание данного понятия формировалось путем эволюции практики его применения. Причем, будучи заимствованным у военных лишь внешне, оно наполнялось специфическим ведомственным содержанием, и словом «оперативная» подчеркивалась ведомственная «окраска» обстановки деятельности, традиционно считающейся оперативной, иначе говоря, связанной с максимально быстрым раскрытием преступлений, розыском преступников [11, с. 15, 18].

Именно это обстоятельство позволило Ю.Е. Аврутину рассуждать о том, что понятие «оперативная обстановка» не совсем удачно, поскольку носит ведомственный характер; это обусловливает, с одной стороны, вычленение оперативной обстановки из реальной среды функционирования органов внутренних дел и отнесение к ней лишь определенного набора факторов, находящихся за пределами системы МВД, с другой — рассмотрение в качестве оперативной обстановки лишь отдельных элементов самой системы МВД, существующих как бы изолированно от внешней среды [8, с. 111—112].

Плодотворная попытка семантического, этимологического, исторического анализа понятия «оперативная обстановка» применительно к деятельности органов внутренних дел была предпринята О.З. Клушиным. Ссылаясь на Военный энциклопедический словарь, он заметил, что военная наука подводит понятие «обстановка» под свои интересы и подразумевает под этим термином «совокупность факторов и условий, в которых осуществляется подготовка и ведение операции (боя)». Следовательно, «... оперативная обстановка в общепринятом смысле — это какие-либо динамичные обстоятельства, факторы, положения, условия, требующие определенного, а в ряде случаев, неотложного реагирования» [12, с. 6].

В сегодняшних реалиях таких ситуаций достаточно много, и термин «оперативная об-

13

И <

ш о а С

и S а

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< I

14

становка» используется в различных сферах общественной жизни. Так, например, Типовая инструкция по охране труда для электромонтера оперативно-выездной бригады ТИ Р М-071-2002 предписывает электромонтеру действовать в соответствии с оперативной обстановкой, согласно местному оперативному плану пожаротушения [7, п. 5.3.3].

В Правилах безопасности при обогащении и брикетировании углей (сланцев) начальнику смены или мастеру до начала работы предписывается «ознакомиться с оперативной обстановкой в организации» [6, п. 158]. В соответствии с распоряжением Минтранса уполномоченным на то лицам необходимо установить «контроль за оперативной обстановкой на федеральных автомобильных дорогах» [5, п. 4.1].Этот термин также используется в документах, регламентирующих сферы здравоохранения, авиации и атомной энергетики, морского и речного транспорта, ЖКХ, Таможенного комитета, МЧС России [2; 3; 4]. Таким образом, мы наблюдаем распространение термина, который, будучи однажды сконструированным, стал, по выражению Г.В. Атаманчука, «самодавлеющим» и буквально всеми выдается за реально существующий и воспринимается как бы воплощенным в «документальную жизнь» [9, с. 27].

Можно ли найти в правоохранительной деятельности служб и подразделений органов внутренних дел свой, отвечающий всем сущностным признакам термин? Такой термин имеется, используется в научной литературе и практике деятельности органов внутренних дел; это — «криминогенная обстановка».

Этимология слова такова: криминогенный (спец.) — способный привести к преступлениям [16, с. 307]; — генный — вторая составная часть сложных прилагательных, обозначающая «связанный с происхождением» [13, с. 189]. Следовательно, под криминогенной обстановкой понимается совокупность (комплекс) процессов и факторов в определенный промежуток времени, влияющих на состояние и динамику преступности. Эта совокупность является своеобразным «фоном» общественного развития, на котором происходят (под воздействием антикриминогенных и криминогенных факторов) количественные и качественные изменения в преступности. Фактор рассматривается как причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характерные черты [14, с. 21]. Он означает лишь то, что представляющее криминологический интерес явление имеет определенное значение, влияет на ход и результаты какого-то процесса. Без такого «средового фона» трудно представить глубокое и всестороннее изучение антиобщественного поведения [15, с. 25].

Основными факторами внешней среды, значимыми для организации деятельности территориальных органов внутренних дел, являются правонарушения, причины, их обусловливающие, и условия, их порождающие. Смысл термина «криминогенная обстановка» в большей степени характеризует выявление причин и условий совершения преступлений, а также антиобщественного поведения, и вместе с тем социальную профилактику. Именно этот термин обозначает специфическую область социального регулирования, управления и контроля, имеющую многоуровневый характер, где преследуется цель противодействия преступности, прежде всего на основе выявления и устранения ее причин, условий, иных детерминант.

В настоящее время проблема предупреждения преступности приобретает политическую окраску. Укрепление правопорядка не может рассматриваться субъектом управления только как ведомственная проблема, так как его состояние определяется множеством объективных факторов, лежащих вне сферы воздействия органов внутренних дел. Социальная природа преступности и ее причин определяет и социальный характер мер ее предупреждения. Поэтому вполне уместно и корректно рассматривать криминогенную обстановку в качестве термина, раскрывающего объект познания при анализе состояния преступности и факторов, ее обусловливающих, что только подчеркивает современные социальные ценности и приоритеты общества.

Для того чтобы наполнить содержанием объект познания — криминогенную обстановку, отметим, что любая социальная система находится и функционирует в среде, которую принято дифференцировать как внутреннюю и внешнюю, которая характеризуется многокомпо-нентностью, ростом сложности, подвижности, неопределенности, нарастающей взаимосвязанностью факторов таким образом, что изменение хотя бы одного из них влечет изменение многих других факторов.

Объектом познания внешней среды в сфере правоохранительной деятельности органов внутренних дел является антиобщественная деятельность. Информация о ней должна быть предметной и отражать различные показатели преступности (преступления, правонарушения, лица, их совершившие, потерпевшие): объем, уровень, динамику, структуру, интенсивность — коэффициенты преступлений и преступников, административных правонарушителей, детерминированность — связь преступности с иными социальными явлениями. К этому виду информации следует отнести и сведения о факторах внешней среды, которые не входят в объект непосредственного воздействия органа внут-

ренних дел, но оказывают на него прямое или косвенное воздействие: по литико-правовые, социально-экономические и социально-демографические, социокультурные и этнопсихологические, состояние общественного мнения и другие региональные процессы, имеющие отношение к активному противодействию преступности, иными словами, отвечать на вопросы: кто, когда и где совершает преступления? в связи с чем люди становятся на преступный путь? каковы обстоятельства, ситуации и мотивы совершения преступлений? в чем заключаются причины и какие условия способствуют совершению преступных деяний?

Внешняя среда выступает определяющей, исходя из важнейшего постулата криминологии о том, что преступность представляет собой социальное явление. Независимо от органов внутренних дел, она формирует основу управления и объективно определяет характер и направленность их деятельности. Однако это не исключает, а, напротив, предполагает наличие достоверной информации о внутренней среде — органе внутренних дел в целом, его организации, результатах работы подразделений, отдельных сотрудников. При этом внутренняя среда рассматривается как подвижная, динамическая часть организации, которая для обеспечения эффективного функционирования организации должна чутко реагировать на факторы внешней среды.

Внутренняя среда производна. Организационно-структурные перестройки, изменения функций, направлений работы органов внут-ренних дел, выбор форм и методов предопределяются прежде всего реальными социальными явлениями, которым присущи свои объективные закономерности. Но и внутренняя среда (ресурсное обеспечение, активная работа по раскрытию и расследованию преступлений, соблюдение дисциплины и законности в оперативно-служебной деятельности и иные факторы, непосредственно характеризующие систему органа), в свою очередь оказывает в определенной мере влияние на внешние условия, способствуя укреплению правопорядка на обслуживаемой органом территории.

В социальных системах «.внутренняя среда может быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации» [10, с. 189]. Дело в том, что подчас отдельные субъективные факторы внутренней среды могут оказывать на организацию более

разрушительное воздействие, чем все факторы внешней среды: например, неумелое руководство, нарушения дисциплины и законности, коррупция, конфликты в коллективе, взаимное «подсиживание», доносительство способны в короткий срок так дезорганизовать работу органа внутренних дел, что ему станет просто не до того, чтобы обеспечивать правопорядок на территории.

Справедливо звучат слова Министра внутренних дел генерал-полковника полиции В.А. Колокольцева, произнесенные им в одном из интервью: «... Объявлять в наших условиях вотум недоверия целому поколению сотрудников МВД — это не только безнравственно. Это еще и смертельно опасно... Почуяв уход из полиции опытных кадров, криминал поднимет голову. На улицы страшно будет выходить».

Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что основное назначение (цель) познания криминогенной обстановки заключается в ясном понимании тенденций в развитии преступности, выявлении причин и условий совершения противоправных деяний и административных правонарушений, а также в своевременном определении узловых проблем организации деятельности органов и подразделений внутренних дел на приоритетных направлениях обеспечения правопорядка, грамотном сочетании форм и методов предупредительно-профилактической деятельности в целях выработки управленческих решений в сфере правоохранительной деятельности на подведомственной территории.

Анализ криминогенной обстановки дает возможность оценки фактического состояния преступности и охраны общественного порядка; выявления объективных и субъективных факторов, обусловливающих это состояние; установления городов, районов и других административно-территориальных единиц со сложной обстановкой и обнаружения причин этого осложнения; формирования на основе анализа и оценки выводов для принятия управленческих решений.

В совокупности познание внешней и внутренней среды отражает картину криминогенной обстановки на территории, степень эффективности (результативности) работы органов внутренних дел в предупреждении, раскрытии и расследовании преступлений, а также реальные потребности в оперативно-служебной, процессуальной деятельности с точки зрения их дальнейшего совершенствования.

15

Список литературы

и <

ш о а С

и S а

и и

У S

I—

о <

о ^

о н

и

о X

< I

1. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 (в ред. от 30 декабря 2011 г.).

2. О работе топливно-энергетического и жилищно-коммунального хозяйства города в зимних условиях 1999-2000 гг.: постановление Правительства Москвы от 15 февраля 2000 г. № 116. URL: http://www.gvir.ru/ lawhouse/n20/gdi20844.htm (дата обращения: 22.05.2013).

3. О внесении дополнений в квалификационный справочник должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации: приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2007 г. № 261 // СПС Консультант-Плюс.

4. Об утверждении Плана действий Федерального агентства морского и речного транспорта в кризисных ситуациях: распоряжение Федерального агентства морского и речного транспорта от 3 октября 2005 г. № АД-268-р. URL: http://zakon.law7.ru/ base40/part7/d40ru7888.htm (дата обращения: 22.05.2013).

5. О подготовке федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений к работе в период прохождения весеннего паводка 2004 года и проверке уровня их содержания: распоряжение Минтранса РФ от 28 января 2004 г. № ИС-37-р. Официальный сайт Федерального дорожного агентства Министерства транспорта Российской Федерации. URL: http://rosavtodor.ru (дата обращения: 22.05.2013).

6. Об утверждении Правил безопасности на предприятиях по обогащению и брикетированию углей (сланцев): постановле-

ние Госгортехнадзора РФ от 30 мая 2003 г. № 46. URL: http://ohranatruda.ru/ot_biblio/ normativ/data_normativ/39/39926/index.php (дата обращения: 22.05.2013).

7. Типовая инструкция по охране труда для электромонтера оперативно-выездной бригады ТИ Р М-071-2002 (утв. Минэнерго РФ 25 июля 2002 г., Минтрудом РФ 2 августа 2002 г.). URL: http://ohranatruda.ru/ ot_biblio/normativ/data_normativ/42/42097/ index.php (дата обращения: 22.05.2013).

8. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: государственно-правовые, социальные и организационные аспекты изучения, оценки, проектирования: автореф. дис. ... докт. юрид. наук. СПб., 1998.

9. Атаманчук Т.В. Теория государственного управления: курс лекций 4-е изд., стер. М., 2006.

10. Виханский О. С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник. 3-е изд. М., 2000.

11. Ипакян А.П. Оперативная обстановка: методологические вопросы моделирования: учеб. пособ. М., 1982.

12. Клушин О.З. Оперативная обстановка: понятие, анализ, прогноз: учеб. пособ. М., 2010.

13. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. М., 2007.

14. Современные тенденции в управлении: учеб. пособ. / под ред. Г.И. Андреева, В.А. Тихомирова. В 3-х кн. М., 2005. Кн. 1.

15. Малков В.Д. Криминология: учебник. М., 2007.

16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / 4-е изд., доп. М., 1997.

E-mail: arka-72@mail.ru.

Тел.: 8 (499) 745-95-18.

16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.